Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Организация деятельности педагога по формированию словаря у детей младшего дошкольного возраста

Работа №98684

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы67
Год сдачи2017
Стоимость4300 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
163
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ СЛОВАРЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 5
1.1. Психолого-педагогические основы формирования словаря детей
младшего дошкольного возраста 5
1.2. Лингвистические основы формирования словаря детей младшего
дошкольного возраста 12
1.3. Методические основы формирования словаря детей младшего
дошкольного возраста 20
1.3.1. Методы и приемы формирования словаря детей младшего
дошкольного возраста 22
1.3.2. Анализ программ и методических пособий с точки зрения
возможности формирования словаря детей младшего дошкольного возраста 27
ГЛАВА 2. ОПИСАНИЕ ПРОЕКТИРОВОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ СЛОВАРЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 33
2.1. Диагностика сформированности словаря детей младшего
дошкольного возраста 33
2.2. Комплекс игр, направленный на формирование словаря детей
младшего дошкольного возраста 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 56
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 60
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 64
ПРИЛОЖЕНИЕ 3


Актуальность темы. Одной из примет настоящего времени становится рост потребности семьи в помощи им образовательных организаций в воспитании детей. Особо это касается семей, воспитывающих детей от 3 до 4 лет.
Требования к повышению качества образования детей младшего дошкольного возраста определяют необходимость овладения педагогами новыми всесторонними знаниями, новыми способами действий, обеспечивающими продуктивное выполнение педагогической деятельности, ценностное и ответственное отношение к применению умений, эффективно используемых как в знакомых, так и новых профессионально-педагогических ситуациях.
В то же время необходимо подчеркнуть, что современная практика воспитания демонстрирует недостаточность реализации резерва детей младшего дошкольного возраста. В качестве причин можно назвать недостаточную компетентность педагогов и родителей в области знаний о закономерностях психического развития ребенка, об особенностях образовательного процесса в контексте требований ФГОС дошкольного образования.
Своевременное развитие словаря ребенка - один из важных факторов подготовки к школьному обучению. Дети, не обладающие достаточным лексическим запасом, испытывают большие трудности в обучении, не находя подходящих слов для выражения своих мыслей.
Проводя словарную работу, воспитатели одновременно решают задачи нравственного и эстетического воспитания.
Обозначенные выше проблемы побуждают обратиться к более пристальному анализу развития предметной деятельности детей младшего дошкольного возраста, ее влияния на развитие словаря.
Объект исследования: деятельность педагога по формированию словаря детей младшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: комплекс игр, направленных на формирование словаря детей младшего дошкольного возраста.
Цель исследования: теоретически обосновать и создать комплекс игр, направленных на формирование словаря детей младшего дошкольного возраста.
Задачи работы:
1. Описать психолого-педагогические, лингвистические и методические основы организации деятельности педагога по формированию словаря детей младшего дошкольного возраста;
2. Произвести анализ программ и методических пособий ДОУ с точки зрения возможности формирования словаря детей младшего дошкольного возраста;
3. Провести диагностику сформированности словаря детей младшего дошкольного возраста;
4. Составить комплекс игр, направленных на формирование словаря детей младшего дошкольного возраста.
Методы исследования. Для решения поставленных задач использовались две группы методов исследования:
1. теоретические методы: анализ научной и методической литературы;
2. практические методы: тестирование детей, обработка полученных данных.
База исследования: г. Среднеуральск, МКДОУ детский сад №44, младшая группа в количестве 20 детей.
Структура ВКР. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В дошкольном возрасте ребенок должен овладеть таким словарем, который позволил бы ему общаться со сверстниками и взрослыми, успешно обучаться в школе, понимать литературу, теле- и радиопередачи и т.д.
Развитие словаря понимается как длительный процесс овладения словарным запасом, накопленным народом в процессе его истории.
В силу наглядно-действенного и наглядно-образного характера мышления ребенок овладевает, прежде всего, названиями наглядно представленных или доступных для его деятельности групп предметов, явлений, качеств, свойств, отношений, которые отражены в словаре детей достаточно широко.
