Организация деятельности педагога по формированию умений диалогической речи у детей среднего дошкольного возраста
|
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА ПО ФОРМИРОВАНИЮ УМЕНИЙ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 7
1.1. Психолого-педагогические основы организации деятельности
педагога по формированию умений диалогической речи у детей среднего дошкольного возраста 7
1.2. Лингвистические основы организации деятельности педагога по
формированию умений диалогической речи у детей среднего дошкольного возраста 13
1.3. Методические основы организации деятельности педагога
по формированию умений диалогической речи у детей среднего дошкольного возраста 20
1.3.1. Методы и приемы формирования умений диалогической речи
у детей среднего дошкольного возраста 20
1.3.2. Анализ ФГОС ДО, образовательных программ ДО и
методической литературы с точки зрения возможностей формирования умений диалогической речи у детей среднего дошкольного возраста 24
ГЛАВА 2. ОПИСАНИЕ ПРОЕКТИРОВОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА ПО ФОРМИРОВАНИЮ УМЕНИЙ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 30
2.1. Диагностика сформированности умений диалогической речи у
детей среднего дошкольного возраста 30
2.2. Комплекс игр, направленных на формирование умений диалогической речи у детей среднего дошкольного возраста 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 55
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 60
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 61
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 63
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 64
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 65
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 66
ПРИЛОЖЕНИЕ 7 69
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА ПО ФОРМИРОВАНИЮ УМЕНИЙ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 7
1.1. Психолого-педагогические основы организации деятельности
педагога по формированию умений диалогической речи у детей среднего дошкольного возраста 7
1.2. Лингвистические основы организации деятельности педагога по
формированию умений диалогической речи у детей среднего дошкольного возраста 13
1.3. Методические основы организации деятельности педагога
по формированию умений диалогической речи у детей среднего дошкольного возраста 20
1.3.1. Методы и приемы формирования умений диалогической речи
у детей среднего дошкольного возраста 20
1.3.2. Анализ ФГОС ДО, образовательных программ ДО и
методической литературы с точки зрения возможностей формирования умений диалогической речи у детей среднего дошкольного возраста 24
ГЛАВА 2. ОПИСАНИЕ ПРОЕКТИРОВОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА ПО ФОРМИРОВАНИЮ УМЕНИЙ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 30
2.1. Диагностика сформированности умений диалогической речи у
детей среднего дошкольного возраста 30
2.2. Комплекс игр, направленных на формирование умений диалогической речи у детей среднего дошкольного возраста 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 55
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 60
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 61
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 63
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 64
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 65
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 66
ПРИЛОЖЕНИЕ 7 69
Актуальность исследования. Новые социально-экономические условия развития России обусловили необходимость преобразования различных сфер деятельности. Вследствие этого насущными являются социально-педагогические проблемы, касающиеся процесса общения, в особенности его речевой стороны (М. М. Алексеева, А. Г. Арушанова, О. А. Бизикова, А. М. Бородич, В. В. Гербова, Н. В. Елкина, М. Н. Кожина).
Проведенные специальные исследования и практика (Т. Н. Колокольцева, С. В. Коноваленко, С. И. Поздеева) позволяют констатировать, что у детей дошкольного возраста важно, в первую очередь, развивать ту область коммуникативно-речевых умений, которые не могут быть сформированы самостоятельно, а только с помощью и при воздействии взрослого.
Под диалогической речью понимаются определенные умения, которые включают в себя: умение вести диалоговое взаимодействие; умение воспринимать (слушать) и понимать обращенную речь; умение вступать в диалог и поддерживать его; умение отвечать на заданные вопросы и самостоятельно задавать вопросы собеседнику; умение объяснить (донести) свою мысль собеседнику; умение использовать разнообразные речевые и языковые средства; адекватно вести себя с учетом коммуникативно-диалогической ситуации.
