ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ЗВУКОВОЙ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 7
1.1. Возрастные и психолого-педагогические особенности развития
детей младшего дошкольного возраста 7
1.2. Определение понятия «звуковая культура речи» в психолого-педагогической литературе 13
1.3. Особенности развития звуковой культуры речи у детей
младшего дошкольного возраста 20
1.4. Возможности игровой деятельности в развитии звуковой
культуры речи у детей младшего дошкольного возраста 26
1.5. Анализ нормативных документов и образовательных программ
дошкольного образования по проблеме развития звуковой культуры речи у младших дошкольников 30
ГЛАВА 2. ОПИСАНИЕ ПРОЕКТИРОВОЧНОЙ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ ЗВУКОВОЙ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 35
1.1. Диагностика уровня развития звуковой культуры речи у детей
младшего дошкольного возраста 35
2.2. Комплекс педагогических мероприятий по развитию звуковой
культуры речи у детей младшего дошкольного возраста в игровой деятельности 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 65
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 69
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 75
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 76
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 83
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
ПРИЛОЖЕНИЕ 5
Проблема развития звуковой культуры речи - одна из актуальных в дошкольной педагогике. Дети дошкольного возраста овладевают ею в процессе общения с окружающими их людьми и специально организованного обучения. Одним из разделов общей культуры речи, характеризующейся степенью соответствия речи говорящего нормам литературного языка, является звуковая культура речи, то есть ее произносительная сторона.
Дошкольное детство - наиболее благоприятный период для развития звуковой культуры речи.
Важность развития звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста связана с тем, что звучащая речь обеспечивает необходимое для ребёнка общение с взрослыми, получение информации, приобщение к деятельности, овладение нормами поведения.
Актуальность темы нашего исследования обусловлена тем, что звуковая культура речи является составной частью речевой культуры. Интерес к проблеме методических основ педагогической работы по развитию звуковой культуры речи у детей младшего дошкольного возраста связан, прежде всего, с важностью развития произносительной и интонационно-выразительной сторонами речи.
Многие младшие дошкольники испытывают значительные затруднения в произносительной и интонационно-выразительной организации высказываний, что является причиной необходимости организации целенаправленной работы по развитию звуковой культуры речи как важнейшего компонента нормированной речи» [26, с. 6]. Звуковая культура речи у детей дошкольного возраста проявляется в развитом речевом слухе, в правильности и четкости произношения звуков, слов, предложений, в силе, звучности и подвижности голоса, умении изменять темп и тембр речи.
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО) выделена образовательная область «Речевое развитие». Одной из ее задач является «развитие звуковой и интонационной культуры речи» [66]. Это комплексная задача, так как ее решение предполагает организацию педагогической работы с детьми по следующим направлениям, которые обозначены в основной образовательной программе «От рождения до школы»: развитие правильного звукопроизношения, развитие речевого слуха, воспитание орфоэпической правильности речи; овладение средствами звуковой выразительности речи (тон речи, тембр голоса, темп, ударение, сила голоса, интонация) [42, с. 250].
Вопросы, связанные с развитием звуковой культуры речи младших дошкольников, освещены в работах М.М. Алексеевой и В.И. Яшиной, Н.Е Вераксы и А.Н. Вераксы, В.В. Гербовой, Е.В. Колесниковой, О.А. Новиковской, В.Н. Черняковой и др. Эти авторы отмечают, что
«эффективнее всего звуковая культура речи у младших дошкольников формируется в игровой деятельности, с помощью игровых методов и приемов» [31, с. 4].
Цель исследования: теоретически обосновать и описать комплекс педагогических мероприятий по развитию звуковой культуры речи у детей младшего дошкольного возраста в игровой деятельности.
Объект исследования - процесс развития звуковой культуры речи у детей младшего дошкольного возраста.
Предмет исследования - комплекс педагогических мероприятий по развитию звуковой культуры речи у детей младшего дошкольного возраста в игровой деятельности.
Задачи исследования:
1. Проанализировать нормативную, психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме развития звуковой культуры речи детей младшего дошкольного возраста в игровой деятельности.
2. Определить критерии и показатели, подобрать методики для оценки уровня развития звуковой культуры речи у младших дошкольников.
3. Провести диагностическое исследование уровня развития звуковой культуры речи у детей младшего дошкольного возраста.
4. Подобрать комплекс педагогических мероприятий по развитию звуковой культуры речи у детей младшего дошкольного возраста в игровой деятельности.
Для решения поставленных задач использовались две группы методов исследования:
1) теоретические методы: анализ и обобщение законодательно- нормативных документов и методической литературы, сравнение, обобщение, синтез;
2) практические методы: тестирование детей, количественная, качественная и графическая обработка полученных данных.
