Формирование правильного звукопроизношения у детей младшего дошкольного возраста
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВИЛЬНОГО ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 7
1.1. Психолого-педагогические особенности развития
звукопроизношения у детей дошкольного возраста 7
1.2. Лингво-методические основы формирования правильного
звукопроизношения у детей дошкольного возраста 14
1.3. Развитие мелкой моторики как важный фактор развития
правильного звукопроизношения 23
1.4. Анализ ФГОС и программ воспитания ДОУ по разделу ЗКР 29
ГЛАВА 2. ПРОЕКТИРОВОЧНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРАВИЛЬНОГО ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 38
2.1. Диагностика первоначального уровня сформированности
звукопроизношения 38
2.2. Формирующий этап проектировочной работы по формированию
правильного звукопроизношения у детей младшего дошкольного возраста 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 62
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 68
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 81
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 86
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВИЛЬНОГО ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 7
1.1. Психолого-педагогические особенности развития
звукопроизношения у детей дошкольного возраста 7
1.2. Лингво-методические основы формирования правильного
звукопроизношения у детей дошкольного возраста 14
1.3. Развитие мелкой моторики как важный фактор развития
правильного звукопроизношения 23
1.4. Анализ ФГОС и программ воспитания ДОУ по разделу ЗКР 29
ГЛАВА 2. ПРОЕКТИРОВОЧНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРАВИЛЬНОГО ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 38
2.1. Диагностика первоначального уровня сформированности
звукопроизношения 38
2.2. Формирующий этап проектировочной работы по формированию
правильного звукопроизношения у детей младшего дошкольного возраста 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 62
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 68
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 81
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 86
Актуальность данной темы обусловлена необходимостью формирования правильного звукопроизношения у детей младшего дошкольного возраста, так как так как в последние годы значительно увеличилось количество детей с различными нарушениями произношения. Педагоги и родители обеспокоены сложившейся ситуаций, так как больше половины детей пятилетнего возраста имеют многочисленные нарушения звукопроизношения, а 90 % из них, не имеют физиологических нарушений речевого аппарата. Недостаточный уровень сформированности звукопроизношения может способствовать задержке психического и речевого развития ребенка. Дети, которые не умеют различать и выделять звуки на слух, а также правильно их произносить, испытывают в дальнейшем трудности при овладении навыками чтения и письма.
Младший дошкольный возраст является наиболее сензитивным периодом дошкольного детства для формирования основ правильного звукопроизношения благодаря особенностям психофизиологического развития, обуславливающих высокую пластичность нервной системы, повышенную подражательность, особую восприимчивость к звуковой стороне языка. Поэтому своевременная диагностика нарушений звукопроизношения и своевременная их коррекция является важной и необходимой, начиная с младшего дошкольного возраста.
Федеральный государственный образовательный стандарт ДО рассматривает развитие правильного звукопроизношения как одну из важнейших задач, предполагающей воспитание у детей чистого ясного произношения звуков в словах, правильного произношения слов, воспитание отчетливого произношения, выразительности детской речи.
Степень разработанности проблемы исследования. Проблемы формирования и совершенствования речи детей подробно освещались в работах таких ученых, как Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, М.И. Лисина, Ф.А. Сохин, Т.Н. Ушакова, А.М. Шахнарович, С.Н. Цейтлин, Д.Б. Эльконин и др. Отечественные авторы М.М. Алексеева, А.И. Максаков, Е.И. Радина, Е.И. Тихеева, Г.А. Тумакова, М.Ф. Фомичева и др. выделяют два раздела в произносительной стороне речи: речевой слух и культуру речепроизношения. Соответственно, развивающую работу необходимо организовывать в направлениях: развития слухового внимания и речевого слуха, включая его элементы (фонематический, звуковысотный, ритмический слух, восприятия темпа, силы голоса, тембра речи) и развития артикуляционного и голосового аппарата, речевого дыхания, а также формирования произношения звуков, четкой дикции и пр. Исследованиями речевой деятельности детей занимались такие ученые, как М.М. Алексеева, Г.А. Каше, Р.В. Левин, О.С. Ушакова.
Проблема воспитания звукопроизношения нашла отражение в трудах известных лингвистов, психологов, педагогов С.Н. Бернштейна, А.Н. Гвоздева, Е.И. Радина, М.Е. Хватцева, К.И. Чуковского. Результаты их исследований предполагают, что дети уже на четвертом году жизни понимают фонетические нормы и стремятся овладеть ими.