По мнению ученых (Ю. Н. Емельянов, С. В. Коноваленко, Н. Г. Куприна), диалогическое общение детей дошкольного возраста превращается в самостоятельный вид деятельности, в процессе которого они усваивают жизненные цели и ценности, нравственные идеалы, нормы и формы поведения, повышают свой уровень сформированности коммуникативно-диалогических умений. Неблагополучные взаимоотношения со сверстниками, складывающиеся в силу недостаточно развитых коммуникативно-диалогических умений, негативно отражаются на эмоциональном состоянии дошкольников. В этом случае исследователи (К. А. Абульханова-Славская, С. И. Мерзлякова, Г. С. Тарасов) ставят перед образовательным дошкольным учреждением особую задачу -сформировать необходимый уровень коммуникативно-диалогических умений воспитанников на этапе подготовки и перехода к школьной форме обучения.
Большинство исследователей (А. Г. Арушанова, Н. В. Дурова, Е. С. Рычагова) выделяют средний дошкольный возраст как сензитивный для формирования диалогической речи. Благоприятные условия для формирования коммуникативно-диалогических умений создаются в условиях ведущей деятельности дошкольного возраста - игровой [5, с. 84]. В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (далее - ФГОС ДО) записано, что «развитие игровой деятельности детей направлено на достижение целей освоения первоначальных представлений социального характера», каковыми и являются диалогические умения [47, с. 19].
Проблема формирования диалогической речи у дошкольников описана в работах А. Г. Арушановой, О. П. Гаврилушкиной, Н. В. Елкиной, А. Н. Леонтьева, Ф. А. Сохина. С точки зрения этих авторов, формирование диалогической речи в структуре личности дошкольника происходит в разных видах деятельности детей и, прежде всего, в игровой, которая является ведущей в период дошкольного детства. Изучению игровой деятельности детей среднего дошкольного возраста и ее влиянию на общение детей посвящены работы Т. И. Бабаевой, А. В. Запорожца, О. В. Хухлаевой, Д. Б. Эльконина и других.
Однако, несмотря на достаточно большое количество работ по речевому развитию детей среднего дошкольного возраста, недостаточно хорошо изученной остается проблема формирования диалогической речи детей среднего дошкольного возраста в игровой деятельности.
Объект исследования: деятельность педагога по формированию умений диалогической речи у детей среднего дошкольного возраста.
Цель исследования: теоретически обосновать и создать комплекс игр, направленных на формирование умений диалогической речи у детей среднего дошкольного возраста.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
1. Описать психолого-педагогические, лингвистические и методические основы организации деятельности педагога по формированию умений диалогической речи у детей среднего дошкольного возраста.
2. Произвести анализ программ и методических пособий ДОУ с точки зрения возможности формирования умений диалогической речи у детей среднего дошкольного возраста.
3. Провести диагностику сформированности умений диалогической речи у детей среднего дошкольного возраста;
4. Составить комплекс игр, направленных на формирование умений диалогической речи у детей среднего дошкольного возраста.
Методы исследования. Для решения поставленных задач использовались две группы методов исследования:
1) теоретические методы: анализ научной и методической литературы, сравнение, обобщение, синтез педагогических взглядов на проблему исследования;
2) практические методы: тестирование детей, качественная и количественная обработка полученных данных.
База исследования: г. Екатеринбург, МБДОУ детский сад №322, средняя группа, 20 детей.
Структура ВКР. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложений.
Проведенные специальные исследования и практика (Т. Н. Колокольцева, С. В. Коноваленко, С. И. Поздеева) позволяют констатировать, что у детей дошкольного возраста важно, в первую очередь, развивать ту область коммуникативно-речевых умений, которые не могут быть сформированы самостоятельно, а только с помощью и при воздействии взрослого.
Под диалогической речью понимаются определенные умения, которые включают в себя: умение вести диалоговое взаимодействие; умение воспринимать (слушать) и понимать обращенную речь; умение вступать в диалог и поддерживать его; умение отвечать на заданные вопросы и самостоятельно задавать вопросы собеседнику; умение объяснить (донести) свою мысль собеседнику; умение использовать разнообразные речевые и языковые средства; адекватно вести себя с учетом коммуникативно-диалогической ситуации.
