ГЛАВА 1. НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
.. ... ..... ............ _ 12 ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА
1.1. Личностно-ориентированный подход как основная стратегия
12 развития дошкольного образования
1.2. Сущность и педагогические условия личностного развития
„ 19
ребенка дошкольного возраста
1.3. Современные технологии реализации личностно-ориентированного подхода в дошкольных образовательных
29 организациях
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО ВЫЯВЛЕНИЮ И СОЗДАНИЮ СИСТЕМЫ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ РЕАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА 42
В ДОШКОЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ
2.1. Анализ процесса создания системы педагогических условий
реализации личностно-ориентированного подхода в работе педагогов 42 дошкольных образовательных организаций
2.2. Апробация системы педагогических условий реализации личностно-ориентированного подхода в дошкольной образовательной
/6 организации
2.3. Описание итогов опытно-поисковой работы по выявлению и
созданию педагогических условий реализации личностно- 89
ориентированного подхода
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 95
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 98
ПРИЛОЖЕНИЯ 106
В 2013 году в системе дошкольного образования многое произошло впервые. Так, согласно новому Закону «Об образовании в РФ» образование детей дошкольного возраста стало самостоятельным уровнем общего образования.
Кроме того, был принят приказом № 1155 Министерства образования и науки РФ 17 октября и зарегистрирован в Министерстве юстиции 14 ноября Федеральный государственный стандарт дошкольного образования - новый тип документа, учитывающий передовые традиционные подходы и инновационные идеи организации образовательного процесса с детьми дошкольного возраста.
Стандарт признает уникальность уровня дошкольного образования на основе признания самоценности дошкольного детства. Он поддерживает разнообразие детства и направлен на позитивное становление ребенка и учёт индивидуальных потребностей, проявление инициативы и интересов, его возможности на разных этапах освоения образовательной программы дошкольного образования. Однако в тексте ФГОС дошкольного образования отсутствует определение образовательного процесса и связанного с ним образовательного маршрута и траектории развития каждого ребенка.
Мы, взрослые (педагоги, родители) обязаны хорошо понимать, что ребенок ни к чему не готовится: ни к школе, ни к жизни, а развивается здесь и сейчас, проживая наиболее значимый возрастной период становления человека для его успешности в разных сферах жизнедеятельности. Именно в этот период происходит становление базовых составляющих ценностно-смысловой картины мира ребенка. Готовность к успешному школьному обучению и дальнейшей жизни состоится, если в период с двух месяцев и до восьми лет ребенку создадут условия для освоения культурных способов взаимодействия с окружающим миром, с другими людьми, понимания самого себя. Играя, ребенок открывает этот удивительный мир, его разнообразие и богатство, занимаясь конструированием или рисованием, переживает сделанные открытия, воплощает собственные впечатления, проектирует мир. Являясь активным участником разных видов деятельности, ребенок социализируется: осваивает способы поведения, культурные нормы и ценности, научается их воспроизводить (использовать), что позволяет эффективно общаться, расти духовно и физически.
Таким образом, современная система дошкольного образования обращается к личностно-ориентированному подходу, как одной из возможных основ ее преобразований. Личностно-ориентированное обучение рассматривается сегодня как специфическая педагогическая деятельность по созданию детям оптимальных условий для развития их потенциальных возможностей, духовного начала; формирования самостоятельности, способности к самообразованию, самореализации.
В связи с вышесказанным в современном дошкольном образовании существует проблема, состоящая в том, что сложившаяся система деятельности педагога дошкольной организации не всегда содействует созданию условий для реализации личностно-ориентированного подхода в его образовательной деятельности.
Проблема исследования обусловлена следующими противоречиями между:
- объективной потребностью в развитии личностного потенциала современного дошкольника и недостаточной разработанностью теоретических и технологических основ этой проблемы, отсутствием опыта работы в этом направлении в практике педагогов дошкольной организации;
- традиционной образовательной деятельностью педагога дошкольной организации и целями личностно-ориентированного подхода в образовании;
- необходимостью в теоретическом обосновании, методическом обеспечении процесса гуманизации образовательной деятельности педагога дошкольной организации и отсутствием реальной готовности воспитателя осуществлять личностно-ориентированный подход в рабочей деятельности.
С учетом этих объективно существующих противоречий и необходимости их преодоления сформулирована тема исследования: «Педагогические условия реализации личностно-ориентированного подхода в современных дошкольных организациях».
Объект исследования - воспитательно-образовательный процесс в современных дошкольных организациях.
