ГЛАВА 1. РЕКЛАМНЫЙ ТЕКСТ КАК СПОСОБ КОММУНИКАЦИИ 7
1.1. Креолизованный текст рекламы и его функциональные особенности. 7
1.2. Знаки креолизованного текста 8
1.3. Восприятие рекламного текста 10
1.4. Функции изображения, цвета и шрифта в креолизованном тексте 15
1.5. Элементы структуры рекламного текста 19
1.6. Стилистические приёмы, применяемые в рекламе 20
1.7. Виды и жанры печатной рекламы 25
ГЛАВА 2. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ЛИСТОВОК ВУЗОВ 28
2.1. Специфика печатной рекламы в вузе 28
2.2. Анализ листовок вузов 33
ГЛАВА 3. АНАЛИЗ ВОСПРИЯТИЯ ЛИСТОВОК ВУЗОВ
АБИТУРИЕНТАМИ 47
3.1. Исследование восприятия креолизованного текста листовки
абитуриентами 47
3.2 Рекомендации по созданию листовки 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 61
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 66
В наши дни реклама является неотъемлемой частью жизни. Реклама затрагивает практически все сферы деятельности человека, и встретить её можно в самых разнообразнейших видах и неожиданных местах. Целью каждого рекламного объявления является привлечение внимания и пробуждение интереса потребителя к товару или услуге. В борьбе конкурентов за покупателя, реклама приобретает всё новые и новые виды, она усложняется, становится разнообразнее. Рекламные сообщения теперь направлены на несколько каналов восприятия. Начинают использовать разные элементы, знаки, визуальный ряд, аудио сопровождение и многое другое.
В современном обществе рекламные объявления несут основную коммуникативную функцию, передают важную информацию, воздействуют на взгляды населения, формируют вкусы.
Удачная реклама - это та реклама, в составе которой все элементы действуют, как единое целое и подчинены общей цели: побудить позитивный отклик потребителя, заинтересовать его в приобретении рекламируемой продукции или сделать популярным имидж компании, укрепить ее позиции на рынке.
Количество визуальной информации в нашей жизни увеличивается, вследствие этого возрастает роль креолизованного текста рекламы. Креолизованный текст - это сочетание вербальных и невербальных текстов, которые «образуют сложно построенный текст». Форма такого текста соответствует запросам социума.
«В настоящее время креолизованные тексты являются одной из преобладающих форм представления информации в средствах массовой коммуникации» [Вашунина 2009: 32-33].
Актуальность данной работы заключается в том, что за последние годы особое внимание ученых-лингвистов уделено изучению
креолизованного, семиотически усложненного текста, как способа представления информации, именно таковым является текст листовки. Жанр листовки на сегодняшний день не изучен в такой мере, чтобы дать о ней полное представление. Изучением креолизованного текста занимаются Ворошилова М.Б., Е. Е. Анисимова, Н. С. Валгина, Н. В. Месхишвили, Ю. А. Сорокин, Е. Ф. Тарасов и др. Познакомившись с текстами научных работ, мы отметили, что большинство исследований связано с рекламой товаров в торговой сфере. У нас вызвала интерес реклама в сфере образования. Особую актуальность работы обуславливает её практическая значимость.
Объектом исследования является рекламная листовка вуза.
Предметом исследования - особенности креолизованного текста листовок вузов и его восприятия.
Цель данной работы: представить комплексный анализ рекламных листовок вузов и разработать рекомендации.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
1) Изучить понятие креолизованного текста и его функции.
2) Познакомиться со знаками креолизованного текста.
3) Изучить принципы восприятия креолизованного текста.
4) Определить функции изображения, цвета и шрифта в рекламном тексте.
5) Выявить и изучить характерные черты построения креолизованного текста листовки.
6) Рассмотреть особенности применения стилистических приёмов в рекламе.
7) Познакомиться с видами и жанрами печатной рекламы.
8) Выявить специфику рекламы образовательных учреждений.
9) Собрать и проанализировать листовки вузов.
10) Провести исследование восприятия листовок вузов абитуриентами при помощи анкетирования.
11) Разработать рекомендации по созданию эффективной листовки.
Материалом для исследования служат рекламные листовки вузов города Екатеринбурга. Всего было проанализировано тринадцать листовок тринадцати вузов Екатеринбурга. В качестве базы для исследования были взяты результаты анкетирования, в котором приняли участие 79 старшеклассников МАОУ СОШ № 67.
