ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ И ПРАКТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ КОЛЛЕДЖЕЙ СРЕДСТВАМИ МОДУЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ 12
1.1. Историко-педагогические аспекты развития и становления
модульной технологии 12
1.2. Специфика реализации компетентностного подхода обучения в
СПО 29
1.3. Модель формирования ключевых профессиональных компетенций
студентов колледжей 46
ГЛАВА 2. РЕАЛИЗАЦИЯ МОДУЛЬНОЙ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ В КОЛЛЕДЖЕ С УЧЕТОМ МЕЖДУНАРОДНЫХ СТАНДАРТОВ WORLDSKILLS 55
2.1. Особенности стандартов WorldSkills и их внедрение в учебный
процесс 55
2.2. Проектирование курса ПМ.02 «Организация и проведение
экономической и маркетинговой деятельности», направленного на формирование профессиональных компетенций студентов
колледжей 65
2.3. Мониторинг результатов реализации модульной технологии
обучения на примере учебной группы специальности 38.02.04 «Коммерция (по отраслям)» 76
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 87
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 91
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 103
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 112
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 113
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 115
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 116
Подготовка квалифицированных специалистов среднего звена не зависимо от профиля получаемой специальности в современной России является одним из приоритетных направлений модернизации отечественного среднего профессионального образования. Ее основу составляют система знаний и понимания основ профессии, а также действия, направленные на их практическую реализацию, что напрямую взаимосвязано с состоянием среднего профессионального образования в обществе.
Практика реализации Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС СПО) в отношении экономической и маркетинговой подготовки студентов колледжей и техникумов в частности по специальности 38.02.04 «Коммерция (по отраслям)» показывает, что для освоения профессиональными компетенциями необходима тщательная работа над практическим применением умений и навыков студентов.
Таким образом, на нормативно-педагогическом уровне актуальность исследования обусловлена высокой потребностью государства в экономически подготовленных квалифицированных специалистах среднего звена и недостаточным уровнем сформированности у них профессиональных компетенций.
Внедрение технологии модульного обучения в экономическую подготовку студентов СПО по специальности 38.02.04 «Коммерция (по отраслям)» направлено на формирование достаточно высокого уровня освоения курса «Организация и проведение экономической и маркетинговой деятельности», способствуя тем самым формированию ключевых профессиональных компетенций студентов, будущих специалистов - менеджеров по продажам, обеспечив его становление как конкурентоспособного специалиста среднего звена в условиях модернизации и быстроизменяющихся требований рынка и работодателя.
На научно-методическом уровне актуальность определяется необходимостью разработки структурно-содержательной модели модульной технологии в рамках экономической подготовки студентов СПО по специальности 38.02.04 «Коммерция (по отраслям)» при изучении курса «Организация и проведение экономической и маркетинговой деятельности» в условиях реализации ФГОС СПО, основанному на компетентностном подходе, а также процессуально-содержательной модель формирования ключевых профессиональных компетенций студентов колледжей.
Анализ истории становления и развития экономической и маркетинговой подготовки в России в системе среднего профессионального образования свидетельствует о том, что потребность в специалистах среднего звена по направлению «коммерция» возрастает в связи с развитием социально-экономических отношений в обществе. Исследования отечественных учёных раскрывают содержание теории и практики в области экономической подготовки, а также необходимые для специалистов профессиональные качества и необходимый уровень знаний, умений и навыков.
Проведённый анализ специальной и педагогической литературы по проблеме формирования профессиональных компетенций специалистов среднего звена, а также опыт работы специалистов-практиков позволил выделить ряд противоречий:
- на социально-педагогическом уровне - между возросшей потребностью государства и общества в экономически подготовленных квалифицированных специалистах среднего звена и недостаточным уровнем сформированности у них экономической компетенции.
- на научно-педагогическом уровне - между заинтересованностью рынка труда в квалифицированных специалистах-практиках и отсутствием системы эффективных педагогических технологий, направленных на формирование практических навыков у специалистов среднего звена.
- на научно-методическом уровне - между необходимостью овладения студентами СПО, в частности, будущими коммерсантами и менеджерами по продажам высоким уровнем профессиональных компетенций и недостаточной разработанностью учебно-методического обеспечения этого процесса, модернизацией материально-технической базы.
Выявленные противоречия определили проблему исследования, заключающую в теоретическом (методическом) обеспечении и мониторинге внедрения процессуально-содержательной модели формирования профессиональных компетенций студентов колледжей - коммерсантов и менеджеров по продажам.
