Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Продуктивное чтение как средство формирования коммуникативной компетенции младших школьников

Работа №98741

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

методика преподавания

Объем работы80
Год сдачи2017
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
202
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 8
1.1. Коммуникативные компетенции младших школьников: понятия,
педагогическая структура, критерии, показатели уровней сформированности 8
1.2. Педагогические условия формирования коммуникативных компетенций
младших школьников 20
ГЛАВА II. ТЕХНОЛОГИЯ ПРОДУКТИВНОГО ЧТЕНИЯ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 30
2.1. Описание технологии продуктивного чтения 30
2.2. Опытно - поисковая работа по формированию коммуникативной
компетенции младших школьников 35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 46
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 49
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 53
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 63
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 66
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 69
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 75
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 76
ПРИЛОЖЕНИЕ 7 80

В течение длительного времени в практике преподавания чтения в начальной школе основное внимание уделялось повышению скорости чтения и правильности чтения, а также испытывалась лишь поверхностная ассимиляция содержания текста. Эта практика развила у студентов беглое, но бессознательное чтение, которое не позволяло извлекать информацию и понимать ее.
Мы считаем, что одной из важнейших задач школьного обучения является формирование личности обучающегося [1]. В связи с изменением социально - экономической ситуации в стране современному обществу нужен человек, умеющий добывать самостоятельно новые знания и применять их в разнообразной деятельности. Безусловно, чтение является универсальной техникой получения информации в современном обществе, а понимание текста - это познавательная деятельность по установлению его смысла на основе читательского опыта.
Обучение обучающихся правильному, беглому, сознательному и выразительному чтению - одна из целей начального образования. И эта задача чрезвычайно актуальна, так как чтение играет огромную роль в воспитании, образовании и развитии человека.
Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения ориентирован на развитие личности, а именно развитие в обучающихся умения рассуждать, сравнивать, оценивать полученную информацию, а также находить информацию в справочной литературе, интерпретировать ее с учетом сложившихся понятий и представлений, аргументировать собственную точку зрения.
Стандарты второго поколения указывают: «...идеальный тип человека современности и ближайшего будущего - это самостоятельный, предприимчивый, ответственный, коммуникабельный, толерантный, способный видеть и решать проблемы, готовый постоянно учиться новому в жизни».
Поскольку программы по учебным предметам ориентированы на умение преобразовывать информацию, представленную в различных формах, а одним из метапредметных результатов освоения становится умение работать с различными источниками информации, то данная проблема является актуальной в современной школе и решать её необходимо уже в начальной ступени, где и должен закладываться навык смыслового чтения. Применение технологии продуктивного чтения на уроках в начальной школе позволит решить задачи, поставленные перед образовательными организациями государством в рамках Федерального государственного образовательного стандарта.
Технология формирования правильного типа читательской деятельности (технология продуктивного чтения) обеспечивает понимание текста за счет овладения приемами его освоения на этапах до чтения, во время чтения и после чтения.
Наиболее значительный вклад в разработку данной технологии внесла профессор Н. Н. Светловская [2]. В наше время данной проблемой занимаются Е. Л. Гончарова [3], Н. Н. Сметанникова [4], Т. А. Чабанова [5] и др.
Более подробно и конкретно изучение качества чтения и понимания текста описано в основных результатах международного исследования. Речь идет о Международном проекте «Изучение качества чтения и понимания текста» PIRLS (Progress in International Reading Literacy Study) - это мониторинговое исследование, которое организовано Международной ассоциацией по оценке учебных достижений IEA (International Association for the Evaluation of Educational Achievement) [6].
Данное исследование сравнивает уровень и качество чтения через понимание текста обучающимися начальной школы в разных странах мира. Выявляет различия в национальных системах образования. Исследование проводится циклично - один раз в пять лет [7].
А нам важно знать, как формировать универсальные учебные действия в начальной школе. Здесь мы можем говорить о всероссийских проверочных работах (ВПР), которые предназначены только для обучающихся 2 - 4 классов. ВПР - это проверочная работа, по результатам которой можно определить навыки сформированности универсальных учебных действий у выпускника начальной школы. ВПР включает в себя задания по трем предметам - русский язык, математика и окружающий мир. Следовательно, можно сделать вывод, что ВПР носят метапредметный характер. В данной работе можно просмотреть примерные задания, которые включают в себя ВПР по предметам за 2015 - 2016 учебный год [см. Приложение 1].
Таким образом, к способам формирования универсальных учебных действий в начальной ступени общего образования мы можем отнести ВПР, которые несут метапредметный характер формирования УУД.
Технология продуктивного чтения направлена на формирование коммуникативных универсальных учебных действий, обеспечивая умение истолковывать, читать и формулировать свою позицию, адекватно понимать собеседника, автора, умение осознанно читать вслух учебник, умение извлекать информацию из текста, которая непосредственно касается познавательных универсальных учебных действий [8].
Обучающийся, выполняющий продуктивное чтение, должен выходить за рамки привычных для него действий и прилагать умственные усилия в разработке новых способов действий. Эти способы действий можно перенести на другой объект, или использовать в любой ситуации. В данном случае развитие личности [9].
