Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Формирование управленческих умений обучающихся в процессе изучения базового междисциплинарного учебного курса

Работа №98655

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы121
Год сдачи2017
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
100
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ УМЕНИЙ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ БАЗОВОГО МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОГО УЧЕБНОГО
КУРСА 11
1.1. Значение формирования управленческих умений для
обучающихся 11
1.2. Способы и методы формирования управленческих навыков
обучающихся в процессе изучения междисциплинарного курса 20
1.3. Роль междисциплинарного курса в процессе формирования
управленческих умений обучающихся 30
ГЛАВА 2. РЕЗУЛЬТАТЫ ОПЫТНО-ПОИСКОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПО ФОРМИРОВАНИЮ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ НАВЫКОВ
В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ БАЗОВОГО МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОГО
КУРСА В УСЛОВИЯХ ТЕХНИКУМА 44
2.1. Анализ сформированности у обучающихся управленческих умений
в процессе обучения в ГБПОУ СО «Верхнепышминский механико-технологический техникум «Юность» 44
2.2. Анализ результатов сформированности основных компонентов
управленческих навыков в процессе изучения учебной дисциплины «Управление коллективом исполнителей» 54
2.3. Методические рекомендации преподавателям среднего
профессионального образования по формированию управленческих умений у обучающихся техникума 62
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 74
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 85
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Программа профессионального модуля 112
ПРИЛОЖЕНИЕ 2. Дифференциально-диагностический опросник
(ДДО), автор Е.А.Климов 117
ПРИЛОЖЕНИЕ 3. Опросник «Коммуникативные и организаторские
способности», авторы В.В. Синявский, В.А. Федрошин (КОС) 118




Социально-экономические преобразования в нашей стране кардинальным образом изменили направления развития профессионального образования. Сегодня к профессиональной квалификации выпускников профессиональных образовательных организаций среднего профессионального образования предъявляются высокие требования по решению производственных задач, формированию личности с высоким уровнем управленческих умений и навыков, которые позволят быстро адаптироваться к изменяющимся социально-экономическим условиям. Перед системой среднего профессионального образования стоит задача повышения качества подготовки будущих специалистов, предполагающая высокий уровень управленческой компетенции выпускников, соответствие их профессиональных качеств требованиям общества, готовность к самообразованию и самосовершенствованию.
Федеральные государственные образовательные стандарты среднего профессионального образования (ФГОС СПО) третьего поколения ориентированы на выработку у студентов компетенций, которые позволят выпускнику стать конкурентоспособным на рынке труда. От системы среднего профессионального образования требуется внедрение новых педагогических технологий, позволяющих готовить специалиста способного участвовать в управленческой деятельности организации, структурного подразделения, решении организационно-технических, информационных, экономических, кадровых и других вопросах организации, умеющего эффективно решать оперативные и стратегические задачи. Поэтому задача педагога - научиться ориентироваться в широком спектре современных инновационных технологий, выбирать те из них, которые отвечают требованиям времени и способствуют формированию управленческих умений будущего специалиста, этим и обусловлена актуальность темы исследования.
В условиях модернизации системы профессионального образования, когда, в рамках компетентностного подхода, пересматриваются прежние технологии обучения, идет поиск новых идей, актуальным становится поиск новых подходов к развитию управленческих умений.
Идеи компетентностного подхода находят нормативно-правовое подтверждение в федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации», «Концепции модернизации российского образования на период до 2020 года», ФГОС СПО.
Значимость формирования управленческих умений подтверждается многочисленными исследованиями в нашей стране: вопросам анализа профессиональной деятельности, рассмотрению ее содержания и структуры посвящены работы С.И. Архангельского, P.B. Габдреева, Е.А. Климова и др. Особенностям и характеристикам организаторской, управленческой деятельности, выполняемой специалистами, уделено внимание в трудах Р.В. Габдреева, Е.С. Кузьмина, Л.Н. Когана и др.
