Формирование словаря детей старшего дошкольного возраста с опорой на парадигматические связи слов
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ СЛОВАРЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОПОРОЙ НА ПАРАДИГМАТИЧЕСКИЕ СВЯЗИ СЛОВ 6
1.1. Психолого-педагогические основы формирования
словаря детей старшего дошкольного возраста с опорой на парадигматические связи слов 6
1.2. Лингвистические основы развития словаря детей старшего
дошкольного возраста с опорой на парадигматические связи слов 12
1.3. Методические основы формирования словаря детей старшего
дошкольного возраста с опорой на парадигматические связи слов 18
1.3.1. Методы и приемы формирования словаря детей старшего
дошкольного возраста с опорой на парадигматические связи слов 23
1.3.2. Анализ программ и методических пособий ДОО с точки зрения
возможности формирования словаря детей старшего дошкольного возраста с опорой на парадигматические связи слов 28
ГЛАВА 2. ОПИСАНИЕ ПРОЕКТИРОВОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ СЛОВАРЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 36
2.1. Диагностика уровня сформированности словаря
детей старшего дошкольного возраста с опорой на парадигматические связи слов 36
2.2. Комплекс упражнений, направленных на формирование словаря
детей старшего дошкольного возраста с опорой на парадигматические связи слов 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 54
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 60
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 61
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ СЛОВАРЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОПОРОЙ НА ПАРАДИГМАТИЧЕСКИЕ СВЯЗИ СЛОВ 6
1.1. Психолого-педагогические основы формирования
словаря детей старшего дошкольного возраста с опорой на парадигматические связи слов 6
1.2. Лингвистические основы развития словаря детей старшего
дошкольного возраста с опорой на парадигматические связи слов 12
1.3. Методические основы формирования словаря детей старшего
дошкольного возраста с опорой на парадигматические связи слов 18
1.3.1. Методы и приемы формирования словаря детей старшего
дошкольного возраста с опорой на парадигматические связи слов 23
1.3.2. Анализ программ и методических пособий ДОО с точки зрения
возможности формирования словаря детей старшего дошкольного возраста с опорой на парадигматические связи слов 28
ГЛАВА 2. ОПИСАНИЕ ПРОЕКТИРОВОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ СЛОВАРЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 36
2.1. Диагностика уровня сформированности словаря
детей старшего дошкольного возраста с опорой на парадигматические связи слов 36
2.2. Комплекс упражнений, направленных на формирование словаря
детей старшего дошкольного возраста с опорой на парадигматические связи слов 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 54
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 60
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 61
Речь не является врожденной способностью человека. Она формируется постепенно в процессе его роста и развития. Речь - одна из основных линий развития. Родной язык помогает войти в мир, открывает широкие возможности для общения со взрослыми и детьми.
Развитие речи является одним из самых важных приобретений детей в дошкольном детстве и рассматривается в современном дошкольном образовании как общая основа воспитания и обучения, что самым тесным образом связано с развитием сознания, познанием окружающего мира, развитием личности в целом.
Речь имеет особое значение в психическом развитии детей. С развитием речи связано формирование как личности в целом, так и всех психических процессов. Из вышесказанного следует, что определение направлений и условий развития речи у детей дошкольного возраста относятся к числу важнейших педагогических задач. В настоящее время проблема развития речи является одной из актуальных.
На каждом возрастном этапе происходит качественно новый этап освоения речи. Старшие дошкольники активно овладевают родным языком, что обусловлено их растущими потребностями. Речь включается во все виды деятельности. Для того чтобы успешно социализироваться в обществе, уметь общаться с окружающими, дошкольник должен обладать достаточно развитым словарем. Поэтому дошкольная педагогика рассматривает развитие словаря детей старшего дошкольного возраста как одну из самых важных задач развития речи.
Формирование словаря рассматривается в современной методике как целенаправленная педагогическая деятельность, обеспечивающая эффективное освоение словарного состава родного языка. Развитие словаря понимается как длительный процесс количественного накопления слов, освоения их социально закрепленных значений и формирования умения использовать их в конкретных условиях общения.
Развитие словаря - один из важных факторов подготовки к школьному обучению. Выражать свои мысли, не имея достаточного объема словарного запаса, практически не сможет ни один дошкольник. Педагоги отмечают, что школьники с богатым словарем лучше решают арифметические задачи, легче овладевают грамматикой и навыком чтения, активнее в умственной работе на уроках.
