ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЗВУКОВОЙ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ У МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ ИХ С ПРОИЗВЕДЕНИЯМИ ЛИТЕРАТУРЫ И ФОЛЬКЛОРА 8
1.1. Психолого-педагогические особенности воспитания звуковой
культуры речи у детей дошкольного возраста 8
1.2. Лингво-методические основы формирования звуковой культуры
речи в младшем дошкольном возрасте 15
1.3. Особенности восприятия детьми произведений художественной
литературы и фольклора и возможности использования их для формирования ЗКР 21
1.4. Принципы и содержание методики формирования звуковой
культуры речи в младшем дошкольном возрасте 33
ГЛАВА 2. ОПИСАНИЕ ПРОЕКТИРОВОЧНОЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЗВУКОВОЙ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ ИХ
С ПРОИЗВЕДЕНИЯМИ ЛИТЕРАТУРЫ И ФОЛЬКЛОРА 43
2.1. Изучение первоначального уровня сформированности звуковой
культуры речи у детей младшего дошкольного возраста 43
2.2. Содержание работы по формированию звуковой культуры речи у младших дошкольников в процессе ознакомления их
с произведениями литературы и фольклора 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 59
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 64
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 77
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 81
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 83
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 86
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 88
Актуальность данной темы заключается в необходимости определения психолого-педагогических основ формирования звуковой культуры речи у детей младшего дошкольного возраста в процессе ознакомления и с произведениями литературы и фольклора, так как воспитание правильной и чистой речи - одна из важных задач в общей системе работы в детском саду. Младший дошкольный возраст является периодом интенсивного формирования психики на основе тех предпосылок, которые сложились в раннем детстве. Недостатки звуковой культуры речи (далее ЗКР) неблагоприятно отражаются на личности ребенка: он становится замкнутым, резким, неусидчивым, у него может возникнуть задержка психического развития.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования рассматривает развитие звуковой и интонационной культуры речи как одну из важнейших задач, предполагающей воспитание у детей чистого ясного произношения звуков в словах, правильного произношения слов, воспитание отчетливого произношения, выразительности детской речи. Задачи речевого развития детей могут решаться в различных видах деятельности, но наиболее эффективно в процессе чтения произведений литературы и фольклора. Современная наука определяет малые фольклорные формы как продуктивные когнитивно-семантические категории, без освоения которых невозможно формирование языковой компетенции человека.
Степень разработанности проблемы исследования. Изучению проблем формирования и совершенствования речи посвящены многочисленные исследования отечественных и зарубежных ученых таких как, Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, М.И. Лисина, Ф.А. Сохин, Т.Н. Ушакова, Д.Б. Эльконин и др.
По мнению К.Д. Ушинского, народное искусство особенно доступно восприятию ребенка, благодаря простоте форм и образов. А.П Усова подчеркивала, что фольклор заключает в себе поэтические и педагогические ценности, его влияние на развитие речи детей неоспоримо. Проблемой применения фольклора в обучении и воспитании детей занимались Е.И. Тихеева, О.С. Ушакова, А.П. Илькова, А.В. Соболева Л.И. Павлова и др.
В современном мире произведения устного народного творчества (колыбельные песни, пестушки, потешки) используются достаточно редко в педагогической практике. В семьях знают все меньше обрядов, забывают песни и колыбельные, когда как ценность малых фольклорных форм в том, что с его помощью взрослые устанавливают эмоциональный контакт с ребенком. Проведенный анализ литературных источников показывает, что еще недостаточно разработаны вопросы, имеющие непосредственное отношение к особенностям формирования звуковой культуры речи у детей младшего дошкольного возраста в процессе чтения произведений литературы и фольклора. Исходя из вышеизложенного, мы выделяем проблему исследования: недостаточное применение в широкой педагогической практике воспитания знаний об особенностях формирования звуковой культуры речи младших дошкольников в процессе ознакомления с произведениями литературы и фольклора.
Цель работы - разработать и апробировать комплекс педагогических мероприятий, направленных на формирование звуковой культуры речи у детей младшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с произведениями литературы и фольклора.
Задачи:
1. Проанализировать научно-методическую литературу по проблеме формирования звуковой культуры речи младших дошкольников.
