ТРАДИЦИОННАЯ ОДЕЖДА КАК ИСТОЧНИК ВДОХНОВЕНИЯ ДЛЯ СОЗДАНИЯ СЦЕНИЧЕСКОГО ОБРАЗА
|
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава I Традиционный белорусский костюм в историческом развитии 7
1.1 Истоки традиционной белорусской одежды 7
1.2 Особенности белорусского костюма 9
1.3 Базовые формы славянской орнаментики и семантическое значение
орнамента 15
Глава II Художественное проектирование коллекции сценического
костюма 24
2.1 Принципы создания сценического костюма на основе традиционного 24
2.2 Цифровые технологии создания орнаментальных мотивов в
костюме 26
2.3 Разработка авторской коллекции «Крутуха» 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 37
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 39
СПИСОК ТЕРМИНОВ 43
СПИСОК ИЛЛЮСТРАЦИЙ 45
ИЛЛЮСТРАЦИИ 46
ПРИЛОЖЕНИЯ
Глава I Традиционный белорусский костюм в историческом развитии 7
1.1 Истоки традиционной белорусской одежды 7
1.2 Особенности белорусского костюма 9
1.3 Базовые формы славянской орнаментики и семантическое значение
орнамента 15
Глава II Художественное проектирование коллекции сценического
костюма 24
2.1 Принципы создания сценического костюма на основе традиционного 24
2.2 Цифровые технологии создания орнаментальных мотивов в
костюме 26
2.3 Разработка авторской коллекции «Крутуха» 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 37
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 39
СПИСОК ТЕРМИНОВ 43
СПИСОК ИЛЛЮСТРАЦИЙ 45
ИЛЛЮСТРАЦИИ 46
ПРИЛОЖЕНИЯ
Данная выпускная - квалификационная работа посвящена исследованию белорусского костюма как источника вдохновения для создания сценического костюма. В работе рассмотрены исторические источники развития вышивки, проведено исследование базовых форм и семантического значения элементов орнамента, показана работа над созданием коллекции, с использованием современных технологий нанесения рисунка на ткань.
Основной идеей проекта в создании костюма является связь с национальными традициями, которая способствует сохранению культурного наследия и воспитывает любовь к отечеству.
Актуальность работы: традиционный костюм, как элемент народной культуры является достоянием народа. Ценен костюм многовековыми наработками различных видов творчества. В XXI веке связь с истоками родной культуры теряется, образность символов утрачивается, а представление элементов русского народного творчества в сценическом костюме позволяет не забывать корни. Используются современные технологии в проектировании и декорировании костюма.
Современные дизайнеры нередко прибегают к использованию орнаментальных мотивов. Многие дизайнеры, такие как А.Ахмадуллина, У.Сергиенко, В.Зайцев, В.Юдашкин, Dolce&Gabbana и даже П.Пуаре, вдохновлялись русским стилем при создании коллекций. Коллекции дизайнеров зачастую выполнены от-кутюр, а современные коллекции, выполненные с помощью технологий XXI века, относятся больше к масс- маркету.
Поль Пуаре в середине 1910-х гг. создал коллекцию «Казань». В нее вошли сарафаны, рубахи, кокошники, расшитые платки, красные сафьяновые сапоги. В качестве отделки модельер использовал мех, бахрому, вышивку бисером. В.Зайцев много работал с русским стилем: «Русские сезоны в Париже» (1988г.) коллекция на основе Павлопосадских платков, коллекция «Истоки» (2008г.).
Обзор литературы: в книге Г.С. Масловой «Орнамент русской народной вышивки» (2012) [21] рассматриваются русская народная вышивка, техника её выполнения, сюжеты и семантика отдельных орнаментальных мотивов. Автором выделены основные типы вышивки и их ареалы, показана связь типов вышивки с различной социальной средой. Книга богато иллюстрирована и рассчитана на искусствоведов, этнографов, историков, в том числе и на обычного читателя.
