ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ НАУЧНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 5
1.1. Определение понятия «готовность к обучению грамоте» 5
1.2. Психолого-педагогическая характеристика дошкольников с легкой
степенью дизартрии 7
1.3. Характеристика фонетико-фонематического недоразвития речи у детей
с легкой степенью дизартрии 15
ГЛАВА 2. КОНСТАТИРУЮЩИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ И АНАЛИЗ ЕГО
РЕЗУЛЬТАТОВ 21
2.1. Организация констатирующего этапа исследования 21
2.2. Результаты изучения медико-педагогической документации 22
2.3. Данные обследования моторной сферы 24
2.4. Данные обследования звукопроизношения 33
2.5. Данные обследования фонематических процессов 36
ГЛАВА 3. СИСТЕМА РАБОТЫ ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ НАРУШЕНИЙ ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ЛЕГКОЙ СТЕПЕНЬЮ ДИЗАРТРИИ 42
3.1. Анализ методической литературы по проблеме исследования 42
3.2. Организация и планирование обучающего эксперимента 47
3.3. Контрольный эксперимент и анализ его результатов 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 62
Подготовка к обучению грамоте - сложный многоступенчатый процесс, в основе которого должна быть достаточная речевая готовность (Б. Г. Ананьев, А. Р. Лурия, К. Д. Ушинский).
В настоящее время достаточно распространенным тяжелым речевым нарушением среди дошкольного возраста является дизартрия. Первопричиной, влияющей на формирование произносительной стороны речи, является недостаточная иннервация мышц речевого аппарата. Моторные затруднения препятствуют своевременному и полноценному формированию звукопроизношения, а вторичным нарушением является недоразвитие фонематического слуха (Р. И. Мартынова, Э. К. Макарова, Е. Ф. Соботович, О. А. Токарева).
Фонетико-фонематическое недоразвитие речи - это нарушение процессов формирования произносительной системы, которая выражается в нарушении произношения звуков и восприятии фонем на слух.
Не устраненные дефекты фонетико-фонематической стороны речи у детей с легкой степенью дизартрии в дошкольном возрасте будут препятствовать полноценному усвоению письма и чтения.
Таким образом, раннее выявление нарушений, поиск эффективных путей воздействия, проведение коррекционной работы, ведущей к устранению фонетико-фонематического недоразвития речи у детей с легкой степенью дизартрии и подготавливающей их к обучению грамоте, является актуальной проблемой.
Объект исследования - уровень готовности детей с фонетикофонематическим недоразвитием речи с легкой степенью дизартрии к обучению грамоте.
Предмет исследования - направления и содержание работы по подготовке к обучению грамоте детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи с легкой степенью дизартрии.
Цель исследования - теоретически и экспериментально обосновать этапы и содержание коррекционной работы по подготовке к обучению грамоте детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи с легкой степенью дизартрии.
Задачи исследования:
• изучение научно-методической литературы по теме исследования;
• проведение констатирующего эксперимента, направленного на выявление нарушения фонетико-фонематической стороны речи у дошкольников с легкой степенью дизартрии;
• определение содержания коррекционной работы по устранению недостатков фонетико-фонематической стороны речи у дошкольников с легкой степенью дизартрии;
• проведение обучающего эксперимента;
• оценка эффективности результатов поведенного коррекционного обучения.
Обследование проводилось на базе муниципального дошкольного образовательного автономного учреждения детского сада общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно- речевому развитию «Ёлочка» г. Пыть-Ях Ханты-Мансийского автономного округа-Югры. В эксперименте приняло участие 10 детей в возрасте 5-6 лет с логопедическим заключением: фонетико-фонематическое недоразвитие речи у детей с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии.
Структура выпускной квалификационной работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений.
Подготовка дошкольников с ФФНР и легкой степенью дизартрии к обучению грамоте занимает особое место в коррекционной работе. Так как успехи в овладении грамотой во многом зависят от уровня общеречевой готовности ребенка, для этого необходим достаточный уровень сформированности звукопроизношения, фонематического слуха и восприятия.
Дизартрия является следствием органического поражения центральной нервной системы, приводящего к двигательным расстройствам.
Основными симптомами дизартрии являются нарушения моторной сферы, звукопроизношения и фонематических процессов. Преодоление ФФН достигается путем целенаправленной логопедической работы по нормализации моторики артикуляционного аппарата, коррекции звуковой стороны речи и фонематического недоразвития.
Перед нами стояла цель - теоретически и экспериментально обосновать этапы и содержание коррекционной работы по подготовке к обучению грамоте детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи с легкой степенью дизартрии.
