Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Развитие интереса к детской книге у старших дошкольников

Работа №98761

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы83
Год сдачи2017
Стоимость4200 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
140
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ИНТЕРЕСА К ДЕТСКОЙ КНИГЕ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ.... 6
1.1. Общая характеристика понятия «интерес». Характеристика
интереса к детской книге у старших дошкольников 6
1.2. Условия, способствующие развитию интереса к детской книге у
старших дошкольников 9
1.3. Методы и приемы, направленные на формирование интереса к
детской книге у старших дошкольников 14
1.4. Анализ образовательных программ по ознакомлению
дошкольников с художественной литературой 20
ГЛАВА 2. ПРОЕКТИРОВАЧНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ИНТЕРЕСА К ДЕТСКОЙ КНИГЕ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ .. 27
2.1. Диагностика уровня развития интереса к детской книге у старших
дошкольников 27
2.2. Комплекс занятий, мероприятий, направленных на развития
интереса к детской книге у старших дошкольников 40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 54
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 59
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 60
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 61
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 62
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 74
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 76
ПРИЛОЖЕНИЕ 7 78
ПРИЛОЖЕНИЕ 8


В последние годы заметно снижается интерес к книге у взрослых и детей. У этого явления различные причины: влияние интернета и телевидения, что ведет к изменению жизненных ценностей и позиции взрослого по отношению к совместной читательской деятельности с детьми, утеря традиций семейного чтения. В 1970-е годы регулярно читали детям в 80% семей, в наши дни - около 7%. Это ведет к увеличению количества детей с трудностями овладения чтением. По самым скромным подсчетам, таких детей около 25 % [18]. Проблема сохранения интереса к книге и чтению сегодня очень актуальна. Многие современные дети не любят читать и не тянутся к книге, не воспринимают общение с художественной литературой как необходимость [41, с. 44].
В литературе отражены жизненно важные знания, система ценностей народа, традиций, характеризующие общество [56, с. 251]. Ребенок узнает из книг много новых слов, образных выражений, речь ребенка обогащается эмоциональной и поэтической лексикой. Благодаря литературе легче излагать собственное отношение к прослушанному, используя сравнения, метафоры, эпитеты, другие средства образной выразительности, владение которыми, в свою очередь, служит развитию художественного восприятия литературных произведений.
В современном обществе внимание к проблеме развития интереса к детской художественной литературе объясняется тем, что в контексте дошкольного образования больше внимания уделяется приобщению детей к чтению. В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, утвержденным приказом Минобрнауки России от 17 октября 2013 г., идет модернизация дошкольного образования в дошкольных образовательных учреждениях. Определяются новые цели, задачи и направления в работе дошкольных образовательных учреждений, и одним из ведущих показателей готовности ребенка к обучению в школе является интерес к чтению.
Не только в школе, но и в дошкольных образовательных учреждениях одной из важнейших является задача пробудить у детей интерес к книге и чтению, развивать и поддерживать его [52]. Общение с книгой формирует у детей привычку к постоянному интеллектуальному труду, развивает мышление и речь. Развитие человека как личности возможно только при регулярном чтении художественной литературы. Человек, вступающий в современную информационную среду и стремящийся активно пользоваться ей, должен уметь читать. Не просто складывать буквы слова - речь идет о чтении как, о сложноустроенном процессе. Истинное чтение, - это чтение, которое, по словам М. Цветаевой, «есть соучастие в творчестве». По словам В.А. Сухомлинского, чтение книг - тропинка, по которому умелый, умный, думающий воспитатель находит путь к сердцу ребенка [2, с. 341].
Как показал анализ психолого-педагогических трудов таких авторов, как Д.Б. Эльконин, А.К. Запорожец, Л.В. Обухова, дошкольный возраст является оптимальным периодом для развития интереса к чтению художественной литературы. Даже если ребенок пока не умеет читать, а только слушает чтение взрослых, сам выбирает, что будет слушать, понимает и оценивает услышанное произведение, значит, является читателем. Если не заниматься воспитанием дошкольника как читателя, чтение может принести ему вред, закрепить в его сознании неадекватные стереотипы [52].
