Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Коррекция псевдобульбарной дизартрии у детей старшего дошкольного возраста

Работа №98735

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

специальное дефектологическое образование

Объем работы61
Год сдачи2018
Стоимость5500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
148
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ НАУЧНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ВОПРОСУ КОРРЕКЦИИ ПСЕВДОБУЛЬБАРНОЙ ДИЗАРТРИИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 7
1.1. Онтогенез устной речи детей дошкольного возраста 7
1.2. Клинико-психолого-педагогическая характеристика детей старшего
дошкольного возраста с псевдобульбарной дизартрией 14
1.3. Характеристика устной речи у детей старшего дошкольного возраста с
псевдобульбарной дизартрией 17
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ МОТОРНОЙ СФЕРЫ И РЕЧЕВЫХ ФУНКЦИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ПСЕВДОБУЛЬБАРНОЙ ДИЗАРТРИЕЙ 23
2.1. Цель, задачи и методики исследования моторной сферы и речевых
функций у детей старшего дошкольного возраста с псевдобульбарной дизартрией 23
2.2. Анализ результатов исследования моторной сферы у детей старшего
дошкольного возраста с псевдобульбарной дизартрией 25
2.3. Анализ результатов исследования речевых функций у детей старшего
дошкольного возраста с псевдобульбарной дизартрией 29
ГЛАВА 3. ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО КОРРЕКЦИИ ПСЕВДОБУЛЬБАРНОЙ ДИЗАРТРИИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 36
3.1. Принципы и организация логопедической работы по коррекции
псевдобульбарной дизартрии у детей старшего дошкольного возраста 36
3.2. Содержание логопедической работы по коррекции псевдобульбарной
дизартрии у детей старшего дошкольного возраста 39
3.3. Контрольный эксперимент и анализ его результатов 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 56