Раскрывая проблему развития словаря у младших дошкольников, мы убедились в актуальности данной темы. К этой проблеме обращались в своих трудах многие выдающиеся психологи, педагоги и методисты прошлого и настоящего времени.
Теоретические исследования показали, что наиболее эффективным средством развития словаря дошкольника является игровая деятельность. Именно она является основным видом деятельности ребенка, в которой формируются все стороны его развития.
При проведении диагностики мы увидели, что многие дети действительно имеют определенные затруднения в употреблении многих слов, обозначающих названия предметов, их признаки и действия. Особенно это касается образования относительных прилагательных, подбора антонимов.
Несформированность словаря вызывала трудности выполнения заданий и упражнений, дети, не находя слов для высказывания, старались передать их мимикой, жестами, телодвижениями, одним словом. На основе расширения знаний и представлений об окружающем мире нам необходимо было увеличивать запас слов, постепенно формировать понимание и употребление обобщающих слов (игрушки, посуда, мебель, одежда, фрукты, овощи, домашние и дикие животные), уточнять слова, которые употребляются в тех или иных ситуациях.
При организации работы по формированию словаря у детей младшего дошкольного возраста мы выделили следующие группы условий для формирования словаря:
- правильный отбор специального материала по формированию словаря;
- соблюдение принципа поэтапности при формировании словаря;
- организация соответствующего педагогического процесса для формирования словаря у детей младшего дошкольного возраста.
Обращение к классическим образцам педагогической науки, а также знакомство с современными образовательными тенденциями - основа основ самообразования. Совершенствование профессиональных знаний и навыков является одним из основных требований ФГОС ДО. Согласно данному документу, самообразование - это непрерывный процесс осознанной активной познавательной деятельности педагога, нацеленный на обогащение профессионального опыта в соответствии с современным уровнем развития психолого-педагогической мысли.
Методическая работа, на совершенствование которой и направлено самообразование воспитателя первой младшей группы, предполагает: овладение передовыми педагогическими технологиями; систематизацию опыта коллег, что позволяет усовершенствовать собственный подход к работе с детьми младшей группы; создание оптимальных условий для обогащения их словаря.



1. Алексеев Э.Е. Фольклор в контексте современной культуры. М.: Знание, 1988. 232 с.
2. Аникин В.П. Русская народная сказка. М.: Просвещение, 1997. 321 с.
3. Бородич А.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста. М.: Просвещение, 2014. 255 с.
4. Волков Б.С. Психология развития человека. М.: Академический проект, 2014. 224 с.
5. Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. Мышление и речь. Проблемы психологического развития ребенка. М.: Изд-во АН, 1956. 350 с.
6. Галигузова Л.Н. Воспитание и развитие детей от 1 года до 5 лет: метод. пособие для педагогов дошк. образоват. учреждений / Л. Н. Гризик, Л. Г. Голубева, Т. И. Гризик. М.: Логос, 2011. 159 с.
7. Гербова В.В. Занятия по развитию речи с детьми. М.: Просвещение, 2014. 144 с.
8. Гербова В.В. Приобщение детей к художественной литературе. Программа и методические рекомендации. М.: Мозаика-Синтез, 2015. 72 с.
9. Глебова И.Ю. Речевое развитие дошкольников средствами тестопластики // Педагогическое мастерство: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Москва, февраль 2014 г.). М.: Буки-Веди, 2014. С. 52-54.
10. Голд Е.А. Создание условий для развития речи детей на примере лексической темы «Знакомство с родным городом» // Инновационные педагогические технологии: материалы II междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2015 г.). Казань: Бук, 2015. С. 47-50.
11. Евдокимова Н.В. Додокина Н.В, Кудрявцева Е.А. Детский сад и семья: методика работы с родителями: Пособие для педагогов и родителей. М.: Мозаика-Синтез, 2007. 134 с.
12. Жинкин Н.И. Психологические основы развития речи // Язык. Речь. Творчество. М.: Лабиринт, 1998. 368 с.