Все это говорит о том, что проблема развития интереса к детской книге у старших дошкольников очень актуальна.
Объектом исследования является процесс развития интереса к детской книге у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: комплекс мероприятий, направленный на развитие интереса к детской книге у детей старшего дошкольного возраста.
Цель исследования: теоретически обосновать и описать комплекс мероприятий, направленных на повышение интереса детей старшего дошкольного возраста к детской книге.
Для достижения цели данной работы были поставлены и решены следующие задачи:
1. Провести анализ методической, педагогической и психологической литературы по данной теме.
2. Выявить особенность общей характеристики понятия «интерес».
3. Выявить особенности развития интереса к детской книге у детей старшего дошкольного возраста.
4. Обосновать психолого-педагогические условия, способствующие развитию интереса к детской книге у детей старшего дошкольного возраста.
5. Выявить уровень восприятия и интереса у детей старшего дошкольного возраста к детской книге.
6. Подобрать комплекс мероприятий, направленного на развитие интереса к детской книге у детей старшего дошкольного возраста.
Методы исследования: теоретические и практические методы, беседа с детьми и их родителями.
Практическая значимость исследования: теоретически обоснованный комплекс мероприятий, способствующий развитию интереса дошкольников к детской книге, может быть использован воспитателями и методистами ДОУ в практике воспитания и обучения.
Проектировочная работа проводилась на базе Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения - детский сад № 319 «Полянка». В проектировочной работе принимали участие дети группы (6 лет) этого детского сада в количестве 12 человек.
Структура ВКР. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы и приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В работе изучались вопросы развития интереса к детской книге у старших дошкольников.
Анализ основных образовательных программ, психолого-педагогической литературы выявил, что оптимальным периодом для развития интереса к детской книге является дошкольный возраст.
Для формирования интереса к детской книге у старших дошкольников необходимы следующие условия:
- создание разнообразной, доступной предметно развивающей среды дома и в ДОУ с учетом возрастных особенностей детей;
- использование дидактических и сюжетно-ролевых игр, игр- драматизаций;
- ежедневное чтение в непринуждённой обстановке в свободной форме;
- организация бесед о книгах, викторин, литературных вечеров;
- привлечение родителей в процесс формирования интереса к чтению у детей.
Преемственность в работе детского сада и школы очень важна. Она предполагает взаимосвязь содержания воспитательно-образовательной работы, методов ее осуществления в целях последовательного решения задач обучения и воспитания. И предусматривает, с одной стороны, подготовку детей к школе с уровнем общего развития и воспитанности, который отвечает требованиям школьного обучения, с другой стороны, опору школы на знания, умения, качества, которые уже приобретены дошкольником, активное их использование для всестороннего развития учащихся. Преемственность осуществляется как в содержании обучения и воспитания, так и в методах, приемах, организационных формах учебно-воспитательной работы.
Подобранный нами комплекс мероприятий направлен на развитие интереса к книге у детей старшего дошкольного возраста и может быть рекомендован к использованию в дошкольных образовательных организациях, что в дальнейшем будет способствовать положительному результату освоения детьми школьной программы.



1. Алексеева А.А. Формирование готовности к овладению чтением и письмом проблемы и пути решения // Дошкольное воспитание. 2007. № 2. С. 72-78.
2. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: учеб. пособие для студентов высш. и сред. пед. учеб. заведений. 3-е изд., стереотип. М.: Академия, 2008. 400 с.
3. Белинский В.Г., Чернышевский Н.Г., Добролюбов Н.А. О детской литературе. 2-е изд. М.: Детская литература, 1983. 430 с.
4. Болотская С. Приобщение детей дошкольного возраста к художественной литературе // Детский сад от А до Я. 2008. № 4. С. 150-153.
5. Бородич А.М. Методика развития речи детей. М.: Просвещение, 1981. 276 с.
6. Виноградова Н.А., Микляева Н.В. Интерактивная предметно-развивающая среда детского сада: учебное пособие. М.: Перспектива, 2011. 182 с.
