Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Формирование навыка чтения у детей младшего школьного возраста

Работа №98766

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы73
Год сдачи2017
Стоимость4315 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
175
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКА ЧТЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 6
1.1. Речевая деятельность младших школьников. Навык чтения как один из
видов речевой деятельности 6
1.2. Компоненты навыка чтения младших школьников 13
1.3. Критерии и показатели сформированности навыка чтения у детей
младшего школьного возраста 19
1.4. Методы и приемы формирования навыка чтения у младших школьников 23
1.5. Анализ программ по литературному чтению 28
ГЛАВА 2. АНАЛИТИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ ПРОЕКТИРОВОЧНОЙ РАБОТЫ, НАПРАВЛЕННОЙ НА ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКА ЧТЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 38
2.1. Диагностика сформированности навыка чтения 38
2.2. Комплекс уроков и заданий, направленный на развитие осознанности,
выразительности, беглости и правильности чтения 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 57
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 63
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 66
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 68
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 70


Актуальность исследования. На современной ступени развития цивилизации в нашем обществе получает вопрос формирования навыка чтения. Наблюдается переизбыток количества доступной информации в самых различных формах при этом, качество ее редко может отвечать потребностям общества в целом и отдельно взятой личности в частности. Появляется, тенденция бездумного усвоения любой информации, которая попадет в поле зрения человека. В таких условиях перед системой образования стоит цель - воспитать и обучить граждан духовно развитых, имеющих способность подстраиваться под быстрые изменения окружающего мира. Для достижения этой цели людям необходимо уметь полноценно воспринимать, осмысливать и извлекать информацию , которая содержится во всевозможных источниках, от статей в ежедневных газетах до фундаментальной художественной литературы.
Изучением такой проблемы занимаются как отечественные, так и зарубежные психологи и педагоги. Согласно исследованиям, проведенным в рамках Международной программы по оценке образовательных достижений обучающихся (PISA) и Международного исследования качества чтения и понимания текста(PIRLS), современные младшие школьники испытывают затруднения в осмыслении прочитанного [22, с. 112]. В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования поставлены задачи развития и обучения младших школьников. В соответствии с ними учителю нужно сформировать у обучающихся универсальные учебные действия [59,с. 50]. Наряду с УУД, важнейшим результатом освоения основной образовательной программы выступает формирование навыка чтения текстов разных жанров и стилей. В России также разработана «Национальная программа развития и поддержки чтения» на период до 2020 года, основой для которой выступила идея популяризации чтения и необходимость развития читательской компетенции в рамках возрастающей потребности страны в увеличении интеллектуального потенциала нации [39, с.33].
Сама литература нуждается в талантливых, эстетически грамотных читателях, для того, чтобы развиваться. Динамика возможна, только если есть образованные, любящие читатели. Труды великих отечественных писателей пронизаны заботой о читателе, который способен осмыслить и воспринять все богатство литературы. Все больше ученых заявляют об особой важности работы над навыком чтения на уроках литературного чтения.
В настоящее время стоит необходимость привить любовь к книге, научить не просто, запоминать, но и думать. Воодушевить нужно каждого маленького читателя радостью мышления, движением к красочной жизни в мире воображения. Осмысленное восприятие текстов содействует развитию личности читателя, его интеллектуальному и духовному росту, глубочайшему осознанию процессов, происходящих вокруг.
Проблемой навыка чтения в свое время занимались Л.С. Выготский, Л.А. Мосунова, К.Д. Ушинский, А.Г. Асмолов и М.П. Воюшина и др. Они изучали особенности этой проблемы, наблюдали также и становление психических процессов, связанных с навыком чтения. Анализ научно-методической литературы по теме исследования позволил выявить противоречие между необходимостью формирования навыка чтения на уроках литературного чтения в начальной школе и недостаточным количеством методических разработок, посвященных решению этой задачи.
Исходя из вышесказанного, перед нами в настоящем исследовании была поставлена следующая цель: обосновать и на этой основе разработать комплекс упражнений и заданий, обеспечивающих формирование навыка чтения у младших школьников на уроках литературного чтения.
Объектом исследования является процесс формирования навыка чтения в ходе учебной деятельности на уроках литературного чтения.
Предметом исследования является комплекс упражнений и заданий, направленный формирование навыка чтения у детей младшего школьного возраста.
Для решения представленной цели и выдвинутой гипотезы были составлены следующие задачи:
- дать понятие навыку чтения, которое представлено в психолого-педагогической литературе по проблеме исследования;
- определить степень сформированности навыка чтения у детей младшего школьного возраста;
- выделить педагогические условия и разработать комплекс упражнений и заданий для уроков литературного чтения, влияющий на формирование навыка чтения у младших школьников посредством технологии развития критического мышления;
Методы исследования: теоретический анализ педагогической и психологической литературы по проблеме исследования, педагогическая проектировочная работа, анализ творческих работ детей, тестирование, обобщение и систематизация данных.