В процессе работы использовались следующие методы исследования:
1. Метод анализа, который позволил нам изучить научный материал, разбить его на части, изучить его отдельные элементы.
2. Психолингвистический анализ восприятия креолизованного текста листовок (анкетирование информантов и обработка его результатов).
3. Метод сравнения, который позволил нам сравнение нескольких листовок между собой по отдельно взятому элементу.
4. Метод обобщения, который позволил нам рассмотреть множество признаков, сделать общий вывод о креолизованном тексте листовки и разработать рекомендации.
Композиционно ВКР состоит из введения, основной части и заключения. Основная часть представлена тремя главами, одна из которых носит теоретический характер, а две последующие - практический.
В первой главе раскрывается понятие креолизованный текст, рассматриваются виды креолизованного текста в рекламе, элементы и знаки креолизованного текста и их функции.
Во второй главе рассматривается специфика листовок в образовательных учреждениях, выявляются особенности построения элементов листовки, проводится сравнительный анализ листовок вузов города Екатеринбурга.
В третьей главе исследуется восприятие листовок вузов школьниками, выявляются наиболее удачные элементы в разных листовках, и на основе этого составляются рекомендации для создания успешной и эффективной листовки.
В заключении представлены выводы по результатам проведённой работы.
Список литературы содержит 51 научную работу российских и зарубежных исследователей-лингвистов конца 20 - начала 21 века, из них статьи из 6 журналов и 1 электронный ресурс.
Сегодня реклама позволяет производителю общаться с потребителями, предоставляя информацию о продукте и призывая к действию. Посредством рекламы, возникает новый тип коммуникации, который подробно и тщательно изучается лингвистами. Рекламное объявление это быстрый и ёмкий способ передачи информации. Большую эффективность имеют те листовки, в которых используются основные коды восприятия, сочетание вербальных и невербальных знаков.
В данной работе раскрывается понятие креолизованный текст, рассматриваются виды креолизованного текста в рекламе, элементы и знаки креолизованного текста и их функции. Выявляются особенности рекламных текстов на примере листовок - структура листовки, её основные компоненты, основные стилистические черты, используемые при создании рекламного текста.
Затем рассматривается специфика листовок в образовательных учреждениях и проводится сравнительный анализ восемнадцати листовок вузов города Екатеринбурга.
Нами было рассмотрено 18 листовок учебных заведений и, на полученном материале, определены основные общие компоненты, которые встречаются во всех листовках, и индивидуальные компоненты, присутствующие в некоторых листовках.
Общие элементы: заголовок, логотип учебного заведения, контактная информация, двусторонний формат, мелкий шрифт, наличие цвета, основного текста. Компоненты, придающие листовке индивидуальность и уникальность: выделение шрифтом строчек или слов, которые подчеркивают сильные стороны определённого вуза; наличие рисунка; слоган с положительной окраской и восклицательной интонацией, с использованием именных предложений, метафоры, рифмы и анафоры; аргументация. На приведённых примерах показаны особенности креолизованных рекламных текстов образовательной сферы.
Затем было проведено анкетирование среди старшеклассников для выявления наиболее ярких, выигрышных элементов листовок, вызывающих интерес у абитуриентов к тому или иному вузу, а так же элементов, не являющихся эффективными, и проведён анализ восприятия листовок школьниками.
Каждому ученику предлагалось выбрать из всех представленных листовок самую привлекательную для него. Затем была предложена анкета с вопросами. В анкетировании приняло участие 79 человек.
Исходя из результатов, можно сделать вывод о том, что большинство учащихся уже выбрали вуз для обучения и свою будущую профессию. Мы выявили уровень знакомства абитуриентов с листовками, критерии по которым они выбрали данную листовку. Нами были заданы вопросы на определение роли шрифта, цвета, слогана, количества информации и изображения. Мы выявили самые частотные слова, которые запомнились ученикам в листовке: «бакалавриат», «академия современного искусства», «бюджет», «кафедра», «специалитет», «подготовка», «карьера», определили наиболее интересные слоганы, попросив учеников оценить каждый их представленных.
На основе полученных результатов были разработаны рекомендации по составлению рекламного креолизованного текста, который выполнял бы свою коммуникативную функцию наиболее действенно. А именно, рекомендации для элементов структуры рекламного текста (заголовок, цвет, шрифт, формат, изображение, слоган), и для составления текста на лексическом, морфологическом и синтаксическом уровнях языка, для использования стилистических фигур и привнесения в рекламное объявление яркость, оригинальность и запоминаемость.