Предмет исследования - педагогические условия реализации личностно ориентированного подхода в современных дошкольных организациях.
Цель исследования - теоретически обосновать и экспериментально апробировать систему педагогических условий реализации личностно-ориентированного подхода в дошкольной образовательной организации.
Гипотеза исследования: личностно-ориентированный подход в современных дошкольных организациях будет реализован наиболее успешно, если:
- личностно-ориентированный подход будет рассматриваться как основной, приоритетный (доминирующий) компонент в стратегии образовательной деятельности педагога дошкольной организации;
- образовательный процесс будет проектироваться педагогом на основе диагностики личностного развития дошкольников и собственной профессиональной готовности к реализации личностно-ориентированного подхода;
- в процессе образовательной деятельности педагога дошкольной организации будут созданы педагогические условия реализации личностно-ориентированного подхода;
- будет разработан индивидуальный образовательный маршрут личностного развития ребенка на основе мониторинга индивидуального развития детей в соответствии с ФГОС в ДОУ и мониторинга уровня развития игровой, конструктивной, изобразительной, трудовой деятельности детей и уровня их речевого развития.
- в воспитательно-образовательном процессе дошкольной организации будет происходить обучение детей рефлексивной деятельности;
- будут сформированы базовые компетенции у педагогов дошкольной образовательной организации: коммуникативная, информационная, организационная;
- будет организована развивающая предметно-пространственная среда группы в соответствии с ФГОС ДО.
Задачи исследования:
1. Раскрыть специфику концептуальных подходов к проблеме реализации личностно-ориентированного подхода в дошкольных организациях.
2. Проанализировать организацию воспитательно-образовательного процесса в современных дошкольных образовательных учреждениях.
3. Выявить педагогические условия реализации личностно-ориентиро-ванного подхода в современных дошкольных организациях.
4. Апробировать систему педагогических условий реализации личностно ориентированного подхода в условиях дошкольной образовательной организации.
Проблематика личностно-ориентированного обучения в целом, если оценивать ее по специфической терминологии, в отечественной педагогике появилась, как уже было отмечено, сравнительно недавно (В.В. Сериков, И.С. Якиманская). Однако это не означает, что отдельные ее аспекты не разрабатывались в русле иных подходов к организации образования.
Вопросов учета индивидуальных особенностей учащихся в обучения в той или иной мере касались педагоги и психологии, работавшие в контексте следующих направлений:
- проблемы научного обоснования обучения (цели, стратегия, содержание, методы, движущие силы и т.д.) - А.Г. Асмолов, Б.С. Гершун- ский, В.И. Гинецинский, Б.М. Бим-Бад, М.А. Данилов, Г.Д. Дмитриев, В.И. Загвязинский, Т.А. Ильина, В.В. Краевский, В.С. Леднев, М.Н. Скаткин, Е.В. Ткаченко;
- специфика педагогических систем и особенности разработки педагогических технологий - Ю.К. Бабанский, В.П. Беспалько, Э.В. Ильенков, Л.Б. Ительсон, Ф. Калгрен, И.Я. Лернер, И. Ломпшер, Н.Д. Никандров, Г.И. Петрова, В.Д. Семенов, Г.Н. Сериков, Э. Стоунс, Н.И. Чуприкова, В.Д. Шадриков, Н.Е. Щуркова;
- структура учебной деятельности - В.В.Давыдов, И.И. Ильясов, Й. Лингарт, В.Я. Ляудис, Д.Б. Эльконин;
- особые типы педагогических систем и инновации в образовании - В.П. Беспалько, В.С. Библер, М.А. Галагузова, П.Я. Гальперин,
B. В. Давыдов, М. Монтессори, Л.В. Занков, Л.Н. Ланда, М.И. Махмутов, А.Я. Найн, Д.Б. Эльконин, Н.Ф. Талызина;
- особенности творческой индивидуальности педагога -
C. А. Гильманов, В.И. Загвязинский, Н.В. Кузьмина, К.М. Левитан,
A. К. Маркова, Л.И. Митина, В.А. Сластенин;
- профессиональная педагогика - С.Я. Батышев, Г.Е. Збровский, Э.Ф. Зеер, Г.М. Романцев, Е.В. Ткаченко;
- познавательный интерес, самостоятельность и творчество учащихся -
B. Е. Алексеев, Д.Б. Богоявленская, З.И. Калмыкова, П.И. Пидкасистый, Я.А. Пономарев, Т.И. Шамова, Г.И. Щукина;
- условия и факторы успешного учения: А.С.Белкин, Г.Д. Бухарова,
A. К. Маркова, Н.И. Мурачковский, В.С. Цетлин;
- психодиагностика и индивидуальный подход - М.К. Акимова, Ю.З. Гильбух, Э.А. Толубева, К.М. Гуревич, М. Монтессори, Э.Ф. Зеер, Е.Н. Кабанова-Меллер, В.С. Мерлин, В.П. Симонов, Л.М. Фридман.
