ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ, ИЗУЧЕНИЯ И КОРРЕКЦИИ ПРОИЗНОСИТЕЛЬНОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У
СЛАБОСЛЫШАЩИХ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 7
1.1. Онтогенез произносительной стороны речи у детей в норме 7
1.2. Роль речеслухового анализатора в развитии произносительной стороны
речи 26
1.3. Онтогенез произносительной стороны речи у слабослышащих младших
школьников 32
1.4. Психолого-педагогическая характеристика слабослышащих младших
школьников 40
ГЛАВА 2. КОНСТАТИРУЮЩИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ И ЕГО АНАЛИЗ 48
2.1. Методика обследования слуховой функции 48
2.2. Методика обследования произносительной стороны речи 53
2.3. Методика обследования фонематических процессов 56
2.4. Методика обследования моторных функций 57
2.5. Анализ результатов констатирующего эксперимента 58
ГЛАВА 3. ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО КОРРЕКЦИИ ПРОИЗНОСИТЕЛЬНОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У СЛАБОСЛЫШАЩИХ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 85
3.1. Теоретическое обоснование коррекции произносительной стороны
речи у слабослышащих младших школьников 85
3.2. содержание логопедической работы по коррекции произносительной
стороны речи у слабослышащих младших школьников 93
3.3. Контрольный эксперимент 107
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 111
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 114
Данные Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) свидетельствуют об увеличении рождаемости детей с нарушениями слуховой функции. Так в 2002 году число детей с нарушениями слуха составляло - 250 млн. человек, в 2008 году 278 млн. человек. По прогнозам ВОЗ к 2020 году число детей, имеющих нарушение слуховой функции, увеличится на 30 %.
Слуховой анализатор играет большую роль в развитии всех сторон речи, в частности произносительной. По мнению исследователей,
Ф. А. Рау, Ф. Ф. Рау, В. И. Бельтюкова, К. А. Волковой, Н. Ф. Слезиной нарушение слуховой функции оказывает неблагоприятное влияние на развитие всех структурных компонентов языка [16].
Помимо коммуникативной функции, речь служит базой для развития мышления, способствует возможности планирования и регуляции деятельности ребенка, организации всей его психической жизни, оказывает влияние на развитие личности в целом.
Таким образом, у слабослышащих обучающихся из-за ограничения слуховой функции и дефектов произносительной стороны речи, будет снижена коммуникативная и регуляторная деятельность, нарушено развитие всех психических процессов.
По данным ученых-сурдопедагогов: Р. М. Боскис, Л. В. Неймана,
Т. В. Розановой, И. М. Соловьева нарушение слуха неблагоприятно влияет на речевое и психическое развитие ребенка [11]. Так, у слабослышащих обучающихся вследствие ограничения слуховой функции нарушаются все стороны речевого развития, и как следствие психические процессы.
В сурдопедагогике особое внимание уделяется обучению правильному произношению слабослышащих младших школьников как важному средству общения с окружающими. Исследователи: Ф. Ф. Рау, Н. Ф. Слезина,
Н. Д. Шматко отмечают важность влияния произносительной стороны речи на взаимодействие с окружающими людьми [54]. Таким образом, необходимо, чтобы произношение слабослышащего ребенка было достаточно членораздельным и доступным для понимания.
Для своевременного и полноценного развития произношения большое значение имеет состояние слухового анализатора. Слушая речь окружающих, дети имеют возможность контролировать собственную речь. Таким образом, они усваивают правильное звукопроизношение и лексико-грамматический строй языка. В дальнейшем слух имеет большое значение для успешного овладения чтением и письмом. У слабослышащих обучающихся вследствие ограничения слухового восприятия нарушается лексико-грамматическая сторона речи, это в свою очередь вызывает нарушения письменной речи.
Все вышеперечисленные особенности приводят к неподготовленности к школьному обучению, так как у слабослышащих младших школьников снижается познавательная, коммуникативная и регуляторная деятельность, нарушается понятийное мышление, страдают все структурные компоненты языка, в частности звукопроизношение.
