Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Формирование исследовательской компетенции учащихся начальной школы средствами курса «Я - исследователь»

Работа №98675

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы88
Год сдачи2017
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
166
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ 11
1.1. Исследовательская деятельность обучающихся: общая
характеристика, цели и задачи 11
1.2. Исследовательская компетенция обучающихся: понятие,
компоненты, значение, этапы формирования 21
1.3. Роль курса «Я - исследователь» в формировании исследовательской
компетенции у обучающихся начальной школы 28
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ БМАОУ «ГИМНАЗИЯ №5» 38
2.1. Анализ сформированности исследовательской компетенции у
обучающихся начальной школы БМАОУ «Гимназия №5» 38
2.2. Место и роль исследовательской работы обучающихся на уроках «Я
- исследователь» 49
2.3. Анализ результатов деятельности по формированию
исследовательской компетенции обучающихся в условиях преподавания курса «Я - исследователь» 55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 63
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 66
ПРИЛОЖЕНИЕ 74


Актуальность темы.
В содержании национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» говорится о перспективах в образовательной деятельности современной школы следующее: «Новая школа - это институт, соответствующий целям опережающего развития» [35].
Планируется, что в школе будет обеспечиваться не только изучение достижений прошлого, но большое внимание будет уделяться технологиям, которые пригодятся школьникам в будущем. Обучающиеся будут вовлекаться в исследовательские проекты и творческие занятия, для того чтобы научиться изобретать, понимать и осваивать новое, принимать самостоятельные решения, выражать собственные мысли, помогать друг другу, а так же формировать интересы и понимать возможности.
Необходимость приведения школьного образования в соответствие с временными потребностями, потребностями современного общества, характеризующегося изменчивостью, разнообразием имеющихся в нем связей, обширным внедрением информационных технологий обозначена в Федеральном Государственном Образовательном стандарте.
Учебно-исследовательская деятельность обучающихся является не настолько новой, но востребованной в обучении, так как направлена на формирование у учеников познавательной активности. Это обусловило введение в образовательный процесс общеобразовательных организаций методов и технологий на основе поисково-исследовательской деятельности обучающихся, включая и младших школьников.
Согласно бесчисленным исследованиям, младший школьный возраст содержит потенциал успешного формирования поисково-исследовательской деятельности. Это подтверждают работы Ю.З. Гильбуха, Л.С. Выготского, Ж. Пиаже В.В. Давыдова, Д.Б. Эльконина Е.Е. Кравцовой, и др.
О возможности успешного обучения элементам учебного исследования уже в начальной школе говорят данные современных отечественных исследований Л.П.Виноградовой, Н.Г. Алексеева, А.В. Леонтович, B.C. Мухиной, А.И. Савенкова, А.С. Обухова и др.
Именно поэтому важнейшей задачей образования и современного учителя становится подготовка ребенка к исследовательской деятельности, обучение его умениям и навыкам исследовательского поиска, а в результате - сформированность исследовательской компетенции [64,С.112].
По мнению А. И. Савенкова в школе уже много лет длится противодействие исследовательского обучения и традиционного. Все еще традиционное обучение базируется на репродуктивной деятельности, которая направлена на усвоение уже готовых знаний, а не на методах самостоятельного, творческого исследовательского поиска, который предусмотрен исследовательским обучением.
В итоге такого обучения у детей в значительной мере исчезает основная черта исследовательского поведения - поисковая активность. Результатом становится утрата таких свойств личности как любознательность, способность самостоятельно мыслить, делая в итоге почти невозможными процессы самообучения, самовоспитания, а значит и саморазвития [64,С.115].
Анализ практики и результатов учебно-исследовательской деятельности обучающихся показал, что больше всего учебно-исследовательская деятельность ориентирована на развитие функционального навыка научной работы, в то время как необходимо создать организационные педагогические условия для развития личности обучающегося.
