Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Педагогические условия достижения предметных результатов младшими школьниками при изучении грамматики на уроках русского языка

Работа №98760

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы58
Год сдачи2017
Стоимость4360 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
171
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ДОСТИЖЕНИЯ ПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ГРАММАТИКИ РУССКОГО ЯЗЫКА МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ 6
1.1. Особенности психического развития младшего школьника 6
1.2. Особенности речевого развития младших школьников 12
1.3. Содержание обучения грамматике учащихся младших классов 17
ГЛАВА 2. ОПИСАНИЕ ПРОЕКТИРОВОЧНОЙ РАБОТЫ ПО ИЗУЧЕНИЮ ГРАММАТИЧЕСКИХ ПОНЯТИЙ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ 27
2.1. Диагностика уровня усвоения грамматических понятий младшими
школьниками 28
2.2. Система изучения грамматических понятий на уроках русского
языка с использованием наглядности 34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 46
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 49
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 53

Основные цели обучения русскому языку в школе состоят в интенсивном развитии речемыслительных, интеллектуальных, творческих способностей школьника; овладении знаниями об устройстве и функционировании языка как коммуникативной системы; формировании умений и навыков полноценно, грамотно пользоваться богатствами родного языка в своей речевой практике. Грамматические понятия, изучаемые в начальной школе - один из важнейших разделов школьного курса русского языка, от успешности усвоения которого во многом зависит достижение этих целей. Как известно, изучение грамматических понятий обладает широким обучающим и развивающим потенциалом. Усвоение грамматических норм оказывает огромное влияние на общее развитие школьников, способствует интеллектуальному развитию обучающихся, создает благоприятные условия для формирования теоретического мышления детей, служат фундаментом для формирования правописных умений и навыков, подготавливают детей к изучению школьного курса морфологии, синтаксиса, открывают возможности для использования уроков грамматики в целях развития речи обучающихся и усвоения правил словоупотребления.
Однако исследования результатов усвоения грамматических норм и понятий показывают, что этот раздел школьного курса русского языка, к сожалению, не выполняет своей базовой функции, поскольку существуют серьезные недостатки в его изучении обучающимися начальных классов. Данные педагогического эксперимента свидетельствуют о том, что около 30% выпускников начальной школы допускают ошибки в распознавании морфологических признаков изученных частей речи; примерно 35% школьников смешивают собственно грамматические и неграмматические свойства слов, подменяют одни признаки другими, не используют все известные формальные признаки слова при определении его частеречной принадлежности.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования определяет в качестве результатов освоения основной образовательной программы по русскому языку, в том числе и следующие показатели, которые были рассмотрены в данной работе:
1) овладение первоначальными представлениями о нормах русского и
родного литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета;
2) овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.
Таким образом, актуальность исследования определяется развивающим характером современного обучения, призванного формировать такие качества личности, как способность к познавательной деятельности, коммуникативные способности, положительное осознанное отношение к учению. Формирование познавательной деятельности, овладение коммуникативными умениями и предметными знаниями сливаются в один единый процесс, что способствует осознанию школьниками системы понятий вообще и грамматических понятий в частности.
Актуальность темы исследования заключается в том, что грамматическая грамотность школьников остается одной из центральных проблем обучения русскому языку.
Объект исследования - процесс достижения предметных результатов при изучении грамматики русского языка младшими школьниками.
Предмет исследования - комплекс грамматических упражнений по достижению предметных результатов при изучении грамматики русского языка младшими школьниками.
Цель работы: охарактеризовать педагогические условия достижения предметных результатов младшими школьниками при изучении грамматики на уроках русского языка.
Задачи исследования:
- анализ литературы по теме исследования,
- диагностика достижения школьниками предметных результатов,
- проектирование комплекса грамматических упражнений.
Методы исследования: анализ литературы по теме работы, обобщение, беседа, наблюдение, проектирование, диагностирование, количественная обработка данных.
База исследования: МБОУ «Быргындинская СОШ», 3 «Б» и 3 «В» классы, ставшие экспериментальной и контрольной группами.
Структура ВКР. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Значение русского языка как учебного предмета определяется социальной функцией языка в жизни общества: он является важнейшим средством человеческого общения.
Обучение русскому языку предоставляет учителю большие возможности в работе над развитием мышления школьников. Правильно, системно организованная работа на уроках русского языка может дать прекрасную возможность для развития личности младшего школьника, его мышления и речи, восприятия и памяти, способностей и таланта.
Таким образом, актуальность проблемы изучения грамматических норм и овладение учебными действиями с языковыми единицами определяется потребностью качественной подготовки младших школьников на начальном этапе обучения.
В процессе работы мы познакомились с рядом новых источников методической и научной литературы, систематизировали и углубили знания о грамматических основах русского языка.
