ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ 11
1.1. Исследовательская деятельность обучающихся: общая
характеристика, цели и задачи 11
1.2. Исследовательская компетенция обучающихся: понятие,
компоненты, значение, этапы формирования 21
1.3. Роль курса «Я - исследователь» в формировании исследовательской
компетенции у обучающихся начальной школы 28
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ БМАОУ «ГИМНАЗИЯ №5» 38
2.1. Анализ сформированности исследовательской компетенции у
обучающихся начальной школы БМАОУ «Гимназия №5» 38
2.2. Место и роль исследовательской работы обучающихся на уроках «Я
- исследователь» 49
2.3. Анализ результатов деятельности по формированию
исследовательской компетенции обучающихся в условиях преподавания курса «Я - исследователь» 55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 63
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 66
ПРИЛОЖЕНИЕ 74
Актуальность темы.
В содержании национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» говорится о перспективах в образовательной деятельности современной школы следующее: «Новая школа - это институт, соответствующий целям опережающего развития» [35].
Планируется, что в школе будет обеспечиваться не только изучение достижений прошлого, но большое внимание будет уделяться технологиям, которые пригодятся школьникам в будущем. Обучающиеся будут вовлекаться в исследовательские проекты и творческие занятия, для того чтобы научиться изобретать, понимать и осваивать новое, принимать самостоятельные решения, выражать собственные мысли, помогать друг другу, а так же формировать интересы и понимать возможности.
Необходимость приведения школьного образования в соответствие с временными потребностями, потребностями современного общества, характеризующегося изменчивостью, разнообразием имеющихся в нем связей, обширным внедрением информационных технологий обозначена в Федеральном Государственном Образовательном стандарте.
Учебно-исследовательская деятельность обучающихся является не настолько новой, но востребованной в обучении, так как направлена на формирование у учеников познавательной активности. Это обусловило введение в образовательный процесс общеобразовательных организаций методов и технологий на основе поисково-исследовательской деятельности обучающихся, включая и младших школьников.
Согласно бесчисленным исследованиям, младший школьный возраст содержит потенциал успешного формирования поисково-исследовательской деятельности. Это подтверждают работы Ю.З. Гильбуха, Л.С. Выготского, Ж. Пиаже В.В. Давыдова, Д.Б. Эльконина Е.Е. Кравцовой, и др.
О возможности успешного обучения элементам учебного исследования уже в начальной школе говорят данные современных отечественных исследований Л.П.Виноградовой, Н.Г. Алексеева, А.В. Леонтович, B.C. Мухиной, А.И. Савенкова, А.С. Обухова и др.
Именно поэтому важнейшей задачей образования и современного учителя становится подготовка ребенка к исследовательской деятельности, обучение его умениям и навыкам исследовательского поиска, а в результате - сформированность исследовательской компетенции [64,С.112].
По мнению А. И. Савенкова в школе уже много лет длится противодействие исследовательского обучения и традиционного. Все еще традиционное обучение базируется на репродуктивной деятельности, которая направлена на усвоение уже готовых знаний, а не на методах самостоятельного, творческого исследовательского поиска, который предусмотрен исследовательским обучением.
В итоге такого обучения у детей в значительной мере исчезает основная черта исследовательского поведения - поисковая активность. Результатом становится утрата таких свойств личности как любознательность, способность самостоятельно мыслить, делая в итоге почти невозможными процессы самообучения, самовоспитания, а значит и саморазвития [64,С.115].
Анализ практики и результатов учебно-исследовательской деятельности обучающихся показал, что больше всего учебно-исследовательская деятельность ориентирована на развитие функционального навыка научной работы, в то время как необходимо создать организационные педагогические условия для развития личности обучающегося.
Курс «Я-исследователь» располагает возможностями для формирования исследовательской компетенции обучающихся начальной школы. Для этого имеется комплекс организационно-педагогических условий, включающих организацию группового обучения в процессе формирования исследовательской компетенции обучающихся с учётом их способностей, познавательного интереса, мотивации; применение эффективных форм, методов, технологий; осуществление субъект - субъектных взаимодействий учителя и обучающихся.
