Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Традиционные и инновационные подходы к экологическому образованию в дошкольном учреждении

Работа №98704

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

методика преподавания

Объем работы75
Год сдачи2017
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
150
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО
ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 7
1.1. Понятие «Экологическое образование», известные педагоги и
психологи об экологическом воспитании 7
1.2. Педагогическая технология экологического образования детей
дошкольного возраста 14
1.3. Формирование экологической образованности у детей старшего дошкольного возраста в системе экологического образования в дошкольной
образовательной организации 25
ГЛАВА 2. ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В
ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС ДО ... 39
2.1. Сравнительная характеристика экологического образования в соответствии с ФГОС ДО 39
2.2 Сравнительная характеристика инновационных и традиционных технологий в экологическом образовании 45
2.3. Исследование формирования экологической образованности у детей старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной
организации под влиянием инновационной технологии 62
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 66
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 68
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 74

В настоящее время экологическая проблема взаимодействия человека и природы, а также взаимодействия человеческого общества на окружающую среду стала очень острой и приняла огромные масштабы.
Экологическая проблема встаёт сегодня не только как проблема сохранения окружающей среды от загрязнения и других отрицательных влияний хозяйственной деятельности человека на Земле. Она вырастает в проблему предотвращения стихийного воздействия людей на природу, в сознательно, целенаправленно, планомерно развивающееся взаимодействие с нею.
Такое взаимодействие осуществимо при наличии в каждом человеке достаточного уровня экологической культуры, экологического сознания, формирование которых начинается с детства и продолжается всю жизнь. В условиях надвигающейся экологической катастрофы громадное значение приобретает экологическое образование и воспитание человека всех возрастов и профессий.
Дошкольное учреждение уже сегодня призвано проявить настойчивость в воспитании нового поколения, которому присуще особое видение мира как объекта его постоянной заботы.
XXI век по праву можно считать веком экологии. Экологическое образование и воспитание в последние годы стало не просто желательным, а необходимым. Это вызвано резким ухудшением среды нашего обитания, а в результате - понижением уровня жизни людей.
Здоровье человека на 20 % зависит от экологических условий, на 80 % определяется наследственностью, и изменить в благоприятную сторону мы можем только первый компонент. В условиях модернизации российской системы дошкольного воспитания приоритетной задачей является обеспечение её нового, современного качества.
Данная задача актуализируется для экологического образования дошкольников, являющегося инновационной составляющей системы дошкольного воспитания. Реализация ведущей методической идеи «Зачем учить, чему учить, как учить?» требует разработки и научного обоснования целостного категориально-понятийного аппарата системы экологического образования дошкольников.
Дошкольный возраст - самоценный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребёнок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается его эмоционально - ценностное отношение к окружающему миру, формируются основы нравственно-экологических позиций личности. Традиционно в дошкольном воспитании в общий процесс освоения природы включается элемент её познания, выработка гуманного отношения к ней и осознанного поведения в природной среде. Эколого­социальная ситуация сегодняшнего дня выдвигает перед нами задачу поиска универсальных средств экологического образования детей до школы в современных условиях. Одним из таких средств может стать дидактическая игра.
Экологическое образование тесно связано и с развитием эмоций ребёнка, умения сочувствовать, удивляться, сопереживать, заботиться о живых организмах, воспринимать их как братьев по природе, уметь видеть красоту окружающего мира, и всего ландшафта, и отдельного цветка, капли росы, маленького паучка. А где как не в сказках дети переживают свои самые сильные чувства - сопереживают, удивляются, плачут и смеются
В зарубежной психологии основная линия развития дошкольника видится в связи с расширением социализации и адаптации ребёнка к более широкому социальному контексту. Основными обсуждаемыми вопросами являются: особенности овладения им нормами поведения; освоёние форм взаимодействия со сверстниками; развитие саморегуляции в поведении и аффективной сфере [1].
