Формирование связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня (на материале связного высказывания повествовательного типа)
|
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ 8
1.1. Становление связной речи у детей в процессе онтогенеза 8
1.2. Психолого-педагогическая характеристика дошкольников с общим
недоразвитием речи III уровня 13
1.3. Обзор коррекционно-развивающих технологий по развитию связной
речи у детей с общим недоразвитием речи III уровня в современной логопедической теории и практике 18
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ
КОНСТАТИРУЮЩЕГО ЭКСПЕРИМЕНТА ПО ИССЛЕДОВАНИЮ ОСОБЕННОСТЕЙ НАРУШЕНИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ 26
2.1. Основные принципы, цели, задачи констатирующего исследования 26
2.2. Алгоритм и методика логопедического обследования дошкольников с
общим недоразвитием речи III уровня 28
2.3. Результаты констатирующего исследования особенностей развития
связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня 32
ГЛАВА 3. ОРГАНИЗАЦИЯ И СОДЕРЖАНИЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ 44
3.1. Основные принципы, цели, задачи, направления логопедической
помощи по развитию связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня 44
3.2. Содержание логопедической работы по развитию связной речи у
дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня (на материале связного высказывания повествовательного типа) 47
3.3. Анализ результатов контрольного исследования по оценке эффективности логопедической помощи по развитию связной речи у детей
экспериментальной группы 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 65
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ 8
1.1. Становление связной речи у детей в процессе онтогенеза 8
1.2. Психолого-педагогическая характеристика дошкольников с общим
недоразвитием речи III уровня 13
1.3. Обзор коррекционно-развивающих технологий по развитию связной
речи у детей с общим недоразвитием речи III уровня в современной логопедической теории и практике 18
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ
КОНСТАТИРУЮЩЕГО ЭКСПЕРИМЕНТА ПО ИССЛЕДОВАНИЮ ОСОБЕННОСТЕЙ НАРУШЕНИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ 26
2.1. Основные принципы, цели, задачи констатирующего исследования 26
2.2. Алгоритм и методика логопедического обследования дошкольников с
общим недоразвитием речи III уровня 28
2.3. Результаты констатирующего исследования особенностей развития
связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня 32
ГЛАВА 3. ОРГАНИЗАЦИЯ И СОДЕРЖАНИЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ 44
3.1. Основные принципы, цели, задачи, направления логопедической
помощи по развитию связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня 44
3.2. Содержание логопедической работы по развитию связной речи у
дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня (на материале связного высказывания повествовательного типа) 47
3.3. Анализ результатов контрольного исследования по оценке эффективности логопедической помощи по развитию связной речи у детей
экспериментальной группы 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 65
Успешность овладения и развитие речи ребенка дошкольного возраста является одним из важных условий его развития, а также формирования личности [2]. Одной из острых и актуальных проблем, на сегодняшний, день является организация речевого развития детей дошкольного возраста. Несмотря на многие исследования связной речи детей, проблемы ее развития, данная тема является актуальной до сих пор. Первый аспект актуальности заключается в том, что практическая деятельность показывает все большее количество детей с общим недоразвитием речи, с каждым годом их число возрастает, следовательно, проблема формирования связной речи требует решения проблемы. Второй аспект актуальности основан на недостаточности методического обеспечения логопедической работы по формированию связной речи у детей с общим недоразвитием речи.
В развитии связной речи наглядно наблюдается тесная связь речевого развития вместе с умственным развитием детей, развитием их мышления, восприятия, наблюдательности. Также, немало важным является умение использовать интонацию, логические (фразовые) ударения, подбор соответствующих для выражения данной мысли слов, умение строить сложное предложение, использовать языковые средства для связи предложений. От уровня сформированности навыков речевой коммуникации, в свою очередь, зависит эффективность речевого общения и всего процесса обучения. Для детей важным является адаптация в социуме как для подготовки к школьному обучению, так и для взаимодействия с окружающими.
Проблему изучения связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи исследовали многие авторы: В. К. Воробьева, В. П. Глухов, Р. Е. Левина, Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина, А. В. Ястребова, Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Н. А. Никашина, Т. А. Ткаченко.
