Организация деятельности педагога по формированию словаря у детей младшего дошкольного возраста
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ СЛОВАРЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 5
1.1. Психолого-педагогические основы формирования словаря детей
младшего дошкольного возраста 5
1.2. Лингвистические основы формирования словаря детей младшего
дошкольного возраста 12
1.3. Методические основы формирования словаря детей младшего
дошкольного возраста 20
1.3.1. Методы и приемы формирования словаря детей младшего
дошкольного возраста 22
1.3.2. Анализ программ и методических пособий с точки зрения
возможности формирования словаря детей младшего дошкольного возраста 27
ГЛАВА 2. ОПИСАНИЕ ПРОЕКТИРОВОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ СЛОВАРЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 33
2.1. Диагностика сформированности словаря детей младшего
дошкольного возраста 33
2.2. Комплекс игр, направленный на формирование словаря детей
младшего дошкольного возраста 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 56
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 60
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 64
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ СЛОВАРЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 5
1.1. Психолого-педагогические основы формирования словаря детей
младшего дошкольного возраста 5
1.2. Лингвистические основы формирования словаря детей младшего
дошкольного возраста 12
1.3. Методические основы формирования словаря детей младшего
дошкольного возраста 20
1.3.1. Методы и приемы формирования словаря детей младшего
дошкольного возраста 22
1.3.2. Анализ программ и методических пособий с точки зрения
возможности формирования словаря детей младшего дошкольного возраста 27
ГЛАВА 2. ОПИСАНИЕ ПРОЕКТИРОВОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ СЛОВАРЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 33
2.1. Диагностика сформированности словаря детей младшего
дошкольного возраста 33
2.2. Комплекс игр, направленный на формирование словаря детей
младшего дошкольного возраста 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 56
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 60
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 64
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Актуальность темы. Одной из примет настоящего времени становится рост потребности семьи в помощи им образовательных организаций в воспитании детей. Особо это касается семей, воспитывающих детей от 3 до 4 лет.
Требования к повышению качества образования детей младшего дошкольного возраста определяют необходимость овладения педагогами новыми всесторонними знаниями, новыми способами действий, обеспечивающими продуктивное выполнение педагогической деятельности, ценностное и ответственное отношение к применению умений, эффективно используемых как в знакомых, так и новых профессионально-педагогических ситуациях.
В то же время необходимо подчеркнуть, что современная практика воспитания демонстрирует недостаточность реализации резерва детей младшего дошкольного возраста. В качестве причин можно назвать недостаточную компетентность педагогов и родителей в области знаний о закономерностях психического развития ребенка, об особенностях образовательного процесса в контексте требований ФГОС дошкольного образования.
Своевременное развитие словаря ребенка - один из важных факторов подготовки к школьному обучению. Дети, не обладающие достаточным лексическим запасом, испытывают большие трудности в обучении, не находя подходящих слов для выражения своих мыслей.
Проводя словарную работу, воспитатели одновременно решают задачи нравственного и эстетического воспитания.
Обозначенные выше проблемы побуждают обратиться к более пристальному анализу развития предметной деятельности детей младшего дошкольного возраста, ее влияния на развитие словаря.
Объект исследования: деятельность педагога по формированию словаря детей младшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: комплекс игр, направленных на формирование словаря детей младшего дошкольного возраста.
Цель исследования: теоретически обосновать и создать комплекс игр, направленных на формирование словаря детей младшего дошкольного возраста.
Задачи работы:
1. Описать психолого-педагогические, лингвистические и методические основы организации деятельности педагога по формированию словаря детей младшего дошкольного возраста;
2. Произвести анализ программ и методических пособий ДОУ с точки зрения возможности формирования словаря детей младшего дошкольного возраста;
3. Провести диагностику сформированности словаря детей младшего дошкольного возраста;
4. Составить комплекс игр, направленных на формирование словаря детей младшего дошкольного возраста.
Методы исследования. Для решения поставленных задач использовались две группы методов исследования:
1. теоретические методы: анализ научной и методической литературы;
2. практические методы: тестирование детей, обработка полученных данных.
База исследования: г. Среднеуральск, МКДОУ детский сад №44, младшая группа в количестве 20 детей.
Структура ВКР. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложения.