Курс «Я-исследователь» располагает возможностями для формирования исследовательской компетенции обучающихся начальной школы. Для этого имеется комплекс организационно-педагогических условий, включающих организацию группового обучения в процессе формирования исследовательской компетенции обучающихся с учётом их способностей, познавательного интереса, мотивации; применение эффективных форм, методов, технологий; осуществление субъект - субъектных взаимодействий учителя и обучающихся.
Осмысление теоретических вопросов, связанных с определением педагогических условий, механизмов и средств формирования исследовательской компетенции обучающихся начальной школы позволило выявить противоречия:
-между общественно-детерминированными требованиями Федерального государственного образовательного стандарта к формированию исследовательской компетенции обучающихся и традиционно сложившейся практикой обучения в начальной школе.
-между необходимостью формирования исследовательской компетенции в начальной школе и эффективностью применяемых технологий.
Необходимость разрешения указанных противоречий определила проблему исследования, суть которой заключается в невозможности сформировать исследовательскую компетенцию у обучающихся начальной школы без ведения курса «Я - исследователь» и обоснования педагогических технологий для ее эффективного формирования в условиях реализации данного курса.
Актуальность и практическая значимость обусловила выбор темы исследования: «Формирование исследовательской компетенции учащихся начальной школы средствами курса «Я-исследователь»».
Цель исследования: обоснование возможности курса «Я- исследователь», как эффективного средства, позволяющего формировать исследовательскую компетенцию учащихся начальной школы и определение критериев, уровней сформированности исследовательской компетенции.
Объект исследования: процесс формирования исследовательской компетенции учащихся начальной школы.
Предмет исследования: теоретические и практические основы формирования исследовательской компетенции учащихся начальной школы средствами курса «Я-исследователь».
Гипотеза исследования - процесс формирования исследовательской компетенции учащихся начальной школы средствами курса «Я-исследователь» будет эффективным, если:
-выявлена сущность и структурные компоненты исследовательской компетенции;
-определены критерии оценки и уровни сформированности исследовательской компетенции;
-определены место и роль исследовательской работы обучающихся начальной школы на уроках «Я-исследователь»;
-отобраны методы и технологии, способствующие наиболее эффективному формированию исследовательской компетенции учащихся начальной школы на уроках «Я - исследователь».
Исходя из представленной цели исследования, определения объекта, предмета, гипотезы были сформулированы следующие задачи:
1. Изучить, систематизировать литературу по теме исследования.
2. Определить сущность и дать общую характеристику понятий «исследовательская деятельность», «исследовательская компетенция».
3. Определить структуру, уровни сформированности, критерии оценивания исследовательской компетенции.
4. Выявить место и роль исследовательской работы обучающихся начальной школы на уроках «Я-исследователь».
5. Отобрать методы и технологии, способствующие наиболее эффективному формированию исследовательской компетенции учащихся начальной школы на уроках «Я - исследователь» и проверить их эффективность в ходе опытно-поисковой работы.
Теоретико-методологическую основу исследования составили труды Л. С. Выготского, В. В. Давыдова, Л. В. Занкова, Н. Ф. Талызиной, И. С. Якиманской, Д. Б. Эльконина, обосновавших обучение, направленное на формирование умений добывать и применять полученные знания; значимость творческой исследовательской деятельности в школе подчеркивали И. А. Зимняя, Г. М. Андреева, А. М. Матюшкин; психологические основы организации учебно-исследовательской деятельности учащихся описаны А. Н. Поддьяковым,
A. И. Савенковым. Методологические аспекты исследовательской деятельности учащихся представлены в трудах А.В.Леонтовича, Л. А. Казанцевой, Г.В.Макотровой.
Теоретические аспекты организации учебно-исследовательской деятельности учащихся описаны в трудах отечественных педагогов
B. П. Вахтерова, Н. И. Новикова, Б. Е. Райкова, Л. Н. Толстого, К. Д. Ушинского и зарубежных Дж. Бруннер, А. Дистервег, Дж. Дьюи, Ж. Ж. Руссо, С. Френе, И. Песталоцци и др. Вопросы развития исследовательских умений рассматривались А. Г. Йодко, В. П. Ушачевым, О. И. Митрош. Использования исследовательских методов в обучении обоснованы в трудах И. Я. Лернера, М. И. Махмутова, М. Н. Скаткина.
