ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕТОДИКИ
ФОРМИРОВАНИЯ ЧИТАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ 6
1.1. Чтение. Читательская деятельность 6
1.2. Особенности восприятия младшими школьниками
художественного произведения 13
1.3. Содержание и методы работы по формированию читательских
умений младших школьников на уроках литературного чтения 19
1.4. Анализ учебников по литературному чтению в аспекте
формирования читательских умений школьников 29
ГЛАВА 2. ОПИСАНИЕ ПРОЕКТИРОВОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО
ФОРМИРОВАНИЮ ЧИТАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ 36
2.1. Диагностика читательских умений учащихся 36
2.2. Комплекс заданий, направленный на формирование читательских
умений учащихся 3 класса 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 52
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 60
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 62
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Чтение имеет основополагающее значение для непрерывного обучения и успехов в образовании. Основная цель школы - обеспечить учебную среду, которая культивирует навыки и способности чтения учеников.
В требованиях к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования написано, что результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования на уроках литературного чтения должны отражать «достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т.е. овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий» [58].
Читательская компетентность - это способность к осмыслению письменных текстов и рефлексии на них, к использованию их содержания для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей, для активного участия в жизни общества [14]. Читательская компетентность означает не только способность воспринимать поверхностный смысл текста, но и понять, оценить идею автора, а также способность выразить свое мнение по тексту произведения. Главное место в структуре читательской компетентности занимают читательские умения, обеспечивающие полноценное восприятие читаемого текста.
Проблеме формирования читательских умений посвящено немало научных трудов. Основоположником методики чтения был К.Д. Ушинский, он выдвигал два требования при чтении художественных произведений: «первое, чтобы дети поняли образцовое произведение, и второе, чтобы они его почувствовали» [57, с.15]. Основанную на закономерностях усвоения детьми литературы методическую систему обучения литературе разработала М.А. Рыбникова, известный педагог советского времени.
В наше время проблема формирования читательских умений остается столь же актуальной, свои труды этой проблеме посвятили М.П. Воюшина, М. И. Оморокова, Н.Н. Светловская.
Литературное чтение - это, безусловно, базовый гуманитарный предмет в начальной школе. С его помощью решаются общие задачи для всех предметов, так как от уровня сформированности читательских умений зависит успешность обучения во всех образовательных областях. Кроме того, достаточный уровень сформированности читательских умений, достигнутый в начальной школе, является залогом успешности дальнейшего обучения в среднем звене. Значением читательских умений и определяется актуальность темы исследования.
Несмотря на то что проблеме формирования читательских умений школьников посвящено множество трудов заслуженных педагогов, педагогическая практика показывает, что читательские умения у детей в начальных классах формируются не в полном объеме, что существенно затрудняет работу школьника с вербальной информацией, которая требует сильного напряжения интеллекта школьника.
Проблема исследования заключается в противоречии между необходимостью формирования читательских умений у обучающихся на начальной ступени образования и недостаточной разработанностью методического обеспечения этого процесса.
Цель исследования - разработать и теоретически обосновать комплекс заданий по литературному чтению, направленный на формирование читательских умений у младших школьников.
Объект исследования - формирование читательских умений у младших школьников в условиях обучения.
Предмет исследования - комплекс заданий по литературному чтению, направленный на формирование читательских умений у младших школьников.
Для достижения поставленной цели были поставлены задачи:
1) изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме формирования читательских умений младших школьников;
2) проанализировать УМК по литературному чтению для начальной школы в аспекте формирования читательских умений учащихся;
3) подобрать диагностический инструментарий и провести диагностику сформированности читательских умений младших школьников;
4) с учетом результатов диагностики разработать комплекс заданий по литературному чтению, направленный на формирование читательских умений у учащихся 3 класса.
Методы исследования: теоретические (анализ научной литературы) и эмпирические (педагогическая диагностика, количественные методы обработки данных, проектирование).
База исследования - 3-ий класс общеобразовательного отделения ГБПОУ СПО «Красноуфимский педагогический колледж» (26 учащихся).
Структура ВКР. Работа включает введение, две главы, заключение, список использованной литературы, 3 приложения.