Книга Б.А. Рыбакова «Язычество древних славян» (2015) pаскpывает истоки наpодного миpовоззpения pyсских, yкpаинцев и белорусов; прослеживает пеpиодизацию язычества: дyалистический анимизм (КУЛЬТ вампиров и беpегинь), культ божеств плодоpодия (Рода и pожаниц), дpyжинный культ Перуна, сменяемый хpистианством. Анализируется происхождение языческих богов, представление управляющих им силах, восходящие к охотничьему обществу палеолита и мезолита. Подpобно изучено миpовоззpение дpевних земледельцев IV-III тысячелетий до н. э. на теppитоpии Украины и его отголоски в миpовоззpении славян. Рассмотpен этногенез славян, святилища и погребальные обряды праславян [25].
Обращаясь к истории белорусского костюма, книга Л.У.Дучыц «Касцюм жыхароу Беларус! X-XIII стст» (2005) основывается на археологических находках. В ней рассматриваются истоки белорусского костюма. На основании археологических материалов характеризуются основные виды одежды, аксессуаров и различных элементов костюма. Деревенский костюм представляется как этнический показатель, демонстрируются его региональные особенности. Дополнительно в книге рассматривается костюм горожан и знати [13].
В учебно-методическом пособии Н.В.Даренской «Белорусский танец» (2015) дается характеристика танцев Беларуси, рассматриваются основные движения и характерные особенности, приводятся примеры сценических постановок [12].
В учебном пособии Э.М Андросовой «Основы художественного проектирования костюма» (2004) объяснены основы теории и практики художественного проектирования костюма. Рассмотрена проектная графика костюма. Приведены методические разработки и принципы выполнения учебных задач дисциплины «Художественное проектирование костюма» [2].
В книге С.И.Стефанова «Краткая энциклопедия печатных технологий» (2012) изложены основные знания по технологиям, классификациям, особенностям печатания, областям применения разных технологий. Книга адаптирована для пpoфecсиoнaлов в данной области, и любителей, так как в ней содержится достаточно терминологии, позволяющей глубже изучить научную сторону вопроса [29].
Цель исследования: разработка коллекции сценического
(хореографического) костюма на основе традиционной белорусской одежды.
Задачи исследования:
• проанализировать литературу по традиционному белорусскому костюму;
• охарактеризовать белорусский традиционный костюм;
• провести исследование базовых форм и семантики орнамента в сценическом костюме;
• исследовать принципы создания сценического костюма на основе традиционного;
• изучить цифровые технологии создания
орнаментальных мотивов в костюме;
• разработать авторскую коллекцию.
Объект исследования: белорусский костюм и его орнаментальные мотивы.
Предмет исследования: сценический белорусский костюм.
Источники исследования: в экспозиции музея Древнебелорусской культуры в г.Минск представлены модели традиционной белорусской одежды, которые послужили источником вдохновения при создании коллекции сценического костюма [34]. В музейных экспозициях г.Барнаул белорусский народный костюм отсутствует.
Методология исследования: в основу выпускной квалификационной работы были положены исследовательские труды, основанные на этнографических материалах исследователей-этнографов Г.С.Масловой [21], Б.А. Рыбакова [25], В.В. Седова [27], Т.А.Николаева [22]. Труды, написанные в послереволюционный период, отражают новый шаг в этнографии костюма, и заключаются в широком накоплении фактического материала и попытки его научной интерпретации.
Г.С. Маслова [21] является специалистом по русскому народному искусству, она работала от Академии Наук, собирала материал в экспедициях, привела в своей монографии коллекции музеев, проведя глубокий сравнительный анализ вышивки. Рассматривает искусство орнамента в историческом, искусствоведческом и этнографическом плане, раскрывает социальную значимость и место в художественном наследии.
Советский историк Б.А.Рыбаков [25] исследует огромный пласт славянской культуры, начиная с религии заканчивая бытом, в его труде проведен глубокий исторический анализ и периодизация, раскрыта семантика народного искусства. Его труд обращен больше к студентам и преподавателям, у неосведомленного читателя может вызвать затруднения.
Исследования В.В. Седова [27] носят обобщающий характер предшественников и археологических находок, он ссылается на работы Б.А. Рыбакова [25].
