Развитие интонационной выразительности речи детей старшего дошкольного возраста в театрализованной деятельности
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСОНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИНТОНАЦИОННОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1. Возрастные особенности выразительности речи детей старшего
дошкольного возраста
1.2. Интонационная выразительность и ее компоненты 10
1.3. Особенности формирования выразительности речи детей
старшего дошкольного возраста
1.4. Театрализованная деятельность дошкольников как средство
развития выразительности речи
1.5. Анализ программ дошкольного образования по исследуемой
проблеме
ГЛАВА 2. ОПИСАНИЕ ПРОЕКТИРОВОЧНОЙ РАБОТЫ ПО ОРМИРОВАНИЮ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ РЕЧИ
2.1. Диагностика уровня развития интонационной выразительности
речи у детей старшего дошкольного возраста
2.2. Комплекс педагогических мероприятий по развитию
интонационной выразительности речи у детей старшего
дошкольного возраста в театрализованной деятельности
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 57
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 62
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 63
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 81
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСОНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИНТОНАЦИОННОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1. Возрастные особенности выразительности речи детей старшего
дошкольного возраста
1.2. Интонационная выразительность и ее компоненты 10
1.3. Особенности формирования выразительности речи детей
старшего дошкольного возраста
1.4. Театрализованная деятельность дошкольников как средство
развития выразительности речи
1.5. Анализ программ дошкольного образования по исследуемой
проблеме
ГЛАВА 2. ОПИСАНИЕ ПРОЕКТИРОВОЧНОЙ РАБОТЫ ПО ОРМИРОВАНИЮ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ РЕЧИ
2.1. Диагностика уровня развития интонационной выразительности
речи у детей старшего дошкольного возраста
2.2. Комплекс педагогических мероприятий по развитию
интонационной выразительности речи у детей старшего
дошкольного возраста в театрализованной деятельности
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 57
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 62
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 63
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 81
Объективный процесс интенсивного обучения и воспитания интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста, наблюдаемый в последние годы в системе дошкольного воспитания, наряду с положительным влиянием, оказал отрицательное воздействие на формирование эмоциональной сферы ребенка-дошкольника. На его коммуникативные качества, на выразительность его речи.
Теоретические подходы данной проблемы основываются на представлении о закономерностях развитии речи дошкольников. Данные закономерности представлены в трудах таких ученых: Л.С. Выготский, А.Л. Леонтьев, Ф.А. Сохин, Д.Б. Эльконин.
В общем виде их взгляды на происхождение языковых способностей можно рассмотреть так:
- речь ребенка формируется в результате обобщения языковых явлений, восприятия собственной речевой активности и речи взрослых;
- ведущей задачей в обучении речи является развитие языковых обобщений, элементарного осознания явлений языка и речи;
- ориентировка ребенка в языковых явлениях создает условия для самостоятельных наблюдений над языком, для саморазвития выразительности речи.
Основной задачей развития речи детей дошкольного возраста является овладение ими нормами, правилами родного языка, средствами выразительности речи и развитие их коммуникативных умений и навыков.
Проблема, касаемая развития выразительности речи активна и тем, что она является неотъемлемым компонентом любой формы творческой деятельности человека и его поведения в целом.
Как показали исследования Л.С. Высотского, В.В. Давыдова, С.Л. Рубенштейна, Д.Б. Эльконина и других, «речь выступает не только предпосылкой эффективности усвоения новых знаний, но и является условием творческого преобразования уже имеющихся знаний, способствует саморазвитию личности.
Однако в педагогической психологии вопросы, непосредственно связанные с проблемами формирования и развития выразительной речи у дошкольников, мало разработаны, недостаточно проведено исследований по изучению возможностей театрализованных видов деятельности в плане развития речевой выразительности детей дошкольного возраста.
Применение в работе театрализованных игр, с детьми старшего дошкольного возраста открывает широкие перспективы развития выразительности их речи, в основе данного предположения лежат следующие особенности:
- выразительность языка, которая способствует овладению дошкольником лучших образцов русской речи;
- традиционность и импровизация;
- возможность творческого отношения к их исполнению, способствующее более ярким и выразительным совместным действиям.
В связи с названными особенностями, театрализованная деятельность выступает в роли эффективного средства развития интонационной выразительности речи, так как раскрывает перед ребёнком всю точность и красоту русского языка, способствуя обогащению детской речи.