Тема формирования читательских умений у младших школьников на уроках литературного чтения остается актуальной на протяжении продолжительного времени, этой теме посвящали и посвящают свои труды заслуженные педагоги: К.Д. Ушинский, В.А. Сухомлинский, М.П. Воюшина, М.И. Оморокова. К.Д. Ушинский, основоположник методики классного чтения, видел одну из задач обучения в том, чтобы приучить детей к самостоятельной беседе с книгой, выдвигал два требования при чтении художественных произведений: «первое, чтобы дети поняли образцовое произведение, и второе, чтобы они его почувствовали».
Одной из задач исследования был анализ УМК по литературному чтению для начальной школы в аспекте формирования читательских умений учащихся. Анализ УМК «Школа России» и УМК «Гармония» показал, что в учебниках количество заданий, направленных на формирование читательских умений младших школьников, недостаточно, такое количество заданий не позволит одновременно и полноценно формировать все читательские умения.
Для решения задачи по разработке комплекса заданий, направленного на формирование читательских умений у младших школьников, необходимо было выяснить, какие читательские умения уже сформированы у учеников. Была проведена диагностика по произведению А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и прекрасной царевне Лебеди». Диагностика проводилась в письменной форме, в диагностическую работу были включены задания для выявления сформированности всех читательских умений. Анализ результатов диагностики показал, что показатели сформированности большинства читательских умений школьников находятся на среднем и высоком уровне, что составляет 70% от 26 человек исследуемого класса, и около 30% учеников имеют низкий уровень сформированности читательских умений.
С учетом результатов диагностики был разработан комплекс заданий по литературному чтению, направленный на формирование читательских умений у учащихся 3 класса. В данный комплекс вошли задания, направленные на формирование умения воспринимать изобразительно-выразительные средства языка в соответствии с их функцией в художественном произведении, умения воссоздать в воображении картины жизни, созданные писателем, умения видеть авторскую позицию. Комплекс был разработан с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта.
1. Абрамова, Г. С. Возрастная психология [Текст] : учебник и
практикум для академического бакалавриата / Г. С. Абрамова. - 2-е изд.,
испр. и доп. - М. : Издательство Юрайт, 2014. - 811 с.
2. Адамович, Е. А. Чтение в начальных классах [Текст] / Е. А. Адамович, В. И. Яковлева. - М. : Просвещение, 1967. - 263 с.
3. Беленькая, Л. И. Ребёнок и книга: о читателе восьми-девяти лет [Текст] / Л. И. Беленькая. - М. : ВЦХТ («Я вхожу в мир искусств»), 2005. - 144 с.
4. Богаткина, Н. А. Статья по чтению по теме: Сущность понятия
«читательская самостоятельность» [Электронный ресурс] // Социальная сеть работников образования nsportal.ru. URL: https://nsportal.ru/nachalnaya-
shkola/chtenie sushchnost-ponyatiya-chitatelskaya-samostoyatelnost (дата
обращения: 28.09.2017).
5. Бугрименко, Е. А. Чтение без принуждения [Текст] / Е. А. Бугрименко, Ц. А. Цукерман // Народный университет Педагогический факультет. - М. : Знание, 1987. - 99 с.
6. Быстров, Н. Работа трудная, но очень нужная [Текст] / Н. Быстров // Вести Тропарево-Никулино, 2006. - № 3(23), март. - С. 10-14.
7. Васильева, М. С. Актуальные проблемы методики обучения чтению в начальных классах [Текст] / Под ред. : М. С. Васильевой, М. И. Омороковой, Н. Н. Светловской // Науч.-исслед. ин-т содерж. и методов обучения. Акад. пед. наук СССР. - М. : Педагогика, 1977. - 215 с.
8. Возрастная и педагогическая психология / Под ред.: М. В. Гамезо, Е. А. Петрова, Л. М. Орлова // Возрастная и педагогическая психология [Текст] : учеб. пособие для студентов всех специальностей педагогических вузов. - М. : Педагогическое общество России, 2003. - 512 с.
9. Воюшина, М. П. Чтение как речевая и эстетическая деятельность [Электронный ресурс] // Refdb.ru. - URL: https://refdb.ru/look/2851815.html(дата обращения: 28.09.2017).
10. Воюшина, М. П. Программа по литературе для начальных классов общеобразовательной средней школы [Текст] / М. П. Воюшина. - СПб. : Папирус, 2003 (Тип. ООО ИПК Бионт). - 89 с.
11. Выготский, Л. С. Собрание сочинений: В 6-ти т. [Текст] : Т.3 Проблемы развития психики / Л. С. Выготский / Под ред. А. М. Матюшкина.
