Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Проблемы формирования доходов местного бюджета

Работа №9870

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

экономика

Объем работы91
Год сдачи2016
Стоимость5900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
2062
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 8
Обзор литературы 11
Объект и методы исследования 13
1 Общие положения организации местных бюджетов в Российской Федерации 14
1.1 Понятие местного бюджета и его роль в бюджетной системе РФ 14
1.2 Система и элементы формирования доходов местного бюджета 21
1.3 Исполнение местного бюджета 28
2 Анализ местного бюджета на примере Администрации МО «Город Томск». 38
2.1 Характеристика местного бюджета города Томска 38
2.2 Анализ структуры и динамики доходов и расходов местного бюджета
муниципального образования «Город Томск» 39
2.3 Проблемы и направления совершенствования системы формирования и
исполнения местного бюджета 58
Социальная ответственность 65
Заключение 80
Список публикаций студента по теме диплома 85
Список использованных источников 86
Приложение А Отчет об исполнении бюджета МО "Город Томск"


Финансовой основой функционирования государственных органов власти и органов местного самоуправления в сферах социального и экономического развития является бюджетная система страны. Государство, при планировании бюджетной политики, в первую очередь должно брать во внимание необходимость обеспечения финансовой и социальной стабильности. Одной из составляющих бюджетной системы РФ является местный бюджет. Главное предназначение местного бюджета заключается в аккумулировании финансовых средств, которые поступают из различных источников, на соответствующей территории с целью использования органами местного самоуправления этих средств в соответствии со своими задачами и функциями.
Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что в настоящее время становится наиболее актуальным вопрос о недостаточном обеспечении финансово-экономической самостоятельности муниципальных образований и несбалансированности местных бюджетов. Уровень социальной защиты населения и инвестиционный потенциал муниципалитета напрямую зависят от качества местного бюджета, а также включенных в него параметров. Проблематика формирования доходов и расходов местного бюджета и рационального их использования носит многозначительный и актуальный характер, так как от этого зависит жизнеобеспечение населения.
Данная тема определяется как систематизация, закрепление и наращивание теоретических знаний, практических навыков по экономике, основательное изучение вопроса, который касается формирования и путей целесообразного использования местного бюджета.
Объектом исследования является доходная часть местного бюджета и ее формирование.
Предметом исследования является функционирование органов местного самоуправления на примере Администрации муниципального образования
«Город Томск», исполнение задач муниципального образования при формировании местного бюджета.
Целью данной работы является рассмотрение и анализ формирования доходов местного бюджета, выявление наиболее значимых проблем механизма осуществления формирования доходной части местного бюджета, а также поиск оптимальных путей решения выявленных проблем.
На основании поставленной цели в работе предполагается решение следующих задач:
1. Определение основной методологии, касающейся местного бюджета;
2. Анализ состава и структуры формирования доходной части местного бюджета;
3. Изучение процесса исполнения местного бюджета;
4. Составление характеристики бюджета Администрации муниципального образования «Город Томск»;
5. Анализ доходов, их формирования и исполнения местного бюджета Администрации муниципального образования «Город Томск»;
6. Выявление проблем и направлений совершенствования системы формирования и исполнения местного бюджета;
7. Подготовка рекомендации по укреплению доходной части местных бюджетов.
Научная новизна исследования заключается в обосновании и уточнении теоретических положений по формированию доходов местного бюджета, выявлении проблематики формирования доходов, а также в разработке рекомендаций по укреплению доходной части местного бюджета.
Для решения вышеперечисленных задач были использованы годовые отчеты об исполнении бюджета МО «Город Томск» за 2013-2015 годы, различные плановые документы и данные статистического учета.
Работа представлена в двух главах. В первой части рассмотрены теоретические аспекты организации местного бюджета в Российской
Федерации, в том числе система и элементы формирования доходов местного бюджета и документальное оформление. Изучен процесс исполнения местного бюджета.
Во второй части проведён анализ формирования и исполнения доходов местного бюджета МО «Город Томск», на основе которого выявлены основные проблемы и сформулированы рекомендации по укреплению доходной части местных бюджетов.
Базой исследования послужили учебные пособия и практикумы по бюджетной системе Российской Федерации, набор нормативных документов и рекомендаций, а также журнальные статьи из основных экономических изданий.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Доходы местных бюджетов являются базой местных органов власти по финансированию всего комплекса социально и экономически направленных программ, и мероприятий на их территории.