Отсюда следует, что овладение словарем занимает важное место в общей системе работы по речевому развитию детей и является важным условием умственного развития, поскольку содержание исторического опыта, присваемого ребенком в онтогенезе, обобщено и отражено в речевой форме и прежде всего в значениях слов [27].
Тема ВКР: «Формирование словаря детей старшего дошкольного возраста с опорой на парадигматические связи слов».
Объект исследования: процесс формирования словаря детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: методы и приемы формирования словаря детей старшего дошкольного возраста.
Цель исследования: теоретически обосновать и создать комплекс упражнений, направленных на формирование словаря детей старшего дошкольного возраста.
Для достижения цели поставлены следующие задачи:
- проанализировать психологическую, педагогическую,
лингвистическую и методическую литературу по проблеме исследования;
- описать психолого-педагогические основы формирования словаря детей старшего дошкольного возраста;
- описать лингвистические основы формирования словаря детей старшего дошкольного возраста с опорой на парадигматические связи слов;
- описать методы и приемы формирования словаря детей старшего дошкольного возраста с опорой на парадигматические связи слов;
- проанализировать в современных образовательных программах разделы, посвященные речевому развитию детей дошкольного возраста с целью определения возможности формирования словаря детей старшего дошкольного возраста с опорой на парадигматические связи слов;
- произвести качественный и количественный анализ результатов диагностики;
- составить задания для комплекса упражнений, направленные на формирование словаря детей старшего дошкольного возраста с опорой на парадигматические связи слов.
В работе использовались различные методы:
- диагностика развития словаря детей старшего дошкольного возраста;
- качественный и количественный анализ результатов диагностики;
- анализ литературы по проблеме исследования.
База исследования: МАДОУ детский сад «Солнышко», городской округ Верх-Нейвинский, подготовительная к школе группа в количестве 16 детей.
Структура ВКР. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
Развитие речи является одним из самых важных приобретений детей в дошкольном детстве и рассматривается в современном дошкольном образовании как общая основа воспитания и обучения, что самым тесным образом связано с развитием сознания, познанием окружающего мира, развитием личности в целом.
Речь имеет особое значение в психическом развитии детей. С развитием речи связано формирование как личности в целом, так и всех психических процессов. Из вышесказанного следует, что определение направлений и условий развития речи у детей дошкольного возраста относятся к числу важнейших педагогических задач. В настоящее время проблема развития речи является одной из актуальных.
На каждом возрастном этапе происходит качественно новый этап освоения речи. Старшие дошкольники активно овладевают родным языком, что обусловлено их растущими потребностями. Речь включается во все виды деятельности. Для того чтобы успешно социализироваться в обществе, уметь общаться с окружающими, дошкольник должен обладать достаточно развитым словарем. Поэтому дошкольная педагогика рассматривает развитие словаря детей старшего дошкольного возраста как одну из самых важных задач развития речи.
Формирование словаря рассматривается в современной методике как целенаправленная педагогическая деятельность, обеспечивающая эффективное освоение словарного состава родного языка. Развитие словаря понимается как длительный процесс количественного накопления слов, освоения их социально закрепленных значений и формирования умения использовать их в конкретных условиях общения.
Развитие словаря - один из важных факторов подготовки к школьному обучению. Выражать свои мысли, не имея достаточного объема словарного запаса, практически не сможет ни один дошкольник. Педагоги отмечают, что школьники с богатым словарем лучше решают арифметические задачи, легче овладевают грамматикой и навыком чтения, активнее в умственной работе на уроках.
Отсюда следует, что овладение словарем занимает важное место в общей системе работы по речевому развитию детей и является важным условием умственного развития, поскольку содержание исторического опыта, присваемого ребенком в онтогенезе, обобщено и отражено в речевой форме и прежде всего в значениях слов [27].
Тема ВКР: «Формирование словаря детей старшего дошкольного возраста с опорой на парадигматические связи слов».
Объект исследования: процесс формирования словаря детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: методы и приемы формирования словаря детей старшего дошкольного возраста.
Цель исследования: теоретически обосновать и создать комплекс упражнений, направленных на формирование словаря детей старшего дошкольного возраста.
