Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Формирование сенсорных эталонов у детей раннего возраста в дошкольной образовательной организации

Работа №98702

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы85
Год сдачи2017
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
207
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СЕНСОРНОГО ВОСПИТАНИЯ В
РАННЕМ И ДОШКОЛЬНОМ ДЕТСТВЕ 7
1.1. Характеристика сенсорного воспитания и его значение в развитии
личности дошкольника 7
1.2. Особенности сенсорного воспитания детей младшего дошкольного
возраста 15
1.3. Характеристика педагогических условий формирования сенсорных
эталонов у детей раннего возраста в ДОО 27
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО СЕНСОРНОМУ
ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 35
2.1. Изучение уровня сформированности сенсорных эталонов у детей
раннего возраста на начальном этапе исследования 35
2.2. Организация работы с детьми по формированию сенсорных эталонов.
48
2.3. Сравнительный анализ результатов опытно-поисковой работы на
начальном и завершающем этапе исследования 56
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 65
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 65
ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Актуальность исследования обусловлено следующими
обстоятельствами. Во-первых, направление сенсорного развития, всегда нацелено на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, именно восприятие является основой познания мира. Эффективность умственного, физического, эстетического воспитания очень сильно зависит от уровня сенсорного развития детей, то есть насколько развиты у ребенка такие качества как слух, осязание, зрение, то, что в целом дает представление об окружающем мире.
Во-вторых, ребенок в любом возрасте, начиная от младенчества до того момента когда он начинает взрослеть, эмоционально подвержен к любым воздействиям. Поэтому каждый возрастной этап является благоприятным для нервно-психического развития и всестороннего воспитания дошкольника.
В-третьих, исторически на всех этапах развития дошкольной психологии и педагогики, проблема сенсерного развития занимала одно из важных мест. Знаменитые деятели в области дошкольной психологии и педагогики (Я.А. Коменский, Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декроли, Е.И. Тихеева, А.П. Усова, А.В. Запорожец, Н.П. Сакулина и др.) полагали, что направленность сенсорного воспитания на полноценное сенсорное развитие ребенка, это одна сторона дошкольного воспитания.
Этими учеными были разработаны различные дидактические игры и упражнения, которые позволяли детям ознакомиться с предметными свойствами и признаками.
Федеральный государственный образовательный стандарт
дошкольного образования предусматривает различные образовательные области, где предусматриваются направления сенсерного развития у детей раннего возраста. В частности, можно отметить:
1. Развитие общения ребенка как со сверсниками, так и со взрослыми в дидактических играх, позволяет развивать социально-комуникативное направление.
2. Развитие представления об эталонах цвета, вкуса, величины, формы, звучании, кличестве, чисти и целом дает ребенку познавательное представление.
3. Пополнение словесного багажа дает ребенку речевое развитие.
4. При развитии сенсорного восприятия у ребенка формируется художественно-эстетическое представление.
5. Мелкая моторика обеих рук позволяет развиваться ребенку физически.
Источник познания мира заключается в сенсорном, чувственном восприятии окружающего мира. Особенно чувствителен ребенок к сенсорным воздействиям в раннем детстве. Если произошли отклонения, упущения в сенсорном развитии ребенка на ранних этапах его формирования, то настигается это с трудом, а порой иногда это не достижимо.
Несомненно значимость сенсорного развития в раннем детстве очень велика. Ранний возраст - это тот возраст, когда восприятие окружающего мира, накопление багажа знаний об окружающем мире, совершенствовании органов чувств необходимо для сенсорного развития.
Сенсорное развитие, одно из важнейших направлений в раннем возрасте. Сенсорное восприятие направлено на то, чтобы научить детей полно, точно и расчленено воспринимать предметы, их разнообразные свойства и отношения. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания - запоминание, мышление, воображение - строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки. Поэтому нормальное умственное развитие невозможно без опоры на полноценное восприятие. Сенсорное развитие составляет фундамент общего умственного развития ребенка, имеет самостоятельное значение, т.к. полноценное восприятие необходимо для успешного обучения.
Сенсорное воспитание включает в себя формирование восприятия сенсорных эталонов - это основные цвета, черный и белый цвет, оттенки, пять геометрических форм (круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник), три величины (большой, средний и маленький).
Сенсорное воспитание детей младшего возраста происходит в разных видах деятельности:
1. Предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками.
2. Экспериментирование с материалами и веществами (вода, песок, тесто и др.)
3. Общение и совместные игры с взрослыми и сверстниками.
Сенсорное воспитание у детей раннего возраста наиболее успешно осуществляется в условиях различных дидактических игр. Осваивая сенсорный опыт стихийно, без систематического руководства со стороны взрослых, ребенок длительно идет путем проб и ошибок. И только посредством различных дидактических игр ребенку наиболее легко усвоить признаки предметов.
Цель исследования - подобрать дидактические игры, способствующие формированию сенсорных эталонов детей, и апробировать их в педагогическом процессе ДОУ.
Объект исследования - процесс формирования сенсорных эталонов детей младшего дошкольного возраста.
Предмет исследования - дидактические игры, способствующие формированию сенсорных эталонов детей.