Театральную деятельность, возможно, рассматривать наилучшим содержанием художественно - речевой и игровой деятельности. Такие виды деятельности создают благоприятные условия для совершенствования вербальной и невербальной речевой выразительности ребёнка, а так же для его речевого самовыражения.
Актуальность темы заключается в недостаточной разработанности данной проблемы и ее несомненная значимость для освоения детьми основ речевой культуры и формирования интонационной выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста.
Цель исследования: теоретически обосновать и описать на практике комплекс педагогических мероприятий по развитию интонационной выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста в театрализованной деятельности.
Объект исследования - процесс формирования интонационной выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования - комплекс педагогических мероприятий по развитию интонационной выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
- провести теоретический анализ психологической и педагогической литературы по исследуемой проблеме;
- изучить возрастные особенности интонационной
выразительности речи детей старшего дошкольного возраста;
- определить особенности формирования интонационной выразительности речи, детей старшего дошкольного возраста;
- разработать комплекс мероприятий по развитию интонационной выразительности речи посредством использования театрализованных игр.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:
- методы изучения, анализа и обобщения литературных данных (знакомство с библиографией, отбор и систематизация источников по проблемам);
- интервьюирование - беседы с детьми, родителями, педагогами;
- организационный метод (создание педагогических ситуаций для изучения особенностей интонационной выразительности речи);
- практический метод (тестирование детей, количественная и качественная обработка полученных данных).
База исследования: Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение - детский сад комбинированного вида «Надежда» - детский сад №461. В проектировочной работе приняли участие 13 детей старшей группы. Средний возраст детей 5 лет 6 месяцев.
Практическая значимость - разработанный комплекс заданий, игр по театрализованной деятельности может применяться во всех дошкольных учреждениях для успешного совершенствования речи детей старшего дошкольного возраста.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, списка литературы, приложений.
Теоретические подходы данной проблемы основываются на представлении о закономерностях развитии речи дошкольников. Данные закономерности представлены в трудах таких ученых: Л.С. Выготский, А.Л. Леонтьев, Ф.А. Сохин, Д.Б. Эльконин.
В общем виде их взгляды на происхождение языковых способностей можно рассмотреть так:
- речь ребенка формируется в результате обобщения языковых явлений, восприятия собственной речевой активности и речи взрослых;
- ведущей задачей в обучении речи является развитие языковых обобщений, элементарного осознания явлений языка и речи;
- ориентировка ребенка в языковых явлениях создает условия для самостоятельных наблюдений над языком, для саморазвития выразительности речи.
Основной задачей развития речи детей дошкольного возраста является овладение ими нормами, правилами родного языка, средствами выразительности речи и развитие их коммуникативных умений и навыков.
Проблема, касаемая развития выразительности речи активна и тем, что она является неотъемлемым компонентом любой формы творческой деятельности человека и его поведения в целом.
Как показали исследования Л.С. Высотского, В.В. Давыдова, С.Л. Рубенштейна, Д.Б. Эльконина и других, «речь выступает не только предпосылкой эффективности усвоения новых знаний, но и является условием творческого преобразования уже имеющихся знаний, способствует саморазвитию личности.
Однако в педагогической психологии вопросы, непосредственно связанные с проблемами формирования и развития выразительной речи у дошкольников, мало разработаны, недостаточно проведено исследований по изучению возможностей театрализованных видов деятельности в плане развития речевой выразительности детей дошкольного возраста.
Применение в работе театрализованных игр, с детьми старшего дошкольного возраста открывает широкие перспективы развития выразительности их речи, в основе данного предположения лежат следующие особенности:
- выразительность языка, которая способствует овладению дошкольником лучших образцов русской речи;
- традиционность и импровизация;
- возможность творческого отношения к их исполнению, способствующее более ярким и выразительным совместным действиям.
В связи с названными особенностями, театрализованная деятельность выступает в роли эффективного средства развития интонационной выразительности речи, так как раскрывает перед ребёнком всю точность и красоту русского языка, способствуя обогащению детской речи.
Театральную деятельность, возможно, рассматривать наилучшим содержанием художественно - речевой и игровой деятельности. Такие виды деятельности создают благоприятные условия для совершенствования вербальной и невербальной речевой выразительности ребёнка, а так же для его речевого самовыражения.
Актуальность темы заключается в недостаточной разработанности данной проблемы и ее несомненная значимость для освоения детьми основ речевой культуры и формирования интонационной выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста.
Цель исследования: теоретически обосновать и описать на практике комплекс педагогических мероприятий по развитию интонационной выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста в театрализованной деятельности.
