Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Совершенствование выразительности речи младших школьников в процессе изучения темы «Предложение»

Работа №98775

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы64
Год сдачи2017
Стоимость4310 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
198
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ «ПРЕДЛОЖЕНИЕ» 6
1.1. Психолого-педагогические основы совершенствования
выразительности речи младших школьников 6
1.2. Лингвистические основы совершенствования выразительности
речи младших школьников в процессе изучения темы «Предложение».. 15
1.3. Методические основы совершенствования выразительности речи
младших школьников в процессе изучения темы «Предложение» 21
1.3.1. Методы и приемы совершенствования выразительности речи
детей младшего школьного возраста 21
1.3.2. Анализ программ и учебников по русскому языку для начальной
школы с точки зрения возможности совершенствования выразительности речи младших школьников 30
ГЛАВА 2. ПРОЕКТИРОВОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ «ПРЕДЛОЖЕНИЕ» 37
2.1. Диагностика сформированности выразительности речи детей
младшего школьного возраста 37
2.2. Комплекс упражнений, направленный на совершенствование
выразительности речи младших школьников в процессе изучения темы «Предложение» 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 56


Одной из важнейших и актуальных проблем современной методики преподавания русского языка в начальных классах является проблема развития речи младших школьников. Во время изучения школьниками родного языка одной из главных задач педагога является задача формирования и развития у детей правильной, выразительной, чистой речи.
Развитие связной речи - ведущее направление обучения родному языку в начальных классах. Оно охватывает все стороны речевой деятельности обучающихся. Программой предусматривается приобретение школьниками элементарных знаний о речи: устная и письменная, диалогическая и монологическая. Однако важнейшей задачей является развитие умения осуществлять все виды речевой деятельности, что и отмечается в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования общеобразовательной школы. Работа над правильным произношением, четкостью и выразительностью устной речи, над обогащением словаря, правильным и точным употреблением слова, над словосочетанием и связным высказыванием, над орфографически грамотным письмом должна стать основой каждого урока.
Работа по развитию речи младших школьников включает следующие направления: совершенствование звукопроизношения обучающихся и повышения их речевой культуры; обогащение, уточнение и активизация словарного запаса младших школьников; умение употреблять слова в свойственном для них значении, пользоваться выразительными средствами языка в зависимости от ситуации и цели высказывания; последовательно и логично излагать мысли; совершенствование грамматического строя речи детей; усвоение важнейших этических правил общения, развитие выразительности речи. Эти направления работы по развитию речи составляют основу для формирования у младших школьников речевой компетентности.
Проблема развития выразительности речи обучающихся младших классов приобретает сегодня первостепенное значение. Только развитая выразительная речь позволит обучающимся свободно и эффективно общаться с окружающими людьми в различных коммуникативных ситуациях, точно и лаконично выражать свои мысли и чувства, понимать собеседника. Выразительность речи является показателем качественной, эмоционально богатой речи. Формирование у младших школьников умений и навыков пользоваться языковыми средствами в процессе восприятия, понимания и продуцирования текстов устной и письменной форм является ведущей целью обучения русскому языку. От того, как ученик владеет этими формами речевой деятельности, зависит его внутренняя культура, нравственные убеждения и эстетические идеалы.
Анализ достижений в области развития выразительности речи в период ознакомления с предложением показывает, что усилия ученых направлены, прежде всего, на разработку теоретических (лингвистических и психологических) основ данной работы, на совершенствование методики обучения и на определение содержания обучения (знаний и речевых умений) на разных его этапах. Но, несмотря на то что многие ученые занимались данной проблемой, вопрос о системном построении работы по развитию выразительности речи в период изучения темы «Предложение» по-прежнему остается актуальным.
Объект исследования - процесс совершенствования выразительности речи детей младшего школьного возраста в процессе изучения темы «Предложение».
Предмет исследования - комплекс упражнений, направленный на совершенствование выразительности речи младших школьников в процессе изучения темы «Предложение».
Таким образом, цель исследования - на основе анализа теоретических и эмпирических данных разработать комплекс упражнений, направленный на совершенствование выразительности речи младших школьников в процессе изучения темы «Предложение».
В соответствии с целью были сформулированы следующие задачи:
1. Рассмотреть психолого-педагогические основы
совершенствования речи детей младшего школьного возраста.
2. Проанализировать лингвистические основы совершенствования выразительности речи младших школьников.
3. Изучить методические основы совершенствования
выразительности речи детей младшего школьного возраста.