Гипотезой является предположение о том, что дидактические игры способствуют формированию сенсорных эталонов детей, если:
• игры подобраны и систематизированы по четырем направлениям: форма, величина, цвет;
• сенсорные дидактические игры проводятся во всех режимных моментах и периодически повторяются для закрепления знаний;
• в группе создан сенсорный центр для обогащения сенсорного опыта детей.
Для реализации поставленной цели в процессе исследования решались следующие задачи:
1. Изучить состояние теоретической разработанности проблемы сенсорного развития детей в психолого-педагогической литературе.
2. Подобрать диагностические методики и провести диагностику сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста.
3. Подобрать игры, направленные на формирование у детей сенсорных эталонов и апробировать их в работе с детьми дошкольного возраста.
4. Провести повторную диагностику и сравнить результаты в начале и в конце проведенной работы.
Методы исследования:
• теоретические: изучение, анализ и обобщение психолого­
педагогической, методической литературы по проблеме исследования, сравнение, планирование;
• эмпирические: изучение педагогического опыта дошкольных
образовательных учреждений, педагогическое наблюдение,
экспериментальная работа, определение уровня сенсорного развития, оценка эффективности педагогической деятельности.
База исследования: Базой исследования выбрано МАОУ «Сажинская СОШ» «Детский сад с. Сажино», которое является структурным подразделением МАОУ «Сажинская СОШ». Юридический адрес: 623361, Свердловская область, Артинский район, с. Сажино, ул. Волкова, 17.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В ходе выпускной квалификационной работы мы рассмотрели вопросы, касающиеся формирования сенсорных эталонов у детей младшего возраста.
В результате исследования, были сделаны следующие выводы.
Сенсорное воспитание дошкольников - это целенаправленное педагогическое воздействие, обеспечивающее формирование умственного познания и совершенствование ощущений и восприятия.
Сенсорное воспитание включает в себя формирование восприятия формы, величины, пространственных отношений между предметами, цвета, а также музыкального слуха, совершенствование звукового анализа речи и др. Особое значение сенсорное воспитание приобретает в дошкольном детстве, так как именно в этот период интенсивно развиваются сенсорные процессы. В данном случае, основное внимание уделяется не изолированным упражнениям органов чувств, а формированию разнообразных сенсорных способностей в процессе различных видов осмысленной деятельности.
В основу сенсорного воспитания входит совершенствование его знаний и навыков относительно внешних свойств и размеров предметов и явлений, пространства и времени. Ребенок начинает адекватно воспринимать формы и величины, расстояния, различать цвета, оценивать вес и температуру, развивается музыкальный слух.
Значение сенсорного развития детей раннего возраста неоспоримо и заключается в следующем:
необходимая основа для развития интелекта;
при взаимодействии с внешним миром происходит процесс упорядочения представления о внешнем мире;
способствует развитию наблюдательности, внимания, мышления, воображения;
формирует способность познать и применить на практике различные способы обследования предметов;
способствует усвоению сенсорных эталонов.
Усвоение сенсорных эталонов - процесс, происходящий сложно и длительно, так как ребенок должен научиться узнавать и запомнить таким образом, чтобы сформировалось четкое представление о каждом свойстве, самое важное научиться пользоваться полученными знаниями и представлениями при познании новых предметов и явлений окружающей действительности.
Основой реализации личностно ориентированного подхода в процесс обучения и воспитания детей дошкольного возраста является педагогическое диагностирование. Поскольку, начиная с раннего детства, необходимо формировать личность, способную побеждать трудности, ориентироваться в новых ситуациях, то диагностирование развития детей раннего возраста призвано помогать педагогам и родителям правильно строить педагогический процесс.
Понятие диагностики включает в себя обоснование всех аспектов дидактического процесса, которое направлено на определение его результатов. Диагностика позволяет своевременно выявить, оценить и проанализировать учебно-воспитательный процесс в целом и уровень индивидуального развития ребенка
В обследовании детей младшего дошкольного возраста используются, как правило, нестандартизированные методики, а именно игровые методики со знакомыми ребенку предметами - пирамидками, кубиками и др. Процесс обследование проводится в произвольной форме, ведущим методом является наблюдение.
Базой исследования выдрано МАОУ «Сажинская СОШ» «Детский сад с. Сажино», которое является структурным подразделением МАОУ «Сажинская СОШ». Юридический адрес: 623361, Свердловская область, Артинский район, с. Сажино, ул. Волкова, 17.
Основным видом деятельности МАОУ является: дошкольное образование (предшествующее начальному общему образованию).
Детский сад с. Сажино рассчитан на 48 мест, младшую группу посещают 10 детей.
Для достижения цели исследования была организована опытно - экспериментальная работа по изучению уровня сформированности сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного возраста, в ииследовании принимали участие дети младшей группы.
Целью опытно-экспериментальной работы является: проверка
эффективности выдвинутых психолого-педагогических условий для эффективного сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста.
Диагностика сенсорного развития предусматривает выявление уровня развития практической ориентировки на величину, форму, цвет, уровня развития целостного образа предмета, ориентировки в пространстве. За основу данной диагностики по выявлению и оценке сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста были взяты методики: Стребелевой Е. А., Венгера Л. А.