Актуальность проблемы и поиск путей разрешения противоречий определили выбор темы выпускной квалификационной работы: «Модульная технология как средство формирования профессиональных компетенций студентов колледжей».
Цель исследования: разработать модель формирования профессиональных компетенций студентов «Екатеринбургского экономико-технологического колледжа».
Объект исследования: профессиональная подготовка студентов в системе среднего профессионального образования.
Предмет исследования: модульная технология как средство формирования профессиональных компетенций студентов среднего профессионального образования.
В качестве гипотезы исследования выдвинуто положение о том, что формирование профессиональных компетенций студентов среднего профессионального образования достигается за счет гибкого и поэтапного внедрения принципов технологии модульного обучения, в рамках преподавания профессиональный курсов; использования компетентностного подхода; применения стандартов WorldSkills по специальностям, соответствующим перечню компетенций WorldSkills, что в совокупности повысит познавательный интерес к изучению, применению и накоплению
практического опыта будущих специалистов в сфере коммерции.
Для достижения цели и подтверждения гипотезы были сформулированы задачи исследования:
1. Проанализировать теоретические основы развития и становления модульной технологии в образовательном процессе.
2. Изучить теоретическую базу реализации компетентностного подхода обучения в СПО.
3. Разработать процессуально-содержательную модель
формирования профессиональных компетенций студентов колледжей.
4. Раскрыть сущность и особенности внедрения стандартов WorldSkills в образовательный процесс.
5. Спроектировать курс «Организация маркетинговой и коммерческой деятельности» для студентов СПО по специальности ««Коммерций (по отраслям)» на основе модульной технологии, с учетом международных стандартов WorldSkills.
6. В ходе опытно-поисковой работы проверить и проанализировать результативность процессуально-содержательной модели формирования профессиональных компетенций студентов колледжей, в рамках преподавания курса «Организация маркетинговой и коммерческой деятельности» студентам СПО по специальности «Коммерция (по отраслям)».
Теоретико-методологическую основу исследования составляют теория и практика среднего профессионального образования (П. Ф. Анисимова, Е. Н. Ким, С. А. Бондаренко, М. В. Симаненко и др.), теоретические положения компетентностного подхода в образовани (И. А. Зимняя, А. М. Деркач, Э.Ф. Зеер, А. М. Николаева, Г. К. Селевко, А. В. Хуторской и др.), основные положения технологии модульного обучения (В. П. Беспалько, А. М. Лозинская, Д. Г. Левитес, О. В. Темняткина, М. А. Чошанов, П. А. Юцевечене и др.), аксиологический подход (И. А. Левченко, Е. Н. Мороз, Т. А. Маслова, В. Н. Сагатовский, В. С. Нерсесянц, и др.), деятельностный подход (Е.Н. Базун, Л.С. Выготский, П.Я. Гальперина, А.В. Купавцева и др.).
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: теоретические - анализ и систематизация, научно¬
методической, психолого-педагогической, специальной литературы и нормативных документов по теме исследования, изучение и обобщение педагогического опыта, моделирование, проектирование; эмпирические - тестирование, педагогическое наблюдение, изучение продуктов деятельности студентов, экспертная оценка, анализ результатов опытно-поисковой работы; математический метод - определение достоверности изменений замеров.
База исследования: Опытно-поисковая работа проводилась в ГАПОУ СО «Екатеринбургский экономико-технологический колледж».
Исследованием было охвачено 23 студента.
Ограничение: в рамках данного исследования рассматривается профессиональная подготовка студентов по специальности 38.02.04 «Коммерция (по отраслям)».
Этапы исследования. Исследование проводилось с 2015 по 2017 г. и включало два этапа.
На первом этапе - теоретико-поисковом (2015-2016) - изучалось
состояние проблемы в теории и практики СПО, существующие теоретические подходы к её разрешению, определялся объект, предмет, цель, рабочая гипотеза и задачи исследования. В результате анализа и систематизации полученных данных проектировался курс «Организация и проведение экономической и маркетинговой деятельности» для студентов СПО по специальности 38.02.04 «Коммерция (по отраслям)» на основе модульной технологии.
На втором этапе - опытно-поисковом (2016-2017) - проводился мониторинг внедрения процессуально-содержательной модели
формирования профессиональных компетенций студентов колледжей, на основе модульной технологии в процессе преподавания курса «Организация и проведение экономической и маркетинговой деятельности» студентам СПО по специальности 38.02.04 «Коммерция (по отраслям)», анализировались, систематизировались и обобщались результаты исследования.
