Совершенствование выразительности речи младших школьников в процессе изучения темы «Предложение»
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ «ПРЕДЛОЖЕНИЕ» 6
1.1. Психолого-педагогические основы совершенствования
выразительности речи младших школьников 6
1.2. Лингвистические основы совершенствования выразительности
речи младших школьников в процессе изучения темы «Предложение».. 15
1.3. Методические основы совершенствования выразительности речи
младших школьников в процессе изучения темы «Предложение» 21
1.3.1. Методы и приемы совершенствования выразительности речи
детей младшего школьного возраста 21
1.3.2. Анализ программ и учебников по русскому языку для начальной
школы с точки зрения возможности совершенствования выразительности речи младших школьников 30
ГЛАВА 2. ПРОЕКТИРОВОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ «ПРЕДЛОЖЕНИЕ» 37
2.1. Диагностика сформированности выразительности речи детей
младшего школьного возраста 37
2.2. Комплекс упражнений, направленный на совершенствование
выразительности речи младших школьников в процессе изучения темы «Предложение» 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 56
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ «ПРЕДЛОЖЕНИЕ» 6
1.1. Психолого-педагогические основы совершенствования
выразительности речи младших школьников 6
1.2. Лингвистические основы совершенствования выразительности
речи младших школьников в процессе изучения темы «Предложение».. 15
1.3. Методические основы совершенствования выразительности речи
младших школьников в процессе изучения темы «Предложение» 21
1.3.1. Методы и приемы совершенствования выразительности речи
детей младшего школьного возраста 21
1.3.2. Анализ программ и учебников по русскому языку для начальной
школы с точки зрения возможности совершенствования выразительности речи младших школьников 30
ГЛАВА 2. ПРОЕКТИРОВОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ «ПРЕДЛОЖЕНИЕ» 37
2.1. Диагностика сформированности выразительности речи детей
младшего школьного возраста 37
2.2. Комплекс упражнений, направленный на совершенствование
выразительности речи младших школьников в процессе изучения темы «Предложение» 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 56
Одной из важнейших и актуальных проблем современной методики преподавания русского языка в начальных классах является проблема развития речи младших школьников. Во время изучения школьниками родного языка одной из главных задач педагога является задача формирования и развития у детей правильной, выразительной, чистой речи.
Развитие связной речи - ведущее направление обучения родному языку в начальных классах. Оно охватывает все стороны речевой деятельности обучающихся. Программой предусматривается приобретение школьниками элементарных знаний о речи: устная и письменная, диалогическая и монологическая. Однако важнейшей задачей является развитие умения осуществлять все виды речевой деятельности, что и отмечается в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования общеобразовательной школы. Работа над правильным произношением, четкостью и выразительностью устной речи, над обогащением словаря, правильным и точным употреблением слова, над словосочетанием и связным высказыванием, над орфографически грамотным письмом должна стать основой каждого урока.
Работа по развитию речи младших школьников включает следующие направления: совершенствование звукопроизношения обучающихся и повышения их речевой культуры; обогащение, уточнение и активизация словарного запаса младших школьников; умение употреблять слова в свойственном для них значении, пользоваться выразительными средствами языка в зависимости от ситуации и цели высказывания; последовательно и логично излагать мысли; совершенствование грамматического строя речи детей; усвоение важнейших этических правил общения, развитие выразительности речи. Эти направления работы по развитию речи составляют основу для формирования у младших школьников речевой компетентности.
Проблема развития выразительности речи обучающихся младших классов приобретает сегодня первостепенное значение. Только развитая выразительная речь позволит обучающимся свободно и эффективно общаться с окружающими людьми в различных коммуникативных ситуациях, точно и лаконично выражать свои мысли и чувства, понимать собеседника. Выразительность речи является показателем качественной, эмоционально богатой речи. Формирование у младших школьников умений и навыков пользоваться языковыми средствами в процессе восприятия, понимания и продуцирования текстов устной и письменной форм является ведущей целью обучения русскому языку. От того, как ученик владеет этими формами речевой деятельности, зависит его внутренняя культура, нравственные убеждения и эстетические идеалы.
