Совершенствования выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста в процессе знакомства с художественной литературой
|
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ЗНАКОМСТВА С ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРОЙ 9
1.1. Особенности психологического развития детей старшего
дошкольного возраста 9
1.2. Особенности речевого развития детей старшего дошкольного
возраста 15
1.3. Лингвистические основы совершенствования выразительности речи
детей старшего дошкольного возраста 19
1.4. Содержание работы по совершенствованию выразительности речи детей старшего дошкольного возраста в процессе знакомства
с художественной литературой 25
1.5. Анализ программ и методических пособий в аспекте проблемы
совершенствования выразительности речи детей старшего дошкольного возраста в процессе знакомства с художественной литературой 34
ГЛАВА 2. ПРОЕКТИРОВОЧНЫЙ ЭТАП СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ЗНАКОМСТВА С ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРОЙ 42
2.1. Диагностика сформированности выразительности речи у детей
старшего дошкольного возраста в процессе знакомства с художественной литературой 42
2.2. Комплекс мероприятий, направленный на совершенствование
выразительности речи детей старшего дошкольного возраста в процессе знакомства с художественной литературой 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 62
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 69
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 70
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 77
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 80
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ЗНАКОМСТВА С ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРОЙ 9
1.1. Особенности психологического развития детей старшего
дошкольного возраста 9
1.2. Особенности речевого развития детей старшего дошкольного
возраста 15
1.3. Лингвистические основы совершенствования выразительности речи
детей старшего дошкольного возраста 19
1.4. Содержание работы по совершенствованию выразительности речи детей старшего дошкольного возраста в процессе знакомства
с художественной литературой 25
1.5. Анализ программ и методических пособий в аспекте проблемы
совершенствования выразительности речи детей старшего дошкольного возраста в процессе знакомства с художественной литературой 34
ГЛАВА 2. ПРОЕКТИРОВОЧНЫЙ ЭТАП СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ЗНАКОМСТВА С ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРОЙ 42
2.1. Диагностика сформированности выразительности речи у детей
старшего дошкольного возраста в процессе знакомства с художественной литературой 42
2.2. Комплекс мероприятий, направленный на совершенствование
выразительности речи детей старшего дошкольного возраста в процессе знакомства с художественной литературой 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 62
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 69
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 70
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 77
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 80
Дошкольный возраст - один из важнейших этапов в воспитании и развитии личности. В дошкольный период закладываются основы знаний, необходимых ребенку в школе. Это этап активного становления и развития всех сторон речи, так же и ее выразительности.
В педагогической науке ведется активный поиск методов, форм и средств развития творческого потенциала личности. Между тем, именно развитие выразительной речи будущего школьника может являться одним из важных факторов.
Выразительность речи и - одно из коммуникативных качеств речи. Такие особенности речевой структуры, которые поддерживают внимание и интерес у слушателя или читателя[44].
Б.Н. Головин под выразительностью речи понимает особенность структуры коммуникативного качества речи, воздействующей на ум и эмоциональную область сознания человека, что внимание и интерес у слушателя поддерживает.
Большинство учёных считают (А.Н. Гвоздев, С.Л. Рубинштейн, Л.В. Щерба и др.), что человек должен уметь выразительно говорить. Это важно не только для формирования культуры речи, но и для культуры общения. Именно поэтому важно начинать работу по развитию выразительности речи еще в дошкольном периоде, так как эта работа стимулирует развитие связной речи, позволяет избежать таких недостатков высказывания как нечеткость дикции, монотонность, нерасчлененность речи, замедленный или убыстренный темп, влияющих на понимание содержания и эмоционального смысла высказывания.
Исследования психологов и педагогов (Л.С. Выготский, В.В. Давыдов. Н.Н. Поддьяков, С.Л. Рубинштейн, Ф.А. Сохин, Д.Б. Эльконин и др.) показывают, что к старшему дошкольному возрасту у детей развивается осмысленное восприятие, проявляющееся в понимании содержания и нравственного смысла произведения, в способности выделять и замечать средства художественной выразительности, то есть у детей развивается понимание выразительной стороны речи.