7. Выготский Л.С. Умственное развитие детей в процессе обучения. М.: Книга по Требованию, 2013. 135 с.
8. Гриценко З.А. Своеобразие читательского становления // Дошкольное воспитание. 2008. № 2. С. 15-20.
9. Гриценко З.А. Ты детям сказку расскажи. Методика приобщения детей к чтению изд. М.: Линка-Пресс, 2003. 176 с .
10. Гриценко З.А. Литературное образование дошкольников: учебник для студентов учреждений высшего проф. образования. 4-е изд., перераб. и доп изд. М.: Академия, 2012. 346 с.
11. Гриценко З.А. Детская литература. Методика приобщения детей к чтению: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений, обучающихся по специальностям: «Русский язык и литература», «Дошкольная педагогика и психология», «Педагогика и методика дошкольного образования», «Педагогика и методика начального образования». 3-е изд., стереотип изд. М.: Академия, 2008. 312 с.
12. Гриценко З.А. Развитие интереса к книге у детей дошкольного возраста // Детский сад: теория и практика. 2013. № 6. С. 6-13.
13. Гриценко З.И. Ребенок и книга // Дошкольное воспитание. 2000. №3. С. 49-52.
14. Гурович Л.М., Береговая Л.Б., Логинова В.И., Пирадова В.И. Ребенок и книга: пособие для воспитателей детского сада изд. СПб.: Детство- Пресс, 2000. 128 с.
15. Гурович Л.М. Ребенок и книга: книга для воспитателя детского сада. М.: Просвещение, 2002. 64 с.
16. Денисова С.А. Родители о детском чтении и роли библиотек // Родительское собрание по детскому чтению. 2008. №2. С. 30-32.
17. Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования / Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева и др. - СПб.: ООО «Издательство «Детство-Пресс», Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 2014. 321 с.
18. Детское издательство [Электронный ресурс]. URL:
http://sch962sv.mskobr.ru/dou_edu/strukturnoe_podrazdelenie_1837/obrazovanie/ proektnaya_deyatel_nost_dou/proekt_detskoe_izdatel_stvo/ (дата обращения: 05.01.2017).
19. Доронова Т.Н. Из детства в отрочество. М.: Просвещение, 2007. 143 с.
20. Истоки: Примерная образовательная программа дошкольного образования / Л.А. Парамонова, Т.И. Алиева, Т.В. Антонова и др. 5-е изд. М.: ТЦ Сфера, 2014. 161 с.
21. Капринскае Н.С. Художественное слово в воспитании детей. М.: Педагогика, 2002. 400 с.
22. Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности в подготовительной к школе группе детского сада: конспекты занятий изд. М.: Мозаика-Синтез, 2011. 112 с.
23. Климова С., Марченко Н. Пути формирования интереса к чтению в дошкольном возрасте // Дошкольное воспитание. 2014. № 7. С. 45-50.
24. Князева О.Л. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. СПб.: Детство-Пресс, 1998. 304 с.
25. Кузьменкова Е.И. Воспитание будущего читателя: литературно-художественное развитие детей 3-5 лет. М.: Чистые пруды, 2005. 30 с.
26. Кузьменкова Е., Рысина Г. Воспитание будущего читателя // Дошкольное образование. 2005. № 4. С. 34-36.
27. Лихачёв Д.С. Письма о добром и прекрасном. М.: Детская литература, 1988. 240 с.
28. Мещеряков Б., Зинченко В. Большой психологический словарь. М.: Прайм-Еврознак, 2009. 248 с.
29. Миронова Н.Н. Как научить ребенка любить литературу? // Дошкольное воспитание. 2005. № 5. С. 117-121.
30. Морозова Н.Г. Учителю о познавательном интересе. М.: Знание, 2009. 246 с.
31. Мухина В.С. Возрастная психология: учебник для студентов вузов. 4-е изд., перераб. и доп изд. М.: Академия, 1999.456 с.
32. Ножкина Т., Прусова Н., Пивоварова И. Общая психология: учебное
пособие [Электронный ресурс]. URL:
https://books.google.ru/books?isbn=5457776891(дата обращения: 25.03.2017).
