Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Создание системы военно-патриотического воспитания обучающихся в суворовском училище как фактор становления личности суворовца

Работа №98746

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы171
Год сдачи2017
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
193
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО
ВОСПИТАНИЯ СУВОРОВЦЕВ СТАРШИХ КЛАССОВ 15
1.1. Теоретические основы военно - патриотического воспитания в
Российски Федерации 15
1.2. Историко-педагогические основы военно-патриотического воспитания
воспитаников суворовских училищ 27
1.3. Особенности военно-патриотического воспитания воспитаников
суворовских училищ 30
1.4. Теоретическая модель системы военно-патриотического воспитания в
условиях Екатеринбургского суворовского военного училища 45
ГЛАВА 2. ВНЕДРЕНИЕ СИСТЕМЫ ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО
ВОСПИТАНИЯ СУВОРОВЦЕВ СТАРШИХ КЛАССОВ 50
2.1.Модель системы военно-патриотического воспитания обучающихся Екатеринбургского суворовского военного училища в старших классах 50
2.2 Условия функционирования и развития системы военно-патриотического воспитания обучающихся в старших классах 60
2.3. Экспериментальная проверка результатов апробации теоретической модели системы военно - патриотического воспитания в условиях Екатеринбургского суворовского военного училища 65
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 82
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 85
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 92
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 103
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 109
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 113
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 117
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 121
ПРИЛОЖЕНИЕ 7 123
ПРИЛОЖЕНИЕ 8 132
ПРИЛОЖЕНИЕ 9 137
ПРИЛОЖЕНИЕ10 144
ПРИЛОЖЕНИЕ 11 151


Оглядываясь назад, все мы понимаем то, что во все времена перед лицом военной угрозы и внутренних потрясений все народы великой России сплачивались, объединялись и выступали как единый монолит. В основе этого монолита, этого сплочения, всегда стоял прежде всего патриотизм, верность лучшим традициям служения Отечеству.
Актуальность исследования Проблема военного патриотизма играет огромную роль в жизни современной России. Обусловлено это многими факторами, главными из которых являются последствия перехода от одной общественно-политической формации к другой, и соответственно от одной системы ценностей к другой.
Военный патриотизм имеет большую проблему для современной российской молодёжи, это связано с тем, что отношение к патриотизму формировалось в период социально-экономической, идеологической и культурной ломки. Недооценка патриотического воспитания, как одной из важнейшей составляющей общественного сознания, приводит к ослаблению социально-экономических, духовных и культурных основ развития общества и государства. Этим и определяется приоритетность патриотического воспитания, которое на данный момент является основным ресурсом консолидации всего общества, важнейшим направлением государственной политики, всей системы воспитания граждан России.
Правовой основой и нормативными источниками патриотического воспитания на современном этапе являются: Конституция Российской Федерации; Федеральные законы Российской Федерации: «О воинской обязанности и военной службе», «О ветеранах», «О днях воинской славы (победных днях) России», «Об увековечении Дня Победы советского народа против немецких захватчиков в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов»; Указ Президента Российской Федерации «О концепции национальной безопасности Российской Федерации»; «Концепция военно-патриотического воспитания детей и молодежи», Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы», иные нормативно-правовые акты Российской Федерации, субъектов Федерации и муниципальных образований в части, касающейся вопросов патриотического воспитания.
Так же стоит отметить, что в отечественной образовательной практике накоплен уникальный, богатейший опыт военно-патриотического воспитания в специализированных военных закрытых учреждениях, включающих в себя суворовские, нахимовские училища и кадетские корпуса. История российского кадетского братства начинается более трехсот лет назад, и восходит к созданной в 1701 году по указу Петра I Навигацкой школе в Москве, которая впоследствии преобразовлась в Морской кадетский корпус. Кадетские учебные заведения имеют свою огромную богатую историю и славные традиции патриотического воспитания. Так например еще в 1886 году в «Инструкции по воспитательной части для кадетских корпусов» главная цель воспитания определялась, как воспитание «верных слуг России, добрых и почтительных сыновей, честных и трудолюбивых граждан, образованных, дельных и крепких духом и телом воинов, серьезно смотрящих на службу государству и обществу не как на средство, а как на благороднейшую цель своей жизни, с полною готовностью пожертвовать ею на защиту Отечества от врагов».
