Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста при знакомстве с фольклорными произведениями

Работа №98774

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы123
Год сдачи2017
Стоимость4285 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
182
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПРИ ЗНАКОМСТВЕ С ФОЛЬКЛОРНЫМИ ПРОИЗВЕДЕНИЯМИ 7
1.1. Психолого-педагогические основы развития связной речи детей старшего дошкольного возраста при знакомстве с фольклорными произведениями 7
1.2. Лингвистические и литературоведческие основы развития связной
речи детей старшего дошкольного возраста при знакомстве с фольклорными произведениями 12
1.3. Методические основы развития связной речи детей старшего
дошкольного возраста при знакомстве с фольклорными произведениями 23
1.3.1 Методы и приемы развития связной речи детей старшего
дошкольного возраста при знакомстве с фольклорными произведениями 23
1.3.2 Анализ программ ДОО и методических пособий к ним с точки
зрения возможности развития связной речи детей старшего дошкольного возраста при знакомстве с фольклорными произведениями 28
ГЛАВА 2. ОПИСАНИЕ ОПЫТНОЙ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПРИ ЗНАКОМСТВЕ С ФОЛЬКЛОРНЫМИ ПРОИЗВЕДЕНИЯМИ
2.1. Констатирующий этап опытной работы по развитию связной речи
детей старшего дошкольного возраста при знакомстве с фольклорными произведениями 33
2.2. Формирующий этап опытной работы по развитию связной речи детей
старшего дошкольного возраста при знакомстве с фольклорными произведениями 45
2.3. Контрольный этап опытной работы по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста при знакомстве с фольклорными произведениями 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 59
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 65
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 66
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 70
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 72
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 74
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 76
ПРИЛОЖЕНИЕ 7 77
ПРИЛОЖЕНИЕ 8 78
ПРИЛОЖЕНИЕ 9 90
ПРИЛОЖЕНИЕ 10 91
ПРИЛОЖЕНИЕ 11 110
ПРИЛОЖЕНИЕ 12 112
ПРИЛОЖЕНИЕ 13 114
ПРИЛОЖЕНИЕ 14 116
ПРИЛОЖЕНИЕ 15 117
ПРИЛОЖЕНИЕ 16 118

В современном мире коммуникация приобретает новое качество: информационные технологии вытесняют живое общение, поэтому так важно научить ребенка вступать в диалог и взаимодействовать с другими людьми. Коммуникативное развитие ребенка наиболее интенсивно происходит в дошкольном детстве и зависит от опыта общения со взрослыми и сверстниками. Правильно поставленная речь является одним из залогов успешности человека в современном мире. Грамотная, эмоционально насыщенная речь позволит быстро и легко находить общий язык с любыми людьми, органично вписаться в любой коллектив. Связная речь - высшая форма мыслительной деятельности, которая определяет уровень речевого и умственного развития ребенка.
Со вступлением в силу Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования проблема развития речи детей старшего дошкольного возраста на сегодняшний день имеет особую значимость. Поэтому дошкольные образовательные организации (далее по тексту - ДОО) особое внимание уделяют системе работы по образовательной области «Речевое развитие», так как развитие речи дошкольника является средством социальной адаптации.
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что в настоящее время проблемы, связанные с процессом развития речи, являются центральной задачей речевого воспитания детей. Это прежде всего связано с социальной значимостью и ролью речи в формировании личности. Именно в речи реализуется основная функция языка - коммуникативная.
Существенную роль в процессе развития связной речи детей старшего дошкольного возраста выполняет художественное слово -фольклор. Именно фольклорные произведения характеризуются богатством, наполненностью, яркостью речи, интонационных нюансов, что не может не отразиться на речи ребенка.
Использование в работе с детьми устного народного творчества создает уникальные условия для развития речи, мышления детей, мотивации поведения, накопления положительного морального опыта в межличностных отношениях. Поэтому проблема развития связной речи детей старшего дошкольного возраста при знакомстве с фольклорными произведениями на сегодняшний день имеет особую значимость. В связи с этим у педагогов возникает потребность в разработке системы непосредственно образовательной деятельности (далее по тексту НОД) по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста при знакомстве с фольклорными произведениями.