В связи с этим широко обсуждаются подходы к преодолению негативных форм поведения: страхов, агрессивности, застенчивости [11]. Развитие ребёнка, в соответствии с взглядами У. Бронфенбреннера, рассматривается как процесс, происходящий в активном взаимодействии с окружающей его средой [8].
Среда эта понимается как многослойное образование, окружающеё человека, испытывающего на себе воздействие не только близкого социального окружения, но и всей системы в целом [7].
Рассматривая развитие ребёнка, авторы поднимают вопросы влияния на него как семьи (как первой и мамой близкой социальной микросистемы), так и человеческой культуры в целом.
К началу дошкольного возраста у ребёнка существует довольно высокий уровень компетентности в освоёнии предметного мира, который его окружает. Ребёнок хорошо научился пользоваться посудой, одеждой, мебелью; освоил пространство своёго жилища; высокий уровень операционально-технических возможностей вызывает у него ощущение соразмерности с взрослым, осознанию приближенности к его возможностям [13].
Объектом исследования выступает образовательный процесс в дошкольной организации.
Предмет исследования: Сравнение традиционных и инновационных технологий экологического образования в дошкольной образовательной организации.
В соответствии с объектом и предметом исследования, я предполагаю, изучить экологическое образование в дошкольной образовательной организации.
Цель работы: - изучить теоретические основы экологического
образования в дошкольной образовательной организации и определить эффективные технологии.
Задачи исследования.
1. Изучить психолого-педагогическую литературу и определить понятие «Экологическое образование».
2. Рассмотреть педагогические традиционные и инновационные технологии экологического образования детей дошкольного возраста.
3. Исследовать формирование экологической образованности у детей старшего дошкольного возраста в системе экологического образования в дошкольной образовательной организации под влиянием инновационной технологии.
Теоретическая база исследования. Концепция «экологического воспитания детей дошкольного возраста» рассматривается в научных трудах Л. В. Моисеевой, Н. А. Рыжовой, Т. А. Серебряковой и других . Теория педагогической технологии. Новая концепции образовательной системы России М. В. Кларин, В. В. Гузеев, В. П. Беспалько и др..
База исследования. МБДОУ ПГО «Детский сад» №43,
общеразвивающего вида. В опытной работе участвовали дети старшей и подготовительной групп.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Успешность экологического образования зависит от непрерывности реализации на всех его ступенях. Дошкольное детство является базовым и ответственным периодом в жизни человека, его первым этапом в системе экологического образования.
В дошкольный период закладываются основы отношения к окружающему миру, формируются ценностные ориентации в нем. Экологическое образование дошкольников рассматривается как уникальная, самоценная и неотъемлемая первая ступень системы непрерывного экологического образования, специфика которой определяется психологическими, физиологическими особенностями ребёнка-дошкольника, что учитывается при отборе содержания и методики.
Формирование у дошкольников экологических представлений у дошкольников является одной из основных задач в системе экологического образования. Специалистами разработаны программы по экологическому образованию дошкольников, учебно-наглядные пособия и методическая литература, способствующие созданию и реализации воспитательно­образовательных моделей, направленных на формирование начал экологической культуры. Эффективность реализации моделей экологического образования дошкольников во многом зависит от окружающих ребёнка взрослых, прежде всего, педагогов и родителей, их отношения к проблемам экологии и экологического образования, их личностных качеств.
В процессе изучение темы исследования мы пришли к выводу о том, что Федеральный государственный образовательный стандарт предполагают деятельностный подход к определению содержания и организации образовательного процесса детей дошкольного возраста. Экологическое образование дошкольников можно осуществлять по всем образовательным областям.
Значит, экологизация развивающей предметной среды в образовательных учреждениях должна способствовать реализации всех компонентов его содержания: познавательного, нравственно-ценностного и деятельностного.
Внедрение инновационных технологий в практику педагогической деятельности создаёт условия для эффективного формирования высокого уровня экологической образованности у детей старшего дошкольного возраста.
Таким образом, взаимодействие дошкольников с природой в процессе экологического образования в свете ФГОС имеёт свою специфику в силу возрастных особенностей и базируется на деятельностном подходе, поскольку именно деятельность развивает психику ребёнка, двигательную активность и делает его физически более крепким и здоровым.