4. Организовать и провести диагностику сформированности выразительности речи детей младшего школьного возраста.
5. Подобрать комплекс упражнений, направленный на совершенствование выразительности речи младших школьников в процессе изучения темы «Предложение».
Методы исследования:
1) анализ психолого-педагогической, лингвистической и
методической литературы по теме исследования;
2) диагностическое исследование;
3) качественный и количественный анализ полученных данных.
Структура ВКР: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В рамках данной работы нами была поставлена цель - на основе анализа теоретических и эмпирических данных разработать комплекс упражнений, направленных на совершенствование выразительности речи младших школьников в процессе изучения темы «Предложение».
Для достижения поставленной цели мы поэтапно реализовали теоретические и практические задачи. Теоретический анализ литературы показал, что младший школьный возраст представляет собой возраст достаточно заметного формирования личности.
Проанализировав понятие выразительности речи, мы установили, что под ней понимают особенности ее структуры, которые поддерживают внимание и интерес у слушателя или читателя. Показателями выразительности речи выступает ряд критериев, среди которых можно выделить хорошее знание выразительных возможностей языка, использование разнообразных интонаций, умение расставлять паузы, умение вызвать реакцию у слушателя. При развитии выразительности речи можно использовать разнообразные методы и приемы, в частности упражнения на построение предложений, составление предложений по вопросам учителя, составление предложений, по опорным словам, словосочетаниям, работа с деформированным предложением. Также эффективны для развития выразительности речи упражнения на составление предложений или словосочетаний по опорным вопросам и рисункам. Анализ современных учебников русского языка показал, что упражнений на развитие выразительности крайне мало, упражнения представлены бессистемно, наибольший пласт упражнений приходится на 4 класс.
Проектировочная работа проводилась в 3 «В» классе МКОУ СОШ № 29 г Ревда. В классе 21 ученик. Прежде всего, мы провели диагностику сформированности выразительности речи детей младшего школьного возраста. В данном классе реализуется программа «Перспектива» авторов Л.Ф Климанова, Т.В Бабушкина. На первом этапе исследования, направленного на определение уровня выразительности письменной речи, обучающимся предстояло написать сочинение на тему «Птицы у кормушки». Задача учеников состояла в описании трех птиц: синицы, воробья и снегиря. В результате выполнения данной работы все обучающиеся справились с поставленными задачами.
Большинство обучающихся демонстрируют низкий уровень сформированности выразительности речи. Дети использовали по большей части однородные члены предложений, нечасто использовали эмоциональную окраску типов предложений, редко использовали лексические средства выразительности, не пытались использовать сравнение, синонимы, антонимы в своей письменной речи.
Целью следующего этапа работы стало совершенствование выразительности речи младших школьников в процессе изучения темы «Предложение». Для этого нами был разработан комплекс упражнений. В процессе реализации данных упражнений обучающиеся приобретут следующие конкретные умения и навыки:
самостоятельно находить и распознавать выразительные языковые средства в слове, в предложении, тексте;
осознанно применять выразительные средства для развития собственной монологической устной и письменной речи;
обогащение словарного запаса;
умение работать с книгой.
Процесс работы над предложением с использованием разнообразных видов заданий не рекомендуется ограничивать рамками учебника. Целесообразно использовать газетные, художественные тексты, материал учебников по другим школьным предметам. Анализ программы по русскому языку, изучение стандартов второго поколения, ознакомление с новыми требованиями к речи обучающихся позволили сделать вывод о том, что овладение синтаксической единицей высшего уровня - предложением является значимым этапом в процессе развития связной речи младших школьников, способствует осознанию функций и функционирования членов предложения, является базой для изучения сложного предложения, помогает обучающимся ориентироваться в области лексической семантики.


1. Алексеева М.М., Яшина Б.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников [Текст] : Учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений. - 3-е изд. - М. : Издательский центр «Академия», 2000.
- 400 с.
2. Антипова, А. М. Направления исследований по интонации в современной лингвистике [Текст] / А. М. Антипова // Вопросы языкознания.
- 1986. - №1. - С. 122-132.
3. Ахманова, О. С. Словарь лингвистических терминов [Текст] / О. С.Ахманова. - М. : Либроком, 2016. - 576 с.
4. Бабич Н. Д. Основы культуры речи / Н. Д. Бабич. - Львов : Мир, 1990. - 280 с.
5. Богданова, А. В. Совершенствование интонационных умений младших школьников: функциональный подход [Текст] / А. В. Богданова // Учитель. - 2014. - №1. - С. 44-47.
