Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Развитие выразительности речи детей старшего дошкольного возраста

Работа №98635

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы78
Год сдачи2017
Стоимость4200 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
120
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ПРОИЗВЕДЕНИЯМИ УСТНОГО НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА.... 7
1.1. Особенности речевого развития детей старшего дошкольного возраста 7
1.2. Коммуникативные качества речи, формирующиеся у детей в дошкольном возрасте 12
1.3. Выразительность как качество речи и как компонент культуры речи в лингвистических и педагогических исследованиях 17
1.4. Жанровое разнообразие произведений устного народного творчества и их роль в развитии выразительности речи детей старшего дошкольного возраст 22
1.5. Анализ программного содержания работы по развитию выразительности речи дошкольников и ознакомлению старших дошкольников с произведениями устного народного творчества 26
1.6. Анализ методических рекомендаций по развитию выразительности речи детей старшего дошкольного возраста 31
ГЛАВА 2. АНАЛИТИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ ПРОЕКТИРОВОЧНОЙ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ РЕЧИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ
С ПРОИЗВЕДЕНИЯМИ УСТНОГО НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА СРЕДСТВАМИ ТЕАТРАЛИЗОВАННЫХ ИГР 38
2.1. Диагностика сформированности выразительности речи старших дошкольников
2.2. Комплекс мероприятий, направленный на развитие
выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 61
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 68
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 71
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 73
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 74
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 76



Красивая и выразительная речь является одним из наиболее точных признаков всесторонне развитой личности. Богатая речь не только позволяет осуществлять эффективное общение, но и способствует регуляции высших психологических функций личности.
В связи с вышесказанным современные образовательные стандарты все большее внимание уделяют многоаспектному развитию речи. Коммуникативная компетентность являет собой сложное и комплексное качество личности. Одним из ее главных компонентов является выразительность речи. Выразительная речи обеспечивает эффективность коммуникации, усиливает воздействие на реципиента, позволяет личности самовыражаться. Такой потенциал речевой выразительности спровоцировал проведение ряда исследований в области лингвистики, психологии и педагогики. Проблема развития выразительности речи нашла отражение в трудах таких известных авторов, как Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, А.В. Лагутина, Ф.А. Сохин, Б.М. Теплов, О.С. Ушакова и многие другие. В рамках этих исследований преимущественно рассматриваются отдельные аспекты выразительности - без учета ее интегративного характера.
Наиболее благоприятным возрастом для формирования выразительности речи является дошкольный. Именно в этот период педагоги и семья должны уделять много внимания процессу речевого развития. Это положение отражено во многих методических и педагогических исследованиях.
Несмотря на то, что процесс формирования выразительности речи получил столь широкое освещение в научной литературе, на сегодняшний, с нашей точки зрения, методическое освещение данной проблемы недостаточно.
Также в рамках освещения процесса формирования речевой выразительности необходимо отметить высокий потенциал театрализованной деятельности. Однако рекомендаций по ее использованию в процессе формирования выразительности речи также немного. Из вышесказанного следует актуальность исследования: необходимость формирования выразительности речи детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с произведениями устного народного творчества средствами театрализованных игр.
Объект исследования - процесс формирования выразительности речи у старших дошкольников.
Предмет исследования - комплекс мероприятий, способствующий развитию выразительности речи старших дошкольников.
Цель исследования - разработать и апробировать комплекс мероприятий, направленный на развитие выразительности речи старших дошкольников в процессе театрализованной деятельности.
В соответствии с поставленной целью были определены следующие задачи исследования:
1) ознакомление с методикой работы над выразительностью речи детей в ДОУ;
2) осуществление практического анализа предметно-развивающей среды в процессе развития выразительности речи;
3) подбор диагностики по развитию выразительности речи;
4) практическое изучение эффективности театрально-игровой деятельности в процессе формирования речевой выразительности старших дошкольников;
5) составление перспективного плана по развитию выразительности речи в старшей группе на месяц и год;
6) составление методических рекомендаций для родителей.
Для решения поставленных задач и достижения выбран ряд методов. Теоретические методы представлены анализом и обобщением результатов исследований в сфере педагогики и психологии по данной тематике. Также были использованы методы эмпирические, среди которых тестирование, экспертная оценка, анализ результатов. Также выбраны методы количественного (первичного) и качественного (вторичного) анализа данных.
Практическая значимость проектировочной работы состоит в разработке комплекса мероприятий, направленного на развитие выразительности речи детей старшего дошкольного в процессе театрализованной деятельности.