Проведенный теоретический анализ исследований и изучение опыта формирования управленческих навыков в условиях профессиональных образовательных организаций, позволили выделить противоречия:
— между потенциальными дидактическими возможностями интегративного подхода к формированию управленческих умений и навыков и его недостаточной программно-технологической разработанностью в рамках обучения междисциплинарного курса;
— между необходимостью формирования управленческих умений обучающихся профессиональной образовательной организации в процессе изучения базового междисциплинарного курса и отсутствием методических рекомендаций в данном направлении.
Необходимость разрешения указанных противоречий определяет проблему исследования, суть которой заключается в невозможности сформировать управленческие умения без программного обеспечения и методических рекомендаций для преподавателей в условиях образовательного учреждения.
Данная проблема позволила сформулировать тему исследования: «Формирование управленческих умений обучающихся в процессе изучения базового междисциплинарного курса».
Объект изучения: процесс формирования управленческие умения студентов.
Предмет изучения: научно-методические основы формирования управленческих умений в процессе изучения обучающимися базового междисциплинарного курса.
Цель работы: обосновать и разработать программное обеспечение и методические рекомендации преподавателям среднего профессионального образования по формированию управленческих умений у обучающихся техникума.
Гипотеза исследования - формирование управленческих умений обучающихся техникума будет эффективным, если:
— определить значение, способы и методы формирования управленческих умений;
— обозначить роль междисциплинарного курса в процессе формирования данных навыков;
— разработать методические рекомендации преподавателям среднего профессионального образования по формированию управленческих умений.
В соответствии с объектом, предметом, целью и гипотезой определены следующие задачи работы:
1. Обосновать психолого-педагогическое значение формирования управленческих умений у обучающихся.
2. Определить способы и методы формирования управленческих навыков обучающихся в процессе изучения междисциплинарного курса.
3. Раскрыть роль дисциплины в формировании управленческих умений обучающихся.
4. Провести опытно-поисковое исследование формирования управленческих умений обучающихся профессиональной образовательной организации.
5. Разработать методические рекомендации преподавателям среднего профессионального образования по формированию управленческих умений при изучении базового междисциплинарного курса «Управление коллективом исполнителей».
Для решения поставленных нами задач использовался комплекс взаимодополняющих методов исследования: методы теоретического анализа литературы по исследуемой проблеме, методы эмпирического исследования (наблюдение, сравнение). В основу исследования положен принцип изучения и обобщения фактического материала.
Работа предусматривает три этапа:
На первом этапе (2015г.) осуществлен теоретический анализ существующих методологических подходов в философской, психолого-педагогической, научно-методической литературе по проблеме; определены теоретические и методологические основания исследования; выделены проблема, объект, предмет, цель, задачи и методы исследования, разработан понятийный аппарат, составлен план работы, проведен констатирующий этап исследования.
На втором этапе (2016г.) уточнена и скорректирована рабочая гипотеза, определены психолого-педагогические условия формирования умения, разработаны методические рекомендации по формированию управленческих умений обучающихся при изучении базового междисциплинарного курса для преподавателей системы среднего профессионального образования. Систематизирован фактический материал по результатам исследовательской работы с поэтапным анализом результатов, получаемых в ходе исследования. Проведен формирующий этап исследования.
На третьем этапе (2017г.) уточнены выводы, полученные в ходе опытно-поисковой деятельности, обобщены и систематизированы полученные результаты; оформлены материалы исследования.
База исследования: государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области «Верхнепышминский механико-технологического техникум «Юность».
Теоретическую основу исследования составили:
- теории формирования компетентности в профессиональной деятельности специалиста (Э.Ф. Зеер, И.А. Зимняя, В.А. Ядов и др.);
- принципы развития и функционирования педагогических систем и их научно-методического обеспечения в контексте профессионального становления личности (В.П. Беспалько, Г.К. Селевко, В.С. Шубинский);
- основополагающие подходы отечественных психологов к проблеме развития личности в процессе профессиональной подготовки (А.Г. Асмолов, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев), особенно на компетентностной основе (А.А. Деркач, Д.С. Ермаков, Э.Ф. Зеер).