6. Богданова, А. В. Обучение младших школьников диалогу: интонационный аспект [Текст] : Монография. - М. : Экон-информ, 2014. - 105 с.
7. Бондаренко, А. А. Формирование навыков литературного произношения у младших школьников [Текст] / А. А. Бондаренко, М. Л. Каленчук. - М. : Просвещение, 2011. - 144 с.
8. Бондарко, Л. В., Вербицкая, Л. А., Гордина, М. В. Основы общей фонетики [Текст] / Л. В. Бондаренко, Л. А. Вербицкая, М. В. Гордина. - СПб. : Филологический факультет СПбГУ, 2004. - 160 с.
9. Боришевский, М. И. Развитие саморегуляции поведения
школьников [Текст] : Дис. в форме науч. доклада ... д.п.н.; 19.00.07 /
М. И. Боришевский. - Москва, 1990. - 77 с.
10. Брандес, М. П. Стилистика текста [Текст] / М. П. Брандес. - М .: Прогресс-Традиция; ИНФРА-М, 2004. - 416 с.
11. Брызгунова, Е. А. Интонация и синтаксис [Текст] / Р. К. Потапова, В. В. Потапов // Речевая коммуникация: От звука к высказыванию. - М. : Языки славянских культур, 2012. - С. 409-438.
12. Васильева, А. Н. Курс лекций по стилистике русского языка. [Текст] / А. Н. Васильева. - М. : КомКнига, 2005. - 242 с.
13. Винарская, Е. Н. Выразительные средства текста (на материале русской поэзии) [Текст] / Е. Н. Винарская. - Воронеж : ВГУ 2003. - 170 с.
14. Виноградов, В. В. Стилистика. Теория художественной речи. Поэтика [Текст] / В. В. Виноградов. - М. : Просвещение, 1963. -256 с.
15. Винокур, Т. Г. Монологическая речь [Текст] /
Лингвистический энциклопедический словарь. - М.: Большая российская энциклопедия, 2002. С. 310 311.
16. Выготский, Л. С. Психология развития человека. М.: Смысл; Эксмо, 2006. — 1136 с.
17. Гальперин, И. Р. Текст как объект лингвистического исследования. [Текст] Изд. 4-е, стереотипное. М: КомКнига, 2006. - 144 с.
18. Гербова, В. В. Коммуникация. Развитие речи и общения детей в подготовительной к школе и группе детского сада. [Текст] / В. В. Гербова. - М.: Мозаика-Синтез, 2013. - 112 с.
19. Головин, Б. Н. Основы культуры речи 2-е изд., испр. — М.: Высшая школа, 1988. — 320 с.
20. Горбушина, Л.А. Выразительное чтение и рассказывание детям дошкольного возраста: Учеб. пособие для учащихся пед.уч-щ по спец. «Дошкольное воспитание» / Л. А. Горбушина, А. П. Николаичева. - М.:. Просвещение, 1985. - 175 с.
21. Горбушина, Л. А. Николаичева, А. П. Выразительное чтение и рассказывание детям дошкольного возраста [Текст]: Учебное пособие для учащихся педагогических специальностей. - М. : Просвещение, 2012. - 144 с.
22. Горелов, И. Н., Седов, К. Ф. Основы психолингвистики [Текст] : Учебное пособие. - Изд. 4-е, перераб. и доп. М. : Издательство ''Лабиринт '' - М., 2010-320 с.
23. Гризик, Т.И. Говорим правильно. Беседуем и рассказываем [Текст]: Пособие для детей 5—6 лет. - М.: Просвещение, 2013. - 40 с.
24. Давыдов, В. В. Лекции по общей психологии 2е изд. — М. : Академия, 2008. — 176 с.
25. Дмитриева, Е. Д. Выразительное чтение / Е. Д. Дмитриева. - М. : Просвещение, 1975. - 144 с.
26. Ерофеева, Т. Н. Описание педагогического опыта по формированию навыков выразительности чтения у младших школьников посредством упражнений развивающего характера [Текст] // Молодой ученый. — 2014. — №2. — С. 753-755.
27. Жеребило,Т. В. Словарь лингвистических терминов [Текст] /Т. В. Жеребило. - Изд. 5-е, испр. и доп. — Назрань: Изд-во «Пилигрим», 2010. - 486 с.
28. Зверева, Е. Н. Основы культуры речи. Теоретический курс / Е. Н. Зверева. - М. : Изд. Центр ЕАОИ, 2008. - 219 с.
