ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 6
1.1. Особенности речевого развития детей среднего дошкольного
возраста 6
1.2. Характеристика понятия «диалогическая речь» в психолого-педагогической литературе 12
1.3. Педагогические возможности театрализованной игры как средства
формирования диалогической речи детей среднего дошкольного возраста 19
1.4. Анализ образовательных программ дошкольного образования в
аспекте формирования диалогической речи у детей среднего дошкольного возраста 23
ГЛАВА 2. ПРОЕКТИРОВОЧНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ТЕАТРАЛИЗОВАННЫХ ИГР 30
2.1. Диагностика уровня сформированности диалогической речи детей
среднего дошкольного возраста 30
2.2. Описание комплекса педагогических мероприятий, направленных
на формирование диалогической речи детей среднего дошкольного возраста 40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 63
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 68
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 69
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Овладение диалогической речью - необходимое условие полноценного социального развития ребенка.
Проблема формирования диалогической речи - одна из актуальных в дошкольной педагогике. Дети дошкольного возраста овладевают ею в процессе общения с окружающими их людьми и специально организованного обучения.
Актуальность темы нашего исследования обусловлена тем, что существует социальный заказ общества на формирование личности, способной к организации межличностного взаимодействия и решению коммуникативных задач, что обеспечивает успешную ее адаптацию и социализацию в современном социокультурном пространстве. Эти задачи невозможно решить без формирования диалогической речи.
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования выделена образовательная область «Речевое развитие», одна из приоритетных задач которой - развитие связной, грамматически правильной диалогической речи у детей [47].
В основе общения лежит развитая связная речь, ее диалогическая форма. Особенности формирования диалогической речи у дошкольников рассмотрены в работах А.Г. Арушановой, А.Н. Гвоздева, С.Н. Карповой, Т.А. Сидорчук, О.С. Ушаковой и др. Эти авторы отмечают, что формирование диалогической речи у дошкольников происходит в разных видах деятельности детей и прежде всего в игровой, которая является ведущей в период дошкольного детства.
Одной из разновидностей игровой деятельности является театрализованная игра, под которой подразумевают «совокупность игровых методик, построенных на применении театрального искусства в своеобразной символической форме» [34, с. 5]. Для нашего исследования важен педагогический потенциал театрализованной игры, который позволяет успешно формировать диалогическую речь, проводить коррекцию нарушений общения, формировать адекватное межличностное поведение детей дошкольного возраста. Вопросы, связанные с формированием диалогической речи у дошкольников в процессе театрализованной игры, освещены в работах О.А. Акуловой, Е.М. Алифановой, Е.А. Антипиной, Л.В. Артемовой, Т.А. Гайворонской и В.А. Деркунской, Т.Н. Дороновой, Т.И. Петровой, Е.В. Мигуновой, А.В. Щеткина и др.
Объект исследования - процесс формирования диалогической речи детей среднего дошкольного возраста.
Предмет исследования - методы и приемы формирования диалогической речи у детей среднего дошкольного возраста средствами театрализованной игры.
Цель исследования: теоретически обосновать и описать комплекс педагогических мероприятий, направленный на формирование диалогической речи детей среднего дошкольного возраста в театрализованных играх.
Задачи исследования:
1. Проанализировать нормативную, психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме формирование диалогической речи у детей среднего дошкольного возраста средствами театрализованной игры.
2. Провести диагностическое изучение уровня сформированности диалогической речи у детей среднего дошкольного возраста.
3. Разработать и описать методы и приемы формирования диалогической речи детей среднего дошкольного возраста в театрализованных играх.
Для решения поставленных задач использовались две группы методов исследования:
1) теоретические методы: анализ и обобщение законодательно-нормативных документов, психолого-педагогической и методической литературы, сравнение, обобщение, синтез;
2) практические методы: тестирование детей, количественная, качественная и графическая обработка полученных данных.
База исследования: МАДОУ ЦРР Детский сад №103 «Родники» г. Екатеринбурга. В исследовании приняли участие 25 детей средней группы. Возраст детей 4-5 лет.
Практическая значимость исследования заключается в том, что выводы по нашему исследованию, диагностический инструментарий и разработанный нами комплекс мероприятий и материалы к нему могут быть успешно использованы педагогами и специалистами дошкольного образования, и родителями детей, занимающихся проблемой формирования диалогической речи у детей среднего дошкольного возраста посредством театрализованных игр.
Структура ВКР. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы из 55 источников, 5 таблиц, 2 рисунков и 3 приложений.
Анализ литературы по теме исследования и его результаты позволяют сделать следующие выводы.
