Формирование навыков звукослогового анализа у дошкольников с фонетико - фонематическим недоразвитием речи и легкой степенью дизартрии
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ НАУЧНОЙ ЛИЕТАРАТУРЫ 5
1.1. Закономерности формирования фонематического слуха и восприятия
у детей 5
1.2. Психолого-педагогическая характеристика детей с легкой степенью
дизартрии 15
1.3. Проявления фонетико-фонематического недоразвития речи у детей
с легкой степенью дизартрии 28
ГЛАВА 2. КОНСТАТИРУЮЩИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ И АНАЛИЗ ЕГО РЕЗУЛЬТАТОВ 33
2.1. Организация и направления эксперимента 33
2.2. Методика и результаты обследования моторной сферы 34
2.3. Обследование звукопроизношения и анализ его результатов 38
2.4. Результаты обследования фонематического слуха 40
2.5. Результаты обследования звуко-слогового анализа 41
ГЛАВА 3. СИСТЕМА РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ НАВЫКОВ ЗВУКО-СЛОГОВОГО АНАЛИЗА У ДОШКОЛЬНИКОВ С ФОНЕТИКОФОНЕМАТИЧЕСКИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ И ЛЕГКОЙ
СТЕПЕНЬЮ ДИЗАРТРИИ 43
3.1. Анализ научно-методической литературы по принципам и
организации работы по коррекции навыков звуко-слогового анализа у детей с дизартрией 43
3.2. Организация и содержание обучающего эксперимента 46
3.3. Контрольный эксперимент и анализ его результатов 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 57
ПРИЛОЖЕНИЕ 61
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ НАУЧНОЙ ЛИЕТАРАТУРЫ 5
1.1. Закономерности формирования фонематического слуха и восприятия
у детей 5
1.2. Психолого-педагогическая характеристика детей с легкой степенью
дизартрии 15
1.3. Проявления фонетико-фонематического недоразвития речи у детей
с легкой степенью дизартрии 28
ГЛАВА 2. КОНСТАТИРУЮЩИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ И АНАЛИЗ ЕГО РЕЗУЛЬТАТОВ 33
2.1. Организация и направления эксперимента 33
2.2. Методика и результаты обследования моторной сферы 34
2.3. Обследование звукопроизношения и анализ его результатов 38
2.4. Результаты обследования фонематического слуха 40
2.5. Результаты обследования звуко-слогового анализа 41
ГЛАВА 3. СИСТЕМА РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ НАВЫКОВ ЗВУКО-СЛОГОВОГО АНАЛИЗА У ДОШКОЛЬНИКОВ С ФОНЕТИКОФОНЕМАТИЧЕСКИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ И ЛЕГКОЙ
СТЕПЕНЬЮ ДИЗАРТРИИ 43
3.1. Анализ научно-методической литературы по принципам и
организации работы по коррекции навыков звуко-слогового анализа у детей с дизартрией 43
3.2. Организация и содержание обучающего эксперимента 46
3.3. Контрольный эксперимент и анализ его результатов 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 57
ПРИЛОЖЕНИЕ 61
Проблема изучения детей с дизартрией, разработки коррекционной работы является актуальной в связи с распространенностью (по данным Архиповой Е. Ф., в группах для детей с общим недоразвитием речи до 50% детей, а в группах с фонетико-фонематическим недоразвитием - до 35% детей имеют легкую степень дизартрии). Дефекты речи при дизартрии многообразны, устойчивы и трудно устраняются.
Клинико-психологические проблемы детей с легкой степенью дизартрии были изучены авторами Е. Ф. Архиповой, Т. Б. Филичевой, Г. В. Чиркиной, О. В. Правдиной, Е. М. Мастюковой, Л. В. Лопатиной и др.
