Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Ситуация успеха в учебной деятельности как фактор развития отношений сотрудничества в системе «учитель-ученик»

Работа №98693

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы125
Год сдачи2017
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
139
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОЗДАНИЯ СИТУАЦИИ УСПЕХА В УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК
ФАКТОР РАЗВИТИЯ ОТНОШЕНИЙ СОТРУДНИЧЕСТВА В СИСТЕМЕ УЧИТЕЛЬ-УЧЕНИК 9
1.1. Развитие отношений сотрудничества в системе учитель-ученик как педагогическая проблема. 9
1.2. Ситуация успеха: основные понятия, сущность 36
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОЗДАНИЯ СИТУАЦИИ УСПЕХА В УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК
ФАКТОР РАЗВИТИЯ ОТНОШЕНИЙ СОТРУДНИЧЕСТВА В СИСТЕМЕ УЧИТЕЛЬ-УЧЕНИК 62
2.1. Анализ деятельности МБОУ СОШ № 49 по созданию ситуации успеха в учебной деятельности как фактор развития отношений сотрудничества в системе учитель-ученик 62
2.2 Использование приемов создания ситуации успеха в учебной деятельности как фактор
развития отношений сотрудничества в системе учитель-ученик МБОУ СОШ № 49 66
2.3 Рекомендации по созданию ситуации успеха в учебной деятельности как фактор развития
отношений сотрудничества в системе учитель-ученик 90
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 108
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 112
ПРИЛОЖЕНИЕ 122


Анализ современной ситуации в России, характеризующейся динамичным развитием экономики, быстрой сменой техники и технологий, ростом конкуренции, сокращением сферы неквалифицированного и малоквалифицированного труда, свидетельствует о потребности общества в личности с высоким уровнем познавательного интереса, способной постоянно учиться и переучиваться, в личности, отвечающей требованиям общества ХХТ века.
На основании этого возникает необходимость изыскания всех возможностей для подготовки людей к жизни в условиях быстро меняющегося общества.
Особая роль в этом процессе отведена общеобразовательной школе, которая должна обеспечивать высокий уровень социализации личности, ее жизненное и профессиональное самоопределение, на основе высокого уровня мотивации к приобретению знаний и устойчивой привычки учиться.
В связи с этим в Концепции модернизации Российского образования - проект «Новая школа 2020» основной целью общего среднего образования определена подготовка разносторонне развитой личности гражданина, способной к активной социальной адаптации в обществе, к началу трудовой деятельности, к продолжению профессионального образования, к самообразованию и самосовершенствованию. Однако в современном школьном образовании не уделяется должного внимания тем процессам, которые всегда являлись и будут являться основой для становления учащегося как субъекта собственной деятельности.
Таким образом, актуальность исследования на социально¬педагогическом уровне обусловлена противоречием между потребностью общества в гражданах, способных к сотрудничеству в системе учитель- ученик и недостаточной сформированностью такой формы совместной деятельности у обучающихся.
В настоящее время изменяются требования общества к личности, которая должна обладать коммуникативными способностями, в том числе в системе учитель-ученик. Это возможно в целенаправленном осуществлении процесса развития учащихся в школьные годы. Система учитель-ученик в нашем понимании представляет собой процесс активного взаимодействия его участников, предполагающий создание учителем условий для позитивного изменения уровня внутренней мотивации учащихся и предоставляющий возможность для самореализации каждого ученика в учебной деятельности.
Несмотря на то, что вопросы, касающиеся взаимодействия учителя и ученика, рассматриваются в широком круге исследований, проблема поиска приемов создания ситуации успеха в учебной деятельности как фактора развития отношений сотрудничества в системе учитель-ученик исследована недостаточно. В научных материалах по данной проблеме не уделено должного внимания определению понятия «ситуация успеха», выявлению отличий данного понятия от близких по смыслу понятий «ситуация сотрудничества учитель-ученик», «успех познавательной деятельности»; системной организации процесса взаимодействия сторон в учебной деятельности; определению особенностей процесса развития внутренней мотивации, когда учащийся теряет интерес к учебной деятельности. Поэтому актуальность исследования на научно-теоретическом уровне определяется противоречиями между востребованностью в решении данной проблемы для современного общества и недостаточной ее теоретической разработанностью.
