ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОЗДАНИЯ СИТУАЦИИ УСПЕХА В УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК
ФАКТОР РАЗВИТИЯ ОТНОШЕНИЙ СОТРУДНИЧЕСТВА В СИСТЕМЕ УЧИТЕЛЬ-УЧЕНИК 9
1.1. Развитие отношений сотрудничества в системе учитель-ученик как педагогическая проблема. 9
1.2. Ситуация успеха: основные понятия, сущность 36
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОЗДАНИЯ СИТУАЦИИ УСПЕХА В УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК
ФАКТОР РАЗВИТИЯ ОТНОШЕНИЙ СОТРУДНИЧЕСТВА В СИСТЕМЕ УЧИТЕЛЬ-УЧЕНИК 62
2.1. Анализ деятельности МБОУ СОШ № 49 по созданию ситуации успеха в учебной деятельности как фактор развития отношений сотрудничества в системе учитель-ученик 62
2.2 Использование приемов создания ситуации успеха в учебной деятельности как фактор
развития отношений сотрудничества в системе учитель-ученик МБОУ СОШ № 49 66
2.3 Рекомендации по созданию ситуации успеха в учебной деятельности как фактор развития
отношений сотрудничества в системе учитель-ученик 90
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 108
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 112
ПРИЛОЖЕНИЕ 122
Анализ современной ситуации в России, характеризующейся динамичным развитием экономики, быстрой сменой техники и технологий, ростом конкуренции, сокращением сферы неквалифицированного и малоквалифицированного труда, свидетельствует о потребности общества в личности с высоким уровнем познавательного интереса, способной постоянно учиться и переучиваться, в личности, отвечающей требованиям общества ХХТ века.
На основании этого возникает необходимость изыскания всех возможностей для подготовки людей к жизни в условиях быстро меняющегося общества.
Особая роль в этом процессе отведена общеобразовательной школе, которая должна обеспечивать высокий уровень социализации личности, ее жизненное и профессиональное самоопределение, на основе высокого уровня мотивации к приобретению знаний и устойчивой привычки учиться.
В связи с этим в Концепции модернизации Российского образования - проект «Новая школа 2020» основной целью общего среднего образования определена подготовка разносторонне развитой личности гражданина, способной к активной социальной адаптации в обществе, к началу трудовой деятельности, к продолжению профессионального образования, к самообразованию и самосовершенствованию. Однако в современном школьном образовании не уделяется должного внимания тем процессам, которые всегда являлись и будут являться основой для становления учащегося как субъекта собственной деятельности.
Таким образом, актуальность исследования на социально¬педагогическом уровне обусловлена противоречием между потребностью общества в гражданах, способных к сотрудничеству в системе учитель- ученик и недостаточной сформированностью такой формы совместной деятельности у обучающихся.
В настоящее время изменяются требования общества к личности, которая должна обладать коммуникативными способностями, в том числе в системе учитель-ученик. Это возможно в целенаправленном осуществлении процесса развития учащихся в школьные годы. Система учитель-ученик в нашем понимании представляет собой процесс активного взаимодействия его участников, предполагающий создание учителем условий для позитивного изменения уровня внутренней мотивации учащихся и предоставляющий возможность для самореализации каждого ученика в учебной деятельности.
Несмотря на то, что вопросы, касающиеся взаимодействия учителя и ученика, рассматриваются в широком круге исследований, проблема поиска приемов создания ситуации успеха в учебной деятельности как фактора развития отношений сотрудничества в системе учитель-ученик исследована недостаточно. В научных материалах по данной проблеме не уделено должного внимания определению понятия «ситуация успеха», выявлению отличий данного понятия от близких по смыслу понятий «ситуация сотрудничества учитель-ученик», «успех познавательной деятельности»; системной организации процесса взаимодействия сторон в учебной деятельности; определению особенностей процесса развития внутренней мотивации, когда учащийся теряет интерес к учебной деятельности. Поэтому актуальность исследования на научно-теоретическом уровне определяется противоречиями между востребованностью в решении данной проблемы для современного общества и недостаточной ее теоретической разработанностью.
