Проблемы формирования доходов местного бюджета
|
Введение 8
Обзор литературы 11
Объект и методы исследования 13
1 Общие положения организации местных бюджетов в Российской Федерации 14
1.1 Понятие местного бюджета и его роль в бюджетной системе РФ 14
1.2 Система и элементы формирования доходов местного бюджета 21
1.3 Исполнение местного бюджета 28
2 Анализ местного бюджета на примере Администрации МО «Город Томск». 38
2.1 Характеристика местного бюджета города Томска 38
2.2 Анализ структуры и динамики доходов и расходов местного бюджета
муниципального образования «Город Томск» 39
2.3 Проблемы и направления совершенствования системы формирования и
исполнения местного бюджета 58
Социальная ответственность 65
Заключение 80
Список публикаций студента по теме диплома 85
Список использованных источников 86
Приложение А Отчет об исполнении бюджета МО "Город Томск"
Обзор литературы 11
Объект и методы исследования 13
1 Общие положения организации местных бюджетов в Российской Федерации 14
1.1 Понятие местного бюджета и его роль в бюджетной системе РФ 14
1.2 Система и элементы формирования доходов местного бюджета 21
1.3 Исполнение местного бюджета 28
2 Анализ местного бюджета на примере Администрации МО «Город Томск». 38
2.1 Характеристика местного бюджета города Томска 38
2.2 Анализ структуры и динамики доходов и расходов местного бюджета
муниципального образования «Город Томск» 39
2.3 Проблемы и направления совершенствования системы формирования и
исполнения местного бюджета 58
Социальная ответственность 65
Заключение 80
Список публикаций студента по теме диплома 85
Список использованных источников 86
Приложение А Отчет об исполнении бюджета МО "Город Томск"
Финансовой основой функционирования государственных органов власти и органов местного самоуправления в сферах социального и экономического развития является бюджетная система страны. Государство, при планировании бюджетной политики, в первую очередь должно брать во внимание необходимость обеспечения финансовой и социальной стабильности. Одной из составляющих бюджетной системы РФ является местный бюджет. Главное предназначение местного бюджета заключается в аккумулировании финансовых средств, которые поступают из различных источников, на соответствующей территории с целью использования органами местного самоуправления этих средств в соответствии со своими задачами и функциями.
Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что в настоящее время становится наиболее актуальным вопрос о недостаточном обеспечении финансово-экономической самостоятельности муниципальных образований и несбалансированности местных бюджетов. Уровень социальной защиты населения и инвестиционный потенциал муниципалитета напрямую зависят от качества местного бюджета, а также включенных в него параметров. Проблематика формирования доходов и расходов местного бюджета и рационального их использования носит многозначительный и актуальный характер, так как от этого зависит жизнеобеспечение населения.
Данная тема определяется как систематизация, закрепление и наращивание теоретических знаний, практических навыков по экономике, основательное изучение вопроса, который касается формирования и путей целесообразного использования местного бюджета.
Объектом исследования является доходная часть местного бюджета и ее формирование.
Предметом исследования является функционирование органов местного самоуправления на примере Администрации муниципального образования
«Город Томск», исполнение задач муниципального образования при формировании местного бюджета.
Целью данной работы является рассмотрение и анализ формирования доходов местного бюджета, выявление наиболее значимых проблем механизма осуществления формирования доходной части местного бюджета, а также поиск оптимальных путей решения выявленных проблем.
На основании поставленной цели в работе предполагается решение следующих задач:
1. Определение основной методологии, касающейся местного бюджета;
2. Анализ состава и структуры формирования доходной части местного бюджета;
3. Изучение процесса исполнения местного бюджета;
4. Составление характеристики бюджета Администрации муниципального образования «Город Томск»;
5. Анализ доходов, их формирования и исполнения местного бюджета Администрации муниципального образования «Город Томск»;
6. Выявление проблем и направлений совершенствования системы формирования и исполнения местного бюджета;
7. Подготовка рекомендации по укреплению доходной части местных бюджетов.
Научная новизна исследования заключается в обосновании и уточнении теоретических положений по формированию доходов местного бюджета, выявлении проблематики формирования доходов, а также в разработке рекомендаций по укреплению доходной части местного бюджета.
