Формирование речевых этикетных умений у детей старшего дошкольного возраста
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ РЕЧЕВЫХ ЭТИКЕТНЫХ УМЕНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 7
1.1. Психолого-педагогические особенности формирования речевых
этикетных умений у детей дошкольного возраста 7
1.2. Лингво-методические особенности формирования речевых
этикетных умений у детей дошкольного возраста 15
1.3. Методы и приемы формирования речевых этикетных умений
у детей дошкольного возраста 22
1.4. Анализ ФГОС и образовательных программ ДОУ по проблеме
формирования этикетной речи у детей дошкольного возраста 31
ГЛАВА 2. ПРОЕКТИРОВОЧНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ РЕЧЕВЫХ ЭТИКЕТНЫХ УМЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 39
2.1. Исследование первоначального уровня сформированности
речевых этикетных умений у детей старшего дошкольного возраста 39
2.2. Создание организационно-педагогических условий для
формирования речевых этикетных умений у старших дошкольников.... 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 61
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 65
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 74
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 77
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ РЕЧЕВЫХ ЭТИКЕТНЫХ УМЕНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 7
1.1. Психолого-педагогические особенности формирования речевых
этикетных умений у детей дошкольного возраста 7
1.2. Лингво-методические особенности формирования речевых
этикетных умений у детей дошкольного возраста 15
1.3. Методы и приемы формирования речевых этикетных умений
у детей дошкольного возраста 22
1.4. Анализ ФГОС и образовательных программ ДОУ по проблеме
формирования этикетной речи у детей дошкольного возраста 31
ГЛАВА 2. ПРОЕКТИРОВОЧНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ РЕЧЕВЫХ ЭТИКЕТНЫХ УМЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 39
2.1. Исследование первоначального уровня сформированности
речевых этикетных умений у детей старшего дошкольного возраста 39
2.2. Создание организационно-педагогических условий для
формирования речевых этикетных умений у старших дошкольников.... 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 61
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 65
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 74
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 77
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
Актуальность работы заключается в том, что в последние годы не только практикующие специалисты, но и просто неравнодушные люди отмечают значительное снижение уровня сформированности этикетной речи у детей и подростков. Речевой этикет - это регулирующие правила речевого поведения, система национально специфичных стереотипных, устойчивых формул общения, принятых и предписанных обществом для установления контактов собеседников, поддержания и прерывания контакта избранной тональности. Соблюдение речевого этикета является основой культуры общения. Грамотное использование этикетной речи способствует установлению контакта между собеседниками, поддержанию общения в вежливой тональности, облегчает взаимопонимание между людьми.
В соответствии с ФГОС содержание образовательной области «Речевое развитие» направлено на достижение целей взаимодействия с окружающими людьми: развитие свободного общения со взрослыми и детьми ;развитие всех компонентов устрой речи детей; практическое овладение воспитанниками нормами речи. Формирование навыков этикетной речи - важная часть воспитания детей старшего дошкольного возраста, так как в этот период происходит активное развитие нравственных качеств личности. Соответственно, освоение этикетной речи происходит в единстве с изучением общих правил культурного и нравственного поведения.
Степень разработанности проблемы исследования. И.И. Иванец, И.Н. Курочкина, А.И. Савостьянов считали обращение к речевой культуре личности возрождением через приобщение ребенка к ценностям культуры. Н.И. Лепская, М.И. Лисина, Ф.А. Сохин, О.С. Ушакова и др. доказывали, что дети не могут самостоятельно освоить речевые нормы. Необходимость раннего формирования этикета речевого общения подчеркивали педагоги Г.М. Лямина, С.В. Петерина, Р.М. Чумичева и др.