Процесс развития связной речи детей старшего дошкольного возраста должен происходить не только на специально организованных занятиях, но и в повседневной жизни в условиях дошкольной образовательной организации.
Цель исследования - теоретически обосновать, разработать и апробировать систему НОД по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста при знакомстве с фольклорными произведениями.
Объектом исследования является процесс развития связной речи детей старшего дошкольного возраста, а предметом исследования - система НОД по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста при знакомстве с фольклорными произведениями.
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования были определены следующие задачи:
1. Изучить психолого-педагогические основы развития связной речи детей старшего дошкольного возраста при знакомстве с фольклорными произведениями;
2. Изучить лингвистические и литературоведческие основы развития связной речи детей старшего дошкольного возраста при знакомстве с фольклорными произведениями;
3. Изучить методические основы развития связной речи детей старшего дошкольного возраста при знакомстве с фольклорными произведениями;
4. На констатирующем этапе опытной работы подобрать диагностику по определению уровня владения детьми старшего дошкольного возраста умениями связной речи;
5. На формирующем этапе опытной работы разработать и реализовать систему НОД по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста при знакомстве с фольклорными произведениями;
6. На контрольном этапе опытной работы оценить результативность реализации системы НОД по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста при знакомстве с фольклорными произведениями .
Для достижения поставленной цели были использованы методы исследования:
- теоретические: изучение и анализ психолого-педагогической,
лингвистической, научно-методической литературы и нормативных документов по проблеме исследования;
- анализ современной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы по образовательной области «Речевое развитие»,
- диагностика по определению уровня владения детьми старшего дошкольного возраста умениям связной речи;
- опытная работа;
- обработка данных диагностики и их качественный анализ.
База исследования: МБОУ ООШ п. Таватуй Невьянского городского округа, группа дошкольного образования общеразвивающей направленности в количестве 15 детей.
Структура ВКР. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В результате проведенной опытной работы можно сделать следующие выводы:
Анализ психолого-педагогической литературы показал, что связная речь играет ведущую роль в процессе развития ребенка старшего дошкольного возраста, оказывает большое влияние на развитие умственного и эстетического воспитания, а также выполняет значимую социальную функцию.
Анализ лингвистических и литературоведческих основ развития связной речи детей старшего дошкольного возраста при знакомстве с фольклорными произведениями показал, что если фольклорные произведения будут доступны пониманию и осознанию дошкольников, то они будут способствовать развитию связной речи детей и являться неотъемлемой частью в их речевом развитии.
Анализ методических основ развития связной речи детей старшего дошкольного возраста при знакомстве с фольклорными произведениями показал, что применение в системе работы по развитию связной речи фольклорных произведений является неотъемлемой частью воспитательно-образовательного процесса. В процессе деятельности у детей развиваются творческое воображение, внимание, память, мышление и речь.
Для решения поставленных задач опытная работа включала в себя констатирующий, формирующий и контрольный этапы.
На констатирующем этапе опытной работы при анализе особенностей развития связной речи детей старшего дошкольного возраста мы подобрали диагностический инструментарий по определению уровня владения детьми старшего дошкольного возраста умениями связной речи. Анализ полученных результатов на констатирующем этапе опытной работы показал недостаточно высокий уровень развития связной речи детей, что свидетельствует о необходимости разработки и апробирования системы НОД использованием фольклорных произведений.
На формирующем этапе опытной работы мы разработали и реализовали систему НОД по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста при знакомстве с фольклорными произведениями.
Для проверки эффективности проделанной нами опытной работы мы провели контрольный этап работы. На контрольном этапе опытной работы мы оценили результативность реализации системы НОД по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста при знакомстве с фольклорными произведениями. Анализ результатов контрольного этапа опытной работы свидетельствует о повышении уровня развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста.
Анализ результатов осуществления опытной работы по развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста позволяет сделать вывод о том, что использование системы непосредственно образовательной деятельности по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста при знакомстве с фольклорными произведениями является эффективным и способствует процессу развития связной речи детей старшего дошкольного возраста.
Цель работы достигнута, задачи решены.