Изучение состояния процесса взаимодействия учитель-ученик на практике свидетельствует чаще всего о формальном подходе в решении проблемы, который не позволяет достигнуть реальных положительных результатов в развитии внутренней мотивации школьников. В связи с этим следует вести поиск инструментов реализации исследуемого процесса, способствующих достижению гарантированных результатов. Следовательно, актуальность исследования на научно-методическом уровне обусловлена несоответствием между практической востребованностью в решении проблемы взаимоотношений учителя и ученика в учебном процессе для современной общеобразовательной школы и ее научно-теоретическим обоснованием, которое пока не позволяет вывести исследуемый процесс на технологический уровень.
На основе анализа актуальности и противоречий была сформирована проблема исследования, которая заключается в поиске приемов создания ситуации успеха в учебной деятельности как фактора развития отношений сотрудничества в системе учитель-ученик.
Анализ выявленной проблемы обусловил выбор темы исследования: «Ситуация успеха в учебной деятельности как фактор развития отношений сотрудничества в системе учитель-ученик».
Объект исследования: развитие отношений сотрудничества в системе учитель-ученик.
Предмет исследования: приемы создания ситуации успеха в учебной деятельности как фактора развития отношений сотрудничества в системе учитель-ученик.
Цель исследования: выявить, определить и обосновать приемы создания ситуации успеха в учебной деятельности как фактора развития отношений сотрудничества в системе учитель-ученик.
Гипотеза исследования: отношения сотрудничества в системе учитель-ученик будут успешными при условии использования эффективных приемов создания ситуации успеха в учебной деятельности.
Исходя из цели и гипотезы, были поставлены следующие задачи исследования:
1. Рассмотреть отношения сотрудничества в системе учитель-ученик как педагогическую проблему.
2. Выявить сущность, содержание и приемы создания ситуации успеха как фактора развития отношений сотрудничества в системе учитель-ученик.
3. Практически обосновать эффективность приемов создания ситуации успеха в учебной деятельности как фактора развития отношений сотрудничества в системе учитель-ученик.
Методологической и теоретической основой исследования являются основные положения диалектико-материалистической теории познания, диалектической теории всеобщей связи, взаимообусловленности и целостности явлений. При разработке теоретических аспектов исследования мы опирались на идеи системного (В.Г.Афанасьев, И.В.Блауберг, Ю.А.Конаржевский, Н.В.Кузьмина, В.А.Сластенин, Э.Г.Юдин и др.); деятельностного (Л.С.Выготский, В.В.Давыдов, С.Л.Рубинштейн, В.Н.Сагатовский, В.С.Швырев и др.); а также личностно-ориентированного и личностно-центрированного подходов (А.Г.Асмолов, А.С.Белкин, М.Н.Дудина, А.В.Хуторской, И.С.Якиманская и др.).
Большое значение для нашего исследования имели работы по активизации познавательной и творческой деятельности учащихся (Л.А.Аристова, Е.В.Коротаева, С.А.Новоселов, Т.И.Шамова, Г.И.Щукина и др.); научной организации труда (Ю.К.Бабанский, К.В.Бардин, И.П.Раченко и др.).
Исследование проводилось в контексте концепции развития непрерывного образования (А.А.Вербицкий, Б.С.Гершунский, А.Н.Орлов и др.); теории развивающего обучения (В.В.Давыдов, З.И.Калмыкова, Д.Б.Эльконин и др.); идей педагогики взаимодействия и сотрудничества (Ш.А.Амонашвили, А.С.Белкин и др.); идеи «научить мир учиться по- новому» (Г.Драйден, Д.Вос и др.).
При рассмотрении психолого-педагогических аспектов исследуемой проблемы мы опирались на идеи и положения теории мотивации учебной деятельности (Л.И.Божович, А.К.Маркова, Л.М.Фридман, М.В.Матюхина, Х. Хекхаузен и др.); возрастной психологии и педагогики (А.С.Белкин, Л.С.Выготский, Э.Ф.Зеер, И.С.Кон, Е.В.Коротаева и др.); теории педагогических технологии (В.П.Беспалько, М.В.Кларин, Е.В.Коротаева, Л.М.Кустов, Г.М.Селевко и др.); общей педагогики (А.Ф.Аменд, В.И.Загвязинский, В.А.Сластенин и др.); актуальных проблем в области образования (В.А.Караковский, М.И.Махмутов, Г.Ю.Ксензова, Л.В.Моисеева и др.).
