ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ И ФОРМИРОВАНИЯ ВЕРБАЛЬНОЙ ПАМЯТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В СТРУКТУРЕ ПРЕОДОЛЕНИЯ ОБЩЕГО НЕДОРАЗВИТИЯ РЕЧИ III УРОВНЯ 7
1.1. Психолого-педагогическая характеристика детей старшего дошкольного
возраста с общим недоразвитием речи III уровня 7
1.2. Онтогенез развития речи и вербальной памяти у детей дошкольного
возраста в норме 11
1.3. Характеристика состояния вербальной памяти у детей старшего
дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня 16
1.4. Основные методики формирования вербальной памяти у детей старшего
дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня 18
ГЛАВА 2. КОНСТАТИРУЮЩИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ И ЕГО АНАЛИЗ 21
2.1. Организация и принципы констатирующего эксперимента 21
2.2. Методика логопедического обследования 23
2.3. Методика обследования вербальной памяти у детей дошкольного
возраста 27
2.4. Анализ результатов констатирующего эксперимента 29
ГЛАВА 3. ФОРМИРОВАНИЕ ВЕРБАЛЬНОЙ ПАМЯТИ У ДЕТЕЙ
СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В СТРУКТУРЕ
ПРЕОДОЛЕНИЯ ОБЩЕГО НЕДОРАЗВИТИЯ РЕЧИ III УРОВНЯ 37
3.1. Принципы и направления логопедической работы по коррекции общего недоразвития речи III уровня 37
3.2. Содержание работы по формированию вербальной памяти у детей старшего дошкольного возраста в структуре преодоления общего
недоразвития речи III уровня 38
3.3. Контрольный эксперимент и его анализ 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 57
Проблема изучения и развития памяти у детей была описана в трудах многих выдающихся деятелей отечественной науки, таких как Б. Г. Ананьев,
B. М. Бехтерев, П. П. Блонский, Л. С. Выготский, П. И. Зинченко, А. Н. Леонтьев, А. Р. Лурия, С. Л. Рубинштейн, И. М. Сеченов и др.
Исследованиями памяти детей с общим недоразвитием речи занимались такие ученые, как Г. С. Гуменная, Л. И. Белякова, Ю. Ф. Гаркуша, О. Н. Усанова и др.
Память в детском возрасте, является одной из центральных, основных психических функций, в зависимости от которых строятся все остальные функции. По данным Л. И. Беляковой, у детей с общим недоразвитием речи III уровня состояние памяти существенно снижено.
Ученые В. К. Воробьева, Ю. Ф, Гаркуша, Р. И. Мартынова,
C. Н. Сазонова в своих трудах отмечают, что у детей с общим недоразвитием речи имеются нарушения вербальной памяти.
Вопрос о формировании высших психических функций у детей с общим недоразвитием речи достаточно актуален, это связано с тем, что чем больше выражено недоразвитие речи, тем более значительны отклонения в развитии других психических функций, а именно вербальной памяти. Отклонения в формировании данного вида памяти тормозят процесс коррекции недостатков речевого развития, снижают его эффективность. В свою очередь, неполноценная речевая деятельность накладывает отпечаток на формирование у детей вербальной памяти, что значительно осложняет в дальнейшем учебный процесс детей с речевой патологией (И. Т. Власенко).
Успешное обучение детей с нарушениями речи, зависит от раннего выявления нарушений в познавательной деятельности.
Актуальность работы заключается в определение уровня сформированности вербальной памяти и лексики у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня, что в дальнейшем поможет выстроить
4
эффективную логопедическую работу по коррекции вербальной памяти в структуре преодоления общего недоразвития речи у детей.
Объект исследования - вербальная память и устная речь у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.
Предмет исследования - содержание работы по формированию вербальной памяти у детей старшего дошкольного возраста в структуре преодоления общего недоразвития речи III уровня.
Цель исследования - выявить уровень сформированности вербальной памяти и лексики у детей с общим недоразвитием речи III уровня, теоретически обосновать, спланировать и провести работу по формированию вербальной памяти у детей старшего дошкольного возраста в структуре преодоления общего недоразвития речи III уровня и экспериментально проверить ее эффективность.