Методологические основы проектировочной работы: психолого-педагогические концепции развития речи детей (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и др.); теория развития речи детей дошкольного возраста (М.М. Алексеева, Ф.А. Сохин, Е.И. Тихеева, О.С. Ушакова, В. И. Яшина и др.; лингвистические учения о литературном языке как языке нормированном и основах культурной речи (Б.Н. Головин Д.Э. Розенталь, Л.И. Скворцов и т.д.).
База исследования: МАДОУ - детский сад № 133 г. Екатеринбурга. В проектировочной работе приняли участие 20 детей 5-6 лет.
Структура ВКР. Работа состоит из введения, двух глав, списка использованных источников, пяти приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Целью проведения проектировочной деятельности являлась разработка и апробация занятий с элементами театрализованной деятельности по формированию выразительности речи у старших дошкольников. В связи с этим был последовательно решен ряд задач.
Первая задача заключалась в ознакомлении с методикой работы над выразительностью речи детей в ДОУ. Было обнаружено значительное количество разнообразных способов и методов формирования речевой выразительности: логоритмические упражнения, логопедические техники, игровые формы проведения упражнений и тренировок.
В процессе решения второй задачи был осуществлен практический анализ предметно-развивающей среды в процессе развития выразительности речи в исследуемой группе. Была отмечена качественная организация предметно-развивающей среды. Также были даны некоторые советы по ее совершенствованию, связанные с увеличением материальной базы.
В результате решения третьей задачи исследования была обоснована важность проведения диагностики уровня выразительности речи; представлены параметры анализа предметно-развивающей среды в группе.
В практической части проектировочной деятельности было проведено изучение эффективности театрально-игровой деятельности в процессе формирования речевой выразительности старших дошкольников. Так, на констатирующем этапе был выявлен относительно невысокий уровень сформированности выразительности речи у старших дошкольников. Это отражено в проведение комплексной работы по формированию выразительности речи среди детей группы. Также была решена пятая задача проектной деятельности: составлен перспективный план по развитию речевой выразительности на год. Помимо этого, были разработаны некоторые рекомендации для родителей старших дошкольников для более успешного проведения процесса формирования выразительности речи детей.
Теоретическая значимость работы заключается в том, что ее результаты могут быть использованы в дальнейших проектировочных деятельностях по заданной тематике. Практическая значимость проектировочной деятельности подразумевает использование результатов проведенной работы непосредственно в педагогической деятельности в дошкольном учреждении.



1 Аграновский В.А. Ради единого слова. Изд: М.: Мысль 2007. 213 с.
2 Ананьев Б.Г. Избранные труды по психологии. СПб.: Издательство Санкт-Петербургского ун-та, 2007. 514 с.
3 Арутюнова Н.Д. Дискурс М.: Советская энциклопедия, 1990. 620 с.
4 Арутюнова Н.Д. Логический анализ языка: квантификативный аспект языка. М.: Индрик, 2005. 671 с.
5 Арутюнова Н.Д. Язык и мир человека. 3-е изд., перераб. М.: Языки русской культуры, 2017. 623 с.
6 Ахманова О.С. Словарь лингвистических терминов М.: Сов. энциклопедия, 1966. 607 с.
7 Белкин А.С. Витагенное образование. Многомерно-голографический подход / А.С. Белкин, Н.К. Жукова. Екатеринбург: Изд-во Урал, ун-та, , 2001. 288 с.
8 Белкин А.С. Основы возрастной педагогики. М.: Академия, 2000. 192 с.
9 Беспалько В.П. Основы теории педагогических систем. Изд-во Воронеж. ун-та , 1977. 304 с.
10 Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989. 190 с.
11 Беспалько В.П. Элементы теории управления процессом обучения. М.: Знание, 1970. 80 с.
12 Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: Просвещение, 2000. 185 с.
13 Вахитова Г.В. Способы передачи внутренней экспрессивности текста: автореф. ... канд. филол. наук; Уфа, 2007. 30 с.
14 Введенская Л.А. Культура и техника речи: учебное пособие / Л.А. Введенская, Л.Г. Павлова, В.П. Чихачев. Ростов н/Д: изд-во «Феникс» , 1994. 451 с.
15 Введенская Л.А. Риторика для юристов: учебное пособие для вузов /
Л.А. Введенская, Л.Г. Павлова. М.: Феникс, 2006. 568 с.
16 Введенская Л.А. Русский язык и культура речи: учебное пособие для вузов / Л.А. Введенская, Е.Ю. Кашаева, Л.Г. Павлова. Ростов н/Д.: изд-во «Феникс» , 2000. 411 с.
17 Виноградов В.В. Избранные труды. История русского литературного языка. М.: изд-во Ленингр. ун-та , 1978. 312 с.