Именно от эффективности и рациональности формирования местных бюджетов зависит уровень удовлетворения минимальных социальных потребностей жителей различных регионов страны.
Местные бюджеты непосредственно оказывают влияние на уровень доходов и расходов, занятости населения, развитие промышленного и научнотехнического потенциала регионов, распределение инвестиций по территории страны, экономического и социального развития.
Анализ формирования доходных источников на уровне муниципального образования «Город Томск», который был проведен в данной работе, показал, что за период 2013-2015 года бюджет в большей степени формируется за счёт межбюджетных трансфертов, которые остаются практически на одном уровне в течении анализируемого периода, затем уже за счет налоговых и неналоговых поступлений.
За исследуемый период 2013-2015 годов по местному бюджету наблюдалось и снижение, и увеличение доли налоговых поступлений. Доля налоговых поступлений в общей сумме доходных поступлений по бюджету МО «Город Томск» уменьшилась на 7,68% в 2014 году по сравнению с 2013 годом, где доля налоговых доходов составляла 41,63%, затем в 2015 году доля налоговых поступлений в местный бюджет увеличилась на 7,05% и составила 41%. Таким образом удельный вес налоговых доходов практически вернулся на прежний уровень доли налоговых поступлений на начало анализируемого периода и общий итог за анализируемый период составил сокращение удельного веса налоговых доходов на 0,63%. Снижение доли налоговых доходов может быть объяснено следующими причинами.
Во-первых, на протяжение всего анализируемого периода наибольший удельный вес в налоговых доходах занимали поступления от уплаты налога на доходы физических лиц, но доля налога в сумме поступлений снижалась даже несмотря на то, что доля поступлений НДФЛ от основных налогоплательщиков, таких как ОАО «Томское пиво» и ООО «Томскнефтехим», увеличивалась. Во-вторых, одной из причин может являться совершенствование «теневых схем» ухода от уплаты налогов.
Удельный вес неналоговых поступлений увеличился с 7,73% в 2013 году до 8,68% в 2015 году. Но по сравнению с 2014 годом эта доля уменьшилась на 1,3% в 2015 году. Основными факторами роста объема неналоговых доходов можно считать увеличение доходов от сдачи в аренду земельных участков, от продажи земельных участков и использования муниципальной собственности.
Наибольший удельный вес в структуре доходов за исследуемый период занимают безвозмездные поступления, несмотря на незначительное снижение. В 2015 году доля безвозмездных поступлений в общей структуре доходов составила 50,32%, в 2014 году - 56,07%, в 2013 году - 50,64%. Преобладающая тенденция высокой доли безвозмездных поступлений в общем объеме доходной части бюджета города Томска характеризует высокую зависимость бюджета города от бюджетов других уровней, что по своей сути не является положительной характеристикой бюджета.
В данной работе был проведен бюджетно-налоговый анализ за период 2013-2015 годов, в ходе которого наблюдалось снижение финансовой состоятельности бюджета города Томска: снижение бюджетной обеспеченности в расчете на 1 человека с 20,92 тыс. рублей/чел. в 2013 году до 20,11 тыс. рублей/чел. в 2015 году. Коэффициент автономии снизился с 0,49 в 2013 году до 0,44 в 2014 году, затем увеличился с 0,44 в 2014 году до 0,5 в 2015 году. Налоговая обеспеченность бюджета в расчете на 1 человека возросла с 1,56 тыс. рублей/ чел. в 2013 году до 2,1 тыс. рублей/ чел. в 2015 году.
Анализ расходов в данной работе показал, что в 2015 году расходы бюджета города Томска составили 12421711,87 тыс. рублей. Данная сумма составляет 97,05% от бюджетных назначений уточненного плана. Общая сумма неисполненных ассигнований составляет 377074,9 тысяч рублей. Исполнение утвержденных бюджетных назначений в динамике за три года имеет в целом положительную тенденцию. В 2015 году стопроцентное исполнение утвержденных бюджетных назначений отмечалось лишь по трем направлениям расходов: «Культура, кинематография», «Национальная оборона» и «Национальная безопасность и правоохранительная деятельность». Более трети бюджетных ассигнований в 2015 году, как и в предыдущие годы, исполнены в IV квартале финансового года.