Задачи, которые решались в процессе исследования:
1. Анализ теоретической и методической литературы по проблеме развития и формирования вербальной памяти у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.
2. Провести констатирующий эксперимент, направленный на изучение уровня сформированности вербальной памяти и лексики у детей изучаемой категории.
3. Определить направление и содержание коррекционной работы по формирование вербальной памяти у детей старшего дошкольного возраста в структуре преодоления общего недоразвития речи III уровня.
Для реализации поставленных задач исследования использовались следующие методы:
1) теоретические (изучение и анализ учебно-методической, психолого-педагогической, психолингвистической, нейропсихологической литературы по проблеме исследования, обобщение материала);
2) эмпирические (изучение и анализ анамнестических данных, наблюдение, сравнение, беседа, педагогический эксперимент, включающий констатирующий, формирующий и контрольный этапы).
Методологической основой для исследования послужили научные работы известных ученых, таких как: П. П. Блонский, Л. И. Белякова, Л. С. Выготский, А. Н. Лурия, А. Н. Леонтьев.
Структура выпускной квалификационной работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.
Анализ специальной литературы выявил, что вербальная память находится в тесной взаимосвязи с речевой функцией, а речевая функция тем самым находится в тесной связи со всеми компонентами функциональной системы. Выпадение какой-либо одной функции влечет за собой нарушение другой.
По данным В. К. Воробьевой, Ю. Ф, Гаркуша, Р. И. Мартыновой, С. Н. Сазоновой у детей с общим недоразвитием речи имеются нарушения вербальной памяти. Вместе с тем нам известно, что в основе дефекта при общем недоразвитии речи лежит наряду с недоразвитием лексикограмматического строя речи, нарушается слуховое восприятие и слуховое внимание (Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Г. А. Ткаченко).
Исходя из этого, специфически меняется процесс формирования речевой системы у детей с общим недоразвитием, может специфично протекать процесс вербальной памяти, запоминания и целенаправленного заучивания. На это указывают многие авторы, в частности Г. А. Каше, Р. И. Мартынова. Если процессы памяти связаны с запоминанием слов, близких по звучанию, с нарушением фонем близких по артикуляторно-акустическим признакам, это основание для изучения вербальной памяти.
В дошкольном возрасте важно уделять внимание развитию вербальной памяти ребенка, особенно при общем недоразвитии речи III уровня. Поэтому необходимо начинать коррекционную работу как можно раньше и при ее организации учитывать особенности памяти детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня в целом.
На базе логопедической группы МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №425» г. Екатеринбурга нами было проведено исследование памяти детей с общим недоразвитием речи III уровня и определены дидактические задания и игры, которые мы использовали в 54
структуре логопедических занятий по формированию вербальной памяти у детей старшего дошкольного возраста. В обследовании участвовали 10 детей в возрасте 5-6 лет. Эксперимент заключался в применении трех этапов исследования: констатирующего, формирующего и контрольного.
В связи с устранением нарушений, выявленных на констатирующем этапе, мы принялись использовать дидактические упражнения и игры в коррекционной работе. И все навыки вербальной памяти мы отрабатывали в игровой форме, где могли учитывать индивидуальные особенности каждого испытуемого ребенка.
В ходе диагностического исследования были выявлены особенности развития вербальной памяти у детей с общим недоразвитием речи III уровня:
1. Испытуемые забывают инструкции, элементы и последовательность заданий.
2. При дословном повторении незнакомого текста допускается большое количество недочетов.
3. У детей страдает динамичность и продуктивность запоминания.
4. Дети слабо владеют приемами смыслового заучивания.
Анализируя полученные результаты контрольного эксперимента, нами был сделан вывод об особенностях развития вербальной памяти у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня:
7) Трудности возникают в восприятии многоступенчатых инструкций.
8) Часть детей при заучивании ряда слов используют парафазии и персеверации.
9) Большинство испытуемых неправильно передают основное содержание рассказов.