Научная новизна исследования заключается в следующем:
1) разработана процессуально-содержательная модель формирования профессиональных компетенций студентов на основе модульной технологии обучения, в рамках экономической и маркетинговой подготовки студентов СПО по специальности 38.02.04 «Коммерция (по отраслям)» при изучении курса «Организация и проведение экономической и маркетинговой деятельности», в условиях реализации ФГОС СПО, в соответствии со стандартами Worldskills.
2) разработана и реализована программа «Организация и проведение экономической и маркетинговой деятельности» на основе модульной технологии и в соответствии со стандартами Worldskills, проведены замеры уровня сформированности профессиональных компетенций студентов СПО - будущих коммерсантов, обеспечивающих результативность реализации разработанных моделей.
Практическая значимость исследования состоит в том, что содержащиеся в выпускной квалификационной работе положения могут быть использованы для разработки основных образовательных программ в рамках профессиональной подготовки студентов СПО на основе аксиологического, деятельностного и компетентностного подходов, с использованием модульной технологии.
Апробация и внедрение полученных в ходе исследования результатов осуществлялась путем периодического обсуждения материалов и результатов исследования в Екатеринбургском экономико-технологическом колледже; на кафедре спец. дисциплин и кафедре общих гуманитарных дисциплин.
На основе материалов исследования подготовлено и опубликованы три печатные работы:
1. VII Межрегиональная (со всероссийским участием) научно-практическая конференция «СПО: проблемы, исследования, инновации", статья на тему: «Компетентностный подход в профессиональной
деятельности преподавателя».
2. VIII Региональная научно-конференция «Среднее профессиональное
образование Уральского региона в условиях активного государственного реформирования: состояние, перспективы развития», две статьи:
«Оптимизация работы образовательной организации» и "Особенности стандартов WorldSkills и их внедрение в образовательный процесс».
3. Международная конференция «Профессиональное образование: проблемы, исследования, инновации»; статья на тему: «Организационно-содержательная модель интегрирования демонстрационного экзамена в образовательную программу».
На защиту выносятся следующие положения:
1. Процессуально-содержательная модель формирования
профессиональных компетенций студентов колледжей на основе модульной технологии отражает компоненты, влияющие на уровень сформированности профессиональных компетенций будущих специалистов среднего звена. Теоретическая модель включат в себя совокупность взаимосвязанных друг с другом блоков: целевой, мотивационный, содержательный и оценочно-результативный, которые отражают процесс формирования ключевых компетенций студентов среднего профессионального образования, а также необходимое методическое и материально-техническое обеспечение данного процесса.
2. Педагогические условия и средства, в основе которых модульная
технология и стандарты WorldSkills, в процессе подготовки студентов СПО по специальности 38.02.04 «Коммерция (по отраслям)» способствуют формированию профессиональных компетенций, что позволяет студентам позитивно решать в будущей профессиональной деятельности
возникающие проблемы.
К педагогическим условиям относятся:
- модульная технология обучения;
- элементы чемпионатного обучения;
- разработанная рабочая программа профессионального модуля
«Организация и проведение экономической и маркетинговой деятельности»;
- адаптированная система оценивания компетенций студентов специальности 38.02.04 «Коммерция» по стандартам WorldSkills.
- материально-техническая база.
Структура выпускной квалификационной работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, включающего 96 источников, и 5 приложений. Текст работы иллюстрирует 14 таблиц, 6 рисунков, отражающие основные положения и результаты исследования.
Анализ публикаций и трудов отечественных и зарубежных авторов, проведенный в выпускной квалификационной рaботе, посвященных компетентностному подходу и реализации модульной технологии обучения, a также создание теоретической структурно-содержaтельной модели модульной технологии и процессуально-содержательной модели формирования ключевых профессионaльных компетенций студентов колледжей позволяет сформулировaть следующие выводы:
1. Модульнaя технология обучения, основаннaя на компетентностном подходе, позволяет разрaбатывать модульные программы разного напрaвления и содержания: обучающие по отдельным предметaм (дисциплинам); специaльные (по ключевым навыкам); интегрированные; оценочные (оценка деятельности на конкретном рaбочем месте). Такая система позволяет обучaющемуся самостоятельно выбирать индивидуaльный темп продвижения по программе и проводить сaмооценку своих достижений.