33. От рождения до школы: Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. 4-е изд., перераб. М.: Мозаика-Синтез, 2016. 352 с.
34. Петунин О.В. Проблема формирования познавательного интереса в зарубежной педагогике и психологии // Инновации в образовании. 2006. № 1. С. 95-98.
35. Приобщение детей к художественной литературе: Программа и методические рекомендации / В.В. Гербова 2-е изд., испр. и доп. М.: Мозаика-Синтез, 2006. 80 с.
36. Прудовская С.Н. Книжкины затеи: о том, что можно делать с книгой малышам. М.: Чистые пруды, 2007. 30 с.
37. Радуга: Программа воспитания, образования и развития детей от 2 до 7 лет в условиях д/с / Т.И. Гризик, Т.Н. Доронова, Е.В. Соловьева, С.Г. Якобсон. и др.М.: Просвещение, 2014. 232 с.
38. Рубинштейн А.В. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2000. 448 с.
39. Руденко Т., Мелик-Пашаева М. Книги хорошие, книги похожие // Дошкольное образование. 2010. № 6. С. 21-24.
40. Рыжова Л.В. Методика работы со сказкой. СПб.: Детство-пресс, 2012. 157 с.
41. Соболева А.Е. Как научить ребенка читать. СПб.: Детство-пресс, 2014. 144 с.
42. Соболева А.Е. Емельянова Е.Н. Решаем школьные проблемы. Советы нейропсихолога. СПб.: Питер, 2009. 220 с.
43. Сокольская Л.В. Материнское чтение. М.: Либерея-Бибинформ, 2007. 79 с.
44. Талызина Н.Ф. Педагогическая психология. М.: Просвещение, 1999. 224 с.
45. Тимофеева И.Н. Что и как читать вашему ребенку от года до десяти: энциклопедия для родителей по руководству детским чтением. СПб.: Детство-Пресс, 2000. 511 с.
46. Тихомирова И.И. О творческом чтении или как воспитать талантливого читателя // Школьная библиотека. 2008. № 8-9. С. 49-50.
47. Токмаков В.Л., Токмакова И.П. Вместе почитаем, вместе поиграем, или Приключение в Тутитамии. М.: Олма-пресс, 2009. 62 с.
48. Тюнников Ю.В. Воспитание дошкольника как читателя и зрителя // Дошкольное воспитание. 2005. № 9. С. 31-38.
49. Ушакова О.С., Гавриш Н.В. Знакомим дошкольников с литературой: конспекты занятий. М.: ТЦ Сфера, 2008. 224 с.
50. Ушакова О.С. Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи. 2-е изд., доп. М.: ТЦ Сфера, 2015. 228 с.
51. Федоренко Л.П. Методика развития речи детей дошкольного возраста. М.: Просвещение, 2007. 239 с.
52. Формирование интереса к книге и чтению у детей раннего возраста [Электронный ресурс]. URL: http://bibliofond.ru/view.aspx?id=649157(дата обращения: 19.11.2016).
53. Формирование у дошкольников интереса к чтению [Электронный ресурс]. URL: http://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2013/03/27/formirovanie-u- doshkolnikov-interesa-k-chteniyu(дата обращения: 12.06.2017).
54. Чудинова В.П. Детское чтение. М.: Ком Книга. 2007. 131 с.
55. Шатрова С.А. Приёмы формирования у дошкольника-слушателя навыков будущего самостоятельного читателя // Начальная школа плюс до и после. 2008. № 11. С. 22-25.
56. Шиян О.А. Развитие творческого мышления. Работаем по сказке. М.: Мозаика-Синтез, 2012. 112 с.
57. Щукина Г.И. Проблема познавательного интереса в педагогике: учебник для вузов. М.: Педагогика, 1971. 456 с.
58. Щукина Г.И. Проблема познавательного интереса в педагогике: учебник для вузов. М.: Просвещение, 2006. 382 с.
59. Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. М.: Просвещение, 1979. 160 с.
60. Ядэшко В.И. Дошкольная педагогика. М.: Академия, 1986. 146 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