Проблему изучения речевого этикета у взрослых и детей поднимали в своих трудах А.А. Акишина, Т.А. Ладыженская. Они считали речевой этикет формулой хорошего тона, которая обеспечивает установление доброжелательных взаимоотношений. Лингвистическое образование детей исследовали такие представители методической науки, как Ф.А. Сохин, О.С. Ушакова, Т.М. Юртайкина и др. Они полагают, что, осваивая лексику этикета, дети усваивают культурно-речевые эталоны, характерные для культурной среды, в которой он живет.
Анализ научно-методической литературы по теме исследования показал недостаточный уровень работы в ДОУ по формированию навыков этикетной речи дошкольников: не учитываются психолого-педагогические особенности формирования этикетной речи дошкольников; используются недостаточно эффективные методы и приемы, способствующие формированию речевого этикета; в широкой педагогической практике недостаточно разработаны программы, способствующие формированию навыков этикетной речи в старшем дошкольном возрасте.
Итак, целью нашего исследования является разработка комплекса организационно-педагогических условий, способствующих формированию речевых этикетных умений у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1. Изучить теоретико-методологические подходы к формированию речевых этикетных умений у детей.
2. Рассмотреть психолого-педагогические особенности и
методические основы формирования речевых этикетных умений в старшем дошкольном возрасте.
3. Подготовить и апробировать программу «Волшебные слова», способствующую созданию условий для формирования речевых этикетных умений у старших дошкольников.
Объект исследования: процесс формирования речевых этикетных умений у детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: Процесс формирования речевого этикета у детей старшего дошкольного возраста.
Теоретико-методологическая основа исследования: положения о закономерностях усвоения языка и речи в единстве с различными сторонами психического развития Л.С. Выготского, П.Я. Гальперина, А.Н. Леонтьева, А.Р. Лурии, С.Л. Рубинштейна и др.; теория речевой деятельности.
Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, М.Р. Львова; теоретические аспекты организации коммуникативной деятельности детей дошкольного возраста Л.И. Божович, А.В. Запорожца, А.А. Люблинской, М.И. Лисиной, А.Г. Рузской; работы, посвященные этическим проблемам общения в педагогике и психологии, Л.В. Артемовой, В.Н. Мясищева, А.А. Бодалева, Я.Л. Коломинского и др.
Методы исследования: анализ и обобщение научно-методической литературы, педагогическая диагностика по методикам: «Знание речевого этикета», «Изучение осознания детьми формул речевого этикета», «Наблюдение за использованием речевых этикетных умений в повседневной жизни».
Практическая значимость. Результаты исследования и программа «Волшебные слова», способствующая созданию условий для формирования речевых этикетных умений у старших дошкольников, могут быть использованы для групповой работы в детском саду и альтернативных учреждений для дошкольников, в том числе и с социально-реабилитационной направленностью.
База исследования: исследовательская деятельность по изучению формирования навыков этикетной речи проводилась в три этапа на базе МАДОУ «Детский сад «Колобок» пос. Рефтинский с воспитанниками старшей группы. Количество детей - 20 (12 мальчиков и 8 девочек), возраст 6-6,5 лет.
Структура ВКР. Работа состоит из введения, основной части, включающей 2 главы, 6 параграфов, заключения, списка литературы и приложений.
В соответствии с ФГОС содержание образовательной области «Речевое развитие» направлено на достижение целей взаимодействия с окружающими людьми: развитие свободного общения со взрослыми и детьми ;развитие всех компонентов устрой речи детей; практическое овладение воспитанниками нормами речи. Формирование навыков этикетной речи - важная часть воспитания детей старшего дошкольного возраста, так как в этот период происходит активное развитие нравственных качеств личности. Соответственно, освоение этикетной речи происходит в единстве с изучением общих правил культурного и нравственного поведения.
Степень разработанности проблемы исследования. И.И. Иванец, И.Н. Курочкина, А.И. Савостьянов считали обращение к речевой культуре личности возрождением через приобщение ребенка к ценностям культуры. Н.И. Лепская, М.И. Лисина, Ф.А. Сохин, О.С. Ушакова и др. доказывали, что дети не могут самостоятельно освоить речевые нормы. Необходимость раннего формирования этикета речевого общения подчеркивали педагоги Г.М. Лямина, С.В. Петерина, Р.М. Чумичева и др.