Проблеме развития коммуникативной компетентности посвящены исследования в различных областях науки, причем трактовка самого понятия меняется в зависимости от решаемой автором проблемы и взгляда на данный феномен. Коммуникативная компетентность рассматривалась в качестве свойства индивида, проявляющегося в умелости, способа личностной самореализации (В. А. Болотов, В. В. Сериков и др.); интегрального качества личности, основанного на знаниях и опыте (И. А. Зимняя, Г. К. Селевко и др.); способности к созданию собственного продукта, выполненного с ориентацией на восприятие другим человеком (В. В. Гузеев и др.); готовности к взаимодействию, вербальному и невербальному общению с другими людьми (Д. А. Иванов и др.); способности устанавливать и поддерживать контакты с людьми, основанной на знаниях, умениях и навыках общения (Ю. Н. Емельянов, Ю. М. Жуков, Л. А. Петровский, С. Л. Братченко, Н. Б. Буртова, Е. М. Кузьмина).
Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что условия современной жизни выдвигают на первый план не исполнительность, а коммуникабельность, которую должны целенаправленно и последовательно формировать, поскольку именно данная черта личности скорее гарантируют успех в жизни, мобильность. Готовность к решению различного рода проблем.
В связи с этим мною была сформулирована следующая тема выпускной квалификационной работы: «Продуктивное чтение как средство формирования коммуникативной компетенции младших школьников».
Цель: теоретически обосновать условия использования технологии продуктивного чтения как средство формирования коммуникативной компетенции младших школьников.
Объект исследования: процесс формирования коммуникативной компетенции.
Предмет исследования: технология продуктивного чтения как средство формирования коммуникативной компетенции.
В соответствии с целью исследования выявляются следующие задачи:
1. Изучить литературу по теме исследования выпускной квалификационной работы.
2. Рассмотреть понятия коммуникативной компетенции в контексте современного образовательного стандарта.
3. Определить структуру, выделить ключевые уровни и критерии сформированности коммуникативной компетенции.
4. Обобщить опыт по использованию технологии продуктивного чтения.
5. Разработать систему занятий.
6. Проверить уровни сформированности технологии продуктивного чтения.
Методы (Теоретические): абстрагирование, анализ и синтез,
исторический и логический методы, моделирование.
Методы (Эмпирические): изучение литературы и источников,
наблюдение, сравнение, беседа, интервью, эксперимент.
Практическая значимость научно - поисковой работы заключается в возможности использования результатов при подготовке педагогов к решению проблем продуктивного чтения и коммуникативной компетенции.
Структура работы: оглавление, введение, две главы, заключение, список использованной литературы, приложение.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В ходе данной работы были проведены исследования по технологии продуктивного чтения обучающихся начальной школы на уроках литературного чтения. Реализация данного процесса обеспечивалась следующими средствами:
• анализом литературы и понятийного аппарата по теме «Технология продуктивного чтения как средство формирования коммуникативной компетенции младших школьников»;
• изучением условий, необходимых для продуктивного чтения;
• использованием активных и рациональных приемов продуктивного чтения;
• применением проблемно - поисковых подходов в обучении;
• индивидуальным подходом к обучающимся с учетом исходного уровня их развития, выявленного на основе диагностического исследования.
Критерии продуктивного чтения соответствуют целям этапов формирования навыков чтения при работе с текстом по следующим показателям: цельность; сознательность; прогнозирование и самоконтроль воспроизведенного текста.
Показатель цельности воспроизведенного текста характеризовали: полнота и последовательность; передача главной мысли; правильность построениия предложений и точность выражения мыслей.
Показатель сознательности воспроизведеного текста характеризовало умение отбирать доказательства и определять гипотезы. Творческий уровень характеризовало предложение, а контрольный уровень - самоконтроль обучающихся.
Творческий и исследовательский материал подтвердил первоначально сформулированную гипотезу, согласно которой продуктивное чтение эффективно развивается при следующих условиях:
• регулярно применять приемы продуктивного чтения, используя методические рекомендации, включающие упражнения подгоотовительного и творческого характера;
• создавать на уроках ситуации общенния и деятельность, при которых у обучающихся проявится интерес к «диалогу с автором».
Анализ полученных результатов свидетельствует о том, что процент в группах обучающихся 2 - 3 классов с разным уровнем восприятия художественного произведения был качественно выше в исследовательной группе.
И главное, что для исследовательской группы характерен более высокий уровень творчества: предположение, воображение; владеют навыками самоконтроля. Установлено, что предложенная программа для исследовательной группы позволяет:
• в системе подготовительного и творческого характера применять упражнения;
• индивидуальные, парные и групповые формы творческой деятельности необходимо умело сочетать;
• добиваться развития сознательного восприятия художественного произведения младшими школьниками путем логичности и рациональности технологии продуктивного чтения.
На уроках окружающего мира и литературного чтения в процессе обучения работы с текстом необходимы следующие методические рекомендации:
• при помощи комплексных работ «Чтение. Работа с текстом 1 - 4 классы» необходимо осуществлять контроль за уровнем получаемых знаний;
• самому педагогу необходимо быть творческой, разносторонней личностью;
• целенаправленно применять проблемное обучение, поисковые беседы, методы проектов и исследований;
• внушать обучающемуся небоязнь ошибки.
Методологические основы и особенность наших рекомендаций основываются на ключевых иследованиях известных отечественных ученых, в области психологии [20] и методологии.
Мы исходим из положения А. С. Выготского о том, что обучение опережает развитие и осуществляется, опираясь не на актуальный, сформировавшийся уровень, а на зону ближайшего развития, подталкивая, опережая, ведя за собой развитие обучающегося, прокладывая ему дорогу и пробужая в нем новые творческие способности [21].
При обучении по составленным нами рекомендациям, мы опираемся на концепцию поэтапного формирования умственных действий, исследованную и обоснованную П. Я. Гальпериным [22]. А так же на дидактические принципы развивающего обучения Л. Н. Занкова [23]:
1. Обучение на высоком уровне трудности.
2. Идти вперед быстрым темпом.
3. Осознание школьниками процесса обучения, предполагая, что опора на них будет способствовать развитию речи, творчества, продуктивному чтению.
Предполагаем, что полученный опыт позволит организовать системность и целостность в обучении продуктивного чтения, на котором базируется литературное чтение в Образовательной системе «Школа России» федерального государственного образовательного стандарта с результатами, в которых заложены универсальные учебные действиия, а именно коммуникативная компетентность [см. Приложение 7].