Научная новизна и теоретическая значимость исследования:
1. Разработано смысловое поле понятий «управленческие умения», «формирование управленческих умений» и дано их авторское определение.
Управленческие умения - это последовательность действий, которые способствуют достижению планируемого результата: как личного, так и результата коллектива исполнителей, которым будет управлять выпускник профессиональной организации - специалист среднего звена, будущий руководитель. Формирование управленческих умений - это освоение данной системы действий, которая гарантирует будущему руководителю эффективность решения поставленных задач для достижения результатов в профессиональной деятельности и технологию достижения успеха в управлении.
2. Проведена декомпозиция общих и профессиональных компетенций для определения перечня управленческих умений в рамках изучения междисциплинарного кура «Управление коллективом исполнителей».
3. Выявлены способы и методы формирования управленческих умений студентов в рамках междисциплинарного курса, которые базируются на современных педагогических технологиях: практико-ориентированные, интерактивные, информационно-коммуникативные, организация самостоятельной работы студентов.
4. Определены критерии, уровни и методики диагностики сформированности управленческих умений обучающихся на этапе входного контроля и в процессе обучения базовому междисциплинарному курсу.
5. Разработаны методические рекомендации преподавателям среднего профессионального образования, направленные на формирование управленческих умений у студентов при изучении междисциплинарного курса.
Практическая значимость исследования заключается в:
- разработке программного обеспечения (рабочей программы) ПМ.02 Организация деятельности коллектива исполнителей (междисциплинарного курса МДК 02.01 Управление коллективом исполнителей);
- разработке методических рекомендаций для преподавателей среднего профессионального образования по формированию управленческих умений у обучающихся техникума;
- определении возможностей применения материалов исследования и вытекающих из него выводов в процессе формирования управленческих умений у студентов техникума. Результаты опытно-поисковой деятельности составят основу для новых представлений о специфике целенаправленной педагогической работы в данной области и будут способствовать повышению теоретического и практического уровней преподавания, способов формирования управленческих умений обучающихся в рамках изучения междисциплинарного курса «Управление коллективом исполнителей».
Основные положения, выносимые на защиту:
1. Управленческие умения - это последовательность действий, которые способствуют достижению планируемого результата: как личного, так и результата коллектива исполнителей, которым будет управлять выпускник профессиональной организации - специалист среднего звена, будущий руководитель.
2. Формирование управленческих умений - это освоение данной системы действий, которая гарантирует будущему руководителю эффективность решения поставленных задач для достижения результатов в профессиональной деятельности и технологию достижения успеха в управлении.
3. Декомпозиция общих и профессиональных компетенций для определения перечня управленческих умений в рамках изучения междисциплинарного кура «Управление коллективом исполнителей».
4. Разработанная программа профессионального модуля (междисциплинарного курса) и Методические рекомендации преподавателям среднего профессионального образования по формированию управленческих умений у обучающихся техникума, которые представляют собой определенную совокупность условий для развития данных умений каждого обучающегося.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Потребность общества и работодателей в специалистах среднего звена, обладающих не только общими и профессиональными компетенциями, но сформированными управленческими умениями, предопределили выбор темы нашего исследования «Формирование управленческих умений обучающихся в процессе изучения базового междисциплинарного учебного курса». Проблема исследования заключается в невозможности сформировать управленческие умения без программного обеспечения и методических рекомендаций в условиях образовательного учреждения ГБПОУ СО «Верхнепышминский механико-технологический техникум «Юность». Разработаны цель исследования, гипотеза и определены задачи работы.
Научная новизна и теоретическая значимость исследования:
1. Разработано смысловое поле понятий «управленческие умения», «формирование управленческих умений» и дано их авторское определение.