Для проверки выдвинутой гипотезы и решения поставленных задач были использованы следующие методы:
Теоретические: анализ общенаучной, психолого-педагогической и методической литературы по теме исследования, анализ нормативной и учебно-методической документации по курсу «Я-исследователь», с целью выявления возможностей организации учебно-исследовательской деятельности обучающихся на основе системно-деятельностного подхода, обобщение, систематизация.
Эмпирические: наблюдение, обобщение педагогического опыта, анкетирование, тестирование, беседа, изучение продуктов деятельности.
Методы математической обработки данных: опытно¬экспериментальная работа.
Организация и база исследования: Березовское муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Гимназия №5»; Свердловская область, город Березовский. Исследование проводилось в 4-б классе, с сентября 2015года по март 2017года и включало два этапа.
На первом этапе (2015-2016 г.) осуществлен теоретический анализ существующих методологических подходов в философской, психолого-педагогической, научно-методической литературе по проблеме исследования; определены теоретические и методологические основания исследования; выделены проблема, объект, предмет, цель, задачи и методы исследования, разработан понятийный аппарат, составлен план работы.
На втором этапе (2016-2017г.) была проведена диагностика стартового уровня исследовательской компетенции обучающихся начальной школы, определены критерии и уровни сформированности исследовательской компетенции, исследованы эффективные средства формирования исследовательской компетенции на уроках «Я - исследователь», уточнена гипотеза, выводы, полученные в ходе опытно-поисковой работы, обобщены и систематизированы полученные результаты; оформлены материалы исследования.
Научно-теоретическая новизна исследования состоит в том, что:
-уточнено компонентное содержание понятие «исследовательская компетенция» применительно к проблеме ее формирования у обучающихся в свете ФГОС НОО. Исследовательская компетенция учащихся начальной школы рассматривается как способность средствами изучаемого предмета осуществлять исследовательскую деятельность, реализуемую через исследовательское поведение на основе знаний, навыков и умений, в соответствии с различными исследовательскими задачами и ситуациями в рамках той или иной области науки, которая выражается несколькими компонентами;
-выделены уровни сформированности исследовательской компетенции учащихся, позволяющие определить перспективы, достижения исследовательской компетентности.
-определены наиболее эффективные средства формирования исследовательской компетенции учащихся начальной школы на уроках «Я-исследователь» - технология проектно-исследовательской деятельности, взаимодействие с родителями.
Практическая значимость исследования состоит в том, что апробирован курс « Я - исследователь» как средство формирования исследовательской компетенции. Данные результаты могут быть использованы учителями начальных классов, что позволит спланировать внеурочную деятельность по достижению результата в формировании исследовательской компетенции в соответствии с требованиями ФГОС НОО
Основные положения, выносимые на защиту.
1. Осмыслено определение «исследовательская компетенция». Исследовательская компетенция учащихся начальной школы - способность средствами изучаемого предмета осуществлять исследовательскую деятельность, реализуемую через исследовательское поведение на основе знаний, навыков и умений, в соответствии с различными исследовательскими задачами и ситуациями в рамках той или иной области науки, которая выражается несколькими компонентами:
-мотивационно-личностный компонент,
-интеллектуально-творческий компонент,
- когнетивный компонент,
-действенно-операционный компонент.
2. Для отслеживания динамики развития исследовательской компетенции учащихся необходимо использовать соответствующие критерии и уровни их сформированности. На основе компонентов исследовательской компетенции были выявлены критерии и уровни их сформированности. В соответствии с критериями исследовательская компетенция может быть сформирована на 3 уровнях: начальном, достаточном (продуктивном), высоком (креативном).