Анализ достижений в области развития выразительности речи в период ознакомления с предложением показывает, что усилия ученых направлены, прежде всего, на разработку теоретических (лингвистических и психологических) основ данной работы, на совершенствование методики обучения и на определение содержания обучения (знаний и речевых умений) на разных его этапах. Но, несмотря на то что многие ученые занимались данной проблемой, вопрос о системном построении работы по развитию выразительности речи в период изучения темы «Предложение» по-прежнему остается актуальным.
Объект исследования - процесс совершенствования выразительности речи детей младшего школьного возраста в процессе изучения темы «Предложение».
Предмет исследования - комплекс упражнений, направленный на совершенствование выразительности речи младших школьников в процессе изучения темы «Предложение».
Таким образом, цель исследования - на основе анализа теоретических и эмпирических данных разработать комплекс упражнений, направленный на совершенствование выразительности речи младших школьников в процессе изучения темы «Предложение».
В соответствии с целью были сформулированы следующие задачи:
1. Рассмотреть психолого-педагогические основы
совершенствования речи детей младшего школьного возраста.
2. Проанализировать лингвистические основы совершенствования выразительности речи младших школьников.
3. Изучить методические основы совершенствования
выразительности речи детей младшего школьного возраста.
4. Организовать и провести диагностику сформированности выразительности речи детей младшего школьного возраста.
5. Подобрать комплекс упражнений, направленный на совершенствование выразительности речи младших школьников в процессе изучения темы «Предложение».
Методы исследования:
1) анализ психолого-педагогической, лингвистической и
методической литературы по теме исследования;
2) диагностическое исследование;
3) качественный и количественный анализ полученных данных.
Структура ВКР: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.
Развитие связной речи - ведущее направление обучения родному языку в начальных классах. Оно охватывает все стороны речевой деятельности обучающихся. Программой предусматривается приобретение школьниками элементарных знаний о речи: устная и письменная, диалогическая и монологическая. Однако важнейшей задачей является развитие умения осуществлять все виды речевой деятельности, что и отмечается в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования общеобразовательной школы. Работа над правильным произношением, четкостью и выразительностью устной речи, над обогащением словаря, правильным и точным употреблением слова, над словосочетанием и связным высказыванием, над орфографически грамотным письмом должна стать основой каждого урока.
Работа по развитию речи младших школьников включает следующие направления: совершенствование звукопроизношения обучающихся и повышения их речевой культуры; обогащение, уточнение и активизация словарного запаса младших школьников; умение употреблять слова в свойственном для них значении, пользоваться выразительными средствами языка в зависимости от ситуации и цели высказывания; последовательно и логично излагать мысли; совершенствование грамматического строя речи детей; усвоение важнейших этических правил общения, развитие выразительности речи. Эти направления работы по развитию речи составляют основу для формирования у младших школьников речевой компетентности.
Проблема развития выразительности речи обучающихся младших классов приобретает сегодня первостепенное значение. Только развитая выразительная речь позволит обучающимся свободно и эффективно общаться с окружающими людьми в различных коммуникативных ситуациях, точно и лаконично выражать свои мысли и чувства, понимать собеседника. Выразительность речи является показателем качественной, эмоционально богатой речи. Формирование у младших школьников умений и навыков пользоваться языковыми средствами в процессе восприятия, понимания и продуцирования текстов устной и письменной форм является ведущей целью обучения русскому языку. От того, как ученик владеет этими формами речевой деятельности, зависит его внутренняя культура, нравственные убеждения и эстетические идеалы.
Анализ достижений в области развития выразительности речи в период ознакомления с предложением показывает, что усилия ученых направлены, прежде всего, на разработку теоретических (лингвистических и психологических) основ данной работы, на совершенствование методики обучения и на определение содержания обучения (знаний и речевых умений) на разных его этапах. Но, несмотря на то что многие ученые занимались данной проблемой, вопрос о системном построении работы по развитию выразительности речи в период изучения темы «Предложение» по-прежнему остается актуальным.
Объект исследования - процесс совершенствования выразительности речи детей младшего школьного возраста в процессе изучения темы «Предложение».
Предмет исследования - комплекс упражнений, направленный на совершенствование выразительности речи младших школьников в процессе изучения темы «Предложение».