База исследования: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение - детский сад компенсирующего вида №342. В опытно-проектировочной работе приняли участие 11 детей второй младшей группы. Средний возраст детей - 3 года 7 месяцев.
Практическая значимость исследования заключается том, что выводы по нашему исследованию, диагностический инструментарий и комплекс педагогических мероприятий могут быть успешно использованы педагогами и специалистами дошкольных образовательных организаций (ДОО) и родителями детей, занимающихся проблемой развития звуковой культуры речи у детей младшего дошкольного возраста в игровой деятельности.
Структура ВКР. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы из 75 источников, 2 таблиц, 4 рисунков и 5 приложений.
Проведенное исследование и его результаты позволяет сделать следующие выводы.
Достижения в психическом развитии ребенка младшего дошкольного возраста создают благоприятные условия для речевого развития и развития звуковой культуры речи.
Развитие звуковой культуры речи у детей младшего дошкольного возраста в игровой деятельности имеет большое значение для речевого развития детей.
Звуковая культура речи - составная часть общей культуры речи, которая характеризуется правильным произношением звуков, слов, четкой дикцией, развитым речевым дыханием, соответствующими ситуации и речевым задачам громкости (силе), тембру голоса, темпу и интонационной выразительности речи.
Звуковая культура речи усваивается ребенком постепенно и под руководством взрослого (родителей, педагогов). У младших дошкольников она имеет следующие особенности: неправильное произношение звуков, трудных по артикуляционному укладу, неумение пользоваться речевым дыханием, нечеткость, монотонность или торопливость речи, неумение использовать нужные силу и тембр голоса. Все эти недостатки в речевом развитии детей младшего дошкольного возраста необходимо вовремя корректировать в работе по развитию звуковой культуре речи в детском саду и в семье. Средства такой корректировки могут быть самыми различными.
Однако, как показал анализ основных образовательных программ дошкольного образования и методической литературы, наиболее эффективным средством развития звуковой культуры речи дошкольников является игровая деятельность. В этой деятельности взрослые могут создавать такие ситуации, когда ребенок, играя, обучается, и благодаря этому усваивает нормы звучащей речи и развивает свойства своего голоса и умения, необходимые для овладения звуковой культурой речи.
Анализ примерных основных образовательных программ дошкольного образования («От рождения до школы», «Детство», «Радуга») и методических пособий показал, что эта задача является приоритетной. В примерных программах и методических пособиях только отмечается, что развивать звуковую культуру речи младших дошкольников лучше всего в игровой деятельности. Однако в них нет комплекса мероприятий игровой направленности для такой работы с младшими дошкольниками. Для развития звуковой культуры речи у детей младшего дошкольного возраста могут использоваться разнообразные методы и приемы: словесные, наглядные, практические. Однако предпочтение отдается игровым методам и приемам, так они, реализуясь в игровой деятельности детей, обладают занимательностью, увлекают детей так, что обучение необходимым качествам звучащей речи проходит легко, не утомляет детей.
В практической части выпускной квалификационной работы описана опытно-проектировочной работа по развитию звуковой культуры речи детей младшего дошкольного возраста в игровой деятельности.
Нами проведено диагностическое изучение уровня развития звуковой культуры речи у детей младшего дошкольного возраста. Для этого по методике О.И. Лазаренко выделены три критерия и соответствующие им показатели:
Критерий 1. Сила голоса. Показатель: умение регулировать громкость (силу) своего голоса в зависимости от содержания высказывания.
Критерий 2.Темп речи. Показатель: умение ускорять и замедлять темп речи в зависимости от содержания высказывания.
Критерий 3. Тембр речи. Показатель: умение передавать в интонации различные эмоциональные состояния (грустно, весело и т.д.) и различать на слух по-разному тембрально окрашенные фразы.
Младшие дошкольники выполняли 3 диагностических задания.
Результаты диагностики детей показали, что у детей преобладает низкий уровень звуковой культуры речи. Он обнаружен у 54% детей. Только 9% детей имеют высокий уровень и 37% - средний уровень звуковой культуры речи. Это означает, что больше половины младших дошкольников испытывают затруднения в регулировании силы (громкости) своего голоса, не умеют регулировать темп речи даже при помощи педагога, не способны передать в голосе различные эмоциональные состояния и с трудом различают на слух по-разному тембрально окрашенные фразы. Причины таких низких показателей состоят в том, что воспитателями не проводится специальная работа и специальные мероприятия по развитию у детей звуковой культуры речи по таким ее компонентам, как сила голоса, темп, тембр, мелодика речи.