18 Винокур Т.Г. Говорящий и слушающий: варианты речевого поведения. М.: Просвещение, 1993. 265 с.
19 Винокур Т.Г. Закономерности стилистического использования языковых единиц. М.: Куб, 1980. 237 с.
20 Воевода О.Н. Развитие речи дошкольника. Минск: Сфера, 2009. 194 с.
21 Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М.: Просвещение, 1991. 206 с.
22 Выготский Л.С. Педагогическая психология. М.: Просвещение, 1991. 420 с.
23 Гальперин И.Р. Речевые стили и стилистические средства языка. Вопросы языкознания. М., 1954. 420 с.
24 Гвоздев А.Н. Очерки по стилистике русского языка. М.: Просвещение, 1965. - 407 с.
25 Гойхман О.Я. Речевая коммуникация: учебник. М., 2016.
26 Голанова Е.И. О современном публичном диалоге // Поэтика: Стилистика. Язык и культура. Памяти Т.Г. Винокур. М., 1996. С. 142-150.
27 Горбушина Л.А. Выразительное чтение и рассказывание учителя: пособие для учащихся педагогических училищ и учителей начальных классов школы. М.: Просвещение, 1965. 159 с.
28 Горшков А.И. Русская словесность. От слова к словесности. М., 1996. 336 с.
29 Дейк Т.А. ван. Язык. Познание. Коммуникация. М. : Просвещение, 2000. 308 с.
30 Ипполитова И.А. Язык и культура речи / И.А. Ипполитова, О.Ю.
Князева, М.Р. Саввова. М.: Проспект, 2006. 207 с.
31 Иссерс О.С. Речевое воздействие. М.: Флинта, 2011. 224 с.
32 Казарцева О.М. Культура речевого общения: Теория и практика обучения. М.: Флинта, 1999. 496 с.
33 Квятковский А.П. Поэтический словарь / науч. ред. И. Роднянская. М.: Советская энциклопедия, 1966. 376 с.
34 Кириченко Н.В. Функционально-стилистический аспект различных типов текста. Пермь, 1991. 123 с.
35 Киселева, Л.А. Язык как средство воздействия. М., 1971. 218 с.
36 Кондратов Н.А. Основные вопросы языка. М.: Просвещение, 1985. 224 с.
37 Костомаров В.Г. Наш язык в действии: очерки современной стилистики. М.: Гардарика, 2005. 287 с.
38 Кубрякова Е.С. О тексте и критериях его определения. Воронеж: Аспект, 2001. 118 с.
39 Лазаренко О.И. Диагностика выразительности речи детей [Электронный
ресурс] / Социальная сеть работников образования. - Режим доступа: https://nsportal.ru/user/664283/page/diagnostika-vyrazitelnosti-rechi. Дата
доступа: 23.08.2017.
40 Лакофф Дж. Мышление в зеркале классификаторов. М.: Гнозис, 2004. 481 с.
41 Лакофф Дж. Разум вне машины. М.:Гнозис, 2011. 515 с.
42 Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность / А.А. Леонтьев, Д.А. Леонтьев, Е.Е. Соколова. М.: Смысл, 2005. 431 с.
43 Львов М.Р. Речевое развитие человека // Начальная школа. 2000. №6. С.98-105.
44 Максимов В.И. Язык и культура речи. М.: Гардарика, 2000. 304 с.
45 Маслова В.А. Когнитивная лингвистика: учебное пособие. Минск: ТетраСистемс, 2004. 256 с.
46 Матвеева Т.В. Полный словарь лингвистических терминов. Ростов-на-
Дону, 2010. 586 с.
47 Мещеряков Б.Г. Большой психологический словарь / Б.Г. Мещеряков, В.П. Зинченко. - М. : Русские словари, 1996. - 416 с.
48 Морозов Н.Ф. Руководство по фониатрии / Н.Ф. Морозов, В.Г. Ермолаев, Н.Ф. Лебедева. - Л., 1970. - 311 с.
49 Морозова Н.Г. Формирование познавательных интересов у детей / Н.Г. Морозова. - М. : Просвещение, 1969. - 280 с.
50 Мурзин Л.Н. Норма, речевой прием и ошибка с динамической точки зрения. Речевые приемы и ошибки. Типология, деривация и функционирование: Сб. науч. трудов. М., 1989. С.5-13.
51 Никитина С.Е. Экспериментальный системный толковый словарь стилистических терминов. Принципы составления и избранные словарные статьи / С.Е. Никитина, Н.В. Васильева. М., 1996. 172 с.
