ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ НАУЧНОЙ ЛИЕТАРАТУРЫ 5
1.1. Закономерности формирования фонематического слуха и восприятия
у детей 5
1.2. Психолого-педагогическая характеристика детей с легкой степенью
дизартрии 15
1.3. Проявления фонетико-фонематического недоразвития речи у детей
с легкой степенью дизартрии 28
ГЛАВА 2. КОНСТАТИРУЮЩИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ И АНАЛИЗ ЕГО РЕЗУЛЬТАТОВ 33
2.1. Организация и направления эксперимента 33
2.2. Методика и результаты обследования моторной сферы 34
2.3. Обследование звукопроизношения и анализ его результатов 38
2.4. Результаты обследования фонематического слуха 40
2.5. Результаты обследования звуко-слогового анализа 41
ГЛАВА 3. СИСТЕМА РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ НАВЫКОВ ЗВУКО-СЛОГОВОГО АНАЛИЗА У ДОШКОЛЬНИКОВ С ФОНЕТИКОФОНЕМАТИЧЕСКИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ И ЛЕГКОЙ
СТЕПЕНЬЮ ДИЗАРТРИИ 43
3.1. Анализ научно-методической литературы по принципам и
организации работы по коррекции навыков звуко-слогового анализа у детей с дизартрией 43
3.2. Организация и содержание обучающего эксперимента 46
3.3. Контрольный эксперимент и анализ его результатов 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 57
ПРИЛОЖЕНИЕ 61
Проблема изучения детей с дизартрией, разработки коррекционной работы является актуальной в связи с распространенностью (по данным Архиповой Е. Ф., в группах для детей с общим недоразвитием речи до 50% детей, а в группах с фонетико-фонематическим недоразвитием - до 35% детей имеют легкую степень дизартрии). Дефекты речи при дизартрии многообразны, устойчивы и трудно устраняются.
Клинико-психологические проблемы детей с легкой степенью дизартрии были изучены авторами Е. Ф. Архиповой, Т. Б. Филичевой, Г. В. Чиркиной, О. В. Правдиной, Е. М. Мастюковой, Л. В. Лопатиной и др.
Они отмечали, что обращение к дошкольному возрасту важно, так как в этот период ведется подготовка к обучению. При дизартрии из-за поражения центральной нервной системы происходит недоразвитие моторной сферы. Вследствие этого наблюдаются стойкие, длительно устраняющиеся недостатки звукопроизношения, которые ведут к недоразвитию фонематических процессов и навыков звукослогового анализа (пропускам звуков, перестановкам, невозможности определения количества, последовательности звуков и слогов в слове). В структуре дефекта у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи отмечается несформированность фонетической стороны речи и фонематических процессов, в том числе и звуко-слогового анализа. Предпосылки для письма и чтения формируются через звуко-слоговой анализ.
Поэтому данная проблема является актуальной, так как фонетикофонематическое недоразвитие речи у детей с дизартрией из-за первичного недоразвития моторной сферы в целом приводит к неправильному формированию навыков звукослогового анализа, в период обучения грамоте могут привести к стойкой неуспеваемости по письму и чтению.
Объект исследования - изучение состояния звукослогового анализа у детей с легкой степенью дизартрии.
Предмет исследования - определение направлений и содержания коррекционной работы по формированию навыков звукослогового анализа у детей с легкой степенью дизартрии.
Цель исследования — теоретически обосновать, разработать и апробировать содержание логопедической работы по коррекции навыков звуко-слогового анализа у дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи и легкой степенью дизартрии.
В соответствии с целью, были поставлены следующие задачи исследования:
• изучить научно-методическую литературу по данной проблеме;
• провести констатирующий эксперимент, направленный на выявление механизма и проявлений фонетико-фонематического недоразвития речи у детей с легкой степенью дизартрии;
• спланировать и провести обучающий эксперимент, направленный на формирование навыков звукослогового анализа у детей с фонетикофонематическим недоразвитием речи с легкой степенью дизартрии;
• оценить эффективность коррекционного воздействия.
Проблема изучения сформированное™ умений и навыков звукослогового анализа у дошкольников с ФФНР и легкой степенью дизартрии на логопедических занятиях является очень актуальной на сегодняшний день.
Целью данной работы являлось систематизировать, разработать, теоретически обосновать и апробировать содержание логопедической работы по формированию звуко-слогового анализа у дошкольников с фонетикофонематическим недоразвитием речи на логопедических занятиях. Данная цель была достигнута благодаря решению всех поставленных задач, а именно:
• проанализировать научно-методическую литературу;
• провести констатирующий эксперимент, направленный на выявление специфических особенностей формирования звукового анализа у дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи;
• провести контрольный эксперимент, направленный на динамику коррекционного обучения.
Спланировано содержание логопедической работы для детей изучаемой группы, а также сформулированы выводы по теме исследования.
Анализ литературных данных показал, что звуко-слоговой анализ является основой всей сложной речевой системы, а также позволяет выделять и различать слоги и фонемы, по определению звуко-слогового состава слова. Таким образом, от развития звуко-слогового анализа будет зависеть развитие функций фонематического слуха и восприятия, развитие и формирование фонематической стороны речи, лексико-грамматической стороны речи, навыков овладения чтением и письмом, высших психических функций, личностных качеств и социальной адаптации ребенка.