Проведенный анализ методической литературы показывает, что в педагогической практике развития звукопроизношения еще недостаточно разработаны программы ее развития с учетом всех ее составляющих у детей младшего дошкольного возраста в условиях ДОУ. Исходя из вышеизложенного, мы выделяем существующее противоречие: необходимость в широкой педагогической практике программ формирования развития звукопроизношения младших дошкольников, учитывающих все ее компоненты, и отсутствие таковых в практике дошкольного воспитания.
Объект исследования: процесс формирования звукопроизношения у детей младшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: комплекс мероприятий, направленных на формирование правильного звукопроизношения у детей младшего дошкольного возраста в условиях ДОУ.
Цель работы: разработка комплекса мероприятий, направленных на формирование правильного звукопроизношения у детей младшего дошкольного возраста.
Задачи:
1. Проанализировать методическую литературу по проблеме формирования звуковой стороны речи с учетом ее компонентов.
2. Подобрать диагностические методики для изучения звукопроизношения у младших дошкольников.
3. Подготовить программу формирования правильного
звукопроизношения для младших дошкольников с учетом развития всех ее компонентов и апробировать ее на группе младших дошкольников .
Методологической основой исследования являются: положения о закономерностях усвоения языка и речи в единстве с различными сторонами психического развития JI.C. Выготского, П.Я. Гальперина, А.Н. Леонтьева, А.Р. Лурии, С.Л. Рубинштейна и других; о возможностях формирования системы языка Л.В. Бондарко, E.H. Винарской, А.Н. Гвоздева, Н.С. Жуковой и других; концепции совершенствования звукопроизношения у дошкольников Г.В. Бабиной, Е.М. Мастюкова, Э.Я. Сизова и др.
Теоретическая основа исследования. М.М. Алексеева исследовательским путем доказала, что целенаправленная педагогическая работа способствует достижению детьми высокого уровня воспитания звуковой культуры речи уже к пяти годам. Мониторинговые и диагностические исследования уровня и особенностей усвоения детьми произносительной стороны речи способствуют выбору наиболее адекватных методов и технологий ее развития. Ю.В. Бродская проанализировала примерную основную образовательную программу дошкольного образования «Истоки» Л.А. Парамоновой, программу О.С. Ушаковой «Развитие речи дошкольников» по проблеме воспитания звуковой культуры речи детей младшего дошкольного возраста и выделила критерии и показатели оценивания усвоения младшими дошкольниками звуковой стороны речи по следующим направлениям: слуховое восприятие; состояние артикуляционной моторики; фонематический слух; звукопроизношение (в звукосочетаниях и словах); техника речи (темп, сила голоса, дикция, умение передавать интонацию вопроса, просьбы, восклицания). Современные авторы кинезиологических упражнений для детей Е.А. Подольская и А.Л. Сиротюк и подчеркивают их важность для психического развития в целом и речевого в частности.
Методы исследования: теоретический анализ и обобщение научных материалов, педагогическая диагностика, анализ и обобщение результатов исследования, педагогическое проектирование.
База исследования: Проектировочная работа по формированию звукопроизношения у детей младшего возраста проводилась в три этапа на базе МАДОУ «Детский сад «Колобок» пос. Рефтинский с воспитанниками младшей группы. Количество детей - 18 (9 мальчиков и 9 девочек), возраст 3-4 года.
Практическая значимость. Психолого-педагогические и лингво-методические основы развития звукопроизношения у младших дошкольников являются важными и необходимыми для осуществления наиболее эффективной работы с детьми по развитию речи. Разработанная программа по развитию звукопроизношения у младших дошкольников «Я умею говорить красиво» доказала свою эффективность в ходе апробации и может использована в работе педагогов дошкольного образования.
Структура ВКР: работа состоит из введения, 2 глав, заключения, списка литературы и приложения.
Младший дошкольный возраст является наиболее сензитивным периодом дошкольного детства для формирования основ правильного звукопроизношения благодаря особенностям психофизиологического развития, обуславливающих высокую пластичность нервной системы, повышенную подражательность, особую восприимчивость к звуковой стороне языка. Поэтому своевременная диагностика нарушений звукопроизношения и своевременная их коррекция является важной и необходимой, начиная с младшего дошкольного возраста.