29. Зимняя, И.А. Основы теории речевой деятельности [Текст]. -М. : 83 Просвещение, 1974. 118 с.
30. Зиндер, Л. Р. Общая фонетика и избранные статьи: учебное пособие [Текст]. - 2-е изд., испр. и доп. - СПб: Филологический факультет СПбГУ; М. : Издательский Центр Академия, 2007. - 574 с.
31. Зиновьева, Т .И. Работа над интонацией в период обучения грамоте: Монография. [Текст]-М. : Экон-информ, 2013.-163 с.
32. Иванова-Лукьянова, Г. Н. Культура устной речи: интонация, па- узирование, логическое ударение, темп, ритм. [Текст] - М. , 2004. - с. 200.
33. Изотова, Н. В. Диалог и монолог как формы речи: сравнительная характеристика [Текст] // Известия Южного федерального университета. Филологические науки. - 2012. - № 1 С. 60 66.
34. Коростелева, Е. Ю. Система технологической подготовки учителей по развитию речи младших школьников [Текст] // Вектор науки ТГУ. - 2010. - №3. - С. 319-321.
35. Капская, А. И. Выразительное чтение / А. И. Капская, - К. : Высшая школа, 1986. - 168 с.
36. Качанчук, Т. Е. Паралингвистический контекст речевого поведения персонажей в текстах для детей (на материале рассказов В. Драгунского) // Детское чтение: содержание, организация, функции: сб. науч. ст. Волгоград: Перемена, 2006. С. 54-61.
37. Климанова, Л. Ф. , Бабушкина, Т. В. Уроки русского языка. 2 класс Методическое пособие. — М. : Просвещение, 2008. — 112 с.
38. Климанова , Л. Ф. , Бабушкина, Т. В. Уроки русского языка. 3 класс М. : Просвещение, 2009. — 128 с.
39. Колшанский, Г. В. Паралингвистика. М.: Наука, 1974
Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии СПб. : Питер, 2003. — 713 с.
40. Кочан, М. И. , Токарская, А. С. Культура родного языка: Сборник упражнений и задач. - Львов: Мир, 1996.
41. Культура профессионального речи: учеб.пособ. для студ. Вузов / под ред. Н.Д. Бабич. - Черновцы: Книги-XXI, 2005. - 572 с.
42. Культура речевого общения детей дошкольного возраста / А. М. Богуш, Е. П. Аматьева, С. К. Хаджирадева.— Х.: Вид-во «Ранок», 2011.— 288 с. —
43. Ладыженская, Т. А. Детская риторика в рассказах и рисунках: учебная тетрадь для 4 класса: в 2 ч. [Текст] / Т. А. Ладыженская [и др.] ; под ред. Т. А. Ладыженской. - М. :Ювента : Баласс, 2011.
44. Ладыженская, Т. А. и др. Детская риторика в рассказах и рисунках: 1 класс. [Текст]: Методические рекомендации. - 2-е изд., перераб. - М. : Баласс, 2004. - 96 с.
45. Ладыженская, Т. А. Связная речь [Текст] // Методика развития речи на уроках русского языка. - М. : Просвещение, 1980. - 222с.
46. Леонтьев, А. А. Основы психолингвистики 4-е изд-е. — М. : Смысл, 2005. — 310 с.
47. Леонтьев, А. Н. Деятельность. Сознание. Личность М. : Смысл; Академия, 2004. — 352 с.
48. Леонтьев, А. Н. Избранные психологические произведения. Том 1
49. Леонтьев, А. А. Основы психолингвистики [Текст] / А. А. Леонтьев. - М. : Академия, 2010. - 230 с.
50. Лурия, А. Р. Психологическое наследие: Избранные труды по общей психологии под ред. Ж. М. Глозман, Д. А. Леонтьева, Е. Г. Радковской. — М. : Смысл, 2003. — 431 с.
51. Львов, М. Р. и др. Методика преподавания русского языка в начальных классах: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений [Текст] / М .Р. Львов, В. Г. Горецкий, О. В. Сосновская. - М. : Издательский центр «Академия», 2012. - 464 с.
52. Люблинская, А. А. Детская психология Учебное пособие для студентов педагогических ин-тов. М. : «Просвещение», 1971.
53. Матюхина, М. В. Психология обучения: Материалы к курсу лекций Матюхииа М. В. Психология обучения: Материалы к курсу лекций но пед. психол.— Волгоград: Перемена, 1996. — 52 с.