Н.В. Гавриш, А.М. Бородич, В.В. Гербова, Е.В. Савушкина, О.С. Ушакова, Е.М. Струнина доказали, что формирование выразительной речи имеет важное значение для развития связной речи, что является основой воспитания и обучения детей старшего дошкольного возраста. Дошкольники способны более глубоко осмысливать содержание произведения литературы оценивать некоторые особенности художественной формы, выражающей содержание, поэтому возможность формирования выразительной речи в процессе ознакомления с художественной литературой возникает именно в старшем дошкольном возрасте.
В методике развития речи детей старшего дошкольного возраста имеются исследования, посвященные использованию художественной литературы в развитии речи детей: Е.Н. Водовозовой, Н.В. Гавриш, В.Н. Макаровой, М.Н. Мирошкиной, Е.А. Ставцевой, Е.М. Струниной, О.С. Ушаковой и др. Эти труды свидетельствуют о возможности эффективного использования художественной литературы для развития выразительности речи дошкольников.
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (ФГОС ДО) образовательная область «Речевое развитие» включает:
- владение речью как средством общения и культуры;
- обогащение активного словаря;
- знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;
Одним из целевых ориентиров на этапе завершения дошкольного образования является: «Ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности» [40].
Проблемой исследования является то, что у большинства детей отмечается неспособность оформлять свою речь просодическими элементами языка. Речь детей часто мало выразительна, монотонна, интонирование речевых высказываний затруднено. Это затрудняет не только речевую активность детей, но и достаточно негативно сказывается на общении с окружающими, задерживает формирование познавательных процессов и в связи с этим препятствует полноценному формированию личности.
Актуальность исследования определяется в необходимости формирования выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста в процессе знакомства с художественной литературой.
Цель исследования: теоретически обосновать и практически разработать комплекс упражнений, направленный на совершенствование выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста в процессе знакомства с художественной литературой.
Объект исследования: процесс совершенствования выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста в процессе знакомства с художественной литературой.
Предмет исследования: комплекс упражнений, направленный на совершенствование выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста в процессе знакомства с художественной литературой.
Задачи:
- проанализировать литературу по теме исследования;
- изучить теоретические основы исследования;
- определить, что включается в понятие содержание работы по совершенствованию выразительности у детей старшего дошкольного возраста;
- проанализировать программы и методические пособия в аспекте проблемы совершенствования выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста в процессе знакомства с художественной литературой;
- провести диагностику сформированности выразительности речи удетейстаршегодошкольноговозраставпроцессезнакомствасхудожественной литературой.
- Разработать комплекс упражнений, направленный на совершенствование выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста в процессе знакомства с художественной литературой
Теоретическая база исследования: труды в области психологии (Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, А.М. Леушина, В.С. Мухина, С.Л. Рубинштейн, Б.М. Теплов, Б.Д. Эльконин). Методические исследования по проблеме совершенствования выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста (В.В. Виноградов, Г.О. Винокур, Б.Н. Головин, Г.А. Золотова, Н.С. Карпинская, М.М. Конина, А.В. Лагутина, Ф.А. Сохин, Л.И. Тимофеев О.С. Ушакова, Е.А. Флерина).
Для решения поставленных задач нами были использованы следующие методы исследования: изучение и анализ психолого-педагогической, научно-методической литературы по проблеме исследования, изучение и анализ нормативных документов, изучение и анализ педагогической практики выразительности речи детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с художественной литературой, диагностика сформированности выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста в процессе знакомства с художественной литературой, методы обработки данных диагностики (количественные, графические, табличные) и их качественный анализ.
Практическая значимость исследования заключается в выявлении и разработке комплекса упражнений по совершенствованию выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с художественной литературой.
Предлагаемый комплекс может быть использован воспитателями ДОУ, работающими с детьми старшего дошкольного возраста, педагогами дополнительного образования.
Структура ВКР: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
В педагогической науке ведется активный поиск методов, форм и средств развития творческого потенциала личности. Между тем, именно развитие выразительной речи будущего школьника может являться одним из важных факторов.
Выразительность речи и - одно из коммуникативных качеств речи. Такие особенности речевой структуры, которые поддерживают внимание и интерес у слушателя или читателя[44].
Б.Н. Головин под выразительностью речи понимает особенность структуры коммуникативного качества речи, воздействующей на ум и эмоциональную область сознания человека, что внимание и интерес у слушателя поддерживает.