52 Педагогическое речеведение. Словарь-справочник / под ред. Т.А. Ладыженской, А.К. Михальской; сост. А.А. Князьков. М.: Флинта, Наука, 1998. 314 с.
53 Пекарская И.В. Конструкции синтаксической контаминации как экспрессивное средство современного русского языка (На материале художественных и публицистических текстов). Красноярск, 1995. 210 с.
54 Развитие речи // Дошкольник / под ред. А.Г. Хрипковой / отв. ред. А.В. Запорожец. М.: Педагогика, 1979. С.82-98.
55 Розенталь Д.Э. Справочник по русскому языку: словарь
лингвистических терминов / Д.Э. Розенталь. М.: Оникс, 2008. 623 с.
56 Рубинштейн С.Л. Психология умственно отсталого дошкольника. М.: Просвещение, 1986. 425 с.
57 Серебренников Б.А. Общее языкознание. Внутренняя структура языка. М.: Наука, 1972. 568 с.
58 Словарь лингвистических терминов «Академик» [Электронный ресурс].
- Режим доступа : http:// methodological_terms.academic.ru
59 Соколов А.Н. Теория стиля / А.Н. Соколов. - М. : Искусство, 1968. -
218 с.
60 Солганик Г.Я. Стилистика современного русского языка и культуры речи / Г..Я. Солганик, Т.С. Дроняева. - М. : Академия, 2005. - 209 с.
61 Стернин И.А. Основы речевого воздействия: 3-е изд. М. : Директ-медиа, 2015. 289 с.
62 Стернин И.А. Теоретические и прикладные проблемы языкознания: избранные работы . 2-е изд.: Директ-Медиа. М.: Директ-медиа, 2015. 1077 с.
63 Телия В.Н. Вторичная номинация и ее виды // Языковая номинация. Виды наименований. М.: Наука, 1977. С.129-221.
64 Телия В.Н. Коннотация // Лингвистический энциклопедический словарь. М., 1997. С.236-237.
65 Телия В.Н. Механизмы экспрессивной окраски языковых единиц: человеческий фактор в языке. М., 1991. 215 с.
66 Усова А.П. Обучение в детском саду. М.: Просвещение, 1981. 175 с.
67 УшаковаО.С. Знакомим дошкольников с художественной литературой / О.С. Ушакова, Н. В. Гавриш. М: Сфера, 1998. 224 с.
68 Ушакова О.С. Методика развития речи детей дошкольного возраста / О.С. Ушакова, Е.М. Струнина. М: Владос, 2004. 288 с.
69 Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.firo.ru/. Дата доступа : 14.08.2017.
70 Хазагеров Г.Г. Общая риторика: Курс лекций и словарь риторических фигур / Г.Г. Хазагеров, Л.С. Ширина. Ростов н/Д., 1994. 191 с.
71 Храпченко М.В. Проблемы стиля / М.В. Храпченко // Творческая индивидуальность писателя и развитие литературы. - М., 1970. - 411 с.
72 Шафранская Э.Ф. Устное народное творчество: учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений . М.: Академия, 2008. 345 с.
73 Шахнарович А.М. Детская речь в зеркале психолингвистики: лексика, семантика, грамматика. М.: Институт языкознания РАН, 1999. 165 с.
74 Шахнарович А.М. Психолингвистический анализ семантики и грамматики : на материале онтогенеза речи / А.М. Шахнарович, Н.М. Юрьева. М.: Наука, 1990. 165 с.
75 Шаховский В.И. Эмоции: долингвистика, лингвистика,
лингвокультурология / В.И. Шаховский. - М. : Либроком, 2010. - 128 с.
76 Шкарубо А.С. Сила слова / А.С. Шкарубо, В.Г. Иванов. СПб. : Нибиру, 2012. 186 с.
77 Щепетинникова И.М. Диагностика развития выразительности речи дошкольников [Электронный ресурс] / Международный образовательный портал. - Режим доступа : http://www.maam.ru/detskijsad/diagnostika-razvitija- vyrazitelnosti-rechi-doshkolnikov-diagnostika-razvitija-vyrazitelnosti-rechi- doshkolnikov.html. - Дата доступа : 22.08.2017.
78 Щукина Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. - М.: Педагогика, 1988. 203 с.
79 Эдриан Р. Мемезис. М.: Куб, 2006. 120 с.
80 Эльконин Д.Б. Детская психология: развитие от рождения до семи лет. М.: Просвещение, 1960. 348 с.
81 Ядешко В.И. Развитие речи от пяти до семи. М.: Просвещение, 2006. 95 с.
82 Ярцев В.Н. Лингвистический энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1990. 685 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