2. Изучить влияние народной педагогики, представленной произведениями литературы и фольклора и на формирование звуковой культуры речи.
3. Выделить психолого-педагогические и методические основы формирования ЗКР у младших дошкольников в процессе ознакомления с произведениями литературы и фольклора.
4. Подобрать диагностические методики для изучения звуковой культуры речи у младших дошкольников.
5. Подготовить и апробировать учебную программу формирования ЗКР для младших дошкольников с использованием ознакомления с произведениями литературы и фольклора.
Объект исследования: процесс формирования звуковой культуры речи у детей младшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: комплекс педагогических мероприятий, направленных на формирование звуковой культуры речи у детей младшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с произведениями литературы и фольклора.
Методологической основой исследования являются: теоретическая концепция Л.С. Выготского в рамках культурно-исторического подхода (А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, К.А. Абульханова-Славская и др.); теория речевой деятельности, сформулированная в трудах Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, Д.Б. Эльконина, Ф.А. Сохина, А.М. Шахнаровича и др. а также, теории и методики воспитания и обучения в дошкольном возрасте.
Теоретическая основа исследования. Наиболее полно понятие звуковой культуры речи, раскрывается в работах О.И. Соловьевой, А.М. Бородич, А.И. Максакова, М.Ф. Фомичевой и многих других ученых. Исследования ряда психологов, педагогов, лингвистов Д.Б. Эльконина, А.Р. Лурия, Ф.А. Сохина, А.Г. Тамбовцевой, Г.А. Тумаковой и др. подтверждают, что элементарное осознание фонетических особенностей звучащего слова положительно влияет на формирование звуковой культуры речи ребенка. Важность и значимость потенциала народной педагогики в современной теории воспитания подчеркивается в трудах Г.И. Батуриной, Д.М. Бурхинова, Г.Н. Гришиной, В.М. Григорьева, Т.С. Комаровой и др.
Метод исследования - теоретический анализ и обобщение научных материалов, педагогическая диагностика, анализ и обобщение результатов исследования.
База исследования: МБДОУ пос. Рефтинский с воспитанниками младшей группы. Количество детей - 18 (9 мальчиков и 9 девочек), возраст 3-4 года.
Практическая значимость. Использование психолого-педагогических и методических основ развития ЗКР в процессе чтения произведений литературы и фольклора у детей младшего дошкольного возраста является важным и необходимым для осуществления наиболее эффективной работы с детьми по развитию речи. Разработанная учебная программа по формированию ЗКР у младших дошкольников «Моя любимая книжка» доказала свою эффективность в ходе апробации и может использована в работе педагогов дошкольного образования.
Структура ВКР: введение, 2 главы, 6 параграфов, заключение, список литературы и приложения.
Проблема, которую мы исследовали, является весьма актуальной. По различным данным, которые приводятся в отчетах педагогических работников, около 80% детей, приходящих в начальную школу, имеют недостатки в произношении. Целью нашей работы вполне закономерно являлось изучение формирования звуковой культуры речи у детей младшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с произведениями литературы и фольклора.
Мы проанализировали методическую литературу по проблеме формирования звуковой культуры речи, и пришли к следующим выводам. Развитие звуковой культуры предполагает: развитие речевого слуха, на основе которого происходит восприятие и различение фонологических средств языка; обучение правильному звукопроизношению; воспитание орфоэпической правильности речи; овладение средствами звуковой выразительности речи; выработку четкой дикции. Процесс формирования звуковой культуры речи строится с учетом методических принципов обучения: взаимосвязи сенсорного, умственного и речевого развития детей.
Восприятие произведений детской художественной литературы и фольклора способствуют развитию звуковой культуры речи, так как в них представлены высокохудожественные образцы русского языка. Основные принципы формирования у детей восприятия художественной литературы: учет индивидуальных и возрастных особенностей и активности каждого ребенка; взаимодействие с семьей; создание соответствующей предметно-развивающей среды в группе. В восприятии художественной литературы и фольклора младшему дошкольнику присущи следующие особенности: зависимость понимания текста от их личного опыта; установление легко осознаваемых связей, при учете в произведении четкой последовательности событий; непонимание переживаний и мотивов поступков героев; эмоциональное отношение к персонажам; тяга к ритмически организованному складу речи. Регулярное чтение литературных произведений и фольклора маленьким детям, способствует тому, что они начинают пользоваться предложенным богатством русского языка в обыденном общении и в самостоятельном речевом творчестве. Заклички и потешки, колыбельные песенки легки для повторения, запоминания и служат хорошим материалом для отработки артикуляции звуков родного языка и развитию мелкой моторики.
