ГЛАВА 1. ФОРМИРОВАНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ
ОБУЧАЮЩИХСЯ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ 9
1.1. Значение формирования исследовательских умений на современном
этапе 9
1.2. Теоретические исследования российских и зарубежных авторов по
формированию исследовательских умений обучающихся 19
1.3. Роль педагога в формировании исследовательских умений в процессе
учебной деятельности 29
ГЛАВА 2. РЕЗУЛЬТАТЫ ОПЫТНО-ПОИСКОВОЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ
ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА 39
2.1. Анализ сформированности исследовательских умений обучающихся в
процессе изучения английского языка 39
2.2. Модель процесса формирования исследовательских умений на уроке
английского языка 45
2.3. Результаты внедрения модели процесса формирования
исследовательских умений на уроке английского языка 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 62
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 69
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 70
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 71
Педагогика изучает особую, социально и личностно детерминированную, характеризующуюся педагогическим целеполаганием и педагогическим руководством, деятельность по приобщению человеческих существ к жизни в обществе. Наука осуществляет те же функции, что и любая другая научная дисциплина: описание и предсказание явлений участка действительности, который она изучает. Педагогические задачи делят на практические и научные. Практическая работа нацелена на получение конкретных результатов, а научная на получение знаний о том, как объективно протекает эта деятельность, и что нужно сделать, чтобы она стала более эффективной и соответствовала поставленным целям. Задачами педагогической науки являются выявление объективных закономерностей образовательного процесса, обоснование современных педагогических систем, разработка содержания нового образования.
Сама жизнь продиктовала актуальность данной работы. Во-первых, изменения, которые были внесены во ФГОС ООО, в соответствие с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» гласят о плане внеурочной деятельности: «План внеурочной деятельности является организационным механизмом реализации основной образовательной программы основного общего образования» [64,С.15]. Организуется внеурочная деятельность по направлениям развития личности. Среди них выделяют спортивно¬оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общекультурное в таких формах, как художественные, культурологические, филологические, хоровые студии, сетевые сообщества, школьные спортивные клубы и секции, юношеские организации, научно-практические конференции, школьные научные общества, олимпиады, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики, военно-патриотические объединения. Они отличные от урочной добровольной основой в соответствии с выбором участников образовательных отношений. Во-вторых, пункт 22 четвёртой главы ФГОС гласит: «В системе образования должны быть созданы условия для оказания постоянной научно-теоретической, методической и информационной поддержки педагогических работников, по вопросам реализации основной образовательной программы основного общего образования, использования исследовательского опыта других образовательных учреждений, проведения комплексных исследовательских работ самих педагогов». Соответственно, взрослый педагог не может не выполнять и проводить научно-исследовательские работы. Значит, исследовать, учиться, «мониторить» и диагностировать нужно и необходимо как обучающимся, так и самим преподавателям.
Противоречие: между достаточной изученностью и освещённостью исследования и в методической и научной литературе и отсутствием чётких рекомендаций, пошаговых схем, моделей, позволяющих с лёгкостью и простотой применять существующие технологии в рамках формирования исследовательских умений на английском языке.
Проблемой исследования является невозможность анализа существующих проблем и трудностей без модели процесса формирования исследовательских умений на уроках иностранного языка.
Тема: формирование исследовательских умений обучающихся на уроках английского языка.
Объект исследования: процесс формирования исследовательских умений обучающихся на уроках английского языка.
Предмет исследования: условия и средства формирования исследовательских умений на уроках английского языка.
Цель исследования: разработать теоретическую модель процесса формирования исследовательских умений на уроках английского языка.
Задачи: 1)изучить литературу по исследуемой теме;2)дать теоретический анализ исследованиям российских и зарубежных авторов по формированию исследовательских умений обучающихся;3)определить роль педагога в формировании исследовательских умений в процессе учебной деятельности;4) проанализировать уровень сформированности исследовательских умений обучающихся на уроках английского языка;5) дать описание модели процесса формирования исследовательских умений обучающихся на уроке английского языка;6)апробировать результаты внедрения модели процесса формирования исследовательских умений на уроках английского языка.