Управленческие умения - это последовательность действий, которые способствуют достижению планируемого результата: как личного, так и результата коллектива исполнителей, которым будет управлять выпускник профессиональной организации - специалист среднего звена, будущий руководитель. Формирование управленческих умений - это освоение данной системы действий, которая гарантирует будущему руководителю эффективность решения поставленных задач для достижения результатов в профессиональной деятельности и технологию достижения успеха в управлении.
6. Проведена декомпозиция общих и профессиональных компетенций для определения перечня управленческих умений в рамках изучения междисциплинарного кура «Управление коллективом исполнителей».
7. Выявлены способы и методы формирования управленческих умений студентов в рамках междисциплинарного курса, которые базируются на современных педагогических технологиях: практико-ориентированные,
интерактивные, информационно-коммуникативные, самостоятельной работы.
8. Определены критерии, уровни и методики диагностики сформированности управленческих умений обучающихся на этапе входного контроля и в процессе обучения базовому междисциплинарному курсу.
9. Разработаны методические рекомендации преподавателям среднего профессионального образования, направленные на формирование управленческих умений у студентов при изучении междисциплинарного курса.
Практическая значимость исследования заключается в:
- разработке программного обеспечения (рабочей программы) ПМ.02 Организация деятельности коллектива исполнителей (междисциплинарного курса МДК 02.01 Управление коллективом исполнителей);
- разработке методических рекомендаций для преподавателей среднего профессионального образования по формированию управленческих умений у обучающихся техникума;
- определении возможностей применения материалов исследования и вытекающих из него выводов в процессе формирования управленческих умений у студентов техникума.
В процессе исследования в рамках теоретических аспектов изучения формирования управленческих умений в процессе изучения базового междисциплинарного учебного курса представлено авторское определение «управленческих умений» и «формирование управленческих умений». Обосновано значение формирования данных навыков: как социального заказа общества - формирование личности выпускника техникума с высоким уровнем управленческих умений, способной адаптироваться к социально-экономическим условиям, способной решать производственные задачи, работать на результат.
Большую роль в формировании управленческих умений обучающихся в рамках техникума играет междисциплинарный курс «Управление коллективом исполнителей», как единственная в учебном плане «управленческая» дисциплина. Главная задача педагога - подобрать методику обучения, которая способствует формированию управленческих умений обучающихся.
В ходе опытно-поисковой работы определен исходный уровень сформированности управленческих умений обучающихся, проанализированы результаты сформированности данных умений в процессе обучения в техникуме. Основная работа проводилась на базе ГБПОУ СО «Верхнепышминский механико-технологический техникум «Юность». Результаты показали положительную динамику сформированности управленческих умений обучающихся в процессе изучения междисциплинарного курса.
На основании имеющихся результатов, разработаны методические рекомендации для преподавателей среднего профессионального образования по формированию управленческих умений обучающихся, которые заключаются в ряде организационно-педагогических условий, представленных в работе.
Достоверность и надежность полученных в ходе исследования данных определяется опорой на фундаментальные труды ученых, подтверждающих значимость формирования управленческих умений обучающихся. Комплексная методика исследования адекватна его задачам, логике проверки гипотезы, теоретическим предпосылкам исследования, обосновывается результатами опытно-экспериментальной работы.
Таким образом, цель и задачи выпускной квалификационной работы достигнуты, гипотеза подтверждена.



1. Российская Федерация. Закон. Об образовании в Российской Федерации [Электронный ресурс] : федер. закон Рос. Федерации от 29 дек. 2012 г. № 273-ФЗ : [принят Гос. Думой 21.12.2012 ; одобрен Советом Федераций 26.12.2012]. - URL : https://rg.ru/2012/12/30/obrazovanie-dok.html (дата обращения: 11.03.2017).
2. Федеральные государственные образовательные стандарты среднего профессионального образования [Электронный ресурс]. - URL : http://- base.garant.ru/70810642/ (дата обращения: 11.01.2017).
3. Аграшенков, А. В. Психология на каждый день [Текст] : советы, рекомендации, тесты / А. В. Аграшенков. - М. : Вече : АСТ, 1997. - 480 с.
