Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Создание ситуации успеха в учебно-воспитательной деятельности как фактор мотивации к обучению в системе «воспитатель-воспитанник» (на примере Екатеринбургского суворовского военного училища)

Работа №98745

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы76
Год сдачи2017
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
58
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ГЛАВА 1.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ МОТИВАЦИИ К ОБУЧЕНИЮ ЧЕРЕЗ СОЗДАНИЕ СИТУАЦИИ УСПЕХА В УЧЕБНО¬ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 10
1.1. Мотивация учебной деятельности 10
1.2. Теоретические основы создания ситуации успеха в учебно¬воспитательном процессе 20
1.3. Создание ситуации успеха: алгоритм создания, педагогическое
назначение 26
ГЛАВА 2.
ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО РАЗРАБОТКЕ И ПРОВЕРКЕ МОДЕЛИ ФОРМИРОВАНИЯ МОТИВАЦИИ К ОБУЧЕНИЮ У СУВОРОВЦЕВ ЕкСВУ ПОСРЕДСТВОМ СОЗДАНИЯ СИТУАЦИИ УСПЕХА 33
2.1 Разработка модели формирования мотивации к обучению
посредством создания ситуации успеха 33
2.2 Опытно-поисковая работа по реализации модели формирования
мотивации к обучению, посредством создания ситуации успеха. 39
2.3 Анализ результатов опытно-поисковой работы 42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 56
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 63
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 67
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 69


Проведенная реформа в системе образования Российской Федерации способствовала существенным изменениям в педагогической теории и учебно-воспитательной практике. В современной школе делается большой акцент на необходимости создании условий для самореализации и дальнейшего самосовершенствования личности каждого обучающегося, на максимальном ее раскрытии и развитии. Однако признание современной педагогикой основной ценностью личность обучающегося и индивидуализации образовательного процесса, не может гарантировать однозначность отношения самих школьников к процессу обучения.
Одной из центральных проблем современной образовательной организации является формирование устойчивой мотивации к обучению. В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом готовность и способность к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию - это одно из базовых требований к результатам обучающихся на всех этапах обучения.
Вопросом формирования устойчивой мотивации к обучению занимались такие ученые, как В.А. Сухомлинский, А.С. Макаренко, М.М. Пестрак, М.А. Данилов. В работах психологов Б.Г. Ананьева, A. Н. Леонтьева, Л.И. Божович, С.Л. Рубинштейна, А.В. Карпова,
B.Д Шадрикова, можно встретить разъяснение вопросов строения и развития мотивационной сферы личности.
Одним из важных и необходимых условий развития обучающегося выступает успех, находясь в основе системы стимулирующих и направляющих подкреплений процесса обучения. В «Словаре русского языка» С. И. Ожегова «успех» истолковывается как «удача в достижении чего-нибудь», «общественное признание», «хорошие результаты в работе, учебе» [57]. Наличие стремления к успеху можно определить большим 3
желанием обучающегося выполнить какой-либо вид деятельности. Ориентация на успех выступает в качестве необходимого условия построения любой эффективной педагогической системы. «Успех в учении, - писал еще В.А. Сухомлинский, - единственный источник внутренних сил ребенка, рождающих энергию для преодоления трудностей, желание учиться. Все наши замыслы, поиски и построения превращаются в прах, в безжизненную мумию, если нет детского желания учиться» [70].
Таким образом, успех или ситуация успеха является ключевым механизмом успешной образовательной практики. Данный механизм позволяет реализовать обучающемуся свой потенциал, свои лучшие качества в процессе обучения посредством обеспечения индивидуального подхода, учет его возрастных и индивидуальных особенностей.
На основе анализа педагогической и психологической теории, а также проблем развития познавательного интереса обучающихся Екатеринбургского суворовского военного училища выявлены следующие противоречия между:
- необходимостью развития познавательного интереса обучающихся училища и недостатком научных работ по проблемам развития мотивации у обучающихся данной категории;
- используемыми педагогами и воспитателями училища приемами и методами формирования ситуации успеха, и уровнем мотивации к обучению, востребованным в настоящее время, в закрытом военном образовательном учреждении.
Противоречия определили проблему исследования: Возможно ли сформировать устойчивую мотивацию к обучению у суворовцев Екатеринбургского суворовского военного училища (далее ЕкСВУ) посредством создания ситуации успеха в учебно-воспитательной деятельности?
Объект исследования: учебная мотивация обучающихся.
Предмет исследования - влияние ситуации успеха на развития устойчивой мотивации к обучению в системе «воспитатель-воспитанник».
