Развитие выразительности речи детей старшего дошкольного возраста
|
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ПРОИЗВЕДЕНИЯМИ УСТНОГО НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА.... 7
1.1. Особенности речевого развития детей старшего дошкольного возраста 7
1.2. Коммуникативные качества речи, формирующиеся у детей в дошкольном возрасте 12
1.3. Выразительность как качество речи и как компонент культуры речи в лингвистических и педагогических исследованиях 17
1.4. Жанровое разнообразие произведений устного народного творчества и их роль в развитии выразительности речи детей старшего дошкольного возраст 22
1.5. Анализ программного содержания работы по развитию выразительности речи дошкольников и ознакомлению старших дошкольников с произведениями устного народного творчества 26
1.6. Анализ методических рекомендаций по развитию выразительности речи детей старшего дошкольного возраста 31
ГЛАВА 2. АНАЛИТИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ ПРОЕКТИРОВОЧНОЙ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ РЕЧИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ
С ПРОИЗВЕДЕНИЯМИ УСТНОГО НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА СРЕДСТВАМИ ТЕАТРАЛИЗОВАННЫХ ИГР 38
2.1. Диагностика сформированности выразительности речи старших дошкольников
2.2. Комплекс мероприятий, направленный на развитие
выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 61
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 68
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 71
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 73
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 74
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 76
ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ПРОИЗВЕДЕНИЯМИ УСТНОГО НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА.... 7
1.1. Особенности речевого развития детей старшего дошкольного возраста 7
1.2. Коммуникативные качества речи, формирующиеся у детей в дошкольном возрасте 12
1.3. Выразительность как качество речи и как компонент культуры речи в лингвистических и педагогических исследованиях 17
1.4. Жанровое разнообразие произведений устного народного творчества и их роль в развитии выразительности речи детей старшего дошкольного возраст 22
1.5. Анализ программного содержания работы по развитию выразительности речи дошкольников и ознакомлению старших дошкольников с произведениями устного народного творчества 26
1.6. Анализ методических рекомендаций по развитию выразительности речи детей старшего дошкольного возраста 31
ГЛАВА 2. АНАЛИТИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ ПРОЕКТИРОВОЧНОЙ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ РЕЧИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ
С ПРОИЗВЕДЕНИЯМИ УСТНОГО НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА СРЕДСТВАМИ ТЕАТРАЛИЗОВАННЫХ ИГР 38
2.1. Диагностика сформированности выразительности речи старших дошкольников
2.2. Комплекс мероприятий, направленный на развитие
выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 61
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 68
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 71
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 73
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 74
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 76
Красивая и выразительная речь является одним из наиболее точных признаков всесторонне развитой личности. Богатая речь не только позволяет осуществлять эффективное общение, но и способствует регуляции высших психологических функций личности.
В связи с вышесказанным современные образовательные стандарты все большее внимание уделяют многоаспектному развитию речи. Коммуникативная компетентность являет собой сложное и комплексное качество личности. Одним из ее главных компонентов является выразительность речи. Выразительная речи обеспечивает эффективность коммуникации, усиливает воздействие на реципиента, позволяет личности самовыражаться. Такой потенциал речевой выразительности спровоцировал проведение ряда исследований в области лингвистики, психологии и педагогики. Проблема развития выразительности речи нашла отражение в трудах таких известных авторов, как Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, А.В. Лагутина, Ф.А. Сохин, Б.М. Теплов, О.С. Ушакова и многие другие. В рамках этих исследований преимущественно рассматриваются отдельные аспекты выразительности - без учета ее интегративного характера.
Наиболее благоприятным возрастом для формирования выразительности речи является дошкольный. Именно в этот период педагоги и семья должны уделять много внимания процессу речевого развития. Это положение отражено во многих методических и педагогических исследованиях.
Несмотря на то, что процесс формирования выразительности речи получил столь широкое освещение в научной литературе, на сегодняшний, с нашей точки зрения, методическое освещение данной проблемы недостаточно.
Также в рамках освещения процесса формирования речевой выразительности необходимо отметить высокий потенциал театрализованной деятельности. Однако рекомендаций по ее использованию в процессе формирования выразительности речи также немного. Из вышесказанного следует актуальность исследования: необходимость формирования выразительности речи детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с произведениями устного народного творчества средствами театрализованных игр.
Объект исследования - процесс формирования выразительности речи у старших дошкольников.
Предмет исследования - комплекс мероприятий, способствующий развитию выразительности речи старших дошкольников.
Цель исследования - разработать и апробировать комплекс мероприятий, направленный на развитие выразительности речи старших дошкольников в процессе театрализованной деятельности.
