ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОВЕРШЕСТВОВАНИЯ МОРФОЛОГИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА 5
1.1. Психолого-педагогические основы совершенствования
морфологической стороны речи младших школьников на уроках 5 русского языка
1.2. Лингвистические основы совершенствования морфологической
стороны речи младших школьников на уроках русского языка 16
1.3. Методические основы совершенствования морфологической
стороны речи младших школьников на уроках русского языка 20
1.3.1. Методы и приемы совершенствования морфологической
стороны речи младших школьников на уроках русского языка 24
1.3.2. Анализ программ и учебников по русскому языку для начальной
школы с точки зрения возможности совершенствования морфологической стороны речи младших школьников 27
ГЛАВА 2. ОПИСАНИЕ ПРОЕКТИРОВОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ МОРФОЛОГИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА 34
2.1. Диагностика уровня сформированности морфологической
стороны речи младших школьников 34
2.2. Комплекс упражнений, направленный на совершенствование
морфологической стороны речи младших школьников на уроках русского языка 41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 53
Успешное развитие коммуникативных способностей - это часть социальной компетентности, означающей готовность ребенка к встрече с новой социальной средой. Овладение языком, речью - необходимое условие формирования социально активной личности. Научиться четко и грамматически правильно говорить, обладать хорошо поставленным голосом, излагать собственные мысли в свободной творческой интерпретации как в устной, так и письменной форме, уметь выражать свои эмоции с помощью различных интонационных средств, соблюдать речевую культуру и развивать умение общаться необходимо каждому. Поэтому вопрос о речевой грамотности, в том числе морфологической, несомненно, чрезвычайно актуален.
Представленный проблемный вопрос, предложенный для освещения, в настоящее время изучается такими дисциплинами, как педагогика, методика преподавания русского языка в начальной школе, риторика.
Целью исследования является теоретическое обоснование и создание комплекса упражнений, направленного на совершенствование морфологической стороны речи младших школьников.
В соответствии с целью в работе осуществляются следующие задачи:
1. Изучить психологическую, педагогическую, лингвистическую и методическую литературу по данной проблеме.
2. Проанализировать этапы формирования морфологической
стороны речи у детей младшего школьного возраста.
3. Выявить особенности совершенствования морфологической
стороны речи у детей младшего школьного возраста.
4. Произвести анализ программ и учебников по русскому языку для начальной школы с точки зрения возможности совершенствования морфологической стороны речи младших школьников.
5. Провести диагностическое исследование сформированности морфологической стороны речи младших школьников.
6. Подобрать материал для комплекса упражнений, направленного на совершенствование морфологической стороны речи младших школьников.
Объектом исследования является процесс совершенствования морфологической стороны речи младших школьников.
Предметом исследования являются методы и приемы совершенствования морфологической стороны речи младших школьников.
В выпускной квалификационной работе использовались следующие методы:
- теоретические: изучение и анализ литературы по проблеме исследования; анализ УМК;
- эмпирические: статистическая обработка результатов диагностики сформированности морфологической стороны речи у младших школьников, качественный анализ полученных данных.
База исследования: школа № 1 города Красноуральск, обучающиеся 3 «А» класса в количестве 22 человек.
Структура ВКР: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Морфология в начальных классах имеет большое значение для общего обучения и развития школьников. Усвоение знаний по морфологии способствует интеллектуальному развитию и формированию теоретического мышления у детей.
Изучение морфологии необходимо также для формирования навыков правописания, способствующего развитию речи учащихся и усвоению ими правил словоупотребления. Так же умение распознавать части речи и их морфологические особенности для успешного овладения нормами русского литературного языка.
Основными условиями для усвоения грамматических понятий являются: системность знаний, целенаправленная работа над формированием у школьников лингвистического отношения к языковым единицам, опора на их речевой опыт, активная умственная деятельность учащихся, заинтересованность учащихся в познании нового.
Для овладения грамматическим понятием необходим определенный уровень развития абстрактного мышления, который создается в процессе обучения и требует специальных упражнений. Специфика морфологических понятий является причиной затруднений, возникающих у младших школьников при формировании понятий.
Морфологические упражнения закрепляют знания, полученные детьми по морфологии, и служат основой формирования как орфографических, так и пунктуационных умений, и навыков. Для формирования учебно-языковых умений выработаны специфические методы - упражнения.