Диалогическая речь - особый вид речевой деятельности, функции которой реализуются в процессе непосредственного общения между собеседниками в результате последовательного чередования стимулирующих и реагирующих реплик.
Диалогическая речь имеет свою специфику (особенности, структуру, виды), отличающую ее от других видов связной речи. Наименьшей единицей диалогической речи является диалогическое единство, состоящее из реплик- стимула и реплики-реакции.
Формирование диалогической речи - процесс длительный и сложный, в котором отражаются все речевые достижения ребенка, опыт его социальных отношений.
Особенности речевого развития детей среднего дошкольного возраста состоят в том, что дети овладевают всеми сторонами речи (фонетической, лексико-грамматической, синтаксической) и на основе этого у них формируются умения диалогической речи, потребность в которой у ребенка 4-5 лет значительно возрастает, так как расширяется круг его общения и овладения разными видами деятельности.
Для формирования связной диалогической речи у детей среднего дошкольного возраста самым эффективным является коммуникативно-деятельностный подход, который объединяет в себе развитие диалогических умений в общении и игровой деятельности как ведущей в период дошкольного детства. Театрализованная игра при этом подходе является эффективным средством развития диалогических умений, так как в ней дети вступают в непосредственное диалоговое общение и при подготовке к игре и во время ее проведения.
Диалогическая речь дошкольников - это совокупность диалогических умений, необходимых им для полноценного и эффективного участия в диалоге. Особенности связной диалогической речи детей среднего дошкольного возраста состоят в том, что она еще недостаточно развита: дети без помощи взрослого затрудняются вступать в диалог, правильно определять содержание диалога, поддерживать диалогические отношения в течение достаточно длительного времени, выбирать нужные средства общения, подходящие по ситуации коммуникативно-семантические типы высказываний, способы общения, включающие адресность, аргументированность речи, доброжелательное отношение к партнеру, бесконфликтность.
Анализ образовательных программ для дошкольных организаций по проблеме исследования показал, что в них показано положительное влияние театрализованной игры на формирование диалогической речи дошкольников. В программах сформулированы задачи по формированию диалогических умений у детей среднего дошкольного возраста средствами театрализованной игры, перечислены некоторые методы и формы работы с детьми. Однако все это не объединено в единое целое
В методических пособиях разных авторов театрализованная игра представлены широким разнообразием режиссерских, драматизированных игр, что позволяет педагогу комплексно решать задачи по формированию диалогической речи у детей, учитывать индивидуальные особенности каждого ребёнка.
Театрализованная игра обладает большими педагогическими возможностями в формировании диалогической речи у детей среднего дошкольного возраста, так как она основывается на потребности детей этого возраста в игре и общении, способствует расширению представлений детей о способах межличностного общения, воспитывает эмоциональную отзывчивость, эмпатию, способность к сопереживанию и состраданию, внимание к действиям партнеров, помогает овладеть диалогическими и монологическими умениями, нормами культуры речи, формируют способность к сотрудничеству, совместной деятельности, развивают инициативность, адекватность в общении, организаторские и творческие способности детей.
Результаты диагностики детей среднего дошкольного возраста показали, что диалогическая речь у большинства из них (76% детей (19 чел.) сформирована на низком уровне. Дети не умеют организовывать диалогическое общение, они просто не обращают внимание на партнера, у детей не развиты умения организовывать содержание диалога и диалогические отношения (инициативность, активность, воздействие), подбирать средства общения, задавать вопросы и отвечать на вопросы, комментировать свое высказывание и высказывание партнера, обсуждать, пояснять, аргументировать, быть доброжелательным по отношению к партнеру по общению.
Для преодоления этих недостатков и затруднений детей нами разработан и внедрен комплекс мероприятий по формированию диалогической речи детей среднего дошкольного возраста в театрализованных играх.
Работа велась поэтапно.
На 1-ом этапе (ознакомительном) воспитатели обучали детей произносить развернутые диалоги (в соответствии с сюжетом инсценировки) и ориентироваться на партнера, согласовывать свои действия с действиями партнера (слушать, не перебивая; говорить, обращаясь к партнеру), формирование норм речевого поведения. На этом этапе с детьми проводились театрализованные игры по познавательному и речевому развитию в соответствии с содержанием литературного произведения. Методы работы с детьми: чтение и обсуждение литературного произведения, беседа, игры-имитации образов животных, игры-имитации основных эмоций человека, игры-имитации по сказкам и коротким литературным произведениям, рассматривание разных видов наглядности
На 2-ом этапе (обучающем) основное внимание уделялось формированию диалогических умений выстраивать диалогический цикл из 4-5 высказываний по одной теме, обращаться к партнеру адресовано (по имени), доброжелательно, используя вежливые слова и интонации, внимательно выслушивать высказывания партнера, инициировать обсуждение, комментировать высказывания партнера, общаться бесконфликтно. Основными методами реализации этой цели были театрализованные образно-игровые этюды по сказкам и стихотворениям и словесные дидактические игры.