Методы исследования: теоретические, такие, как анализ литературы, изучение белорусского костюма, обобщение отечественной и зарубежной практики, а также некоторые практические, такие как сравнение, моделирование и обобщение информации.
Новизна и практическая значимость работы заключается в применении современных технологий создания орнаментальных мотивов в художественном проектировании белорусского сценического костюма.
Основной идеей проекта в создании костюма является связь с национальными традициями, которая способствует сохранению культурного наследия и воспитывает любовь к отечеству.
Актуальность работы: традиционный костюм, как элемент народной культуры является достоянием народа. Ценен костюм многовековыми наработками различных видов творчества. В XXI веке связь с истоками родной культуры теряется, образность символов утрачивается, а представление элементов русского народного творчества в сценическом костюме позволяет не забывать корни. Используются современные технологии в проектировании и декорировании костюма.
Современные дизайнеры нередко прибегают к использованию орнаментальных мотивов. Многие дизайнеры, такие как А.Ахмадуллина, У.Сергиенко, В.Зайцев, В.Юдашкин, Dolce&Gabbana и даже П.Пуаре, вдохновлялись русским стилем при создании коллекций. Коллекции дизайнеров зачастую выполнены от-кутюр, а современные коллекции, выполненные с помощью технологий XXI века, относятся больше к масс- маркету.
Поль Пуаре в середине 1910-х гг. создал коллекцию «Казань». В нее вошли сарафаны, рубахи, кокошники, расшитые платки, красные сафьяновые сапоги. В качестве отделки модельер использовал мех, бахрому, вышивку бисером. В.Зайцев много работал с русским стилем: «Русские сезоны в Париже» (1988г.) коллекция на основе Павлопосадских платков, коллекция «Истоки» (2008г.).
Обзор литературы: в книге Г.С. Масловой «Орнамент русской народной вышивки» (2012) [21] рассматриваются русская народная вышивка, техника её выполнения, сюжеты и семантика отдельных орнаментальных мотивов. Автором выделены основные типы вышивки и их ареалы, показана связь типов вышивки с различной социальной средой. Книга богато иллюстрирована и рассчитана на искусствоведов, этнографов, историков, в том числе и на обычного читателя.
Книга Б.А. Рыбакова «Язычество древних славян» (2015) pаскpывает истоки наpодного миpовоззpения pyсских, yкpаинцев и белорусов; прослеживает пеpиодизацию язычества: дyалистический анимизм (КУЛЬТ вампиров и беpегинь), культ божеств плодоpодия (Рода и pожаниц), дpyжинный культ Перуна, сменяемый хpистианством. Анализируется происхождение языческих богов, представление управляющих им силах, восходящие к охотничьему обществу палеолита и мезолита. Подpобно изучено миpовоззpение дpевних земледельцев IV-III тысячелетий до н. э. на теppитоpии Украины и его отголоски в миpовоззpении славян. Рассмотpен этногенез славян, святилища и погребальные обряды праславян [25].
Обращаясь к истории белорусского костюма, книга Л.У.Дучыц «Касцюм жыхароу Беларус! X-XIII стст» (2005) основывается на археологических находках. В ней рассматриваются истоки белорусского костюма. На основании археологических материалов характеризуются основные виды одежды, аксессуаров и различных элементов костюма. Деревенский костюм представляется как этнический показатель, демонстрируются его региональные особенности. Дополнительно в книге рассматривается костюм горожан и знати [13].
В учебно-методическом пособии Н.В.Даренской «Белорусский танец» (2015) дается характеристика танцев Беларуси, рассматриваются основные движения и характерные особенности, приводятся примеры сценических постановок [12].
В учебном пособии Э.М Андросовой «Основы художественного проектирования костюма» (2004) объяснены основы теории и практики художественного проектирования костюма. Рассмотрена проектная графика костюма. Приведены методические разработки и принципы выполнения учебных задач дисциплины «Художественное проектирование костюма» [2].