Для решения вышеперечисленных задач были использованы годовые отчеты об исполнении бюджета МО «Город Томск» за 2013-2015 годы, различные плановые документы и данные статистического учета.
Работа представлена в двух главах. В первой части рассмотрены теоретические аспекты организации местного бюджета в Российской
Федерации, в том числе система и элементы формирования доходов местного бюджета и документальное оформление. Изучен процесс исполнения местного бюджета.
Во второй части проведён анализ формирования и исполнения доходов местного бюджета МО «Город Томск», на основе которого выявлены основные проблемы и сформулированы рекомендации по укреплению доходной части местных бюджетов.
Базой исследования послужили учебные пособия и практикумы по бюджетной системе Российской Федерации, набор нормативных документов и рекомендаций, а также журнальные статьи из основных экономических изданий.
Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что в настоящее время становится наиболее актуальным вопрос о недостаточном обеспечении финансово-экономической самостоятельности муниципальных образований и несбалансированности местных бюджетов. Уровень социальной защиты населения и инвестиционный потенциал муниципалитета напрямую зависят от качества местного бюджета, а также включенных в него параметров. Проблематика формирования доходов и расходов местного бюджета и рационального их использования носит многозначительный и актуальный характер, так как от этого зависит жизнеобеспечение населения.
Данная тема определяется как систематизация, закрепление и наращивание теоретических знаний, практических навыков по экономике, основательное изучение вопроса, который касается формирования и путей целесообразного использования местного бюджета.
Объектом исследования является доходная часть местного бюджета и ее формирование.
Предметом исследования является функционирование органов местного самоуправления на примере Администрации муниципального образования
«Город Томск», исполнение задач муниципального образования при формировании местного бюджета.
Целью данной работы является рассмотрение и анализ формирования доходов местного бюджета, выявление наиболее значимых проблем механизма осуществления формирования доходной части местного бюджета, а также поиск оптимальных путей решения выявленных проблем.
На основании поставленной цели в работе предполагается решение следующих задач:
1. Определение основной методологии, касающейся местного бюджета;
2. Анализ состава и структуры формирования доходной части местного бюджета;
3. Изучение процесса исполнения местного бюджета;
4. Составление характеристики бюджета Администрации муниципального образования «Город Томск»;
5. Анализ доходов, их формирования и исполнения местного бюджета Администрации муниципального образования «Город Томск»;
6. Выявление проблем и направлений совершенствования системы формирования и исполнения местного бюджета;
7. Подготовка рекомендации по укреплению доходной части местных бюджетов.
Научная новизна исследования заключается в обосновании и уточнении теоретических положений по формированию доходов местного бюджета, выявлении проблематики формирования доходов, а также в разработке рекомендаций по укреплению доходной части местного бюджета.
Для решения вышеперечисленных задач были использованы годовые отчеты об исполнении бюджета МО «Город Томск» за 2013-2015 годы, различные плановые документы и данные статистического учета.
Работа представлена в двух главах. В первой части рассмотрены теоретические аспекты организации местного бюджета в Российской
Федерации, в том числе система и элементы формирования доходов местного бюджета и документальное оформление. Изучен процесс исполнения местного бюджета.
Во второй части проведён анализ формирования и исполнения доходов местного бюджета МО «Город Томск», на основе которого выявлены основные проблемы и сформулированы рекомендации по укреплению доходной части местных бюджетов.
Базой исследования послужили учебные пособия и практикумы по бюджетной системе Российской Федерации, набор нормативных документов и рекомендаций, а также журнальные статьи из основных экономических изданий.
Доходы местных бюджетов являются базой местных органов власти по финансированию всего комплекса социально и экономически направленных программ, и мероприятий на их территории.
Именно от эффективности и рациональности формирования местных бюджетов зависит уровень удовлетворения минимальных социальных потребностей жителей различных регионов страны.
Местные бюджеты непосредственно оказывают влияние на уровень доходов и расходов, занятости населения, развитие промышленного и научнотехнического потенциала регионов, распределение инвестиций по территории страны, экономического и социального развития.
