Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Досуговая деятельность как фактор формирования коммуникативной компетенции обучающихся образовательной организации

Работа №98712

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы98
Год сдачи2017
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
117
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ 11
1.1. Коммуникативная компетенция обучающихся: сущность и значение.. 11
1.2. Современные подходы к формированию коммуникативной
компетенции обучающихся 21
1.3. Формы, методы и роль досуговой деятельности в формировании
коммуникативной компетенции обучающихся 31
ГЛАВА 2. РЕЗУЛЬТАТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ В ХОДЕ ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СПЕЦИАЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ 38
2.1. Анализ уровня сформированности коммуникативной компетенцииу
обучающихсяв ФГКОУ «Екатеринбургское суворовское военное училище» Министерства обороны Российской
Федерации 38
2.2. Модель формирования коммуникативной компетенции в процессе
досуговой деятельности в ФГКОУ «Екатеринбургское суворовское военное училище» Министерства обороны Российской Федерации 46
2.3. Результаты внедрения программы в рамках реализации модели
формирования коммуникативной компетенции обучающихся в процессе досуговой деятельности в ФГКОУ «Екатеринбургское суворовское военное училище» Министерства обороны Российской Федерации 65
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 70
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 73
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 86
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 88
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 89
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 92
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 93
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 94


В федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования (утвержденном приказом Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. № 1897) в требованиях к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования прописана необходимость формирования личностных результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования (п. 9). Далее в подпункте 7 указано, что необходимо формировать коммуникативную компетенцию: «I. Общие положения <...> 9. Личностные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать: <...> 7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности» [159, С. 5].
Необходимость формирования коммуникативной компетенции отмечается с каждым годом многими преподавателями образовательных организаций, так как грамотная и логичная речь отражает развитость и интеллект человека. Люди не могут без общения, каждый человек стремится к обмену информацией через различные формы и источники.
Помимо речи каждый человек находится в досуговой сфере и если понимать этот термин верно, то досуг - это смена деятельности, которая может быть разнообразной и в которой может быть несколько форм, но одной из основных является контакт с другими людьми. Таким образом, обнаруживается связь досуга и коммуникации.
Актуальностью исследования, исходя из описанного выше, является то, что без общения в социуме не проходит ни одно мероприятие, ни одна деятельность и обратная сторона - без досуга коммуникативная компетенция будет присутствовать, но она будет находиться в неестественной форме для
человека. Досуговая деятельность организует людей в совместную деятельность, порождает различные формы общения и направляет на различные формы развития и саморазвития.
Следовательно, досуг и общение тесно связаны, что говорит о необходимости через досуговую деятельность формировать коммуникативную компетенцию.
Однако беседы с преподавателями и командирами подразделений суворовцев, анализ документов, в которых отражаются результаты учебной и воспитательной деятельности в ФГКОУ «Екатеринбургское суворовское военное училище» Министерства обороны Российской Федерации, а также беседы с родителями обучающихся показывают, что целенаправленно мероприятия досуговой деятельности как одного из важных факторов формирования коммуникативной компетенции обучающихся в ФГКОУ «Екатеринбургское суворовское военное училище» Министерства обороны Российской Федерации реализуются с малой эффективностью.
Стоит отметить, что около 50% ребят, особенно на младших курсах, испытывают сложности с выражением своей мысли или формулировании ответа на занятиях, у многих недостаточно развиты личные качества, направленные на формирование потребности общения со сверстниками и товарищами по коллективу.
Налицо несоответствие между требованиями времени, интересами общества и администрации ФГКОУ «Екатеринбургское суворовское военное училище» Министерства обороны Российской Федерации по формированию у обучающихся коммуникативной компетенции как основы их учебной деятельности и межличностного общения.
Теоретическая и практическая значимость проблемы, выраженная актуальность стали основой для выбора темы выпускной квалификационной работы: «Досуговая деятельность как фактор формирования
коммуникативной компетенции обучающихся образовательной организации». 
Объектом исследования является процесс формирования коммуникативной компетенции.
Предмет исследования - коммуникативная компетенция обучающихся в ФГКОУ «Екатеринбургское суворовское военное училище» Министерства обороны Российской Федерации с помощью досуговой деятельности.