- М. : Педагогика, 1983. - 368 с.
12. Выготский, Л. С. Психология искусства [Текст] / Л. С. Выготский. - 3-е изд. - М. : Просвещение, 1989. - 321 с.
13. Выготский, Л. С. Мышление и речь [Текст] / Л. С. Выготский. - 5-е изд., испр. - М. : Лабиринт. 1999. - 352 с.
14. Гарайханова, А. Д. Формирование читательской компетентности младших школьников [Электронный ресурс] // Сеть учителей и работников образования. - URL: http://imteacher.ru/stati/nachalnaya-schkola/doklad- formirovanie-chitatelskoi-kompete.html(дата обращения: 28.09.2017).
15. Давыдов, В. В. Младший школьник как субъект учебной деятельность [Текст] / В. В. Давыдов, В. И. Слободчиков, Г. А. Цукерман // Вопросы психологии. - 2002. - № 3-4. - С. 14-19.
16. Данилов, М. А. Дидактика [Текст] / М. А Данилов ; под общей ред. Б. П. Компова. - М. : Изд-во АПН РСФСР, 2007. - 518 с.
17. Данилов, М. А. Умственное воспитание [Текст] / М. А. Данилов.
- М. : Сов. Педагогика, 2004. - № 12. - С. 70-86.
18. Дарвиш, О. Б. Возрастная психология [Текст] / О. Б. Дарвиш. - М. : Владос-Пресс, 2004. - 285 с.
19. Диагностика учебной деятельности и интеллектуального развития детей [Текст] : Сб. науч. тр. / Под ред.: Д. Б. Эльконина,
А. Л. Венгера. - М. : НИИОПП, 2006. - 100 с.
20. Доблаев, Л. П. Смысловая структура учебного текста и проблемы его понимания [Текст] / Л. П. Долбаев. - М. : Педагогика, 1982. - 176 с.
21. Егоров, Т. Г. Психология овладения навыком чтения [Текст] / Т. Г. Егоров. - М. : КАРО, 2006. - 238 с.
22. Ефросинина, Л. А. Формирование самостоятельной читательской
деятельности у младших школьников посредством курса литературное чтение в условиях модернизации образования [Электронный ресурс] // Открытый урок первое сентября. - URL:
http://festival.1september.ru/articles/506763 (дата обращения: 15.03.2016).
23. Жесткова, Е. А. Эпитеты и их функционирование в «Сказке о царе Салтане» А. С. Пушкина [Электронный ресурс] // Молодой ученый. - 2014. - №21. - С. 765-767. - URL: https://moluch.ru/archive/80/14385 (дата обращения: 09.10.2017).
24. Занков, Л. В. Развитие школьников в процессе обучения [Текст] / Л. В. Занков. - М. : Просвещение, 2007. - 152 с.
25. Зорина, О. В. Методические рекомендации по теме:
Формирование читательской грамотности на уроках литературного чтения на основе коммуникативно-деятельностного подхода [Электронный ресурс] // Социальная сеть работников образования nsportal.ru. - URL:
http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/chtenie metodicheskie- ekomendatsii-po- teme-formirovanie-chitatelskoy (дата обращения: 01.08.2016).
26. Исаева, М. Ю. Приемы работы с текстом на уроках литературного чтения. Формирование умения работать с текстом как шаг к успешному выполнению комплексных работ [Электронный ресурс] // Международный педагогический портал (свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391) Солнечный свет. - URL: https://solncesvet.ru/приемы- работы-с-текстом-на-уроках-лит (дата обращения: 06.07.2017).
27. Иншакова, О. Б. Методика обследования чтения вслух и «про себя» у младших школьников [Электронный ресурс] // Knigi.link - URL: http://knigi.link/logopediya-knigi/metodika-obsledovaniya-chteniya-vsluh-pro- 45110.html(дата обращения: 06.10.2011).
28. Кабанова-Меллер, Е. Н. Формирование приемов умственной деятельности и умственное развитие учащихся [Текст] / Е. Н. Кабанова- Меллер // Акад. пед. наук СССР. Ин-т психологии. - М. : Просвещение, 1968. - 288 с.
29. Кагермазова, Л. Ц. Возрастная психология. Психология развития [Электронный ресурс] // Кафедра педагогики и психологии. - URL: http://kpip.kbsu.ru. (дата обращения: 03.10.2016).