Практическая значимость исследования состоит в разработке комплекса упражнений и заданий по литературному чтению, направленных на формирование навыка чтения у младших школьников, обучающихся в четвертом классе начальной школы. Данный комплекс может применяться при работе над навыком чтения учащихся на уроках по литературному чтению.
Структура работы отображает содержание, результаты и логику исследования. Включает в себя введение, две главы, заключение и список литературы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Формирование навыка чтения на данный момент является потребностью современного общества в целом и каждого отдельного человека в частности. Смысловое чтение - весьма широкое понятие, понимание которого хоть и имеет определенные особенности у разных ученых в различных областях науки, но все же обладает общей для всех сутью. Смысловое чтение - это понимание прочитанного, способность видеть «между строк» и умение делать собственные выводы на основе изученных текстов.
Педагогами и психологами выделяются умения смыслового чтения, при должной работе педагога и учащихся способные перейти в навыки. Исследуются особенности и характеристики чтения, в частности особенности формирования навыков чтения на уроках литературного чтения в начальной школе. Предлагаются различные методы и приемы, способствующие успешному формированию навыков чтения при работе с художественными текстами. В частности, приемы технологии развития критического мышления органично встраиваются в уроки литературного чтения и эффективно помогают осмыслению и пониманию художественных произведений.
После изучения психолого-педагогической литературы в ходе нашего исследования была проведена проектировочная работа, целью которой было разработать комплекс уроков, направленный на формирование навыка чтения у младших школьников на уроках литературного чтения.
Цель и поставленные задачи выполнены, но работа в данном направлении, безусловно, должна продолжаться в дальнейшем.



1. Балталон, Ц.П. Пособие для литературных бесед и письменных работ [Текст] / Ц.П. Балталон. - М.: Издание Т-ва А.И. Мамонтова, 1914. - 202 с.
2. Беленькая, Л.И. Ребенок и книга: О читателе восьми-девяти лет [Текст] / Л.И. Бельнькая. - М.: ВЦХТ, 2005. - 144 с.
3. Беленький, Г.П. Комментированное чтение текста [Текст] / Г.П. Беленький; под ред. Н.И. Кудряшева и Н.Д. Молдавской // Изучение художественного текста в VIII-X классах школы. - М.: Изд-во АПН РСФСР, 1956. - С.54- 56.
4. Бондаренко, Г.И. Развитие умений смыслового чтения в начальной школе [Текст] / Г.И. Бондаренко // Начальная школа плюс: до и после. - 2012. - №1. - С. 1-3.
5. Бунеева, Е.В. Технология работы с текстом в начальной школе и 5-6 классах (технология формирования типа правильной читательской деятельности) [Текст] / Е.В. Бунеева, О.В. Чиндилова. // Образовательные технологии: сборник материалов. - М. : Баласс, 2008. - С. 65-89.
6. Буслаев, Ф.И. О преподавании отечественного языка [Текст] / Ф.И. Буслаев. - М.: Либроком, 2010. - 360 с.
7. Волкова, Т.В. Динамика психологической структуры смыслового чтения как деятельности у учащихся начальной школы [Текст] / Т.В. Волкова // Ярославский педагогический вестник. - 2013. - №2. - С. 200-204.
8. Выготский, Л.С. Мышление и речь [Текст] / Л.С. Выготский. - М.: Издательство «Лабиринт», 1999. - 352 с.
9. Выготский, Л.С. Педагогическая психология [Текст] / Л.С. Выготский. - М.: Изд-во АПН РСФСР, 1991.- 476 с.
10. Гальперин, И.Р. Текст как объект лингвистического исследования [Текст]/ И.Р. Гальперин. - М.: КомКнига, 2006. - 144 с.
11. Граник, Г.Г. Как учить работать с книгой [Текст]/ Г.Г. Граник,
С.М. Бондаренко, Л.А. Концевая. - М.: Мой учебник, 2007. - 256 с.
12. Граник, Г.Г. Когда книга учит [Текст] / Г.Г. Граник, С.М. Бондаренко, Л.А. Концевая. - М.: Педагогика, 1991. - 192 с.
13. Григоренко, Е.Л. Влияние индивидуальных особенностей когнитивного развития на овладение навыками чтения и письма младшими школьниками [Текст]: дис. ... д-ра психол. наук / Е.Л. Григоренко. - Москва, 2012. - 299 с.