Они отмечали, что обращение к дошкольному возрасту важно, так как в этот период ведется подготовка к обучению. При дизартрии из-за поражения центральной нервной системы происходит недоразвитие моторной сферы. Вследствие этого наблюдаются стойкие, длительно устраняющиеся недостатки звукопроизношения, которые ведут к недоразвитию фонематических процессов и навыков звукослогового анализа (пропускам звуков, перестановкам, невозможности определения количества, последовательности звуков и слогов в слове). В структуре дефекта у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи отмечается несформированность фонетической стороны речи и фонематических процессов, в том числе и звуко-слогового анализа. Предпосылки для письма и чтения формируются через звуко-слоговой анализ.
Поэтому данная проблема является актуальной, так как фонетикофонематическое недоразвитие речи у детей с дизартрией из-за первичного недоразвития моторной сферы в целом приводит к неправильному формированию навыков звукослогового анализа, в период обучения грамоте могут привести к стойкой неуспеваемости по письму и чтению.
Объект исследования - изучение состояния звукослогового анализа у детей с легкой степенью дизартрии.
Предмет исследования - определение направлений и содержания коррекционной работы по формированию навыков звукослогового анализа у детей с легкой степенью дизартрии.
Цель исследования — теоретически обосновать, разработать и апробировать содержание логопедической работы по коррекции навыков звуко-слогового анализа у дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи и легкой степенью дизартрии.
В соответствии с целью, были поставлены следующие задачи исследования:
• изучить научно-методическую литературу по данной проблеме;
• провести констатирующий эксперимент, направленный на выявление механизма и проявлений фонетико-фонематического недоразвития речи у детей с легкой степенью дизартрии;
• спланировать и провести обучающий эксперимент, направленный на формирование навыков звукослогового анализа у детей с фонетикофонематическим недоразвитием речи с легкой степенью дизартрии;
• оценить эффективность коррекционного воздействия.
Клинико-психологические проблемы детей с легкой степенью дизартрии были изучены авторами Е. Ф. Архиповой, Т. Б. Филичевой, Г. В. Чиркиной, О. В. Правдиной, Е. М. Мастюковой, Л. В. Лопатиной и др.
Они отмечали, что обращение к дошкольному возрасту важно, так как в этот период ведется подготовка к обучению. При дизартрии из-за поражения центральной нервной системы происходит недоразвитие моторной сферы. Вследствие этого наблюдаются стойкие, длительно устраняющиеся недостатки звукопроизношения, которые ведут к недоразвитию фонематических процессов и навыков звукослогового анализа (пропускам звуков, перестановкам, невозможности определения количества, последовательности звуков и слогов в слове). В структуре дефекта у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи отмечается несформированность фонетической стороны речи и фонематических процессов, в том числе и звуко-слогового анализа. Предпосылки для письма и чтения формируются через звуко-слоговой анализ.
Поэтому данная проблема является актуальной, так как фонетикофонематическое недоразвитие речи у детей с дизартрией из-за первичного недоразвития моторной сферы в целом приводит к неправильному формированию навыков звукослогового анализа, в период обучения грамоте могут привести к стойкой неуспеваемости по письму и чтению.
Объект исследования - изучение состояния звукослогового анализа у детей с легкой степенью дизартрии.
Предмет исследования - определение направлений и содержания коррекционной работы по формированию навыков звукослогового анализа у детей с легкой степенью дизартрии.
Цель исследования — теоретически обосновать, разработать и апробировать содержание логопедической работы по коррекции навыков звуко-слогового анализа у дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи и легкой степенью дизартрии.
В соответствии с целью, были поставлены следующие задачи исследования:
• изучить научно-методическую литературу по данной проблеме;
• провести констатирующий эксперимент, направленный на выявление механизма и проявлений фонетико-фонематического недоразвития речи у детей с легкой степенью дизартрии;
• спланировать и провести обучающий эксперимент, направленный на формирование навыков звукослогового анализа у детей с фонетикофонематическим недоразвитием речи с легкой степенью дизартрии;
• оценить эффективность коррекционного воздействия.