Проблему изучения речевого этикета у взрослых и детей поднимали в своих трудах А.А. Акишина, Т.А. Ладыженская. Они считали речевой этикет формулой хорошего тона, которая обеспечивает установление доброжелательных взаимоотношений. Лингвистическое образование детей исследовали такие представители методической науки, как Ф.А. Сохин, О.С. Ушакова, Т.М. Юртайкина и др. Они полагают, что, осваивая лексику этикета, дети усваивают культурно-речевые эталоны, характерные для культурной среды, в которой он живет.
Анализ научно-методической литературы по теме исследования показал недостаточный уровень работы в ДОУ по формированию навыков этикетной речи дошкольников: не учитываются психолого-педагогические особенности формирования этикетной речи дошкольников; используются недостаточно эффективные методы и приемы, способствующие формированию речевого этикета; в широкой педагогической практике недостаточно разработаны программы, способствующие формированию навыков этикетной речи в старшем дошкольном возрасте.
Итак, целью нашего исследования является разработка комплекса организационно-педагогических условий, способствующих формированию речевых этикетных умений у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1. Изучить теоретико-методологические подходы к формированию речевых этикетных умений у детей.
2. Рассмотреть психолого-педагогические особенности и
методические основы формирования речевых этикетных умений в старшем дошкольном возрасте.
3. Подготовить и апробировать программу «Волшебные слова», способствующую созданию условий для формирования речевых этикетных умений у старших дошкольников.
Объект исследования: процесс формирования речевых этикетных умений у детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: Процесс формирования речевого этикета у детей старшего дошкольного возраста.
Теоретико-методологическая основа исследования: положения о закономерностях усвоения языка и речи в единстве с различными сторонами психического развития Л.С. Выготского, П.Я. Гальперина, А.Н. Леонтьева, А.Р. Лурии, С.Л. Рубинштейна и др.; теория речевой деятельности.
Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, М.Р. Львова; теоретические аспекты организации коммуникативной деятельности детей дошкольного возраста Л.И. Божович, А.В. Запорожца, А.А. Люблинской, М.И. Лисиной, А.Г. Рузской; работы, посвященные этическим проблемам общения в педагогике и психологии, Л.В. Артемовой, В.Н. Мясищева, А.А. Бодалева, Я.Л. Коломинского и др.
Методы исследования: анализ и обобщение научно-методической литературы, педагогическая диагностика по методикам: «Знание речевого этикета», «Изучение осознания детьми формул речевого этикета», «Наблюдение за использованием речевых этикетных умений в повседневной жизни».
Практическая значимость. Результаты исследования и программа «Волшебные слова», способствующая созданию условий для формирования речевых этикетных умений у старших дошкольников, могут быть использованы для групповой работы в детском саду и альтернативных учреждений для дошкольников, в том числе и с социально-реабилитационной направленностью.
База исследования: исследовательская деятельность по изучению формирования навыков этикетной речи проводилась в три этапа на базе МАДОУ «Детский сад «Колобок» пос. Рефтинский с воспитанниками старшей группы. Количество детей - 20 (12 мальчиков и 8 девочек), возраст 6-6,5 лет.
Структура ВКР. Работа состоит из введения, основной части, включающей 2 главы, 6 параграфов, заключения, списка литературы и приложений.
