Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Преодоление психо-речевого недоразвития у младших школьников с общим недоразвитием речи III уровня

Работа №98733

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

специальное дефектологическое образование

Объем работы128
Год сдачи2018
Стоимость5500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
136
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ПРЕОДОЛЕНИЯ ПСИХО-РЕЧЕВОГО НЕДОРАЗВИТИЯ У
ОБУЧАЮЩИХСЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ 111УРОВНЯ 9
1.1. Определение понятия «психо-речевое развитие» 9
1.2. Психофизиологическое содержание процесса письма 18
1.3. Характеристика общего недоразвития речи III уровня 27
1.4. Клинико-психолого-педагогическая характеристика обучающихся с
дизартрией 31
ВЫВОД ПО ГЛАВЕ 1 40
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СОСТОЯНИЯ ПСИХО-РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ШУРОВНЯ 41
2.1.Организация эксперимента 41
2.2. Результаты исследования уровня сформированности высших
психических функций 43
2.3. Изучение неречевых функций 58
2.4. Изучение речевых функций 74
2.4.1. Результаты обследования звукопроизношения и просодической
стороны речи 74
2.4.2. Результаты обследования фонематического слуха и
фонематического восприятия 78
2.4.3. Результаты обследования лексико-грамматической стороны
речи 81
ВЫВОД ПО ГЛАВЕ 2 90
ГЛАВА 3. ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ
ПСИХО-РЕЧЕВОГО НЕДОРАЗВИТИЯ У ОБУЧАЮЩИХСЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ
НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ 92
3.1. Теоретическое обоснование преодоления психо-речевого
недоразвития у младших школьников с общим недоразвитием речи III уровня 92
3.2. Содержание логопедической работы по преодолению психо­
речевого недоразвития у обучающихся младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи III уровня 97
3.3. Контрольный эксперимент 109
ВЫВОД ПО ГЛАВЕ 3 118
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 120
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 123