На 3-ем этапе (закрепляющем) воспитатели предоставляли детям возможность и время для самостоятельных театрализованных игр с использованием диалогического общения: диалогов персонажей игры, диалогов со сверстниками в процессе планирования игры и при ее анализе. Основной метод - импровизация в театрализованной игре.
Нами разработаны:
1. План поэтапной реализации комплекса мероприятий.
2. Календарно-тематическое планирование.
3. Структура и содержание развивающей предметно-
пространственной среды в группе детского сада.
4. План взаимодействия с родителями.
5. Конспект театрализованной игры на тему «Путешествие в страну сказок».
6. Сценарий сказки «Теремок на новый лад».
Обогащение развивающей предметно-пространственной среды средней группы детского сада проводилось в совместной работе воспитателей, родителей и детей: оформлялись и пополнялись материалами и атрибутами для театрализованных игр уголки «Ряжения», «Сказки», «Книги», «Сказки недели», речевой и музыкальные уголки. В результате среда стала эффективной для формирования диалогической речи детей.
Взаимодействие с родителями воспитанников осуществлялось в таких мероприятиях, как родительские собрания, консультации, просветительская и методическая информация на стенде «Для вас, родители», раздача брошюр, памяток и рекомендаций родителям, посещение открытых видов детской деятельности с показом театрализованных игр, совместные с родителями постановки игр-драматизаций и спектакля по сказке «Гуси-лебеди», помощь родителей в изготовлении костюмов и атрибутов для театрализованных игр детей.
В целом реализованный комплекс мероприятий, просветительская и консультативная работа с родителями, обогащение и усовершенствование развивающей предметно-пространственной среды в группе детского сада способствовали успешному формированию диалогической речи детей: дети научились произносить развернутые диалоги и ориентироваться на партнера, согласовывать свои действия с действиями партнера. Диалоги детей стали более продолжительными по времени и насыщенными по содержанию, так как в свои диалоги дети стали включать диалогические циклы из 4-5 высказываний по одной теме, обращаться к партнеру по имени. Диалогическое общение детей стало более доброжелательным, с использованием этикетных формулировок и вежливых слов, дети научились внимательно слушать высказывания партнера, комментировать его высказывания, общаться бесконфликтно. Расширились знания детей о театрализованной игре и повысилось стремление и желание играть в них вместе со сверстниками и взрослыми. В самостоятельных театрализованных играх дети стали проявлять больше сотрудничества, инициативности и адекватности в диалоговом общении.
Итак, цель нашего исследования достигнута, задачи полностью решены. Разработанный нами комплекс мероприятий может быть рекомендован педагогам средних групп, специалистам дошкольных организаций и родителям детей для использования в практике формирования диалогической речи у детей среднего дошкольного возраста посредством театрализованных игр.
1. Агапова, И.А Театральные занятия и игры в детском саду [Текст] / И.А. Агапова, М.А. Давыдова. - М. : Лада, 2015. - 224 с.
2. Акулова, О. А. Театрализованная деятельность дошкольников [Текст] / О. А. Акулова // Дошкольное воспитание. - 2015. - № 4. - С. 23-27.
3. Алексеева, М. М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников [Текст]. - 5-е изд., перераб. и доп. / М. М. Алексеева, В. И. Яшина. - М. : Академия, 2014. - 207 с.
4. Алифанова, Е. М. Формирование коммуникативной компетентности детей дошкольного и младшего школьного возраста средствами театрализованных игр [Текст] : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Е. М. Алифанова. - Волгоград, 2010. - 164 с.
5. Антипина, Е. А. Кукольный театр в детском саду [Текст] / Е. А. Антипина. - М. : Сфера, 2015. - 80 с.
6. Антипина, Е. А. Театрализованная деятельность в детском саду [Текст] / Е. А. Антипина. - М. : Детство-Пресс, 2015. - 245 с.
7. Антипина, Е. А. Театрализованные представления в детском саду [Текст] / Е. А. Антипина. - М. : Сфера, 2013. - 128 с.
8. Артемова, Л. В. Театрализованные игры дошкольников [Текст] / Л. В. Артемова. - М. : Мозаика-Синтез, 2014. - 250 с.