Результаты первичного обследования в ходе опытно-поисковой работы показали общий недостаточный уровень развития звуковой культуры речи и детей младшего дошкольного возраста выбранной группы. Наибольшие затруднения вызвали задания, проверяющие уровень развития выразительности речи (темпа, громкости, интонации), а также артикуляции и звукопроизношения. Высказывания большинства детей представляют отдельные слова, что говорит о низком уровне развития речи вообще. И это объясняется простой взаимосвязью: если ребенок плохо говорит, он стесняется высказываться.
Для дальнейшего формирования и совершенствования звуковой культуры речи детей, а также коррекции и профилактики нарушений звукопроизношения нами была подготовлена развивающая программа «Моя любимая книжка». Для работы по программе мы использовали следующие средства речевого развития: общение взрослых и детей и детей друг с другом; создание культурной языковой среды; использование речи педагога в качестве образца; ознакомление с произведениями художественной литературы и фольклора; дидактические игры и упражнения; подвижные и хороводные игры; артикуляционную гимнастику; пальчиковые игры и другие упражнения на развитие мелкой моторики. А также игровые приемы: использование элементов подвижной игры, сюрпризных моментов и ожидания; имитационные движения с элементами звукоподражания; чтение художественных произведений и фольклора со звукоподражаниями; использование наглядного материала. Работа с родителями включала следующие формы: беседы, индивидуальные и групповые консультации, мастер-классы, семинары-тренинги, конкурсы, выставки, театрализованные представления, психолого-педагогическое просвещение.
Повторное обследование воспитанников группы после работы по программе показало наличие положительной динамики в развитии звуковой культуры речи у всех детей. Лучше всего дети снова справились с заданием, направленным на слуховое восприятие близких по звучанию слов, что говорит о достаточном уровне развития фонематического слуха. Более сложными по-прежнему оказались задания, связанные с проверкой уровня развития умения регулировать громкость голоса, правильно интонировать, экономно расходовать воздух во время говорения. Тем не менее, высказывания большинства детей происходят уже в форме фраз, а не отдельных слов. Несмотря на то что общий уровень развития звуковой культуры группы средний, начатую работу необходимо скорректировать и продолжать с учетом полученных результатов. Таким образом, можно сделать вывод использование художественных произведений детской литературы и фольклора активизирует развитие речи младших дошкольников в целом и формирование ее звуковой культуры в частности.
1. Алексеева, М. М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников [Текст] : Учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / М. М. Алексеева, В. И. Яшина. - 3-е изд., стереотип. - М. : Издательский центр «Академия», 2000. - 400 с.
2. Аникин, В. П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки и детский фольклор [Текст] / В. П. Аникин. - М. : «Астрель», 2007. - 234 с.
3. Аполлонова, Н. А. Приобщение дошкольников к русской национальной культуре [Текст] / Н. А. Аполлонова // Дошкольное воспитание. - 2002. - №5-6. - С. 5-8.
4. Батурина, Г. И. Народная педагогика в воспитании дошкольников [Текст] / Г. И. Батурина, Г. Ф. Кузина. - М. : Ассоциация проф. образов., 2015. - 321 с.
5. Бережнова, О. В. Фольклорные произведения в воспитательной работе дошкольного учреждения [Текст] / О. В. Бережнова // Образование и общество. - №12. - 2012. - С. 9-.11.
6. Бойчук, И. А. Ознакомление детей младшего и среднего возраста с русским народным фольклором [Текст] / И. А. Бойчук, Н. Т. Попушина. - СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2013. - 324 с.
7. Бородич, А. М. Методика развития речи детей [Текст] : Учебное пособие для студ. пед. ин-тов. / А. М. Бородич. - М. : Просвещение, 2011. - 364 с.
8. Виньков, Ю. В. Пословицы как средство развития речи [Текст] / Ю. В. Виньков // Русский язык в школе: Научно-методический журнал. - 2005. - № 2. - С. 9-16.