В соответствии с целью были решены следующие задачи:
• изучена научно-методическая литература по теме исследования;
• проведен констатирующий эксперимент, направленный на
выявление нарушения фонетико-фонематической стороны речи у дошкольников с легкой степенью дизартрии;
• определено содержание коррекционной работы по устранению недостатков фонетико-фонематической стороны речи у дошкольников с легкой степенью дизартрии;
• проведен обучающий эксперимент;
• оценена эффективность поведенного коррекционного обучения.
При проведении констатирующего эксперимента, мы исследовали уровень моторного и речевого развития у дошкольников с ФФНР и легкой степенью дизартрии.
При анализе полученных данных нами были выявлены нарушения общей моторики, произвольной моторики пальцев рук, моторики органов артикуляционного аппарата. Исследование звукопроизношения выявило у всех дошкольников с ФФНР и легкой степенью дизартрии различный уровень сформированности фонетической стороны речи. Выявлены недостатки развития фонематического слуха и фонематического восприятия.
Нами был составлен план логопедической работы по подготовке к обучению грамоте детей с ФФНР и легкой степенью дизартрии, которая включала в себя несколько этапов:
1) Развитие общей моторики;
2) Развитие мелкой моторики;
3) Развитие артикуляционной моторики;
4) Развитие звукопроизношения:
5) Развитие фонематического слуха и восприятия;
Основываясь на данных, полученных в ходе логопедической работы и контрольного эксперимента, можно сделать вывод, что комплекс заданий и игр, направленный на подготовку к обучению грамоте детей с ФФНР и легкой степенью дизартрии, позволяет эффективно достичь поставленных задач. О чем свидетельствуют результаты логопедического обследования после проведения формирующего этапа эксперимента. Однако, времени на полную коррекцию данных функций оказалось недостаточно.
Итак, организация логопедической работы по подготовке к обучению грамоте дошкольников с ФФНР и легкой степенью дизартрии строилась с учетом ведущей деятельности детей данной возрастной группы , характером нарушений, индивидуальными особенностями, а также поэтапности и последовательности логопедических занятий.
1. Алексеева, М. М. Методика развития речи и обучения родному языку
дошкольников [Текст] : Учеб.пособие для студентов высш.и
сред.пед.учеб заведений / М. М. Алексеева, В. И. Яшина. - 3-е изд., стер.
• М. : Академия, 2000. - 400с.
2. Ананьев, Б. Г. Анализ трудностей в процессе овладения детьми чтением и письмом [Текст] / Б. Г. Ананьев // Известия АПН РСФСР, 1950, вып. 70,
• 106 с.
3. Бельтюков, В. И. Об усвоении детьми звуков речи [Текст] - М. : Просвещение, 1964. - 91с.
4. Белякова, Л. И. Логопедия. Дизартрия [Текст] : учеб. пособие для вузов / Л. И. Белякова, Н. Н. Волоскова - М. : Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2009. - 287 с.
5. Выготский, Л. С. Педагогическая психология [Текст] / Л. С. Выготский; под ред. В. В. Давыдова. - М. : АСТ ; Астрель, 2010. - 672 с.
6. Гвоздев, А. Н. Вопросы изучения детской речи [Текст] / А. Н. Гвоздев. - СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007. - 472 с.
7. Гуткина, Н. И Психологическая готовность к школе [Текст] / Н. И. Гуткина. - 4-изд., перераб.и доп. - СПб. : Питер, 2004. - 208с.
8. Дьяченко, О. М. Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста [Текст] : сб. ст. / под ред. А. Н. Леонтьева [и др.]. - М. : Междунар. Образоват. и Психол. Колледж, 1995. - 144 с.
9. Жинкин, Н. И. Механизмы речи [Текст] / Н. И. Жинкин. - М. : АПН РСФСР, 1958. - 378 с.
10. Зайцева, Л. А. Нарушения произносительной стороны речи и их коррекция [Текст] : учеб. - метод. пособие / Л. А. Зайцева, И. С. Зайцев, С. Ф. Левяш. - Мн. : БГПУ им. М. Танка, 2001. - 74 с.
11. Иншакова, О. Б. Альбом для логопеда [Текст]. - М. : гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. - 280 с.
12. Каше, Г. А. Подготовка к школе детей с недостатками речи: пособие для логопеда [Текст] / Г. А. Каше. - М. : Просвещение, 1985. - 207 с.
13. Корнев, А. Н. Подготовка к обучению грамоте детей с нарушением речи [Текст] : метод, пособие / А. Н. Корнев. - М. : Айрис-пресс, 2006. - 128 с.
14. Коррекционно-логопедическая работа по преодолению стертой дизартрии у детей [Текст] / Е. Ф. Архипова. — М. : АСТ : Астрель, 2008. — 254 с.
15. Кулагина, И. Ю. Возрастная психология: развитие человека от рождения до поздней зрелости [Текст] : учеб. пособие / И. Ю. Кулагина, В. Н. Колюцкий. - М. : Сфера, 2001. - 127 с...