3. Курс «Я-исследователь» является эффективным средством, позволяющим формировать исследовательскую компетенцию учащихся начальной школы. Результативность формирования исследовательской компетенции учащихся начальных классов определяется применяемыми педагогическими технологиями организации учебно-исследовательской деятельности на уроках «Я - исследователь». Проектно-исследовательская (проблемно-поисковая) технология является одной из эффективных технологий по формированию исследовательской компетенции, т.к. включает в себя применение педагогом исследовательских, проблемных, эвристических методов, алгоритмизацию этапов исследования, проведение коллективных, групповых, индивидуальных учебных исследований. Характерной чертой данной технологии является реализация педагогом модели «обучение через открытие.
Структура и объем работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы (82 источника). Работа содержит 6 таблиц,3 рисунка, 3 приложения. Общий объем работы- 88 страниц.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В связи с решением проблем современного образования осуществляется поиск содержания, новых форм, методов, средств обучения, обеспечивающих на практике широкие возможности самоактуализации, саморазвития и самореализации личности учащегося. Среди разнообразных направлений новых педагогических технологий уделяется внимание проектно-исследовательской деятельности, в процессе которой формируется исследовательская компетенция.
Данное исследование было посвящено проблеме формирования исследовательской компетенции учащихся начальной школы средствами курса «Я - исследователь». Актуальность исследования была продиктована регламентацией ФГОС НОО по обязательному формированию компетенций учащихся, в том числе и исследовательской компетенции.
Теоретический анализ позволил рассмотреть учебную исследовательскую деятельность школьников как целенаправленную, познавательную, творческую, мотивированную, активную и сознательную деятельность учащихся, которая по своей структуре соответствует этапам научной исследовательской деятельности. Учебная исследовательская деятельность школьников позволяет использовать методы познания на доступном для детей уровне с различной степенью самостоятельности, результатом которой является формирование познавательных мотивов, умений исследовательской деятельности, субъективное, новое для учащихся знание, личностное развитие.
В работе уточнено понятия «исследовательская компетенция учащихся», под которой понимается способность средствами изучаемого предмета осуществлять исследовательскую деятельность, реализуемую через исследовательское поведение на основе знаний, навыков и умений, в соответствии с различными исследовательскими задачами и ситуациями в рамках той или иной области науки, которая выражается несколькими компонентами;
Формирование исследовательской компетенции обучающихся включает в себя четыре основных компонента: мотивационно - личностный, интеллектуально - творческий, когнитивный и действенно - операционный.
В первой главе нами было определено, что исследовательская компетенция состоит из трех составляющих: когнитивная, технологическая, личностная. Исходя из этого, мы выделили, что каждая из трех составляющих содержит определенные компетенции, в совокупности которые и дают нам представление о сформированности исследовательской компетенции в целом. На основе этого были определены критерии и уровни сформированности исследовательской компетенции (исходный, начальный, достаточный, высокий).
Одним из способов превращения ученика в субъект учебной деятельности является его участие в исследовательской деятельности. Именно в начальной школе должен закладываться фундамент знаний, умений и навыков активной, творческой, самостоятельной деятельности учащихся, приёмов анализа, синтеза и оценки результатов своей деятельности.
Курс «Я-исследователь» позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный подходы. Роль курса «Я-исследователь» заключается в том, что учащиеся получают возможность посмотреть на различные проблемы с позиции ученых, ощутить весь спектр требований к учебному исследованию и
соответственно позволяет формировать исследовательскую компетенцию, учитывая, те результаты обучения, которые отражены в ФГОС.
В рамках исследования была проведена опытно- поисковая работа по формированию исследовательской компетенции учащихся начальной школы.
Исследовательская работа осуществлялась в 4-б классе БМАОУ «Гимназия №5» путем реализации программы курса «Я - исследователь». На констатирующем этапе опытно- поисковой работы определялась оценка исходных позиций сформированности исследовательской компетенции учащихся. Проведенное диагностическое исследование показало, что 46 % обучающихся находится на начальном уровне,50 % на достаточном. Для оценки уровня сформированности исследовательской компетенции
использовались, опросники, анализ продуктов деятельности, педагогическое наблюдение.