Анализ формирования доходных источников на уровне муниципального образования «Город Томск», который был проведен в данной работе, показал, что за период 2013-2015 года бюджет в большей степени формируется за счёт межбюджетных трансфертов, которые остаются практически на одном уровне в течении анализируемого периода, затем уже за счет налоговых и неналоговых поступлений.
За исследуемый период 2013-2015 годов по местному бюджету наблюдалось и снижение, и увеличение доли налоговых поступлений. Доля налоговых поступлений в общей сумме доходных поступлений по бюджету МО «Город Томск» уменьшилась на 7,68% в 2014 году по сравнению с 2013 годом, где доля налоговых доходов составляла 41,63%, затем в 2015 году доля налоговых поступлений в местный бюджет увеличилась на 7,05% и составила 41%. Таким образом удельный вес налоговых доходов практически вернулся на прежний уровень доли налоговых поступлений на начало анализируемого периода и общий итог за анализируемый период составил сокращение удельного веса налоговых доходов на 0,63%. Снижение доли налоговых доходов может быть объяснено следующими причинами.
Во-первых, на протяжение всего анализируемого периода наибольший удельный вес в налоговых доходах занимали поступления от уплаты налога на доходы физических лиц, но доля налога в сумме поступлений снижалась даже несмотря на то, что доля поступлений НДФЛ от основных налогоплательщиков, таких как ОАО «Томское пиво» и ООО «Томскнефтехим», увеличивалась. Во-вторых, одной из причин может являться совершенствование «теневых схем» ухода от уплаты налогов.
Удельный вес неналоговых поступлений увеличился с 7,73% в 2013 году до 8,68% в 2015 году. Но по сравнению с 2014 годом эта доля уменьшилась на 1,3% в 2015 году. Основными факторами роста объема неналоговых доходов можно считать увеличение доходов от сдачи в аренду земельных участков, от продажи земельных участков и использования муниципальной собственности.
Наибольший удельный вес в структуре доходов за исследуемый период занимают безвозмездные поступления, несмотря на незначительное снижение. В 2015 году доля безвозмездных поступлений в общей структуре доходов составила 50,32%, в 2014 году - 56,07%, в 2013 году - 50,64%. Преобладающая тенденция высокой доли безвозмездных поступлений в общем объеме доходной части бюджета города Томска характеризует высокую зависимость бюджета города от бюджетов других уровней, что по своей сути не является положительной характеристикой бюджета.
В данной работе был проведен бюджетно-налоговый анализ за период 2013-2015 годов, в ходе которого наблюдалось снижение финансовой состоятельности бюджета города Томска: снижение бюджетной обеспеченности в расчете на 1 человека с 20,92 тыс. рублей/чел. в 2013 году до 20,11 тыс. рублей/чел. в 2015 году. Коэффициент автономии снизился с 0,49 в 2013 году до 0,44 в 2014 году, затем увеличился с 0,44 в 2014 году до 0,5 в 2015 году. Налоговая обеспеченность бюджета в расчете на 1 человека возросла с 1,56 тыс. рублей/ чел. в 2013 году до 2,1 тыс. рублей/ чел. в 2015 году.
Анализ расходов в данной работе показал, что в 2015 году расходы бюджета города Томска составили 12421711,87 тыс. рублей. Данная сумма составляет 97,05% от бюджетных назначений уточненного плана. Общая сумма неисполненных ассигнований составляет 377074,9 тысяч рублей. Исполнение утвержденных бюджетных назначений в динамике за три года имеет в целом положительную тенденцию. В 2015 году стопроцентное исполнение утвержденных бюджетных назначений отмечалось лишь по трем направлениям расходов: «Культура, кинематография», «Национальная оборона» и «Национальная безопасность и правоохранительная деятельность». Более трети бюджетных ассигнований в 2015 году, как и в предыдущие годы, исполнены в IV квартале финансового года.