Целью нашего исследования являлось формирование речевых этикетных умений у детей старшего дошкольного возраста. Теоретико-методологической основой исследования стали положения о закономерностях усвоения языка и речи в единстве с различными сторонами психического развития Л.С. Выготского, П.Я. Гальперина, А.Н. Леонтьева, А.Р. Лурия, С.Л. Рубинштейна и др.; теории речевой деятельности Л.С. Выготского, Н.А. Леонтьева, М.Р. Львова; теоретические аспекты организации коммуникативной деятельности детей дошкольного возраста Л.И. Божович, А.В. Запорожца, А.А. Люблинской, М.И. Лисиной, А.Г. Рузской; работы, посвященные этическим проблемам общения в педагогике и психологии Л.В. Артемовой, Д.А. Исмаиловой, В.Н. Мясищева, А.А. Бодалева, Я.Л. Коломинского и др.
Этикетная речь - это правила речевого поведения, система национального речевого поведения, система национально специфичных стереотипных, устойчивых формул общения, принятых и предписанных обществом для установления контакта собеседников, поддержания и прерывания контакта в избранной тональности. К факторам, определяющим формирование этикетной речи относятся: социально-психологические и индивидуальные особенности партнеров и ситуация общения. Основными умениями этикетной речи дошкольников являются: употребление
разнообразных формул речевого этикета; разворачивание формул речевого этикета за счет обращений и мотивировок; проявление доброжелательности к окружающим, используя интонацию, мимику, жесты. Умения этикетной речи - это высокая степень освоенности формул речевого этикета, их адекватное применение, а также осознанное соблюдение правил этикета.
В старшем дошкольном возрасте происходит совершенствования всех психофизиологических функций, возникают сложные личностные новообразования. Старшие дошкольники осознают особенности своего поведения, а в результате усвоение общепринятых норм и правил, используют их в качестве мерок для оценки себя и окружающих. Развитие речи в этот период достигает высокого уровня: улучшается звукопроизношение, повышается не только количество, но и качество словарного запаса, обогащается лексика, завершается освоение грамматической системы языка. Формирование умения этикетной речи у старших дошкольников опирается на современное понимание речевой коммуникации как культурного речевого действия диалогового характера, направленного на субъект или объект коммуникации с целью сообщения информации о себе, другом или оценки. Развитие этикетной речи происходит циклично: изучение правила; формирование понимания его необходимости; применение правила в действии. Формирование умения этикетной речи будет успешным при использовании следующих методов и приемов: приучение, упражнения; психологические ситуации; поощрение; наказание в форме осуждения; пример для подражания; словесные методы; объяснение; диалог; игры; искусство; комплименты; творчество. Работа по обогащению и активизации словаря детей за счет формул и выражений речевого этикета проводится в последовательности, определяемой логикой усвоения речевого материала от восприятия средств речевого этикета - к их репродуктивному воспроизведению, затем к самостоятельному использованию средств речевого этикета в играх и перенос в повседневное общение.
Анализ существующих программ дошкольного образования показал, что развитию умений этикетной речи уделяется недостаточно внимания. «Программа развития речи детей дошкольного возраста», в основу которой положены представления о закономерностях речевого развития дошкольников, Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина, А.А. Леонтьева, Ф.А. Сохина, А.М. Шахнаровича наиболее полно отражает возможности развития этикетной речи дошкольников как составной части общего речевого и коммуникативного развития. В требования к высокому уровню развития речи дошкольников включены критерии развития этикетной речи: развитая культура общения, умение вступать в контакт и вести диалог с взрослыми и сверстниками, знание норм и правил речевого этикета, умение пользоваться ими в зависимости от ситуации.
Следовательно, при формировании умений этикетной речи старших дошкольников важно учитывать требования к развитию речи в соответствии с ФГОС. Необходимо творчески использовать основные положения «Программы развития речи детей дошкольного возраста», касающиеся развития этикетной речи. При разработке занятий учитывать ролевой принцип подхода Н.Е. Богуславской и Н.А. Купиной, а также концептуальные основы программы «Детская риторика» Т.А. Ладыженской. Включить в практические занятия примеры речевых этикетных ситуаций Н.И. Формановской Формирование умений этикетной речи необходимо осуществлять в игровой форме, с использованием воспитательного воздействия художественной литературы, музыкального и художественного искусства.