Федеральный государственный образовательный стандарт ДО рассматривает развитие правильного звукопроизношения как одну из важнейших задач, предполагающей воспитание у детей чистого ясного произношения звуков в словах, правильного произношения слов, воспитание отчетливого произношения, выразительности детской речи.
Степень разработанности проблемы исследования. Проблемы формирования и совершенствования речи детей подробно освещались в работах таких ученых, как Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, М.И. Лисина, Ф.А. Сохин, Т.Н. Ушакова, А.М. Шахнарович, С.Н. Цейтлин, Д.Б. Эльконин и др. Отечественные авторы М.М. Алексеева, А.И. Максаков, Е.И. Радина, Е.И. Тихеева, Г.А. Тумакова, М.Ф. Фомичева и др. выделяют два раздела в произносительной стороне речи: речевой слух и культуру речепроизношения. Соответственно, развивающую работу необходимо организовывать в направлениях: развития слухового внимания и речевого слуха, включая его элементы (фонематический, звуковысотный, ритмический слух, восприятия темпа, силы голоса, тембра речи) и развития артикуляционного и голосового аппарата, речевого дыхания, а также формирования произношения звуков, четкой дикции и пр. Исследованиями речевой деятельности детей занимались такие ученые, как М.М. Алексеева, Г.А. Каше, Р.В. Левин, О.С. Ушакова.
Проблема воспитания звукопроизношения нашла отражение в трудах известных лингвистов, психологов, педагогов С.Н. Бернштейна, А.Н. Гвоздева, Е.И. Радина, М.Е. Хватцева, К.И. Чуковского. Результаты их исследований предполагают, что дети уже на четвертом году жизни понимают фонетические нормы и стремятся овладеть ими.
Проведенный анализ методической литературы показывает, что в педагогической практике развития звукопроизношения еще недостаточно разработаны программы ее развития с учетом всех ее составляющих у детей младшего дошкольного возраста в условиях ДОУ. Исходя из вышеизложенного, мы выделяем существующее противоречие: необходимость в широкой педагогической практике программ формирования развития звукопроизношения младших дошкольников, учитывающих все ее компоненты, и отсутствие таковых в практике дошкольного воспитания.
Объект исследования: процесс формирования звукопроизношения у детей младшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: комплекс мероприятий, направленных на формирование правильного звукопроизношения у детей младшего дошкольного возраста в условиях ДОУ.
Цель работы: разработка комплекса мероприятий, направленных на формирование правильного звукопроизношения у детей младшего дошкольного возраста.
Задачи:
1. Проанализировать методическую литературу по проблеме формирования звуковой стороны речи с учетом ее компонентов.
2. Подобрать диагностические методики для изучения звукопроизношения у младших дошкольников.
3. Подготовить программу формирования правильного
звукопроизношения для младших дошкольников с учетом развития всех ее компонентов и апробировать ее на группе младших дошкольников .
Методологической основой исследования являются: положения о закономерностях усвоения языка и речи в единстве с различными сторонами психического развития JI.C. Выготского, П.Я. Гальперина, А.Н. Леонтьева, А.Р. Лурии, С.Л. Рубинштейна и других; о возможностях формирования системы языка Л.В. Бондарко, E.H. Винарской, А.Н. Гвоздева, Н.С. Жуковой и других; концепции совершенствования звукопроизношения у дошкольников Г.В. Бабиной, Е.М. Мастюкова, Э.Я. Сизова и др.
Теоретическая основа исследования. М.М. Алексеева исследовательским путем доказала, что целенаправленная педагогическая работа способствует достижению детьми высокого уровня воспитания звуковой культуры речи уже к пяти годам. Мониторинговые и диагностические исследования уровня и особенностей усвоения детьми произносительной стороны речи способствуют выбору наиболее адекватных методов и технологий ее развития. Ю.В. Бродская проанализировала примерную основную образовательную программу дошкольного образования «Истоки» Л.А. Парамоновой, программу О.С. Ушаковой «Развитие речи дошкольников» по проблеме воспитания звуковой культуры речи детей младшего дошкольного возраста и выделила критерии и показатели оценивания усвоения младшими дошкольниками звуковой стороны речи по следующим направлениям: слуховое восприятие; состояние артикуляционной моторики; фонематический слух; звукопроизношение (в звукосочетаниях и словах); техника речи (темп, сила голоса, дикция, умение передавать интонацию вопроса, просьбы, восклицания). Современные авторы кинезиологических упражнений для детей Е.А. Подольская и А.Л. Сиротюк и подчеркивают их важность для психического развития в целом и речевого в частности.