Большинство учёных считают (А.Н. Гвоздев, С.Л. Рубинштейн, Л.В. Щерба и др.), что человек должен уметь выразительно говорить. Это важно не только для формирования культуры речи, но и для культуры общения. Именно поэтому важно начинать работу по развитию выразительности речи еще в дошкольном периоде, так как эта работа стимулирует развитие связной речи, позволяет избежать таких недостатков высказывания как нечеткость дикции, монотонность, нерасчлененность речи, замедленный или убыстренный темп, влияющих на понимание содержания и эмоционального смысла высказывания.
Исследования психологов и педагогов (Л.С. Выготский, В.В. Давыдов. Н.Н. Поддьяков, С.Л. Рубинштейн, Ф.А. Сохин, Д.Б. Эльконин и др.) показывают, что к старшему дошкольному возрасту у детей развивается осмысленное восприятие, проявляющееся в понимании содержания и нравственного смысла произведения, в способности выделять и замечать средства художественной выразительности, то есть у детей развивается понимание выразительной стороны речи.
Н.В. Гавриш, А.М. Бородич, В.В. Гербова, Е.В. Савушкина, О.С. Ушакова, Е.М. Струнина доказали, что формирование выразительной речи имеет важное значение для развития связной речи, что является основой воспитания и обучения детей старшего дошкольного возраста. Дошкольники способны более глубоко осмысливать содержание произведения литературы оценивать некоторые особенности художественной формы, выражающей содержание, поэтому возможность формирования выразительной речи в процессе ознакомления с художественной литературой возникает именно в старшем дошкольном возрасте.
В методике развития речи детей старшего дошкольного возраста имеются исследования, посвященные использованию художественной литературы в развитии речи детей: Е.Н. Водовозовой, Н.В. Гавриш, В.Н. Макаровой, М.Н. Мирошкиной, Е.А. Ставцевой, Е.М. Струниной, О.С. Ушаковой и др. Эти труды свидетельствуют о возможности эффективного использования художественной литературы для развития выразительности речи дошкольников.
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (ФГОС ДО) образовательная область «Речевое развитие» включает:
- владение речью как средством общения и культуры;
- обогащение активного словаря;
- знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;
Одним из целевых ориентиров на этапе завершения дошкольного образования является: «Ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности» [40].
Проблемой исследования является то, что у большинства детей отмечается неспособность оформлять свою речь просодическими элементами языка. Речь детей часто мало выразительна, монотонна, интонирование речевых высказываний затруднено. Это затрудняет не только речевую активность детей, но и достаточно негативно сказывается на общении с окружающими, задерживает формирование познавательных процессов и в связи с этим препятствует полноценному формированию личности.
Актуальность исследования определяется в необходимости формирования выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста в процессе знакомства с художественной литературой.
Цель исследования: теоретически обосновать и практически разработать комплекс упражнений, направленный на совершенствование выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста в процессе знакомства с художественной литературой.
Объект исследования: процесс совершенствования выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста в процессе знакомства с художественной литературой.
Предмет исследования: комплекс упражнений, направленный на совершенствование выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста в процессе знакомства с художественной литературой.
Задачи:
- проанализировать литературу по теме исследования;
- изучить теоретические основы исследования;
- определить, что включается в понятие содержание работы по совершенствованию выразительности у детей старшего дошкольного возраста;
- проанализировать программы и методические пособия в аспекте проблемы совершенствования выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста в процессе знакомства с художественной литературой;
- провести диагностику сформированности выразительности речи удетейстаршегодошкольноговозраставпроцессезнакомствасхудожественной литературой.
- Разработать комплекс упражнений, направленный на совершенствование выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста в процессе знакомства с художественной литературой
Теоретическая база исследования: труды в области психологии (Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, А.М. Леушина, В.С. Мухина, С.Л. Рубинштейн, Б.М. Теплов, Б.Д. Эльконин). Методические исследования по проблеме совершенствования выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста (В.В. Виноградов, Г.О. Винокур, Б.Н. Головин, Г.А. Золотова, Н.С. Карпинская, М.М. Конина, А.В. Лагутина, Ф.А. Сохин, Л.И. Тимофеев О.С. Ушакова, Е.А. Флерина).