Анализ работ названных авторов и ряда исследований, направленных на изучение непосредственно специфики и особенностей педагогических условий реализации личностно-ориентированного подхода в дошкольном образовании (Ю.П. Азаров, Ш.А. Амонашвили, Е.В. Бондаревская, B. В. Сериков, И.С. Якиманская и др.), говорит о многоаспектности и многоплановости разработки исследуемой проблемы.
Развитие зарубежной педагогической мысли в данной области можно представить тремя антропоцентрическими (И.Г. Фомичева) образовательными моделями:
- экзистенциальная педагогика О.Ф. Больнова и его школы (Дж. Кнеллер, К. Гоулд, М. Грин, В. Лох и др.);
- педагогическая антропология, представленная И. Дерболав, Г. Рот,
A. Флитнер, М. Лангфельд и др.
- педагогические идеи и подходы, разрабатывавшиеся на основе гуманистической и феноменологической психологии в работах М. Монтессори, А. Маслоу, К. Роджерса, Э. Фромма, А. Комбса и др.
Общим для зарубежных подходов является ориентация на личность ребенка, особенности его индивидуальности и подчеркивание необходимости подбора специальных средств, методов, технологий и т.п. для создания условий, способствующих выявлению потенциальных возможностей детей, проявлению самости, развитию способностей к самоизменению, саморазвитию. Однако данные разработки, в основном, касались вопросов теории и методологии организации воспитательно-образовательного процесса. В практике большая часть исследователей шла по пути модификации традиционной методики обучения.
Методологическая основа исследования - фундаментальные работы в области философии образования и методологии психолого-педагогической науки (Ю.К. Бабанский, В.П. Беспалько, В.И. Гинецинский, Б.С. Гершунский, М.А. Данилов, В.В. Давыдов, В.И. Загвязинский, B.В. Краевский, И.Я. Лернер, А.В. Петровский, В.В. Сериков, М.Н. Скаткин, П.Г. Щедровицкий), философские и психолого-педагогические идеи и концепции о сущности и природе человека (К.А. Абульханова-Славская, А.В. Брушлинский, В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и др.), концепции и подходы к организации обучения в педагогической психологии (П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, М. Монтессори, И.И. Ильясов, Н.Ф. Талызина, Д.Б. Эльконин, И.С. Якиманская).
Методы исследования:
- теоретические: анализ качества организации различных подходов в воспитательно-образовательном процессе в дошкольных организациях;
- экспериментальные: метод наблюдения, метод сравнения.
Основные этапы исследования:
На первом этапе (2015-2016 гг.) осуществлялось накопление эмпирического опыта, формировался понятийный аппарат исследования. Анализировались отечественные и зарубежные источники по методологии, теории и практике различных типов организации воспитательно-образовательного процесса в дошкольных организациях. Изучалась психологическая литература по вопросам развития и функционирования личности ребенка дошкольного возраста.
На втором этапе (2016-2017 гг.) производилась систематизация и обобщение теоретического и накопленного эмпирического материала по проблеме исследования. Были выявлены методологические и теоретические основы личностно-ориентированного подхода в воспитательно-образовательном процессе в дошкольных организациях.
На третьем этапе (2017-2018 гг.) уточнялся перечень педагогических условий, необходимых для реализации личностно-ориентированного подхода в современных дошкольных организациях в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования, проводилась корректировка выявленных теоретических положений, их экспериментальная проверка в практике работы с детьми дошкольного возраста.
Экспериментальной базой исследования стали современные организации дошкольного образования: муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №34» г. Ревда и частное образовательное учреждение «Детский сад «Развитие» г. Ревда.
Научная новизна исследования заключается в разработке педагогических условий реализации личностно-ориентированного подхода в дошкольной образовательной организации:
- разработка индивидуального образовательного маршрута личностного развития ребенка, разработка индивидуального образовательного маршрута личностного развития ребенка на основе мониторинга индивидуального развития детей в соответствии с ФГОС в ДОУ и мониторинга уровня развития игровой, конструктивной, изобразительной, трудовой деятельности детей и уровня их речевого развития;
- обучение детей рефлексивной деятельности;
- формирование базовых компетенций у педагогов дошкольной образовательной организации: коммуникативной, информационной, организационной;
- организация развивающей предметно-пространственной среды группы в соответствии с ФГОС ДО.