Для оценки кредитной привлекательности муниципального образования «Город Томск» были проанализированы основные критерии: дефицит бюджета муниципального образования и муниципальный долг. В 2015 году бюджет был исполнен с дефицитом в размере 628993 тыс. рублей, при утвержденном годовом дефиците бюджета в размере 1017730,8 тыс. рублей. В 2014 году бюджет был исполнен с профицитом в размере 27746,64 тыс. рублей при утвержденном годовом дефиците бюджета в размере 769035,06 тыс. рублей. Дефицит бюджета в 2013 году составил 891 049,7 тыс. рублей при планируемом дефиците 1 439 395,8 тыс. рублей.
Причиной профицита в 2014 году стало неисполнение плана по расходам в абсолютной величине на сумму 864 406,8 тыс. рублей. При этом динамика дефицита (профицита) нестабильна. Анализ дефицита бюджета за период 2013-2015 годов показал его снижение в 2015 году к уровню 2015 года на 29,4% и наличие профицита бюджета в 2014 году в размере 27 746,6 тыс. рублей.
В анализируемом периоде сохраняется негативная тенденция роста долговых обязательств и высокая степень зависимости бюджета города Томска от внешних заимствований. При этом проводимая администрацией Города Томска долговая политика позволила достичь в 2014 году замедления темпов роста муниципального долга и расходов на его обслуживание, что указывает на повышение эффективности системы управления муниципальным долгом муниципального образования «Город Томск».
Следует отметить, превышения ограничения муниципального долга за исследуемый период не наблюдается и расходы на обслуживание муниципального долга практически находятся на одном уровне на протяжении анализируемого периода.
На полученные результаты анализа существенное влияние оказали как внешние факторы: негативные процессы в мировой экономике, ослабление национальной валюты, так и внутренние факторы: усиливающийся дефицит платежеспособного спроса, связанный с замедлением роста реальных располагаемых денежных доходов населения, высоким уровнем цен.
В завершении анализа был выявлен ряд проблем местного бюджета и предложены направления совершенствования системы формирования и исполнения местного бюджета.
В целях укрепления доходной части местного бюджета муниципального образования «Город Томск» на основании проведенного анализа в данной работе могут быть предложены следующие рекомендации:
1) повышение качества управления муниципальными финансами в части минимизации объемов изменений сводной бюджетной росписи в ходе исполнения бюджета, обеспечения исполнения расходов в утвержденных объемах, равномерности кассовых расходов бюджета города Томска в течение финансового года, сокращения дебиторской и кредиторской задолженности;
2) обеспечение обоснованности прогнозирования и повышение эффективности администрирования доходов бюджета города Томска;
3) продолжение работы по сдерживанию роста муниципального долга и снижению расходов на его обслуживание;
4) продолжение работы по разработке и реализации комплекса дополнительных мер, направленных на развитие доходного потенциала бюджета города Томска (в том числе, изучение опыта других муниципальных образований), в объемах, позволяющих обеспечить устойчивое развитие муниципального образования «Город Томск».
Следует отметить, что перспективы развития местных бюджетов связаны с устранением имеющихся проблем муниципальных образований, т.е. как с доходной, так и с расходной частями бюджета. Вопрос экономической самостоятельности муниципальных образований стоит на первом месте, поэтому, прежде всего, необходимо обеспечить экономический рост, усилить независимость и сбалансированность местного бюджета, которые в совокупности образуют основу бюджетной системы страны.



1. Консультант Плюс: Бюджетный кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс]: Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ (в ред. от 15.02.2016) // Консультант Плюс: справочная правовая система. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_law_19702/ (дата обращения: 20.03.2016).
2. Конституция Российской Федерации: Конституция Росс. Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6- ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ) // «Собрание законодательства РФ».
3. Консультант Плюс: Об общих принципах организации местного
самоуправления в Российской Федерации [Электронный ресурс]: федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ (в ред. от 15.02.2016) // Консультант Плюс: справочная правовая система. URL:
https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_44571/ (дата обращения:
25.03.2016) .
4. Информация о результатах мониторинга местных бюджетов Российской Федерации за 2014 год по состоянию на 1 января 2015 года [Электронный ресурс] / Официальный сайт Министерства финансов РФ, 2016. URL:http://www.minfm.ru/ru/perfomance/regions/monitoring_results/Monitoring_lo cal/results/ (дата обращения: 12.04.2016).
5. Ниналалова Ф.И. Бюджетная система Российской Федерации: учеб. пособие. М.: НИЦ Инфра-М, 2013. 272 с.