В книге С.И.Стефанова «Краткая энциклопедия печатных технологий» (2012) изложены основные знания по технологиям, классификациям, особенностям печатания, областям применения разных технологий. Книга адаптирована для пpoфecсиoнaлов в данной области, и любителей, так как в ней содержится достаточно терминологии, позволяющей глубже изучить научную сторону вопроса [29].
Цель исследования: разработка коллекции сценического
(хореографического) костюма на основе традиционной белорусской одежды.
Задачи исследования:
• проанализировать литературу по традиционному белорусскому костюму;
• охарактеризовать белорусский традиционный костюм;
• провести исследование базовых форм и семантики орнамента в сценическом костюме;
• исследовать принципы создания сценического костюма на основе традиционного;
• изучить цифровые технологии создания
орнаментальных мотивов в костюме;
• разработать авторскую коллекцию.
Объект исследования: белорусский костюм и его орнаментальные мотивы.
Предмет исследования: сценический белорусский костюм.
Источники исследования: в экспозиции музея Древнебелорусской культуры в г.Минск представлены модели традиционной белорусской одежды, которые послужили источником вдохновения при создании коллекции сценического костюма [34]. В музейных экспозициях г.Барнаул белорусский народный костюм отсутствует.
Методология исследования: в основу выпускной квалификационной работы были положены исследовательские труды, основанные на этнографических материалах исследователей-этнографов Г.С.Масловой [21], Б.А. Рыбакова [25], В.В. Седова [27], Т.А.Николаева [22]. Труды, написанные в послереволюционный период, отражают новый шаг в этнографии костюма, и заключаются в широком накоплении фактического материала и попытки его научной интерпретации.
Г.С. Маслова [21] является специалистом по русскому народному искусству, она работала от Академии Наук, собирала материал в экспедициях, привела в своей монографии коллекции музеев, проведя глубокий сравнительный анализ вышивки. Рассматривает искусство орнамента в историческом, искусствоведческом и этнографическом плане, раскрывает социальную значимость и место в художественном наследии.
Советский историк Б.А.Рыбаков [25] исследует огромный пласт славянской культуры, начиная с религии заканчивая бытом, в его труде проведен глубокий исторический анализ и периодизация, раскрыта семантика народного искусства. Его труд обращен больше к студентам и преподавателям, у неосведомленного читателя может вызвать затруднения.
Исследования В.В. Седова [27] носят обобщающий характер предшественников и археологических находок, он ссылается на работы Б.А. Рыбакова [25].
Методы исследования: теоретические, такие, как анализ литературы, изучение белорусского костюма, обобщение отечественной и зарубежной практики, а также некоторые практические, такие как сравнение, моделирование и обобщение информации.
Новизна и практическая значимость работы заключается в применении современных технологий создания орнаментальных мотивов в художественном проектировании белорусского сценического костюма.
В данной дипломной работе было проведено исследование традиционного костюма Беларуси. Была подтверждена неизменность орнамента на протяжении многих веков, сохранение его базовых форм, его актуальность в проектировании сценического костюма. Были изучены особенно сти проектирования сценического костюма.
Проанализированы модели-аналоги в современных коллекциях. Использование орнамента современными дизайнерами возрождает культуру славян, память о предках и придает новое звучание орнаментальным мотивам, наполняя современную одежду глубинным смыслом, который скрыт в каждом мотиве.
В первой главе был исследован исторический аспект белорусского костюма, его особенности и изучена семантика орнаментов, которые отражают мировосприятие народа. Из изученного материала, следует вывод о том, что белорусский костюм имеет глубокую историю и тесно переплетается с русским и украинским. Характерные черты костюма формировались за счёт географических и климатических факторов, а также соседство с европейскими странами, что откладывало свои следы в костюме, отличая его от Великорусских костюмов. Понимание орнаментальных символов на одежде позволяет более глубоко рассматривать костюм, с точки зрения источника информации, изучив его можно раскрыть доселе неизученную информацию. Орнамент является ключом к проводнику мировосприятия славян.
Вторая глава выпускной - квалификационной работы посвящена её практической части. В ходе исследования источника вдохновения были изучены принципы создания сценического костюма на основе традиционного, цифровые технологии создания орнаментальных мотивов в костюме. На основе проанализированного материала была создана авторская коллекция «Крутуха», названная так в честь танца, для которого проектировался костюм.