Проблемам уровня речевой грамотности школьников посвящена масса научных трудов, в том числе последнего десятилетия. Педагоги и методисты предлагают свои способы искоренения речевых ошибок в речи детей в связи с неуклонно растущим их количеством.
Существует несколько классификаций речевых ошибок, рассматривающих все стороны языка, относящиеся к устной и письменной речи.
Рассматриваемые морфологические ошибки наиболее полно изучены и классифицированы в работах М.Р. Львова и Т.Г. Рамзаевой, Т.А. Ладыженской, В.И. Капинос, Н.Н. Сергеевой и М.С. Соловейчик. В них можно ознакомиться с основными методами работы по устранению морфологических ошибок в речи школьников. В целом, эта работа может проводиться как с отдельным словом, так и со словосочетанием, предложением и текстом и должна носить системный характер.
Изучение современных методических программ позволило сделать вывод о том, что работа по устранению морфологических ошибок в речи, а также совершенствованию уровня морфологической грамотности в современных учебных пособиях отражена не полностью, иногда она крайне недостаточна.
Таким образом, гипотеза о необходимости создания комплекса упражнений для совершенствования морфологической стороны речи младшего школьника представляется верной.
В ходе опытной работы на констатирующем этапе было доказано, что учащиеся 3-го класса испытывают затруднения в использовании и образовании некоторых морфологических форм слов разных частей речи.
В период проведения диагностической работы было определено, что в классе большое количество детей, которые находятся на среднем уровне сформированности морфологической стороны речи (11 человек - 50%
учащихся).
На высоком уровне сформированности морфологической стороны речи, соответственно, находится 6 человека - 27%.
Среди учащихся с низким уровнем 5 детей - 23%, которые показали на критическом уровне сформированность морфологической стороны речи.
Представленный нами комплекс упражнений состоит из 6 заданий и направлен на совершенствование морфологической стороны речи.
Все представленные слова в упражнениях абсолютно необходимы, для прочного запоминания, а также мгновенного предложения слов из долговременной памяти.
В представленных упражнениях ребенком постоянно проводится работа, которая сопутствует развитию внимания и памяти. Усложняется мыслительная деятельность. Немаловажно то, что материал для грамматико-речевых упражнений формирует у детей и навыки правописания.
Было выявлено основное направление работы по развитию речевых навыков. На формирующем этапе опытной работы нами предложен комплекс упражнений для достижения положительной динамики совершенствования морфологической стороны речи.
Таким образом, все задачи, поставленные нами, выполнены. Цель данной работы можно считать достигнутой.
1. Бунеев, Р. Н., Бунеева, Е. В., Пронина О. В. Русский язык.
2 класс. [Текст] / Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева, О. В. Пронина. - 3-е изд., перераб. - М. : Баласс, 2015. - 176 с.
2. Вайланд, Е. А. Предупреждение речевых ошибок младших
школьников посредством упражнений на развитие оперативной памяти / [Электронный ресурс]. - Режим доступа:http://xn—10-qddohl3g.xn--p 1 ai/pedmasterskaya/publication/preduprezhdenie rech oshibok.pdf (дата
обращения: 13.02.2017).
3. Виноградов, В. В. Русский язык. Грамматическое учение о слове [Текст] / В. В. Виноградов. - Изд.4-е. - М. : Русский язык, 1947. - 720 с.
4. Волков, Б. С. Психология возраста. От младшего школьника до старости. Логические схемы и таблицы [Текст] / Б. С. Волков. М. : Изд. Владос, 2013. - 511 с.
5. Волков, Б. С. Психология младшего школьника [Текст] / Б. С. Волков // Педагогическое общество России. - 2002. - № 4 - С. 9-35.
6. Выготский, Л. С. Мышление и речь [Текст] : избр. психол. исслед. / Л. С. Выготский. - М. : Просвещение, 1956. - 426 с.
7. Гвоздев, А. Н. Современный русский литературный язык. Ч.1. Фонетика и морфология [Текст] : Учебник для студентов факультетов русского языка и литературы педагогических институтов / А. Н. Гвоздев. - Изд.4-е. - М. : Просвещение, 1973. - 350 с.
8. Григорьева, А. К. Речевые ошибки и уровни языковой компетенции [Текст] / А. К. Григорьева // Интеграция образования. - 2005. - № 1-2. - С. 209-216.