Так, С. А. Миронова раскрывает содержание и методы работы по развитию прямой речи [20], Н. А. Никашина раскрыла цель работы развития речи, развернутого самостоятельного описательного и повествовательного высказывания. В. К. Воробьевой разработана методика поэтапного формирования умений и навыков связной речи с использованием картинно- графического плана, Т. А. Ткаченко предлагается развитие навыков описательного рассказа с использованием различных моделей и схем [29].
Объектом исследования является сформированность связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.
Предметом исследования является процесс формирования связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.
Целью данной работы является выявление особенностей связной речи и определение содержания логопедической работы по формированию связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня (на материале связного высказывания повествовательного типа).
Осуществление цели предполагает решение следующих задач:
1. Проанализировать лингвистическую, психологическую,
психолого-лингвистическую литературу по проблемам формирования связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня.
2. Исследовать и проанализировать сформированность связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня на основе констатирующего эксперимента, описать организацию и содержание логопедической работы по формированию связной речи у детей экспериментальной группы.
3. Провести контрольное исследование и проанализировать результаты по оценке эффективности логопедической помощи по развитию связной речи у детей экспериментальной группы.
Методы, использованные в исследовании: теоретический анализ научно-педагогической литературы по теме исследования; сбор и анализ анамнестических данных; наблюдение и беседа; педагогический констатирующий эксперимент; количественный и качественный анализ полученных данных; контрольный эксперимент.
Теоретико - методологические основы:
1. Представления о закономерностях речевого развития, детей дошкольного возраста, выдвинутые в трудах Л. С. Выготского, Д. Б. Эльконина, А. А. Леонтьева, Ф. А. Сохина, А. М. Шахнаровича.
2. Особенности развития связной речи в работах отечественных психологов Л. С. Выготского, С. Л. Рубинштейна, А. М. Леушиной и др.
3. Особенности коррекционной работы при общем недоразвитии речи в работах Т. Б. Филичевой, Г. В. Чиркиной и др.
Теоретическая значимость исследования: в данной работе были рассмотрены труды таких авторов как В. П. Глухов [9], В. К. Воробьева [4], Р. Е. Левина [17], Т. А. Ткаченко [29], Т. Б. Филичева [36], А. В. Ястребова и др.
Практическая значимость исследования: данная работа может применяться начинающими логопедами дошкольных учреждений как базовый материал для работы со старшими дошкольниками имеющие общее недоразвитие речи III уровня по формированию связной речи (на материале связного высказывания повествовательного типа).
База исследования: экспериментальное исследование проводилось на базе Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения - детский сад компенсирующего вида № 452, г. Екатеринбург, в логопедической подготовительной группе, в период с 01.02.18 по 27.04.18 года. В исследовании участвовало 10 детей (5-6 лет), которые были разделены на две группы: экспериментальная группа, в количестве 5 человек и контрольная группа, в количестве 5 человек. По данным ПМПК у всех детей общее недоразвитие речи III уровня, была диагностирована дизартрия.
В структуру работы входят: введение, три главы, заключение, список использованной литературы.
Введение раскрывает актуальность данной темы, раскрывают цели и задачи исследования, определяет объект и предмет, указывается теоретикометодологическая база исследования, практическая и теоретическая значимость работы.
Первая глава включает в себя 3 параграфа и раскрывает теоретикометодологические основы развития связной речи у детей в онтогенезе и у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня, а также обзор коррекционно-развивающих технологий по развитию связной речи у детей с общим недоразвитием речи III уровня в современной логопедической теории и практике.
Вторая глава включает 3 параграфа и представляет организацию исследования, описание диагностических методик и анализ проведенного констатирующего эксперимента по выявлению особенностей связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.
Третья глава включает 3 параграфа и описывает организацию и содержание логопедической работы по формированию связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием III уровня (на материале высказывания повествовательного типа), а также проведение контрольного эксперимента после проведенного обучающего эксперимента.
Заключение посвящено основным выводам, сделанным после проведения всех этапов эксперимента.