Осмысление теоретических вопросов, связанных с определением педагогических условий, механизмов и средств формирования исследовательской компетенции обучающихся начальной школы позволило выявить противоречия:
-между общественно-детерминированными требованиями Федерального государственного образовательного стандарта к формированию исследовательской компетенции обучающихся и традиционно сложившейся практикой обучения в начальной школе.
-между необходимостью формирования исследовательской компетенции в начальной школе и эффективностью применяемых технологий.
Необходимость разрешения указанных противоречий определила проблему исследования, суть которой заключается в невозможности сформировать исследовательскую компетенцию у обучающихся начальной школы без ведения курса «Я - исследователь» и обоснования педагогических технологий для ее эффективного формирования в условиях реализации данного курса.
Актуальность и практическая значимость обусловила выбор темы исследования: «Формирование исследовательской компетенции учащихся начальной школы средствами курса «Я-исследователь»».
Цель исследования: обоснование возможности курса «Я- исследователь», как эффективного средства, позволяющего формировать исследовательскую компетенцию учащихся начальной школы и определение критериев, уровней сформированности исследовательской компетенции.
Объект исследования: процесс формирования исследовательской компетенции учащихся начальной школы.
Предмет исследования: теоретические и практические основы формирования исследовательской компетенции учащихся начальной школы средствами курса «Я-исследователь».
Гипотеза исследования - процесс формирования исследовательской компетенции учащихся начальной школы средствами курса «Я-исследователь» будет эффективным, если:
-выявлена сущность и структурные компоненты исследовательской компетенции;
-определены критерии оценки и уровни сформированности исследовательской компетенции;
-определены место и роль исследовательской работы обучающихся начальной школы на уроках «Я-исследователь»;
-отобраны методы и технологии, способствующие наиболее эффективному формированию исследовательской компетенции учащихся начальной школы на уроках «Я - исследователь».
Исходя из представленной цели исследования, определения объекта, предмета, гипотезы были сформулированы следующие задачи:
1. Изучить, систематизировать литературу по теме исследования.
2. Определить сущность и дать общую характеристику понятий «исследовательская деятельность», «исследовательская компетенция».
3. Определить структуру, уровни сформированности, критерии оценивания исследовательской компетенции.
4. Выявить место и роль исследовательской работы обучающихся начальной школы на уроках «Я-исследователь».
5. Отобрать методы и технологии, способствующие наиболее эффективному формированию исследовательской компетенции учащихся начальной школы на уроках «Я - исследователь» и проверить их эффективность в ходе опытно-поисковой работы.
Теоретико-методологическую основу исследования составили труды Л. С. Выготского, В. В. Давыдова, Л. В. Занкова, Н. Ф. Талызиной, И. С. Якиманской, Д. Б. Эльконина, обосновавших обучение, направленное на формирование умений добывать и применять полученные знания; значимость творческой исследовательской деятельности в школе подчеркивали И. А. Зимняя, Г. М. Андреева, А. М. Матюшкин; психологические основы организации учебно-исследовательской деятельности учащихся описаны А. Н. Поддьяковым,
A. И. Савенковым. Методологические аспекты исследовательской деятельности учащихся представлены в трудах А.В.Леонтовича, Л. А. Казанцевой, Г.В.Макотровой.
Теоретические аспекты организации учебно-исследовательской деятельности учащихся описаны в трудах отечественных педагогов
B. П. Вахтерова, Н. И. Новикова, Б. Е. Райкова, Л. Н. Толстого, К. Д. Ушинского и зарубежных Дж. Бруннер, А. Дистервег, Дж. Дьюи, Ж. Ж. Руссо, С. Френе, И. Песталоцци и др. Вопросы развития исследовательских умений рассматривались А. Г. Йодко, В. П. Ушачевым, О. И. Митрош. Использования исследовательских методов в обучении обоснованы в трудах И. Я. Лернера, М. И. Махмутова, М. Н. Скаткина.