Таким образом, цель исследования - на основе анализа теоретических и эмпирических данных разработать комплекс упражнений, направленный на совершенствование выразительности речи младших школьников в процессе изучения темы «Предложение».
В соответствии с целью были сформулированы следующие задачи:
1. Рассмотреть психолого-педагогические основы
совершенствования речи детей младшего школьного возраста.
2. Проанализировать лингвистические основы совершенствования выразительности речи младших школьников.
3. Изучить методические основы совершенствования
выразительности речи детей младшего школьного возраста.
4. Организовать и провести диагностику сформированности выразительности речи детей младшего школьного возраста.
5. Подобрать комплекс упражнений, направленный на совершенствование выразительности речи младших школьников в процессе изучения темы «Предложение».
Методы исследования:
1) анализ психолого-педагогической, лингвистической и
методической литературы по теме исследования;
2) диагностическое исследование;
3) качественный и количественный анализ полученных данных.
Структура ВКР: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.
В рамках данной работы нами была поставлена цель - на основе анализа теоретических и эмпирических данных разработать комплекс упражнений, направленных на совершенствование выразительности речи младших школьников в процессе изучения темы «Предложение».
Для достижения поставленной цели мы поэтапно реализовали теоретические и практические задачи. Теоретический анализ литературы показал, что младший школьный возраст представляет собой возраст достаточно заметного формирования личности.
Проанализировав понятие выразительности речи, мы установили, что под ней понимают особенности ее структуры, которые поддерживают внимание и интерес у слушателя или читателя. Показателями выразительности речи выступает ряд критериев, среди которых можно выделить хорошее знание выразительных возможностей языка, использование разнообразных интонаций, умение расставлять паузы, умение вызвать реакцию у слушателя. При развитии выразительности речи можно использовать разнообразные методы и приемы, в частности упражнения на построение предложений, составление предложений по вопросам учителя, составление предложений, по опорным словам, словосочетаниям, работа с деформированным предложением. Также эффективны для развития выразительности речи упражнения на составление предложений или словосочетаний по опорным вопросам и рисункам. Анализ современных учебников русского языка показал, что упражнений на развитие выразительности крайне мало, упражнения представлены бессистемно, наибольший пласт упражнений приходится на 4 класс.
Проектировочная работа проводилась в 3 «В» классе МКОУ СОШ № 29 г Ревда. В классе 21 ученик. Прежде всего, мы провели диагностику сформированности выразительности речи детей младшего школьного возраста. В данном классе реализуется программа «Перспектива» авторов Л.Ф Климанова, Т.В Бабушкина. На первом этапе исследования, направленного на определение уровня выразительности письменной речи, обучающимся предстояло написать сочинение на тему «Птицы у кормушки». Задача учеников состояла в описании трех птиц: синицы, воробья и снегиря. В результате выполнения данной работы все обучающиеся справились с поставленными задачами.
Большинство обучающихся демонстрируют низкий уровень сформированности выразительности речи. Дети использовали по большей части однородные члены предложений, нечасто использовали эмоциональную окраску типов предложений, редко использовали лексические средства выразительности, не пытались использовать сравнение, синонимы, антонимы в своей письменной речи.
Целью следующего этапа работы стало совершенствование выразительности речи младших школьников в процессе изучения темы «Предложение». Для этого нами был разработан комплекс упражнений. В процессе реализации данных упражнений обучающиеся приобретут следующие конкретные умения и навыки:
самостоятельно находить и распознавать выразительные языковые средства в слове, в предложении, тексте;
осознанно применять выразительные средства для развития собственной монологической устной и письменной речи;
обогащение словарного запаса;
умение работать с книгой.
Процесс работы над предложением с использованием разнообразных видов заданий не рекомендуется ограничивать рамками учебника. Целесообразно использовать газетные, художественные тексты, материал учебников по другим школьным предметам. Анализ программы по русскому языку, изучение стандартов второго поколения, ознакомление с новыми требованиями к речи обучающихся позволили сделать вывод о том, что овладение синтаксической единицей высшего уровня - предложением является значимым этапом в процессе развития связной речи младших школьников, способствует осознанию функций и функционирования членов предложения, является базой для изучения сложного предложения, помогает обучающимся ориентироваться в области лексической семантики.