Изучение состояния процесса взаимодействия учитель-ученик на практике свидетельствует чаще всего о формальном подходе в решении проблемы, который не позволяет достигнуть реальных положительных результатов в развитии внутренней мотивации школьников. В связи с этим следует вести поиск инструментов реализации исследуемого процесса, способствующих достижению гарантированных результатов. Следовательно, актуальность исследования на научно-методическом уровне обусловлена несоответствием между практической востребованностью в решении проблемы взаимоотношений учителя и ученика в учебном процессе для современной общеобразовательной школы и ее научно-теоретическим обоснованием, которое пока не позволяет вывести исследуемый процесс на технологический уровень.
На основе анализа актуальности и противоречий была сформирована проблема исследования, которая заключается в поиске приемов создания ситуации успеха в учебной деятельности как фактора развития отношений сотрудничества в системе учитель-ученик.
Анализ выявленной проблемы обусловил выбор темы исследования: «Ситуация успеха в учебной деятельности как фактор развития отношений сотрудничества в системе учитель-ученик».
Объект исследования: развитие отношений сотрудничества в системе учитель-ученик.
Предмет исследования: приемы создания ситуации успеха в учебной деятельности как фактора развития отношений сотрудничества в системе учитель-ученик.
Цель исследования: выявить, определить и обосновать приемы создания ситуации успеха в учебной деятельности как фактора развития отношений сотрудничества в системе учитель-ученик.
Гипотеза исследования: отношения сотрудничества в системе учитель-ученик будут успешными при условии использования эффективных приемов создания ситуации успеха в учебной деятельности.
Исходя из цели и гипотезы, были поставлены следующие задачи исследования:
1. Рассмотреть отношения сотрудничества в системе учитель-ученик как педагогическую проблему.
2. Выявить сущность, содержание и приемы создания ситуации успеха как фактора развития отношений сотрудничества в системе учитель-ученик.
3. Практически обосновать эффективность приемов создания ситуации успеха в учебной деятельности как фактора развития отношений сотрудничества в системе учитель-ученик.
Методологической и теоретической основой исследования являются основные положения диалектико-материалистической теории познания, диалектической теории всеобщей связи, взаимообусловленности и целостности явлений. При разработке теоретических аспектов исследования мы опирались на идеи системного (В.Г.Афанасьев, И.В.Блауберг, Ю.А.Конаржевский, Н.В.Кузьмина, В.А.Сластенин, Э.Г.Юдин и др.); деятельностного (Л.С.Выготский, В.В.Давыдов, С.Л.Рубинштейн, В.Н.Сагатовский, В.С.Швырев и др.); а также личностно-ориентированного и личностно-центрированного подходов (А.Г.Асмолов, А.С.Белкин, М.Н.Дудина, А.В.Хуторской, И.С.Якиманская и др.).
Большое значение для нашего исследования имели работы по активизации познавательной и творческой деятельности учащихся (Л.А.Аристова, Е.В.Коротаева, С.А.Новоселов, Т.И.Шамова, Г.И.Щукина и др.); научной организации труда (Ю.К.Бабанский, К.В.Бардин, И.П.Раченко и др.).
Исследование проводилось в контексте концепции развития непрерывного образования (А.А.Вербицкий, Б.С.Гершунский, А.Н.Орлов и др.); теории развивающего обучения (В.В.Давыдов, З.И.Калмыкова, Д.Б.Эльконин и др.); идей педагогики взаимодействия и сотрудничества (Ш.А.Амонашвили, А.С.Белкин и др.); идеи «научить мир учиться по- новому» (Г.Драйден, Д.Вос и др.).
При рассмотрении психолого-педагогических аспектов исследуемой проблемы мы опирались на идеи и положения теории мотивации учебной деятельности (Л.И.Божович, А.К.Маркова, Л.М.Фридман, М.В.Матюхина, Х. Хекхаузен и др.); возрастной психологии и педагогики (А.С.Белкин, Л.С.Выготский, Э.Ф.Зеер, И.С.Кон, Е.В.Коротаева и др.); теории педагогических технологии (В.П.Беспалько, М.В.Кларин, Е.В.Коротаева, Л.М.Кустов, Г.М.Селевко и др.); общей педагогики (А.Ф.Аменд, В.И.Загвязинский, В.А.Сластенин и др.); актуальных проблем в области образования (В.А.Караковский, М.И.Махмутов, Г.Ю.Ксензова, Л.В.Моисеева и др.).