9. Давыдов, В. В. и др. Возрастная и педагогическая психология: учеб.для студентов пед. ин-тов [Текст] / В. В. Давыдов, Т. В. Драгунова, Л. Б. Ительсон и др.; под ред. А. В. Петровского. - Изд. 2-е, испр. и доп. - М. : Просвещение, 1979. - 287 с.
10. Давыдов, В. В. Психическое развитие младшего школьника [Текст] / В. В. Давыдов. - М. : Academia, 1990. - 176 с.
11. Жедек, П. С. Методика обучения письму // Русский язык: Теория и практика обучения [Текст] : учеб. пособие для студ. пед. учеб. заведений / П. С. Жедек. - М. : Изд. центр «Академия», 1997. - 383 с.
12. Загвязинский, В. И. Методология и методы психолого-педагогического исследования [Текст] : Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. Заведений / В. И. Загвязинский, Р. А. Атаханов. - М. : Академия, 2005. - 208 с.
13. Занков, Л. В. Развитие учащихся в процессе обучения [Текст] / Л. В. Занков. - М. : Изд-во АПН РСФСР, 1963. - 292 с.
14. Канакина, В. П. Дидактический материал по русскому языку для учащихся малокомплектной школы [Текст] / В. П. Канакина. - М. : Просвещение, 2008. - 175 с.
15. Канакина, В. П. Русский язык. 2 класс [Текст] : учебник для
общеобразоват. учрежд. с прил. на электр. носителе. В 2 ч. Ч. 1. /
В. Г. Горецкий, В. П. Канакина. - М. : Просвещение, 2014. - 144 с.
16. Канакина, В. П. Русский язык. 4 класс [Текст] : учебник для
общеобразоват. учрежд. с прил. на электр. носителе. В 2 ч. Ч. 2. /
В. Г. Горецкий, В. П. Канакина. - М. : Просвещение, 2013. - 162 c.
17. Капинос, В. И., Сергеева Н. Н., Соловейчик М.С. Развитие речи: теория и практика обучения [Текст] / В. И. Капинос, Н. Н. Сергеева, М. С. Соловейчик. - М. : ЛИНКА-М, 2015. - 173 с.
18. Костромина, Н. В., Николаева К. А., Ставская Г. М.. Морфология. Синтаксис. Пунктуация [Текст] / Е. Н. Ширяев; Под ред. Л. Ю. Максимова. - М. : Просвещение, 1989. - 288 с.
19. Ладыженская, Т. А. Методика развития речи [Текст] / Т. А. Ладыженская. - М. : Просвещение, 1986. - 240 c.
20. Ладыженская, Т. А. Речевые секреты [Текст] / Т. А. Ладыженская. - М. : Дрофа, 2012. - 144 с.
21. Леонтьев, А. Н. Психологические вопросы сознательности учения [Текст] / А. Н. Леонтьев. - М. : Просвещение, 1987. - 392 с.
22. Львов, М. Р. Основы теории речи [Текст] : учебное пособие / М. Р. Львов. - М. : Академия, 2000. - 248 с.
23. Львов, М. Р. Рамзаева, Т. Г. Методика обучения русскому языку в начальных классах [Текст] / М. Р. Львов, Т. Г. Рамзаева. - М. : Просвещение, 2009. - 489 с.
24. Методика преподавания русского языка в школе: Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений [Текст] / под ред. М.Т. Баранова. - М. : Академия, 2001. - 368 с.
25. Моисеев, А. И. Русский язык. Фонетика. Морфология. Орфография [Текст] / А. И. Моисеев. - М. : Просвещение, 1975. - 240 с.
26. Морфология современного русского языка (имя
существительное, имя прилагательное) [Текст] : Мин-во образования РБ; Могилевский гос. пед. ин-т им. А. А. Кулешова; сост. Л. В. Шеболдина. - Могилев : изд-во МГПИ, 1997. - 34 с.
27. Мухина, В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество [Текст] / В. С. Мухина. - М. : Академия, 2009. - 456 с.
28. Обучение русскому языку в школе: Учебное пособие для студентов педагогических вузов [Текст] / под ред. Е. А. Быстровой. - М. : Дрофа, 2004 - 240 с.
29. Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка [Текст] /
C. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова - М. : Азъ, 1992. - 944 с.