В своём исследовании мы исходили из гипотезы о том, что формирование исследовательских умений обучающихся на уроках английского языка будет успешным, если:
- в критериально-уровневых исследовательских характеристиках умений будут объединены особенности возрастного этапа развития обучающегося и специфика основной образовательной программы общего образования;
- при их формировании оптимально реализовывать потенциал в применении теоретической модели процесса формирования исследовательских умений обучающихся на уроках английского языка;
- рассматривать процесс их формирования как поэтапный, обеспечивающий динамику от развития интереса детей к познанию, формированию первоначальных умений исследовательского характера, к их самостоятельному применению в жизненных различных ситуациях.
Научная новизна и теоретическая значимость результатов исследования заключается в том, что в диссертации:
- разработана теоретическая модель процесса формирования исследовательских умений, что определило непрерывное овладение исследовательскими умениями от простого, процессуального экспериментирования с предметами в дошкольном возрасте до целенаправленного изучения процесса особенностей предметов и явлений окружающего мира в период обучения в школе.
Практическая значимость результатов исследования заключается в том, что они могут быть применены в дальнейшей работе над формированием исследовательских умений и облегчить задачу начинающим педагогам, только начинающим работать с проектами на иностранном языке. Доказаны возможности применения модели процесса формирования исследовательских умений на уроках английского языка, что обогащает научные представления о путях формирования учебной компетентности обучающегося. Система принципов организации исследовательской деятельности применительно к формированию исследовательских умений обучающихся результативно использована, что даёт пути разработки индивидуального образовательного маршрута обучающегося в средней школе с опорой на его субъективный личностный опыт. В практической части также изложены условия реализации развивающего потенциала обучающегося по формированию у него исследовательских умений, что позволяет продолжить исследования по улучшению этой деятельности в структуре образовательного процесса средней школы; объяснены критериально - уровневые характеристики исследовательских умений обучающихся на уроках английского языка, что позволило выявить динамику процесса их формирования от устойчивого интереса к овладению умениями самостоятельного их применения в проблемных ситуациях. Приведены способы их диагностики и коррекции. Для дальнейшего решения проблемы формирования у обучающихся исследовательских компетенций результаты исследования могут служить практической базой.
Практическая значимость проведённого исследования также предполагает повышение уровня эффективности деятельности организаций в целом (что и требуется ФГОС) за счёт повышения уровня сформированности исследовательских умений обучающихся на уроках английского языка.
Модель, описанная в работе, может применяться в дальнейшей практике также, как и в процессе практического формирования исследовательских умений на уроках английского языка при необходимости теоретического обеспечения деятельности учителя.
Положения, выносимые на защиту:1) теоретическая модель процесса формирования исследовательских умений обучающихся на уроках английского языка, включающая в себя этапы, формы организации и способы деятельности; функции педагога; ожидаемый результат в формировании обучающихся исследовательских умений; способы и средства достижения ожидаемых результатов.
Этапы исследования. Основные понятия исследовательских умений работы раскрыты на основе теории деятельности А.Н. Ксенофонтовой,
С.Л. Рубинштейна, И.А. Зимней, В.А. Якунина, Г.И. Щукиной, учения об активности А.Н. Леонтьева, Т.И. Шамовой, Ильясова И.И., учения об исследовательских умениях Огневой Е.П., Марковой А.К., Орлова А.Б.
В практической части выяснено, что должно быть сделано, чтобы корректировка научных гипотез прошла наиболее безболезненно и эффективно. Полученные результаты оформлены в конце работы в виде выводов.
В диссертации применялись следующие методы исследования: теоретический анализ философской, психолого-педагогической, методической литературы, анализ, сравнение, обобщение, диагностические игры. Особое место в работе занимает метод диагностики, так как он помог выяснить трудности или даже пробелы в знаниях обучающихся. Также в ходе работы был проведён научный эксперимент, в ходе выполнения которого была выявлена научная необходимость применения теоретической модели процесса формирования исследовательских умений на уроках английского языка.