В нашем обществе при широком письменном общении между людьми знание правил грамматики и умение их применять приобретает огромное значение. Поэтому становится понятным, почему одним из центральных вопросов школьного преподавания русского языка считается вопрос о грамматической грамотности учащихся. В связи с этим возникает необходимость совершенствовать нашу методическую науку, усиливать поиск новых, более эффективных средств и направлений для решения задач в области обучения грамматики русского языка.
Проведённая работа направлена на разработку наглядных пособий и внедрение их в учебный процесс начальной школы с целью изучения грамматических норм и овладения учебными действиями на примере раздела «Состав слова».
Усвоение темы «Состав слова» в начальных классах имеет большое значение для дальнейшего изучения русского языка. В ходе обучения по теме осуществляется серьезная подготовка к последующему изучению частей речи.
Изучение словообразования связано с усвоением орфографии, исходя из того, что основной принцип русской орфографии - морфологический, согласно его значимые части слова пишутся всегда одинаково, независимо от произношения.
Морфемный анализ обязательно сочетается с работой по лексике и развитию связной речи, поскольку упражнения, заключающиеся главным образом в работе над мотивированными ответами на вопросы, касающиеся морфемного и словообразовательного анализа в составлении словосочетаний и предложений с изучаемыми словами, в выяснении значений выделенных морфем и их правописания, в работе над изложением и сочинением с включением в них анализируемых слов.
Работа по выяснению морфологических частей слова, проводимая из урока в урок, развивает в детей интерес к структуре слова, к самому языку.
Чем больше сведений получают обучающиеся о составе слова и словообразовании, тем яснее становится для них богатство и величие русского языка, тем сильнее пробуждается их желание изучать родной язык.
Проведенное нами исследование показало о необходимости следующих педагогических условий:
система использования наглядности должна соответствовать системе изучения темы, учитывающей как языковые особенности грамматических норм, так и особенности их усвоения младшими школьниками;
наглядность должна использоваться как средство управления познавательной деятельностью школьников, направленной на овладение грамматическими нормами и как средство осознания детьми самой познавательной деятельности, овладения учебными умениями, развития познавательного интереса;
конечным результатом усвоения грамматических норм и овладения учебными действиями по исследуемому нами курсу русского языка «Состав слова» должно стать не только знание определений наизусть, но и понимание структурных компонентов каждого понятия, их значение и назначение, умение осознанно применять эти знания в различной практической деятельности, включая словообразовательный и морфемный анализ слов.
Обобщая результаты проведенного исследования, можно сделать соответствующие выводы:
1. Исследование показало эффективность предлагаемой нами системы изучения грамматических норм и овладения учебными действиями с языковыми единицами (в нашем случае - слово) на основе активного применения наглядности.
2. Результаты исследования позволяют заключить, что внедрение в практику разработанной системы, обеспечивают значительное повышение уровня знаний по грамматике, что способствует также развитию познавательной и мыслительной активности школьников, осознанному изучению курса русского языка в начальной школе.



1. Абрамова Г.С. Возрастная психология: учеб. пособие для студ. вузов. 4-е изд., стереотип. М.: «Академия», 1999. 672 с.
2. Акрушенко А.В. Психология развития и возрастная психология. Конспект лекций / А.В. Акрушенко, О.А. Ларина, Т.В. Каратьян. М.: Академия, 2008. 72 с.
3. Арушанова А.Г. Речь и речевое общение. М.: Мозаика-Синтез, 1999. 272 с.
4. Багичева Н.В. Теоретические основы и методика филологического образования в период детства: учебное пособие / Урал. гос. пед. ун-т; под ред. М. Л. Кусовой. Екатеринбург, 2012. 427 с.
5. Бакулина Г.А. Морфемный разбор слова: новые подходы - новые возможности // Начальная школа. 2012. №4. С. 29-33.
6. Блохина Г.В., Степанова И.Д. Изучение темы «Состав слова» в начальной школе: учебно-методическое пособие. Псков: ПГПИ им. С.М. Кирова, 2000. 120 с.
7. Богуш Т.В., Бежанова Н.Л. К вопросу о сформированности морфологических понятий у младших школьников // Молодой ученый. 2015. №12. С. 713-716.
8. Бородич А.М. Методика развития речи детей. М.: Просвещение, 2008. 231 с.
9. Вопросы психологии учебной деятельности младших школьников / под ред. Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова. М.: АПН, 1962. 288 с.
10. Выготский Л.С. Мышление и речь. М.: Просвещение, 1966. 489 с.
11. Гамезо М.В., Петрова Е.А., Орлова Л.М. Возрастная и педагогическая психология. М.: Педагогическое общество России, 2003. 512 с.
12. Давыдов В.В. Возрастная и педагогическая психология: учебник для студентов пед. институтов / В.В. Давыдов, Т.В. Драгунова, Л.Б. Ительсон и др.; под ред. А.В. Петровского. 2-е изд., испр. и доп. М.: Просвещение, 1979. 286 с.