Для достижения цели поставлены следующие задачи:
- проанализировать психологическую, педагогическую,
лингвистическую и методическую литературу по проблеме исследования;
- описать психолого-педагогические основы формирования словаря детей старшего дошкольного возраста;
- описать лингвистические основы формирования словаря детей старшего дошкольного возраста с опорой на парадигматические связи слов;
- описать методы и приемы формирования словаря детей старшего дошкольного возраста с опорой на парадигматические связи слов;
- проанализировать в современных образовательных программах разделы, посвященные речевому развитию детей дошкольного возраста с целью определения возможности формирования словаря детей старшего дошкольного возраста с опорой на парадигматические связи слов;
- произвести качественный и количественный анализ результатов диагностики;
- составить задания для комплекса упражнений, направленные на формирование словаря детей старшего дошкольного возраста с опорой на парадигматические связи слов.
В работе использовались различные методы:
- диагностика развития словаря детей старшего дошкольного возраста;
- качественный и количественный анализ результатов диагностики;
- анализ литературы по проблеме исследования.
База исследования: МАДОУ детский сад «Солнышко», городской округ Верх-Нейвинский, подготовительная к школе группа в количестве 16 детей.
Структура ВКР. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
Раскрывая проблему формирования словаря детей старшего дошкольного возраста, мы убедились в актуальности данной темы. К этой проблеме обращались в своих трудах многие выдающиеся психологи, педагоги и методисты прошлого и настоящего времени.
Изучение и анализ психолого-педагогической, лингвистической и методической литературы по проблеме исследования позволили сделать вывод о необходимости систематической работы по формированию словаря детей старшего дошкольного возраста с опорой на парадигматические связи слов.
Описание методов и приемов формирования словаря детей старшего дошкольного возраста позволило сделать вывод о совокупности использования разных методов и приемов в зависимости овладения словом детьми.
Анализ программ дошкольного образования и рекомендованные ими пособия свидетельствует о том, что в решении проблемы формирования словаря детей старшего дошкольного возраста с опорой на парадигматические связи слов имеются ещё не использованные возможности для пополнения словарного запаса дошкольников новыми словами.
Проделав эту работу, мы осознали необходимость провести диагностику сформированности словаря детей старшего дошкольного возраста с опорой на парадигматические связи слов, которая показала, что словарь у детей сформирован не в полном объеме. При проведении исследования мы увидели, что многие дошкольники действительно не имеют в активном словарном запасе слова, обозначающие названия предметов, их признаки, синонимы, антонимы, многозначные слова. Несформированность словаря вызвала затруднения в выполнении заданий, предъявленных в диагностике. Дети путались в выборе и подборе синонимов, антонимов, слов с обобщающим значением и выборе лишнего слова из лексического ряда.
Исходя из всего этого, мы пришли к выводу о необходимости составления комплекса упражнений, направленного на формирование словаря детей старшего дошкольного возраста с опорой на парадигматические связи слов.
В итоге можно утверждать, что цель исследования: теоретически обосновать и составить комплекс упражнений, направленный на формирование словаря детей старшего дошкольного возраста, - была достигнута.
Изучение и анализ психолого-педагогической, лингвистической и методической литературы по проблеме исследования позволили сделать вывод о необходимости систематической работы по формированию словаря детей старшего дошкольного возраста с опорой на парадигматические связи слов.
Описание методов и приемов формирования словаря детей старшего дошкольного возраста позволило сделать вывод о совокупности использования разных методов и приемов в зависимости овладения словом детьми.
Анализ программ дошкольного образования и рекомендованные ими пособия свидетельствует о том, что в решении проблемы формирования словаря детей старшего дошкольного возраста с опорой на парадигматические связи слов имеются ещё не использованные возможности для пополнения словарного запаса дошкольников новыми словами.
Проделав эту работу, мы осознали необходимость провести диагностику сформированности словаря детей старшего дошкольного возраста с опорой на парадигматические связи слов, которая показала, что словарь у детей сформирован не в полном объеме. При проведении исследования мы увидели, что многие дошкольники действительно не имеют в активном словарном запасе слова, обозначающие названия предметов, их признаки, синонимы, антонимы, многозначные слова. Несформированность словаря вызвала затруднения в выполнении заданий, предъявленных в диагностике. Дети путались в выборе и подборе синонимов, антонимов, слов с обобщающим значением и выборе лишнего слова из лексического ряда.
Исходя из всего этого, мы пришли к выводу о необходимости составления комплекса упражнений, направленного на формирование словаря детей старшего дошкольного возраста с опорой на парадигматические связи слов.
В итоге можно утверждать, что цель исследования: теоретически обосновать и составить комплекс упражнений, направленный на формирование словаря детей старшего дошкольного возраста, - была достигнута.