1. Асмолов А. Г. Системно - деятельностный подход в разработке стандартов второго поколения // Педагогика. 2009. № 4. C. 18 - 22.
2. Асмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе - М.; «Просвещение» - 2008.
3. Ахметова М. Н. Универсальные учебные действия в системе
совершенствования и реализации творческого опыта школьников / М. Н. Ахметова // Сибирский педагогический
журнал. - 2009. - № 3. - C. 166 - 171.
4. Булыгина Л.Н. О формировании коммуникативной компетентности школьников [Текст] / Л.Н. Булыгина/ Вопросы психологии. - 2014. - № 2. - 149 с.
5. Булыгина Л.Н. О формировании коммуникативной компетенции школьников / Л.Н. Булыгина / Вопросы психологии. - 2010. - № 2. - С.149.
6. Бунеев Р. Н. Программа «Чтение и начальное литературное образование (для четырехлетней начальной школы)» [Электронный ресурс] / Р. Н. Бунеев, Е. Н. Бунеева. - www. school2100/ru
7. Выготский Л. С. Проблема обучения и умственного развития в школьном возрасте. М., 1991.
8. Гальперин П. Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка. - М., 1985.
9. Гончарова Е. Л. Ранние этапы читательского развития. К теории вопроса. - М.: Школа-Пресс, 2007.
10. Дереклеева Н. И. Развитие коммуникативной культуры учащихся на уроках и во внеклассной работе. Москва, 2005 г, с.124-135.
11. Дереклеева Н. И. Развитие коммуникативной культуры учащихся на уроках и во внеклассной работе [Текст] / Н.И. Дереклеева. Москва, 2005 г. С.124 - 135.
12. Додонов Б. И. Эмоция как ценность. М.: Политиздат, 1978. 267 с.
13. Дубровина М.В. Индивидуальные особенности школьников. - М.: 2005г.
14. Емельянов Ю.Н. Теория формирования и практика совершенствования коммуникативной компетентности [Текст] / диссертации д.пс.н. / Ю.Н.Емельянов. - СПб.: СПб. Ун-т, 1992. - 186 с.
15. Жуков Ю.М., Петровская, Л.А., Растянников, П.В. Диагностика и развитие коммуникативности в общении [Текст] / Под ред. Ю.М.Жукова. - М.: Московский университет, 1990. - 104 с...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