В развитии связной речи наглядно наблюдается тесная связь речевого развития вместе с умственным развитием детей, развитием их мышления, восприятия, наблюдательности. Также, немало важным является умение использовать интонацию, логические (фразовые) ударения, подбор соответствующих для выражения данной мысли слов, умение строить сложное предложение, использовать языковые средства для связи предложений. От уровня сформированности навыков речевой коммуникации, в свою очередь, зависит эффективность речевого общения и всего процесса обучения. Для детей важным является адаптация в социуме как для подготовки к школьному обучению, так и для взаимодействия с окружающими.
Проблему изучения связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи исследовали многие авторы: В. К. Воробьева, В. П. Глухов, Р. Е. Левина, Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина, А. В. Ястребова, Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Н. А. Никашина, Т. А. Ткаченко.
Так, С. А. Миронова раскрывает содержание и методы работы по развитию прямой речи [20], Н. А. Никашина раскрыла цель работы развития речи, развернутого самостоятельного описательного и повествовательного высказывания. В. К. Воробьевой разработана методика поэтапного формирования умений и навыков связной речи с использованием картинно- графического плана, Т. А. Ткаченко предлагается развитие навыков описательного рассказа с использованием различных моделей и схем [29].
Объектом исследования является сформированность связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.
Предметом исследования является процесс формирования связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.
Целью данной работы является выявление особенностей связной речи и определение содержания логопедической работы по формированию связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня (на материале связного высказывания повествовательного типа).
Осуществление цели предполагает решение следующих задач:
1. Проанализировать лингвистическую, психологическую,
психолого-лингвистическую литературу по проблемам формирования связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня.
2. Исследовать и проанализировать сформированность связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня на основе констатирующего эксперимента, описать организацию и содержание логопедической работы по формированию связной речи у детей экспериментальной группы.
3. Провести контрольное исследование и проанализировать результаты по оценке эффективности логопедической помощи по развитию связной речи у детей экспериментальной группы.
Методы, использованные в исследовании: теоретический анализ научно-педагогической литературы по теме исследования; сбор и анализ анамнестических данных; наблюдение и беседа; педагогический констатирующий эксперимент; количественный и качественный анализ полученных данных; контрольный эксперимент.
Теоретико - методологические основы:
1. Представления о закономерностях речевого развития, детей дошкольного возраста, выдвинутые в трудах Л. С. Выготского, Д. Б. Эльконина, А. А. Леонтьева, Ф. А. Сохина, А. М. Шахнаровича.
2. Особенности развития связной речи в работах отечественных психологов Л. С. Выготского, С. Л. Рубинштейна, А. М. Леушиной и др.
3. Особенности коррекционной работы при общем недоразвитии речи в работах Т. Б. Филичевой, Г. В. Чиркиной и др.
Теоретическая значимость исследования: в данной работе были рассмотрены труды таких авторов как В. П. Глухов [9], В. К. Воробьева [4], Р. Е. Левина [17], Т. А. Ткаченко [29], Т. Б. Филичева [36], А. В. Ястребова и др.
Практическая значимость исследования: данная работа может применяться начинающими логопедами дошкольных учреждений как базовый материал для работы со старшими дошкольниками имеющие общее недоразвитие речи III уровня по формированию связной речи (на материале связного высказывания повествовательного типа).
База исследования: экспериментальное исследование проводилось на базе Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения - детский сад компенсирующего вида № 452, г. Екатеринбург, в логопедической подготовительной группе, в период с 01.02.18 по 27.04.18 года. В исследовании участвовало 10 детей (5-6 лет), которые были разделены на две группы: экспериментальная группа, в количестве 5 человек и контрольная группа, в количестве 5 человек. По данным ПМПК у всех детей общее недоразвитие речи III уровня, была диагностирована дизартрия.
В структуру работы входят: введение, три главы, заключение, список использованной литературы.
Введение раскрывает актуальность данной темы, раскрывают цели и задачи исследования, определяет объект и предмет, указывается теоретикометодологическая база исследования, практическая и теоретическая значимость работы.