Цель исследования:
1) Теоретически обосновать модель формирования мотивации к обучению, посредством создания ситуации успеха у обучающихся специализированных военных учреждений закрытого типа.
2) Опытно-поисковым путем проверить влияние разработанной модели формирования мотивации к обучению через создание ситуации успеха в учебно-воспитательной деятельности у обучающихся на развитие устойчивой учебной мотивации обучающихся к обучению.
Гипотеза исследования: реализация модели формирования мотивации к обучению будет способствовать развитию устойчивой учебной мотивации обучающихся при условиях:
- если воспитателями и педагогами специализированных военных учреждений закрытого типа будет создана для обучающихся ситуация успеха в учебно-воспитательной деятельности;
- если будут учтены конкретные условия образовательного и воспитательного процессов в специализированных военных учреждениях закрытого типа.
Для достижения целей исследования и проверки гипотезы были поставлены следующие задачи:
1) Проанализировать существующие педагогические подходы к проблеме формирования мотивации к обучению;
2) Выявить существующие принципы, компоненты, критерии формирования мотивации к обучению, систематизировать полученные данные в модель формирования мотивации к обучению;
3) Разработать модель формирования мотивации к обучению у воспитанников ЕкСВУ, посредством создания ситуации успеха в учебно-воспитательной деятельности;
4) Обосновать педагогические условия применения методов и приемов формирования ситуации успеха для развития мотивации к обучению у воспитанников ЕкСВУ.
Методологическую базу исследования составили научные труды по
социологии, возрастной психологии и педагогике. Исследование опиралось:
- на концепцию гуманистического подхода в образовательной и других видах деятельности (У. Джемс, К. Роджерс, Г.Л. Соловейчик, В.Ф.
Шаталов, Н.В. Щуркова и др.);
- на теоретические концепции развивающего обучения (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и др.) и деятельностного подхода (Б.Г.Ананьев, А.А. Бодалев и др.);
- на концепцию личностно - ориентированного образования (Ш.А. Амонашвили, А.С. Белкин, С.Л. Соловейчик и др.);
- на педагогический оптимизм К.Д.Ушинского; на теорию «завтрашней радости» А.С.Макаренко; на идею «общей радости» А.С.Белкина, на принцип победного обучения В.Ф. Шаталова;
- на современные отечественные и зарубежные образовательные технологии создания ситуации успеха в учебной деятельности (У. Глассер, Л.И. Егорова, Г.Ю. Ксензова, С.А. Смирнов, В.Ю. Питюков, Н.Е. Шуркова);
- на идеи совершенствования современного общеобразовательного процесса (В.Л.Бенин, В.И. Загвязинский, В.Д.Семенов, Н.К.Чапаев и др.);
- на теорию социально признаваемой и социально одобряемой деятельности Д.И. Фельдштейна.
Методы исследования: теоретический (изучение научной литературы по проблеме исследования); диагностический (наблюдение, анкетирование); прогностический (моделирование, ранжирование); эмпирический (опытно¬поисковая работа).
База исследования: ЕкСВУ, обучающиеся 6-х классов.
Научная новизна проведенного исследования заключается в разработке теоретической модели развития устойчивой мотивации к обучению через создание ситуации успеха для обучающихся специализированных военных учреждений закрытого типа и педагогических условий, способствующих развитию устойчивой мотивации обучающихся
Практическая значимость исследования состоит в том, что его материалы и выводы могут быть полезны в работе педагогическим коллективам специализированных военных учреждений закрытого типа МО РФ - преподавателям, воспитателям, педагогам - организаторам - тем, кто сталкивается с проблемой учебной мотивации суворовцев. Нами был разработан комплекс занятий, направленных на формирование мотивации к обучению посредством создания ситуации успеха, который может быть использован для работы с воспитанниками суворовских училищ. Полученные в ходе эмпирического исследования результаты могут использоваться преподавателями и воспитателями (офицерами) училищ в просветительской, диагностической и коррекционной работе с воспитанниками.
На защиту выносятся следующие положения:
1) Модель формирования мотивации к обучению у воспитанников ЕкСВУ, через создание ситуации успеха в учебно-воспитательном процессе, включающая целевой, организационный, содержательный, контрольно¬оценочный и результирующий блоки и педагогические условия развития мотивации к учению у обучающихся;
2) Педагогические условия реализации модели формирования мотивации к обучению в условиях специализированных военных учреждений закрытого типа МО РФ, которые включают:
- согласованность, преемственность и комплексность учебных и воспитательных мероприятий по формированию военно-профессиональной направленности подготовки суворовцев;
- специфическое педагогическое общение, которое создает ситуацию интеллектуального сотворчества воспитателя и воспитанника, способствующую достижению психологического комфорта на занятии и обеспечивающее успех в деятельности суворовца;
- осуществление дифференцированного подхода к обучающимся с учетом возрастных, социально-педагогических и индивидуальных особенностей;
- наличие возможности достижения суворовцами личностно значимых и учебных целей;
- высокий профессиональный уровень воспитателя (владение педагогическими формами и техниками), включающий организационные и коммуникативные навыки.