Секретом общественного успеха современных отечественных суворовских традиций является реализация воспитательных задач формирования военного патриотизма на основе гармонии содержания и формы. Это позволяет создавать эффективные воспитательные условия, в которых сочетается популяризация лучших военных суворовских училищ, воспевающих любовь к могучей Родине, подвиг и готовность к самопожертвованию. Современные суворовские традиции развиваются в популярных формах шествий, парадах, военно-спортивных представлений, митингов, карнавалов, конкурсов, праздниках и др.
Следует так же сделать вывод, что, наша современная социально-культурная ситуация характеризуется повышением требований общества к личностным качествам будущих защитников Родины, учащихся в специализированных военных закрытых учреждениях, и одновременно расширением возможностей для их приобщения к современным суворовским традициям. Это объясняет потребность в обосновании педагогических технологий военно-патриотического воспитания, формирования и привития необходимых ценностных ориентаций, нравственно-этических установок личности, связывающей свою дальнейшую деятельность с военной или государственной службой. Проведенный анализ воспитательной работы специализированных военных закрытых учреждений позволил выявить противоречия между:
1. возросшими требованиями государства и общества к личностным качествам воспитанников специализированных военных, закрытых учреждений и недостаточно эффективной организацией процесса патриотического воспитания суворовцев;
2. наличием значительного воспитательного потенциала суворовских традиций и недостаточной степенью его реализации в образовательном процессе специализированного военного закрытого учреждения;
3. потребностью в организации процесса патриотического воспитания суворовцев, и недостаточной форсированностью социально-культурных условий, обеспечивающих этот процесс.
Выявленные противоречия позволили сформулировать научную проблему, которая состоит в необходимости формирования обновлённой модели системы военно-патриотического воспитания суворовцев с учетом современных реалий (изменившихся социально¬экономических условий).
Степень научной разработанности проблемы. При рассмотрении вопросов патриотического и нравственно-эстетического развития личности средствами суворовским творчеством, отправными положениями служили работы русских философов Н.А.Бердяева, И.А.Ильина, Н.О. Лосского,
B. C. Соловьева, П.А.Флоренского; следует акцентировать внимание наработах классиков отечественной педагогики В.И.Водовозова, П.Ф.Каптерева, В.П.Лесгафта, А.С.Макаренко, В.П.Острогорского,
C. А.Рачинского, И.А. Сикорского, В.Н.Сорока-Росинского, В.Я.Стоюнина,
B. А.Сухомлинского, Л.Н.Толстого, К.Д. Ушинского, раскрывающих проблематику гражданско-патриотического воспитания на основе национальных культурных традиций.
В педагогической теории разрабатывается также ряд смежных направлений исследования вопросов воспитания суворовцев (А.В. Афанасов, C.А. Гайдук, В.П. Давыдов, О.Р. Карташов, С.М. Легуши, А.В. Рыжова, П.Я.Савинова, B. C. Смирнов, В.В.Соловьева, О.А.Стребиж, О.В.Ченцов и др.); военно-профессиональной направленности личности (Л.Ф. Железняк,
A.Н.Лосев, А.В.Половнев и др.); военно-патриотического воспитания будущих офицеров (А.В.Барабанщиков, В.А.Белевцев, А.В.Беляев, B.И.Вдовюк, А.Н.Вырщиков, К.С.Гаджиев и др.); Особую роль играют исследования Н.И.Алпатова, Т.П.Жестовой, С.И.Курбатова, конкретизирующие приоритеты воспитательных задач в кадетском образовании, а в трудах И.А.Алехина, А.Ю.Асриева, К.В.Богданова, C.А.Булина, Ю.А.Галушко, В.Г.Данченко, И.М.Дугина, Г.В.Калашникова, А.И.Каменева, А.А.Колесникова, В.А. Свиридова, Г.В.Стоянаопределены аспекты генезиса кадетского и суворовского образования.
