ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ДЕНИМ В ИСТОРИЧЕСКОЙ РЕТРОСПЕКТИВЕ 9
1.1 Основоположники производства джинсовой одежды.
Историко-биографическая справка 9
1.2 Деним: от истоков возникновения до современного производства 13
1.3 Джинсовая куртка. Эволюция формы 17
ГЛАВА II. ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ КОЛЛЕКЦИИ ДЖИНСОВЫХ КУРТОК 21
2.1 Концепция апсайклинга и метод кастомайзинга в современном
дизайне 21
2.2 Анализ современных тенденций и направлений моды 24
2.3 Стилистическая разработка модельного ряда джинсовых курток 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 39
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 42
ИЛЛЮСТРАЦИИ 46
ПРИЛОЖЕНИЯ
Задачей художника-стилиста является формирование художественного взгляда по отношению к окружающей действительности, раскрытие индивидуального стиля в контексте времени. Эта работа должна иметь объективную основу, диктуемую не только универсальными законами красоты, учитывая все последние достижения человечества, но и современные проблемы.
В XXI веке остро стоит проблема поиска индивидуальности во множестве современных образов, диктуемые масс-маркетами. Одновременно с этим существует и другая еще более глобальная проблема. В современном мире растут масштабы культуры одноразового потребления: быстроменяющиеся тренды и дешевое массовое производство. Ежегодно производится миллионы тонн текстиля и обуви. Срок службы изделия истекает очень быстро, на его замену приходит аналог. Это привело современную экономику к новому кризису - кризису отходов. При этом 95% одежды, которую мы выбрасываем, может иметь вторую жизнь.
Безполезность в приобретении лишенных уникальности, некачественных, одноразовых вещей убеждает людей сократить потребление и найти решения, влияющие на способность экономить ресурсы. Современное общество становится активно заинтересованно в поддержании экологии. Экологичный образ жизни в современном мире превращается в один из ведущих этических трендов. В результате активно развивается переработка старых вещей и создание из них новых. Исходя из потребностей решения описанной проблемы рождается новое веяние, которое принято называть понятием «Upcycling» (апсайклинг) - вторичное использование. Целью напраления является не только сделать вторичную переработку, но и проявить творческие способности для создания индивидуальной одежды. Таким образом, экологические проблемы порождают новые ценности в дизайне и моде.
Идея апсайклинга может быть реализована различными подходами и методами, один из них - метод кастомайзинга.
Основной идеей проекта является изготовление коллекции джинсовых курток при помощи «переделки» джинсовых брюк в новое изделие, методом кастомайзинга, тем самым внося нестандартный взгляд на джинсовую одежду, креативность и эксклюзивность в изделие, за счет использования индивидуального авторского подхода и одновременно поддерживая идею экологичности потребления. При этом джинса становится оптимальным материалом для переработки, так как является натуральными и достаточно износоустойчивым. В ходе использования приобретает интересные цветовые и фактурные эффекты, которые могут быть положены в основу дизайнерского решения.
Различные аспекты исследуемой темы нашли отражение в публикациях отечественных авторов.