Для преодоления недостатков и трудностей младших дошкольников в овладении умениями звуковой культуры речи нами разработан комплекс педагогических мероприятий. Этот комплекс включает педагогическую работу с младшими дошкольниками по 4 направлениям:
1. Обучение правильному звукопроизношению.
2. Развитие правильного речевого дыхания.
3. Развитие речевого слуха.
4. Овладение средствами интонационной выразительности речи - силой голоса, темпом и тембром речи.
Основные мероприятия комплекса: ООД по развитию звуковой культуры речи детей; дидактические речевые игры; игровые упражнения, игровые задания, инсценировки; подвижные игры со звукоподражанием, с речевым сопровождением; артикуляционная гимнастика. Игры и игровые упражнения на развитие звуковой культуры речи младших дошкольников проводятся в ООД и в режимных моментах (во время утренней гимнастики и гимнастики после дневного сна, физкультурных пауз во время ООД, во время одевания на прогулки и в ходе самих прогулок).
Взаимодействие с родителями включает разнообразные мероприятия: родительские собрания, групповые и индивидуальные консультации, семинары-практикумы, опросы и беседы; открытые показы детской деятельности, совместные развлечения и досуги для детей и родителей.
Также в работе описаны игры, которые могут проводиться родителями младших дошкольников в семье для развития у ребенка звуковой культуры речи. Родителям даны методические рекомендации по их проведению.
Реализованный комплекс мероприятий оказался эффективным для развития звуковой культуры речи младших дошкольников: речь детей стала более чистой по звучанию, дикция стала четкой, речь - интонационно выразительной. Родители стали более активно принимать участие во взаимодействии с воспитателями по данной проблеме, стали чаще использовать игровую деятельность для развития звуковой культуры речи своего ребенка в семье.
Таким образом, цель работы достигнута, задачи полностью решены.
Перспективы дальнейшей работы по данной теме нам видятся в разработке и апробации по аналогии с представленным в данной ВКР, комплекса мероприятий по развитию звуковой культуры речи детей следующей возрастной ступени - 4-5 лет.
1. Аванесова В.Н. Дидактическая игра как форма организации обучения детей в детском саду // Сенсорное воспитание в детском саду: пособ. для воспитателей. М.: Детство-Пресс, 2014. С. 125-155.
2. Азбука общения: развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками / Л.М. Шипицына, О.В. Защиринская,
А.П. Воронова, Т.А. Нилова, Под ред. Л.М. Шипицыной. 3-е изд. М.: Детство-Пресс, 2014. 192 с.
3. Алексеева М.М., Яшина В.И. Теория и методика развития речи детей. 5-е изд. М.: Академия, 2015. 448 с.
4. Аникеева Н.П. Воспитание игрой. Новосибирск: Сибирь, 2014. 240 с.
5. Антонова Т.В., Иванкова Р.А. Формирование детского игрового общества // Игра дошкольника. М.: Детство-Пресс, 2012. С. 56-72.
6. Бабунова Т.М. Дошкольная педагогика: учебное пособие. М.: ТЦ Сфера, 2014. 208 с.
7. Белкин А.С. Основы возрастной педагогики: учебное пособие. М.: Академия, 2010. 192 с.
8. Богуславская З.М. Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста. М.: Мозаика-Синтез, 2012. 84 с.
9. Богуш А.М., С.К. Хаджирадева, Е.П. Аматьева Культура речевого общения детей дошкольного возраста. Минск: Ранок, 2012. 84 с.
10. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: Детство-Пресс, 2010. 268 с.
11. Болотина Л.Р., Микляева Н.В., Родионова Ю.Н. Воспитание звуковой культуры речи у детей в ДОУ. Дошкольное воспитание и развитие. М.: Айрис-пресс, 2015. 192 с.
12. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. 2-е изд. М.: Детство-пресс, 2012. 160 с.
13. Бухарова И.С., Бывшева М.В., Дягилева Н.В., Емельянова М.Н., Коротаева Е.В., Царегородцева Е.А. Характеристика игры как ведущей деятельности ребенка дошкольного возраста // Материалы для самостоятельной подготовки к ИГА по предметам психо лого - педагогического цикла. Екатеринбург: УрГПУ, 2014. С. 96-101.
14. Бухвостова С.С. Формирование выразительной речи у детей дошкольного возраста. М.: Мозаика-Синтез, 2015. 178 с.
15. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Развитие ребенка в дошкольном детстве. М.: Мозаика-Синтез, 2013. 123 с.
16. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Развитие речи в дошкольном детстве: пособие для педагогов дошкольных учреждений. М.: Мозаика-Синтез, 2016. 72 с.
17. Волков Б.С. Возрастная психология. В 2-х частях: часть 1. От рождения до поступления в школу. СПб.: Владос, 2012. 368 с.
18. Выготский Л.С. Педагогическая психология. М.: АСТ, 2012. 602 с.
19. Герасимова А.С. Уникальная методика развития речи дошкольника. Формирование произношения всех звуков русского языка. М.: ОЛМА Медиа Групп, 2015. 668 с.
20. Гербова В.В. Развитие речи в детском саду: программа и методические рекомендации. М.: Мозаика-Синтез, 2012. 64 с.
21. Гвоздев А.Н. От первых слов до первого класса: дневник научных наблюдений. 2-е изд. СПб.: Владос, 2013. 320 с.
22. Деркунская В.А., Ошкина А.А. Игровая образовательная
деятельность дошкольников: учебно-метод. пособие. М.: Центр
педагогического образования, 2013. 368 с.
23. Детство. Программа развития и воспитания детей в детском саду /
В.И. Логинова, Т.И. Бабаева, Н.А. Ноткина; Под ред. Т.И. Бабаевой, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцевой. СПб.: Акцидент, 2016. 239 с.
24. Дурова Н.В. Фонематика. Как научить детей слышать и правильно произносить звуки: методическое пособие. М.: Мозаика-Синтез, 2012. 112 с.
25. Запорожец А.В., Усова А.П. Психология и педагогика игры дошкольника. СПб.: Владос, 2014. 252 с.
26. Кабанова О.А. Развитие игровой деятельности детей 2-7 лет: метод. пособие для воспитателей. М.: Детство-Пресс, 2014. 96 с.
27. Карпова С.Н. Психология речевого развития ребенка. Ростов-на Дону: Феникс, 2014. 398 с.
28. Касаткина Е.И Игра в жизни дошкольника. М.: Дрофа, 2014. 176 с.
29. Клименко Г. Использование пословиц и поговорок в работе с детьми младшего дошкольного возраста // Дошкольное воспитание. 2016. №5. С. 34-35.
30. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. 12-е изд. М.: Академия , 2015. 432 с.
31. Колесникова Е.В. Развитие звуковой культуры речи у детей 3-4 лет: учебно-методическое пособие к рабочей тетради «Раз-словечко, два- словечко». М.: Ювента, 2016. 72 с.
32. Колесникова Е.В. Раз - словечко, два - словечко: рабочая тетрадь для детей 3-4 лет. М.: Ювента, 2016. 64 с.
33. Косинова Е.М. Учимся говорить правильно. М.: Росмэн-Пресс, 2014. 120 с.
34. Лазаренко О.И. Диагностика и коррекция выразительности речи детей. М.: Сфера, 2014. 64 с.
35. Максаков А.И. Воспитание звуковой культуры речи у
дошкольников: пособие для педагогов дошкольных учреждений. М.:
Мозаика-Синтез, 2015. 64 с.
36. Микляева Н.В. Диагностика языковой способности у детей дошкольного возраста. М.: Айрис-пресс, 2013. 96 с.
37. Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. Как играть с ребенком. М.: Обруч, 2012. 176 с.
38. Невская В.П. Речевые игры и упражнения: пособие для учителей- дефектологов, воспитателей и родителей. М.: ТЦ Сфера, 2013. 64 с.
39. Новиковская О.А. Развитие звуковой культуры речи у дошкольников: логопедические игры и упражнения. СПб.: Детство-пресс, 2014. 48 с.
40. Нугаева Р.Р. Связь мелкой моторики с игровой деятельностью и ее влияние на развитие личности дошкольника // Молодой ученый. 2013. №7.
С. 401-404.
41. Обухова Л.Ф. Возрастная психология: учебник. М.: Юрайт, 2016. 462 с.
42. От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. 3-е изд. М.: Мозатка-Синтез, 2015. 368 с.
43. Панова Е.Н. Дидактические игры-занятия в ДОУ: младший возраст. Вып.1. М.: ИП Лакоценина, 2013. 48 с.
44. Пензулаева Л.И. Подвижные игры и игровые упражнения для детей 3-5 лет: пособие для педагогов дошкольных учреждений. М.: Владос, 2014. 112 с.
45. Пенькова Л., Коннова З., Малышева И. Развитие игровой активности дошкольников: методическое пособие. М.: Сфера, 2015. 128 с.