Диагностика познавательного развития показывает реальные достижения ребенка, сложившиеся в ходе воспитания и обучения. Основными параметрами оценки познавательной деятельности детей раннего и дошкольного возраста считаются:
• принятие задания;
• способы выполнения задания;
• обучаемость в процессе обследования;
• отношение к результату своей деятельности.
На начальном этапе первым было несколько заданий: раскрыть матрешку и собрать ее; сложить целую картинку из частей, разбери и сложи пирамидку; найди парные картинки; поиграй с цветными кубиками.
При оценке выполнения задания было учтено следующее:
• понимание и принятие задания;
• способы выполнения - умение работать по образцу;
• целенаправленность действий;
• обучаемость;
• отношение к результату;
• результат.
Результаты формирования сенсорных эталонов у детей эксперементируемой группы на начальном этапе выявили следующее:
• высокий уровень - 4-5 выполненных заданий самостоятельно или после показа взрослым, высокий уровень показали три ребенка;
• средний уровень - 2-3 выполненных задания, средний уровень показали два малыша;
• низкий уровень - 1 выполненное задание, низкий уровень показали пять детей.
Данные диагностики выявили необходимость проведения специальной работы по формированию у детей представлений о свойствах предметов: величине, цвете, форме. Формирование представлений эталонной системы у малышей проводилось с использованием дидактических игр.
В ходе исследования была отмечена высокая познавательная активность детей, интерес к изучению свойств предметов.
На третьем этапе была проведена контрольная диагностика и подведены итоги проведенной работы.
• из шести предложенных заданий ребенком выплнено 4-5, пари этом задания выполнялись самостоятельно, либо после показа взрослым - восемь детей с высоким уровнем;
• из шести предложенных заданий выполнено 2-3. Среднему уровню соответствует два ребенка;
• низкому уровню развития соответствует одно выполненное задание, таких детей нет.
Следует отметить, что после проведения с детьми дидактических игр, результаты формирования эталонов у детей улучшились. Таким образом, использование системы дидактических игр и упражнений способствует более эффективному процессу формирования эталонов у детей раннего возраста.
В результате проведенной работы по сенсорному воспитанию выявлено следующее:
6. используемые задания позволили детям помочь разобраться с основными геометрическими фигурами, а также запомнить их названия.
7. с помощью использеумых заданий дети научились различать цвет.
8. с помощью использеумых заданий дети начали сравнивать предметы по величине.
9. у детей наблюдается развитие тактильного и зрительного восприятия.
10. помощь в развитии и совершенствовании мелкой моторики рук.
Выводы о проделанной работе свидетельствуют о том, что систематизация и планомерность проведения занятий по данной проблеме, применение дидактических игр и материалов эффективно помогает развивать познавательную деятельность, развитие речи и сенсорных эталонов.
Таким образом, цель достигнута, задачи решены.


1. Абдуллаева Ш.А. Формирование сенсорного опыта и методика его организации у детей раннего возраста [Текст]: Автореферат. - М., 2005.
2. Беладина И. Г., Найденская Н. Г. Планета наш дом. Мир вокруг нас: Методика проведения занятий по основам экологии для дошкольников и младших школьников [Текст]: / И. Г. Беладина, Н. Г. Найденская - М.: Изд. «Лайда», 1995. - 96с
3. Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь [Текст]: - М., 2002. С. 258
4. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте [Текст] - М.: Просвещение, 1968. - 258 с.
5. Бондаренко А. К. Дидактические игры [Текст] // Дошкольное воспитание, № 7, 2005.
6. Буянова Р. Сенсорное развитие детей [Текст] //Социальная работа.
• № 12. - 2006, С. 34-39.
7. Буянова Р. Сенсорное развитие детей [Текст] //Социальная работа.
• № 12. - 2006.
8. Вартан В. П. Сенсорное развитие дошкольников [Текст] - Мн.: БрГУ, 2007, 322с.
9. Венгер Л. А. Дидактические игры в детском саду. [Текст] - М.: Просвещение, 1978. - 96с.
10. Венгер Л. А. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников. [Текст] - М., 2009, 178с.
11. Венгер Л.А, Пилюгина. Э.Г, Венгер Н. Б. Воспитание сенсорной культуры ребенка. [Текст] - М. Просвещение,1988, С.144.
12. Венгер, Л.А. Генезис сенсорных способностей [Текст] / Л.А. Венгер; под ред. Л.А. Венгера.- М.: Изд-во Педагогика, 1976.-14с.
13. Веретенникова С. А. Ознакомление дошкольников с природой. [Текст] Учебник для учащихся педагогических училищ по специальности «Дошкольное воспитание». Изд. 2-е, перераб. и доп. М., «Просвещение», 1973. - 256 с.
14. Виноградова Ф. Умственное воспитание у детей в процессе ознакомления с природой. [Текст] - М., 1978. - 154с.
15. Волосова, Е.Б. Развитие ребенка раннего возраста: основные показатели [Текст] / Е.Б. Волосова.-М.: Изд-во Линка-Пресс, 1999.- 150с...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