Апробация результатов диссертации. Элементы работы представлены в виде статьи в сборнике УрГПУ Института менеджмента и права кафедры управления образовательными системами « Проектная деятельность как элемент дополнительного профессионального образования взрослых в современных условиях»(2015г.). Доклад по теме магистерской диссертации также был представлен на международной научно¬практической конференции «Образование взрослых в современном образовательном пространстве: проблемы и перспективы», (УрГПУ 5.11.2015 г.). Внедрение результатов получило подтверждение в рамках анализа, проведённого на базе Екатеринбургского суворовского военного училища в период с 1.09.2015 по 1.09.2017 гг.Результаты внедрялись в научно- практической работе суворовцев. Достоверность и обоснованность результатов исследования подтверждается опорой на авторские источники Зимней И.А., Выготского Л.С., Леонтьева А.А.
Структура работы. Магистерская диссертация содержит введение,
2 главы, заключение, список литературы из 73 источников. Текст работы проиллюстрирован 3 приложениями. Глава 1 называется «Формирование исследовательских умений обучающихся: теоретический аспект» и состоит из 33страниц. Глава 2 называется «Результаты опытно-поисковой работы по формированию исследовательских умений обучающихся на уроках иностранного языка» и состоит из 32 страниц.
Сопоставление результатов работы с поставленными задачами позволяет заключить следующее:
При помощи разработанного комплекса упражнений на этапе констатирующего эксперимента была проведена диагностика учащихся и определен исходный уровень сформированности исследовательских умений обучающихся на уроках английского языка. На основании результатов диагностической работы был сделан вывод о необходимости повышения уровня сформированности у учащихся исследовательских умений на уроках иностранного языка.
На этапе формирующего эксперимента учащимся было предложено принять участие в проекте по теме «Юные защитники природы».
Общий анализ результатов проектной деятельности показал, что уровень сформированности каждого показателя исследовательских умений повысился. В ходе выполнения проектной деятельности развивались умения работы с информацией, критическое мышление, активизировались самостоятельность учащихся и их творческая активность.
Проведенная опытно-экспериментальная работа подтвердила возможность и необходимость использования модели процесса формирования исследовательских умений обучающихся на уроках английского языка. В процессе выполнения проекта на формирующем этапе эксперимента у обучающихся повысилась мотивация к обучению, сформировались навыки работы с информацией, заметно активизировалась творческая деятельность и самостоятельность, критическое мышление развилось. Обучающиеся приобрели необходимый им в повседневной жизни опыт решения практических задач.
Проведенное исследование по выявлению условий организации проектной деятельности в целях формирования исследовательских умений учащихся в процессе обучения иностранному языку позволило сделать ряд выводов. В первой теоретической главе был произведен анализ психолого¬педагогической, методической литературы по данной проблеме. Изучением данной проблемы занимались такие отечественные ученые и исследователи как: И.А.Колесникова,Л.П.Крившенко, В.С.Кукушин, А.В.Хуторской, И.Л.Бим, И.А.Зимняя, Е.С.Полат.
Во второй главе исследование показало, что исследовательскую деятельность следует рассматривать как совокупность приемов, операций овладения определенной областью практического или теоретического знания, той или иной деятельности, как путь познания, способ организации процесса познания. В основу проектной деятельности положена идея, составляющая суть понятия «проект» - его направленность на результат. Чтобы добиться такого результата, необходимо сформировать у детей умение самостоятельно и творчески мыслить, прогнозировать результаты, работать с информацией, устанавливать причинно-следственные связи. Метод проектов ориентирован на совместную деятельность учащихся, особое значение при этом приобретают коммуникативные умения работать в группе. Для решения какой-то проблемы необходимо интегрировать знания и умения из различных сфер деятельности, что и предполагает исследование.
Экспериментальная работа была направлена на проверку эффективности внедрения модели процесса формирования исследовательских умений обучающихся на уроках английского языка. Показатели сформированности исследовательских умений учащихся, такие как уровень критического мышления, самостоятельность, а также творческая активность были выделены на этапе констатирующего эксперимента.