14. Дидро, Д. Избранные атеистические произведения [Текст] / Д. Дидро; пер. Д.И. Ириновой. - М.: Издательство Академии наук СССР, 1956. - 475 с.
15. Доблаев, Л.П. Анализ и понимание текста: Метод. Пособие [Текст] / Л.П. Доблаев. - Саратов: Изд-во Саратовского университета, 1987. - 69 с.
16. Елачич, Е.А. Основные задачи детского чтения [Текст] / Е.А. Елачич // Русская школа за рубежом. - 1923. - №2-3. - С. 130-138.
17. Жинкин, Н.И. Механизмы речи [Текст] / Н.И. Жинкин. - М. : Изд- во АПН РСФСР, 1958. - 402 с.
18. Заир-Бек, С.И. Развитие критического мышления на уроке: пособие для учителей общеобразоват. учреждений [Текст]/ С.И. Заир-Бек, И.В. Муштавинская. - М.: Просвещение, 2011. -223 с.
19. Запорожец, А.В. Психология восприятия сказки ребенком- дошкольником [Текст] / А.В. Запорожец // Дошкольное воспитание. - 1948. - №9. - С. 34-41.
20. Зимняя, И.А. Лингвопсихология речевой деятельности [Текст] / И.А. Зимняя. - Воронеж: НПО МОДЭК, 2001. - 432 с.
21. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя [Текст] / под ред. А. Г. Асмолова. - М.: Просвещение, 2011. - 152 с.
22. Ковалева, Г.С. Новый взгляд на грамотность. По результатам международного исследования PISA-2000 [Текст] / Г.С. Ковалева, Э.А.
Красновский // Русский язык (приложение к газете «Первое сентября»). - 2005. - №14. - С. 105-129.
23. Коновалова, Е.Ю. Современные подходы по формированию умений чтения, фиксации и воспроизведения учебной информации [Текст]/ Е.Ю. Коновалова // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. - 2010. - №3. - С. 67-71.
24. Корнев, А.Н. Нарушения чтения и письма у детей: Учебно-методическое пособие [Текст] / А.Н. Корнев. - СПб. : МиМ, 1997. - 286 с.
25. Кузьмин, Е.И. Читать или не читать... Зачем России Национальная программа поддержки чтения? [Текст] / Е.И. Кузьмин // Вестник ЮНЕСКО. - 2007. - №6. - С. 22-25.
26. Кулагина, И.Ю. Возрастная психология (развитие ребенка от рождения до 17 лет): учеб. Пособие [Текст] / И.Ю. Кулагина. - М.: Изд-во УРАО, 1999. - 175 с.
27. Ланин, Б.А. Методика преподавания литературы: Учебная хрестоматия- практикум: Для студентов высших педагогических учебных заведений [Текст] / Б.А. Ланин. - М.: Эксмо, 2007. - 512 с.
28. Леонтьев, А.А. Язык и речевая деятельность в общей и педагогической психологии [Текст] / А.А. Леонтьев. - М.: Изд-во МПСИ, 2004. - 535 с.
29. Леонтьев, А.Н. Проблемы развития психики [Текст] / А.Н. Леонтьев. - М.: Изд- во Моск. ун-та, 1981. - 584 с.
30. Леонтьев, А.Н. Психологические основы развития ребенка и обучения [Текст] / А.Н. Леонтьев. - М.: Смысл, 2009. - 423 с.
31. Лотман, Ю.М. Структура художественного текста [Текст] / Ю.М. Лотман // Об искусстве. - СПб.: «Искусство - СПб», 1998. - С. 14-285.
32. Методика обучения литературе в начальной школе: учебник для студ. высш. учеб. заведений [Текст] / под ред. М.П. Воюшиной. - М.: Издательский центр «Академия», 2010. - 288 с.
33. Молдавская, Н.Д. Литературное развитие школьников в процессе
обучения [Текст] / Н.Д. Молдавская. - М.: «Педагогика», 1976. - 224 с.
34. Морозова, Н.Г. О понимании текста [Текст] / Н.Г. Морозова // Известия АПН РСФСР. - 1947. - №7. - С. 191-239.
35. Мосунова, Л.А. Влияние адекватного восприятия
художественной литературы на развитие личности подростка [Текст] / Л.А. Мосунова // Ярославский педагогический вестник. - 2008. - №4. - 134-138.
36. Мосунова, Л.А. О теоретических основах развития полноценного восприятия художественной литературы [Текст] / Л.А. Мосунова // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. - 2009. - №1. - С. 136-141.
37. Мосунова, Л.А. Структура и психологические условия развития смыслового понимания художественных текстов [Текст]: дис. ... д-ра психол. наук / Л.А. Мосунова. - Москва, 2006. - 291 с.