Проблеме посвящена статья «Мода на кастомайзинг: Актуализация вещи в эпоху пост-потребления». Автор В.А. Абелева проводит анализ проблем культуры потребления в контексте отношения к вещи, а также осмыслению новых практик использования, связанных с философией «пост-потребления». Кастомайзинг, как одна из форм актуализации вещи сегодня, в эпоху «пост¬потребления», представляет собой не только предмет для культурологического исследования, но и тематическое поле для реализации социокультурных проектов.[9]
Тема освещена в трудах отечественных исследователей Е. В. Филатова, А. С. Соломатина Статья «Кастомайзинг или новая жизнь старых вещей» расскрывает вопрос о методе кастомайзинга одежды, дает определение и описание его видов, указает дизайнеров, работающие в этой области. Кастомайзинг рассматривается не только как метод создания уникальных вещей, но и вклад в безопасность окружающей среды. В другой своей статье «Экологизация потребления - тренд современной моды» Е. В. Филатова, А. С. Соломатина проводится теоретическое исследование и анализ востребованности и актуальности таких способов переработки вторсырья как: handmade, secondhand и upcycling. Результаты теоретических исследований и проводимого опроса данной статьи представлены в форме таблицы и позволяют сделать вывод о том, что данные направления экодизайна актуальны, популярны, имеют весьма широкое распространение у потребителей. А значит, общество готово носить одежду, созданную из вторсырья. [34]
Определенное влияние на решение проблемы оказывает концепция проекта «Custom Market» и представляет собой комплекс мероприятий (выставка-продажа, фестиваль-показ, серия мастер-классов). Данный проект направлен на создание условий для новых творческих возможностей и взаимодействия профессионалов и непрофессионалов в мире моды и дизайна и новая эстетика утилизации вещи. В современном мире моды, уже известно немало дизайнеров, которые создают новые вещи из старой одежды. Например, Евгения Шмидт и Марико Такахаша, основатели немецкого бренда «SCHMIDTTAKAHASHI». «Второе рождение» старой одежды стало их темой совместной дипломной работы в Берлинской Академии художеств. Пока дизайнеры выпускают только отдельные уникальные модели премиум класса, но в планах стоит поставить создание одежды на массовое производство. Материалы для своих коллекций собираются посредством создания бутика «SCHMIDTTAKAHASHI», куда люди самостоятельно приносят свою старую одежду. [30]
Журналистка The Guardian, Люси Сигл, специализирующаяся на экологии, одной из первых выразила сомнения относительно эко-инициатив H&M и их программы по переработке бывшей в употреблении одежды. Люси Сигл посчитала, что при текущем достаточно ограниченном количестве перерабатывающих технологий, у H&M уйдет около 12 лет на использование всего 1 тонны переработанного материала. В то время как сами H&M производят такой объем одежды всего в течение пары дней. Гринпис также критикует их программу переработки. «Неделя Переработки» (recycling week) H&M на самом деле не что иное как «Неделя Иллюзий», так как только 1 процент собранной одежды может быть переработан, - отметила в пресс-релизе Кирстен Броуди, руководитель проекта Гринпис Detox My Fashion. Однако, эти цифры утаиваются от покупателей. [41]
Совершенно не исследованный остается вопрос о замкнутом цикле производства вторичной переработки ткани. Смешанные ткани невозможно разделить, а переработанный хлопок становится некачественным материалом.
В книге «Человек, который изобрел джинсы. Биография Ливая Страусса» 2008, [14]. Автор М.Г. Блау рассказывает биорафию Ливая Страусса, изобретателя джинсов - брюк, которые, являются самой известной одеждой в мире. Книга - не только о биографии предпринимателя, но также и об истории США во второй половине 19-го века.
Статья А.М. Андриевского «Джинсы нового века: умный и глупый деним» 2004, [10] - посвящена превращению джинсов из спецодежды
американских старателей в универсалию современной культуры. Автор исследует объективные, основанные на преимуществах материала и кроя, и субъективные, имиджевые составляющие успеха брюк из денима.
В книге «Denim, или Все о джинсах» 2007, [18] А. Ганулича затронут вопрос дизайна, создания коллекций джинсовых изделий, новинок ведущих фирм, а также особенности рекламы, сбыта, продвижение на различные рынки.
В учебном пособии А.Т. Труханова в книге «Основы технологии швейного производства» 2002, [33] описывает основы технологии изготовления одежды в массовом производстве и по индивидуальным заказам. Даны общие сведения об ассортименте изделий одежды, характеристики используемых материалов, сведения о раскрое, ручных и машинных работах, а также отделочных работах, базовые силуэты направления моды.
В научной статье «Дизайн в социокультурном измерении» 2019 [27] В.О. Пигулевский и Л.А.Мирская, пишут, что дизайн рассматривается как механизм проектирования, встроенный в систему экономических, общественных и культурных отношений. Промышленный и коммуникативный дизайн составляют два аспекта символического потребления, производство вещей и производство знаков - упаковки.
Е.В. Филатова и А.С. Соломатина в своей статье «Кастомайзинг или новая жизнь старых вещей» 2006, [34] отражают вопросы, что по данным экологов одной из глобальных проблем для безопасности окружающей среды, является отсутствие культуры потребления. Актуальность данной темы обусловлена не только стремлением человека к проявлению творчества, желанию противопоставить массовому индивидуальное, с чем кастомайзинг прекрасно справляется, но и вовлечением, таким образом, людей в борьбу за экологическую безопасность планеты.