В соответствии с поставленной целью были определены следующие задачи исследования:
1) ознакомление с методикой работы над выразительностью речи детей в ДОУ;
2) осуществление практического анализа предметно-развивающей среды в процессе развития выразительности речи;
3) подбор диагностики по развитию выразительности речи;
4) практическое изучение эффективности театрально-игровой деятельности в процессе формирования речевой выразительности старших дошкольников;
5) составление перспективного плана по развитию выразительности речи в старшей группе на месяц и год;
6) составление методических рекомендаций для родителей.
Для решения поставленных задач и достижения выбран ряд методов. Теоретические методы представлены анализом и обобщением результатов исследований в сфере педагогики и психологии по данной тематике. Также были использованы методы эмпирические, среди которых тестирование, экспертная оценка, анализ результатов. Также выбраны методы количественного (первичного) и качественного (вторичного) анализа данных.
Практическая значимость проектировочной работы состоит в разработке комплекса мероприятий, направленного на развитие выразительности речи детей старшего дошкольного в процессе театрализованной деятельности.
Методологические основы проектировочной работы: психолого-педагогические концепции развития речи детей (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и др.); теория развития речи детей дошкольного возраста (М.М. Алексеева, Ф.А. Сохин, Е.И. Тихеева, О.С. Ушакова, В. И. Яшина и др.; лингвистические учения о литературном языке как языке нормированном и основах культурной речи (Б.Н. Головин Д.Э. Розенталь, Л.И. Скворцов и т.д.).
База исследования: МАДОУ - детский сад № 133 г. Екатеринбурга. В проектировочной работе приняли участие 20 детей 5-6 лет.
Структура ВКР. Работа состоит из введения, двух глав, списка использованных источников, пяти приложений.
В связи с вышесказанным современные образовательные стандарты все большее внимание уделяют многоаспектному развитию речи. Коммуникативная компетентность являет собой сложное и комплексное качество личности. Одним из ее главных компонентов является выразительность речи. Выразительная речи обеспечивает эффективность коммуникации, усиливает воздействие на реципиента, позволяет личности самовыражаться. Такой потенциал речевой выразительности спровоцировал проведение ряда исследований в области лингвистики, психологии и педагогики. Проблема развития выразительности речи нашла отражение в трудах таких известных авторов, как Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, А.В. Лагутина, Ф.А. Сохин, Б.М. Теплов, О.С. Ушакова и многие другие. В рамках этих исследований преимущественно рассматриваются отдельные аспекты выразительности - без учета ее интегративного характера.
Наиболее благоприятным возрастом для формирования выразительности речи является дошкольный. Именно в этот период педагоги и семья должны уделять много внимания процессу речевого развития. Это положение отражено во многих методических и педагогических исследованиях.
Несмотря на то, что процесс формирования выразительности речи получил столь широкое освещение в научной литературе, на сегодняшний, с нашей точки зрения, методическое освещение данной проблемы недостаточно.
Также в рамках освещения процесса формирования речевой выразительности необходимо отметить высокий потенциал театрализованной деятельности. Однако рекомендаций по ее использованию в процессе формирования выразительности речи также немного. Из вышесказанного следует актуальность исследования: необходимость формирования выразительности речи детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с произведениями устного народного творчества средствами театрализованных игр.
Объект исследования - процесс формирования выразительности речи у старших дошкольников.
Предмет исследования - комплекс мероприятий, способствующий развитию выразительности речи старших дошкольников.
Цель исследования - разработать и апробировать комплекс мероприятий, направленный на развитие выразительности речи старших дошкольников в процессе театрализованной деятельности.
В соответствии с поставленной целью были определены следующие задачи исследования:
1) ознакомление с методикой работы над выразительностью речи детей в ДОУ;
2) осуществление практического анализа предметно-развивающей среды в процессе развития выразительности речи;
3) подбор диагностики по развитию выразительности речи;
4) практическое изучение эффективности театрально-игровой деятельности в процессе формирования речевой выразительности старших дошкольников;
5) составление перспективного плана по развитию выразительности речи в старшей группе на месяц и год;
6) составление методических рекомендаций для родителей.
Для решения поставленных задач и достижения выбран ряд методов. Теоретические методы представлены анализом и обобщением результатов исследований в сфере педагогики и психологии по данной тематике. Также были использованы методы эмпирические, среди которых тестирование, экспертная оценка, анализ результатов. Также выбраны методы количественного (первичного) и качественного (вторичного) анализа данных.
Практическая значимость проектировочной работы состоит в разработке комплекса мероприятий, направленного на развитие выразительности речи детей старшего дошкольного в процессе театрализованной деятельности.