13. Зажмилина Н.В. Развитие связной речи у дошкольников с использованием мнемотаблиц // Социальная сеть работников образования. [Электронный ресурс]. Режим доступа:http://nsportal.ru/detskiy-sad/razvitie-гесЫ/2012/09/16/га7УЙ1е-зууа7Поу-гесЫ-и^озЬко1ткоу-з-1зрокоуатеш(дата обращения:28.10.2017).
14. Запорожец А.В. Психология детей дошкольного возраста: развитие познавательных процессов / А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин. М.: Просвещение, 1964. 350 с.
15. Зотеева В.В. Речевое развитие дошкольников // Вопросы
дошкольной педагогики. 2015. №2. С. 60-62
16. Козлова С.А. Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. М.: Академия, 2015. 467 с.
17. Кольцова М.М. Ребенок учится говорить. М.: Советская Россия, 2000. 160с.
18. Логинова В.И., Максаков А.И., Попова М.И. Развитие речи детей дошкольного возраста: пособие для воспитателя детского сада. М.: Просвещение, 2014. 223с.
19. Луговая Л.А. Этот удивительный ранний возраст // Дошкольное воспитание. 2012. № 2. С. 70-74.
20. Мельников М.Н. Русский детский фольклор: учеб. пособие для студ. пед. ин-тов по спец. М.: Просвещение, 2008. 240 с.
21. Методы и приемы развития речи [Электронный ресурс]. Режим
доступа: http: //xn--80adjkmcr6a3j .xn--p 1 ai/artic1e397 (дата обращения:
02.06.2017).
22. Мусина Ж.А., Джумадельдинова А.А. Особенности развития словаря у детей дошкольного возраста // Педагогическое мастерство: материалы V междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2014 г.). М.: Буки- Веди, 2014. С. 173-175.
23. Науменко Т.И. Активизация речи детей раннего возраста в дошкольных учреждениях: дис ... д-ра пед. наук: 13.00.01 / Т. И. Науменко; НИИ педагогики УССР. Киев, 1991. 168 с.
24. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студентов высш. пед. заведений: В 3 кн. Книга 3. М.: Гумманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. 640 с.
25. Новотворцева Н.В. Логопедическая работа в массовом детском
саду автореф. дис. ...канд. пед. наук : 13.00.03/ Н.В. Новотворцева;
Российский ордена трудового красного знамени гос. пед. ун-т им. А.И. Герцена. Ленинград, 1991. 16 с.
26. Новоторцева Н.В. Развитие речи детей. Ярославль: Академия развития, 2013. 240 с.
27. Осеннева М.И Знакомство детей с русским фольклором // Дошкольное воспитание. 2000. №11. С. 36-41с.
28. От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. М.: Мозаика-Синтез, 2015. 334 с.
29. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии [Электронный
ресурс] / Сост. А.В. Брушлинский, К.А. Абульханова-Славская. СПб: Издательство «Питер», 2000. Режим доступа:
http: //www.psylib. org.ua/books/rubin01 /index.htm(дата обращения: 21.07.2017).
30. Серышева Е.А. Психологические особенности развития познавательных процессов в дошкольном возрасте // Молодой ученый. 2016. №2. С. 1032-1036.
31. Смирнова Е.О. Положение детей раннего возраста в современной России // Психологическая наука и образование. 1996. № 3. С. 94-99с.
32. Соколов Ю.М. Русский детский фольклор. М.: Знание, 2009. 297 с.
33. Сохин Ф.А. Психолого-педагогические проблемы развития речи дошкольников // Вопросы психологии. 1989. № 3. С. 21-24.
34. Тагаева Е.Ю., Савицкая Л.А. Речевое развитие дошкольников: взаимодействие детского сада и семьи // Педагогическое мастерство: материалы III междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2013 г.). М.: Буки- Веди, 2013. С. 52-54.
35. Ташлыкова Е.В. Проблемы изучения и формирования речевой
готовности у старших дошкольников // Молодой ученый. 2014. №18.
С. 641-644.
36. Ушакова О.С. Диагностика речевого развития дошкольников. М.: Исследовательский Центр семьи и детства, 2017. 96 с.
37. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утв. приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155. М.: Просвещение, 2015. 34 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