10) Запоминают словесный материал наиболее лучше при опосредствованном запоминании.
11) У большинства испытуемых наблюдается средний и низкий уровни развития вербальной памяти, что свидетельствует о трудностях запоминания речевого материала и как следствие не способность полностью его воспроизвести.
Данные, полученные на формирующем этапе, указывают на то, что уровень развития вербальной памяти, следовательно, и лексики повысился.
В итоге, результаты экспериментального исследования отразили достаточно значительный уровень изменения состояния вербальной памяти у детей после применения нами дидактических упражнений и игр в структуре логопедических занятий, что свидетельствует об эффективности выбранной работы.
Анализ результатов работы показал, что включение дидактических заданий на развитие вербальной памяти в логопедический процесс способствует успешной коррекции по преодолению общего недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста. Использование предложенных нами дидактических упражнений и игр в коррекционной работе показало эффективные результаты по развитию вербальной памяти у детей с общим недоразвитием речи III уровня.
Мы полагаем, что предложенный этап работы по развитию вербальной памяти у детей с общим недоразвитием речи III уровня поможет логопедам и воспитателям дошкольных учреждений, в целях преодоления вышеуказанного речевого нарушения.
1. Алексеева, М. М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников [Текст] : Учебное пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений / М. М. Алексеева, В. И. Яшина. - М. : Академия, 2000.
• 400 с.
2. Артемова, К. С. Особенности высших психических функций у старших дошкольников с разными формами речевой патологии [Текст] / К. С. Артемова // Вестн. Хакас. ун-та им. Н. Ф. Каганова. - 2013. - № 5.
• С. 90-92.
3. Архипова, Е. Ф. Если у ребенка общее недоразвитие речи [Текст] / Е. Ф. Архипова // Современное дошкольное образование. - 2017. - № 2.
• С. 38-43.
4. Бендас, Т. В. Гендерная психология [Текст] / Т. В. Бендас. - Спб. : Питер, 2006. - 431 с.
5. Власова, Т. А. О детях с отклонениями в развитии [Текст] / Т.А. Власова, М. С. Певзнер. - М. : Просвещение, 1973. - 222 с.
6. Блонский, П. П. Память и мышление [Текст] / П. П. Блонский. - Спб. : Питер, 2014. - 288 с.
7. Выготский, Л. С. Вопросы детской психологии [Текст] / Л. С. Выготский. - М. : Изд-во Юрайт, 2016. - 199 с.
8. Гвоздев, А. Н. От первых слов до первого класса [Текст] / А. Н. Гвоздев. - М. : Ком Книга, 2005. - 320 с.
9. Гиппенрейтер, Ю. Б. Психология памяти [Текст] / Ю. Б. Гиппенрейтер, В. Я. Романова. - М. : АСТ : Астрель, 2002. - 816 с.
10. Глозман, Ж. М. Комплексная коррекция трудностей обучения в школе [Текст] / Ж. М. Глозман, А. Е. Соболева. - М. : Смысл, 2014. - 544 с.
11. Глухов, В. П. Основы психолингвистики [Текст] : учеб. пособие для студ. пед. вузов / В. П. Глухов . - М. : АСТ : Астрель, 2005. - 351 с.
12. Громова, О. Е. Признаки речевых нарушений в раннем возрасте [Текст] / О. Е. Громова // Воспитание и обучения детей с нарушениями речи. - 2008. - №4 - С. 56-64.
13. Гуревич, К. М. Психологическая диагностика [Текст] : учеб. пособие / К. М. Гуревич ; под ред. Е. М. Борисовой. - М. : Изд-во УРАО, 2007. - 286 с.
14. Жукова, Н. С. Преодоление общего недоразвитие речи у дошкольников [Текст] / Н. С. Жукова, В. М. Мастюкова, Т. Е. Филичева. - Екатеринбург : Литур, 2000. - 320 с.
15. Зимняя, И.А. Лингвопсихология речевой деятельности [Текст] / И. А. Зимняя. - Воронеж : МОДЭК, 2008. - 182 с...