Стоит отметить работы С.И.Волгина, Л.Г.Набиулина, Г.А.Прасловой, Л. А. Великородной, которые напрямую связаны с изучением таких вопросов, как воинские ритуалы, взаимодействие военных и суворовских традиций. Вопросам образования в системе военно-учебных заведений посвящены исследования В.И. Адищева, Н.А. Колесниковой, С.М. Филаретовой. Одно из важных мест в данном направлении занимают исследования А.А.Аронова, посвященные формированию военного патриотизма. Однако стоит заметить, что анализ теоретических источников свидетельствует о недостаточном внимании исследователей к комплексному изучению военно-патриотического воспитания суворовцев на основе суворовских традиций. Это и определило выбор темы данного диссертационного исследования: «Система военно-патриотического воспитания обучающихся в суворовском училище как фактор становления личности суворовца».
Цель исследования: создания системы военно-патриотического воспитания обучающихся старших классов ЕкСВУ
Объект исследования: военно-патриотическое воспитание
обучающихся старших классов в учебных заведениях закрытого типа.
Предмет исследования: процесс военно-патриотического воспитания в суворовском училище
Задачи исследования:
1. Рассмотреть современные подходы к системе военно¬патриотического воспитания.
2. В процессе анализа историко-педагогической литературы выявить особенности военно-патриотического воспитания суворовцев в истории России.
3. Провести анализ условий, созданных в ЕкСВУ, как основы внедрения системы военно-патриотического о воспитания.
4. Разработать модель совершенствования системы военно¬патриотического воспитания в старших классах ЕкСВУ.
5. Предложить программу реализации усовершенствованной системы военно-патриотического воспитания в условиях ЕкСВУ.
Гипотеза исследования заключается в том, что система военно-патриотического воспитания суворовцев будет эффективной, а ее содержание и логика соответствовать контексту современной социальной модернизации России и решаемым российской армией задачам, если:
- сформулированы адекватные современным социокультурным условиям цели и задачи военно-патриотического воспитания (ВПВ);
- модель ВПВ разработана с учетом основных современных факторов воспитания;
- разработанная система ВПВ учитывает целостную (системную) био- психо-социальную сущность развивающейся личности суворовца и воздействует на все ее компоненты;
- социально-педагогические условия, обеспечивающие эффективность системы ВПВ, реализуются в процессе системной деятельности по программе ВПВ;
Методы исследования. Методы и источники исследования обусловлены целью, предметом, задачами и логикой исследования: выполнен анализ философской, педагогической, социологической литературы, на основании которого определены методология исследования, объект исследования изучен методом системного анализа.
Методами включенного наблюдения, экспертных оценок, изучения документов, регламентирующих процессы военно-патриотического воспитания и практики указанной деятельности, проведения социологических опросов проанализирован опыт работы системы военно¬патриотического воспитания обучаемых суворовских училищ Широко использован метод вторичного анализа материалов ранее проведенных исследований в данной области. Обобщены результаты применения передовых методик воспитания патриотизма.
Решение поставленных задач обусловило использование комплекса взаимодополняющих методов исследования, среди которых выделяются: методы теоретического анализа культурологической, искусствоведческой, психологической и педагогической литературы; общенаучные методы; социологические методы; методы статистической обработки результатов экспериментальной работы.
База исследования. Исследования проводилось на базе ФГКОУ «Екатеринбургское суворовское военное училище МО РФ». В исследовании принимали участие 70 суворовцев выпускного курса Екатеринбургского суворовского военного училища.
Организация и этапы исследования. Организация исследования осуществлялась с 2016 по 2017 уч. года в несколько взаимосвязанных этапов. Первый этап - поисково-теоретический. В ходе него различными методами получены данные, свидетельствующие о состоянии патриотического воспитания суворовцев и эффективности этой системы. Это позволило определить проблему исследования. Методом содержательного анализа изучалась отечественная и зарубежная литература по теории военно¬патриотического воспитания военнослужащих.
Второй этап - опытно-поисковый. Исследована эффективность системы военно- патриотического воспитания в ЕкСВУ . Разработана и апробирована модель системы ВПВ в условиях ЕкСВУ, выявлены социально¬педагогические условия ее эффективности.
