Совершенствование морфологической стороны речи младших школьников на уроках русского языка
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОВЕРШЕСТВОВАНИЯ МОРФОЛОГИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА 5
1.1. Психолого-педагогические основы совершенствования
морфологической стороны речи младших школьников на уроках 5 русского языка
1.2. Лингвистические основы совершенствования морфологической
стороны речи младших школьников на уроках русского языка 16
1.3. Методические основы совершенствования морфологической
стороны речи младших школьников на уроках русского языка 20
1.3.1. Методы и приемы совершенствования морфологической
стороны речи младших школьников на уроках русского языка 24
1.3.2. Анализ программ и учебников по русскому языку для начальной
школы с точки зрения возможности совершенствования морфологической стороны речи младших школьников 27
ГЛАВА 2. ОПИСАНИЕ ПРОЕКТИРОВОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ МОРФОЛОГИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА 34
2.1. Диагностика уровня сформированности морфологической
стороны речи младших школьников 34
2.2. Комплекс упражнений, направленный на совершенствование
морфологической стороны речи младших школьников на уроках русского языка 41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 53
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОВЕРШЕСТВОВАНИЯ МОРФОЛОГИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА 5
1.1. Психолого-педагогические основы совершенствования
морфологической стороны речи младших школьников на уроках 5 русского языка
1.2. Лингвистические основы совершенствования морфологической
стороны речи младших школьников на уроках русского языка 16
1.3. Методические основы совершенствования морфологической
стороны речи младших школьников на уроках русского языка 20
1.3.1. Методы и приемы совершенствования морфологической
стороны речи младших школьников на уроках русского языка 24
1.3.2. Анализ программ и учебников по русскому языку для начальной
школы с точки зрения возможности совершенствования морфологической стороны речи младших школьников 27
ГЛАВА 2. ОПИСАНИЕ ПРОЕКТИРОВОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ МОРФОЛОГИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА 34
2.1. Диагностика уровня сформированности морфологической
стороны речи младших школьников 34
2.2. Комплекс упражнений, направленный на совершенствование
морфологической стороны речи младших школьников на уроках русского языка 41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 53
Успешное развитие коммуникативных способностей - это часть социальной компетентности, означающей готовность ребенка к встрече с новой социальной средой. Овладение языком, речью - необходимое условие формирования социально активной личности. Научиться четко и грамматически правильно говорить, обладать хорошо поставленным голосом, излагать собственные мысли в свободной творческой интерпретации как в устной, так и письменной форме, уметь выражать свои эмоции с помощью различных интонационных средств, соблюдать речевую культуру и развивать умение общаться необходимо каждому. Поэтому вопрос о речевой грамотности, в том числе морфологической, несомненно, чрезвычайно актуален.
Представленный проблемный вопрос, предложенный для освещения, в настоящее время изучается такими дисциплинами, как педагогика, методика преподавания русского языка в начальной школе, риторика.
Целью исследования является теоретическое обоснование и создание комплекса упражнений, направленного на совершенствование морфологической стороны речи младших школьников.
В соответствии с целью в работе осуществляются следующие задачи:
1. Изучить психологическую, педагогическую, лингвистическую и методическую литературу по данной проблеме.
2. Проанализировать этапы формирования морфологической
стороны речи у детей младшего школьного возраста.
3. Выявить особенности совершенствования морфологической
стороны речи у детей младшего школьного возраста.
4. Произвести анализ программ и учебников по русскому языку для начальной школы с точки зрения возможности совершенствования морфологической стороны речи младших школьников.
5. Провести диагностическое исследование сформированности морфологической стороны речи младших школьников.
6. Подобрать материал для комплекса упражнений, направленного на совершенствование морфологической стороны речи младших школьников.
Объектом исследования является процесс совершенствования морфологической стороны речи младших школьников.
Предметом исследования являются методы и приемы совершенствования морфологической стороны речи младших школьников.
В выпускной квалификационной работе использовались следующие методы:
- теоретические: изучение и анализ литературы по проблеме исследования; анализ УМК;
- эмпирические: статистическая обработка результатов диагностики сформированности морфологической стороны речи у младших школьников, качественный анализ полученных данных.
База исследования: школа № 1 города Красноуральск, обучающиеся 3 «А» класса в количестве 22 человек.