1. Алексеева, М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников [Текст]: учеб.пособие для студ. высш. и сред.пед. учеб.заведений / М.М. Алексеева, В. И. Яшина. - М.: Академия, 2009. - 400с.
2. Авитиди, М. О развитии монологической речи[Текст] / М. Авитиди, И. Галкина, М. Лязина// Дошкольное воспитание. - 2012. - №12. -С.36-39.
3. Арушанова, А.Г. Речь и речевое общение детей: методическое пособие для воспитателей [Текст] / А.Г. Арушанова. -М. : Мозаика-Синтез, 2005. - 128 с.
4. Афонькина, Ю.А. Практикум по детской психологии[Текст] / Ю.А. Афонькина, Г.А. Урунтаева. - М.: Линка-Пресс, 1998. - 181с.
5. Бородич, А. М. Методика развития речи детей [Текст] / А. М. Бородич. -М.: Просвещение, 1981 - 256с.
6. Бизикова, О.А. Развитие диалогической речи дошкольников в игре [Текст] / О.А.Бизикова.- М.: Скрипторий 2003, 2008. - 136с.
7. Бизикова,О.А.Развитие монологической речи у
дошкольников[Текст]: учеб.пособие для студ. высш. учебных заведений. - Нижневартовск : изд-воНижневарт. гос. ун-та, 2014. - 235с.
8. Винокур, Т.Г. Монолог[Текст] / Т. Г. Винокур // Русский язык: энциклопедия. - М.: Дрофа, 1998. - 240 с.
9. Виноградов, Г. С. Этнография детства и русская народная культура в Сибири [Текст] / Г. С. Виноградов - Иркутск: Восточная литература РАН, 2009. - 896с.
10. Волков, Б.С., Учим общаться детей 3-7 лет[Текст]:методическое пособие / Б.С. Волков, Н.В.Волкова. - М.:ТЦ Сфера, 2014. - 128с.
11. Волчкова, В. Н. Конспекты занятий в старшей группе. Развитие речи [Текст] : Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ /В. Н. Волчкова, Н. В. Степанова- Воронеж : ТЦ Учитель, 2010. - 111с.
12. Воспитание детей в старшей группе детского сада [Текст]: Пособие для воспитателя дет.сада / В.В. Гербова, Р.А.Иванкова, Р.Г. Казакова - М.: Просвещение, 1984. - 288с.
13. Выготский, Л.С.Вопросы детской (возрастной) психологии [Текст] / Л.С.Выготский. - М.: Педагогика, 1984.- 224 с.
14. Галанина,Н.А. Использование устного народного творчества в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста [Текст] / Н. А. Галанина // Дошкольная педагогика. 2008. - №5. - С.32-37.
15. Гальперин, И.Р. Текст как объект лингвистического
исследования[Текст] / И. Р Гальперин. - М.: Наука, 1981. - 140с.
16. Гвоздев, А.Н. Вопросы изучения детской речи [Текст] /
А. Н. Гвоздев. - СПб. : Детство-пресс, 2007. - 480с.
17. Гербова, В. В. Развитие речи в детском саду. Программа и методические рекомендации [Текст] / В. В. Гербова. - М. : Мозаика-Синтез, 2007. - 64 с.
18. Гербова, В. В. Развитие речи в детском саду. Старшая группа [Текст] / В. В.Гербова. - М. : Мозаика-Синтез, 2015. - 144 с.
19. Гризик, Т. И. Развитие речи детей 5-6 лет[Текст]: метод.пособие для воспитателей дошк. образоват. учреждений / Т. И. Гризик, Л. Е. Тимощук - М. : Просвещение, 2006. - 206с.
20. Денисова, Д. Развитие речи у дошкольников: Старшая группа. Рабочая тетрадь [Текст] / Д. Денисова, Ю. Дорожин - М. : Мозаика-Синтез, 2016. - 16 с.
21. Запорожец, А.В. К вопросам изучения, воспитания и развития детей шестилетнего возраста[Текст]/ А.В.Запорожец // Сов. Педагогика. - 1973. - № 1 . - С. 30-36.