Для решения поставленных задач и проверки положения гипотезы были использованы следующие методы исследования: теоретические - анализ научной литературы по проблеме исследования, систематизация, классификация, синтез, эмпирические - прямое и косвенное наблюдение; обобщение эффективного педагогического опыта учителей школ по созданию ситуации успеха для учащихся, анализ продуктов их совместной деятельности в системе учитель-ученик.
Поставленные задачи определили ход исследовательской работы, которая проводилась в три этапа.
Этапы исследования. На первом этапе (2015 г.) в процессе изучения научной литературы, нормативных документов и школьной практики оценивалось состояние исследуемого явления; были определены цель, объект, предмет, гипотеза, задачи, программа исследования. На этом этапе была определена идея исследования - «создание ситуации успеха как фактора развития отношений сотрудничества в системе учитель-ученик», изучена сущность процесса создания успешных ситуаций и разработаны принципы ее реализации. Продуманы фрагменты уроков на основе идеи «создание ситуации успеха как фактора развития отношений сотрудничества в системе учитель-ученик».
На втором этапе (2016 г.) происходила апробация разработанных фрагментов уроков. На основе получаемых результатов проводилась их корректировка и совершенствование разработанных фрагментов уроков.
На третьем этапе (2017 г.) формулировались окончательные выводы, оформлялось исследование, определялась его практическая значимость.
Научная новизна исследования заключается в том, что выявлены новые возможности в решении проблемы взаимоотношений в системе сотрудничества учитель-ученик в учебном процессе на основе идеи «создания ситуации успеха» на уроках русского языка, а также выявлена взаимосвязь развития внутренней мотивации обучающихся и создания ситуации успеха на уроках русского языка.
Теоретическая значимость исследования: уточнено понятие «ситуации успеха» с точки зрения деятельности ученика - процесс позитивных изменений в уровне внутренней мотивации, проявляющийся в учебной деятельности; с точки зрения деятельности учителя - процесс создания условий для развития внутренней мотивации учащегося при помощи специально подобранных для этого инструментов педагогических приемов.
Практическая значимость исследования:
1. Использование фрагментов урока согласно идее «создания ситуации успеха» позволит совершенствовать учебный процесс в общеобразовательной школе.
2. Спроектированные фрагменты уроков на основе идеи «создания ситуации успеха» могут использоваться в учебных учреждениях различных типов, а также в учреждениях дополнительного образования как основа для создания творческой среды по формированию внутренней мотивации школьников.
3. Определены приемы успешного процесса взаимодействия учитель- ученик.
Достоверность полученных результатов и научных выводов обеспечивается исходными методологическими позициями, применением методов, адекватных предмету и задачам исследования, практическим подтверждением основных положений опытно-поисковой работы.
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись посредством работы в качестве учителя МБОУ СОШ № 49 г. Екатеринбурга.
На защиту выносится следующие положения:
1. Развитие отношений сотрудничества будет эффективным при условии использования приемов создания ситуации успеха в учебной деятельности;
2. Развитие системы учитель-ученик осуществляется при условии использования эффективных приемов создания ситуации успеха в учебной деятельности.
Основные положения работы были представлены в виде статей в сборнике материалов IV Всероссийской научно-практической конференции, а также в сборнике научных статей Всероссийской научно-практической конференции «Непрерывное образование: ориентиры инновационного развития, в том числе докладов, выступлений на научно-практических конференциях, проводимых на базе муниципального учреждения средней общеобразовательной школы № 49 г. Екатеринбурга.
Структура диссертации соответствует логике исследования. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Актуальность проблемы и темы исследования обусловлено потребностью общества в личности с высоким уровнем внешней и внутренней мотивации, способной к непрерывному образованию на протяжении всей жизни.