30. Кириллова, Г. Д. Теория и практика урока в условиях развивающего обучения [Текст] / Г. Д. Кириллова // учеб. пос. для студентов педагогических институтов. - М. : Просвещение, 1980. - 212с.
31. Климанова, Л. Ф. Литературное чтение [Текст] : Учебник для 3 класса общеобразовательных учреждений 3 класс. В 2 частях. Часть 1 / Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М. В. Голованова. - 2-е изд. - М. : Просвещение, 2013. - 223 с.
32. Краевский, В. В. Содержание образования: вперед к прошлому [Электронный ресурс] // Персональный сайт В. В. Краевского. - URL: http://kraevskyvv.narod.ru (дата обращения: 14.12.2016).
33. Кубасова, О. В. Литературное чтение [Текст] : Учебник для 3
класса общеобразовательных учреждений. В 4 частях. Часть 1 /
О. В. Кубасова. - 10-е изд. - Смоленск : Ассоциация XXI век, 2013. - 192 с.
34. Кузнецов, О. А. Техника быстрого чтения [Текст] / О. А. Кузнецов, Л. Н. Хромов. - М. : Просвещение, 1983. - 87 с.
35. Ладанов, И. Д. Техника быстрого чтения [Текст] : Практическое пособие с упражнениями / И. Д. Ладанов, О. А. Розанова. - М. : Просвещение, 1998. - 135 с.
36. Мижериков, В. А. Словарь-справочник по педагогике [Текст] / Авт. сост. В. А. Мижериков ; Под. общ. ред. П. И. Пидкасистого. - М. : ТЦ Сфера, 2004. - 448 с.
37. Муравьева, Н. А. Методика формирования полноценного восприятия литературных навыков и читательских умений [Электронный ресурс] // Алые паруса, проект для одаренных детей. - URL: http://nsportal.ru/ap/library/literaturnoe-tvorchestvo/2011/07/28/metodika-formirovaniya-polnotsennogo-vospriyatiya (дата обращения: 01.07.2016).
38. Никифорова, О. И. Психологические вопросы восприятия художественной литературы [Текст] / О. И. Никифорова, И. Н. Жинкин,
В. А. Разумный // АПН СССР НИИ общей и педагогической психологии. - М. : Книга, 1972. - 152 с.
39. Никифорова, О. И., Рожина, Л. Н. Особенности восприятия художественного произведения младшими школьниками [Электронный ресурс]. - URL: https://studfiles.net/preview/6019202/page:14 (дата обращения: 29.09.2017).
40. Николаева, Ж. В. Основы теории коммуникации. Учебно¬
методическое пособие для студентов специальности 350400 Связи с общественностью [Электронный ресурс] // SciCenter.online Технические науки - Коммуникации. - URL: https://scicenter.online/kommunikatsii-
uchebniki-scicenter/osnovyi-teorii-kommunikatsii-uchebno.html (дата
обращения: 12.07.2016).
41. Ни, Л. Ф. Пути обучения продуктивному пересказу [Текст] / Л. Ф. Ни // Журнал Начальная школа, - 1997. - №5. - С. 59-63.
42. Новый словарь методических терминов и понятий. Теория и практика обучения языкам [Электронный ресурс] // Академик. - URL: http://methodological_terms.academic.ru (дата обращения: 29.09.2017)
43. Носко, И. В. Психология развития и возрастная психология [Текст] / И. В. Носко // Учебное пособие. - Владивосток : ТИДОТ ДВГУ, 2003. - 131 с.
44. Оморокова, М. И. Основы обучению чтению младших школьников [Текст] : Учебное пособие для студентов педагогических вузов / И. М. Оморокова. - М. : Вентана-Граф, 2005. - 128 с.
45. Посашкова, Е. В. Формирование читательских умений младших
школьников: часть 1 [Электронный ресурс] // О детстве. Портал для детей, родителей и педагогов. - URL: https://www.o-
detstve.ru/forteachers/primaryschool/reading/127.html (дата обращения:
29.09.2017).
46. Решетникова, С. В. Формирование навыка чтения на основе развития познавательных процессов [Текст] / С. В. Решетникова // Журнал Начальная школа. - 2006, - №2. - С.61-64.
47. Рыбникова, М. А. Очерки по методике литературного чтения.