46. Порядок организации и осуществления образовательной
деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования, утв. приказом Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1014 // URL:
http://www.rg.ru/2013/10/23/obr-dok.html(дата обращения 12.05.2017).
47. Прищепа С. Мелкая моторика в психофизическом развитии дошкольников // Дошкольное воспитание. 2015. №1. С. 60-61.
48. Пятница Т. В. Социализация дошкольника через игру: пособие для педагогов дошкольных учреждений. М.: Белый ветер, 2014. 67 с.
49. Радуга. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / С.Г. Якобсон, Т.И. Гризик, Т.Н. Доронова, Е.В. Соловьева, Е.А. Екжанова; Под ред. Е.В. Соловьевой М.: Просвещение, 2016. 234 с.
50. Развитие речи детей дошкольного возраста: пособие для воспитателей детского сада / Под ред. Ф.А. Сохина. 3-е изд. М.: Просвещение, 2013. 230 с.
51. Родионова Ю.Н. Развитие интонационной выразительности в речи дошкольников // Ребенок в детском саду. 2014. №1. С. 26-31.
52. Розенталь Д.Э., Голуб И.Б. Секреты стилистики. Правила хорошей речи. М.: Айрис-пресс, 2014. 208 с.
53. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. 2-е изд. СПб.: Питер, 2014. 1209 с.
54. Русский язык. Энциклопедия. М.: БРЭ, 2013. 704 с.
55. Светлова И.Е. Развиваем устную речь: учебное пособие. М.: Эксмо- Пресс, 2015. 80 с.
56. Смирнова Е.О. Общение дошкольников с взрослыми и сверстниками: учебное пособие. М.: Мозаика-Синтез, 2012. 192 с.
57. Смирнова Е.О. Особенности общения с дошкольниками: учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. М.: Академия, 2014. 160 с.
58. Смирнова Е.О., Холмогорова В.М. Межличностные отношения дошкольников: Диагностика, проблемы, коррекция. М.: Владос, 2015. 128 с.
59. Сорокина А.И. Дидактические игры в детском саду. М.: Просвещение, 2013. 128 с.
60. Стародубова Н.А. Теория и методика развития речи дошкольников. 5-е изд. М.: Академия, 2014. 256 с.
61. Тарарышко С.И. Подготовка воспитателя дошкольной организации к игровой форме обучения детей: метод. рекомендации. 5-е изд. Витебск: УО ВОГ ИПК и ПРР и СО, 2013. 123 с.
62. Теории и технологии развития речи детей дошкольного возраста. Программа учебного курса и методические рекомендации / О.В. Акулова, О.Н. Сомкова, О.В. Солнцева, Л.М. Гурович; Под ред. О.В. Акуловой. М.: Центр педагогического образования, 2013. 240 с.
63. Урунтаева Г.А. Психология дошкольного возраста. 3-е изд. М: Академия, 2014. 325 с.
64. Ушакова О.С., Струнина Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста: пособие для педагогов дошкольных учреждений. М.: Владос, 2015. 288 с.
65. Ушакова О.С., Струнина Е.М. Развитие речи детей 3-4 лет: программа, методические рекомендации, конспекты занятий, игры и упражнения. М.: Вентана-Граф, 2015. 224 с.
66. Федеральный государственный образовательный стандарт
дошкольного образования от 17 октября 2013 г. № 1155 // URL:
http: //www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html (дата обращения:
12.05.2017).
67. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» // URL: http://www.rg.ru/2012/12/30/obrazovanie-dok.html(дата обращения:12.05.2017).
68. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного звукопроизношения: учебное пособие для учащихся пед. уч-щ // URL: pedlib.ru/Books/1/0460/1_-460-267.shtml (дата обращения: 20.05.2017).
69. Черенкова Е.Ф. Оригинальные пальчиковые игры. М.: Дом ХХ! век, 2014. 187 с.
70. Чернякова В.Н. Развитие звуковой культуры речи у детей 4-7 лет: сборник упражнений. М.: ТЦ Сфера, 2014. 64 с.
71. Широкова Г.А. Школа общения для дошкольников. Ростов-н/Д.: Феникс, 2015. 288 с.
72. Эльконин Д.Б. Возрастная периодизация личности // URL: http://megapredmet.ru/1-24881.html(дата обращения: 14.05.2017).
73. Эльконин Д.Б. Психологические вопросы игры и обучения в дошкольном возрасте. М.: Гнозис, 2014. 235 с.
74. Эльконин Д.Б. Психология игры. М.: Владос, 2015. 360с.
75. Яшина В.И. Е.А. Флерина - выдающийся теоретик и педагог // Дошкольное воспитание. 2012. № 2. С. 71-72.