По мнению ученых (Ю. Н. Емельянов, С. В. Коноваленко, Н. Г. Куприна), диалогическое общение детей дошкольного возраста превращается в самостоятельный вид деятельности, в процессе которого они усваивают жизненные цели и ценности, нравственные идеалы, нормы и формы поведения, повышают свой уровень сформированности коммуникативно-диалогических умений. Неблагополучные взаимоотношения со сверстниками, складывающиеся в силу недостаточно развитых коммуникативно-диалогических умений, негативно отражаются на эмоциональном состоянии дошкольников. В этом случае исследователи (К. А. Абульханова-Славская, С. И. Мерзлякова, Г. С. Тарасов) ставят перед образовательным дошкольным учреждением особую задачу -сформировать необходимый уровень коммуникативно-диалогических умений воспитанников на этапе подготовки и перехода к школьной форме обучения.
Большинство исследователей (А. Г. Арушанова, Н. В. Дурова, Е. С. Рычагова) выделяют средний дошкольный возраст как сензитивный для формирования диалогической речи. Благоприятные условия для формирования коммуникативно-диалогических умений создаются в условиях ведущей деятельности дошкольного возраста - игровой [5, с. 84]. В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (далее - ФГОС ДО) записано, что «развитие игровой деятельности детей направлено на достижение целей освоения первоначальных представлений социального характера», каковыми и являются диалогические умения [47, с. 19].
Проблема формирования диалогической речи у дошкольников описана в работах А. Г. Арушановой, О. П. Гаврилушкиной, Н. В. Елкиной, А. Н. Леонтьева, Ф. А. Сохина. С точки зрения этих авторов, формирование диалогической речи в структуре личности дошкольника происходит в разных видах деятельности детей и, прежде всего, в игровой, которая является ведущей в период дошкольного детства. Изучению игровой деятельности детей среднего дошкольного возраста и ее влиянию на общение детей посвящены работы Т. И. Бабаевой, А. В. Запорожца, О. В. Хухлаевой, Д. Б. Эльконина и других.
Однако, несмотря на достаточно большое количество работ по речевому развитию детей среднего дошкольного возраста, недостаточно хорошо изученной остается проблема формирования диалогической речи детей среднего дошкольного возраста в игровой деятельности.
Объект исследования: деятельность педагога по формированию умений диалогической речи у детей среднего дошкольного возраста.
Цель исследования: теоретически обосновать и создать комплекс игр, направленных на формирование умений диалогической речи у детей среднего дошкольного возраста.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
1. Описать психолого-педагогические, лингвистические и методические основы организации деятельности педагога по формированию умений диалогической речи у детей среднего дошкольного возраста.
2. Произвести анализ программ и методических пособий ДОУ с точки зрения возможности формирования умений диалогической речи у детей среднего дошкольного возраста.
3. Провести диагностику сформированности умений диалогической речи у детей среднего дошкольного возраста;
4. Составить комплекс игр, направленных на формирование умений диалогической речи у детей среднего дошкольного возраста.
Методы исследования. Для решения поставленных задач использовались две группы методов исследования:
1) теоретические методы: анализ научной и методической литературы, сравнение, обобщение, синтез педагогических взглядов на проблему исследования;
2) практические методы: тестирование детей, качественная и количественная обработка полученных данных.
База исследования: г. Екатеринбург, МБДОУ детский сад №322, средняя группа, 20 детей.
Структура ВКР. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложений.
В настоящее время, чтобы быть успешным человеком, необходим высокий уровень развития коммуникативно-диалогических умений, основы которых закладываются в дошкольном возрасте.
Диалогические умения рассматриваются как система внутренних ресурсов, необходимых для построения эффективной коммуникации в определённом круге ситуаций личностного взаимодействия. Следует отметить, что диалогические умения являются необходимым условием успешной реализации личности. Дошкольный возраст является сенситивным для социального и эмоционального, интенсивного личностного развития.
Критериями диалогических умений детей среднего дошкольного возраста выступают: предпочтение и симпатия, сочувствие и отзывчивость, интерес к деятельности сверстников, желание и умение договориться с ними, проявление заботы о товарище, объективность оценок и самооценок.
Педагогическими условиями формирования диалогических умений детей среднего дошкольного возраста являются:
1) развитие у детей самостоятельности и активности в установлении дружеских взаимоотношений;
2) включение детей в специально организованную совместную игровую деятельность.