9. Арушанова, А. Г. Истоки диалога. 5-7 лет [Текст] / А. Г. Арушанова [и др.] ; под ред. А. Г. Арушановой. - М. : Мозаика-Синтез, 2014. - 186 с.
10. Арушанова, А. Г. Речь и речевое общение детей [Текст] : книга для воспитателей детского сада / А. Г. Арушанова. - М. : Мозаика-Синтез, 2014. - 272 с.
11. Арушанова, А. Г. Развитие диалогического общения [Текст] /
А. Г. Арушанова. - М. : Мозаика-Синтез, 2013. - 238 с.
12. Введенская, Л. А. Русский язык и культура речи [Текст] / Л. А. Введенская, Л. Г. Павлова, Е. Ю. Катаева. - Ростов-н/Д. : Феникс, 2015.
- 544 с.
13. Вакуленко, Ю. А. Театрализованные инсценировки сказок в детском саду [Текст] / Ю. А. Вакуленко. - Волгоград : Учитель, 2014. - 226 с.
14. Воронова, А. П. Азбука общения: Развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками [Текст] / А. П. Воронова и [др.]. - М. : Детство-Пресс, 2014. - 243 с.
15. Ворошнина, Л. В. Театрализованная деятельность с детьми 4-7 лет [Текст] / Л. В. Ворошнина. - М. : Детство-Пресс, 2015. - 342 с.
16. Выготский, Л. С. Мышление и речь [Текст] / Л. С. Выготский // Хрестоматия по речевому развитию детей. - М. : Владос, 2014. - С. 52-68.
17. Гайворонская, Т. А. Развитие эмпатии у старших дошкольников в театрализованной деятельности [Текст] / Т. А. Гайворонская,
В. А. Деркунская. - М. : Мозаика-Синтез, 2015. - 156 с.
18. Гвоздев, А. Н. От первых слов до первого класса. Дневник научных наблюдений [Текст] / А. Н. Гвоздев. - М. : Проспект, Велби, 2013. - 218 с.
19. Глухов, В. П. Основы психолингвистики [Текст] : учеб. пособие для студентов педвузов. 4-е изд. доп. / В. П. Глухов. - М. : Астрель, 2014. - 352 с.
20. Гойхман, О. Я. Русский язык и культура речи [Текст] : учеб. для вузов / О. Я. Гойман. - М. : Инфра-М, 2015. - 240 с.
21. Гризик, Т. И. В мире слов [Текст] : пособие по изучению и развитию словаря детей 4-6 лет / Т. И. Гризик. - 3-е изд., перераб. и доп. - М. : Просвещение, 2013. - 48 с.
22. Губанова, В. Ф. Театрализованная деятельность дошкольников [Текст] / В. Ф. Губанова. - М. : Вако, 2014. - 255 с.
23. Дементьев, В. В. Изучение речевых жанров в России: аспект формализации социального взаимодействия [Текст] / В. В. Дементьев // Антология речевых жанров. - М. : Лабиринт, 2013. - С. 39-61.
24. Детство: Примерная образовательная программа дошкольного
образования [Текст] ; под ред. Т. И. Бабаева [и др.]. - СПб. : ООО
«Издательство «Детство-Пресс», Издательство РГПУ им. А. И. Герцена, 2016. - 321 с.
25. Доронова, Т. Н. Играем в театр [Текст] / Т. Н. Доронина. - М. : Мозаика-Синтез, 2015. - 312 с.
26. Доронова, Т. Н. Театрализованная деятельность как средство развития детей 4-6 лет [Текст] / Т. Н. Доронова. - М. : Обруч, 2014. - 215 с.
27. Ипполитова, Н. А. Русский язык и культура речи [Текст] : учеб. для вузов / Н. А. Ипполитова. - М. : Проспект, 2017. - 344 с.
28. Кучинский, Г. М. Диалог и мышление [Текст] / Г. М. Кучинский. - Минск : Университетское образование, 2012. - 120 с.
29. Лингвистический энциклопедический словарь [Текст] ; под ред.
B. Н. Ярцева. - М. : Российская энциклопедия, 2010. - 634 с.
30. Максимов, В. И. Русский язык и культура речи. Базовый курс [Текст] : учеб. для бакалавров. / В.И. Максимов. - 3-е изд., перераб. и доп. - М. : Юрайт, 2016. - 382 с.
31. Малетина, Н. С. Развитие речевого общения дошкольников [Текст] / Н. С. Малетина. - Нижневартовск : Изд-во Нижневартовского пед. института, 2005. - 185 с.