В целях дальнейшего формирования исследовательских умений обучающихся на этапе формирующего эксперимента была проведена проектная работа, требующая применения всех вышеперечисленных исследовательских умений. При выборе темы развивались прогностические способности обучающихся. Им необходимо было представить себе возможности раскрытия темы, составить план работы. На этапе поиска информации развивалось аналитическое и системное мышление. Ученикам необходимо было отобрать нужную информацию, проанализировать ее, рассмотреть изучаемый объект в целостности его связей и характеристик. Поиски и отбор материала потребовали от учащихся самостоятельности и критического мышления. Формирование творческой активности проходило на этапе подготовки к презентации результатов работы. В результате работы над проектом учащиеся приобрели опыт работы в группе, повысилась их мотивация к учебе.
В ходе исследования были выявлены эффективные педагогические условия организации проектной деятельности в формировании исследовательских умений учащихся:
1. Формирование умений критического мышления учащихся обусловлено применяемыми методами и формами проектной деятельности, которые стимулируют проявление аналитического и логического мышления обучающихся.
2. Совокупность проблемных ситуаций и заданий в ходе проектной деятельности обеспечивают эффективное развитие креативных способностей, творческий потенциал и проявление творческой активности учащихся также формируется.
3. Технология проектного обучения способствует поддержанию инициативы и интереса у учащихся в выработке навыков самостоятельной исследовательской деятельности.
Таким образом, в ходе исследования были решены поставленные задачи и подтверждены положения гипотезы, цель достигнута. Вместе с тем, можно указать направления дальнейшего продолжения работы и развития использованных в ней идей. Апробация результатов исследования может быть продолжена в следующих направлениях: повышение мотивации к изучению иностранного языка в процессе осуществления проектной деятельности, совершенствование речевой деятельности учащихся посредством проектной технологии обучения.
1. Амонашвили Ш.А. Воспитательная и образовательная функции оценки учения школьников. - М.: Педагогика,1984. - 296 с.
2. Ананьев Е.М., Смуров С.В. Система менеджмента качества образовательной деятельности в соответствии с требованиями международных стандартов серии ИСО 9000 и некоторые особенности их внедрения в вузе с учетом профессионально-психологического аспекта. - М.: Образование и общество, 2004. - 167 с.
3. Андронова Р.Е. Научное исследование как условие совершенствования современной дидактики и практики обучения. Материалы научно- конференции преподавателей, аспирантов и студентов. - М.: Просвещение,2009. - С.29.
4. Бим И.Л. Модернизация структуры и содержания школьного языкового образования(ИЯ). Иностранные языки вшколе,2005,№3.- С.23.
5. Бим И.Л. Профильное обучение иностранным языкам на старшей ступени общеобразовательной школы: проблемы и перспективы. - М.: Просвещение, 2007. - 168 с.
6. Бим И.Л. Теория и практика обучения иностранным языкам: традиции и инновации. - М. : ТЕЗАУРУС, 2013. -.17 с.
7. Бурлакова И.И.Проект «Научно-практическая конференция на английском языке». Иностранные языки в школе,2009, № 1. -.16 с.
8. Воронина Т. Менеджмент качества ОДО: на пути к созданию системы. - М.: Высшее образование в России, 2005. - 336 с.
9. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. - СПб: Союз, 1997, - 96 с.
10. Гладкова А.П. Формирование исследовательских умений младшего школьника во внеурочной деятельности: Автореф. дис. кандидата пед. наук на соискание ученой степени: Волгоград, 2013. - С.25.
11. Гальперин П.Я. Введение в психологию. - М : Книжный дом «Университет»,2000. - 336 с.
12. Гельфман Э. Г. Учебный проект как способ мониторинга интеллектуальных возможностей учащихся на уроках математики. - М.: Просвещение, 2006. -.234 с.
13. Голуб Г.Б., Чуракова О.В. Методические рекомендации «Метод проектов как технология формирования ключевых компетентностей учащихся». - Самара: Учпедгиз, 2003. - 246 с.
14. Давыдов В. В. Теория развивающего обучения. - М. : ИНТОР, 1996. - 336 с.
15. Десяева Н.Д. Исследовательская деятельность педагога. - Академия, 2003. - 296 с.
...