4. Антонов,, Ю. И. Формирование управленческих умений у будущих офицеров-менеджеров [Электронный каталог] : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.08 / Ю. И. Антонов ; Саратов. гос. ун-т. - Саратов, 2010. - 156 с. - URL : http://www.dslib.net/prof-obrazovanie/formirovanie-upravlencheskih- umenij-u-buduwih-oficerov-menedzherov.html (дата обращения: 11.02.2017).
5. Басовский, Л. Е. Менеджмент [Текст] : учеб. пособие для студентов вузов / Л. Е. Басовский. - М. : ИНФРА-М, 2007. - 224 с.
6. Белясникова, А. Н. Особенности оценивания сформированности компетенций у студентов колледжа [Текст] А. Н. Белясникова // Формирование компетенций в практике преподавания общих и специальных дисциплин в учреждениях среднего профессионального образования : сб. ст. по материалам Всерос. науч.-практ. конф., 5 мая 2011 г. / Рос. гос. проф.-пед. ун-т ; науч. ред. Э. Ф. Зеер. - Екатеринбург, 2011. - С. 26-30.
7. Бордовская, С. Ю. Оценка уровня сформированности ключевых компетенций будущих рабочих с помощью кейс-метода [Электронный ресурс] / С. Ю. Бордовская // Вестник Томского государственного педагогического университета. - 2011. - № 13 (115). - С. 226-230. - URL : https://elibrary.ru/item.asp?id=17332653 (дата обращения: 11.02.2017).
8. Веснин, В. Р. Менеджмент [Текст] : учеб. для студентов вузов /
B. Р. Веснин. - М. : Проспект, 2009. - 512 с.
9. Виханский, О. С. Менеджмент [Текст] : учеб. для студентов образоват. учреждений сред. проф. образования / О. С. Виханский, А. И. Наумов. - М. : Экономистъ, 2007. - 286 с.
10. Григорьев, А. В. Организационный ресурс как средство развития интеллекта [Текст] / А. В. Григорьев // Народная школа. - 2007. - № 2-3. -
C. 49-50.
11. Даржания, А. Д. Влияние психологических особенностей управленческой деятельности на подбор заданий по формированию организационно-управленческих умений [Электронный ресурс] / А. Д. Даржания // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. - 2009. - № 102. - С. 158-163. - URL : http://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-psihologicheskih- osobennostey-upravlencheskoy-deyatelnosti-na-podbor-zadaniy-po-formirovaniyu- organizatsionno (дата обращения; 12.04.2017).
12. Даржания, А. Д. Критерии и уровни сформированности организационно-управленческих умений у студентов профессионального колледжа [Электронный ресурс] / А. Д. Даржания // Молодой ученый. - 2009. - № 11. - С. 273-277. - URL : https://moluch.ru/archive/11/846/ (дата обращения; 18.03.2017).
13. Даржания, А. Д. Формирование организационно-управленческих умений студентов технических специальностей профессионального колледжа [Электронный ресурс] : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.08 / А. Д. Даржания ; Астрахан. гос. ун-т. - Ставрополь, 2010. - 222 с. - URL : http://www.dslib.net/prof-obrazovanie/formirovanie-organizacionno-upravlenche- skih-umenij-studentov-tehnicheskih.html (дата обращения; 12.01.2017).
14. Дорофеев, В. Д. Менеджмент [Текст] : учеб. пособие для студентов вузов / В. Д. Дорофеев, А. Н. Шмелева, Н. Ю. Шестопал. - М. : ИНФРА-М, 2008. - 440 с.
15. Заир-Бек, С. И. Развитие критического мышления на уроке [Электронный ресурс] : пособие для учителей общеобразоват. учреждений / С. И. Заир-Бек, И. В. Муштавинская. - М. : Просвещение, 2011. - 224 с. - URL : http://yani.ucoz.ru/Literatura/Geo/razvitie_kriticheskogo_myshleni- ja_na_uroke.pdf (дата обращения; 12.01.2017).
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