В настоящее время актуальным остается вопрос исследования псевдобульбарной дизартрии, так как среди всех речевых патологий именно псевдобульбарная дизартрия является наиболее распространенной и часто встречающейся формой дизартрии у детей дошкольного возраста. [45, 46]
Это обусловлено тем, что в пренатальный, натальный и постнатальный периоды отмечается высокий процент возникновения различных органических патологий нервной системы (в результате энцефалита, родовых травм, опухолей, интоксикации и др.). В период беременности часто встречается патология вынашивания, в период родов - родовые травмы.
При наличии органического поражения мозга у ребенка возникает псевдобульбарный паралич или парез, обусловленный поражением проводящих путей, идущих от коры головного мозга к ядрам языкоглоточного, блуждающего и подъязычного нервов.
Вопросом изучения псевдобульбарной дизартрии занимались такие ученые как: О.В. Правдина, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина и др.
Псевдобульбарная дизартрия проявляется в нарушении фонетической стороны речи, обусловленном поражением проводящих путей черепно­мозговых нервов. В большей степени страдает моторная сфера, наблюдается расстройство произвольных движений и действий.
Отмечается взаимосвязь между степенью тяжести и характером пораже­ния двигательной сферы.
Следует отметить, что первичными в структуре дефекта при псевдобульбарной дизартрии являются - нарушения моторной сферы, которые обусловлены первичной патологией ЦНС (нарушения регуляции мышечного тонуса, парезы, параличи, гиперкинезы, синкинезии). Следовательно, первично страдает артикуляционная моторика, звукопроизношение и просодическая сторона речи. Вторичными
нарушениями в структуре дефекта при псевдобульбарной дизартрии являются - недоразвитие фонематических процессов и лексико­грамматической стороны речи.
Нарушения речи и моторной сферы оказывают задерживающее влияние на общее развитие и характер детей: они становятся застенчивыми, малообщительными, нерешительными, пассивными, выключенными из детского коллектива, так как произношение, хотя и улучшается с возрастом, остается резко отстающим, причем страдает не только звукопроизношение, но и другие звуковые компоненты речи: голос, темп, ритм, интонация. Словом, речевое развитие при псевдобульбарной дизартрии идет все время дисгармонично - ее звуковая сторона находится в явном несоответствии с другими сторонами речи. [36]
Поэтому логопедическая работа по коррекции псевдобульбарной дизартрии у детей старшего дошкольного возраста должна базироваться на знании структуры речевого дефекта, механизмов нарушения общей и речевой моторики, учете личностных особенностей детей.
Проблема исследования - поиск научно обоснованных путей коррекции псевдобульбарной дизартрии у детей старшего дошкольного возраста.
На основе анализа актуальности и проблемы исследования нами была сформулирована тема исследования: «Коррекции псевдобульбарной
дизартрии у детей старшего дошкольного возраста».
Объект исследования - устная речь у детей старшего дошкольного возраста с псевдобульбарной дизартрией.
Предмет исследования - содержание логопедической работы по коррекции псевдобульбарной дизартрии у детей старшего дошкольного возраста.
Целью исследования является теоретически обосновать и апробировать содержание работы по коррекции псевдобульбарной дизартрии у детей старшего дошкольного возраста.
Для реализации данной цели выдвигаются следующие задачи:
1. Изучение научной и методической литературы по вопросу коррекции псевдобульбарной дизартрии у детей старшего дошкольного возраста.
2. Проведение констатирующего эксперимента, направленного на исследование моторной сферы и речевых функций у детей старшего дошкольного возраста с псевдобульбарной дизартрией.
3. Проведение формирующего эксперимента, направленного на осуществление коррекции псевдобульбарной дизартрии у детей старшего дошкольного возраста.
4. Проведение контрольного эксперимента, с целью изучения эффективности логопедической работы по коррекции псевдобульбарной дизартрии у детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования - предположим, что логопедическая работа позволит более эффективную коррекцию псевдобульбарной дизартрии, если:
• выявить специфику неречевых и речевых нарушений у детей с псевдобульбарной дизартрией;
• организовать коррекционную работу по преодолению нарушений моторной сферы и речевых функций;
• применять разнообразные задания и упражнения по формированию моторной сферы, такие как различные виды пальчиковых игр, движения с мелкими предметами и т.д.;
Методологическими основами исследования явились:
• теория о первичной и вторичной природе дефекта Л.С. Выготского;
• системный подход к анализу речевых нарушений Р.Е. Левиной;
• о взаимосвязи между состоянием речи и моторной сферы ребенка В. М. Бехтерев, М. М. Кольцова;
• о коррекционной направленности учебно-воспитательного процесса Ж. И. Шиф, Т. А. Власова, В. И. Лубовский, Т. М. Дульнев, В. Г. Петрова, А.
С. Белкин, В. В. Коркунов.
Методы исследования определялись в соответствии с целью и задачами исследования. В работе использовались следующие теоретические и практические методы исследования:
• изучение научной и методической литературы по проблеме исследования;
• анализ и обобщение данных, полученных в ходе педагогического эксперимента;
• проведение педагогического эксперимента: констатирующего,
формирующего и контрольного;
• беседа;
Элемент новизны состоит в том, что на основе методических рекомендаций подобраны упражнения и задания для преодоления нарушений моторной сферы и речевых функций при коррекции псевдобульбарной дизартрии.
База исследования - МБДОУ - детский сад комбинированного вида № 376 г. Екатеринбурга.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, 3 глав, заключения, списка источников и литературы, приложения.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Анализ научной и методической литературы по вопросу коррекции псевдобульбарной дизартрии у детей старшего дошкольного возраста показал, что псевдобульбарная дизартрия - это нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата.
Ведущим дефектом при псевдобульбарной дизартрии является нарушение звукопроизносительной и просодической стороны речи, связанное с органическим поражением центральной и периферической нервной систем. Нарушения звукопроизношения при псевдобульбарной дизартрии проявляются в разной степени и зависят от характера и тяжести поражения нервной системы. В легких случаях имеются отдельные искажения звуков, «смазанная речь», в более тяжелых — наблюдаются искажения, замены и пропуски звуков, страдает темп, выразительность, модуляция, в целом произношение становится невнятным.
Для псевдобульбарной дизартрии характерны нарушения артикуляционной моторики и речевого дыхания, которые проявляются рядом признаков. Нарушение артикуляционной моторики при псевдобульбарной дизартрии является результатом ограничения подвижности артикуляционных мышц, которое усиливается нарушениями мышечного тонуса, наличием непроизвольных движений (гиперкинезов, тремора) и дискоординационными расстройствами.
Дети с псевдобульбарной дизартрией по своей клинико­психологической характеристике представляют крайне неоднородную группу.
В дошкольном возрасте дети с псевдобульбарной дизартрией двигательно беспокойны, склонны к раздражительности, колебаниям настроения, суетливости, часто проявляют грубость, непослушание. Двигательное беспокойство усиливается при утомлении, некоторые склонны к реакциям истероидного типа: бросаются на пол и кричат, добиваясь желаемого. Другие пугливы, заторможены в новой обстановке, плохо к ней приспосабливаются, избегают трудностей.
Методики коррекции псевдобульбарной дизартрии у детей старшего дошкольного описаны в работах таких ученых как: А. Г. Ипполитовой, О. В. Правдиной, Е. М. Мастюковой, Г. В. Чиркиной, И. И. Панченко и др.
Далее было проведено констатирующее исследование с целью выявления особенностей моторной сферы и речевых функций у детей с псевдобульбарной дизартрии. В констатирующем исследовании принимало участие 10 детей, в возрасте 6 - 7 лет, с диагнозом: псевдобульбарная дизартрия.
На основе данных констатирующего исследования нами была выявлена специфика нарушений моторной сферы у детей с псевдобульбарной дизартрией: нарушение двигательной памяти, нарушение переключения с одного движения на другое, нарушение статической и динамической координации движений, нарушение ритмического чувства, напряженность, скованностью движений в мелкой моторике пальцев рук, нарушения двигательных функций артикуляционного аппарата, тремор языка, наличие содружественных движений, недостаточный диапазон движений, поиск артикуляционной позы, недифференцированность движений.
Все эти нарушения моторной сферы в свою очередь влияют на состояние речевых функций. Что подтверждается выявленными нарушениями в речевой сфере, а именно: нарушение произношения звуков позднего онтогенеза. Недостаточная сформированность функций фонематического слуха, в свою очередь, ведет к проблемам овладения навыками звукового анализа слов. Данные результатов обследования это подтверждают. У 100% детей были обнаружены затруднения в овладении навыками звукового анализа слов. Следовательно, страдает понимание речи: отмечаются трудности в понимании инверсионных и сравнительных конструкций, трудности в понимании падежных окончаний существительных. Активный словарь в свою очередь, характеризуется недостаточным объемом. Вследствие чего, страдает как словообразование, а именно образование уменьшительной формы существительного, образование прилагательных от существительных, так и словоизменение, а именно употребление существительного единственного и множественного числа, образование форм родительного падежа множественного числа существительных, преобразование единственного числа имен существительных во множественное.
На основе выявленных нарушений моторной сферы и речевых функций у детей с псевдобульбарной дизартрией в ходе констатирующего исследования нами было представлено содержание логопедической работы по коррекции псевдобульбарной дизартрии у детей старшего дошкольного возраста. Были выделены следующие направления работы:
1. Нормализация мышечного тонуса.
2. Развитие моторной сферы (общей и мелкой моторики, артикуляционной моторики).
3. Работа по формированию правильного дыхания.
4. Развитие фонетической и фонематической стороны речи.
5. Развитие лексико-грамматической стороны речи.
Так же были разработаны перспективные планы индивидуальной коррекционной работы для каждого ребенка.
По окончанию формирующего эксперимента нами было проведено контрольное исследование, целью которого явилось определение эффективности подобранной логопедической работы, направленной на коррекцию псевдобульбарной дизартрии у детей старшего дошкольного возраста.
Результаты контрольного исследования подтвердили эффективность подобранной логопедической работы.