Проблема изучения сформированное™ умений и навыков звукослогового анализа у дошкольников с ФФНР и легкой степенью дизартрии на логопедических занятиях является очень актуальной на сегодняшний день.
Целью данной работы являлось систематизировать, разработать, теоретически обосновать и апробировать содержание логопедической работы по формированию звуко-слогового анализа у дошкольников с фонетикофонематическим недоразвитием речи на логопедических занятиях. Данная цель была достигнута благодаря решению всех поставленных задач, а именно:
• проанализировать научно-методическую литературу;
• провести констатирующий эксперимент, направленный на выявление специфических особенностей формирования звукового анализа у дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи;
• провести контрольный эксперимент, направленный на динамику коррекционного обучения.
Спланировано содержание логопедической работы для детей изучаемой группы, а также сформулированы выводы по теме исследования.
Анализ литературных данных показал, что звуко-слоговой анализ является основой всей сложной речевой системы, а также позволяет выделять и различать слоги и фонемы, по определению звуко-слогового состава слова. Таким образом, от развития звуко-слогового анализа будет зависеть развитие функций фонематического слуха и восприятия, развитие и формирование фонематической стороны речи, лексико-грамматической стороны речи, навыков овладения чтением и письмом, высших психических функций, личностных качеств и социальной адаптации ребенка.
Экспериментальное изучение было проведено на базе муниципального дошкольного образовательного учреждения Свердловской области "Детский сад №63 компенсирующего вида", в городе Первоуральске. Исследованием было охвачено 10 детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи и легкой степенью дизартрии.
Анализ речевых нарушений проводился с учётом общедидактических принципов: научности; доступности; наглядности; прочности;
воспитывающего характера обучения; индивидуальный подход. Специфические принципы: принцип развития, принцип системности, принцип комплексности, принцип связи речи с другими сторонами психического развития ребенка.
При проведении процедуры обследования опора была сделана на учебно-методическое пособие «Структура и содержание речевой карты» Н. М. Трубниковой. В частности, разделы обследования моторной сферы, фонетической стороны речи, обследования фонематического слуха, обследования звукового и слогового анализа слова. У всех обучающихся из обследуемой группы были выявлены недостатки в моторной сфере, полиморфный дефект звукопроизношения, нарушение фонематического слуха, недостаточная сформированность звукового и слогового анализа.
На основе данных, полученных в ходе констатирующего этапа эксперимента для каждого ребенка была составлена программа коррекционной работы по развитию навыков звуко-слогового анализа. Реализация программы проходила в течение восьми недель в форме индивидуальных и фронтальных занятий. По итогам обучающего этапа эксперимента был проведён контрольный этап эксперимента, который позволил установить положительную динамику у испытуемых.
Обучающиеся стали более уверенно и верно выполнять предложенные задания, у них улучшилась моторная сфера, фонематический слух и звукопроизношение.
Уровень развития звуко-слогового анализа стал значительно выше. На данном этапе работа по развитию звуко-слогового анализа еще не закончена, поэтому необходимо продолжать работу с дошкольниками с фонетикофонематическим недоразвитием речи и легкой степенью дизартрии в этом направлении. Результаты, полученные в ходе работы, можно применить в коррекционном и учебно-воспитательном процессе с целью формирования и развития звуко-слогового анализа у детей дошкольного возраста с фонетикофонематическим недоразвитием речи.
Перспективой дальнейшей разработки проблемы является составление перспективно-тематического плана и системы занятий по коррекции звукослогового анализа у детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи и легкой степенью дизартрии.
Целью данной работы являлось систематизировать, разработать, теоретически обосновать и апробировать содержание логопедической работы по формированию звуко-слогового анализа у дошкольников с фонетикофонематическим недоразвитием речи на логопедических занятиях. Данная цель была достигнута благодаря решению всех поставленных задач, а именно:
• проанализировать научно-методическую литературу;
• провести констатирующий эксперимент, направленный на выявление специфических особенностей формирования звукового анализа у дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи;
• провести контрольный эксперимент, направленный на динамику коррекционного обучения.