Методы исследования: теоретический анализ и обобщение научных материалов, педагогическая диагностика, анализ и обобщение результатов исследования, педагогическое проектирование.
База исследования: Проектировочная работа по формированию звукопроизношения у детей младшего возраста проводилась в три этапа на базе МАДОУ «Детский сад «Колобок» пос. Рефтинский с воспитанниками младшей группы. Количество детей - 18 (9 мальчиков и 9 девочек), возраст 3-4 года.
Практическая значимость. Психолого-педагогические и лингво-методические основы развития звукопроизношения у младших дошкольников являются важными и необходимыми для осуществления наиболее эффективной работы с детьми по развитию речи. Разработанная программа по развитию звукопроизношения у младших дошкольников «Я умею говорить красиво» доказала свою эффективность в ходе апробации и может использована в работе педагогов дошкольного образования.
Структура ВКР: работа состоит из введения, 2 глав, заключения, списка литературы и приложения.
Целью нашей работы являлась разработка комплекса мероприятий, направленных на формирование правильного звукопроизношения у детей младшего дошкольного возраста.
Методологической основой исследования стали положения: о закономерностях усвоения языка и речи в единстве с различными сторонами психического развития JI.C. Выготского, П.Я. Гальперина, А.Н. Леонтьева, А.Р. Лурии, Д.Б. Эльконин и др.; о возможностях формирования системы языка Л.В. Бондарко, E.H. Винарской, А.Н. Гвоздева, Н.С. Жуковой, и другие; концепции совершенствования звукопроизношения у дошкольников Г.В. Бабиной, Е.М. Мастюкова, Э.Я. Сизова и другие.
Теоретическую основу исследования составили работы М.М. Алексеевой, А.М. Бородич, А.И. Максакова, Е.М. Струниной, М.Ф. Фомичевой, О.С. Ушаковой и др.
Мы проанализировали научно-методическую литературу по проблеме формирования звукопроизношения с учетом ее компонентов, и пришли к следующим выводам. Правильное звукопроизношение является составной частью звуковой культуры речи и речевой культуры в целом. Звукопроизношение - способность правильно воспроизводить звуки родного языка. ФГОС ДО рассматривает развитие звуковой культуры речи как одну из важнейших задач, предполагающей воспитание у детей чистого ясного произношения звуков в словах, правильного произношения слов, воспитание отчетливого произношения, выразительности детской речи. В настоящее время в дошкольных учреждениях разных типов используются программы: «Радуга», «Развитие», «Детство» и др. Но они не учитывают особенности речевого развития современных детей, их отставания в развитии навыков правильного звукопроизношения, недостаточной сформированности артикуляционного аппарата. Воспитателю необходимо знать и понимать не только индивидуальные личностные особенностей своих воспитанников, но и особенностей общего речевого развития, в частности звукопроизношения. Важно уметь анализировать и оценивать образовательные программы с точки зрения их влияния на формирование правильного звукопроизношения, при необходимости включая в образовательный процесс дополнительные образовательные модули, способствующие совершенствованию звуковой культуры речи.
Для формирования звукопроизношения в ДОУ активно работают три группы методов - наглядные, словесные и практические. Важное значение в воспитании правильного звукопроизношения в младшем дошкольном возрасте имеют также игровые приемы. Для решения задач формирования звуковой культуры речи используются фронтальные, групповые, подгрупповые и индивидуальные формы работы, используемые на занятиях, в режимных моментах, свободной и совместной деятельности.
Обучение звукопроизношению осуществляется поэтапно. На первом этапе происходит подготовка речевого аппарата к овладению звуками. На втором этапе происходит становление звуков речи. III этап способствует закреплению и автоматизации звуков. На последнем этапе осуществляется дифференциация смешиваемых звуков. Наиболее адекватными приемами в работе с детьми младшего дошкольного возраста являются игровые: использование элементов подвижной игры, сюрпризных моментов и ожидания; имитационные движения с элементами звукоподражания; чтение художественных произведений со звукоподражаниями; использование наглядного материала.