Также противоречием между потребностью общества в таких гражданах и недостаточным уровнем научно-методического обоснования процесса, который способствует разрешению проблемы формирования мотивации учащихся через развитие системы сотрудничества учитель- ученик.
Актуальность проблемы исследования в неполном освещении теории и практики педагогики, проблемы поиска типов ситуации успеха для обучающихся, которые помогают развивать внутреннюю мотивацию учащихся, когда они теряют интерес к учебной деятельности.
Отношения сотрудничества в системе учитель-ученик направлены на стимулирование внутренней и внешней мотивации школьников. Они имеют деятельностную, процессуальную и системную природу.
Развитие этих отношений по существу представляет собой целостный педагогический процесс активного целенаправленного взаимодействия учителя и ученика, предполагающий создание учителем условий, в частности, создание ситуации успеха, для позитивного изменения уровня внешней и внутренней мотивации учащихся и предоставляющий возможность для самореализации каждого ученика в учебной деятельности. Для этого в учебном процессе необходимо следовать принципам: гуманистической направленности, целостного подхода, непрерывности, идейной направленности, диагностического сопровождения и учета возрастных особенностей учащихся.
Особенностью развития отношений сотрудничества в системе учитель- ученик является направленность на намеренное создание учителем на уроке ситуации успеха.
Ситуация успеха - это переживание удовлетворения от процесса и результата, самостоятельно выполненной деятельности.
С педагогической точки зрения ситуация успеха - это такое целенаправленное, организованное сочетание условий, при которых создаётся возможность достичь значительных результатов в деятельности как отдельно взятой личности, так и коллектива в целом [12, С.32].
Ситуация успеха не только стимулирует учебную деятельность школьников, но и даёт ребёнку веру в себя; это одно из средств, необходимых для формирования личностных УУД и развития отношений сотрудничества в системе учитель-ученик.
Можно выделить следующие типы ситуации успеха:
1. «Неожиданна радость», когда учитель блокирует в ученике состояние разочарования, ориентирует на успех, создавая ситуацию, когда ученики имеют равные возможности проявить себя. Ситуация «Неожиданная радость» - источник движения вперёд, что даёт развитие познавательной активности, это чувство удовлетворения от того, что результаты деятельности ученика превзошли его ожидания.
2. Тип ситуации успеха «Общая радость» состоит в том, чтобы ученик достиг нужной для себя реакции коллектива, которая даст возможность ребёнку почувствовать себя настоящим, равноправным членом коллектива, «своим среди своих», раскроет его интеллектуальные, эмоционально-волевые возможности, сформирует у ученика веру в себя, свои успех. А успех отдельного школьника вызовет радость всех. В результате повышается интеллектуальный фон коллектива, индивидуальный уровень познавательной активности, появляется феномен сопереживания, в котором заключён глубокий смысл общей радости.
3. «Радость познания» - ещё один тип ситуации успеха, в основе которой лежат интеллектуальные мотиву учения, направленные на потребность познавать мир, когда важен сам процесс познания. Создавая ситуацию успеха «Радость познания» учитель подводит ученика к тому рубежу, когда школьник может сделать самостоятельный вывод и испытать радость от подобного озарения, радость познания, кроме того ученик постоянно стремится к поиску, не считаясь с трудностями и естественно развивается его познавательная активность.
Основным условием эффективности реализации различных типов ситуации успеха по развитию отношений сотрудничества в системе учитель- ученик стали: нейтрализация негативного отношения к урокам русского языка; сотрудничество педагога и ученика; использование разработанных нами фрагментов урока; включение учеников в разнообразные виды деятельности; создание творческой среды, обеспечивающей переход учащихся с одного уровня внутренней и внешней мотивации на другой, более высокий.
Практическая реализации выделенных педагогических типов ситуации успеха по развитию отношений сотрудничества в системе учитель-ученик способствует интенсификации обучения, предоставляя возможность самореализации для каждого ученика в учебной деятельности, позитивным изменениям в уровне мотивации учащихся.
Типы педагогических ситуации успеха по развитию отношений сотрудничества в системе учитель-ученик были рассмотрены с одной стороны как ресурсы учебного процесса для эффективного развития личностных УУД школьников, с другой стороны, как позитивный эффект развития внутренней и внешней мотивации школьников в учебной деятельности.