Теоретическая значимость исследования: проанализировано и уточнено в соответствии с ФГОС в ДОУ понятие «педагогические условия реализации личностно ориентированного подхода в воспитательно-образовательном процессе дошкольной организации».
Личностно-ориентированное обучение рассматривается сегодня как специфическая педагогическая деятельность по созданию детям оптимальных условий для развития их потенциальных возможностей, духовного начала; формирования самостоятельности, способности к самообразованию, самореализации.
Практическая значимость настоящего исследования состоит в возможности использования его материалов в реальной практике личностно-ориентированного подхода в воспитательно-образовательном процессе в дошкольных организациях.
Основные положения, выносимые на защиту
1. Воспитательно-образовательный процесс в дошкольных образовательных организациях основывается на принципах личностно-ориентированного подхода и представляет собой специфическую педагогическую деятельность по созданию детям оптимальных условий для развития их потенциальных возможностей, духовного начала; формирования самостоятельности, способности к самообразованию, самореализации.
2. Реализация личностно-ориентированного подхода в дошкольной образовательной организации обеспечивается :
- принятием педагогом дошкольной организации личностно-ориентированного подхода как основного в стратегии образовательной деятельности;
- проектированием педагогом воспитательно-образовательного процесса на основе диагностики личностного развития дошкольников и собственной профессиональной готовности к реализации личностно-ориентированного подхода;
- созданием педагогических условий реализации личностно-ориентированного подхода в процессе организации образовательной деятельности педагога дошкольной организации:
- разработкой индивидуального образовательного маршрута личностного развития ребенка на основе мониторинга индивидуального развития детей в соответствии с ФГОС в ДОУ и мониторинга уровня развития игровой, конструктивной, изобразительной, трудовой деятельности детей и уровня их речевого развития;
- обучением детей рефлексивной деятельности;
- формированием базовых компетенций у педагогов дошкольной образовательной организации: коммуникативной, информационной, организационной;
- организацией развивающей предметно-пространственной среды группы в соответствии с ФГОС ДО.
Структура магистерской диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы (69 источников) и приложения. Текст работы содержит 11 рисунков, 17 таблиц.
В ходе проведенного исследования были решены поставленные задачи. Была изучена и проанализирована психолого-педагогическая и методическая литература по проблеме исследования.
Современная система дошкольного образования находится в процессе модернизации, введения инноваций и новых требований. Необходимость введения Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования вызвана:
во-первых, изменением статуса дошкольного образования как первого уровня общего образования;
во-вторых, изменением самого ребенка - он выступает как субъект детских видов деятельности, хочет быть равноправным участником образовательных отношений;
в-третьих, стремлением к личностно-ориентированному, гуманитарному подходу в образовании детей, который вступает в противоречие с авторитарным подходом, когда ребенок рассматривается как объект воздействия взрослого, а в обучении детей дошкольного возраста предпочтение отдается знаниям, по форме напоминающих не «занимательную деятельность», а урок в школе.
В связи с этим основными задачами, стоящими перед коллективом дошкольной образовательной организации при введении ФГОС ДО, являются:
1. Знать требования, устанавливаемые стандартом;
2. Понимать почему это стало необходимо на современном этапе развития дошкольного образования.
3. Понимать как воплотить их в практике работы, какие педагогические условия нужно создать для эффективной реализации личностно¬ориентированного подхода в современных дошкольных организациях.
Цель личностно-ориентированного образования состоит в том, чтобы «заложить в ребенке механизмы самореализации, саморазвития, адаптации, саморегуляции, самозащиты, самовоспитания и другие, необходимые для становления самобытного личностного образа».
Таким образом, анализ психологической, педагогической и методической литературы позволил нам определить сущность личностно-ориентированного подхода, которая раскрывается через создание системы педагогических условий, занимающих определенное место в модели образовательного процесса любой дошкольной образовательной организации.
В процессе опытно-поисковой работы были продиагностированы уровни развития игровой, конструктивной, изобразительной и трудовой деятельностей. Также был определен уровень речевого развития детей среднего дошкольного возраста.
Выявление уровней развития перечисленных видов деятельности на констатирующем и контрольном этапах эксперимента осуществлялось по показателям, выделенным на основе методики экспресс-анализа и оценки овладения видами деятельности детей среднего и старшего дошкольного возраста О.А. Сафоновой.