Для решения поставленных задач нами были использованы следующие методы исследования: изучение и анализ психолого-педагогической, научно-методической литературы по проблеме исследования, изучение и анализ нормативных документов, изучение и анализ педагогической практики выразительности речи детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с художественной литературой, диагностика сформированности выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста в процессе знакомства с художественной литературой, методы обработки данных диагностики (количественные, графические, табличные) и их качественный анализ.
Практическая значимость исследования заключается в выявлении и разработке комплекса упражнений по совершенствованию выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с художественной литературой.
Предлагаемый комплекс может быть использован воспитателями ДОУ, работающими с детьми старшего дошкольного возраста, педагогами дополнительного образования.
Структура ВКР: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
Старший дошкольный возраст - это новый этап в жизни ребенка.
В этом возрасте начинается быстрое развитие и перестройка всех физиологических систем организма малыша. Ребенок начинает управлять своими эмоциями, в этот период жизни начинают формироваться новые психологические механизмы деятельности и поведения, закладывается основа произвольного поведения. Игра остается ведущей деятельностью.
Ребенок этого возраста может внимательно слушать литературные произведения, замечать использование в них художественно-выразительных и изобразительных средств.
Развитие выразительности речи входит в задачи развития речи детей старшего дошкольного возраста. Важно подчеркнуть, что широкое понимание выразительности относится к культуре речи. В этом смысле воспитание у детей интереса и бережного отношения к языковому богатству, умение использовать разнообразные языковые средства в своей речи и в словесном творчестве становятся одной из важнейших задач речевого воспитания в дошкольном детстве. Что еще раз доказывает актуальность выбранной темы: «совершенствование выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста в процессе знакомства с художественной литературой».
Выразительность можно считать значимым средством речевого самовыражения личности. Это коммуникативное качество речи, особенность ее структуры, которая воздействует не только на ум, но и эмоциональную сферу человека, поддерживает внимание и интерес. Выразительность речи рассматривается как интегративное качество лексической и интонационной выразительности. При помощи выразительности проявляется индивидуальный стиль речи. В дошкольном возрасте закладываются ее основы. И именно в старшем, как прозвали специалисты - «библиотечном», возрасте выразительность полагается совершенствовать в процессе знакомства с художественной литературой.
Организуя работу с дошкольниками, воспитателю важно помнить, что своевременное и правильное речевое развитие имеет зависимость от индивидуальных особенностей ребенка. Условия, в которых он живет, не менее важными являются окружающая речевая среда и педагогическое воздействие, направленное со стороны взрослых, то есть важно, чтобы и родители, и воспитатели говорили правильно и четко
Содержание работы по совершенствованию выразительности речи детей старшего дошкольного возраста в процессе знакомства с художественной литературой взяло в себя огромный комплекс работы, в который вошли: образовательная деятельность, работа с родителями, создание педагогических условий и т.п. Этот комплекс, органически связывает в себе все формы работы, для качественного полноценного формирования у ребенка старшего дошкольного возраста в процессе знакомства с художественной литературой выразительности речи.
Художественная литература обогащает эмоции детей. Слушая чтение, рассказывание, дети сочувствуют герою, переживают вместе с ним его приключения, невзгоды и победы. Они негодуют, отрицательными персонажами, поступками. Художественная литература воспитывает воображение: увлекательные живые образы книги вызывают у маленьких слушателей конкретные представления. Воображение ребенка следует за течением рассказа, сказки и одну за другой рисует картины. Способность воссоздавать образ по слову чрезвычайно ценна для человека, и эту способность развивает художественная книга.
Много авторов работают над проблемой совершенствования выразительности речи дошкольников. Но, к сожалению, не нашлось пособия, которое полностью бы отражало работу по совершенствование выразительности речи детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с художественной литературой. Для работы над данной проблемой педагог вынужден обращаться к нескольким методическим пособиям.