Исследование по изучению формирования речевых этикетных умений проводилась в три этапа на базе МАДОУ «Детский сад «Колобок» пос. Рефтинский с воспитанниками старшей группы. Количество детей - 20 (12 мальчиков и 8 девочек), возраст 6-6,5 лет.
Педагогическая диагностика проводилась по методикам: «Знание речевого этикета», «Изучение осознания детьми формул речевого этикета», «Наблюдение за использованием речевых этикетных умений в повседневной жизни». Целью диагностического обследования старших дошкольников является определение уровня сформированности речевых этикетных умений. Мы изучали у старших дошкольников: знание разнообразных формул речевого этикета по каждой типичной ситуации общения; осознанное и адекватное применение формул речевого этикета; умение использования этикетной речи в повседневной жизни; умение произносить этикетные формулы эмоционально и доброжелательно, подчеркивая вежливость мимикой, движением и другими неречевыми средствами.
По результатам первичной диагностики мы сделали вывод, что умения этикетной речи сформированы у воспитанников старшей группы недостаточно. Несмотря на имеющиеся знания о правилах поведения, дети не умеют их осознано и адекватно применить на практике, в повседневной жизни. Следовательно, дети нуждаются в педагогической развивающей работе, направленной на осознание норм и правил этикетной речи, а также в тренировке применения полученных умений.
Для повышения уровня сформированности речевых этикетных умений мы разработали программу для старших дошкольников «Волшебные слова». Ее цель: создание условий, способствующих формированию речевых этикетных умений у старших дошкольников. В программе были использованы методические принципы обучения: взаимосвязь сенсорного, умственного и речевого развития детей; коммуникативно-деятельностный подход; развитие языкового чутья; формирование элементарного осознания явлений языка; взаимосвязи работы над различными сторонами речи; обогащения мотивации речевой деятельности; обеспечения активной речевой практики.
Организационно-педагогическими условиями для успешной реализации программы являются: комплексный подход в обучении, предполагающий организацию процесса формирования речевых этикетных умений с учетом интеграции разных видов деятельности; применение адекватных и эффективных форм и методов работы с учетом условий личностного и социально-нравственного развития ребенка; активное использование художественной литературы; закрепление умения этикетной речи с использованием специальных педагогических ситуаций и моделирования; сочетание педагогического руководства, обладающего высокой коммуникативной культурой с развитием детской инициативы и самодеятельности; объединение всех участников образовательного процесса в процесс формирования речевых этикетных умений и соблюдение принципов обучения и речевого этикета.
После проведения работы по программе «Волшебные слова» мы провели повторную диагностику детей старшей группы. По ее результатам все воспитанники улучшили свои результаты по всем показателям сформированности речевых этикетных умений. Дети хорошо знают разнообразные формулы речевого этикета по каждой типичной ситуации общения и достаточно осознанно и адекватно применяют их. Умеют произносить их достаточно эмоционально и доброжелательно, подчеркивая вежливость мимикой, движением и другими неречевыми средствами. Родители компетентны в вопросах формирования речевых этикетных умений, активно участвуют в совместной деятельности по активизации речевого развития детей. Тем не менее, умения использования этикетной речи в повседневной жизни развиты недостаточно. В целом, общий уровень сформированности речевых этикетных умений в группе - средний, соответственно, начатую работу необходимо продолжать, правильному использованию навыков этикетной речи в повседневной жизни.
Таким образом, если ребенок в дошкольном возрасте усвоит этикетную речь, то это будет важной составляющей его личностных качеств, а также неоспоримым достоинством при установлении межличностных и деловых контактов.