Исследователи: Ф. А. Рау, Ф. Ф. Рау, В. И. Бельтюков, К. А. Волкова, Н. Ф. Слезина говорят о том, что правильное произношение является значимым условием для полноценного общения с окружающими, базой для овладения всеми структурными компонентами языка, базой для развития всех психических процессов [54]. По мнению Ф. Ф. Рау, формирование у слабослышащих обучающихся правильного звукопроизношения позволяет обеспечить усвоение необходимого словарного запаса, грамматического строя языка, навыков восприятия устной речи и произношения, навыков общения с окружающими людьми с помощью устного слова [55]. Таким образом, коррекция произносительной стороны речи у слабослышащих младших школьников является актуальной проблемой.
Цель исследования: разработать, теоретически обосновать и
апробировать содержание логопедической работы по формированию произносительной стороны речи у слабослышащих младших школьников.
Объект исследования: произносительная сторона речи
слабослышащих младших школьников.
Предмет исследования: процесс формирования произносительной стороны речи у слабослышащих младших школьников.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что в формировании произносительной стороны речи большую роль играет речеслуховой анализатор, поэтому коррекционное обучение по формированию правильного звукопроизношения будет более эффективным если оно учитывает взаимосвязь между развитием двигательного и речедвигательного анализаторов, если оно будет построено с учетом развития слуховой функции, фонематического слуха и восприятия.
Задачи исследования:
1) Изучить степень разработанности проблемы в логопедической литературе, посвященной развитию произносительной стороны речи у слабослышащих младших школьников...
Теоретическое и практическое изучение проблемы коррекции произносительной стороны речи у слабослышащих младших школьников подтвердило актуальность темы исследования. Слуховой анализатор играет большуу роль в развитии всех сторон речи, в частности произносительной. Помимо коммуникативной функции речь служит базой для развития мышления, способствует возможности планирования и регуляции деятельности ребенка, организации всей его психической жизни, оказывает влияние на развитие личности в целом. Таким образом, у слабослышащих обучающихся из-за ограничения слуховой функции и дефектов произносительной стороны речи, будет снижена коммуникативная и регуляторная деятельность, нарушено развитие всех психических процессов. Все вышеперечисленные особенности приводят к неподготовленности к школьному обучению, так как у слабослышащих младших школьников снижается познавательная, коммуникативная и регуляторная деятельность, нарушается понятийное мышление, страдают все структурные компоненты языка, в частности звукопроизношение.
Мы сформулировали следующую гипотезу исследования: в формировании произносительной стороны речи большую роль играет речеслуховой анализатор, поэтому коррекционное обучение по формированию правильного звукопроизношения будет более эффективным если оно учитывает взаимосвязь между развитием двигательного и речедвигательного анализаторов, если оно будет построено с учетом развития слуховой функции, фонематического слуха и восприятия.
Анализ результатов констатирующего эксперимента позволил выявить особенности произносительной стороны речи и фонематчисеких процессов у слабослышащих младших школьников. Клинико-психолого-педагогическое изучение слабослышащих младших школьников позволило определить нарушения общей и артикуляционной моторики у данной категории детей, нарушения звукопроизношения и просодических компонентов речи, нарушения фонематического слуха и восприятия. Проанализировав данные констатирующего эксперимента, мы сделали вывод, что ограниченная деятельность слухового анализатора влечет за собой нарушения произносительных навыков и просодики, а также фонематических процессов. Вышеперечисленные особенности приводят к недоразвитию различных видов деятельности и психических процессов. А это, в свою очередь приводит к неподготовленности ребенка к школьному обучению.
Логопедическая работа по коррекции произносительной стороны речи и фонематических процессов осуществлялась нами на индивидуальных и фронатальных занятиях. При планировании содержания логопедической работы мы учитывали следующие показатели: состояние слуховой функции детей экспериментальной группы, уровень сформированности звукопроизношения, особенности просодической стороны речи, уровень развития фонематических процессов.