Структура ВКР: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Представленный проблемный вопрос, предложенный для освещения, в настоящее время изучается такими дисциплинами, как педагогика, методика преподавания русского языка в начальной школе, риторика.
Целью исследования является теоретическое обоснование и создание комплекса упражнений, направленного на совершенствование морфологической стороны речи младших школьников.
В соответствии с целью в работе осуществляются следующие задачи:
1. Изучить психологическую, педагогическую, лингвистическую и методическую литературу по данной проблеме.
2. Проанализировать этапы формирования морфологической
стороны речи у детей младшего школьного возраста.
3. Выявить особенности совершенствования морфологической
стороны речи у детей младшего школьного возраста.
4. Произвести анализ программ и учебников по русскому языку для начальной школы с точки зрения возможности совершенствования морфологической стороны речи младших школьников.
5. Провести диагностическое исследование сформированности морфологической стороны речи младших школьников.
6. Подобрать материал для комплекса упражнений, направленного на совершенствование морфологической стороны речи младших школьников.
Объектом исследования является процесс совершенствования морфологической стороны речи младших школьников.
Предметом исследования являются методы и приемы совершенствования морфологической стороны речи младших школьников.
В выпускной квалификационной работе использовались следующие методы:
- теоретические: изучение и анализ литературы по проблеме исследования; анализ УМК;
- эмпирические: статистическая обработка результатов диагностики сформированности морфологической стороны речи у младших школьников, качественный анализ полученных данных.
База исследования: школа № 1 города Красноуральск, обучающиеся 3 «А» класса в количестве 22 человек.
Структура ВКР: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Морфология в начальных классах имеет большое значение для общего обучения и развития школьников. Усвоение знаний по морфологии способствует интеллектуальному развитию и формированию теоретического мышления у детей.
Изучение морфологии необходимо также для формирования навыков правописания, способствующего развитию речи учащихся и усвоению ими правил словоупотребления. Так же умение распознавать части речи и их морфологические особенности для успешного овладения нормами русского литературного языка.
Основными условиями для усвоения грамматических понятий являются: системность знаний, целенаправленная работа над формированием у школьников лингвистического отношения к языковым единицам, опора на их речевой опыт, активная умственная деятельность учащихся, заинтересованность учащихся в познании нового.
Для овладения грамматическим понятием необходим определенный уровень развития абстрактного мышления, который создается в процессе обучения и требует специальных упражнений. Специфика морфологических понятий является причиной затруднений, возникающих у младших школьников при формировании понятий.
Морфологические упражнения закрепляют знания, полученные детьми по морфологии, и служат основой формирования как орфографических, так и пунктуационных умений, и навыков. Для формирования учебно-языковых умений выработаны специфические методы - упражнения.
Проблемам уровня речевой грамотности школьников посвящена масса научных трудов, в том числе последнего десятилетия. Педагоги и методисты предлагают свои способы искоренения речевых ошибок в речи детей в связи с неуклонно растущим их количеством.
Существует несколько классификаций речевых ошибок, рассматривающих все стороны языка, относящиеся к устной и письменной речи.
Рассматриваемые морфологические ошибки наиболее полно изучены и классифицированы в работах М.Р. Львова и Т.Г. Рамзаевой, Т.А. Ладыженской, В.И. Капинос, Н.Н. Сергеевой и М.С. Соловейчик. В них можно ознакомиться с основными методами работы по устранению морфологических ошибок в речи школьников. В целом, эта работа может проводиться как с отдельным словом, так и со словосочетанием, предложением и текстом и должна носить системный характер.
Изучение современных методических программ позволило сделать вывод о том, что работа по устранению морфологических ошибок в речи, а также совершенствованию уровня морфологической грамотности в современных учебных пособиях отражена не полностью, иногда она крайне недостаточна.
Таким образом, гипотеза о необходимости создания комплекса упражнений для совершенствования морфологической стороны речи младшего школьника представляется верной.
В ходе опытной работы на констатирующем этапе было доказано, что учащиеся 3-го класса испытывают затруднения в использовании и образовании некоторых морфологических форм слов разных частей речи.
В период проведения диагностической работы было определено, что в классе большое количество детей, которые находятся на среднем уровне сформированности морфологической стороны речи (11 человек - 50%
учащихся).
На высоком уровне сформированности морфологической стороны речи, соответственно, находится 6 человека - 27%.