В качестве гипотезы исследования были выдвинуты следующие положения. В настоящее время в довузовских учреждениях Министерства обороны Российской Федерации объективно просматривается устойчивая тенденция к непрерывному повышению качества обучения воспитанников, одним из условий которого является умение правильно формулировать и грамотно выражать свои мысли в общении с товарищами по взводу, командирами, преподавателями, т.е. все то, что в целом относится к разряду коммуникативной компетенции личности. Предполагается, что высокий уровень коммуникативной компетенции у обучающихся 2-3 курса ФГКОУ «Екатеринбургское суворовское военное училище» Министерства обороны Российской Федерации можно сформировать в том числе и в ходе досуговой деятельности при использовании декоративно-прикладного творчества.
Цель исследования заключается в том, чтобы на основе теоретического анализа и опытно-экспериментальной работы проверить реальность функционирования модели формирования коммуникативной компетенции в процессе досуговой деятельности при использовании декоративно¬прикладного творчества в ФГКОУ «Екатеринбургское суворовское военное училище» Министерства обороны Российской Федерации, дать оценку эффективности применяемых форм и методов на основе разработанных автором критериев и показателей.
Задачи исследования:
1. Изучить литературу по теоретическим основам формирования коммуникативной компетенции.
2. Проанализировать современные подходы к формированию коммуникативной компетенции обучающихся.
3. На основе комплексного анализа научных источников дать содержательную характеристику понятия «коммуникативная компетенция».
4. Определить сущность и значение развития коммуникативной компетенции.
5. Изучить формы, методы и роль досуговой деятельности в формировании коммуникативной компетенции обучающихся.
6. Проанализировать уровень коммуникативной компетенции у обучающихся образовательной организации.
7. Разработать модель формирования коммуникативной компетенции в процессе досуговой деятельности в образовательной организации.
8. Разработать программув целях реализации модели формирования коммуникативной компетенции в процессе досуговой деятельности в образовательной организации.
9. Описать результаты деятельности по формированию коммуникативной компетенции в ходе досуговой деятельности в образовательной организации.
Научная новизна исследования состоит в том, что разработана модель формирования коммуникативной компетенции в процессе досуговой деятельности в суворовском военном училище и в рамках ее реализации разработана и проверена в ходе опытно-экспериментальной работы воспитательная программа «Мир детского творчества», позволяющая активизировать общеинтеллектуальную и творческую деятельности каждого обучающегося с учетом его возрастных особенностей, индивидуальных потребностей и возможностей и предлагающая разные виды коллективного взаимодействия: работа в парах, работа в малых группах, коллективный творческий проект, инсценировки, презентации своих работ, коллективные игры; экспериментально проверены критерии оценки эффективности реализации данной программы: теоретические знания по основным разделам программы, практические умения и навыки, творческие навыки, творческая активность обучающегося, результативность творческой деятельности. Каждому критерию соответствовали определенные показатели.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Модель формирования коммуникативной компетенции в процессе досуговой деятельности в образовательной организации.
2. Программа по декоративно-прикладному творчеству «Мир детского творчества» для обучающихся 2-3 курсов ФГКОУ «Екатеринбургское суворовское военное училище» Министерства обороны Российской Федерации.
Теоретическая значимость исследования заключается в решении научной задачи формирования коммуникативной компетенции у обучающихся 2-3 курса ФГКОУ «Екатеринбургское суворовское военное училище» Министерства обороны Российской Федерации в ходе организации досуговой деятельности при использовании декоративно-прикладного творчества; в анализе научных взглядов на формулировку понятия «коммуникативная компетенция»; в определении понятия «коммуникативная компетентность»; в обосновании теоретических выводов, которые могут быть использованы в образовательном процессе довузовских учреждений МО РФ при формировании коммуникативной компетенции у воспитанников.
Практическая значимость исследования состоит в разработке и реализации в образовательном процессе ФГКОУ «Екатеринбургское суворовское военное училище» Министерства обороны Российской Федерациимодели формирования коммуникативной компетенции в процессе досуговой деятельности и воспитательной программы «Мир детского творчества». Разработаны критерии и показатели оценки эффективности формирования коммуникативной компетенции суворовцев. Результаты исследования направлены на повышение эффективности процесса формирования коммуникативной компетенции суворовцев, своевременное внесение корректив в учебную и воспитательную работу педагогических коллективов ПМК, воспитателей и училища в целом.
Методология и методы исследованиябазировались на концептуальных положениях современной науки о личности, факторах ее формирования и развития в процессе различных видов деятельности.