[Электронный ресурс] // Рыбникова М. А. Очерки по методике литературного чтения. - URL: http://elib.gnpbu.ru/text/rybnikova_ocherki-po-metodike-
literaturnogo_1963/fs,1/ (дата обращения: 28.09.2017).
48. Сажина, С. Д. Составление рабочих учебных программ для ОУ [Текст] / С. Д. Сажина // Метод. рек. - М. : Творческий центр, 2007. - 112 с.
49. Сайранова, Л. А. Формирование системы читательских умений у
младших школьников [Электронный ресурс] // Социальная сеть работников образования nsportal.ru. - URL: http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/materialy- mo/2015/08/10/formirovanie-sistemy-chitatelskih-umeniy-u-mladshih (дата
обращения: 10.08.2016).
50. Самыкина, С. В. Система учебных задач по литературному чтению как средство формирования читательской компетентности учеников 2-3 классов [Электронный ресурс] // Научная электронная библиотека elibrary.ru. - URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=18796037(дата обращения 15.07.2016).
51. Светловская, Н. Н. Методика внеклассного чтения: книга для учителя [Текст] / Н. Н. Светловская // 2-е изд., испр. - М. : Просвещение, 1991. - 206 с.
52. Светловская, Н. Н. Обучение детей чтению [Текст] / Н. Н. Светловская, Т. С. Пичеол // Практическая методика: учеб. пособие для студ. пед. вузов. - М. : AcademiA, 2001. - 286 с.
53. Свиридова, Л. А. Литературное образование младших
школьников [Электронный ресурс] // disserCat — электронная библиотека диссертаций. - URL: http://www.dissercat.com/content/literaturnoe-obrazovanie- v-pervom-klasse-nachalnoi-shkoly-1-4-po-sisteme-razvivayushchego-ob (дата
обращения: 20.09. 2016).
54. Сериков, Г. Н. Образование и развитие человека [Текст] / Г. Н. Сериков. - М. : Мнемозина, 2002. - 416 с.
55. Сухомлинский, В. А. Сердце отдаю детям [Электронный ресурс] // Электронная библиотека e-libra. - URL: http://e-libra.ru (дата обращения: 16.07.2017).
56. Тихомирова, И. И. Психология детского чтения от А до Я [Текст] / И. И. Тихомирова // Методический словарь - справочник. - М. : Школьная библиотека, 2004. - 140 с.
57. Ушинский, К. Д. О первоначальном преподавании русского языка [Текст] / К. Д. Ушинский // Избранные педагогические сочинения. Т.2. - М. : Учпедгиз, 2004. - 825 с.
58. Чикишева, О. В. Психолого-педагогические особенности детей младшего школьного возраста [Текст] / О. В. Чикишева // Проблемы и перспективы развития образования: материалы II междунар. науч. конф. (г. Пермь, май 2012 г.). - Пермь: Меркурий, 2012. - С. 90-92.
59. Шадеко, В. П. Текст научной статьи по специальности «Языкознание» К вопросу художественного произведения [Электронный ресурс] // КиберЛенинка. - URL: https://cyberleninka.ru/article/nZk-voprosu-hudozhestvennogo-proizvedeniya (дата обращения: 29.09.2017).
60. Якобсон, П. М. Эмоциональная жизнь школьника [Текст] / П.М. Якобсон // Психология чувств мотивации, - М. : Просвещение, 2008. -
С. 87-118.
61. Яковлева, В. И. Обучение пересказыванию прочитанного [Текст] / В. И. Яковлева // Журнал Начальная школа. - 2005. - №2. - С. 50-54.
62. Igbokwe J. C. Obidike N. A. Influence of Electronic Media on
Reading Ability of School Children [Электронный ресурс] // webpages.ru. - URL: http: //www.webpages. uidaho .edu/~mbolin/igbokwe-obodike-ezej i. htm
(дата обращения: 13.10.2017).
63. Monica Schmid-Stakenberg Reading for elementary school
[Электронный ресурс] // Reading.ru. - URL:
http://www.cornelsen.de/foerdern/1.c.1637985.de?hasjs=1301388331&submittedB yForm=1&gsi (дата обращения: 20.08.2017).
64. Monica Schmid-Stakenberg Learning to read [Электронный ресурс]
// Westermann gruppe. - URL: http://www.deutsch-
differenziert.de/pdf_kostenlos/leseverstehen_wedel-wolff.pdf (дата обращения: 02.08.2017).