- раннюю профориентационную работу на поступление в вузы МО РФ;
- изучение основ военной подготовки;
И особые условия, поддерживаемые системой учебно-воспитательного процесса специализированного военного учреждения закрытого типа МО РФ
- точно соблюдаемый режим, распорядок дня;
- установленный внутренний воинский порядок;
- разделение на воинские подразделения (отделения, взвода, роты);
- принцип единоначалия (командиры и подчиненные);
- соответствие поведения требованиям общевоинских уставов;
- круглосуточное сопровождение со стороны воспитателей (офицеров), младших воспитателей, педагогов-организаторов, педагогов-психологов;
- постоянное ношение военной формы одежды, воинской символики и атрибутики;
- отрыв от родителей;
- моногендерную наполняемость.
Структура и объем диссертации: Диссертация изложена на 77 страницах, состоит из двух глав, заключения, библиографического списка, включающего 91 источник, приложений.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В ситуации новых стандартов и повышенных требований, обучающимся становится все сложнее добиваться высоких результатов в процессе обучения, и как следствие все больше возрастает роль учителя, воспитателя в повышении уровня успеваемости, формировании мотивации к обучению, так как они наиболее тесно работают с обучающимися, знают их индивидуальные особенности. Роль воспитателя в училище важна на всех этапах обучения, но особое значение она имеет на начальной стадии учебно¬воспитательного процесса, когда проходит период адаптации воспитанника к новым условиям жизни. Стоит отметить, что в отличие от сверстников общеобразовательных школ, перед воспитанниками училища встают дополнительные сложные проблемы, суть которых в необходимости включения в совершенно новые, пронизанные военной составляющей, условия жизни, приспособление к требованиям распорядка дня, новым видам деятельности и однополому ученическому коллективу. От того как пройдет адаптация подростка зависит весь последующий процесс обучения, недаром в психолого-педагогической науке к результатам успешной адаптации к обучению в военном учебном заведении, принято относить «хорошую успеваемость, эмоциональную зрелость, наличие волевых качеств и высокий уровень мотивации к обучению» [6, С. 175-178]. Напротив, низкая мотивация к обучению является проявлением дезадаптации.
На основании анализа научных отечественных и зарубежных литературных источников по изучаемой проблеме, можно сделать следующие выводы:
1) Мотивационная сфера личности является одним из важнейших факторов, определяющих внутреннее состояние и поведение человека.
2) Мотивация как термин и явление имеет несколько значений и изучается в самых разных смысловых аспектах, в силу чего она и трактуется авторами по-разному. Однако, общим в этих смысловых значениях является то, что мотивация всегда является побудительным процессом, реализацией в действии и поведении тех или иных потребностей, влечений. Исследователи определяют ее и как один конкретный мотив и как систему мотивов, и как особую сферу, включающую в себя мотивы, цели, интересы в их сложном переплетении и взаимодействии.
3) Мотивация к обучению в ЕкСВУ предполагает у обучающихся не просто желание поступить в закрытое довузовское военное образовательное учреждение, но и учиться в нем, выполнять определенные обязанности, связанные с их новым статусом «суворовец», занимать «позицию ученика» в системе социальных отношений. Сформированность этой позиции одна из важнейших составляющих мотивации к обучению, так как без такой позиции даже при высоком интеллектуальном потенциале, обстановка и правила поведения в училище будут воспитанникам в тягость. Поэтому мотивационная готовность к обучению в училище имеет не меньшее значение, чем интеллектуальная.
4) Формирование мотивации к обучению более успешно осуществляется при создании ситуации успеха у воспитанников в учебно¬воспитательной деятельности.
В соответствии с целями и задачами нашего эмпирического исследования, нами была разработана и реализована модель формирования мотивации к обучению посредством создания ситуации успеха у суворовцев в учебно-воспитательной деятельности.