13. Дубровина И.В. Психология: учебник для студ. сред. пед. учеб. заведений / И.В. Дубровина, Е.Е. Данилова, A.M. Прихожан; под ред. И.В. Дубровиной. М.: Издательский центр «Академия», 1999. 464 с.
14. Жеребило Т.В. Словарь лингвистических терминов. Изд. 5-е, испр. и доп. Назрань: ООО «Пилигрим», 2010. 486 с.
15. Жуйков С.Ф. Психология усвоения грамматики в начальных классах. М.: Просвещение, 1964. 264 с.
16. Занков Л.В. О начальном обучении. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1963. 406 с.
17. Занков Л.В. Общение и развитие. М.: Педагогика, 1968. 298 с.
18. Кулагина И.Ю. Возрастная психология: развитие ребенка от рождения до 17 лет / Ун-т Рос. акад. образования. 5-е изд. М.: Изд-во УРАО, 1999. 175 с.
19. Кураев Г.А., Пожарская Е.Н. Возрастная психология: курс лекций. Ростов-на-Дону: УНИИ валеологии РГУ, 2002. 146 с.
20. Кустарева В.А. Части речи. Методика грамматики и орфографии / под ред. Н.С. Рождественского. М.: Академия, 1987. 282 с.
21. Леднев В. С. Содержание образования: Учебное пособие. М.: Высшая школа, 1989. 360 с.
22. Леонтьев А.А. Проблемы развития психики. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1959. 496 с.
23. Лоншакова А.А. Нестандартные приёмы закрепления изученного на уроках русского языка // Начальная школа. 2002. №4. С. 38-39.
24. Львов М.Р. Методика преподавания русского языка в начальных классах: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / М.Р. Львов, В.Г. Горецкий, О.В. Сосновская. 3-е изд., стер. М.: Академия, 2007. 464 с.
25. Львов М.Р. Методика обучения русскому языку в начальных классах: учеб. пособие для студ. пед. ин-тов по спец. № 2121 «Педагогика и методика нач. обучения» / М.Р. Львов, Т.Г. Рамзаева, Н.Н. Светловская. 2-е изд., перераб. М.: Просвещение, 1987. 415 с.
26. Лурия А.Р. Лекции по общей психологии / под ред. Е.В. Строгановой. СПб.: Питер, 2006. 320 с:
27. Михайлова С.Ю. Русский язык. Тесты. 3 класс: учеб. пособие для общеобразовательных организаций. М.: Просвещение, 2016. 80 с.
28. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: учебник для студ. вузов. 4-е изд., стереотип. М.: Академия, 1999. 456 с.
29. Немов Р.С. Основы психологического консультирования: учеб. для студ. пед. вузов. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. 394 с.
30. Педагогика / под ред. Ю.К. Бабанского. М.: Просвещение, 1988. 479 с.
31. Правила по русскому языку в таблицах и схемах 1-4 классы. Серия «Начальные классы». М.: Искатель Пресс, 2014. 64 с.
32. Психология человека от рождения до смерти: Психологическая энциклопедия. / под ред. А.А. Реана. М.: Олма-Пресс, 2002. 683 с.
33. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2000. 594 с.
34. Российская педагогическая энциклопедия: В 2-х тт. Том 1-й. / под ред. В.В. Давыдова. М.: Большая Российская энциклопедия, 1993. 608 с.
35. Сапогова Е.Е. Психология развития человека: учеб. пособие. М.: Аспект Пресс, 2005. 460 с.
36. Семенюк Л.М. Хрестоматия по возрастной психологии: учебное пособие для студентов / под ред. Д.И. Фельдштейна. изд. 2-е, доп. М.: Институт практической психологии, 1996. 304 с.
37. Смирнова Е.О. Детская психология: учебник / Е.О. Смирнова. М.: КНОРУС, 2016. 280 с.
38. Талызина Н.Ф. Педагогическая психология: учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. М.: «Академия», 1998. 288с.
39. Тихеева Е.И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста) [Текст] / Е.И. Тихеева; под ред. Ф. А. Сохина. М.: Просвещение, 1981. 144 с.
40. Федоренко Л.П. Принцип обучения русскому языку: Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1973. 329 с.
41. Федеральный государственный стандарт начального общего образования. М.: Просвещение, 2010. 31 с. (Стандарты второго поколения).
42. Харламов И.Ф. Педагогика: Учебное пособие. 3-е изд. перераб. и доп. М.: Юрист, 1997. 512 с.
43. Шаповаленко И.В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология). М.: Гардарики, 2005. 349 с.
44. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. М.: Педагогика, 1989. 563 с.
45. Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. / В.И. Яшина, М.М. Алексеева. 3-е изд., стереотип. М.: Издательский центр «Академия», 2000. 400 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