22. Затулина, Г.Я. Конспекты комплексных занятий по развитию речи
(старшая группа) [Текст] /Г.Я.Затулина - М.: Центр педагогического
образования, 2008. - 176 с.
23. Иванова, О.Н. Развитие речи у детей 5-7 лет в детском саду [Текст]: Учебно-тематические планы, конспекты занятий, критерии оценки результатов/ О.Н. Иванова. - Ярославль: Академия развития, 2009. - 192с.
24. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста [Текст]: Кн. для воспитателя дет.сада /Л. А. Венгер, О.М.Дьяченко, Р.И.Говорова, Л.И. Цеханская.- М.: Просвещение, 1989. - 127с.
25. Илларионова, Ю.Г. Учите детей отгадывать загадки[Текст] /Ю. Г.Илларионова- М.: Просвещение, 1976. - 127с.
26. Карпинская, Н.С. Художественное слово в воспитании детей (ранний и дошкольный возраст)[Текст] / Н.С. Карпинская - М.: Педагогика,
2012. - 143с.
27. Капица,Ф.С.Русский детский фольклор [Текст]: учеб.пособие для студентов вузов / Ф.С. Капица, Т.М. Колядич. - М.: ФЛИНТА, 2011. - 316 с.
28. Князева, О.Л. Приобщение детей к истокам русской народной
культуры [Текст]: Программа. Учебно-методическое пособие/
О.Л. Князева, М.Д. Маханева. - СПб. : Детство-Пресс, 2010. - 304с.
29. Короткова, Е.П. Обучение рассказыванию детей дошкольного возраста [Текст] / Е. П. Короткова. - М.: Просвещение, 1982. - 126 с.
30. Комплексная образовательная программа дошкольного образования «Детство»[Текст]/ Т.И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева и др. - СПб. : Детство-Пресс, 2016. - 352 с.
31. Куприна, Н.Г. Педагогика народного творчества[Текст]: учебное пособие для студентов пед. вузов / Н. Г. Куприна.- Екатеринбург:Урал. гос. пед. ун-т, 2013. - 142с.
32. Курбатова, Л.М. Мозг, творчество, обучение, здоровье[Текст] / Л.М. Курбатова // Начальная школа: плюс до и после. - 2006. - №7. - С.54-58.
33. Львов, М.Р. Словарь-справочник по методике русского языка[Текст]/ М.Р.Львов. - М.: Просвещение, 2000. - 240 с.
34. Леонтьев, А.А. Исследования детской речи [Текст]А. А. Леонтьев // Основы теории речевой деятельности. - М.: Просвещение, 1974. - 287 с.
35. Максаков, А.И. Правильно ли говорит ваш
ребенок[Текст] /А. И. Максаков. - М. : Мозаика-Синтез, 2005. - 152 с.
36. Максаков, А.И. Обследование развития речи детей старшего дошкольного возраста [Текст] // Дошкольное воспитание. - 1986. - №2. - С.74-79.
37. Мельников, М.Н. Русский детский фольклор [Текст] /
М. Н. Мельников. - М.: Просвещение, 1987. - 240с.
38. Немов,Р.С. Психология[Текст]: Учеб. для студентов высш. пед. учеб. Заведений. В 3-х кн/ Р. С. Немов. -М.:Владос, 2008. - кн.1. - 687с.
39. Нечаева, О.А. Функционально-смысловые типы речи(описание, повествование, рассуждение) [Текст] / О.А. Нечаева. - Улан-Удэ: Бурятское книжное изд., 1974. - 257 с.
40. Нищева, Н. В. Рабочая тетрадь для развития речи и коммуникативных способностей детей (с 5до 6 лет) [Текст] /Н. В.Нищева. - СПб. : Детство-Пресс, 2016 - 32 с.
41. Новоторцева, Н.В. Развитие речи детей [Текст]/ Н.В. Новоторцева. - Ярославль: ТОО Гринго, 1995. - 240с.
42. От рождения до школы. Основная образовательная программа дошкольного образования[Текст]/ под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. - М.: Мозаика-Синтез, 2016.- 352 с.
43. Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка и фразеологических выражений [Текст]/Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В. Виноградова/С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. - М.:ООО ИТИ Технологии, 2006. - 944с.