Объект исследования - процесс формирования интонационной выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования - комплекс педагогических мероприятий по развитию интонационной выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
- провести теоретический анализ психологической и педагогической литературы по исследуемой проблеме;
- изучить возрастные особенности интонационной
выразительности речи детей старшего дошкольного возраста;
- определить особенности формирования интонационной выразительности речи, детей старшего дошкольного возраста;
- разработать комплекс мероприятий по развитию интонационной выразительности речи посредством использования театрализованных игр.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:
- методы изучения, анализа и обобщения литературных данных (знакомство с библиографией, отбор и систематизация источников по проблемам);
- интервьюирование - беседы с детьми, родителями, педагогами;
- организационный метод (создание педагогических ситуаций для изучения особенностей интонационной выразительности речи);
- практический метод (тестирование детей, количественная и качественная обработка полученных данных).
База исследования: Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение - детский сад комбинированного вида «Надежда» - детский сад №461. В проектировочной работе приняли участие 13 детей старшей группы. Средний возраст детей 5 лет 6 месяцев.
Практическая значимость - разработанный комплекс заданий, игр по театрализованной деятельности может применяться во всех дошкольных учреждениях для успешного совершенствования речи детей старшего дошкольного возраста.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, списка литературы, приложений.
Проведенное исследование и его результаты позволяет сделать следующие выводы.
В старшем дошкольном возрасте дети в речевом развитии достигают довольно высокого уровня. Овладевают правильным звукопроизношением, выразительной и эмоциональной речью. Высказывания детей становятся содержательнее, точнее, выразительнее. Пользуются различными средствами интонации: ритмом речи, темпом речи, логическим ударением.
Главными направлениями в развитии речи детей старшего дошкольного возраста являются:
- диалогическая и монологическая речь;
- развитие речевого творчества, выразительности речи;
- развитие индивидуальных способностей к речевой деятельности;
- подготовка к чтению, чтение.
Анализ психолого-педагогической литературы показал, что старший дошкольный возраст это период интенсивного формирования личности, который характеризуется становлением основ самосознания и творческой индивидуальности ребёнка в разных видах деятельности. Выразительность речи можно воспитать в человеке только путем привлечения его с малолетства к выступлениям перед аудиторией.
Вопрос о воспитании интонационной выразительной речи связан с общим процессом обучения. Чем богаче и выразительнее речь ребенка, тем глубже, шире и разнообразнее его отношение к содержанию речи; выразительная речь дополняет и обогащает содержание речи дошкольника.
Воспитание ритма и интонации является не только проблемой улучшения выразительности самой речи. Богатая ритмическая речь способствует общему психическому развитию ребенка и облегчает обучение.
В этом огромную помощь могут оказать театрализованные занятия в дошкольных образовательных учреждениях.
В практической части нашей работы была описана проектировочная работа по формированию интонационной выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста. Первым этапом практической части нашего исследования стало проведение диагностического исследования по выделенным нами умениям. В ходе него были получены следующие результаты: низкий уровень - 2 ребенка(16%), средний уровень - 7 детей(53%), высокий уровень - 4 ребенка(31%).
На основе анализа проведенного диагностического исследования нами был разработан и описан комплекс педагогических мероприятий по формированию интонационной выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста. Данный комплекс включает в себя следующие направления:
- комплекс игр - занятий по театрализованной деятельности для развития выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста;
- занятия по формированию интонационной стороны речи у детей старшего дошкольного возраста;
- создание развивающей предметно - пространственной среды для театральной деятельности;
- активное взаимодействие с родителями воспитанников по совершенствованию и систематизированию знаний о роли театрализованной деятельности в формировании выразительности речи детей старшего дошкольного возраста.
Реализованный комплекс мероприятий оказался эффективным для развития интонационной выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста. Для формирования выразительности речи мы использовали различные логоритмические упражнения, все упражнения проводились в форме игры, так как игра является одним из наиболее доступных и понятных методов для детей. Благодаря систематически проводимым игровым упражнениям выразительней и эмоциональней стала речь детей.
Таким образом, процесс формирования интонационной выразительности речи средствами театрализованных игр у детей старшего дошкольного возраста будет проходить успешнее, если работу по организации театрализованных игр строить с учетом индивидуальных психолого-педагогические особенностей, при этом применять эффективные способы формирования интонационной выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста.