Спланировано содержание логопедической работы для детей изучаемой группы, а также сформулированы выводы по теме исследования.
Анализ литературных данных показал, что звуко-слоговой анализ является основой всей сложной речевой системы, а также позволяет выделять и различать слоги и фонемы, по определению звуко-слогового состава слова. Таким образом, от развития звуко-слогового анализа будет зависеть развитие функций фонематического слуха и восприятия, развитие и формирование фонематической стороны речи, лексико-грамматической стороны речи, навыков овладения чтением и письмом, высших психических функций, личностных качеств и социальной адаптации ребенка.
Экспериментальное изучение было проведено на базе муниципального дошкольного образовательного учреждения Свердловской области "Детский сад №63 компенсирующего вида", в городе Первоуральске. Исследованием было охвачено 10 детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи и легкой степенью дизартрии.
Анализ речевых нарушений проводился с учётом общедидактических принципов: научности; доступности; наглядности; прочности;
воспитывающего характера обучения; индивидуальный подход. Специфические принципы: принцип развития, принцип системности, принцип комплексности, принцип связи речи с другими сторонами психического развития ребенка.
При проведении процедуры обследования опора была сделана на учебно-методическое пособие «Структура и содержание речевой карты» Н. М. Трубниковой. В частности, разделы обследования моторной сферы, фонетической стороны речи, обследования фонематического слуха, обследования звукового и слогового анализа слова. У всех обучающихся из обследуемой группы были выявлены недостатки в моторной сфере, полиморфный дефект звукопроизношения, нарушение фонематического слуха, недостаточная сформированность звукового и слогового анализа.
На основе данных, полученных в ходе констатирующего этапа эксперимента для каждого ребенка была составлена программа коррекционной работы по развитию навыков звуко-слогового анализа. Реализация программы проходила в течение восьми недель в форме индивидуальных и фронтальных занятий. По итогам обучающего этапа эксперимента был проведён контрольный этап эксперимента, который позволил установить положительную динамику у испытуемых.
Обучающиеся стали более уверенно и верно выполнять предложенные задания, у них улучшилась моторная сфера, фонематический слух и звукопроизношение.
Уровень развития звуко-слогового анализа стал значительно выше. На данном этапе работа по развитию звуко-слогового анализа еще не закончена, поэтому необходимо продолжать работу с дошкольниками с фонетикофонематическим недоразвитием речи и легкой степенью дизартрии в этом направлении. Результаты, полученные в ходе работы, можно применить в коррекционном и учебно-воспитательном процессе с целью формирования и развития звуко-слогового анализа у детей дошкольного возраста с фонетикофонематическим недоразвитием речи.
Перспективой дальнейшей разработки проблемы является составление перспективно-тематического плана и системы занятий по коррекции звукослогового анализа у детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи и легкой степенью дизартрии.
Подобные работы
- Подготовка к обучению грамоте дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи и легкой степени дизартрии
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4310 р. Год сдачи: 2019 - Коррекция нарушений звукопроизношений у старших дошкольников с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии в структуре преодоления фонетико-фонематического недоразвития речи
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4210 р. Год сдачи: 2022 - Логопедическая работа по формированию навыков звукового анализа у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня
Магистерская диссертация, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4965 р. Год сдачи: 2021 - Логопедическая работа по формированию навыков самоконтроля речи у старших дошкольников с дизартрией в условиях логопункта
Магистерская диссертация, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4930 р. Год сдачи: 2022 - Развитие фонематических процессов в структуре преодоления общего недоразвития речи III уровня у младших школьников средствами игротерапии
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2021 - Использование дидактических игр в работе по формированию фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста с псевдобульбарной дизартрией
Дипломные работы, ВКР, специальное дефектологическое образование . Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2020