Целью работы является разработка стилистических интерпретаций джинсовой куртки с использованием метода кастомайзинга.
Задачи дипломной работы:
- изучить феномен денима и джинсовой одежды в историческом контексте;
- рассмотреть особенности изготовления джинсовой одежды;
- проследить эволюцию формы джинсовой куртки;
- изучить концепцию апсайклинга и метод кастомайзинга в современном дизайне;
- провести анализ современных тенденций и направлений моды 2018-2019 гг.
- выполнить художественное проектирование коллекции методом кастомайзинга.
Объектом исследования является - джинсовый стиль в истории моды.
Предметом исследования - метод кастомайзинга в художественном проектировании костюма.
Источники исследования: журналы мод, каталоги; интернет порталы, посвященные моде; официальные сайты производителей джинсовой одежды.
Методы исследования: анализ литературы, изучение и обобщение отечественной и зарубежной практики; историко-биографический метод и метод ретроспективы; поиск и систематизация материалов по открытым источникам и отчетам исследовательских агентств, анализ материалов профессиональных изданий (СМИ) и информационно-аналитических порталов, посвященных рынку джинсовой одежды; творческие методы проектирования, комбинаторика.
Методологической базой исследования послужили труды ученых: А.М. Андриевский [10], М.Г. Блау [14], В. Гаков [17], В. А. Ганулич [18], которые раскрывают понятия денима и его применение в изготовлении одежды; И. С. Кон. [22], П. Лу [23], Ф. Паттон, [25], М. Перлова [26], Н. Тихонова [32] Е. Шейнфельд, [37] С. Яковлева [28] описывающие историю джинсовой куртки, эволюцию формы.
Практическая значимость: выполнена разработка молодежной коллекции джинсовых курток с использованием метода кастомайзинга, изготовление моделей в материале.
Теоретическая значимость состоит в систематизации материала,
имеющегося по теме исследования.
Новизна заключается в авторском подходе при проектировании модельного ряда джинсовых курток и поиске стилистических решений моделей.
Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы. Во введении обоснована актуальность работы и проведен анализ литературы, представлены цели, задачи, объект и предмет исследования, перечислены основные методы, использованные при написании работы.
В результате проведенного исследования, в соответствии с поставленными целями и задачами можно сделать следующие выводы:
Во-первых, феномен денима заключается в уникальном наборе свойств материала таких как низкая себестоимость, прочность, износоустойчивость, высокие гигиенические показатели, универсальность.
Благодаря деловым и профессиональным качествам Леви Страусса и Джейкоба Девиса было начато производство одежды из денима. Органичное сочетание свойств ткани и конструкции изделий, одежда из денима была высоко оценена потребителями. Это способствовало востребованности, конкурентноспособности и широкому распространению изделий из денима на протяжении длительного времени.
Во-вторых, рассмотрение особенностей изготовления джинсовой одежды показало что первым изделием были джинсовые брюки, которые изготавливались как рабочая одежда. Ввиду особого назначения, в их изготовление на первоначальных этапах было заложено высокое качество, повышенная износоустойчивость, длительный срок эксплуатации и неприхотливость в уходе. Это достигалось благодаря крепким швам и наличию дополнительной фурнитуры в виде заклепок в местах соединения деталей, специальных нашивок в местах на которые приходится повышенная нагрузка.
Следующим по популярности изделием из денима является джинсовая куртка. Так же как и брюки, джинсовую куртку можно считать продуктом универсального дизайна. Анализ эволюции ее формы показал, что конструкция такой куртки за годы ее существования не претерпела сильных изменений, немного совершенствовалась форма, становясь более приспособленной под требования потребителей. В большей степени менялось отношение к данному изделию и переосмысливалось ее место в гардеробе. Она прошла путь от грубой мужской рабочей одежды, до нарядной женской.
В процессе выполнения работы изучена концепция апсайклинга, которая заключается во вторичной переработке продукции и создание на ее основе новых изделий. Появление этой концепции и ее распространение связано с тем что, в современном мире растут масштабы культуры одноразового потребления: быстро меняющиеся тренды и дешевое массовое производство. Срок службы изделия истекает очень быстро, на его замену приходит аналог. Это привело современную экономику к новому кризису - кризису отходов. Современное общество становится активно заинтересовано в поддержании экологии. Потребление становится осознанным, вследствие этого активно развивается апсайклинг.