6. Поляк Г. Б. Бюджетная система России: учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. 703 с.
7. Консультант Плюс: Налоговый кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс]: Налоговый кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 146-ФЗ (в ред. от 05.04.2016) // Консультант Плюс: справочная правовая система. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19671/ (дата обращения: 27.03.2016).
8. Васильева Н.В. Доходы местных бюджетов как залог финансовой самостоятельности местного самоуправления: правовой аспект // Известия Иркутской государственной экономической академии. 2015. №1. С. 117-125.
9. Говорушина Т.К. Влияние межбюджетных отношений на формирование доходов местного самоуправления // Царскосельские чтения.
2014. № 18. С. 22-26.
10. Ковалерова Л.А. Проблемы формирования и использования средств местных бюджетов // Проблемы учёта и финансов. 2011. №4. С. 73-77.
11. Колебанов А.В. Некоторые аспекты исполнения бюджета муниципального образования // Ученые записки Тамбовского отделения РоСМУ 2015. № 4. С. 161-166.
12. Курченко Л.Ф. Бюджетная система Российской Федерации: субфедеральный и местный уровни: учебное пособие. М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2012. 252 с.
13. Реутова И.М. Бюджетная система. М.: Форум, 2011. 184 с.
14. Золотарева Г.И. Бюджетная система Российской Федерации. М.: КноРус, 2011. 240 с.
15. Никиткова У. О. К вопросу о финансовой самостоятельности муниципальных образований // Финансы. 2012. №7. С. 26-29.
16. Комаревцева О.О. Применение методик управления экономической системой муниципального образования как факторы развития территории // Актуальные вопросы менеджмента современной организации. 2015. С. 35-40.
17. Бочкарева Е.А. Управление бюджетными ресурсами региона: финансово-правовое исследование. М.: Инфра-М, 2016. 104 с.
18. Дементьева О.А. Соответствие ресурсов местных бюджетов полномочиям местного самоуправления: декларация и реальность // Законодательство и экономика. 2013. № 2. С. 5 - 16.
19. Одиноков Б.В. Практика и проблемы формирования доходов местных бюджетов Российской Федерации // Современное общество и наука: социально-экономические проблемы в исследованиях преподавателей вуза.
2015. № 1. С. 17-21.
20. Лагунова Т.П. О доходах местных бюджетов // Вестник ИжГТУ. 2014. № 3. С. 75-77.
21. Городские финансы [Электронный ресурс] / Официальный портал МО «Город Томск» ,2016. URL: http://www.admin.tomsk.ru/pgs/2eq (дата обращения: 02.04.2016).
22. Отчет об исполнении бюджета МО «Город Томск» за 2015 год [Электронный ресурс] / Официальный портал МО «Город Томск» ,2016. URL: http://www.admin.tomsk.ru/site/core.nsf/86e17c84f111581147257a87003b94c5/5b34 47da3c5534de46257e2d003c6482//%D0%9E%D 1 %82%D 1 %87%D0%B5%D 1 %82%20%D0%BD%D0%B0%2001.01.2016.pdf (дата обращения: 03.04.2016).
23. Занятость и заработная плата [Электронный ресурс] / Официальный
сайт территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Томской области, 2016.
URL:http://www.gks.ru/scripts/db_inet2/passport/table.aspx?opt=697010002013201 42015 (дата обращения: 02.04.2016).
24. Муниципальная собственность и земельные ресурсы [Электронный ресурс] / Официальный портал МО «Город Томск» ,2016. URL: http://www.admm.tomsk.ru/pgs/2ee (дата обращения: 03.04.2016).
25. Годовой отчет ОАО «Томское пиво» по результатам работы за 2013
год [Электронный ресурс] / Центр раскрытия корпоративной информации «Интерфакс», 2016. URL: https://www.e-
disclosure.ru/portal/files.aspx?id=3945&type=2 (дата обращения: 02.04.2016).
26. Годовой отчет ОАО «Томское пиво» по результатам работы за 2014
год [Электронный ресурс] / Центр раскрытия корпоративной информации «Интерфакс», 2016. URL: https://www.e-
disclosure.ru/portal/files.aspx?id=3945&type=2 (дата обращения: 02.04.2016).