1. Архипова, Е. Ф. Стертая дизартрия у детей [Текст] : учеб. пособие для студентов вузов / Е. Ф. Архипова. — М. : АСТ : Астрель, 2007. — 320 с. : ил.
2. Безубцева, Г. В. Развиваем руку ребенка, готовимся к рисованию и письму [Текст] : Конспекты занятий с играми и упражнениями по развитию мелкой моторики и графических навыков у детей 5-7 лет / Г.В. Безубцева, Т.Н. Андриевская. - М. : Издательство ГНОМиД, 2003 - 120 с.
3. Белая, А. Е. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников [Текст] : Пособие для родителей и педагогов / А.Е. Белая, В.И. Мирясова - М. : ООО «Издательство Астрель», ООО «Издательство АСТ», 2002 - с. 46 : ил.
4. Бельтюков, В. И. Взаимодействие анализаторов в процессе восприятия и усвоения устной речи (в норме и патологии) [Текст] / В. И. Бельтюков. — М. : Педагогика, 1977. — 176 с.
5. Белякова, Л. И. Логопедия. Дизартрия [Текст] / Л.И. Белякова, Н.Н. Волоскова. — М. : Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2009. — 287 с.
6. Белякова, Л. И. Логопедия. Заикание [Текст] : учеб.пособие для студентов пед.вузов. — М. : В.Секачев: Эксмо-Пресс, 2001. — 320 с.
7. Богомолова, А. И. - Нарушение произношения у детей [Текст] / А. И. Богомолова. — М. : Просвещение. - 1979. - 208 с.
8. Большакова, С. Е. Формирование мелкой моторики рук [Текст] : Игры
и упражнения. / С. Е. Большакова. — М. : ТЦ Сфера, 2008. — 64 с. -
(Логопед в ДОУ).
9. Бородич, А. М. Методика развития речи детей [Текст] / А. М. Бородич.
- М. : Просвещение, 1981. - 256 с.
10. Борозинец Н. М., Шеховцова Т. С. Логопедические технологии [Текст] : Учебно-методическое пособие / Н. М. Борозинец, Т. С. Шеховцева - Ставрополь, 2008. - 224 с.
11. Вакуленко, Л. С. Коррекция нарушений звукопроизношения у детей: справочник начинающего логопеда [Текст] : Учебно-методическое пособие. / Л. С. Вакуленко — СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012. — 128 с.
12. Винарская, Е. Н. раннее речевое развитие ребенка и проблемы дефектологии. [Текст] / Е. Н. Винарская. - М. : Просвещение. - 1987. - 160 с.
13. Волкова, Л. С. Логопедия. [Текст] / Л. С. Волкова. - М. : ВЛАДОС. - 2008. - 703 с.
14. Волосовец, Т. В. Основы логопедии [Текст] : уч. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Н. В. Горина, Н. И. Зверева и др.; Под ред. Т. В. Волосовец. - М. : Издательский центр «Академия», 2000. - 200 с.
15. Гвоздев, А. Н. Вопросы изучения детской речи. [Текст] / А. Н. Гвоздев. - СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС. - 2007. - 472 с...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