Для проверки выдвинутой гипотезы и решения поставленных задач были использованы следующие методы:
Теоретические: анализ общенаучной, психолого-педагогической и методической литературы по теме исследования, анализ нормативной и учебно-методической документации по курсу «Я-исследователь», с целью выявления возможностей организации учебно-исследовательской деятельности обучающихся на основе системно-деятельностного подхода, обобщение, систематизация.
Эмпирические: наблюдение, обобщение педагогического опыта, анкетирование, тестирование, беседа, изучение продуктов деятельности.
Методы математической обработки данных: опытно¬экспериментальная работа.
Организация и база исследования: Березовское муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Гимназия №5»; Свердловская область, город Березовский. Исследование проводилось в 4-б классе, с сентября 2015года по март 2017года и включало два этапа.
На первом этапе (2015-2016 г.) осуществлен теоретический анализ существующих методологических подходов в философской, психолого-педагогической, научно-методической литературе по проблеме исследования; определены теоретические и методологические основания исследования; выделены проблема, объект, предмет, цель, задачи и методы исследования, разработан понятийный аппарат, составлен план работы.
На втором этапе (2016-2017г.) была проведена диагностика стартового уровня исследовательской компетенции обучающихся начальной школы, определены критерии и уровни сформированности исследовательской компетенции, исследованы эффективные средства формирования исследовательской компетенции на уроках «Я - исследователь», уточнена гипотеза, выводы, полученные в ходе опытно-поисковой работы, обобщены и систематизированы полученные результаты; оформлены материалы исследования.
Научно-теоретическая новизна исследования состоит в том, что:
-уточнено компонентное содержание понятие «исследовательская компетенция» применительно к проблеме ее формирования у обучающихся в свете ФГОС НОО. Исследовательская компетенция учащихся начальной школы рассматривается как способность средствами изучаемого предмета осуществлять исследовательскую деятельность, реализуемую через исследовательское поведение на основе знаний, навыков и умений, в соответствии с различными исследовательскими задачами и ситуациями в рамках той или иной области науки, которая выражается несколькими компонентами;
-выделены уровни сформированности исследовательской компетенции учащихся, позволяющие определить перспективы, достижения исследовательской компетентности.
-определены наиболее эффективные средства формирования исследовательской компетенции учащихся начальной школы на уроках «Я-исследователь» - технология проектно-исследовательской деятельности, взаимодействие с родителями.
Практическая значимость исследования состоит в том, что апробирован курс « Я - исследователь» как средство формирования исследовательской компетенции. Данные результаты могут быть использованы учителями начальных классов, что позволит спланировать внеурочную деятельность по достижению результата в формировании исследовательской компетенции в соответствии с требованиями ФГОС НОО
Основные положения, выносимые на защиту.
1. Осмыслено определение «исследовательская компетенция». Исследовательская компетенция учащихся начальной школы - способность средствами изучаемого предмета осуществлять исследовательскую деятельность, реализуемую через исследовательское поведение на основе знаний, навыков и умений, в соответствии с различными исследовательскими задачами и ситуациями в рамках той или иной области науки, которая выражается несколькими компонентами:
-мотивационно-личностный компонент,
-интеллектуально-творческий компонент,
- когнетивный компонент,
-действенно-операционный компонент.
2. Для отслеживания динамики развития исследовательской компетенции учащихся необходимо использовать соответствующие критерии и уровни их сформированности. На основе компонентов исследовательской компетенции были выявлены критерии и уровни их сформированности. В соответствии с критериями исследовательская компетенция может быть сформирована на 3 уровнях: начальном, достаточном (продуктивном), высоком (креативном).
3. Курс «Я-исследователь» является эффективным средством, позволяющим формировать исследовательскую компетенцию учащихся начальной школы. Результативность формирования исследовательской компетенции учащихся начальных классов определяется применяемыми педагогическими технологиями организации учебно-исследовательской деятельности на уроках «Я - исследователь». Проектно-исследовательская (проблемно-поисковая) технология является одной из эффективных технологий по формированию исследовательской компетенции, т.к. включает в себя применение педагогом исследовательских, проблемных, эвристических методов, алгоритмизацию этапов исследования, проведение коллективных, групповых, индивидуальных учебных исследований. Характерной чертой данной технологии является реализация педагогом модели «обучение через открытие.