Для достижения поставленной цели мы поэтапно реализовали теоретические и практические задачи. Теоретический анализ литературы показал, что младший школьный возраст представляет собой возраст достаточно заметного формирования личности.
Проанализировав понятие выразительности речи, мы установили, что под ней понимают особенности ее структуры, которые поддерживают внимание и интерес у слушателя или читателя. Показателями выразительности речи выступает ряд критериев, среди которых можно выделить хорошее знание выразительных возможностей языка, использование разнообразных интонаций, умение расставлять паузы, умение вызвать реакцию у слушателя. При развитии выразительности речи можно использовать разнообразные методы и приемы, в частности упражнения на построение предложений, составление предложений по вопросам учителя, составление предложений, по опорным словам, словосочетаниям, работа с деформированным предложением. Также эффективны для развития выразительности речи упражнения на составление предложений или словосочетаний по опорным вопросам и рисункам. Анализ современных учебников русского языка показал, что упражнений на развитие выразительности крайне мало, упражнения представлены бессистемно, наибольший пласт упражнений приходится на 4 класс.
Проектировочная работа проводилась в 3 «В» классе МКОУ СОШ № 29 г Ревда. В классе 21 ученик. Прежде всего, мы провели диагностику сформированности выразительности речи детей младшего школьного возраста. В данном классе реализуется программа «Перспектива» авторов Л.Ф Климанова, Т.В Бабушкина. На первом этапе исследования, направленного на определение уровня выразительности письменной речи, обучающимся предстояло написать сочинение на тему «Птицы у кормушки». Задача учеников состояла в описании трех птиц: синицы, воробья и снегиря. В результате выполнения данной работы все обучающиеся справились с поставленными задачами.
Большинство обучающихся демонстрируют низкий уровень сформированности выразительности речи. Дети использовали по большей части однородные члены предложений, нечасто использовали эмоциональную окраску типов предложений, редко использовали лексические средства выразительности, не пытались использовать сравнение, синонимы, антонимы в своей письменной речи.
Целью следующего этапа работы стало совершенствование выразительности речи младших школьников в процессе изучения темы «Предложение». Для этого нами был разработан комплекс упражнений. В процессе реализации данных упражнений обучающиеся приобретут следующие конкретные умения и навыки:
самостоятельно находить и распознавать выразительные языковые средства в слове, в предложении, тексте;
осознанно применять выразительные средства для развития собственной монологической устной и письменной речи;
обогащение словарного запаса;
умение работать с книгой.
Процесс работы над предложением с использованием разнообразных видов заданий не рекомендуется ограничивать рамками учебника. Целесообразно использовать газетные, художественные тексты, материал учебников по другим школьным предметам. Анализ программы по русскому языку, изучение стандартов второго поколения, ознакомление с новыми требованиями к речи обучающихся позволили сделать вывод о том, что овладение синтаксической единицей высшего уровня - предложением является значимым этапом в процессе развития связной речи младших школьников, способствует осознанию функций и функционирования членов предложения, является базой для изучения сложного предложения, помогает обучающимся ориентироваться в области лексической семантики.
Подобные работы
- Совершенствование выразительности речи младших школьников в процессе изучения темы «Предложение»
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019 - Совершенствование выразительности речи младших школьников на уроках русского языка
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019 - СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ ЧТЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ЖАНРА БАСНИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4290 р. Год сдачи: 2018 - Совершенствование логичности речи младших школьников в процессе работы над сочинением
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4245 р. Год сдачи: 2017 - Формирование выразительности речи младших школьников в процессе начального языкового образования
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4670 р. Год сдачи: 2019 - АКТУАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ ВЛАДЕНИЯ ИНТЕНСИВАМИ
МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2019 - ОБОГАЩЕНИЕ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
ИМЕНАМИ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫМИ
С ПОЛОЖИТЕЛЬНОЙ ОЦЕНОЧНОЙ КОННОТАЦИЕЙ
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 3850 р. Год сдачи: 2018 - РАЗВИТИЕ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ РАБОТЕ
НАД ПОВЕСТВОВАТЕЛЬНЫМ ТИПОМ ТЕКСТА
Дипломные работы, ВКР, русский язык. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2016 - РАЗВИТИЕ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4220 р. Год сдачи: 2018