В младшем дошкольном возрасте имеются все предпосылки для начала успешного овладения звуковой стороной русского языка соответствующее развитие коры головного мозга, фонематического восприятия речи и речедвигательного аппарата; высокая пластичность нервной системы, повышенная подражательность; особая восприимчивость к звуковой стороне языка; любовь детей к звукам речи.
Ученые доказали положительную связь между моторики руки и развитием речи. Мелкую моторику рук развивают: различные игры и упражнения с пальчиками, где необходимо выполнять те или иные движения в определенной последовательности. Выполнение подобных упражнений пальцами индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге, стимулирует развитие речи. Использование игр и упражнений на развитие мелкой моторики в сочетании с традиционными методами развития увеличивают положительную динамику в развитии речи ребенка младшего дошкольного возраста.
Для развития правильного звукопроизношения детей младшего дошкольного возраста наиболее актуальными являются следующие принципы: взаимосвязи сенсорного, умственного и речевого развития; коммуникативно-деятельностного подхода к развитию речи; взаимосвязи всех сторон речевого развития детей; обогащения мотивации речевой деятельности; обеспечения активной речевой практики. Воспитание правильного звукопроизношения составляет: формирование правильного звукопроизношения и словопроизношения; воспитание орфоэпически правильной речи; формирование правильного речевого дыхания; формирование выразительности речи; выработку дикции; воспитание культуры речевого общения как части этикета.
Для организации мониторинга развития звукопроизношения младших дошкольников были выбраны следующие методики: определение уровня развития слухового восприятия - игра «Отгадай, что звучит?»; выявление уровня состояния артикуляционной моторики - игровое упражнение «Зарядка для язычка»; определение уровня состояния фонематического слуха Игра «Покажи, что назову» и игра «Когда придет собачка?»; определение уровня состояния звукопроизношения - игра «Послушай и повтори», игра «Назови, что покажу».
В диагностическом обследовании (с согласия родителей) принимали участие воспитанники младшей группы МАДОУ «Детский сад «Колобок» пос. Рефтинский в количестве 18 человек (9 мальчиков и 9 девочек), возраст 3-4 года.
Результаты первичного обследования показали общий недостаточный уровень развития звукопроизношения. Лучше всего дети справились с заданиями «Отгадай, что звучит?», а хуже всего с заданием «Зарядка для язычка». Следовательно, лучше всего у детей развито слуховое восприятие, а хуже всего артикуляция.
Для дальнейшего развития звуковой культуры речи детей, а также коррекции и профилактики нарушений звукопроизношения нами была подготовлена развивающая программа «Я учусь говорить красиво!». Ее цель: развивать правильное звукопроизношение младших дошкольников: слуховое восприятие, артикуляционную моторику, фонематический слух, правильное звукопроизношение. Планируемый результат: у детей повысится общий уровень развития ЗКР и ее отдельные компоненты. В результате использования упражнений по развитию мелкой моторики активизируется развитие звукопроизношение детей. Будут созданы условия для организации развивающей среды, способствующей созданию у детей младшего дошкольного возраста потребности в речи, стимуляции речевого развития. Родители будут компетентны в вопросах речевого развития и будут оказывать детям помощь и поддержку в развитии правильного звукопроизношения. Повторное обследование воспитанников группы после работы по программе показало наличие положительной динамики в развитии звукопроизношения у всех детей. Лучше всего дети справились с заданиями «Отгадай что звучит», «Покажи, что звучит», «Назови, что покажу». Значительно хуже - с заданием «Зарядка для язычка». Следовательно, лучше всего у детей развито слуховое восприятие и фонематический слух, а хуже - артикуляция и звукопроизношение. Этот факт побудил нас внести коррекцию в программу, добавить упражнения, направленные на артикуляцию, в разные виды деятельности.
Таким образом, можно сделать вывод, что разработанная программа «Я учусь говорить красиво!» является адекватной поставленным целям и задачам и действительно способствует развитию правильного звукопроизношения детей младшего дошкольного возраста. Результаты не являются достаточно высокими, отчасти в силу возрастных психофизиологических особенностей детей, а также в силу фактора времени и отсроченного результата. Поэтому необходимо продолжать начатую работу и в следующем учебном году, используя более сложные игры и упражнения в соответствии с достигнутыми результатами и возрастом детей.