32. Маханева, М. Д. Театрализованные занятия в детском саду [Текст] / М. Д. Маханева. - М. : ТЦ Сфера, 2014. - 217 с.
33. Мерзлякова, С. И. Театрализованные игры [Текст] /
C. И. Мерзлякова. - М. : Обруч, 2012. - 145 с.
34. Мигунова, Е. В. Театральная педагогика в детском саду [Текст] / Е. В. Мигунова. - М. : ТЦ Сфера, 2016. - 196 с.
35. От рождения до школы. Основная образовательная программа [Текст] ; под ред. Н. Е. Вераксы. - М. : Мозаика-Синтез, 2017. - 306 с.
36. Педагогическая диагностика как инструмент познания и понимания ребенка дошкольного возраста [Текст] ; под ред. О. А. Акуловой и др. - СПб. : Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2009. - Ч. 3. - 214 с.
37. Петрова, Т. И. Подготовка и проведение театрализованных игр в детском саду [Текст] / Т. И. Петрова, Е. Л. Сергеева, Е. С. Петрова. - М. : Карапуз, 2013. - 235 с.
38. Петрова, Т. И. Театрализованные игры в детском саду [Текст] / Т. И. Петрова. - М. : Карапуз, 2014. - 227 с.
39. Сигуткина, Р. И. Рекомендации к организации театральных игр [Текст] / Р. И. Сигуткина // Дошкольное воспитание. - 2015. - № 2. -С.25-28.
40. Сидорчук, Т. А. Технологии развития связной речи дошкольников [Текст] / Т. А. Сидорчук, Н. Н. Хоменко. - М. : Детство-Пресс, 2014. - 230 с.
41. Сиротина, О. Б. Всё, что нужно знать о русской речи [Текст] : пособие для эффективного общения / О. Б. Сиротина. - М. : ЛЕНАНД, 2016. - 224 с.
42. Сорокина, Н. Ф. Играем в кукольный театр [Текст] /
Н. Ф. Сорокина. - М. : АРКТИ, 2013. - 160 с.
43. Сорокина, Н. Ф. Сценарии театральных кукольных занятий. Календарное планирование [Текст] / Н. Ф. Сорокина. - М. : АРКТИ, 2012. - 337 с.
44. Ступак, Л. В. Диалогическая речь и ее становление у детей
дошкольного возраста [Электронный ресурс] / Л. В. Ступак // Сайт «Современная наука. Актуальные вопросы теории и практики». - URL: http://www.nauteh-journal.ru/index.php/--gn04-11/285 (дата обращения 26.06.2017).
45. Ткаченко, Т. А. Формирование и развитие связной речи у дошкольника 4-6 лет [Текст] / Т. А. Ткаченко. - М. : Ювента, 2014. - 145 с.
46. Ушакова, О. С. Теория и практика развития речи дошкольников [Текст] / О. С. Ушакова. - М. : Сфера, 2013. - 242 с.
47. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Электронный ресурс]: приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155. - URL: http://www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html (дата обращения 23.06.2017).
48. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»
[Электронный ресурс]: приказ Министерства образования и науки
Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ (с изм. от 03.07.2016 г.) / Сайт «Российская газета». - URL: http://www.rg.ru/2012/12/30/obrazovanie-dok.html (дата обращения 23.06.2017).
49. Цейтлин, С. Н. Язык и ребенок: Лингвистика детской речи [Текст] / С. Н. Цейтлин. - М. : Владос, 2012. - 240 с.
50. Чулкова, А. В. Формирование диалога у дошкольников [Текст] / А. В. Чулкова. - Ростов-на/Д. : Феникс, 2014. - 220 с.
51. Чурилова, Э. Г. Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников [Текст] / Э. Г. Чурилова. - М. : Владос, 2013. - 423 с.
52. Швайко, Г. С. Игры и игровые упражнения для развития речи [Текст] / Г. С. Швайко. - М. : Просвещение, 2009. - 64 с.
53. Шведова, Н. Ю. Очерки по синтаксису русской разговорной речи // Синтаксис современного русского языка [Текст] : хрестоматия с заданиями / авт.-сост. Г. Н. Акимова и др. - СПб. : Филологический факультет СПбГУ, 2013. - С. 45-63.
54. Щёткин, А. В. Театральная деятельность в детском саду [Текст] / А. В. Щёткин. - 2-е изд. доп. - М. : Мозаика-Синтез, 2014. - 258 с.
55. Эльконин, Д. Б. Психология игры [Текст] / Д. Б. Эльконин. - М. : Академический проект, 2013. - 368 с.