Первая глава включает в себя 3 параграфа и раскрывает теоретикометодологические основы развития связной речи у детей в онтогенезе и у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня, а также обзор коррекционно-развивающих технологий по развитию связной речи у детей с общим недоразвитием речи III уровня в современной логопедической теории и практике.
Вторая глава включает 3 параграфа и представляет организацию исследования, описание диагностических методик и анализ проведенного констатирующего эксперимента по выявлению особенностей связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.
Третья глава включает 3 параграфа и описывает организацию и содержание логопедической работы по формированию связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием III уровня (на материале высказывания повествовательного типа), а также проведение контрольного эксперимента после проведенного обучающего эксперимента.
Заключение посвящено основным выводам, сделанным после проведения всех этапов эксперимента.
Успешность овладения и развитие речи ребенка дошкольного возраста является одним из основных условий его развития, а также формирования личности [2]. Именно поэтому, одной из острых и актуальных проблем, на сегодняшний, день является организация речевого развития детей дошкольного возраста. Несмотря на многие исследования связной речи детей, проблемы ее формирования, данная тема является актуальной до сих пор.
Представления о закономерностях речевого развития, детей дошкольного возраста, выдвинутые в трудах Л. С. Выготского, Д. Б. Эльконина, А. А. Леонтьева, Ф. А. Сохина, А. М. Шахнаровича.
На основе анализа теоретической литературы было дано определение понятию «связная речь», «связное высказывание», «монологическая речь», «повествование», обозначено их значение для развития связной речи детей. Описан онтогенез формирования связной речи у детей изучаемой группы. Дана психолого-педагогическая характеристика дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня. Проведен обзор коррекционно-развивающих технологий по развитию речи у детей с общим недоразвитием речи III уровня в современной логопедической теории и практике. Теоретически обоснована проблема формирования связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня.
Теоретическое исследование показало, что у детей без речевой патологии развитие связной речи происходит постепенно вместе с развитием мышления, связано с развитием деятельности и общения [34]. Овладение монологической речью, построением развернутых связных высказываний становится возможным с возникновением регулирующей, планирующей функций речи (Л. С. Выготский, А. Р. Лурия, А. К. Маркова и др.) [16], [18].
При выборе технологии формирования связной речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня и при применении их в работе, важно вызвать интерес и желание детей к определенному виду деятельности, учитывать возрастные и индивидуальные особенности.
При организации и проведении констатирующего эксперимента была использована и апробирована методика В. П. Глухова по обследованию сформированности связной речи у дошкольников. После проведенного анализа результатов были получены следующие результаты:
В процессе исследования связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня были выявлены следующие уровни развития:
• высокий уровень - 0 % (от 30 до 25 баллов);
• средний уровень - 50 % (от 24 до 19 баллов);
• недостаточный уровень - 50 % (от 18 до 13 баллов);
• низкий уровень - 0 %.
Были замечены определенные трудности в овладении детьми связной речью. Задания выполнялись с определенными трудностями связанные с лексико-грамматической стороной речи. Дети были мало мотивированны для выполнения данных заданий, не прослеживался интерес, при неуспехе дети редко пытались исправить ситуацию. Можно наблюдать, что трудности в освоении связной речи влияет на общий психологический показатель таких детей.
Данные результаты обследования учитывались для достижения положительных результатов логопедической работы на формирующем этапе эксперимента по формированию связной речи у детей старшего дошкольного возраста имеющие общее недоразвитие речи III уровня (на материале связного высказывания повествовательного типа).
Работа по формированию связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи планировалась на основе анализа теоретических источников и результатов констатирующего этапа исследования.
Методика В. П. Глухова по формированию связной речи предполагает систему обучения рассказыванию детей в несколько этапов: составление высказываний по наглядному восприятию, воспроизведение прослушанного текста, составление рассказа-описания, рассказывание с элементами творчества (по аналогии, на заданную тему и др.) [9].
Каждый вид обучения рассказыванию у В. П. Глухова исполняется путем различных занятий: занятия по пересказу, занятия по обучению рассказыванию по картинам, занятия по обучению описанию предметов, занятия по обучению рассказыванию с элементами творчества [9].