1. Ахунзянова, Н.В. Моделирование предметно - развивающей среды в ДОУ в условиях переходного периода к ФГОС [Электронный ресурс] / Н.В. Ахунзянова // Социальная сеть работников образования. - URL: http://nsportal.ru/detskiy-sad/upravlenie-dou/2014/12/01/modelirovanie- predmetno-razvivayushchey-sredy-v-dou-v (дата обращения - 3.10.2016).
2. Беспалько, В. П. Слагаемые педагогической технологии [Текст]: / В. П. Беспалько. - М.: 1989. - 192 с.
3. Бобылева, Л.А. О программе экологического образования старших дошкольников [Текст] / Л. А. Бобылева, Н. В. Дупленко // Дошкольное воспитание. - 2005. -№ 7. - C. 36-42.
4. Бондаренко, Т. А. Экологические занятия с детьми 6-7 лет [Текст]: / Т. А. Бондаренко.- Воронеж: ТЦ «Учитель», 2008.- 159 с.
5 Боршевецкая, Л. А. Особенности проектирования развития воспитанников в дошкольных образовательных учреждениях [Электронный ресурс] / Л.А. Боршевецкая // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». - URL: http://festival.1september.ru/articles/210838/ (дата обращения - 5.12.2016).
6. Букин, А. П. В дружбе с людьми и природой [Текст] / А. П. Букин. - М.: Просвещение, 2004. - 114 с.
7. Васильева, А. И. Учите детей наблюдать природу [Текст]: /
А. И. Васильева. - Минск: Народная асвета. - 2006. - №4. - С. 52-56.
8. Гордеева, Д. С. Траектория развития проблемы становления бережного отношения к природе у детей дошкольного возраста [Текст] / Д. С. Гордеева // Вестник Челябинского государственного университета. - 2010. -№ 3. - С. 46-54.
9. Горькова, Л. Г. Сценарии занятий по экологическому воспитанию: Средняя, старшая, подготовительная группы [Текст]: / Л. Г. Горькова, А. В. Кочергина, Л. А. Обухова. - М.: ВАКО, 2008. - 240 с.
10. Горькова, Л. Г. Сценарии занятий по экологическому воспитанию [Текст] / Л. Г. Горькова. М.: ВАКО, 2008. - 240 с.
11. Дерябо, С. Д. Экологическая педагогика и психология [Текст] / С. Д. Дерябо, В. А. Ясвин. - Ростов н/Д.: Феникс, 1996. - 480 с.
12. Дорошина, И. Г. Экологическое воспитание дошкольников в повседневной жизни с учетом ФГОС [Электронный ресурс] / И.Г.Дорошина. //Социальная сеть работников образования. - URL: http://nsportal.ru/detskiy- sad/okruzhayushchiy-mir/2015/02/17/ekologicheskoe-vospitanie-doshkolnikov-v- povsednevnoy (дата обращения - 5.10.2016).
13. Евдокимова, Е. А. Проект как мотивация к познанию [Текст]: / Е. А. Евдокимова // Дошкольное воспитание. - 2013. - № 3. - С. 20-24.
14. Зенина, Т. Н. Взаимодействие с семьями воспитанников в ДОУ. Игровые семинары по экологической культуре [Текст] : учебное пособие / Т. Н. Зенина. - М.: Центр педагогического образования, 2008. - 300 с.
15. Зенина, Т. Н. Наблюдаем, познаем, любим [Текст] / Т. Зенина // Дошкольное воспитание. - 2003. -N 7. - С. 31-34...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