Мышление и речь находятся в тесной взаимосвязи и представляют собой единый речемыслительный комплекс. Речь - инструмент мышления. Любая мыслительная операция в какой-либо степени опосредована речью.
На основании теории П.Я. Гальперина о поэтапном формировании умственных действий, на первых этапах развития ребенка речь «подытоживает» результат, который был достигнуть действием, затем действует сопровождающая, направляющая это действие функция речи. К окончанию дошкольного детства речь заменяет действия как способ решения задач. Это позволяет действию «свернуться», превратиться полностью в мыслительное действие, перенести в план внутренней речи.
Таким образом, уровень сформированности интеллектуальной сферы ребенка напрямую зависит от уровня развития его речевой функции. Речь, таким образом, дополняется и совершенствуется под влиянием постоянно развивающихся и усложняющихся психических процессов.
Несформированность речевой деятельности влияет на формирование психической сферы ребенка и становление его личностных качеств.
В первую очередь дефекты речевой функции приводят к нарушенному или задержанному развитию высших психических функций, опосредованных речью: вербальной памяти, смыслового запоминания, слухового внимания, словесно-логического мышления. Это отражается как на продуктивности мыслительных операций, так и на темпе развития познавательной деятельности (В.К.Воробьева, Р.И.Мартынова, Т.А.Ткаченко, Т.Б.Филичева, Г.В.Чиркина). Кроме того, речевой дефект накладывает определенный отпечаток на формирование личности ребенка, затрудняет его общение с взрослыми и сверстниками (Ю.Ф.Гаркуша, Н.С.Жукова, Е.М.Мастюкова и др.).
По данным ряда исследователей (Л.Г.Соловьева, Т.А.Ткаченко, Л.Н.Усачева и др.), эти факторы тормозят становление игровой деятельности ребенка имеющей, ведущее значение в плане общего психического развития, и затрудняют переход к более организованной учебной деятельности.
Таким образом, нарушение речевой деятельности у детей с ОНР носит многоаспектный характер, требующий выработки единой стратегии, методической и организационной преемственности в решении воспитательно-коррекционных задач. Изучение речи в сочетании с исследованием уровня сформированности высших психических функций является актуальной проблемой, и в коррекционной работе необходимо сочетать эти виды воздействия на ребенка. Все это будет способствовать повышению уровня обученности ребенка.
Объектом исследования является психо-речевое развитие обучающихся младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.
Предмет исследования: содержание логопедической работы по преодолению психо-речевого недоразвития обучающихся младшего школьного возраста с общим недоразвитие речи III уровня.
Цель: теоретически обосновать и разработать содержание
логопедической работы по преодолению психо-речевого недоразвития у младших школьников с общим недоразвитием речи III уровня.
Задачи исследования:
1. Изучить научно-методическую литературу по теме исследования.
2. Провести констатирующий эксперимент, направленный на выявление причин и проявлений недоразвития психических, моторных и речевых функций детей с общим недоразвитием речи III уровня и проанализировать его результаты.
3. Определить направления и содержание логопедической работы по формированию речевой и психологической готовности к обучению грамоте обучающихся с общим недоразвитием речи III уровня, провести обучающий эксперимент;
4. Провести контрольный эксперимент с целью оценки эффективности логопедической работы работы.
Гипотеза исследования:
Предполагается, что преодоление психо-речевого недоразвития у обучающихся младшего школьного возраста с общим недоразвитие речи III уровня будет эффективно, если:
• будет составлен комплекс коррекционно-развивающих упражнений, направленный на преодоление задержки психо-речевого развития младших школьников с общим недоразвитием речи III уровня;
• комплекс коррекционно-развивающих упражнений будет направлен как на формирование высших психических функций, так и на формирование речевых функций;
• комплекс коррекционно-развивающих упражнений будет входить в структуру занятий по предметам общеобразовательной школы;
• коррекционная работа будет проходить во взаимодействии педагога, логопеда, родителей.
В процессе научно- исследовательской деятельности формировались следующие компетенции:
• готовность к саморазвитию, самореализации, использованию творческого потенциала.
• готовность к самостоятельному освоению и применению новых методов и технологий исследования.
-готовность к психолого-педагогическому изучению лиц с ОВЗ с целью выявления особенностей их развития и осуществления комплексного сопровождения.
• способность изучать и систематизировать достижения российских и зарубежных исследователей в области специального образования и смежных отраслей знаний.
• способность разрабатывать стратегию, структуру и процедуру осуществления научно-исследовательской работы.
Теоретико-методологической основой исследования являются современные представления о взаимосвязи речи с другими сторонами психологического развития (Л.С. Выготский, А.Р. Лурия, А.А. Леонтьев), о закономерности формирования речи у детей (Н.И. Жинкин, А.Н. Гвоздев, Р.Е. Левина).
Этапы проведения исследования:
Настоящее исследование проводилось в период с 2016 по 2018 года и включало 4 этапа, на каждом из которых применялись различные методы исследования, в зависимости от поставленных задач. Исследовательская работа осуществлялась на базе государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Свердловской области, реализующее адаптированные основные общеобразовательные программы, «Центр психолого-медико-социального сопровождения «Речевой центр», г. Екатеринбург
Первый этап (2016 - 2017 гг.). Выделение теоретической и
методологической базы исследования, изучение педагогической, психологической, лингвистической и иной литературы, посвященной проблеме преодоления психо-речевого недоразвития у обучающихся младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.
Второй этап (2017 г.). Разработка и реализация констатирующего эксперимента, направленного на выявление реального уровня сформированности высших психических функций, моторных функций, речевых функций у обучающихся младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Этиология, симптоматика и механизмы психо-речевого недоразвития обучающихся младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи III уровня в специальной литературе освещены достаточно полно (О.В. Правдина, О.А. Токарева, Р.И. Мартынова, Л.В. Лопатина, Л.В. Серебрякова, Е.Ф. Архипова и др.). Основными симптомами психо-речевого недоразвития являются нарушение звукопроизношения, фонематических процессов, обусловленные нарушениями моторной сферы, высших психических функций. У обучающихся данной категории происходит нарушение моторной сферы, в речевой сфере преобладают антропофонические дефекты звукопроизношения: происходит сближение артикуляционных укладов, у обучающихся звуки произносятся искаженно, что приводит к вторичному недоразвитию фонематических процессов.
Сопутствующими дефектами, влияющими на качество устной речи, являются саливация, синкинезии, изменения мышечного тонуса во время речи. У обучающихся выявлены психолого-педагогические отклонения в развитии: неустойчивость внимания, нарушение речеслуховой и зрительной памяти, недоразвитие мышления. В эмоционально-волевой сфере отмечаются легкая возбудимость, неустойчивость настроения, могут быть аффективные вспышки. Вместе с тем, фонетико-фонематические процессы (звукопроизношение, фонематический слух, фонематическое восприятие) являются важными в процессе овладения обучающимся письмом и чтением. Поэтому выявление и логопедическая коррекция этих нарушений является важной работой в школьный период у младших школьников. Взаимодействие и взаимосвязь акустических и речедвигательных представлений о звуке обеспечивает последовательность развития фонематических функций. Нарушения у обучающихся этого взаимодействия вследствие недостаточной деятельности речедвигательного анализатора препятствуют полноценному формированию фонематических процессов (фонематического восприятия, фонематических представлений, анализа и синтеза).
Также, у обучающихся младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи III уровня помимо речевых нарушений отмечается недоразвитие психологической базы речи. Это необходимо учитывать при планировании и проведении коррекционной работы для по преодолению психо-речевого недоразвития у обучающихся младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.
Результаты констатирующего эксперимента позволили сделать вывод о том, что проблема формирования фонематических процессов у обучающихся с является актуальной для теории и практики логопедии. Из-за несформированности звукопроизношения, фонематических процессов ограничен процесс накопления словаря, затруднено овладение грамматическим строем речи. Обследование высших психических функций показало, что у обучающихся слабо развиты зрительная и слуховая память, восприятие, внимание, мышление. Данные констатирующего эксперимента позволили сделать вывод о том, что у младших школьников с общим недоразвитием речи III уровня нарушены как речевые, так и неречевые, а также высшие психических функции. Таким образом, при планировании и проведении коррекционной работы следует учитывать все виды работ, направленные на развитие вышеперечисленных компонентов.
В 3 главе изучены и проанализированы методики Л.Г. Кобзаревой, М.Ф.Фомичевой, Т.Б. Филичевой и Г.В. Чиркиной, Р.Е. Левиной. Исследование данных методик позволил установить, что преодоление психо-речевого недоразвития младших школьников с общим недоразвитием речи III уровня проводится с помощью коррекции психических процессов (внимания, памяти, мышления), моторной сферы, звукопроизношения, развития фонематического слуха и восприятия, а также коррекции лексико - грамматической стороны речи. Проведенный обучающий эксперимент показал следующее: эффективность коррекционной работы намного выше, если развитие речи сочетать с развитием психических и моторных функций учащихся.