Структура и объем работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы (82 источника). Работа содержит 6 таблиц,3 рисунка, 3 приложения. Общий объем работы- 88 страниц.
В связи с решением проблем современного образования осуществляется поиск содержания, новых форм, методов, средств обучения, обеспечивающих на практике широкие возможности самоактуализации, саморазвития и самореализации личности учащегося. Среди разнообразных направлений новых педагогических технологий уделяется внимание проектно-исследовательской деятельности, в процессе которой формируется исследовательская компетенция.
Данное исследование было посвящено проблеме формирования исследовательской компетенции учащихся начальной школы средствами курса «Я - исследователь». Актуальность исследования была продиктована регламентацией ФГОС НОО по обязательному формированию компетенций учащихся, в том числе и исследовательской компетенции.
Теоретический анализ позволил рассмотреть учебную исследовательскую деятельность школьников как целенаправленную, познавательную, творческую, мотивированную, активную и сознательную деятельность учащихся, которая по своей структуре соответствует этапам научной исследовательской деятельности. Учебная исследовательская деятельность школьников позволяет использовать методы познания на доступном для детей уровне с различной степенью самостоятельности, результатом которой является формирование познавательных мотивов, умений исследовательской деятельности, субъективное, новое для учащихся знание, личностное развитие.
В работе уточнено понятия «исследовательская компетенция учащихся», под которой понимается способность средствами изучаемого предмета осуществлять исследовательскую деятельность, реализуемую через исследовательское поведение на основе знаний, навыков и умений, в соответствии с различными исследовательскими задачами и ситуациями в рамках той или иной области науки, которая выражается несколькими компонентами;
Формирование исследовательской компетенции обучающихся включает в себя четыре основных компонента: мотивационно - личностный, интеллектуально - творческий, когнитивный и действенно - операционный.
В первой главе нами было определено, что исследовательская компетенция состоит из трех составляющих: когнитивная, технологическая, личностная. Исходя из этого, мы выделили, что каждая из трех составляющих содержит определенные компетенции, в совокупности которые и дают нам представление о сформированности исследовательской компетенции в целом. На основе этого были определены критерии и уровни сформированности исследовательской компетенции (исходный, начальный, достаточный, высокий).
Одним из способов превращения ученика в субъект учебной деятельности является его участие в исследовательской деятельности. Именно в начальной школе должен закладываться фундамент знаний, умений и навыков активной, творческой, самостоятельной деятельности учащихся, приёмов анализа, синтеза и оценки результатов своей деятельности.
Курс «Я-исследователь» позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный подходы. Роль курса «Я-исследователь» заключается в том, что учащиеся получают возможность посмотреть на различные проблемы с позиции ученых, ощутить весь спектр требований к учебному исследованию и
соответственно позволяет формировать исследовательскую компетенцию, учитывая, те результаты обучения, которые отражены в ФГОС.
В рамках исследования была проведена опытно- поисковая работа по формированию исследовательской компетенции учащихся начальной школы.
Исследовательская работа осуществлялась в 4-б классе БМАОУ «Гимназия №5» путем реализации программы курса «Я - исследователь». На констатирующем этапе опытно- поисковой работы определялась оценка исходных позиций сформированности исследовательской компетенции учащихся. Проведенное диагностическое исследование показало, что 46 % обучающихся находится на начальном уровне,50 % на достаточном. Для оценки уровня сформированности исследовательской компетенции
использовались, опросники, анализ продуктов деятельности, педагогическое наблюдение.