Практическая значимость исследования состоит в разработке комплекса занятий по театрализованной деятельности, который можно использовать не только в педагогической практике дошкольного образовательного учреждения, но и в условиях семейного воспитания с целью развития культуры речи у детей старшего дошкольного возраста и гармоничного развития личности в целом.
В старшем дошкольном возрасте дети в речевом развитии достигают довольно высокого уровня. Овладевают правильным звукопроизношением, выразительной и эмоциональной речью. Высказывания детей становятся содержательнее, точнее, выразительнее. Пользуются различными средствами интонации: ритмом речи, темпом речи, логическим ударением.
Главными направлениями в развитии речи детей старшего дошкольного возраста являются:
- диалогическая и монологическая речь;
- развитие речевого творчества, выразительности речи;
- развитие индивидуальных способностей к речевой деятельности;
- подготовка к чтению, чтение.
Анализ психолого-педагогической литературы показал, что старший дошкольный возраст это период интенсивного формирования личности, который характеризуется становлением основ самосознания и творческой индивидуальности ребёнка в разных видах деятельности. Выразительность речи можно воспитать в человеке только путем привлечения его с малолетства к выступлениям перед аудиторией.
Вопрос о воспитании интонационной выразительной речи связан с общим процессом обучения. Чем богаче и выразительнее речь ребенка, тем глубже, шире и разнообразнее его отношение к содержанию речи; выразительная речь дополняет и обогащает содержание речи дошкольника.
Воспитание ритма и интонации является не только проблемой улучшения выразительности самой речи. Богатая ритмическая речь способствует общему психическому развитию ребенка и облегчает обучение.
В этом огромную помощь могут оказать театрализованные занятия в дошкольных образовательных учреждениях.
В практической части нашей работы была описана проектировочная работа по формированию интонационной выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста. Первым этапом практической части нашего исследования стало проведение диагностического исследования по выделенным нами умениям. В ходе него были получены следующие результаты: низкий уровень - 2 ребенка(16%), средний уровень - 7 детей(53%), высокий уровень - 4 ребенка(31%).
На основе анализа проведенного диагностического исследования нами был разработан и описан комплекс педагогических мероприятий по формированию интонационной выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста. Данный комплекс включает в себя следующие направления:
- комплекс игр - занятий по театрализованной деятельности для развития выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста;
- занятия по формированию интонационной стороны речи у детей старшего дошкольного возраста;
- создание развивающей предметно - пространственной среды для театральной деятельности;
- активное взаимодействие с родителями воспитанников по совершенствованию и систематизированию знаний о роли театрализованной деятельности в формировании выразительности речи детей старшего дошкольного возраста.
Реализованный комплекс мероприятий оказался эффективным для развития интонационной выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста. Для формирования выразительности речи мы использовали различные логоритмические упражнения, все упражнения проводились в форме игры, так как игра является одним из наиболее доступных и понятных методов для детей. Благодаря систематически проводимым игровым упражнениям выразительней и эмоциональней стала речь детей.
Таким образом, процесс формирования интонационной выразительности речи средствами театрализованных игр у детей старшего дошкольного возраста будет проходить успешнее, если работу по организации театрализованных игр строить с учетом индивидуальных психолого-педагогические особенностей, при этом применять эффективные способы формирования интонационной выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста.
Практическая значимость исследования состоит в разработке комплекса занятий по театрализованной деятельности, который можно использовать не только в педагогической практике дошкольного образовательного учреждения, но и в условиях семейного воспитания с целью развития культуры речи у детей старшего дошкольного возраста и гармоничного развития личности в целом.
Подобные работы
- ФОРМИРОВАНИЕ ИНТОНАЦИОННОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4930 р. Год сдачи: 2015 - Совершенствование выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019 - Совершенствование выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста в театрализованной деятельности
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2017 - Совершенствование выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста в театрализованной деятельности
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4215 р. Год сдачи: 2017 - Развитие коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2017 - Совершенствование интонационной выразительности речи детей старшего дошкольного возраста в театрализованной деятельности
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019 - Совершенствование выразительности речи детей старшего дошкольного возраста в процессе освоения книжной культуры
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019 - Развитие интонационной выразительности речи у детей среднего дошкольного возраста в театрализованной деятельности
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4240 р. Год сдачи: 2017 - РАЗВИТИЕ ИНТОНАЦИОННОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ РЕЧИ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ТЕАТРАЛИЗОВAННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4650 р. Год сдачи: 2021