Анализируя результативность работы в рамках курса «Я - исследователь» можно сделать следующий вывод: уровень сформированности исследовательской компетенции у обучающихся повысился. По данным анализа итоговой проверки уровня сформированности исследовательской компетенции обучаемые показали: усвоение алгоритма научного исследования, значительное расширение кругозора в предметных областях, владение универсальными способами учебной деятельности, способность к саморазвитию, анализу, целеполаганию, организации, контролю и самооценке. В процессе работы обучающиеся приобрели социальный опыт в труде и общении.
Таким образом, проведенное нами исследование показало, что процесс формирования исследовательской компетенции с использованием технологии проектно-исследовательской деятельности, в рамках курса «Я - исследователь», будет эффективным. У учащихся повышается способность осуществлять исследовательскую деятельность в соответствии с различными исследовательскими задачами и ситуациями, так как технология проектно-исследовательской деятельности - это учебная деятельность, мотивированная для ученика, разнообразная по содержанию, основанная на определенном алгоритме, программе, системе взаимодействия участников педагогического процесса.



1. Адаховский, Б. А. Научное общество учащихся - содействие развитию пытливого взгляда не мир / Б. А. Адаховский // Исследовательская работа школьников. - 2008. - № 4. - С. 113-114.
2. Алексеев, Н. Г. Критерии эффективности обучения учащихся исследовательской деятельности / Н. Г. Алексеев // Развитие исследовательской деятельности учащихся: Метод. Сб. - №3. -
2011. - С. 64-68.
3. Алексеев, Н. Г. Концепция развития исследовательской деятельности учащихся/ Н. Г. Алексеев // Исследовательская работа школьников.-2009. - № 1. - С. 95.
4. Алексеев, Н.Г., Леонтович, А.В., Обухов, А.С., Фомина, Л.Ф.
Концепция развития исследовательской деятельности учащихся / Н.Г.Алексеев, А.В.Леонтович, А.С.Обухов, Л.Ф.
Фомина // Исследовательская работа школьников. - 2011.-№1. - С 24 - 33.
5. Андреева, Г. М. Методология научного исследования / Г. М. Андреева. - М.: Педагогика, 2012. - С. 29-34.
6. Белых, С. Л. Мотивация исследовательской деятельности учащихся / С. Л. Белых // Исследовательская работа школьников. - 2010. - № 18. - С. 68 -74.
7. Бережнова, Е. В. Основы учебно-исследовательской деятельности учащихся / Е. В. Бережнова, В. В. Краевский. - М.: Академия, 2008. - 315 с.
8. Богоявленская, Д. Б. Исследовательская деятельность как путь развития творческих способностей / Д. Б. Богоявленская // Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве: Сб.ст. - М., 2009. - С. 44-50.
9. Брыкова, О. В. Исследовательская деятельность в учебном процессе / О. В. Брыкова, Т. В. Громова. - М.: Чистые пруды, 2011. - С. 8-16.
10. Верига, С. В. Продуктивные формы организации исследовательской деятельности со школьниками / С. В. Верига // Исследовательская работа школьников. - 2008. - №3. - С. 41-43.
11. Гайфитулин, М. С. Проект «Исследователь» / М. С. Гайфитулин // Школьные технологии. - 2012. - № 3. - С. 102-104.
12. Головизнина, Н. Л. Учебно-исследовательская деятельность как перспективное средство воспитания творческой личности / Н. Л. Головизнина // Дополнительное образование. - 2012. - №8. - C. 6-10.
13. Дереклеева., Н. И. Научно-исследовательская работа в школе / Н. И. Дереклеева. - М.: Вербум-М, 2011. - 148 с.
14. Елекенова, Л. З. Сущностная характеристика понятия исследовательские умения школьников / Л. З. Елекенова // Вестник ПГУ -
2010. - № 4. - С. 26-30.
15. Запрудский, Н. И. Технология исследовательской деятельности учащихся: сущность и практическая реализация / Н. И. Запрудский // Физика: проблемы обучения. - 2011. - № 4. - С. 51-57.
16. Зимняя, И.А.Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования / И.А.Зимняя // Высшее образованиесегодня.-2003. -№ 5.- С.34-42
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