9. Власова, Т. М. Фонетическая ритмика [Текст] / Т. М. Власова, А. Н. Пфафенродт. - М. : Академия, 2007. - 258 с.
10. Волкова, Г. А. Логопедическая ритмика [Текст] / Г. А. Волкова. - М. : Изд-во Владос, 2012. - 272 с.
11. Выготский, Л. С. Мышление и речь [Текст] / Л. С. Выготский. - М. : Лабиринт, 2008. - 352 с.
12. Гавриш, Н. Использование малых фольклорных жанров // Н. Гавриш, М. Загрутдинова // Дошкольное воспитание. - 2001. - № 9. - С. 15-18.
13. Галагузова, М. А. Диссертационные исследования по педагогике: вопросы и ответы [Текст] : научно-практическое пособие / М. А. Галагузова. - Екатеринбург : «СВ-96», 2011. - 256 с.
14. Гвоздев, А. Н. Вопросы изучения детской речи [Текст] / А. Н. Гвоздев. - М. : Изд-во АПН РСФСР, 1961. - 471 с.
15. Гвоздев, А. Н. От первых слов до первого класса [Текст] / А. Н. Гвоздев. - М. : Ком. Книга, 2015. - 320 с.
16. Гвоздев, А. Н. Усвоение ребенком звуковой стороны русского языка [Текст] / А. Н. Гвоздев. - М. : Изд-во АПН РСФСР, 1948. - 243 с.
17. Гербова, В. В. Занятия по развитию речи в младшей группе детского сада [Текст] / В. В. Гербова. - М. : Синтез, 2007. - 264 с.
18. Гербова, В. В. Занятия по развитию речи в разновозрастной группе детского сада [Текст] / В. В Гербова, А. И. Максаков. - М. : Просвещение, 1986. - 128 с.
19. Данилова, Н. Н. Физиология высшей нервной деятельности [Текст] / Н. Н. Данилова, А. Л. Крылова. - М. : МГУ, 2009. - 213 с.
20. Дошкольное образование. Словарь терминов [Текст] / Сост. Н. А. Виноградова и др. - М. : Айрис-пресс, 2005. - 400 с.
21. Жукова Н. С. Логопедия [Текст] / Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева. - Екатеринбург : издательство, 2008. - 235 с.
22. Зимняя, И. А. Психология обучения народному языку [Текст] / И. А. Зимняя. - М. : Русский язык, 2009. - с.-15.
23. Иванова, Е. С. Взаимодействие детского сада и семьи по вопросам речевого развития детей [Текст] / Е. С. Иванова // Справочник старшего воспитателя. - 2008. - №11. - С. 65-71.
24. Казарцева, О. М. Культура речевого общения, теория и практика обучения [Текст] / О. М. Казарцева. - М. : Изд-во «Ювента», 2011. - 325 с.
25. Капинос, В. И. Развитие речи: Теория и практика обучения [Текст] / В. И. Капинос, Н. Н. Сергеева, М. С. Соловейчик. - М. : Академия развития, 2011. - 231 с.
26. Книга для чтения в детском саду и дома [Текст] Хрестоматия. 2- 4 года / Сост. В. В. Гербова, Н. П. Ильичук и др. - М. : Оникс XXI век, 2015. - 345 с.
27. Князева, О. Л. Приобщение детей к истокам русской народной культуры [Текст] : Учебно-методическое пособие / О. Л. Князева, М. Д. Маханева. - 2-е изд., перераб. и доп. - СПб. : Детство-Пресс, 1999. - 304 с.
28. Козлова, С. А. Дошкольная педагогика [Текст] : учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Т. А. Куликова, С. А. Козлова. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Издательский центр «Академия», 2010. - 416 с.
29. Кольцова, М. М. Ребенок учится говорить. [Текст] Пальчиковый игротренинг / М. М. Кольцова, М. С. Рузина. - Екатеринбург : У - Фактория, 2014. - 224 с.
30. Крупенчук, О. И. Стихи для развития речи [Текст] / О. И. Крупенчук. - СПб. : ИД «Литера», 2013. - 132 с.