Условия организации работы с детьми по формированию диалогических умений детей среднего дошкольного возраста должны строиться на проигрывании педагогических ситуаций, выполнении игровых заданий, включении детей в игры-драматизации и беседы, проведение досуга и развлечений. Успешное решение задачи овладения связной диалогической речью зависит от многих условий (речевой среды, социального окружения, семейного благополучия, индивидуальных особенностей личности, познавательной активности ребёнка и т. п.), которые необходимо учитывать в процессе целенаправленного речевого воспитания.
На основании проведенного теоретического анализа проблемы организации деятельности педагога по формированию умений диалогической речи у детей среднего дошкольного возраста была проведена проектировочная деятельность, целью которой явилось создание комплекса игр, направленных на формирование умений диалогической речи у детей среднего дошкольного возраста.
Для диагностики сформированности умений диалогической речи средних дошкольников нами были подобраны 3 методики:
1. Диагностика собственно речевых умений: Метод наблюдения за игровой деятельностью детей в сюжетно-ролевых играх «Магазин», «Стройка» и «Семья»;
2. Диагностика интерактивных умений: Методика «Необитаемый остров» О. В. Дыбиной;
3. Диагностика перцептивных умений: Методика «Не поделили игрушку» И. И. Лосевой.
В ходе исследования было установлено, что 12 детей (60%) находятся на среднем уровне сформированности собственно речевых умений, 6 детей (30%) - на низком уровне и 2 ребенка (10%) - на высоком.
Изучение интерактивных умений показало, что 45% (9 человек) показали низкий уровень развития интерактивных умений. Такие дети не умеют договариваться, с трудом делят средства деятельности, плохо помогают друг другу; 35% (7 человек) имеют средний уровень развития интерактивных умений. Данные дети иногда договариваются, но чаще настаивают на своем, либо бьют партнера; 20% детей (4 человека) показали высокий уровень развития интерактивных умений. Данные дети способны договориться, поделиться средствами деятельности, терпимы к неудачам своим и партнера.
По результатам исследования было диагностировано, что у 14 детей (70%) имеется низкий уровень сформированности перцептивных умений, у 6 детей (30%) - средний уровень, детей с высоким уровнем не было выявлено.
В целом результаты диагностики дошкольников показали, что у большинства из них имеется средний уровень развития умений диалогической речи (11 детей (55%). Низкий уровень имеется у 8 детей (40%). Высокий уровень представлен у 1 ребенка (5%). Это говорит о недостаточном развитии умений диалогической речи, что затрудняет социализацию и личностное развитие детей.
Полученные результаты подтвердили необходимость создания комплекса мероприятий для совершенствования умений диалогической речи детей среднего дошкольного возраста. Цель комплекса игр - формирование умений диалогической речи детей среднего дошкольного возраста средствами игровой деятельности. В ходе проектировочной деятельности были отобраны 10 сюжетно-ролевых игр, каждая из которых имеет определенную цель по следующим темам: «Семья», «Детский сад», «Магазин», «Почта», «Аптека», «Зоопарк», «Больница», «Парикмахерская»,
«Театр», «Школа». Каждая из сюжетно-ролевых игр включает предварительную работу, организацию предметно-развивающей среды, изготовление атрибутов и индивидуальную работу с теми детьми, у которых степень овладения ролью находится на низком уровне.
Диалогические умения рассматриваются как система внутренних ресурсов, необходимых для построения эффективной коммуникации в определённом круге ситуаций личностного взаимодействия. Следует отметить, что диалогические умения являются необходимым условием успешной реализации личности. Дошкольный возраст является сенситивным для социального и эмоционального, интенсивного личностного развития.
Критериями диалогических умений детей среднего дошкольного возраста выступают: предпочтение и симпатия, сочувствие и отзывчивость, интерес к деятельности сверстников, желание и умение договориться с ними, проявление заботы о товарище, объективность оценок и самооценок.
Педагогическими условиями формирования диалогических умений детей среднего дошкольного возраста являются:
1) развитие у детей самостоятельности и активности в установлении дружеских взаимоотношений;
2) включение детей в специально организованную совместную игровую деятельность.