30. Павлов, И. П. О типах высшей нервной деятельности и
экспериментальных неврозах [Текст] : Академия медицинских наук СССР ; Ответственный редактор сборника действительный член АМН СССР П. С. Купалов. - М. : Государственное издательство медицинской литературы, 1954. - 192 с.
31. Подласый, И. П. Педагогика Т. 1 [Текст] / И. П. Подласый. - М. : Владос, 1999. - 566 с.
32. Пояснительная записка / [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.umk-garmoniya.ru/(дата обращения: 21.02.2017).
33. Пояснительная записка / [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://school2100.com/upload/iblock/285/285c5a8352bd686e417e040c416f0dfe.pdf (дата обращения: 21.02.2017).
34. Пояснительная записка / [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://refdb.ru/look/1498676.html(дата обращения: 21.02.2017).
35. Рамзаева, Т. Г., Львов М. Р. Методика обучения русскому языку в начальных классах [Текст] / Т. Г. Рамзаева, М. Р. Львов. - М. : Просвещение, 1979. - 431 с.
36. Рамзаева, Т. Г. Педагогика и методика нач. обучения [Текст] / Т. Г. Рамзаева, М. Р. Львов. - М. : Просвещение, 1979. - 431 с.
37. Распопов, И. П., Ломов А. М. Основы русской грамматики. Морфология и синтаксис [Текст] / И. П. Распопов, А. М. Ломов. - Воронеж : Издательство Воронежского университета, 1984. - 350 с.
38. Регуш, Л. А., Орлова А. В. Педагогическая психология: Учебное пособие [Текст] / Л. А. Регуш, А. В. Орлова. - СПб. : Питер, 2016. - 416 с.
39. Рождественский, Н. С. Методика грамматики и орфографии в начальных классах [Текст] / Н. С. Рождественский. - М. : Просвещение, 1975. - 238 с.
40. Розенталь, Д. Э., Теленкова М. А. Словарь-справочник лингвистических терминов. Пособие для учителя [Текст] / Д. Э. Розенталь, М. А. Теленкова. - 3-е изд., испр. и доп. - М. : Просвещение, 1985. - 399 с.
41. Русский язык. Морфология: учебник для школ с углубленным изучением русского языка [Текст] / под ред. П. П. Шуба. - Минск: Народная асвета, 1996. - 391 с.
42. Русский язык: все трудности языка: орфография, ударение, произношение, значение слов, словоупотребление: универсальный словарь для школьников [Текст] / И. А. Пугачев и др. - Москва : Астрель : Олимп, 2011. - 218 с.
43. Сапогова, Е. Е. Психология развития человека [Текст] / Е. Е. Сапагова. - М. : Аспект пресс, 2001. - 460 с.
44. Семенюк, Л. М. Хрестоматия по возрастной психологии: учебное пособие для студентов [Текст] / Под ред. Д. И. Фельдштейна: издание 2-е, дополненное - Москва : Институт практической психологии, 1996. - 304 с.
45. Соловейчик, М. С., Русский язык. 4 класс [Текст] / М. С. Соловейчик. - М. : Ассоциация 21 век, 2015. - 177 с.
46. Упражнения для развития речевой грамотности [Электронный
ресурс]. - Режим доступа: http: //logoportal .ru/didakticheskie-igryi-i-
uprazhneniya-po-formirovaniyu-morfologicheskogo-stroya-rechi/.html (дата
обращения: 24.02.2017).
47. Упражнения для развития речевой грамотности [Электронный
ресурс]. - Режим доступа: http://logoportal.ru/didakticheskie-igryi-i-
uprazhneniya-po-formirovaniyu-morfologicheskogo-stroya-rechi/.html (дата
обращения: 24.02.2017).
48. Ушинский, К. Д. Об изучении грамматики [Текст] / К. Д. Ушинский. - М. : Просвещение, 1954. - 257 с.
49. Федоренко, Л. П. Принципы обучения русскому языку [Текст] / Л.П. Федоренко. - М. : Библио-Глобус, 1973. - 360 с.
50. Шаповалова, Н. С. Теоретические основы обучения орфографии [Текст] / Н. С. Шаповалова. - М. : Полиграфия, 2005. - 68 с.
51. Эльконин, Д. Б. Психологические вопросы формирования учебной деятельности в младшем школьном возрасте // Вопросы психологии обучения и воспитания [Текст] / Под ред. Г. С. Костюка, П. Ф. Гамата. - Киев : Педагогика, 1961. - 205 с.