Для решения поставленных задач и проверки положения гипотезы были использованы следующие методы исследования: теоретические - анализ научной литературы по проблеме исследования, систематизация, классификация, синтез, эмпирические - прямое и косвенное наблюдение; обобщение эффективного педагогического опыта учителей школ по созданию ситуации успеха для учащихся, анализ продуктов их совместной деятельности в системе учитель-ученик.
Поставленные задачи определили ход исследовательской работы, которая проводилась в три этапа.
Этапы исследования. На первом этапе (2015 г.) в процессе изучения научной литературы, нормативных документов и школьной практики оценивалось состояние исследуемого явления; были определены цель, объект, предмет, гипотеза, задачи, программа исследования. На этом этапе была определена идея исследования - «создание ситуации успеха как фактора развития отношений сотрудничества в системе учитель-ученик», изучена сущность процесса создания успешных ситуаций и разработаны принципы ее реализации. Продуманы фрагменты уроков на основе идеи «создание ситуации успеха как фактора развития отношений сотрудничества в системе учитель-ученик».
На втором этапе (2016 г.) происходила апробация разработанных фрагментов уроков. На основе получаемых результатов проводилась их корректировка и совершенствование разработанных фрагментов уроков.
На третьем этапе (2017 г.) формулировались окончательные выводы, оформлялось исследование, определялась его практическая значимость.
Научная новизна исследования заключается в том, что выявлены новые возможности в решении проблемы взаимоотношений в системе сотрудничества учитель-ученик в учебном процессе на основе идеи «создания ситуации успеха» на уроках русского языка, а также выявлена взаимосвязь развития внутренней мотивации обучающихся и создания ситуации успеха на уроках русского языка.
Теоретическая значимость исследования: уточнено понятие «ситуации успеха» с точки зрения деятельности ученика - процесс позитивных изменений в уровне внутренней мотивации, проявляющийся в учебной деятельности; с точки зрения деятельности учителя - процесс создания условий для развития внутренней мотивации учащегося при помощи специально подобранных для этого инструментов педагогических приемов.
Практическая значимость исследования:
1. Использование фрагментов урока согласно идее «создания ситуации успеха» позволит совершенствовать учебный процесс в общеобразовательной школе.
2. Спроектированные фрагменты уроков на основе идеи «создания ситуации успеха» могут использоваться в учебных учреждениях различных типов, а также в учреждениях дополнительного образования как основа для создания творческой среды по формированию внутренней мотивации школьников.
3. Определены приемы успешного процесса взаимодействия учитель- ученик.
Достоверность полученных результатов и научных выводов обеспечивается исходными методологическими позициями, применением методов, адекватных предмету и задачам исследования, практическим подтверждением основных положений опытно-поисковой работы.
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись посредством работы в качестве учителя МБОУ СОШ № 49 г. Екатеринбурга.
На защиту выносится следующие положения:
1. Развитие отношений сотрудничества будет эффективным при условии использования приемов создания ситуации успеха в учебной деятельности;
2. Развитие системы учитель-ученик осуществляется при условии использования эффективных приемов создания ситуации успеха в учебной деятельности.
Основные положения работы были представлены в виде статей в сборнике материалов IV Всероссийской научно-практической конференции, а также в сборнике научных статей Всероссийской научно-практической конференции «Непрерывное образование: ориентиры инновационного развития, в том числе докладов, выступлений на научно-практических конференциях, проводимых на базе муниципального учреждения средней общеобразовательной школы № 49 г. Екатеринбурга.
Структура диссертации соответствует логике исследования. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка.
Актуальность проблемы и темы исследования обусловлено потребностью общества в личности с высоким уровнем внешней и внутренней мотивации, способной к непрерывному образованию на протяжении всей жизни.
Также противоречием между потребностью общества в таких гражданах и недостаточным уровнем научно-методического обоснования процесса, который способствует разрешению проблемы формирования мотивации учащихся через развитие системы сотрудничества учитель- ученик.