Среди учащихся с низким уровнем 5 детей - 23%, которые показали на критическом уровне сформированность морфологической стороны речи.
Представленный нами комплекс упражнений состоит из 6 заданий и направлен на совершенствование морфологической стороны речи.
Все представленные слова в упражнениях абсолютно необходимы, для прочного запоминания, а также мгновенного предложения слов из долговременной памяти.
В представленных упражнениях ребенком постоянно проводится работа, которая сопутствует развитию внимания и памяти. Усложняется мыслительная деятельность. Немаловажно то, что материал для грамматико-речевых упражнений формирует у детей и навыки правописания.
Было выявлено основное направление работы по развитию речевых навыков. На формирующем этапе опытной работы нами предложен комплекс упражнений для достижения положительной динамики совершенствования морфологической стороны речи.
Таким образом, все задачи, поставленные нами, выполнены. Цель данной работы можно считать достигнутой.
Изучение морфологии необходимо также для формирования навыков правописания, способствующего развитию речи учащихся и усвоению ими правил словоупотребления. Так же умение распознавать части речи и их морфологические особенности для успешного овладения нормами русского литературного языка.
Основными условиями для усвоения грамматических понятий являются: системность знаний, целенаправленная работа над формированием у школьников лингвистического отношения к языковым единицам, опора на их речевой опыт, активная умственная деятельность учащихся, заинтересованность учащихся в познании нового.
Для овладения грамматическим понятием необходим определенный уровень развития абстрактного мышления, который создается в процессе обучения и требует специальных упражнений. Специфика морфологических понятий является причиной затруднений, возникающих у младших школьников при формировании понятий.
Морфологические упражнения закрепляют знания, полученные детьми по морфологии, и служат основой формирования как орфографических, так и пунктуационных умений, и навыков. Для формирования учебно-языковых умений выработаны специфические методы - упражнения.
Проблемам уровня речевой грамотности школьников посвящена масса научных трудов, в том числе последнего десятилетия. Педагоги и методисты предлагают свои способы искоренения речевых ошибок в речи детей в связи с неуклонно растущим их количеством.
Существует несколько классификаций речевых ошибок, рассматривающих все стороны языка, относящиеся к устной и письменной речи.
Рассматриваемые морфологические ошибки наиболее полно изучены и классифицированы в работах М.Р. Львова и Т.Г. Рамзаевой, Т.А. Ладыженской, В.И. Капинос, Н.Н. Сергеевой и М.С. Соловейчик. В них можно ознакомиться с основными методами работы по устранению морфологических ошибок в речи школьников. В целом, эта работа может проводиться как с отдельным словом, так и со словосочетанием, предложением и текстом и должна носить системный характер.
Изучение современных методических программ позволило сделать вывод о том, что работа по устранению морфологических ошибок в речи, а также совершенствованию уровня морфологической грамотности в современных учебных пособиях отражена не полностью, иногда она крайне недостаточна.
Таким образом, гипотеза о необходимости создания комплекса упражнений для совершенствования морфологической стороны речи младшего школьника представляется верной.
В ходе опытной работы на констатирующем этапе было доказано, что учащиеся 3-го класса испытывают затруднения в использовании и образовании некоторых морфологических форм слов разных частей речи.
В период проведения диагностической работы было определено, что в классе большое количество детей, которые находятся на среднем уровне сформированности морфологической стороны речи (11 человек - 50%
учащихся).
На высоком уровне сформированности морфологической стороны речи, соответственно, находится 6 человека - 27%.
Среди учащихся с низким уровнем 5 детей - 23%, которые показали на критическом уровне сформированность морфологической стороны речи.
Представленный нами комплекс упражнений состоит из 6 заданий и направлен на совершенствование морфологической стороны речи.
Все представленные слова в упражнениях абсолютно необходимы, для прочного запоминания, а также мгновенного предложения слов из долговременной памяти.
В представленных упражнениях ребенком постоянно проводится работа, которая сопутствует развитию внимания и памяти. Усложняется мыслительная деятельность. Немаловажно то, что материал для грамматико-речевых упражнений формирует у детей и навыки правописания.
Было выявлено основное направление работы по развитию речевых навыков. На формирующем этапе опытной работы нами предложен комплекс упражнений для достижения положительной динамики совершенствования морфологической стороны речи.
Таким образом, все задачи, поставленные нами, выполнены. Цель данной работы можно считать достигнутой.