31. Куприна, Н. Г. Народная педагогика в современном дошкольном воспитании: учебное пособие [Текст] / Н. Г. Куприна. - М. : НОУ ВПО Московский психолого-социальный институт, 2008. - 128 с.
32. Леонтьев, А. А. Язык, речь, речевая деятельность [Текст] / А. А. Леонтьев. - М. : Речь, 2009 -135 с.
33. Леушина, А. М. Развитие связной речи у дошкольников [Текст] / А. М. Леушина // Ученые записки ЛГПИ им А. И. Герцена. - 1941. - Т. 35. - С. 27 - 71.
34. Лопухина, И. С. Логопедия - речь, ритм, движение [Текст] / И. С. Лопухина. - СПб. : Речь, 2007. - 255 с.
35. Малые жанры русского фольклора [Текст] / Сост. В. Н. Морохин. - М. : Речь, 2011. - 211 с.
36. Народное искусство в воспитании детей [Текст] / Под ред. Т. С. Комаровой. - М. : РПА, 1997. - 452 с.
37. Нестерюк, Т. В. Дыхательная и звуковая гимнастика [Текст] / Т. В. Нестерюк. - М. : Издательский центр «Академия», 2007. - 324 с.
38. Новиковская, О. А. 1000 игр, заданий и упражнений для развития речи. [Текст] / О. А. Новиковская. - М. : АСТ ; СПб. : «Сова», 2008. - 256 с.
39. Новоторцева, Н. В. Развитие речи детей [Текст] : Популярное пособие для родителей и педагогов / Н. В. Новоторцева. - Ярославль : Академия развития, 1997. - 240 с.
40. Педагогическе речеведение [Текст] : Словарь-справочник / Под ред. Т. А. Ладыженской и А. К. Михальской ; сост. А. А. Князьков. - М. : Просвещение, 2008. - 432 с.
41. Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста [Текст] : метод. пособие. [Текст] / Е .А. Стребелева, Г. А. Мишина, Ю. А. Разенкова и др. ; под ред. Е. А. Стребелевой. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Просвещение, 2004. - 164 с.
42. Радина, Е. И. Воспитание правильной речи у детей дошкольного возраста [Текст] / Е. И. Радина. - М. : Просвещение, 2008. - 315 с.
43. Развитие речи детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателя детского сада [Текст] / В. И. Логинова, А. И. Максаков, М. И. Попова и др. ; Под ред. Ф. А. Сохина. - М. : Просвещение. 2014. - 279 с.
44. Речь. Речь. Речь. [Текст] / Под ред. Т. А. Ладыженской. - М. : АСТ, 2010. - 342 с.
45. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии: Т. 1 [Текст] / С. Л. Рубинштейн. - М. : Педагогика, 2009. - 488 с.
46. Сохин, Ф. А. Задачи развития речи. Развитие речи детей дошкольного возраста [Текст] / Под ред. Ф. А. Сохина. - М. : Педагогика, 2014. - 467 с.
47. Тихеева, Е. И. Развитие речи детей [Текст] / Е. И. Тихеева. - М. : Просвещение, 1981. - 174 с.
48. Устное народное творчество: виды и жанры [Электронный ресурс]. - URL:http://www.syl.ru/article/171928/ new ustnoe-narodnoe-tvorchestvo-vidyi-janryi-proizvedeniy-i-primeryi (дата обращения: 21.04.17).
49. Ушакова, О. С. Методика развития речи детей дошкольного возраст [Текст] : учеб.-метод. пособие для воспитателей дошк. образоват. учреждений / О. С. Ушакова, Е. М. Струнина. - М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2014. - 288 с.
50. Федеральный государственный образовательный стандарт
дошкольного образования. [Электронный ресурс]. - URL:
http://d25101.edu35.ru/ourchhome/obraz-standarty/ 128-fgos-do(дата обращения: 06.01.17).
51. Федорова, Г. П. На золотом крыльце сидели. Игры, занятия, частушки, песни, потешки для детей дошкольного возраста [Текст] / Г. П. Федорова. - СПб. : «Детство-Пресс», 2003. - 128 с.
52. Что такое потешки? [Электронный ресурс]. - URL:
http://fb.ru/article/156532/chto-takoe-poteshki-russkie-narodnyie-poteshki-primeryi(дата обращения: 12.01.17).