Достижение цели и решение задач исследования осуществлялось на основе комплексного использования теоретических и эмпирических методов. Ведущими теоретическими методами выступали: анализ и обобщение научных источников и документов и др.
К основным эмпирическим методам относились: педагогическое наблюдение, анализ передового опыта формирования коммуникативной компетенции, анализ результатов деятельности, опросы (групповые и индивидуальные беседы, анкетирование, интервьюирование, изучение экспертных оценок), опытно-экспериментальная работа.
Для обработки полученной информации применялись статистические методы.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
В первой главе изучены теоретические подходы к формированию коммуникативной компетенции обучающихся: рассмотрено понятие компетенции, коммуникативной компетенции, компетентностного подхода.
Описана сущность коммуникативной компетенции: её компоненты, составляющие и особенности.
Отмечается важность и значимость развития коммуникативной компетенции, так как изменятся структура всей системы образования и подходов в образовании, так и на первый план встаёт развитие коммуникативности каждого из обучающихся.
Проанализированы современные подходы к формированию коммуникативной компетенции с целью определения деятельности в развитии коммуникативных компетенций, а также для наиболее продуктивного и верного выбора пути развития личности обучающегося.
Выбраны формы и методы досуговой деятельности, прописана их значимость и влияние на личность обучающегося и качество его обучения.
Проанализировано влияние различных форм досуговой деятельности и особенности влияния методов на отдельные компоненты личности.
Определены формы досуговой деятельности для наилучшего развития коммуникативной компетенции.
Во второй главе рассматриваются результаты деятельности по формированию коммуникативной компетенции в ходе досуговой деятельности: проведён анализ уровня коммуникативной компетенции у обучающихсяФГКОУ «Екатеринбургское суворовское военное училище» Министерства обороны Российской Федерации. Составленамодель формирования коммуникативной компетенции в процессе досуговой деятельности в образовательном учреждении, а также разработана воспитательная программа по декоративно-прикладному творчеству «Мир детского творчества», подведены итоги деятельности по результатам внедрения модели и программы.
В заключении приводятся основные положения по исследуемой теме работы: Досуговая деятельность как фактор формирования коммуникативной компетенции обучающихся образовательной организации.
Закладывается база для дальнейшего изучения и проблематике формирования коммуникативной компетенции через досуговую деятельность.
Представлен список использованной литературы, которые являются как отечественными, так и зарубежными, что говорит о всестороннем изучении темы как в России, так и в странах зарубежья.
В приложении представлены методики и результаты обследования уровня коммуникативной компетенции обучающихсяФГКОУ «Екатеринбургское суворовское военное училище» Министерства обороны Российской Федерации.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Язык - средство общения, которое позволяет осуществлять взаимодействие людьми между собой, а также через это взаимодействие оказывать воздействие друг на друга в естественных условиях жизни.
Культура общения - это сложное многогранное и многоплановое образование. Культура общения формируется в процессе воспитания и продолжается непрерывно в течение всей жизни человека.
Современная школа играет большую роль не только в образовании, но и в воспитании общей культуры, формировании культуры общения, коммуникативной культуры личности. Поиски лучших форм и методов воспитания культуры общения велись раньше и ведутся в настоящее время многими отечественными педагогами, психологами и учеными. В развитии у детей коммуникативной компетенции одинаково равноценны теоретические и практические формы занятий.
Человек - существо социальное, ему важно находиться в обществе, развиваться и коммуницировать. И он всегда находится в смене деятельности, эта деятельность может быть как организованной, так и неорганизованной. Поэтому важно обучать детей организовывать свой досуг, а также проявлять различных форм общения во время этой деятельности.
В основе работы проанализирована коммуникативная компетенция обучающихся, которая являлась объектом исследования. Качественно проработан предмет исследования: особенности развития коммуникативной компетенции, которые должны учитываться при её формировании и выборе наилучших форм её совершенствования.
И на основе анализа результатов контрольного эксперимента гипотеза, утверждающая, что при использовании декоративно-прикладного творчества,
как одного из видов досуговой деятельности, можно сформировать высокий уровень коммуникативной компетенции у обучающихся 2 курса, доказана.