С ранее диагностируемыми детьми проводилась работа по совершенствованию выразительности речи в процессе знакомства с художественной литературой. Чтобы поднять возможности детей в произведении интонации в комплекс упражнений были включены упражнения по отработке элементов интонационной выразительности и для развития выразительности мимики и жестов. И конечно же неизменным средством для отработки интонации являлись стихотворения. Для того чтобы научить ребят пользоваться логическим ударением, произносить фразу меняя смысловое значении только выделив главное слово, проводились упражнения во время занятий по знакомству с литературным произведением. Так же в каждое занятие, состоящее в комплексе упражнений, входили игры «Слова приятели», «Слова неприятели», для формирования умения подбирать антонимы и синонимы. Умение изменять высоту и силу голоса дети отрабатывали во время игр-драматизаций. Пониманию фразеологизмов помогали сказки, так глубоко насыщенные этими лексическим средствами. И конечно же комплекс упражнений был бы не полным без интересных упражнений в стихах на понимание многозначных слов.
После проведенного комплекса мероприятий по совершенствованию выразительности речи у старших дошкольников в процессе знакомства с художественной литературой умения детей заметно улучшились. Хорошо стали ориентироваться в заданиях по логическому ударению, охотно включаются в дидактические игры, легко меняют ударение на «главное» слово. Благодаря играм драматизациям ребята стали свободно общаться, речь стала более эмоциональной. Дошкольники в разговорах, беседах стали применять фразеологические обороты по месту. После упражнений игр, касающихся многозначности слов, ребята придумывают новые одинаковые слова, обозначающее разное, привлекли в эту игру родителей. Такой положительный результат дало то, что работа по совершенствованию выразительности речи у старших дошкольников проводилась в процессе знакомства с произведениями художественной литературы. Именно герои произведений их поступки, их эмоциональное влияние подействовало на желание дошкольников совершенствовать свои знания по этой теме.
Исходя из анализа проектировочной работы, можно прийти к выводу, что процесс ознакомления с художественной литературой в работе будет способствовать развитию выразительности речи детей старшего дошкольного возраста.
Разработанный комплекс может быть использован воспитателями ДОУ, работающими с детьми старшего дошкольного возраста, педагогами дополнительного образования.
В этом возрасте начинается быстрое развитие и перестройка всех физиологических систем организма малыша. Ребенок начинает управлять своими эмоциями, в этот период жизни начинают формироваться новые психологические механизмы деятельности и поведения, закладывается основа произвольного поведения. Игра остается ведущей деятельностью.
Ребенок этого возраста может внимательно слушать литературные произведения, замечать использование в них художественно-выразительных и изобразительных средств.
Развитие выразительности речи входит в задачи развития речи детей старшего дошкольного возраста. Важно подчеркнуть, что широкое понимание выразительности относится к культуре речи. В этом смысле воспитание у детей интереса и бережного отношения к языковому богатству, умение использовать разнообразные языковые средства в своей речи и в словесном творчестве становятся одной из важнейших задач речевого воспитания в дошкольном детстве. Что еще раз доказывает актуальность выбранной темы: «совершенствование выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста в процессе знакомства с художественной литературой».
Выразительность можно считать значимым средством речевого самовыражения личности. Это коммуникативное качество речи, особенность ее структуры, которая воздействует не только на ум, но и эмоциональную сферу человека, поддерживает внимание и интерес. Выразительность речи рассматривается как интегративное качество лексической и интонационной выразительности. При помощи выразительности проявляется индивидуальный стиль речи. В дошкольном возрасте закладываются ее основы. И именно в старшем, как прозвали специалисты - «библиотечном», возрасте выразительность полагается совершенствовать в процессе знакомства с художественной литературой.
Организуя работу с дошкольниками, воспитателю важно помнить, что своевременное и правильное речевое развитие имеет зависимость от индивидуальных особенностей ребенка. Условия, в которых он живет, не менее важными являются окружающая речевая среда и педагогическое воздействие, направленное со стороны взрослых, то есть важно, чтобы и родители, и воспитатели говорили правильно и четко
Содержание работы по совершенствованию выразительности речи детей старшего дошкольного возраста в процессе знакомства с художественной литературой взяло в себя огромный комплекс работы, в который вошли: образовательная деятельность, работа с родителями, создание педагогических условий и т.п. Этот комплекс, органически связывает в себе все формы работы, для качественного полноценного формирования у ребенка старшего дошкольного возраста в процессе знакомства с художественной литературой выразительности речи.