Формирующий эксперимент проводился с детьми экспериментальной группы в количестве 5 человек: Александр, Алексей, Ярослав, Евгений, Арсений. Формирующий эксперимент проводился с 26.02.18 по 27.04.18 года.
После проведения формирующего эксперимента был проведен контрольный эксперимент с детьми экспериментальной и контрольной группы. Были получены следующие результаты:
В процессе контрольного исследования связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня были выявлены следующие уровни развития:
• высокий уровень - 0 % (от 30 до 25 баллов);
• средний уровень - 60 % (от 24 до 19 баллов), из них Александр, Алексей, Ярослав, Арсений входили в экспериментальную группу;
• недостаточный уровень - 40 % (от 18 до 13 баллов) из них Евгений входил в экспериментальную группу;
• низкий уровень - 0 %.
Проведя формирующего этап эксперимента наблюдались более высокие результаты выполнения заданий. Систематичность проведения занятий с детьми данными видами заданий дала положительную динамику, повышение интереса к выполнению заданий, мотивацию делать успехи и исправлять свои ошибки. Дети на фронтальных занятиях замечали ошибки друг друга и пытались объяснить, как нужно сказать правильно. Связность высказываний многих из детей была приближена к норме.
Подводя итоги, можно сделать сказать, что данная методика, под авторством В. П. Глухова, дала положительный результат и может дать эффективный результат при формировании связной речи. После проведения обучающего эксперимента наблюдалась положительная динамика развития связной речи у детей экспериментальной группы, результаты увеличились на 10%.
Контрольный этап исследования показывает, что разработанная коррекционная программа спланированная на основе методики В. П. Глухова позволяет развить связную речь у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.
Представления о закономерностях речевого развития, детей дошкольного возраста, выдвинутые в трудах Л. С. Выготского, Д. Б. Эльконина, А. А. Леонтьева, Ф. А. Сохина, А. М. Шахнаровича.
На основе анализа теоретической литературы было дано определение понятию «связная речь», «связное высказывание», «монологическая речь», «повествование», обозначено их значение для развития связной речи детей. Описан онтогенез формирования связной речи у детей изучаемой группы. Дана психолого-педагогическая характеристика дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня. Проведен обзор коррекционно-развивающих технологий по развитию речи у детей с общим недоразвитием речи III уровня в современной логопедической теории и практике. Теоретически обоснована проблема формирования связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня.
Теоретическое исследование показало, что у детей без речевой патологии развитие связной речи происходит постепенно вместе с развитием мышления, связано с развитием деятельности и общения [34]. Овладение монологической речью, построением развернутых связных высказываний становится возможным с возникновением регулирующей, планирующей функций речи (Л. С. Выготский, А. Р. Лурия, А. К. Маркова и др.) [16], [18].
При выборе технологии формирования связной речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня и при применении их в работе, важно вызвать интерес и желание детей к определенному виду деятельности, учитывать возрастные и индивидуальные особенности.
При организации и проведении констатирующего эксперимента была использована и апробирована методика В. П. Глухова по обследованию сформированности связной речи у дошкольников. После проведенного анализа результатов были получены следующие результаты:
В процессе исследования связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня были выявлены следующие уровни развития:
• высокий уровень - 0 % (от 30 до 25 баллов);
• средний уровень - 50 % (от 24 до 19 баллов);
• недостаточный уровень - 50 % (от 18 до 13 баллов);
• низкий уровень - 0 %.
Были замечены определенные трудности в овладении детьми связной речью. Задания выполнялись с определенными трудностями связанные с лексико-грамматической стороной речи. Дети были мало мотивированны для выполнения данных заданий, не прослеживался интерес, при неуспехе дети редко пытались исправить ситуацию. Можно наблюдать, что трудности в освоении связной речи влияет на общий психологический показатель таких детей.
Данные результаты обследования учитывались для достижения положительных результатов логопедической работы на формирующем этапе эксперимента по формированию связной речи у детей старшего дошкольного возраста имеющие общее недоразвитие речи III уровня (на материале связного высказывания повествовательного типа).