Сценический костюм проектируется с учётом ряда особенностей. При проектировании традиционного сценического костюма сохраняются отличительные его черты и упрощаются сложные элементы, такие как орнамент, формы. Некоторые элементы кроя видоизменяются, чтобы костюм соответствовал принципам художественного проектирования костюма, например, удобство, которое очень важно для сценического костюма.
Одним из наиболее частых применений традиционной одежды в современности является сценический костюм, как кладезь информации, приближающий к познанию мировосприятия предков славян, познанию культурного наследия. Современные творческие коллективы используют стилизованные народные костюмы для своих выступлений (ил.15-18). Из всего вышесказанного можно сделать вывод о том, что традиционная одежда, как источник вдохновения трансформируется и упрощается при создании сценического костюма. При проектировании коллекции «Крутуха» были учтены основные принципы создания сценического костюма, в том числе эргономические свойства костюма. Разработанная коллекция по своим параметрам соответствует назначению и отражает в себе все признаки традиционной одежды.
Тема традиционной одежды несёт в себе глубокие знания, и перспектива развития очень большая. Основные элементы Белорусского костюма в данной работе нашли реализацию в сценическом костюме хореографического коллектива. Также развитие данной темы с учетом современных технологий позволяет расширить целевую направленность костюма, и выйти на более масштабное производство, что позволит сохранить народную культуру.
Проанализированы модели-аналоги в современных коллекциях. Использование орнамента современными дизайнерами возрождает культуру славян, память о предках и придает новое звучание орнаментальным мотивам, наполняя современную одежду глубинным смыслом, который скрыт в каждом мотиве.
В первой главе был исследован исторический аспект белорусского костюма, его особенности и изучена семантика орнаментов, которые отражают мировосприятие народа. Из изученного материала, следует вывод о том, что белорусский костюм имеет глубокую историю и тесно переплетается с русским и украинским. Характерные черты костюма формировались за счёт географических и климатических факторов, а также соседство с европейскими странами, что откладывало свои следы в костюме, отличая его от Великорусских костюмов. Понимание орнаментальных символов на одежде позволяет более глубоко рассматривать костюм, с точки зрения источника информации, изучив его можно раскрыть доселе неизученную информацию. Орнамент является ключом к проводнику мировосприятия славян.
Вторая глава выпускной - квалификационной работы посвящена её практической части. В ходе исследования источника вдохновения были изучены принципы создания сценического костюма на основе традиционного, цифровые технологии создания орнаментальных мотивов в костюме. На основе проанализированного материала была создана авторская коллекция «Крутуха», названная так в честь танца, для которого проектировался костюм.
Сценический костюм проектируется с учётом ряда особенностей. При проектировании традиционного сценического костюма сохраняются отличительные его черты и упрощаются сложные элементы, такие как орнамент, формы. Некоторые элементы кроя видоизменяются, чтобы костюм соответствовал принципам художественного проектирования костюма, например, удобство, которое очень важно для сценического костюма.
Одним из наиболее частых применений традиционной одежды в современности является сценический костюм, как кладезь информации, приближающий к познанию мировосприятия предков славян, познанию культурного наследия. Современные творческие коллективы используют стилизованные народные костюмы для своих выступлений (ил.15-18). Из всего вышесказанного можно сделать вывод о том, что традиционная одежда, как источник вдохновения трансформируется и упрощается при создании сценического костюма. При проектировании коллекции «Крутуха» были учтены основные принципы создания сценического костюма, в том числе эргономические свойства костюма. Разработанная коллекция по своим параметрам соответствует назначению и отражает в себе все признаки традиционной одежды.
Тема традиционной одежды несёт в себе глубокие знания, и перспектива развития очень большая. Основные элементы Белорусского костюма в данной работе нашли реализацию в сценическом костюме хореографического коллектива. Также развитие данной темы с учетом современных технологий позволяет расширить целевую направленность костюма, и выйти на более масштабное производство, что позволит сохранить народную культуру.