Метод кастомайзинга в современном дизайне основан на традиционных подходах к переделке и обновлению старой одежды. Он включает в себя приемы декорирования и перекраивания. Если этот процесс происходит с участием профессионального дизайнера, то можно говорить, что вещь, созданная методом кастомайзинга являетяс индивидуальной.
Проведен анализ направления моды 2018-2019 гг., выявлены современные тенденции моды на предстоящий сезон. Изучив основные тренды и ведущие стилевые решения, можно выделить для себя критерии, которые в дальнейшем могут послужить основой для создания коллекции. Данный анализ дает ориентир к решению таких задач, как составление авторской палитры, выбор ткани, отделка, и многих других. Быть в тренде, значит следовать моде, но главное здесь выявить свой стиль и стать индивидуальным.
Выполнено художественное проектирование коллекции джинсовых курток методом кастомайзинга. Для разработки моделей коллекции использовался самый распространенный элемент в гардеробе современного человека - джинсы. Джинса является подходящим материалом для переработки, она устойчива к износу, в ходе использования приобретает новые цветовые и фактурные эффекты.
В процессе художественного проектирования была поставлена задача трансформировать джинсовые брюки, создать на их основе новые модели одежды, используя метод кастомайзинга. Конкретные методы переработки индивидуальны для каждой модели, зависят от предоставленных джинсов и имеющихся дефектов на них и др. Так разработаны 15 моделей.
При работе над проектом разработан логотип авторского бренда. Разработка бренда является необходимым элементом для коммуникации с будущим потребителем, тем самым, знакомит аудиторию с концепцией коллекции. Логотип использован в качестве декоративных элементов при разработке моделей.
Три модели выполнены в материале: 1 модель - женская джинсовая куртка, с элементами романтического стиля; 2 модель - джинсовая куртка, женская с элементами спортивного стиля; 3 модель - джинсовая куртка, женская с элементами классического стиля.
Концепция апсайклинга предоставила возможность полностью проявить и реализовать творческий потенциал. Метод кастомайзинга помог решить форму трансформации старой одежды в новую.
Таким образом, экологические проблемы породили новые ценности в дизайне и моде, способствовали развитию и реализации творческого потенциала.
1. Colin's - официальный сайт - Электронный источник - Режим доступа: https://www.colins.ru/ (дата обращения 15.04.2019г.)
2. Fashionapp - онлайн-журнал моды - Электронный источник - Режим доступа: https://fashionapp.ru/ (дата обращения 15.02.2019г.)
3. Lee - официальный сайт - Электронный источник - Режим доступа: https://eu.lee.com/ (дата обращения 01.03.2019г.)
4. Levi’s - официальный сайт - Электронный источник - Режим доступа: https://www.levi.com/ (дата обращения 21.02.2019г.)
5. Mavi - официальный сайт - Электронный источник - Режим доступа: https://ru.mavi.com/ (дата обращения 15.04.2019г.)
6. Mustang - официальный интернет магазин - Электронный источник
- Режим доступа: https://ru.mustang-jeans.com/ (дата обращения 01.03.2019г.)
7. Vogue - журнал мод - Электронный источник - Режим доступа: https://www.vogue.ru/ (дата обращения 10.02.2019г.)
8. Wrangler - официальный сайт - Электронный источник - Режим доступа: https://europe.wrangler.com/ (дата обращения 15.02.2019г.)
Литература:
9. Абелева В.А. «Мода на кастомайзинг: Актуализация вещи в эпоху пост-потребления» [текст]: Самарский государственный университет. 2013. - 23с.
10. Андриевский, А.М. Джинсы нового века: умный и глупый деним [текст]: Рынок легкой промышленности. 2004. Вып. 36. - 546 с.
11. Архипова, М.В. Конспект лекций «Конструирование одежды» [текст]: - Симферополь: Аджах, 2008. - 100 с.
12. Беляева-Экземплярская, С.Н. Моделирование одежды по законам зрительного восприятия [текст] - Репринтное изд. - М.: Академия моды, 1996. - 117 с.