Методологической основой исследования стали положения: о закономерностях усвоения языка и речи в единстве с различными сторонами психического развития JI.C. Выготского, П.Я. Гальперина, А.Н. Леонтьева, А.Р. Лурии, Д.Б. Эльконин и др.; о возможностях формирования системы языка Л.В. Бондарко, E.H. Винарской, А.Н. Гвоздева, Н.С. Жуковой, и другие; концепции совершенствования звукопроизношения у дошкольников Г.В. Бабиной, Е.М. Мастюкова, Э.Я. Сизова и другие.
Теоретическую основу исследования составили работы М.М. Алексеевой, А.М. Бородич, А.И. Максакова, Е.М. Струниной, М.Ф. Фомичевой, О.С. Ушаковой и др.
Мы проанализировали научно-методическую литературу по проблеме формирования звукопроизношения с учетом ее компонентов, и пришли к следующим выводам. Правильное звукопроизношение является составной частью звуковой культуры речи и речевой культуры в целом. Звукопроизношение - способность правильно воспроизводить звуки родного языка. ФГОС ДО рассматривает развитие звуковой культуры речи как одну из важнейших задач, предполагающей воспитание у детей чистого ясного произношения звуков в словах, правильного произношения слов, воспитание отчетливого произношения, выразительности детской речи. В настоящее время в дошкольных учреждениях разных типов используются программы: «Радуга», «Развитие», «Детство» и др. Но они не учитывают особенности речевого развития современных детей, их отставания в развитии навыков правильного звукопроизношения, недостаточной сформированности артикуляционного аппарата. Воспитателю необходимо знать и понимать не только индивидуальные личностные особенностей своих воспитанников, но и особенностей общего речевого развития, в частности звукопроизношения. Важно уметь анализировать и оценивать образовательные программы с точки зрения их влияния на формирование правильного звукопроизношения, при необходимости включая в образовательный процесс дополнительные образовательные модули, способствующие совершенствованию звуковой культуры речи.
Для формирования звукопроизношения в ДОУ активно работают три группы методов - наглядные, словесные и практические. Важное значение в воспитании правильного звукопроизношения в младшем дошкольном возрасте имеют также игровые приемы. Для решения задач формирования звуковой культуры речи используются фронтальные, групповые, подгрупповые и индивидуальные формы работы, используемые на занятиях, в режимных моментах, свободной и совместной деятельности.
Обучение звукопроизношению осуществляется поэтапно. На первом этапе происходит подготовка речевого аппарата к овладению звуками. На втором этапе происходит становление звуков речи. III этап способствует закреплению и автоматизации звуков. На последнем этапе осуществляется дифференциация смешиваемых звуков. Наиболее адекватными приемами в работе с детьми младшего дошкольного возраста являются игровые: использование элементов подвижной игры, сюрпризных моментов и ожидания; имитационные движения с элементами звукоподражания; чтение художественных произведений со звукоподражаниями; использование наглядного материала.
В младшем дошкольном возрасте имеются все предпосылки для начала успешного овладения звуковой стороной русского языка соответствующее развитие коры головного мозга, фонематического восприятия речи и речедвигательного аппарата; высокая пластичность нервной системы, повышенная подражательность; особая восприимчивость к звуковой стороне языка; любовь детей к звукам речи.
Ученые доказали положительную связь между моторики руки и развитием речи. Мелкую моторику рук развивают: различные игры и упражнения с пальчиками, где необходимо выполнять те или иные движения в определенной последовательности. Выполнение подобных упражнений пальцами индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге, стимулирует развитие речи. Использование игр и упражнений на развитие мелкой моторики в сочетании с традиционными методами развития увеличивают положительную динамику в развитии речи ребенка младшего дошкольного возраста.
Для развития правильного звукопроизношения детей младшего дошкольного возраста наиболее актуальными являются следующие принципы: взаимосвязи сенсорного, умственного и речевого развития; коммуникативно-деятельностного подхода к развитию речи; взаимосвязи всех сторон речевого развития детей; обогащения мотивации речевой деятельности; обеспечения активной речевой практики. Воспитание правильного звукопроизношения составляет: формирование правильного звукопроизношения и словопроизношения; воспитание орфоэпически правильной речи; формирование правильного речевого дыхания; формирование выразительности речи; выработку дикции; воспитание культуры речевого общения как части этикета.