Условия организации работы с детьми по формированию диалогических умений детей среднего дошкольного возраста должны строиться на проигрывании педагогических ситуаций, выполнении игровых заданий, включении детей в игры-драматизации и беседы, проведение досуга и развлечений. Успешное решение задачи овладения связной диалогической речью зависит от многих условий (речевой среды, социального окружения, семейного благополучия, индивидуальных особенностей личности, познавательной активности ребёнка и т. п.), которые необходимо учитывать в процессе целенаправленного речевого воспитания.
На основании проведенного теоретического анализа проблемы организации деятельности педагога по формированию умений диалогической речи у детей среднего дошкольного возраста была проведена проектировочная деятельность, целью которой явилось создание комплекса игр, направленных на формирование умений диалогической речи у детей среднего дошкольного возраста.
Для диагностики сформированности умений диалогической речи средних дошкольников нами были подобраны 3 методики:
1. Диагностика собственно речевых умений: Метод наблюдения за игровой деятельностью детей в сюжетно-ролевых играх «Магазин», «Стройка» и «Семья»;
2. Диагностика интерактивных умений: Методика «Необитаемый остров» О. В. Дыбиной;
3. Диагностика перцептивных умений: Методика «Не поделили игрушку» И. И. Лосевой.
В ходе исследования было установлено, что 12 детей (60%) находятся на среднем уровне сформированности собственно речевых умений, 6 детей (30%) - на низком уровне и 2 ребенка (10%) - на высоком.
Изучение интерактивных умений показало, что 45% (9 человек) показали низкий уровень развития интерактивных умений. Такие дети не умеют договариваться, с трудом делят средства деятельности, плохо помогают друг другу; 35% (7 человек) имеют средний уровень развития интерактивных умений. Данные дети иногда договариваются, но чаще настаивают на своем, либо бьют партнера; 20% детей (4 человека) показали высокий уровень развития интерактивных умений. Данные дети способны договориться, поделиться средствами деятельности, терпимы к неудачам своим и партнера.
По результатам исследования было диагностировано, что у 14 детей (70%) имеется низкий уровень сформированности перцептивных умений, у 6 детей (30%) - средний уровень, детей с высоким уровнем не было выявлено.
В целом результаты диагностики дошкольников показали, что у большинства из них имеется средний уровень развития умений диалогической речи (11 детей (55%). Низкий уровень имеется у 8 детей (40%). Высокий уровень представлен у 1 ребенка (5%). Это говорит о недостаточном развитии умений диалогической речи, что затрудняет социализацию и личностное развитие детей.
Полученные результаты подтвердили необходимость создания комплекса мероприятий для совершенствования умений диалогической речи детей среднего дошкольного возраста. Цель комплекса игр - формирование умений диалогической речи детей среднего дошкольного возраста средствами игровой деятельности. В ходе проектировочной деятельности были отобраны 10 сюжетно-ролевых игр, каждая из которых имеет определенную цель по следующим темам: «Семья», «Детский сад», «Магазин», «Почта», «Аптека», «Зоопарк», «Больница», «Парикмахерская»,
«Театр», «Школа». Каждая из сюжетно-ролевых игр включает предварительную работу, организацию предметно-развивающей среды, изготовление атрибутов и индивидуальную работу с теми детьми, у которых степень овладения ролью находится на низком уровне.
Подобные работы
- Организация деятельности педагога по формированию умений диалогической речи у детей среднего дошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4210 р. Год сдачи: 2017 - Организация деятельности педагога по формированию умений диалогической речи у детей среднего дошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2017 - Формирование умений диалогической речи у детей среднего дошкольного возраста в процессе чтения литературы
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4260 р. Год сдачи: 2017 - Организация деятельности педагога по формированию умений диалогической речи у детей среднего дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4265 р. Год сдачи: 2017 - Организация деятельности педагога по формированию умений диалогической речи у детей среднего дошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4290 р. Год сдачи: 2017 - Организация деятельности педагога по формированию умений монологической речи у детей старшего дошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4370 р. Год сдачи: 2017 - Организация деятельности педагога по формированию звуковой культуры речи у детей младшего дошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019 - Формирование диалогической речи у детей среднего дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019 - Формирование диалогической речи у детей среднего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи II уровня в процессе игровой деятельности
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 1200 р. Год сдачи: 2025