38. Муштавинская, И.В. Технология развития критического мышления на уроке и в системе подготовки учителя: Учеб. -метод. Пособие [Текст] / И.В. Муштавинская. - СПб. : КАРО, 2009. - 144 с.
39. Национальная программа поддержки и развития чтения (проект). [Текст]// Школьная библиотека. - 2006. - №9-10. С. 20-43.
40. Невуева, Л.Ю. Паузативные характеристики выразительного (смыслового) чтения у младшего школьника [Текст] / Л.Ю. Невуева, А.А. Зубченко // Научные исследования в психологии. - 1978. - №1. - С. 42-46.
41. Нечаев, А.П. Психологические основы разных типов процесса чтения у детей [Текст] / А.П. Нечаев // Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. - М.: Изд-во МГУ, 1980. - С.8-11.
42. Нижегородцева, Н.В. Психологический анализ смыслового чтения как специфического вида деятельности [Текст] / Н.В. Нижегородцева, Т.В. Волкова // Ярославский педагогический вестник. - 2012. - №2. - С.257¬262.
43. Нижегородцева, Н.В. Результаты исследования психологической
структуры учебной деятельности на основе методологии системогенетического подхода [Текст] / Н.В. Нижегородцева // Ярославский педагогический вестник. - 2009. - №25. - С. 51-56.
44. Обласова, Т.В. Специфика отбора учебных текстов для развития учебно-информационных умений школьников в процессе изучения литературы [Текст] / Т.В. Обласова // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. - 2012. - №150. - С. 41-49.
45. Обухова, Л.Ф. Детская психология: Теории, факты, проблемы [Текст]/ Л.Ф. Обухова. - М.: Тривола, 1998. - 352 с.
46. Планируемые результаты начального общего образования [Текст] / Л.Л. Алексеева [и др.]. - М. : Просвещение, 2009. - 120 с.
47. Полозова, Т.Д. Всем лучшим во мне я обязан книгам: Кн. для учителя [Текст] / Т.Д. Полозова, Т.А. Полозова. - М.: Просвещение, 1990. - 256 с.
48. Райгородский, Д.Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие [Текст]/ Д.Я. Райгородский. - Самара: «БАХРАХ- М», 2009. - 672 с.
49. Рубинштейн, М.М. Педагогическая психология в связи с общей педагогикой [Текст] / М.М. Рубинштейн. - М.: Мир, 1927. - 310 с.
50. Сапа, А.В. Поколение Z - поколение эпохи ФГОС [Текст] / А.В. Сапа // Инновационные проекты и программы в образовании. - 2014. - №2. - С. 24-30.
51. Сапа, А.В. Система контроля и оценки достижений учащихся на уроках русского языка и литературы в старших классах средней школы [Текст] / А.В. Сапа // Эксперимент и инновации в школе. - 2010. - №1. - С. 71¬80.
52. Сапа, А.В. Формирование основ смыслового чтения в рамках реализации ФГОС основного общего образования [Текст] / А.В. Сапа // Эксперимент и инновации в школе. - 2014. - №5. - С. 23-42.
53. Сластенин, В.А. Педагогика: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений [Текст]/ В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 576 с.
54. Совершенствование преподавания литературы в школе: пособие для учителя [Текст] / под ред. Г.И. Беленького. - М.: Просвещение, 1986. - 191 с.
55. Соколов, А.Н. Исследования по проблеме речевых механизмов мышления [Текст] / А.Н. Соколов. - М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1984. - 192 с.
56. Станиславский, К.С. Работа актера над собой [Текст] / К.С. Станиславский // Собр. соч.: в 9 т. - М.: Искусство, 1989. - Т. 6. - С. 233-235.
57. Стоюнин, В.Я. О преподавании русской литературы [Текст] / В.Я. Стоюнин. - СПб, 1908. - 464 с.
58. Ушинский, К.Д. Собрание сочинений [Текст] / К.Д. Ушинский // Собр. соч.: в 7 томах. - М.-Л.: Изд-во АПН РСФСР, 1949. - Т.5 - 591 с.
59. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования нового поколения от 06 октября 2009 г. [Текст] / М-во образования и науки Рос. Федерации. - М.: Просвещение, 2014. - 35 с.
60. Цукерман, Г.А. Становление читательской грамотности, или Новые похождения Тяни-Толкая [Текст]/ Г.А. Цукерман, Г.С. Ковалева, М.И. Кузнецова // Вопросы образования. - 2015. - №1. - С. 284-300.
61. Эльконин, Д.Б. Как научить детей читать [Текст]/ Д.Б. Эльконин // Психическое развитие в детских возрастах: Избранные психологические труды. - М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж:. НПО «МОДЭК», 1997. - С. 323-349.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