54. Методика преподавания русского языка в начальных классах: учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / М. Р. Львов, В. Г. Горецкий, О. В. Сосновская. - 3-е изд., стер. - М. : Издательский центр «Академия», 2007. - 464 с. Соловейчик М .С., Кузьменко Н. С. «К тайнам нашего языка: 3 класс: Учебник русского языка» Часть I - Смоленск: «Ассоциация XXI век», 2008.
55. Николаева, Т. М. Фразовая интонация славянских языков [Текст] / Т. М. Николаева. - М. : Наука. 1977. -278 с.
56. Пазова, Л. М. К вопросу о методах формирования звуковой культуры речи младших школьников. [Текст] / Л. М. Пазова, И. В. Щербашина // Новые технологии. - 2010. - Выпуск № 4. - С. 28 - 37.
57. Пасынок, В. Г. Основы культуры речи. Учеб.пособие / В. Г. Пасынок. - Харьковский национ.универс. им. В.Н.Каразина. - 2009. - 186 с.
58. Пентилюк, М. И. Культура речи и стилистика. Пробный учебник для гимназий. - К. : Башня, 1994.- 432 с.
59. Петрянкина, В. И. Интонация [Текст] // Современный русский язык. Учебник: Фонетика. Лексикология. Словообразование. Морфология. Синтаксис / под ред. Л. А. Новикова. - СПб. : Изд-во «Лань», 2008. - С. 122- 147.
60. Пиаже Жан, Теория, эксперименты, дискуссии Сборник статей. — М. : Гардарики, 2001. — 624 с.
61. Плотникова, С. В. Развитие лексикона ребенка [Текст] / С.В. Плотникова. - М. : Флинта, 2011. - 224 с.
62. Рибо, Т. А. Эволюция общих идей Пер. с фр. Изд. 2-е. — М. : Издательство ЛКИ, 2007. — 224 с.
63. Сапунова, Е. М. Неподготовленное чтение как вид речевой деятельности и тип устного спонтанного монолога [Текст]: дис. канд. пед. наук (10.02.01) / Е. М. Сапунова. - СПб. :СПГУ, 2010. - 237 с.
64. Современный русский язык [Текст] / под ред. П. А. Леканта. - М. : Юрайт, 2015. - 496 с.
65. Соловейчик, М. С., Кузьменко, Н. С. К тайнам нашего языка: Методические рекомендации к учебнику и тетрадям-задачникам по русскому языку для 2 класса четырёхлетней начальной школы. Пособие для учителя. - 3-е изд., дораб. - Смоленск: Ассоциация XXI век, 2004.
66. Стародубова, Н. А. Теория и методика развития речи дошкольников [Текст] / Н. А. Стародубова. - М. : Академия, 2012. - 256 с.
67. Степихов, А. А. Соотношение синтаксического и интонационного членения в спонтанном монологе [Текст]: дисс. канд. пед. наук (10.02.01) / А. А. Степихов. - СПб. : СПГУ, 2010. - 334 с.
68. Торсуева, И. Г. Интонация и смысл высказывания [Текст] / И. Г. Торсуева. - М. : Книжный дом «Либроком», 2010. - 112 с.
69. Ушакова, О. С. Теория и практика развития речи дошкольников [Текст] / О. С. Ушакова. - М. - 2010.
70. Ушакова, Ю. А. Развитие устной монологической речи учащихся на минутке чистописания в первом классе [Текст] // Журнал «Концепт». - 2014. - № 32. - С. 56-69.
71. Черемисина, Н. В. Русская интонация: поэзия, проза, разговорная речь- М. : Рус. яз., 1989. — 240 с.
72. Щерба, Л. В. Избранные работы по русскому языку М. :
Учпедгиз, 1957. — 188 с.
73. Эльконин, Д. Б. Детская психология М. : Академия, 2007. - 384 с.
74. Эриксон, Э. Детство и общество Летний сад, 2010. — 416 с.
75. Якубинский, Л. П. О диалогической речи [Текст] // Избранные работы. Язык и его функционирование / отв. ред. А. А. Леонтьев.-М. , 1986.- С. 17-42.
76. Яшина, В. И., Алексеева, М. М. Теория и методика развития речи детей [Текст]: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / В. И. Яшина, М. М. Алексеева; под общ.ред. В. И. Яшиной. — 4-е изд., перераб. и доп. - М. : Издательский центр «Академия», 2013. — 448 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