Требования к повышению качества образования детей младшего дошкольного возраста определяют необходимость овладения педагогами новыми всесторонними знаниями, новыми способами действий, обеспечивающими продуктивное выполнение педагогической деятельности, ценностное и ответственное отношение к применению умений, эффективно используемых как в знакомых, так и новых профессионально-педагогических ситуациях.
В то же время необходимо подчеркнуть, что современная практика воспитания демонстрирует недостаточность реализации резерва детей младшего дошкольного возраста. В качестве причин можно назвать недостаточную компетентность педагогов и родителей в области знаний о закономерностях психического развития ребенка, об особенностях образовательного процесса в контексте требований ФГОС дошкольного образования.
Своевременное развитие словаря ребенка - один из важных факторов подготовки к школьному обучению. Дети, не обладающие достаточным лексическим запасом, испытывают большие трудности в обучении, не находя подходящих слов для выражения своих мыслей.
Проводя словарную работу, воспитатели одновременно решают задачи нравственного и эстетического воспитания.
Обозначенные выше проблемы побуждают обратиться к более пристальному анализу развития предметной деятельности детей младшего дошкольного возраста, ее влияния на развитие словаря.
Объект исследования: деятельность педагога по формированию словаря детей младшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: комплекс игр, направленных на формирование словаря детей младшего дошкольного возраста.
Цель исследования: теоретически обосновать и создать комплекс игр, направленных на формирование словаря детей младшего дошкольного возраста.
Задачи работы:
1. Описать психолого-педагогические, лингвистические и методические основы организации деятельности педагога по формированию словаря детей младшего дошкольного возраста;
2. Произвести анализ программ и методических пособий ДОУ с точки зрения возможности формирования словаря детей младшего дошкольного возраста;
3. Провести диагностику сформированности словаря детей младшего дошкольного возраста;
4. Составить комплекс игр, направленных на формирование словаря детей младшего дошкольного возраста.
Методы исследования. Для решения поставленных задач использовались две группы методов исследования:
1. теоретические методы: анализ научной и методической литературы;
2. практические методы: тестирование детей, обработка полученных данных.
База исследования: г. Среднеуральск, МКДОУ детский сад №44, младшая группа в количестве 20 детей.
Структура ВКР. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложения.
В дошкольном возрасте ребенок должен овладеть таким словарем, который позволил бы ему общаться со сверстниками и взрослыми, успешно обучаться в школе, понимать литературу, теле- и радиопередачи и т.д.
Развитие словаря понимается как длительный процесс овладения словарным запасом, накопленным народом в процессе его истории.
В силу наглядно-действенного и наглядно-образного характера мышления ребенок овладевает, прежде всего, названиями наглядно представленных или доступных для его деятельности групп предметов, явлений, качеств, свойств, отношений, которые отражены в словаре детей достаточно широко.
Раскрывая проблему развития словаря у младших дошкольников, мы убедились в актуальности данной темы. К этой проблеме обращались в своих трудах многие выдающиеся психологи, педагоги и методисты прошлого и настоящего времени.
Теоретические исследования показали, что наиболее эффективным средством развития словаря дошкольника является игровая деятельность. Именно она является основным видом деятельности ребенка, в которой формируются все стороны его развития.
При проведении диагностики мы увидели, что многие дети действительно имеют определенные затруднения в употреблении многих слов, обозначающих названия предметов, их признаки и действия. Особенно это касается образования относительных прилагательных, подбора антонимов.
Несформированность словаря вызывала трудности выполнения заданий и упражнений, дети, не находя слов для высказывания, старались передать их мимикой, жестами, телодвижениями, одним словом. На основе расширения знаний и представлений об окружающем мире нам необходимо было увеличивать запас слов, постепенно формировать понимание и употребление обобщающих слов (игрушки, посуда, мебель, одежда, фрукты, овощи, домашние и дикие животные), уточнять слова, которые употребляются в тех или иных ситуациях.
При организации работы по формированию словаря у детей младшего дошкольного возраста мы выделили следующие группы условий для формирования словаря:
- правильный отбор специального материала по формированию словаря;
- соблюдение принципа поэтапности при формировании словаря;
- организация соответствующего педагогического процесса для формирования словаря у детей младшего дошкольного возраста.