13. Береснева, Н.И., Внутских, А.Ю., Малкова Е.В., Береснев, В.Д. Гуманитарные науки в условиях социокультурной трансформации: theoria cum praxis [текст]: Материалы I Всеросс. науч.-практ. конф.с элементами школы для молодых исследователей (28-30 ноября 2013 г.) Перм. гос. нац. исслед. ун-т. - Пермь, 2013. - 161 с.
14. Блау, М.Г. Человек, который изобрел джинсы. Биография Ливая Страусса [текст]: 2018. - 217 с.
15. Буймистру, Т.А. Колористика: цвет - ключ к красоте и гармонии [текст]: М.: Издательство «Ниола-Пресс», 2008 - 236 с.
16. Вероник Хендерсон, Пэт Хеншоу Цвет и стиль: пер. с англ. Копецкой- Линчевской [текст]: - М.: «Кладезь-Букс», 2006. - 194 с.
17. Гаков, В. Штаны длиной в 150 лет [текст]: - Коммерсантъ. Деньги. - 2000. - № 25. - С. 41-44.
18. Ганулич, А. Denim, или Все о джинсах [текст]: - «В зеркале», 2007. - 168 с.
19. Гофман, А.Б. Мода и люди. Новая теория моды и модного поведения [текст]: - 3-е изд., доп. М. и др.: Питер, 2004. - 208 с.
20. Диденко, В. Ю. Взгляд молодых ученых на проблемы устойчивого Развития [текст]: - сборник научных статей по результатам III Международного конгресса молодых ученых по проблемам устойчивого развития / кол. авторов ; под ред. В.Ю. Диденко, В.В. Панюковой, Н.В. Лапенковой, А.Ю. Михайлова. Москва: РУСАЙНС,
2017. - 312 с.
21. Кокеткин, П.П. Одежда: технология - техника, процессы - качество: [справочник]: - М.: Изд. МГУДТ, 2001. - 560 с.
Т1. Кон И.С. Битва за штаны: этикет, мода, политика, идеология [текст]: - М., 2001. Вып. 5. - 432 с.
23. Лу П. Что скрывал Леви Страусс? [текст]: - Караван историй (журнал), 2006, №5. - С. 136-148.
24. Орленко Л.В., Гаврилова Н.И. Конфекционирование материалов для одежды: уч. пособие для выс. Образования [текст]: - М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2006. - 288 с.
25. Паттон Ф. Сделано в США: Истории вещей, которые создавали Америку [текст]: - пер. с англ. Ф. Паттон. М.: Олимп, 1997. - 399 с.
26. Перлова, М. Классификация джинсовой одежды [текст]: - М. Перлова // Lofficiele (журнал). - 2008. - №8. - С.6-14.
27. Пигулевский В. О., Мирская, Л. А. Дизайн в социокультурном измерении [текст]: - В. О. Пигулевский, Л. А. Мирская - Гуманитарий Юга России. - 2019. - Том 8. - №1. - С. 118-132.
28. Рашид К. Размышления о дизайне. Проблемы дизайна [текст]: - 5 Сборник статей // Сост. и отв. ред. В.Р. Аронов. - 2009. - С. 180-199.
29. Ромащенко, Я. М. Ресайклинг джинсовых изделий [текст]: - Я. М. Ромащенко - Экологические проблемы региона и пути их решения. -
2018. - №7. - С.170-174.
30. Соломатина А.С. Апсайклинг - авторский прием экопереработки в дизайне - А. С. Соломатина Экологические проблемы региона и пути их решения [текст]: - 2018. - №16. - С.155-160.
31. Сулина Е. Б. Применение принципа кастомизации как залог успешности становления будущих профессионалов швейно й промышленности [текст]: - Е. Б. Сулина - Наука. Общество. - 2017. - №6. - С.2-8.
32. Тихонова Н. Джинсы - одежда для труда и отдыха [текст]: - 2008. - № 7. - С. 45-47.
33. Труханова А.Т. Основы технологии швейного производства: [учеб. для проф. учеб. заведений] / А.Т. Труханова. - М.: Высш. шк., 2002. - 336 с.
34. Филатова Е.В., Соломатина, А.С. Кастомайзинг или новая жизнь старых вещей [текст]: - Омский государственный технический университет Институт дизайна и технологий. - 2006. - №2. - С.8-12.