Разработана программа формирования системы ВПВ в условиях ЕкСВУ.
Третий этап - обобщающий, посвящен осмыслению и систематизации полученных результатов, формулировке теоретических и практических выводов, завершению литературной обработки материалов исследования.
Научная новизна исследования:
1.
Разработан id формирования систем,I is условиях ЕкСВУ;
2.
Предложены педагогические условия формирования системы ВПВ:
1) учет в процессе
системы учебно- воспитательного процесса закрытого довузовского военного образовательного
учреждения (СВУ),
2) согласованность,
преемственность и комплексность учебны и воспитательных мероприятий по формированию ВПВ;
3) специфическое общение, соЗ^^Е1(2!ТГ
для: позиции и:
патриотизма увоспитанников;
4)
осуществление дифференцированного подхода к
обучающимся с
учетом возрастных, социально¬педагогических и
индивидуальных особенностей;
5)
высокий
уровень (владение формами и техниками), организационные и навыки.
Теоретическая значимость диссертационного исследования заключается в том, что:
- доказана необходимость сочетания и комплексный характер социально-культурных условий, определяющих эффективность патриотического воспитания суворовцев на основе суворовских традиций;
- определены структурные элементы модели патриотического воспитания суворовцев на основе суворовских традиций: национально¬патриотический, военно-профессиональный, духовно- нравственный, гражданско-правовой, культурно-исторический, спортивно- патриотический и социально-культурный, которые обеспечивают целостность воспитательного пространства в специализированных закрытых учреждениях образования;
- обоснована система диагностических критериев (когнитивный; эмоционально-ценностный; мотивационный; поведенческо-волевой) и соответствующих им показателей, позволяющая осуществлять педагогическую оценку эффективности патриотического воспитания суворовцев;
- обоснован вывод о том, что социально-культурная деятельность, направленная на изучение, освоение и творческое развитие суворовских традиций, способствует патриотическому воспитанию суворовцев.
Практическая значимость состоит в том, что результаты диссертационного исследования могут применяться в деятельности педагогических работников суворовских училищ. Материалы исследования могут быть использованы в процессе профессиональной подготовки педагогов дополнительного образования и в системе повышения квалификации военного образования.
В настоящее время результаты работы нашли практическое применение и отражены в Программах воспитания суворовцев, планах работы с личным составом, Программах дополнительного образования суворовцев.
Достоверность результатов исследования обеспечивалась методологической обоснованностью исходных позиций, опорой на широкий спектр научно-педагогических источников, обобщающих основные достижения в области педагогики профессионального образования, социально-культурной деятельности, оптимизацией художественно¬творческого процесса в суворовском училище, проведением сравнительного анализа в процессе педагогического эксперимента и неоднократно апробированными в ходе исследования результатами.
Положения, выносимые на защиту:
1. Модель военно-патриотического воспитания суворовцев состоящую из:
1) концептуально- блока;
Концептуально-целевой блок включает определение цели и задач ВПВ, формулировку основных противоречий и концептуальных положений ВПВ, собственно цель, задачи и основные принципы военно-патриотического воспитания
2) программно¬технологического блока;
Программно-технологический блок проектирование целевой программы ВПВ на принципах научности, законности, демократизма, приоритетности исторического и культурного наследия России, ее духовных ценностей и традиций, принципы системности, этапности и преемственности, учета возрастных особенностей и интересов различных социальных групп, многообразие форм, методов и средств этой деятельности
3) содержательного ;
Содержательный блок. Реализация модулей программы ВПВ: установочного, историко-культурного, процессуально-воспитательного и культурно-досугового, весь деятельностно-воспитательный этап направлен на реализацию разработанных модулей программы и реализуется в 3 группах форм воспитательной работы.
4) блока.