Результативность целенаправленного поэтапного развития отношений сотрудничества в системе учитель-ученик, согласно идее «создания ситуации успеха», обеспечивается сочетанием педагогических приёмов: «Лестница», «Даю шанс», «Исповедь», «Следуй за нами», «Обмен ролями», «Заражение», «Эврика», «Линия горизонта». Установлено, что правильное сочетание педагогических приёмов даёт положительный эффект в процессе оптимизации обучения, способствует развитию внутренней и внешней мотивации и формирует бесконфликтные отношения сотрудничества в системе учитель-ученик.
Проведённая работа по разработке фрагментов урока с использованием разных типов ситуации успеха как фактора развития отношений сотрудничества в системе учитель-ученик подтвердила необходимость включения учащихся в разнообразные виды деятельности, необходимость создания творческой среды по развитию и повышению уровня внешней и внутренней мотивации школьников, что способствует достижению более высоких качественных результатов и переводит отношения сотрудничества учителя и ученика на более высокий уровень.
В то же время итоги нашей работы позволяют констатировать тот факт, что возможности в учебном процессе для развития отношений сотрудничества в системе учитель-ученик не исчерпаны. Существует ряд вопросов, требующих более углубленного и серьезного изучения. Таковыми, по нашему мнению, являются выявление закономерностей процесса развития внутренней и внешней мотивации учащихся; определение специфики процесса развития отношений сотрудничества в системе учитель- ученик в разных возрастных группах обучающихся.


1. Абрамова С. В. Проектная и учебно-исследовательская работа школьников по русскому языку / С. В. Абрамова // Русский язык в школе, 2011. № 8. С. 17-23.
2. Аменд А. Ф. Проблемы воспитания, обучения и развития подрастающего поколения: избр. ст.: в 2 т. / А. Ф. Аменд ; Челяб. гос. пед. ун-т. Челябинск: Изд-во ЧГПУ, 2010. С.43-56.
3. Амонашвили Ш. А. Гуманно-личностный подход к детям. М.: Моск. психол.-социал. ин-т; Воронеж: МОДЭК, 1998. - 544 с.
4. Анохина Т. Н. Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка / Т. Н. Анохина // Начальная школа, 2009. № 12. С. 57-59.
5. Аристова Л. П. Активность учения школьника. М.: Флинта, 2006. 150 с.
6. Асмолов А. Г. Психология личности: Принципы общепсихологического анализа: учеб. для вузов / 2-е изд., перераб. М.: Академия, 2002. 415 с.
7. Асмолов А.Г. Формирование универсальных учебных действия в основной школе под ред. М.Просвещение 2013 - С.3
8. Афанасьев В. Г. О системном подходе к воспитании. Советская педагогика, 1991. С. 77-80.
9. Бабанский Ю. К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса: (метод. основы) / Ю. К. Бабанский. М.: Просвещение, 2008. 192 с.
10. Байрамкулова А. Г. Не ругай пассивного, озадачь активного. Учитель года, 2006. № 4. С. 68-71.
11. Бардин К.В. Чтобы ребенок успешно учился / К. В. Бардин. М.: Педагогика, 2006. - 174 с.
12. Белкин А. С. Ситуация успеха - путь к сотрудничеству: кн. для учителей / А. С. Белкин. Екатеринбург, 2005. С. 85-93.
13. Белкин А.С. Ситуация успеха как её создать. М.: Просвещение,
2007. С. 69-76.
14. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989. 191 с.
15. Блауберг И. В. Становление и сущность системного подхода / И. В. Блауберг Э. Г. Юдин. М.: Наука, 1973. 272 с.
16. Быкова Г.И. Воспитание у учащихся интереса к родному языку / Г.И.Быкова Ю.Р. Хабибрахманова // Проблемы лингвистического образования: материалы VIII всерос. науч. практ. конф.: в 2 ч. / Урал. гос. пед. ун-т. Екатеринбург, 2006. Ч. 2. С. 14-17.
17. Валеева А.Р. Создание условий для разностороннего развития личности ученика / А. Р. Валеева // Начальная школа плюс до и после. 2009. №3. С. 47-51.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