Работа по формированию связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи планировалась на основе анализа теоретических источников и результатов констатирующего этапа исследования.
Методика В. П. Глухова по формированию связной речи предполагает систему обучения рассказыванию детей в несколько этапов: составление высказываний по наглядному восприятию, воспроизведение прослушанного текста, составление рассказа-описания, рассказывание с элементами творчества (по аналогии, на заданную тему и др.) [9].
Каждый вид обучения рассказыванию у В. П. Глухова исполняется путем различных занятий: занятия по пересказу, занятия по обучению рассказыванию по картинам, занятия по обучению описанию предметов, занятия по обучению рассказыванию с элементами творчества [9].
Формирующий эксперимент проводился с детьми экспериментальной группы в количестве 5 человек: Александр, Алексей, Ярослав, Евгений, Арсений. Формирующий эксперимент проводился с 26.02.18 по 27.04.18 года.
После проведения формирующего эксперимента был проведен контрольный эксперимент с детьми экспериментальной и контрольной группы. Были получены следующие результаты:
В процессе контрольного исследования связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня были выявлены следующие уровни развития:
• высокий уровень - 0 % (от 30 до 25 баллов);
• средний уровень - 60 % (от 24 до 19 баллов), из них Александр, Алексей, Ярослав, Арсений входили в экспериментальную группу;
• недостаточный уровень - 40 % (от 18 до 13 баллов) из них Евгений входил в экспериментальную группу;
• низкий уровень - 0 %.
Проведя формирующего этап эксперимента наблюдались более высокие результаты выполнения заданий. Систематичность проведения занятий с детьми данными видами заданий дала положительную динамику, повышение интереса к выполнению заданий, мотивацию делать успехи и исправлять свои ошибки. Дети на фронтальных занятиях замечали ошибки друг друга и пытались объяснить, как нужно сказать правильно. Связность высказываний многих из детей была приближена к норме.
Подводя итоги, можно сделать сказать, что данная методика, под авторством В. П. Глухова, дала положительный результат и может дать эффективный результат при формировании связной речи. После проведения обучающего эксперимента наблюдалась положительная динамика развития связной речи у детей экспериментальной группы, результаты увеличились на 10%.
Контрольный этап исследования показывает, что разработанная коррекционная программа спланированная на основе методики В. П. Глухова позволяет развить связную речь у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.
Подобные работы
- Психолого-педагогическое сопровождение семьи ребенка старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня в процессе развития связной речи
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4860 р. Год сдачи: 2020 - ОСОБЕННОСТИ СВЯЗНОЙ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ 5 - 6 ЛЕТ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4325 р. Год сдачи: 2022 - Развитие связанной речи младших школьников
Курсовые работы, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 900 р. Год сдачи: 2013 - Логопедическая работа по развитию навыков пересказа естественно-научных текстов у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня с использованием проектной деятельности
Магистерская диссертация, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4845 р. Год сдачи: 2021 - Программно-методическое обеспечение логопедической работы над
развитием навыка составления рассказов у старших дошкольников с общим
недоразвитием речи III уровня
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4650 р. Год сдачи: 2024 - Особенности составления пересказов с использованием опор различных типов у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи II - III уровня
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4400 р. Год сдачи: 2019 - ОСОБЕННОСТИ СОСТАВЛЕНИЯ ПОВЕСТВОВАТЕЛЬНЫХ РАССКАЗОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ОПОРЫ НА РАЗЛИЧНЫЕ ВИДЫ РИСОВАНИЯ У ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Магистерская диссертация, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4925 р. Год сдачи: 2017 - ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ОБУЧЕНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ С
ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ СОСТАВЛЕНИЮ ТЕКСТОВ-
ОПИСАНИЙ
Бакалаврская работа, специальное дефектологическое образование . Язык работы: Русский. Цена: 3900 р. Год сдачи: 2016 - ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКА ПОВЕСТВОВАТЕЛЬНОГО
РАССКАЗЫВАНИЯ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ
НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ
МЕТОДА МОДЕЛИРОВАНИЯ
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4920 р. Год сдачи: 2016