диагностического сопровождения процессов ВПВ;
Блок диагностического сопровождения процесса ВПВ - этап входного контроля -контроль на корректировочно-формирующем этапе
5) оценочно- блока;
Оценочно-результативный блок. формирования системы военно¬патриотических качеств у воспитанников . Выделены 2 уровня : уровень подготовленности и результативности работы по ВПВ (высокий, средний, низкий) уровень проявления патриотизма личности, сформированный в ходе реализации разработанной Программы ВПВ (высокий, средний, низкий и нулевой)
6) результата;
Обновленная система ВПВ в Екатеринбургском военной Суворовском училище. Сформированность у суворовцев необходимых патриотических чувства и качеств.
2. Программа реализации модернизированной системы военно¬патриотического воспитания учащихся старших классов на базе ЕкСВУ;
3. Педагогические условия формирования системы ВПВ:
1) учет в процессе
системы учебно- воспитательного процесса закрытого довузовского военного образовательного учреждения (СВУ),
2) согласованность, преемственность и комплексность учебны и
воспитательных мероприятий по формированию ВПВ;
3)
специфическое общение,
создает
для
позиции и:
патриотизма у воспитанников;
4)
осуществление дифференцированного
подхода к обучающимся с учетом возрастных, социально¬педагогических и индивидуальных особенностей;
3) высокий уровень ( владение
формами и техниками),
организационные и навыки.
Структура диссертации состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись на базе ЕкСВУ суворовцев старших классов 2015 - 2017гг. обучения. Основные положения диссертации доложены на научно-практических конференциях училища.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В настоящей работе проведен анализ основ военно-патритического воспитания. В результате работы был систематизирован и обобщен опыт военных учебных заведений. Дана оценка механизму военно¬патриотического воспитания в суворовских училищах. Анализ состояния системы военно-патриотического воспитания показал, что необходима модернизация военно-патриотического воспитания с учетом особенностей существующей сегодня социально-политической и социально-экономической обстановки, а также особенностей технологического развития общества (социальные сети, Интернет и т.д.).
Автор работы предложил своременные методы по обновлению системы воспитания в отношении старшеклассников. Кроме того, были предложены программы военно-патриотической работы с учащимися старших классов суворовского училища.
Выделены следующие отличительные особенности организации учебно-воспитательного процесса в суворовских образовательных учреждениях:
1. Система воспитания строится на исторических традициях многовековой давности: идеалы чести, благородства, товарищества, патриотизма, долга и другие нравственные основы, и направлена на формирование осознания каждым выпускником своей государственной и патриотической идентификации и кадетской корпоративной принадлежности.
2. Сочетание основных образовательных программ, включающих компонент, направленный на формирование знаний по основам подготовки к военной и государственной службе, с программами дополнительного образования, имеющих целью военную и специальную подготовку, с учетом специфики учреждения, а также практическими занятиями (полевые занятия, морская практика, военные сборы).
3. Специфический уклад жизнедеятельности с воинским укладом и бытом, регламентируемым четким распорядком дня, включающим ежедневный утренний и вечерний осмотры, проведение утренней физической зарядки, ношение особой формы одежды, широкое использование ритуалов и субординации в общении, принятых в военной среде, усиленные занятия спортом, строевые тренировки.
4. Сочетание элементов воинской дисциплины и института самоуправления; постоянное педагогическое сопровождение воспитанников, оказание им профессиональной поддержки и помощи психологического, социального характера.
5. Использование в образовательном процессе основных положений гендерной педагогики, в основе которых раздельное обучение мальчиков и девочек; - социально-психологические аспекты обучения: изоляция от родных и привычного круга общения.
Исторический анализ педагогических основ организации патриотического воспитания суворовцев позволяет сделать вывод о том, что, как в прошлом, так и в настоящее время система патриотического воспитания представляет неразрывное единство целей и задач, содержания, принципов, методов и средств, которые в полном объеме, в рамках учебно¬воспитательного процесса, обеспечивают активное воздействие на сознание суворовца, в целях наиболее полной реализации его потенциала, готовности к безусловному исполнению своего гражданского долга.