Экспериментальное изучение было проведено на базе муниципального дошкольного образовательного учреждения Свердловской области "Детский сад №63 компенсирующего вида", в городе Первоуральске. Исследованием было охвачено 10 детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи и легкой степенью дизартрии.
Анализ речевых нарушений проводился с учётом общедидактических принципов: научности; доступности; наглядности; прочности;
воспитывающего характера обучения; индивидуальный подход. Специфические принципы: принцип развития, принцип системности, принцип комплексности, принцип связи речи с другими сторонами психического развития ребенка.
При проведении процедуры обследования опора была сделана на учебно-методическое пособие «Структура и содержание речевой карты» Н. М. Трубниковой. В частности, разделы обследования моторной сферы, фонетической стороны речи, обследования фонематического слуха, обследования звукового и слогового анализа слова. У всех обучающихся из обследуемой группы были выявлены недостатки в моторной сфере, полиморфный дефект звукопроизношения, нарушение фонематического слуха, недостаточная сформированность звукового и слогового анализа.
На основе данных, полученных в ходе констатирующего этапа эксперимента для каждого ребенка была составлена программа коррекционной работы по развитию навыков звуко-слогового анализа. Реализация программы проходила в течение восьми недель в форме индивидуальных и фронтальных занятий. По итогам обучающего этапа эксперимента был проведён контрольный этап эксперимента, который позволил установить положительную динамику у испытуемых.
Обучающиеся стали более уверенно и верно выполнять предложенные задания, у них улучшилась моторная сфера, фонематический слух и звукопроизношение.
Уровень развития звуко-слогового анализа стал значительно выше. На данном этапе работа по развитию звуко-слогового анализа еще не закончена, поэтому необходимо продолжать работу с дошкольниками с фонетикофонематическим недоразвитием речи и легкой степенью дизартрии в этом направлении. Результаты, полученные в ходе работы, можно применить в коррекционном и учебно-воспитательном процессе с целью формирования и развития звуко-слогового анализа у детей дошкольного возраста с фонетикофонематическим недоразвитием речи.
Перспективой дальнейшей разработки проблемы является составление перспективно-тематического плана и системы занятий по коррекции звукослогового анализа у детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи и легкой степенью дизартрии.
1. Архипова, Е. Ф. Псевдобульбарная дизартрия у детей [Текст] — М. : Астрель, 2007. — 331 с.
2. Архипова, Е. Ф. Стертая дизартрия у детей [Текст] : учеб. пособие / Е. Ф. Архипова. - М. : Астрель, 2006. - 319 с.
3. Белова-Давид, Р. А. К вопросу систематизации речевых
расстройств у детей [Текст] / Р. А. Белова-Давид. — М. : Просвещение, 1969.
• 25 с.
4. Винарская, Е. Н. Раннее речевое развитие ребёнка и проблемы дефектологии [Текст] / Е. Н. Винарская. — М. : Просвещение, 1987. — 223 с.
5. Волкова, Л. С. Логопедия [Текст] / Л. С. Волкова, Р. И. Лалаева, Е. М. Мастюкова ; под ред. Л. С. Волковой. — М. : ВЛАДОС, 2008. — 680 с.
6. Гвоздев, А. Н. Вопросы изучения детской речи [Текст] / А. Н. Гвоздев. - М. : Просвещение, 1980. - 480 с.
7. Горелов, И. Н., Седов, К. Ф. Основы психолингвистики [Текст] : учеб. пособие / И. Н. Горелов, К. Ф. Седов. - М.: Лабиринт, 1997. - 224 с.
8. Жинкин, Н. И. Механизмы речи [Текст] / Н. И. Жинкин. - М. : АПН РСФСР, 1958. - 378 с.
9. Иншакова, О. Б. Альбом для логопеда [Текст] / О. Б. Иншакова.
• М. : ВЛАДОС, 2008. — 279 с.
10. Колесникова, Е. В. Развитие фонематического слуха у дошкольников [Текст] / Е. В. Колесникова. — М. : Гном и Д, 2000. — 15 с.
11. Крупенчук, О. И., Воробьева Т. А. Исправляем произношение [Текст] : Комплексная методика коррекции артикуляционных расстройств. /
O. И. Крупенчук, Т. А. Воробьева. — СПб. : Литера, 2009. — 42 с.
12. Левина, Р. Е. Основы теории и практики логопедии [Текст] /
P. Е. Левина. — М. : Просвещение, 1968. — 144 с.
13. Леонтьев, А. Н. К теории развития психики ребенка [Текст] / А. Н. Леонтьев. - М. : АПН РСФСР, 1959. - 584 с.
14. Логопедические упражнения [Текст] / Т. А. Ткаченко — М. : Эксмо, 2014. — 88 с.
15. Логопедия [Текст] учеб. для студ. дефектол. фак. пед. высш. учеб. заведений/ под ред. К. П. Беккер, М. Совак. — М. : Просвещение, 1983. — 267 с...