44. Привалова С.Е. Коммуникативно-речевое развитие детей дошкольного возраста [Текст]: учебное пособие/ С. Е. Привалова. - Екатеринбург: Урал.гос. пед. ун-т, 2015. - 203 с.
45. Пословицы, поговорки, потешки, скороговорки. Популярное пособие для родителей и педагогов[Текст] / сост. Т.А.Тарабарина, Н. В. Елкина. - Ярославль: Академия развития, 2008. - 224 с.
46. Полная хрестоматия для дошкольников с методическими подсказками для педагогов и родителей [Текст] в 2 кн./ С.Д.Томилова. - М.: АСТ, 2014. - кн.2. - 702, [2] с.
47. Праздник круглый год. Утренники, развлечения и вечера досуга в детском саду[Текст]/ О.П.Власенко, Е.А.Гальцова, Г.П.Попова. - Волгоград: Учитель, 2007. - 205 с.
48. Репина,З. А.Уроки логопедии[Текст]/ З. А. Репина, В. И. Буйко. - Екатеринбург: ЛИТУР, 2001. - 207 с.
49. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии [Текст]в 2 т./
С. Л. Рубинштейн - М.: Педагогика, 1989. - Т. 1. - 488с.
50. Сомкова, О.Н. Образовательная область «Речевое развитие». Как работать по программе «Детство» [Текст]: учебно-методическое пособие / О. Н. Сомкова; ред.А. Г. Гогоберидзе. - СПб. : Детство-Пресс, 2016. - 160 с.
51. Стародубова, Н.А. Теория и методика развития речи дошкольников [Текст]: учеб.пособие для студ. учреждений высш.проф. образования / Н.А.Стародубова. - М.: Академия, 2012. - 256 с.
52. Сикимич Б. Детские дразнилки [Текст] / Б.Сикимич // Живая старина. - 1998. - №1. - С.22-23.
53. Сохин, Ф.А. Развитие речи детей дошкольного возраста [Текст] / Ф.А. Сохин. - М.: Просвещение, 1984. - 398 с.
54. Тихеева, Е.И. Развитие речи детей [Текст] / Е.И. Тихеева - М.: Просвещение, 1981. - 108 с.
55. Умственное воспитание детей дошкольного возраста [Текст] /под ред. Н.Н. Подьякова, Ф.А.Сохина. - М.: Просвещение, 1984. - 207 с.
56. Урунтаева, Г.А. Дошкольная психология [Текст] / Г. А. Урунтаева. - М.: Академия, 1996. - 336 с.
57. Усова, А.П. Русское народное творчество в детском саду [Текст] /А.П. Усова. - М.: Просвещение, 1972. - 78с.
58. Ушакова, О.С. Методика развития речи детей дошкольного возраста [Текст] / О.С. Ушакова, Е.М. Струнина. - М.: Владос, 2004. - 288 с.
59. Ушинский, К.Д. Родное слово [Текст] /Собрание сочинений в 11 т. - М. - Л.: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР,1948. - Т.2. - 655 с.
60. Федеральный государственный образовательный стандарт
дошкольного образования[Текст] // Приказ Минобрнауки Российский Федерации от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального
образовательного стандарта дошкольного образования. - Екатеринбург:
ООО Издательский Дом «Ажур», 2017. - 22 с.
61. Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста[Текст]/ М.М. Алексеева, В.И. Яшина. - М.: Академия, 2000. - 560 с.
62. Щерба, Л.В.Избранные работы по русскому языку[Текст]./ Л. В. Щерба. - М.: Учпедгиз, 1957. -С. 113-129.
63. Эльконин, Д. Б.Детская психология[Текст]: учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений / Д. Б. Эльконин. - М.: Академия, 2007. - 384 с.
64. Якубинский, Л.П. О диалогической речи// Язык и его
функционирование[Текст]/Л.П.Якубинский. - М.: Наука, 1986. - 178 с.
65. Яшина, В. И. Теория и методика развития речи детей. / М. М. Алексеева, В. И. Яшина; под общ.ред. В. И. Яшиной. - М.: Академия,
2013. - 448с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