Патриотическое воспитание суворовцев позволяет создать гражданина- патриота, беззаветно преданного отечеству, способного на практике приумножать славу России, быть готовым к служению на благо Родины, на любых сложных участках работы. При этом традиции всегда были, есть и останутся наиболее эффективными средствами нравственного и эстетического воспитания суворовцев всех поколений. Сущность патриотического воспитания суворовцев заключается в формировании ценностных ориентаций: любви к Родине, преданности своему народу, готовность к выполнению гражданского долга.
В работе также обощен опыт военно-патриотического воспитания суворовских училищ советского периода, дана оценка системы воспитания обучающихся в военных училищах других уровней.
Результатом реализуемой программы должно стать:
1. Получение систематических знаний о важности офицерской службы для общества их жизни, быта и повседневной деятельности, знание о собственных психологических особенностях, профессиональных интересах и склонностях, правилах выбора профессии и об ошибках, допускаемых при выборе профессии.
2. Получение навыками поиска и анализа нужной информации, тестирования, самопрезентации.
3. Возможность самостоятельно грамотно спланировать свой профессионально - жизненный путь, опираясь на полученные знания.
Апробация результатов возможна после того, как старшеклассники поступят в высшие военные учебные заведения и окончат их. По количеству поступивших в высшие военные учебные заведения, тем не менее, можно оценить положительно, наблюдается рост на 5% по сравнению с 2016 годом.


1. Аверин Л.И. Начальная военная подготовка и военно-патриотическое воспитание в общеобразовательной школе / Л. И. Аверин, Ю. П. Субботин-М. : ДОСААФ, 1976. - 87 с.
2. Агаев М.Г. Военно - патриотическое воспитание старшеклассников автореф. дис. ...канд. пед. наук:13.00.01 / М.Г. Агаев; Гос. пед. ун-т. - Баку,1981. - 202 с.
3. Адищев В.И. Образование в женских институтах и кадетских корпусах России второй половины ХХ- начала ХХ века: теория,концепции, практика: моног. / В.И. Адищев. - М.: Музыка, 2007. - 344 с.
4. Азаров Ю.П. Искусство воспитывать / Ю. П. Азаров. - М.: Просвещение, 1979 -225 с.
5. Аксенкин А.П. Воспитание чести и достоинства у старших подростков: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / А.П. Аксенкин; Гос. пед. ун-т - Киев, 1981. - 164 с.
6. Алпатов Н.И. Учебно-воспитательная работа в дореволюционной школе интернатного типа / Н. И. Алпатов. - М.: Учпедгиз, 1958.-310 с.
7. Ананьев Б. Г. О проблемах современного человекознания / Б.
Г. Ананьев - СПб.: Питер, 2001.- 272 с.
8. АнцуповА.Я., Помогайбин В.Н., Пошивалкин О.А. Методологические проблемы военно-психологических исследований, XX век./ А. Я. Анцупов, В. Н. Помогайбин, О. А. Пошивалкин - М.: СГИ, 2000.- 527 с.
9. Аронов А.А. Система патриотического воспитания учащейся молодежи /А.А. Аронов // Патриотическое воспитание в учебных заведениях отрасли культуры. - М.: МГУКИ, 2003. - 229 с.
10. Аронов А.А. Современные проблемы военно-патриотического воспитания школьников // Военно-патриотическое воспитание молодежи. - М.: Просвещение, 1991.- С. 75-89.
11. Афонькина Ю.А. Становление профессиональной направленности в развитии человека. / Ю. А. Афонькина. - Мурманск: МГПИ, 2001.- 180 с.
12. Баграмян И.Х. Боевые традиции Советских Вооруженных Сил - могучее средство патриотического воспитания советского народа / Баграмян И. Х. - М.: Знание, 1963. - 64 с.
13. Базанов А.Г. Суворов - классик русской военной педагогики. / - Л.: ВВПП им. Л.И.Калинина, 1950 - 16 с.
14. Басаев В.Р. Становление и развитие кадетских корпусов в императорской России (XVIII век начало XX века): дис. ... канд. ист. наук: 07.00.02 / В.Р. Басаев; Омский гос. пед. ун-т. - Омск, 2000. - 169 с.
15. В. Р.Басаев A.B. Белкин Основы возрастной педагогики /
А.В.Белкин. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 192 с.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