В соответствии с данными показателями были описаны уровни овладения детьми видами детской деятельности (оптимальный, высокий, средний, низкий). Результаты констатирующего эксперимента позволили сделать вывод о преобладании у детей среднего дошкольного возраста низкого уровня развития конструктивной деятельности и среднего уровня развития игровой, изобразительной и трудовой деятельности детей контрольной и экспериментальной групп. Уровень речевого развития в обеих группах характеризовался недостаточным развитием и связной речи и средним уровнем звуковой культуры речи.
В процессе формирующего эксперимента осуществлялась проверка положений гипотезы: личностно-ориентированный подход в современных дошкольных организациях будет реализован успешно, если:
- личностный подход будет рассматриваться как основной, приоритетный (доминирующий) компонент в стратегии образовательной деятельности педагога дошкольной организации;
- образовательный процесс будет проектироваться педагогом на основе диагностики личностного развития дошкольников и собственной профессиональной готовности к реализации личностно-ориентированных технологий.
- в процессе образовательной деятельности педагога дошкольной организации будут созданы педагогические условия реализации личностно-ориентированного подхода.
Была разработана и апробирована система педагогических условий реализации личностно-ориентированного подхода в дошкольной образовательной организации, обеспечивающая динамику уровней развития видов детской деятельности.
Результаты апробации методики нашли отражение в повышении уровня развития перечисленных выше видов детской деятельности.
Результаты экспериментального исследования доказывают действенность и эффективность системы педагогических условий реализации личностно-ориентированного подхода в дошкольной образовательной организации.
1. Абульханова-Славская К.А. Личность в процессе деятельности и общения [Текст] / К.А. Абульханова-Славская // Психология личности: Хрестоматия / ред.-сост. Д.Я. Райгородский. - Самара: Бахрах, 2000. - С. 301-331.
2. Алексеев Н.А. Личностно-ориентированное обучение: вопросы теории и практики [Текст] / Н.А. Алексеев. - Тюмень: Тюменский университет, 1997. - 216 с.
3. Алексеев Н.А. Личностно-ориентированное обучение в школе [Текст] / Н.А. Алексеев. - Ростов на Дону: Феникс, 2006. - 332 с.
4. Амонашвили Ш.А. Основы гуманной педагогики. Книга 3. Школа жизни [Текст] / Ш.А. Амонашвили. - М.: Амрита-Русь, 2014. - 278 с.
5. Асмолов А.Г. Психология личности [Текст] / А.Г. Асмолов. - М.: Смысл; ИЦ «Академия», 2002. - 416 с.
6. Асмолов А.Г. Стратегия социокультурной модернизации образования: на пути к преодолению кризиса идентичности и построению гражданского общества [Текст] / А.Г. Асмолов. // Вопросы образования. - 2008, - №1, - С. 65-86.
7. Балашов М.М., Лукьянова, М.И. Личностно-ориентированный подход к образованию: обоснование и сущность [Текст] / М.М. Балашов. - Ульяновск: ИПК ПРО, 1999. - 164 с.
8. Берне Р. Развитие Я-концепции и воспитание [Текст] / Р. Берне. - М.: Прогресс, 1986. - 422 с.
9. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии [Текст] / В.П. Беспалько. - М., 1989. - 192 с.
10. Бим И.Л. Личностно-ориентированный подход - основная стратегия современного языкового образования / И. Л. Бим. - Режим доступа : http://prdsovet.alledu.ru?files0/files1/files629/files634/docs/bim. html
11. Бондаревская Е.В. Гуманистическая парадигма личностно¬
ориентированного образования [Текст] / Е.В. Бондаревская // Педагогика. - 1997. - №4. - С. 12-17.
12. Бондаревская Е.В. Смысл и стратегии личностно-ориентированного воспитания [Текст] / Е.В. Бондаревская // Педагогика. - 2001, - №1. - С. 17-24.
13. Бондаревская Е.В. Теория и практика личностно-ориентированного образования. [Текст] / Е.В. Бондаревская. - Ростов на Дону: Издательство Ростовского педагогического университета, 2000. - 352 с.
14. Венгер Л.А. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до шести лет [Текст] / Л.А. Венгер, Э.Г. Пилюгина, Н.Б. Венгер. - М. : Просвещение, 2008. - 142 с.
15. Вершинина Н.Б. Современные подходы к планированию образовательной работы в детском саду. Справочно-методические материалы [Текст] / Н.Б. Вершинина, Т.И. Суханова. - М.: Учитель, 2010 - 111 с.
...