Методологические основы проектировочной работы: психолого-педагогические концепции развития речи детей (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и др.); теория развития речи детей дошкольного возраста (М.М. Алексеева, Ф.А. Сохин, Е.И. Тихеева, О.С. Ушакова, В. И. Яшина и др.; лингвистические учения о литературном языке как языке нормированном и основах культурной речи (Б.Н. Головин Д.Э. Розенталь, Л.И. Скворцов и т.д.).
База исследования: МАДОУ - детский сад № 133 г. Екатеринбурга. В проектировочной работе приняли участие 20 детей 5-6 лет.
Структура ВКР. Работа состоит из введения, двух глав, списка использованных источников, пяти приложений.
Целью проведения проектировочной деятельности являлась разработка и апробация занятий с элементами театрализованной деятельности по формированию выразительности речи у старших дошкольников. В связи с этим был последовательно решен ряд задач.
Первая задача заключалась в ознакомлении с методикой работы над выразительностью речи детей в ДОУ. Было обнаружено значительное количество разнообразных способов и методов формирования речевой выразительности: логоритмические упражнения, логопедические техники, игровые формы проведения упражнений и тренировок.
В процессе решения второй задачи был осуществлен практический анализ предметно-развивающей среды в процессе развития выразительности речи в исследуемой группе. Была отмечена качественная организация предметно-развивающей среды. Также были даны некоторые советы по ее совершенствованию, связанные с увеличением материальной базы.
В результате решения третьей задачи исследования была обоснована важность проведения диагностики уровня выразительности речи; представлены параметры анализа предметно-развивающей среды в группе.
В практической части проектировочной деятельности было проведено изучение эффективности театрально-игровой деятельности в процессе формирования речевой выразительности старших дошкольников. Так, на констатирующем этапе был выявлен относительно невысокий уровень сформированности выразительности речи у старших дошкольников. Это отражено в проведение комплексной работы по формированию выразительности речи среди детей группы. Также была решена пятая задача проектной деятельности: составлен перспективный план по развитию речевой выразительности на год. Помимо этого, были разработаны некоторые рекомендации для родителей старших дошкольников для более успешного проведения процесса формирования выразительности речи детей.
Теоретическая значимость работы заключается в том, что ее результаты могут быть использованы в дальнейших проектировочных деятельностях по заданной тематике. Практическая значимость проектировочной деятельности подразумевает использование результатов проведенной работы непосредственно в педагогической деятельности в дошкольном учреждении.
Первая задача заключалась в ознакомлении с методикой работы над выразительностью речи детей в ДОУ. Было обнаружено значительное количество разнообразных способов и методов формирования речевой выразительности: логоритмические упражнения, логопедические техники, игровые формы проведения упражнений и тренировок.
В процессе решения второй задачи был осуществлен практический анализ предметно-развивающей среды в процессе развития выразительности речи в исследуемой группе. Была отмечена качественная организация предметно-развивающей среды. Также были даны некоторые советы по ее совершенствованию, связанные с увеличением материальной базы.
В результате решения третьей задачи исследования была обоснована важность проведения диагностики уровня выразительности речи; представлены параметры анализа предметно-развивающей среды в группе.
В практической части проектировочной деятельности было проведено изучение эффективности театрально-игровой деятельности в процессе формирования речевой выразительности старших дошкольников. Так, на констатирующем этапе был выявлен относительно невысокий уровень сформированности выразительности речи у старших дошкольников. Это отражено в проведение комплексной работы по формированию выразительности речи среди детей группы. Также была решена пятая задача проектной деятельности: составлен перспективный план по развитию речевой выразительности на год. Помимо этого, были разработаны некоторые рекомендации для родителей старших дошкольников для более успешного проведения процесса формирования выразительности речи детей.
Теоретическая значимость работы заключается в том, что ее результаты могут быть использованы в дальнейших проектировочных деятельностях по заданной тематике. Практическая значимость проектировочной деятельности подразумевает использование результатов проведенной работы непосредственно в педагогической деятельности в дошкольном учреждении.
Подобные работы
- Театрализованная деятельность как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5750 р. Год сдачи: 2017 - РАЗВИТИЕ ОПИСАТЕЛЬНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ЗАГАДКИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАИКАНИЕМ
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4370 р. Год сдачи: 2020 - РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ
ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
ПОСРЕДСТВОМ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Дипломные работы, ВКР, дошкольное образование. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2020 - ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2024 - Совершенствование выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019 - Совершенствование выразительности речи детей старшего дошкольного возраста в процессе освоения книжной культуры
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019 - Развитие интонационной выразительности речи детей старшего дошкольного возраста в театрализованной деятельности
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4350 р. Год сдачи: 2017 - Использование словесных игр в работе по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4350 р. Год сдачи: 2022 - Психолого – педагогические основы проблемы развития выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с детской книгой
Курсовые работы, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 650 р. Год сдачи: 2019