Актуальность проблемы исследования в неполном освещении теории и практики педагогики, проблемы поиска типов ситуации успеха для обучающихся, которые помогают развивать внутреннюю мотивацию учащихся, когда они теряют интерес к учебной деятельности.
Отношения сотрудничества в системе учитель-ученик направлены на стимулирование внутренней и внешней мотивации школьников. Они имеют деятельностную, процессуальную и системную природу.
Развитие этих отношений по существу представляет собой целостный педагогический процесс активного целенаправленного взаимодействия учителя и ученика, предполагающий создание учителем условий, в частности, создание ситуации успеха, для позитивного изменения уровня внешней и внутренней мотивации учащихся и предоставляющий возможность для самореализации каждого ученика в учебной деятельности. Для этого в учебном процессе необходимо следовать принципам: гуманистической направленности, целостного подхода, непрерывности, идейной направленности, диагностического сопровождения и учета возрастных особенностей учащихся.
Особенностью развития отношений сотрудничества в системе учитель- ученик является направленность на намеренное создание учителем на уроке ситуации успеха.
Ситуация успеха - это переживание удовлетворения от процесса и результата, самостоятельно выполненной деятельности.
С педагогической точки зрения ситуация успеха - это такое целенаправленное, организованное сочетание условий, при которых создаётся возможность достичь значительных результатов в деятельности как отдельно взятой личности, так и коллектива в целом [12, С.32].
Ситуация успеха не только стимулирует учебную деятельность школьников, но и даёт ребёнку веру в себя; это одно из средств, необходимых для формирования личностных УУД и развития отношений сотрудничества в системе учитель-ученик.
Можно выделить следующие типы ситуации успеха:
1. «Неожиданна радость», когда учитель блокирует в ученике состояние разочарования, ориентирует на успех, создавая ситуацию, когда ученики имеют равные возможности проявить себя. Ситуация «Неожиданная радость» - источник движения вперёд, что даёт развитие познавательной активности, это чувство удовлетворения от того, что результаты деятельности ученика превзошли его ожидания.
2. Тип ситуации успеха «Общая радость» состоит в том, чтобы ученик достиг нужной для себя реакции коллектива, которая даст возможность ребёнку почувствовать себя настоящим, равноправным членом коллектива, «своим среди своих», раскроет его интеллектуальные, эмоционально-волевые возможности, сформирует у ученика веру в себя, свои успех. А успех отдельного школьника вызовет радость всех. В результате повышается интеллектуальный фон коллектива, индивидуальный уровень познавательной активности, появляется феномен сопереживания, в котором заключён глубокий смысл общей радости.
3. «Радость познания» - ещё один тип ситуации успеха, в основе которой лежат интеллектуальные мотиву учения, направленные на потребность познавать мир, когда важен сам процесс познания. Создавая ситуацию успеха «Радость познания» учитель подводит ученика к тому рубежу, когда школьник может сделать самостоятельный вывод и испытать радость от подобного озарения, радость познания, кроме того ученик постоянно стремится к поиску, не считаясь с трудностями и естественно развивается его познавательная активность.
Основным условием эффективности реализации различных типов ситуации успеха по развитию отношений сотрудничества в системе учитель- ученик стали: нейтрализация негативного отношения к урокам русского языка; сотрудничество педагога и ученика; использование разработанных нами фрагментов урока; включение учеников в разнообразные виды деятельности; создание творческой среды, обеспечивающей переход учащихся с одного уровня внутренней и внешней мотивации на другой, более высокий.
Практическая реализации выделенных педагогических типов ситуации успеха по развитию отношений сотрудничества в системе учитель-ученик способствует интенсификации обучения, предоставляя возможность самореализации для каждого ученика в учебной деятельности, позитивным изменениям в уровне мотивации учащихся.
Типы педагогических ситуации успеха по развитию отношений сотрудничества в системе учитель-ученик были рассмотрены с одной стороны как ресурсы учебного процесса для эффективного развития личностных УУД школьников, с другой стороны, как позитивный эффект развития внутренней и внешней мотивации школьников в учебной деятельности.