Для организации мониторинга развития звукопроизношения младших дошкольников были выбраны следующие методики: определение уровня развития слухового восприятия - игра «Отгадай, что звучит?»; выявление уровня состояния артикуляционной моторики - игровое упражнение «Зарядка для язычка»; определение уровня состояния фонематического слуха Игра «Покажи, что назову» и игра «Когда придет собачка?»; определение уровня состояния звукопроизношения - игра «Послушай и повтори», игра «Назови, что покажу».
В диагностическом обследовании (с согласия родителей) принимали участие воспитанники младшей группы МАДОУ «Детский сад «Колобок» пос. Рефтинский в количестве 18 человек (9 мальчиков и 9 девочек), возраст 3-4 года.
Результаты первичного обследования показали общий недостаточный уровень развития звукопроизношения. Лучше всего дети справились с заданиями «Отгадай, что звучит?», а хуже всего с заданием «Зарядка для язычка». Следовательно, лучше всего у детей развито слуховое восприятие, а хуже всего артикуляция.
Для дальнейшего развития звуковой культуры речи детей, а также коррекции и профилактики нарушений звукопроизношения нами была подготовлена развивающая программа «Я учусь говорить красиво!». Ее цель: развивать правильное звукопроизношение младших дошкольников: слуховое восприятие, артикуляционную моторику, фонематический слух, правильное звукопроизношение. Планируемый результат: у детей повысится общий уровень развития ЗКР и ее отдельные компоненты. В результате использования упражнений по развитию мелкой моторики активизируется развитие звукопроизношение детей. Будут созданы условия для организации развивающей среды, способствующей созданию у детей младшего дошкольного возраста потребности в речи, стимуляции речевого развития. Родители будут компетентны в вопросах речевого развития и будут оказывать детям помощь и поддержку в развитии правильного звукопроизношения. Повторное обследование воспитанников группы после работы по программе показало наличие положительной динамики в развитии звукопроизношения у всех детей. Лучше всего дети справились с заданиями «Отгадай что звучит», «Покажи, что звучит», «Назови, что покажу». Значительно хуже - с заданием «Зарядка для язычка». Следовательно, лучше всего у детей развито слуховое восприятие и фонематический слух, а хуже - артикуляция и звукопроизношение. Этот факт побудил нас внести коррекцию в программу, добавить упражнения, направленные на артикуляцию, в разные виды деятельности.
Таким образом, можно сделать вывод, что разработанная программа «Я учусь говорить красиво!» является адекватной поставленным целям и задачам и действительно способствует развитию правильного звукопроизношения детей младшего дошкольного возраста. Результаты не являются достаточно высокими, отчасти в силу возрастных психофизиологических особенностей детей, а также в силу фактора времени и отсроченного результата. Поэтому необходимо продолжать начатую работу и в следующем учебном году, используя более сложные игры и упражнения в соответствии с достигнутыми результатами и возрастом детей.
Подобные работы
- Формирование правильного звукопроизношения у детей 4-5 лет в дидактических играх и упражнениях.
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2018 - Организация деятельности педагога по формированию звуковой культуры речи у детей младшего дошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4375 р. Год сдачи: 2018 - Формирование артикуляционных умений у детей младшего дошкольного возраста в игровой деятельности
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019 - Формирование звуковой культуры речи детей младшего дошкольного возраста в игровой деятельности
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019 - Формирование звуковой культуры речи у детей младшего дошкольного возраста в игровой деятельности
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019 - Формирование звуковой культуры речи у детей младшего дошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4350 р. Год сдачи: 2017 - Логопедическая работа по подготовке к коррекции нарушений звукопроизношения детей младшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи I уровня и дизартрией
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4390 р. Год сдачи: 2023 - Методические основы формирования звуковой культуры речи у детей младшего дошкольного возраста в игровой деятельности (Уральский Государственный Педагогический Университет)
Курсовые работы, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 550 р. Год сдачи: 2019 - МНЕМОТЕХНИКА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ
НАВЫКОВ ПЕРЕСКАЗА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР ТРЕТЬЕГО УРОВНЯ
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018