Этикетная речь - это правила речевого поведения, система национального речевого поведения, система национально специфичных стереотипных, устойчивых формул общения, принятых и предписанных обществом для установления контакта собеседников, поддержания и прерывания контакта в избранной тональности. К факторам, определяющим формирование этикетной речи относятся: социально-психологические и индивидуальные особенности партнеров и ситуация общения. Основными умениями этикетной речи дошкольников являются: употребление
разнообразных формул речевого этикета; разворачивание формул речевого этикета за счет обращений и мотивировок; проявление доброжелательности к окружающим, используя интонацию, мимику, жесты. Умения этикетной речи - это высокая степень освоенности формул речевого этикета, их адекватное применение, а также осознанное соблюдение правил этикета.
В старшем дошкольном возрасте происходит совершенствования всех психофизиологических функций, возникают сложные личностные новообразования. Старшие дошкольники осознают особенности своего поведения, а в результате усвоение общепринятых норм и правил, используют их в качестве мерок для оценки себя и окружающих. Развитие речи в этот период достигает высокого уровня: улучшается звукопроизношение, повышается не только количество, но и качество словарного запаса, обогащается лексика, завершается освоение грамматической системы языка. Формирование умения этикетной речи у старших дошкольников опирается на современное понимание речевой коммуникации как культурного речевого действия диалогового характера, направленного на субъект или объект коммуникации с целью сообщения информации о себе, другом или оценки. Развитие этикетной речи происходит циклично: изучение правила; формирование понимания его необходимости; применение правила в действии. Формирование умения этикетной речи будет успешным при использовании следующих методов и приемов: приучение, упражнения; психологические ситуации; поощрение; наказание в форме осуждения; пример для подражания; словесные методы; объяснение; диалог; игры; искусство; комплименты; творчество. Работа по обогащению и активизации словаря детей за счет формул и выражений речевого этикета проводится в последовательности, определяемой логикой усвоения речевого материала от восприятия средств речевого этикета - к их репродуктивному воспроизведению, затем к самостоятельному использованию средств речевого этикета в играх и перенос в повседневное общение.
Анализ существующих программ дошкольного образования показал, что развитию умений этикетной речи уделяется недостаточно внимания. «Программа развития речи детей дошкольного возраста», в основу которой положены представления о закономерностях речевого развития дошкольников, Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина, А.А. Леонтьева, Ф.А. Сохина, А.М. Шахнаровича наиболее полно отражает возможности развития этикетной речи дошкольников как составной части общего речевого и коммуникативного развития. В требования к высокому уровню развития речи дошкольников включены критерии развития этикетной речи: развитая культура общения, умение вступать в контакт и вести диалог с взрослыми и сверстниками, знание норм и правил речевого этикета, умение пользоваться ими в зависимости от ситуации.
Следовательно, при формировании умений этикетной речи старших дошкольников важно учитывать требования к развитию речи в соответствии с ФГОС. Необходимо творчески использовать основные положения «Программы развития речи детей дошкольного возраста», касающиеся развития этикетной речи. При разработке занятий учитывать ролевой принцип подхода Н.Е. Богуславской и Н.А. Купиной, а также концептуальные основы программы «Детская риторика» Т.А. Ладыженской. Включить в практические занятия примеры речевых этикетных ситуаций Н.И. Формановской Формирование умений этикетной речи необходимо осуществлять в игровой форме, с использованием воспитательного воздействия художественной литературы, музыкального и художественного искусства.
Исследование по изучению формирования речевых этикетных умений проводилась в три этапа на базе МАДОУ «Детский сад «Колобок» пос. Рефтинский с воспитанниками старшей группы. Количество детей - 20 (12 мальчиков и 8 девочек), возраст 6-6,5 лет.
Педагогическая диагностика проводилась по методикам: «Знание речевого этикета», «Изучение осознания детьми формул речевого этикета», «Наблюдение за использованием речевых этикетных умений в повседневной жизни». Целью диагностического обследования старших дошкольников является определение уровня сформированности речевых этикетных умений. Мы изучали у старших дошкольников: знание разнообразных формул речевого этикета по каждой типичной ситуации общения; осознанное и адекватное применение формул речевого этикета; умение использования этикетной речи в повседневной жизни; умение произносить этикетные формулы эмоционально и доброжелательно, подчеркивая вежливость мимикой, движением и другими неречевыми средствами.