Обращение к классическим образцам педагогической науки, а также знакомство с современными образовательными тенденциями - основа основ самообразования. Совершенствование профессиональных знаний и навыков является одним из основных требований ФГОС ДО. Согласно данному документу, самообразование - это непрерывный процесс осознанной активной познавательной деятельности педагога, нацеленный на обогащение профессионального опыта в соответствии с современным уровнем развития психолого-педагогической мысли.
Методическая работа, на совершенствование которой и направлено самообразование воспитателя первой младшей группы, предполагает: овладение передовыми педагогическими технологиями; систематизацию опыта коллег, что позволяет усовершенствовать собственный подход к работе с детьми младшей группы; создание оптимальных условий для обогащения их словаря.
Развитие словаря понимается как длительный процесс овладения словарным запасом, накопленным народом в процессе его истории.
В силу наглядно-действенного и наглядно-образного характера мышления ребенок овладевает, прежде всего, названиями наглядно представленных или доступных для его деятельности групп предметов, явлений, качеств, свойств, отношений, которые отражены в словаре детей достаточно широко.
Раскрывая проблему развития словаря у младших дошкольников, мы убедились в актуальности данной темы. К этой проблеме обращались в своих трудах многие выдающиеся психологи, педагоги и методисты прошлого и настоящего времени.
Теоретические исследования показали, что наиболее эффективным средством развития словаря дошкольника является игровая деятельность. Именно она является основным видом деятельности ребенка, в которой формируются все стороны его развития.
При проведении диагностики мы увидели, что многие дети действительно имеют определенные затруднения в употреблении многих слов, обозначающих названия предметов, их признаки и действия. Особенно это касается образования относительных прилагательных, подбора антонимов.
Несформированность словаря вызывала трудности выполнения заданий и упражнений, дети, не находя слов для высказывания, старались передать их мимикой, жестами, телодвижениями, одним словом. На основе расширения знаний и представлений об окружающем мире нам необходимо было увеличивать запас слов, постепенно формировать понимание и употребление обобщающих слов (игрушки, посуда, мебель, одежда, фрукты, овощи, домашние и дикие животные), уточнять слова, которые употребляются в тех или иных ситуациях.
При организации работы по формированию словаря у детей младшего дошкольного возраста мы выделили следующие группы условий для формирования словаря:
- правильный отбор специального материала по формированию словаря;
- соблюдение принципа поэтапности при формировании словаря;
- организация соответствующего педагогического процесса для формирования словаря у детей младшего дошкольного возраста.
Обращение к классическим образцам педагогической науки, а также знакомство с современными образовательными тенденциями - основа основ самообразования. Совершенствование профессиональных знаний и навыков является одним из основных требований ФГОС ДО. Согласно данному документу, самообразование - это непрерывный процесс осознанной активной познавательной деятельности педагога, нацеленный на обогащение профессионального опыта в соответствии с современным уровнем развития психолого-педагогической мысли.
Методическая работа, на совершенствование которой и направлено самообразование воспитателя первой младшей группы, предполагает: овладение передовыми педагогическими технологиями; систематизацию опыта коллег, что позволяет усовершенствовать собственный подход к работе с детьми младшей группы; создание оптимальных условий для обогащения их словаря.
Подобные работы
- Организация деятельности педагога по формированию словаря у детей младшего дошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019 - Организация деятельности педагога по формированию словаря детей младшего дошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019 - Организация деятельности педагога по формированию словаря детей младшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с литературой
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4230 р. Год сдачи: 2017 - Организация деятельности педагога по формированию словаря детей младшего дошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4340 р. Год сдачи: 2017 - Организация деятельности педагога по формированию коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста в театрализованной деятельности
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4325 р. Год сдачи: 2017 - Организация деятельности педагога по формированию словаря детей младшего дошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4215 р. Год сдачи: 2017 - Организация деятельности педагога по формированию коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4290 р. Год сдачи: 2017 - Организация деятельности педагога по формированию словаря детей младшего дошкольного возраста в процессе освоения образовательной области «Познавательное развитие»
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4255 р. Год сдачи: 2017 - Организация деятельности педагога по формированию словаря детей младшего дошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4210 р. Год сдачи: 2017