Результативность целенаправленного поэтапного развития отношений сотрудничества в системе учитель-ученик, согласно идее «создания ситуации успеха», обеспечивается сочетанием педагогических приёмов: «Лестница», «Даю шанс», «Исповедь», «Следуй за нами», «Обмен ролями», «Заражение», «Эврика», «Линия горизонта». Установлено, что правильное сочетание педагогических приёмов даёт положительный эффект в процессе оптимизации обучения, способствует развитию внутренней и внешней мотивации и формирует бесконфликтные отношения сотрудничества в системе учитель-ученик.
Проведённая работа по разработке фрагментов урока с использованием разных типов ситуации успеха как фактора развития отношений сотрудничества в системе учитель-ученик подтвердила необходимость включения учащихся в разнообразные виды деятельности, необходимость создания творческой среды по развитию и повышению уровня внешней и внутренней мотивации школьников, что способствует достижению более высоких качественных результатов и переводит отношения сотрудничества учителя и ученика на более высокий уровень.
В то же время итоги нашей работы позволяют констатировать тот факт, что возможности в учебном процессе для развития отношений сотрудничества в системе учитель-ученик не исчерпаны. Существует ряд вопросов, требующих более углубленного и серьезного изучения. Таковыми, по нашему мнению, являются выявление закономерностей процесса развития внутренней и внешней мотивации учащихся; определение специфики процесса развития отношений сотрудничества в системе учитель- ученик в разных возрастных группах обучающихся.
1. Абрамова С. В. Проектная и учебно-исследовательская работа школьников по русскому языку / С. В. Абрамова // Русский язык в школе, 2011. № 8. С. 17-23.
2. Аменд А. Ф. Проблемы воспитания, обучения и развития подрастающего поколения: избр. ст.: в 2 т. / А. Ф. Аменд ; Челяб. гос. пед. ун-т. Челябинск: Изд-во ЧГПУ, 2010. С.43-56.
3. Амонашвили Ш. А. Гуманно-личностный подход к детям. М.: Моск. психол.-социал. ин-т; Воронеж: МОДЭК, 1998. - 544 с.
4. Анохина Т. Н. Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка / Т. Н. Анохина // Начальная школа, 2009. № 12. С. 57-59.
5. Аристова Л. П. Активность учения школьника. М.: Флинта, 2006. 150 с.
6. Асмолов А. Г. Психология личности: Принципы общепсихологического анализа: учеб. для вузов / 2-е изд., перераб. М.: Академия, 2002. 415 с.
7. Асмолов А.Г. Формирование универсальных учебных действия в основной школе под ред. М.Просвещение 2013 - С.3
8. Афанасьев В. Г. О системном подходе к воспитании. Советская педагогика, 1991. С. 77-80.
9. Бабанский Ю. К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса: (метод. основы) / Ю. К. Бабанский. М.: Просвещение, 2008. 192 с.
10. Байрамкулова А. Г. Не ругай пассивного, озадачь активного. Учитель года, 2006. № 4. С. 68-71.
11. Бардин К.В. Чтобы ребенок успешно учился / К. В. Бардин. М.: Педагогика, 2006. - 174 с.
12. Белкин А. С. Ситуация успеха - путь к сотрудничеству: кн. для учителей / А. С. Белкин. Екатеринбург, 2005. С. 85-93.
13. Белкин А.С. Ситуация успеха как её создать. М.: Просвещение,
2007. С. 69-76.
14. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989. 191 с.
15. Блауберг И. В. Становление и сущность системного подхода / И. В. Блауберг Э. Г. Юдин. М.: Наука, 1973. 272 с.
16. Быкова Г.И. Воспитание у учащихся интереса к родному языку / Г.И.Быкова Ю.Р. Хабибрахманова // Проблемы лингвистического образования: материалы VIII всерос. науч. практ. конф.: в 2 ч. / Урал. гос. пед. ун-т. Екатеринбург, 2006. Ч. 2. С. 14-17.
17. Валеева А.Р. Создание условий для разностороннего развития личности ученика / А. Р. Валеева // Начальная школа плюс до и после. 2009. №3. С. 47-51.
...