Проведенное исследование позволило нам сделать следующие практические выводы:
1) Уровень мотивации к обучению у суворовцев преимущественно высокий и хороший, но у части воспитанников диагностировано положительное отношение к обучению, основанное на внешней мотивации и низкий уровень;
2) У воспитанников с несформированной мотивацией к обучению в структуре учебных мотивов превалируют внешний и коммуникативный мотивы;
3) После апробации разработанной модели и комплекса занятий, направленного на повышение мотивации к обучению и коррекцию учебных мотивов, посредством создания ситуации успехов в учебно-воспитательной деятельности в экспериментальной группе были установлены статистически значимые различия показателей мотивационной направленности воспитанников в обучении по следующим параметрам: позиция ученика, мотив саморазвития и познавательный мотив;
4) Повышение уровня мотивации к обучению среди воспитанников проявлялось в том, что на уроках выросла интеллектуальная активность обучающихся, суворовцы чаще стали участвовать в групповых формах работы - рассуждают, преодолевают препятствия в процессе решения задач, осуществляют самооценку способностей;
5) Гипотеза экспериментального исследования состоящая в том, что реализация модели формирования мотивации к обучению будет способствовать развитию устойчивой учебной мотивации у воспитанников ЕкСВУ при условии создания для обучающихся ситуация успеха в учебно¬воспитательной деятельности и учете условий образовательного и воспитательного процессов учреждения подтверждена.
6) Результаты проведенного нами практического исследования могут быть использованы педагогами и воспитателями при работе с воспитанниками закрытых довузовских военных образовательных учреждений (СВУ) в целях повышения их мотивации к обучению.
С целью поддержания сформированной мотивации к обучению посредством создания ситуации успеха в учебно-воспитательной деятельности у суворовцев рекомендуется:
1) Поддерживать мотивацию к обучению путем формирования духовно-нравственной направленности (воспитание патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека, развитие представлений о моральных нормах и правилах нравственного поведения, способности формулировать собственные нравственные обязательства).
2) Помочь подростку найти связь между учебой в училище и его интересами.
3) Чаще давать положительную оценку, подбадривать в случае возникновения затруднений в учебе. Для того чтобы помочь подростку добиться успеха, следует оценивать каждое его достижение. Воспитанник должен научиться осознавать роль личной ответственности за достижение результата.
4) Помнить, что мотивированный подросток может ставить перед собой долгосрочные цели, например, посвятить свою жизнь военной службе, или краткосрочные, например, выучить правило по русскому языку, а для этого необходимо постепенно формировать желание и готовность что-либо делать.
Таким образом, использование различных подходов, методов, приемов, нацеленных на создание ситуации успеха у суворовцев в совместной познавательной деятельности, а также осуществление дифференцированного подхода к учащимся с учётом возрастных, социально-педагогических и индивидуальных особенностей позволит сформировать устойчивую внутреннюю мотивацию у учащихся к учебной деятельности.



1. Азаров Ю.П. Радость учить и учиться. М.: «Политиздат», 1989. 355 с.
2. Алферов А.Д. Воспитание у учащихся ответственного отношения к учению. Ростов н/Д., 1991. 244 с.
3. Амонашвили Ш.А. Обучение, оценка, отметка. - М.: Знание, 1980. 96 с.
4. Анализ ситуации - условие успеха / В. Соловьева, М. Глазунова, Е. Полевая и др. // Народное образование. 1996, № 1. С. 80-84.
5. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Л.: Изд-во ЛГУ, 1968. 339 с.
6. Андреева А.Д. Особенности отношения к учению подростков и младших школьников: автореферат диссертации кандидата психологических наук (13.00.01, 13.00.02)/ А.Д. Андреева.- М.,1999. 20 с.
7. Аникеева Н.П. Учителю о психологическом климате в коллективе. М.: Просвещение, 1983. 94 с.
8. Белкин А.С. Ситуация успеха. Как ее создать? М.: Просвещение, 199. 169 с.
9. Белкин А.С. Читаю чувства на лице твоем // Народное образование, 1990-№11, С.91
10. Бирюков С.М. Изучение мотивов учебной деятельности младших школьников // Начальная школа, 1999-№10, С.31-32.
11. Бодина Е.А., Ащеулова К.В. Педагогические ситуации: Пособие для преподавателей педвузов и классных руководителей средних школ. М.: Школьная Пресса, 2000. 96 с.
12. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: Просвещение, 1968. 464 с.
13. Боссарт А.Б. Парадоксы возраста или воспитания? М.: Просвещение, 1991. С.80.
14. Введение в научное исследование по педагогике: Учебебное пособие для студентов педагогических интернатов. / Ю.К. Бабанский, В.И. Журавлев, В.К. Розов и др. Под ред. В.И. Журавлева. М.: Просвещение, 1988. 239 с.
15. Вилюнас В.К. Психология эмоциональных явлений. М.: Изд-во МГУ, 1976. 142 с.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