По результатам первичной диагностики мы сделали вывод, что умения этикетной речи сформированы у воспитанников старшей группы недостаточно. Несмотря на имеющиеся знания о правилах поведения, дети не умеют их осознано и адекватно применить на практике, в повседневной жизни. Следовательно, дети нуждаются в педагогической развивающей работе, направленной на осознание норм и правил этикетной речи, а также в тренировке применения полученных умений.
Для повышения уровня сформированности речевых этикетных умений мы разработали программу для старших дошкольников «Волшебные слова». Ее цель: создание условий, способствующих формированию речевых этикетных умений у старших дошкольников. В программе были использованы методические принципы обучения: взаимосвязь сенсорного, умственного и речевого развития детей; коммуникативно-деятельностный подход; развитие языкового чутья; формирование элементарного осознания явлений языка; взаимосвязи работы над различными сторонами речи; обогащения мотивации речевой деятельности; обеспечения активной речевой практики.
Организационно-педагогическими условиями для успешной реализации программы являются: комплексный подход в обучении, предполагающий организацию процесса формирования речевых этикетных умений с учетом интеграции разных видов деятельности; применение адекватных и эффективных форм и методов работы с учетом условий личностного и социально-нравственного развития ребенка; активное использование художественной литературы; закрепление умения этикетной речи с использованием специальных педагогических ситуаций и моделирования; сочетание педагогического руководства, обладающего высокой коммуникативной культурой с развитием детской инициативы и самодеятельности; объединение всех участников образовательного процесса в процесс формирования речевых этикетных умений и соблюдение принципов обучения и речевого этикета.
После проведения работы по программе «Волшебные слова» мы провели повторную диагностику детей старшей группы. По ее результатам все воспитанники улучшили свои результаты по всем показателям сформированности речевых этикетных умений. Дети хорошо знают разнообразные формулы речевого этикета по каждой типичной ситуации общения и достаточно осознанно и адекватно применяют их. Умеют произносить их достаточно эмоционально и доброжелательно, подчеркивая вежливость мимикой, движением и другими неречевыми средствами. Родители компетентны в вопросах формирования речевых этикетных умений, активно участвуют в совместной деятельности по активизации речевого развития детей. Тем не менее, умения использования этикетной речи в повседневной жизни развиты недостаточно. В целом, общий уровень сформированности речевых этикетных умений в группе - средний, соответственно, начатую работу необходимо продолжать, правильному использованию навыков этикетной речи в повседневной жизни.
Таким образом, если ребенок в дошкольном возрасте усвоит этикетную речь, то это будет важной составляющей его личностных качеств, а также неоспоримым достоинством при установлении межличностных и деловых контактов.
Подобные работы
- ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ РЕЧЕВЫХ ЭТИКЕТНЫХ УМЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ВОЗРАСТА
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4925 р. Год сдачи: 2018 - Организация взаимодействия семьи и дошкольной образовательной организации в процессе формирования навыков этикетной речи у детей старшего дошкольного возраста при ознакомлении с литературой
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019 - Формирование навыков этикетной речи у детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4240 р. Год сдачи: 2017 - Формирование навыков этикетной речи у детей старшего дошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2017 - Формирование навыков этикетной речи у детей старшего дошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019 - Организация деятельности педагога по формированию основ речевого этикетного поведения у детей среднего дошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4390 р. Год сдачи: 2017 - Игры и этюды как средство воспитания речевого этикета у детей старшего дошкольного возраста
Курсовые работы, дошкольное образование. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2020 - Организация деятельности педагога по формированию навыков этикетной речи у старшего дошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4215 р. Год сдачи: 2018 - Формирование представлений об этикете внешнего вида у детей
старшего дошкольного возраста посредством наглядного моделирования
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2024