Для оценки кредитной привлекательности муниципального образования «Город Томск» были проанализированы основные критерии: дефицит бюджета муниципального образования и муниципальный долг. В 2015 году бюджет был исполнен с дефицитом в размере 628993 тыс. рублей, при утвержденном годовом дефиците бюджета в размере 1017730,8 тыс. рублей. В 2014 году бюджет был исполнен с профицитом в размере 27746,64 тыс. рублей при утвержденном годовом дефиците бюджета в размере 769035,06 тыс. рублей. Дефицит бюджета в 2013 году составил 891 049,7 тыс. рублей при планируемом дефиците 1 439 395,8 тыс. рублей.
Причиной профицита в 2014 году стало неисполнение плана по расходам в абсолютной величине на сумму 864 406,8 тыс. рублей. При этом динамика дефицита (профицита) нестабильна. Анализ дефицита бюджета за период 2013-2015 годов показал его снижение в 2015 году к уровню 2015 года на 29,4% и наличие профицита бюджета в 2014 году в размере 27 746,6 тыс. рублей.
В анализируемом периоде сохраняется негативная тенденция роста долговых обязательств и высокая степень зависимости бюджета города Томска от внешних заимствований. При этом проводимая администрацией Города Томска долговая политика позволила достичь в 2014 году замедления темпов роста муниципального долга и расходов на его обслуживание, что указывает на повышение эффективности системы управления муниципальным долгом муниципального образования «Город Томск».
Следует отметить, превышения ограничения муниципального долга за исследуемый период не наблюдается и расходы на обслуживание муниципального долга практически находятся на одном уровне на протяжении анализируемого периода.
На полученные результаты анализа существенное влияние оказали как внешние факторы: негативные процессы в мировой экономике, ослабление национальной валюты, так и внутренние факторы: усиливающийся дефицит платежеспособного спроса, связанный с замедлением роста реальных располагаемых денежных доходов населения, высоким уровнем цен.
В завершении анализа был выявлен ряд проблем местного бюджета и предложены направления совершенствования системы формирования и исполнения местного бюджета.
В целях укрепления доходной части местного бюджета муниципального образования «Город Томск» на основании проведенного анализа в данной работе могут быть предложены следующие рекомендации:
1) повышение качества управления муниципальными финансами в части минимизации объемов изменений сводной бюджетной росписи в ходе исполнения бюджета, обеспечения исполнения расходов в утвержденных объемах, равномерности кассовых расходов бюджета города Томска в течение финансового года, сокращения дебиторской и кредиторской задолженности;
2) обеспечение обоснованности прогнозирования и повышение эффективности администрирования доходов бюджета города Томска;
3) продолжение работы по сдерживанию роста муниципального долга и снижению расходов на его обслуживание;
4) продолжение работы по разработке и реализации комплекса дополнительных мер, направленных на развитие доходного потенциала бюджета города Томска (в том числе, изучение опыта других муниципальных образований), в объемах, позволяющих обеспечить устойчивое развитие муниципального образования «Город Томск».
Следует отметить, что перспективы развития местных бюджетов связаны с устранением имеющихся проблем муниципальных образований, т.е. как с доходной, так и с расходной частями бюджета. Вопрос экономической самостоятельности муниципальных образований стоит на первом месте, поэтому, прежде всего, необходимо обеспечить экономический рост, усилить независимость и сбалансированность местного бюджета, которые в совокупности образуют основу бюджетной системы страны.
Именно от эффективности и рациональности формирования местных бюджетов зависит уровень удовлетворения минимальных социальных потребностей жителей различных регионов страны.
Местные бюджеты непосредственно оказывают влияние на уровень доходов и расходов, занятости населения, развитие промышленного и научнотехнического потенциала регионов, распределение инвестиций по территории страны, экономического и социального развития.
Анализ формирования доходных источников на уровне муниципального образования «Город Томск», который был проведен в данной работе, показал, что за период 2013-2015 года бюджет в большей степени формируется за счёт межбюджетных трансфертов, которые остаются практически на одном уровне в течении анализируемого периода, затем уже за счет налоговых и неналоговых поступлений.