Поставленная цель о выявлении особенностей досуговой деятельности как фактора формирования коммуникативной компетенции обучающихся образовательной организации достигнута. Выполнены задачи по изучению литературы по теоретическим основам формирования коммуникативной компетенции, определены сущность и значение развития коммуникативной компетенции. Изучены формы, методы и роль досуговой деятельности в формировании коммуникативной компетенции обучающихся.
Проанализирован уровень коммуникативной компетенции у обучающихся образовательной организации. Проанализирован уровень коммуникативной компетенции у обучающихся образовательной организации.
Сформулированы и описаны модель и программа по формированию коммуникативной компетенции в процессе досуговой деятельности в образовательной организации. Описаны результаты деятельности по формированию коммуникативной компетенции в ходе досуговой деятельности в образовательной организации.Во время работы, наиболее часто используемые методы исследования - анализ литературы, наблюдение, эксперимент.
Важно отметить, что коммуникативная компетенция является неестественным процессом, а формируется с помощью особых методов, средств и способов, которые организуется через ситуации воздействия. Как показано в работе все использованные методы оказывают социально¬психологическое воздействие на личность, которые способствуют её развитию и развитию коммуникативной компетенции. Коммуникативная компетенция - это одна из характеристик личности человека и его способность, проявляющаяся в поведении, деятельности, что даёт возможность принимать важные решения в практических ситуациях.
Общение происходит в социуме и люди постоянно взаимодействуют друг с другом. Каждый находится в постоянной смене деятельности, что является его досугом. Во время организованного досуга происходит наилучшее формирование всех сторон личности. При организации творческого досуга, как показал эксперимент, в моменты развития одного компонента улучшаются и другие показатели. Появляется заинтересованность к процессу обучения, а также стремление взаимодействовать друг с другом.
Таким образом, тема досуговой деятельности как фактора формирования коммуникативной компетенции остаётся актуальной на протяжении долгих лет, что подтверждает необходимость дальнейшего изучения данной проблемы.


1. Авагян М.С. Формы, методы и средства формирования коммуникативной компетенции дошкольников в процессе сотрудничества // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по матер. ЫХмеждунар. науч.-практ. конф. № 12(57). - Новосибирск: СибАК, 2015. - 196с.
2. Аверинцев, С. С. Попытка объясниться: Беседы о культуре.- М.: «Правда»,1988. - С. 46
3. Адамьянц, Т. З. Социальная коммуникация. Учебное пособие / Т.З.Адамьянц. - М., ИС РАН. 2005. - 158с.
4. Адамьянц, Т.З. Диалог как основа толерантности. Учебная программа и методическое обеспечение / Т.З. Адамьянц. - М., ИС РАН, 2005.- 80с.
5. Адмони, В. Г. Типология предложения. // Исследования по общей теории грамматики.- М.: «Наука». 1968. -С. 117 - 121.
6. Акилина, М. И. Культурно-досуговые учреждения и семья: Методические материалы: В 2ч. / М.И. Акилина. - М.: РГБ, 1994. - С.136-144
7. Акишина, Т. Е. Грамматика чувств: Пособие по развитию русской речи. М.: Просвещение, 2010. - 216 с.
8. Александрова, О. А. Проблема воспитания речевой (коммуникативной) культуры в процессе обучения русскому языку/ О.А.Александрова // Русский язык. 2006. - №3. - С. 4-6.
9. Алифанова, Е. М. Формирование коммуникативной компетенции детей дошкольного и младшего школьного возраста средствами театрализованных игр: Дис. канд. пед. наук.: 13.00.01. - Волгоград, 2001. - 164 с.
10. Алякринский, Б. С. Общение и его проблемы / Б.С.Алякринский.- М., «Знание». 1982. - 64 с.
11. Андреева, Г. М. Социальная психология. Социология в России / под ред. В. А. Ядова. М.,Издательство Института социологии РАН. 1996. - С. 56
12. Андреева, Г.М. Социальная психология. - М.: Аспект Пресс, 2002. - 290с.
13. Андриенко,Е.В.Социальная психология.-М.:Академия,2001.-264с.
14. Арнольд, И. В. Стилистика современного английского языка. Стилистика декодирования.- Л.: «Просвещение». 1981. - 295с.
15. Арутюнова, Н. -Д. Предложение и его смысл.- М.: -«Наука», 1976.- 382с.
16. Арутюнова, Н. Д. Синтаксис.// Общее языкознание. Внутренняя структура языка.- М.: «Наука», 1972. - С. 45
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