При создании листовки нужно учитывать все составляющие, особенно весомым в ней является текст. Текст должен быть небольшим, с использованием утвердительных предложений. Лексика рекламы не должна содержать слов с отрицательной окраской, наоборот, использование позитивных слов положительно сказывается на силе воздействия текста. Важно использовать некоторые ключевые слова для привлечения внимания потребителя. Из морфологических особенностей следует выделить качественные прилагательные и образованные от них наречия, которые используют для экспрессии. Для придания речи разговорного стиля используют местоимения, а с помощью глагола мы можем донести информацию о необходимых действиях, которые должен совершить покупатель. Так же для передачи экспрессии в рекламном тексте используют: анафору, эллипсис, антитезу, фразеологические обороты, эпитеты, метафору, олицетворение, скрытые сравнения. Синтаксические особенности предполагают использование номинативных, неполных предложения с чёткой структурой.
Рассматривая варианты своего будущего учебного заведения, абитуриент опирается на увиденную и прочитанную в листовке информацию. Грамотно составленная листовка, с умелым использованием всех компонентов структуры рекламного текста может повлиять на выбор того или иного вуза.
Наша работа - небольшая часть в изучении листовки как вида рекламного креолизованного текста. Предложенные рекомендации могут быть использованы для создания эффективного рекламного текста любой деятельности любой сферы.
Можно отметить что, изучение креолизованного текста - развивающееся направление в науке и на сегодняшний день особенно актуальное.
1. Анисимова, Е. Е. Лингвистика текста и межкультурная коммуникация (на материале креолизованных текстов) [Текст]: учеб. пособие для студ. фак. иностр. яз. вузов. / Е. Е. Анисимова. - М. : Academia, 2003. - 128 с.
2. Барден, Л. Имидж текста [Текст] / Л. Барден. - М.: Просвещение, 1975.
3. Барт, Р. Избранные работы: Семиотика. Поэтика [Текст] / Р. Барт. - М. : 1994 г. - 616 с.
4. Бернадская, Ю. С. Текст в рекламе [Текст]: учеб. пособие ДЛЯ студентов вузов, обучающихся по специальности «Реклама» / Ю.С. Бернадская. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. - 288 с.
5. Вашунина, И. В. Взаимовлияние вербальных и невербальных составляющих при восприятии креолизованного текста [Текст] / И. В. Вашунина. - М.: 2009. - 42 с.
6. Ворошилова, М. Б. Креолизованный текст: аспекты изучения [Текст] / М. Б. Ворошилова // Политическая лингвистика : сб. научн. тр. / Урал. гос. пед. ун-т. - Екатеринбург, 2006. Вып. 20. С. 180-190
7. Ворошилова, М. Б. Креолизованный текст: аспекты изучения [Текст] / М. Б. Ворошилова // Политическая лингвистика: сб. научн. тр. / Урал. гос. пед. ун-т. - Екатеринбург, 2007. Вып. (1)21. С. 75-80
8. Гальперин, И. Р. Текст как объект лингвистического исследования [Текст] / И. Р. Гальперин. - М. : Наука, 1981.
9. Голубкова, Е. Н. Маркетинговые коммуникации [Текст] / Е. Н. Голубкова. - М. : Финпресс, 2000.
10. Гуревич, П. С. Психология рекламы [Текст] : учебник для студентов вузов / П. С. Гуревич. - М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2005. - 287 с.
11. Дегтярев, А. Р. Изобразительные средства рекламы [Текст] / А. Р. Дегтярев. - М., 2006.
12. Желтухина, М. Р. Тропологическая суггестивность массмедиального дискурса: о проблеме речевого воздействия тропов в языке СМИ [Текст] / М. Р. Желтухина. - М. - Волгоград : ПринТерра, 2003. - 200 с.
13. Жинкин, Н. И. Речь как проводник информации [Текст] / Н. И. Жинкин. - М., 1982.
14. Имшинецкая, И. Жанры печатной рекламы [Текст] / И. Имшинецкая. // Лаборатория рекламы, маркетинга и public relations. - №3,
2002. - 453 с.
15. Кафтаджиев, Х. Тексты печатной рекламы [Текст] / Х. Кафтаджиев. - М.: Смысл, 1995. - 154 с.
...