За исследуемый период 2013-2015 годов по местному бюджету наблюдалось и снижение, и увеличение доли налоговых поступлений. Доля налоговых поступлений в общей сумме доходных поступлений по бюджету МО «Город Томск» уменьшилась на 7,68% в 2014 году по сравнению с 2013 годом, где доля налоговых доходов составляла 41,63%, затем в 2015 году доля налоговых поступлений в местный бюджет увеличилась на 7,05% и составила 41%. Таким образом удельный вес налоговых доходов практически вернулся на прежний уровень доли налоговых поступлений на начало анализируемого периода и общий итог за анализируемый период составил сокращение удельного веса налоговых доходов на 0,63%. Снижение доли налоговых доходов может быть объяснено следующими причинами.
Во-первых, на протяжение всего анализируемого периода наибольший удельный вес в налоговых доходах занимали поступления от уплаты налога на доходы физических лиц, но доля налога в сумме поступлений снижалась даже несмотря на то, что доля поступлений НДФЛ от основных налогоплательщиков, таких как ОАО «Томское пиво» и ООО «Томскнефтехим», увеличивалась. Во-вторых, одной из причин может являться совершенствование «теневых схем» ухода от уплаты налогов.
Удельный вес неналоговых поступлений увеличился с 7,73% в 2013 году до 8,68% в 2015 году. Но по сравнению с 2014 годом эта доля уменьшилась на 1,3% в 2015 году. Основными факторами роста объема неналоговых доходов можно считать увеличение доходов от сдачи в аренду земельных участков, от продажи земельных участков и использования муниципальной собственности.
Наибольший удельный вес в структуре доходов за исследуемый период занимают безвозмездные поступления, несмотря на незначительное снижение. В 2015 году доля безвозмездных поступлений в общей структуре доходов составила 50,32%, в 2014 году - 56,07%, в 2013 году - 50,64%. Преобладающая тенденция высокой доли безвозмездных поступлений в общем объеме доходной части бюджета города Томска характеризует высокую зависимость бюджета города от бюджетов других уровней, что по своей сути не является положительной характеристикой бюджета.
В данной работе был проведен бюджетно-налоговый анализ за период 2013-2015 годов, в ходе которого наблюдалось снижение финансовой состоятельности бюджета города Томска: снижение бюджетной обеспеченности в расчете на 1 человека с 20,92 тыс. рублей/чел. в 2013 году до 20,11 тыс. рублей/чел. в 2015 году. Коэффициент автономии снизился с 0,49 в 2013 году до 0,44 в 2014 году, затем увеличился с 0,44 в 2014 году до 0,5 в 2015 году. Налоговая обеспеченность бюджета в расчете на 1 человека возросла с 1,56 тыс. рублей/ чел. в 2013 году до 2,1 тыс. рублей/ чел. в 2015 году.
Анализ расходов в данной работе показал, что в 2015 году расходы бюджета города Томска составили 12421711,87 тыс. рублей. Данная сумма составляет 97,05% от бюджетных назначений уточненного плана. Общая сумма неисполненных ассигнований составляет 377074,9 тысяч рублей. Исполнение утвержденных бюджетных назначений в динамике за три года имеет в целом положительную тенденцию. В 2015 году стопроцентное исполнение утвержденных бюджетных назначений отмечалось лишь по трем направлениям расходов: «Культура, кинематография», «Национальная оборона» и «Национальная безопасность и правоохранительная деятельность». Более трети бюджетных ассигнований в 2015 году, как и в предыдущие годы, исполнены в IV квартале финансового года.
Для оценки кредитной привлекательности муниципального образования «Город Томск» были проанализированы основные критерии: дефицит бюджета муниципального образования и муниципальный долг. В 2015 году бюджет был исполнен с дефицитом в размере 628993 тыс. рублей, при утвержденном годовом дефиците бюджета в размере 1017730,8 тыс. рублей. В 2014 году бюджет был исполнен с профицитом в размере 27746,64 тыс. рублей при утвержденном годовом дефиците бюджета в размере 769035,06 тыс. рублей. Дефицит бюджета в 2013 году составил 891 049,7 тыс. рублей при планируемом дефиците 1 439 395,8 тыс. рублей.
Причиной профицита в 2014 году стало неисполнение плана по расходам в абсолютной величине на сумму 864 406,8 тыс. рублей. При этом динамика дефицита (профицита) нестабильна. Анализ дефицита бюджета за период 2013-2015 годов показал его снижение в 2015 году к уровню 2015 года на 29,4% и наличие профицита бюджета в 2014 году в размере 27 746,6 тыс. рублей.