27. Пояснения к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых
результатах за 2015 год ООО «Томскнефтехим» [Электронный ресурс] / Официальный сайт ООО «Томскнефтехим», 2016. URL:
http://www.sibur.ru/upload/iblock/dcb/dcb74390e94b386fba9e15c80c73e3bc.pdf (дата обращения: 03.04.2016).
28. Аудиторское заключение о бухгалтерской отчетности ООО
«Томскнефтехим» по итогам деятельности за 2014 год [Электронный ресурс] / Официальный сайт ООО «Томскнефтехим», 2016. URL:
http://www.sibur.ru/upload/iblock/313/313b6dc422d98e061da81b825519b7f1.PDF (дата обращения: 03.04.2016).
29. Аудиторское заключение о бухгалтерской отчетности ООО
«Томскнефтехим» по итогам деятельности за 2013 год [Электронный ресурс] / Официальный сайт ООО «Томскнефтехим», 2016. URL:
http://www.sibur.ru/upload/iblock/c3d/c3def87129f321a6ea509f2f4bea29c7.pdf (дата обращения: 03.04.2016).
30. Дьякова Е.Б. Механизм распределения налоговых доходов бюджетов // Финансы. 2011. №5. С. 19-23.
31. Отчет об исполнении бюджета МО «Город Томск» за 2014 год
[Электронный ресурс] / Официальный портал МО «Город Томск» ,2016. URL: http://www.admin.tomsk.ru/site/core.nsf/86e17c84f111581147257a87003b94c5/50cd 07b341 fefdd847257cdf0018d836//%D0%9E%D 1 %82%D 1 %87%D0%B5%D 1%82%20%20%D0%BD%D0%B0%2001.01.2015.pdf (дата обращения:
03.04.2016) .
32. Население [Электронный ресурс] / Официальный портал МО «Город Томск» ,2016. URL: http://www.admin.tomsk.ru/pgs/2dh (дата обращения:
02.04.2016) .
33. Федотов А.И. Анализ показателей бюджетного процесса муниципальных образований // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2015. №2. С. 273-278.
34. О бюджете муниципального образования «Город Томск» на 2013
год и плановый период 2014-2015 годов [Электронный ресурс] / Решение №560 Думы города Томска от 11.12.2012. URL:
http://new.admin.tomsk.ru/site/core.nsf/86e17c84f111581147257a87003b94c5/2dda9 dc6537fd32a47257ce 1002cd1c2//%D0%A0%D0%B5%D 1 %88%D0%B5%D0 %BD%D0%B8%D0%B5%202013.pdf (дата обращения: 03.04.2016).
35. Решение Думы города Томска от 09.12.2014 №1200 «О бюджете муниципального образования «Город Томск» на 2015 год и плановый период 2016-2017 годов» [Электронный ресурс] / Официальный портал МО «Город Томск»,2016.URL:http://www.admin.tomsk.ru/site/core.nsf/86e17c84f11158114725 7a87003b94c5/a8f783269f30788446257dac00191e9c//%D0%A0%D0%B5% D1%88%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5%202015.pdf (дата обращения:
03.04.2016) .
36. Афенкина Е.М. Доходы местных бюджетов, пути их роста // Вопросы экономики и управления. 2015. № 1. С. 12-14.
37. Суслова М. С. Современные проблемы формирования местных
бюджетов в Российской Федерации [Электронный ресурс] // Молодёжь и наука: Сборник материалов VII Всероссийской научно-технической конференции студентов, аспирантов и молодых учёных, посвященной 50-летию первого полета человека в космос. - г. Красноярск, 2011. URL: http://conf.sfu-
ras.ru/sites/mn2011/section04.html (дата обращения: 11.04.2016).
38. Мудрова Н. В. Актуальные проблемы формирования доходов местных бюджетов // Финансы. 2014. №3. С. 25-30.
39. Постановление администрации Города Томска от 05.09.2011 № 967
«Об утверждении городской долгосрочной целевой программы «Социальная интеграция» на 2012-2015 годы» [Электронный ресурс] / Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации, 2016.URL:
http://docs.cntd.ru/document/951845747#1 (дата обращения: 23.04.2016).
40. Постановление администрации Города Томска от 23.09.2010 № 999 «Об утверждении городской долгосрочной целевой программы «Старшее
поколение» на 2011-2015 годы» [Электронный ресурс] / Официальный портал МО «Город Томск», 2016.URL: http://www.admin.tomsk.ru/db1/url/P_2013_893 (дата обращения: 23.04.2016).


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