1. Аманатова, М. М. Развитие фонематических процессов на логопедических занятиях [Текст] / М. М. Аманова. // Логопедия. - 2007. - № 1. - С. 20-27.
2. Амирова, Т. А. История языкознания [Текст] / Т.А. Амирова, Ю.В. Рождественский. - М. : Издательский центр «Академия», 2005. - 672 с.
3. Ананьев, Б. Г. Анализ трудностей в процессе овладения детьми чтением и письмом [Текст] / Б. Г. Ананьев. - М. : АПН РСФСР, 1960. - С. 339-461.
4. Бельтюков, В. И. Об усвоении детьми звуков речи [Текст] / В.И. Бельтюков. - М. : «Просвещение», 1964. - 90 с.
5. Богомолова, А. И. Нарушение произношения у детей: пособие для логопедов [Текст] / А. И. Богомолова. - М. : Просвещение, 1979. - 208 с.
6. Буденная, Т. В. Логопедическая гимнастика: Методическое пособие [Текст] / Т. В. Буденная. - СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2001. — 64 с.
7. Быстрова, Г. А. Логопедические игры и задания [Текст] / Г. А. Быстрова. - Спб. : «КАРО», 2000. - 96 с.
8. Вербицкий, А. А. Игровое моделирование: Методология и практика [Текст] / А. А. Вербицкий. - Новосибирск : Наука, 1987. - С. 78-99.
9. Гвоздев, А. Н. Вопросы изучения детской речи. [Текст] / А.Н. Гвоздев. - М. : Детство-Пресс, 2007. - 472 с.
10. Глухов, В. П. Основы психолингвистики [Текст] : учеб. пособие для студентов педвузов / В. П. Глухов. — М. : ACT: Астрель, 2005. — 351 с.
11. Голубева, Г. Г. Коррекция нарушений фонетической стороны речи у школьников [Текст] : Методическое пособие / Г. Г. Голубева. - СПб. : Союз, 2000. - 178 с.
12. Гуровец, Г. В. К вопросу диагностики стертых форм псевдобульбарной дизартрии [Текст] / Г. В. Гуровец, С. И. Маевская. - М. : Просвещение, 1978. - С. 32-36.
13. Дурова, Н. В. Формирование фонематического слуха детей [Текст] / Н. В. Дурова. - М. : Просвещение, 1996. - 23 с.
14. Жинкин, Н. И. Механизмы речи [Текст] / Н. И. Жинкин. - М. : Просвещение, 1971 - 243 с.
15. Жихарева-Норкина, Ю. Б. Домашняя тетрадь для логопедических занятий с детьми [Текст] : пособие для логопедов и родителей: вып.7. Звуки Ш, Ж / Ю. Б. Жихарева-Норкина. — М. : ВЛАДОС, 2005 — 136 с...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