В анализируемом периоде сохраняется негативная тенденция роста долговых обязательств и высокая степень зависимости бюджета города Томска от внешних заимствований. При этом проводимая администрацией Города Томска долговая политика позволила достичь в 2014 году замедления темпов роста муниципального долга и расходов на его обслуживание, что указывает на повышение эффективности системы управления муниципальным долгом муниципального образования «Город Томск».
Следует отметить, превышения ограничения муниципального долга за исследуемый период не наблюдается и расходы на обслуживание муниципального долга практически находятся на одном уровне на протяжении анализируемого периода.
На полученные результаты анализа существенное влияние оказали как внешние факторы: негативные процессы в мировой экономике, ослабление национальной валюты, так и внутренние факторы: усиливающийся дефицит платежеспособного спроса, связанный с замедлением роста реальных располагаемых денежных доходов населения, высоким уровнем цен.
В завершении анализа был выявлен ряд проблем местного бюджета и предложены направления совершенствования системы формирования и исполнения местного бюджета.
В целях укрепления доходной части местного бюджета муниципального образования «Город Томск» на основании проведенного анализа в данной работе могут быть предложены следующие рекомендации:
1) повышение качества управления муниципальными финансами в части минимизации объемов изменений сводной бюджетной росписи в ходе исполнения бюджета, обеспечения исполнения расходов в утвержденных объемах, равномерности кассовых расходов бюджета города Томска в течение финансового года, сокращения дебиторской и кредиторской задолженности;
2) обеспечение обоснованности прогнозирования и повышение эффективности администрирования доходов бюджета города Томска;
3) продолжение работы по сдерживанию роста муниципального долга и снижению расходов на его обслуживание;
4) продолжение работы по разработке и реализации комплекса дополнительных мер, направленных на развитие доходного потенциала бюджета города Томска (в том числе, изучение опыта других муниципальных образований), в объемах, позволяющих обеспечить устойчивое развитие муниципального образования «Город Томск».
Следует отметить, что перспективы развития местных бюджетов связаны с устранением имеющихся проблем муниципальных образований, т.е. как с доходной, так и с расходной частями бюджета. Вопрос экономической самостоятельности муниципальных образований стоит на первом месте, поэтому, прежде всего, необходимо обеспечить экономический рост, усилить независимость и сбалансированность местного бюджета, которые в совокупности образуют основу бюджетной системы страны.
Подобные работы
- ДОХОДЫ МЕСТНЫХ БЮДЖЕТОВ И ПУТИ ИХ УКРЕПЛЕНИЯ
Дипломные работы, ВКР, финансы и кредит. Язык работы: Русский. Цена: 4920 р. Год сдачи: 2016 - ДОХОДЫ МЕСТНЫХ БЮДЖЕТОВ И ПУТИ ИХ УКРЕПЛЕНИЯ
Дипломные работы, ВКР, финансы и кредит. Язык работы: Русский. Цена: 4940 р. Год сдачи: 2017 - ДОХОДЫ МЕСТНЫХ БЮДЖЕТОВ И ПУТИ ИХ УКРЕПЛЕНИЯ
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4340 р. Год сдачи: 2016 - ДОХОДЫ МЕСТНОГО БЮДЖЕТА ОТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ И ПРОДАЖИ ЗЕМЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4260 р. Год сдачи: 2016 - Роль ведущих предприятий города в формировании налоговых доходов муниципального бюджета (на примере г. Рубцовска)
Магистерская диссертация, региональная экономика. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2019 - Формирование доходной части бюджета для реализации вопросов местного значения
Дипломные работы, ВКР, финансы и кредит. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - НАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ МЕСТНОГО БЮДЖЕТА
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4340 р. Год сдачи: 2016 - НЕНАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ МЕСТНОГО БЮДЖЕТА
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4225 р. Год сдачи: 2016 - ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ И ИСПОЛНЕНИЯ ДОХОДОВ МЕСТНЫХ БЮДЖЕТОВ (на примере города Яровое)
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4225 р. Год сдачи: 2020