Художественная литература обогащает эмоции детей. Слушая чтение, рассказывание, дети сочувствуют герою, переживают вместе с ним его приключения, невзгоды и победы. Они негодуют, отрицательными персонажами, поступками. Художественная литература воспитывает воображение: увлекательные живые образы книги вызывают у маленьких слушателей конкретные представления. Воображение ребенка следует за течением рассказа, сказки и одну за другой рисует картины. Способность воссоздавать образ по слову чрезвычайно ценна для человека, и эту способность развивает художественная книга.
Много авторов работают над проблемой совершенствования выразительности речи дошкольников. Но, к сожалению, не нашлось пособия, которое полностью бы отражало работу по совершенствование выразительности речи детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с художественной литературой. Для работы над данной проблемой педагог вынужден обращаться к нескольким методическим пособиям.
С ранее диагностируемыми детьми проводилась работа по совершенствованию выразительности речи в процессе знакомства с художественной литературой. Чтобы поднять возможности детей в произведении интонации в комплекс упражнений были включены упражнения по отработке элементов интонационной выразительности и для развития выразительности мимики и жестов. И конечно же неизменным средством для отработки интонации являлись стихотворения. Для того чтобы научить ребят пользоваться логическим ударением, произносить фразу меняя смысловое значении только выделив главное слово, проводились упражнения во время занятий по знакомству с литературным произведением. Так же в каждое занятие, состоящее в комплексе упражнений, входили игры «Слова приятели», «Слова неприятели», для формирования умения подбирать антонимы и синонимы. Умение изменять высоту и силу голоса дети отрабатывали во время игр-драматизаций. Пониманию фразеологизмов помогали сказки, так глубоко насыщенные этими лексическим средствами. И конечно же комплекс упражнений был бы не полным без интересных упражнений в стихах на понимание многозначных слов.
После проведенного комплекса мероприятий по совершенствованию выразительности речи у старших дошкольников в процессе знакомства с художественной литературой умения детей заметно улучшились. Хорошо стали ориентироваться в заданиях по логическому ударению, охотно включаются в дидактические игры, легко меняют ударение на «главное» слово. Благодаря играм драматизациям ребята стали свободно общаться, речь стала более эмоциональной. Дошкольники в разговорах, беседах стали применять фразеологические обороты по месту. После упражнений игр, касающихся многозначности слов, ребята придумывают новые одинаковые слова, обозначающее разное, привлекли в эту игру родителей. Такой положительный результат дало то, что работа по совершенствованию выразительности речи у старших дошкольников проводилась в процессе знакомства с произведениями художественной литературы. Именно герои произведений их поступки, их эмоциональное влияние подействовало на желание дошкольников совершенствовать свои знания по этой теме.
Исходя из анализа проектировочной работы, можно прийти к выводу, что процесс ознакомления с художественной литературой в работе будет способствовать развитию выразительности речи детей старшего дошкольного возраста.
Разработанный комплекс может быть использован воспитателями ДОУ, работающими с детьми старшего дошкольного возраста, педагогами дополнительного образования.
Подобные работы
- Совершенствование выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста в процессе знакомства с художественной литературой
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019 - Совершенствование звуковой культуры речи у детей старшего дошкольного возраста в процессе знакомства с художественной литературой
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4265 р. Год сдачи: 2017 - Совершенствование выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста в процессе чтения произведений литературы и фольклора
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019 - Совершенствование выразительности речи детей старшего дошкольного возраста в процессе освоения книжной культуры
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019 - Совершенствование умений монологической речи
у детей старшего дошкольного возраста в процессе знакомства
с художественной литературой
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2018 - Совершенствование выразительности речи детей старшего дошкольного возраста в процессе знакомства с книжной культурой
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4375 р. Год сдачи: 2017 - Развитие интонационной выразительности речи детей старшего дошкольного возраста в театрализованной деятельности
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4350 р. Год сдачи: 2017 - Развитие связной речи детей дошкольного возраста в инсценировании сказочных сюжетов (Шадринский государственный педагогический университет)
Дипломные работы, ВКР, дошкольная педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 2000 р. Год сдачи: 2024 - РАЗВИТИЕ СЛОВЕСНОГО ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ РАБОТЫ СО СКАЗКАМИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2022