На занятиях мы проводили артикуляционную гимнастику, речевые зарядки, способствующие закреплению навыков четкого и правильного звукопроизношения, игры и упражнения для развития фонематических процессов, просодических компонентов речи. Помимо этого в структуру занятий мы включали упражнения для развития общей моторики.
Результаты контрольного эксперимента свидетельствуют о положительной динамике развития произносительной стороны речи, фонематических процессов и артикуляционной моторики у слабослышащих младших школьников.
Следует отметить, что слабослышащие обучающиеся экспериментальной группы, показали более высокие результаты, чем обучающиеся контрольной группы. Исходя из вышеизложенного, можно
сделать вывод, что проведенная нами коррекционная работа способствовала положительной динамике развития фонематических процессов и навыков четкого и правильного звукопроизношения, формирования просодических компонентов речи. Таким образом, цель исследования достигнута, гипотеза исследования подтвердилась, задачи решены.
1. Андреева, Л. В. Сурдопедагогика для студ. высш. учеб. заведений [Текст] : учеб. для вузов / Л. В. Андреева, Н. М. Назарова, Т. Г. Богданова. - М. : Издательский центр «Академия», 2005. - 576 с.
2. Архипова, Е. Ф. Логопедическая работа с детьми раннего возраста : учеб. пособие для студентов педагогических вузов [Текст] /
Е. Ф. Архипова. - М. : Астрель, 2007. - 224 с.
3. Багрова, И. Г. Обучение слабослышащих учащихся восприятию речи на слух [Текст] / И. Г. Багрова. - М. : Просвещение, 1990. - 127 с.
4. Базоев, В. З. Человек из мира тишины [Текст] / В. З. Базоев,
B. А. Паленный. - М. : Академ книга, 2002. - 815 с.
5. Басова, А. Г. История сурдопедагогики [Текст] : учеб. пособие для студентов дефектол. фак. пед. ин-тов / А. Г. Басова, С. Ф. Егоров. - М. : Просвещение, 1984. - 295 с.
6. Бельтюков, В. И. Взаимодействие анализаторов в процессе восприятия и усвоения устной речи [Текст] / В. И. Бельтюков. - М. : Педагогика, 1977. - 176 с.
7. Бельтюков, В. И. Значение исследований овладения произношением в норме для сурдопедагогической и логопедической практики [Текст] / В. И. Бельтюков // Журнал Дефектология. - 1977. - № 3,
C. 3-10.
8. Бельтюков, В. И. Об усвоении детьми звуков речи [Текст] / В. И. Бельтюков. - М. : Просвещение, 1964. - 91 с.
9. Бельтюков, В. И. Пути исследования механизма речи [Текст] / В. И. Бельтюков // Журнал Дефектология. - 1984. - № 4, С. 24-30.
10. Белякова, Л. И. Заикание [Текст] : учеб. пособие для студентов педагогических институтов по специальности логопедия / Л. И. Белякова,
Е. А. Дьякова. - М. : В. Секачев, 1998. - 304 с.
11. Богданова, Т. Г. Сурдопсихология [Текст] / Т. Г. Богданова. - М. : Академия, 2002. - 203 с.
12. Борозинец, Н. М. Логопедические технологии [Текст] : учебнометодическое пособие / Н. М. Борозинец, Т. С. Шеховцова. - Ставрополь, 2008. - 224 с.
13. Боскис, Р. М. Глухие и слабослышщаие дети [Текст] / Р. М. Боскис. - М. : Советский спорт, 2004. - 304 с.
14. Боскис, Р. М. Учителю о детях с нарушениями слуха : кн. Для учителя - 2 изд-е [Текст] / Р. М. Боскис. - М. : Просвещение, 1988. - 128 с.
15. Винарская, Е. Н. Раннее речевое развитие ребенка и проблемы дефектологии : периодика раннего развития. Эмоциональные предпосылки освоения языка [Текст] / Е. Н. Винарская. - М. : Просвещение, 1987. -143 с...