Анализируя результативность работы в рамках курса «Я - исследователь» можно сделать следующий вывод: уровень сформированности исследовательской компетенции у обучающихся повысился. По данным анализа итоговой проверки уровня сформированности исследовательской компетенции обучаемые показали: усвоение алгоритма научного исследования, значительное расширение кругозора в предметных областях, владение универсальными способами учебной деятельности, способность к саморазвитию, анализу, целеполаганию, организации, контролю и самооценке. В процессе работы обучающиеся приобрели социальный опыт в труде и общении.
Таким образом, проведенное нами исследование показало, что процесс формирования исследовательской компетенции с использованием технологии проектно-исследовательской деятельности, в рамках курса «Я - исследователь», будет эффективным. У учащихся повышается способность осуществлять исследовательскую деятельность в соответствии с различными исследовательскими задачами и ситуациями, так как технология проектно-исследовательской деятельности - это учебная деятельность, мотивированная для ученика, разнообразная по содержанию, основанная на определенном алгоритме, программе, системе взаимодействия участников педагогического процесса.
1. Адаховский, Б. А. Научное общество учащихся - содействие развитию пытливого взгляда не мир / Б. А. Адаховский // Исследовательская работа школьников. - 2008. - № 4. - С. 113-114.
2. Алексеев, Н. Г. Критерии эффективности обучения учащихся исследовательской деятельности / Н. Г. Алексеев // Развитие исследовательской деятельности учащихся: Метод. Сб. - №3. -
2011. - С. 64-68.
3. Алексеев, Н. Г. Концепция развития исследовательской деятельности учащихся/ Н. Г. Алексеев // Исследовательская работа школьников.-2009. - № 1. - С. 95.
4. Алексеев, Н.Г., Леонтович, А.В., Обухов, А.С., Фомина, Л.Ф.
Концепция развития исследовательской деятельности учащихся / Н.Г.Алексеев, А.В.Леонтович, А.С.Обухов, Л.Ф.
Фомина // Исследовательская работа школьников. - 2011.-№1. - С 24 - 33.
5. Андреева, Г. М. Методология научного исследования / Г. М. Андреева. - М.: Педагогика, 2012. - С. 29-34.
6. Белых, С. Л. Мотивация исследовательской деятельности учащихся / С. Л. Белых // Исследовательская работа школьников. - 2010. - № 18. - С. 68 -74.
7. Бережнова, Е. В. Основы учебно-исследовательской деятельности учащихся / Е. В. Бережнова, В. В. Краевский. - М.: Академия, 2008. - 315 с.
8. Богоявленская, Д. Б. Исследовательская деятельность как путь развития творческих способностей / Д. Б. Богоявленская // Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве: Сб.ст. - М., 2009. - С. 44-50.
9. Брыкова, О. В. Исследовательская деятельность в учебном процессе / О. В. Брыкова, Т. В. Громова. - М.: Чистые пруды, 2011. - С. 8-16.
10. Верига, С. В. Продуктивные формы организации исследовательской деятельности со школьниками / С. В. Верига // Исследовательская работа школьников. - 2008. - №3. - С. 41-43.
11. Гайфитулин, М. С. Проект «Исследователь» / М. С. Гайфитулин // Школьные технологии. - 2012. - № 3. - С. 102-104.
12. Головизнина, Н. Л. Учебно-исследовательская деятельность как перспективное средство воспитания творческой личности / Н. Л. Головизнина // Дополнительное образование. - 2012. - №8. - C. 6-10.
13. Дереклеева., Н. И. Научно-исследовательская работа в школе / Н. И. Дереклеева. - М.: Вербум-М, 2011. - 148 с.
14. Елекенова, Л. З. Сущностная характеристика понятия исследовательские умения школьников / Л. З. Елекенова // Вестник ПГУ -
2010. - № 4. - С. 26-30.
15. Запрудский, Н. И. Технология исследовательской деятельности учащихся: сущность и практическая реализация / Н. И. Запрудский // Физика: проблемы обучения. - 2011. - № 4. - С. 51-57.
16. Зимняя, И.А.Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования / И.А.Зимняя // Высшее образованиесегодня.-2003. -№ 5.- С.34-42
...