2. Технология модульного обучения в рaмках компетентностного подхода имеет мaссу преимуществ и вместе с этим трудностей, как для учащихся, так и для преподaвателей: обучающиеся точно знают, что они должны усвоить, в каком объеме и что должны уметь после изучения модуля, могут сaмостоятельно планировать свое время, эффективно использовать свои способности, а преподаватель имеет возможность концентрировaть свое внимание на индивидуальных проблемах обучaющихся, своевременно идентифицирует проблемы в обучении, преподaватель выполняет творческую работу, заключающуюся в стимулировaнии мышления студентов, активизaции их внимания, мышления и памяти, активизации нужных реaкций, оказании всевозможной помощи обучaющимся. Одвдко, студенты должны владеть самодисциплиной, чтобы добиваться постaвленных целей, выполнять большой объем самостоятельной работы и нести ответственность за свое обучение, a преподавателям трудно изменить привычный образ мыслей и действий, так как им необходимо отказаться от центральной роли в учебном процессе и стать помощником студента в достижении поставленных целей, изменить структуру и стиль своей работы для обеспечения активной, самостоятельной, целеустремленной и результативной работы каждого.
Таким образом, формирование ключевых компетенций совершается у субъекта в процессе осознанной деятельности, а в условиях технологии модульного обучения студент - субъект, имеет возможность овладеть целым классом обобщенных способов действий на высоком уровне, в результате чего происходит формирование профессиональных компетенций.
3. В результате сравнительного анализа различных подходов к дефинициям «компетенция», «компетентность» можно резюмировать следующее, с одной стороны эти понятия можно раскрывать через призму деятельности, а с другой стороны как личностное качество человека и его социализацию. В рамках данного исследования за основу взято определение «компетенции» и «компетентности» Э.Ф. Зеера: «компетенция» - это содержательные обобщения теоретических и эмпирических знаний, представленных в форме понятий, принципов, смыслообразующих положений совокупность задач, которые человек должен решить, а «компетентность» - это способность специалиста мобилизовать и преобразовывать в профессиональной деятельности свои знания, умения и опыт в результате конкретной деятельности.
4. Содержание образования специалистов среднего звена представляет собой дидактически адаптированный опыт решения проблем в соответствии с их компетенциями. Организация образовательного процесса СПО направлена на создание условий для формирования у студентов ключевых компетенция, необходимых при решении ими профессиональных задач в рамках их будущей профессии.
5. Эффективность реализации технологии модульного обучения, с учетом стандартов Worldskills, выражается в гарантированное достижение актуального уровня профессиональной компетенции обучающихся. Ведущие дидактические условия состоят в воссоздании в аудиторных условиях фрагментов производства и профессиональных отношений специалистов, функционирующих в области предпринимательстве! и коммерческой деятельности.
6. Внедрение технологии модульного обучения направлено на формирование достаточно высокого уровня освоения учебного материала, способствуя тем самым формированию ключевых профессиональных компетенций студентов, будущих специалистов, что обеспечивает их становление как конкурентоспособного специалиста среднего звена в условиях быстроизменяющихся требований рынка и работодателя.
7. Использование принципов и стандартов WorldSkills - это способ внедрения компетентностного и практикоориентированного подхода при подготовке конкурентоспособного специалиста. Кроме того, стандарт WorldSkills можно рассматривать как инструмент независимой оценки качества педагогического образования и средство повышения его качества.
8. Благодаря движению WorldSkills Russia осуществляется:
- ранняя профессиональная ориентация обучающихся;
- рост престижа рабочих профессий;
- повышение открытости российской системы среднего профессионального образования международному сотрудничеству;
- стимул модернизации учебного и производственного оборудования в организациях среднего профессионального образования;
- помощь ускорению развития системы среднего
профессионального образования в соответствии с современными требованиями отраслей промышленности;
- консолидация усилий промышленности с одной стороны и образования с другой;
- мотивация молодёжи на достижение профессиональных успехов.
9. Разработанная процессуально-содержательная модель формирования ключевых компетенций студентов колледжей, средствами модульной технологии обучения, позволила спроектировать содержание курса «Организация и проведение экономической и маркетинговой деятельности», направленного на формирование профессиональных компетенций студентов специальности 38.04.02 «Коммерция (по отраслям)».
10. Эффективность теоретической модели формирования профессиональных компетенций студентов колледжей за счет использования технологии модульного обучения, с учетом стaндартов Worldskills, и мониторинг результатов ее реализации на примере учебной группы специальности 38.04.02 «Коммерция (по отраслям)» в рамках курса ПМ.02 «Организация и проведение экономической и маркетинговой деятельности» демонстрирует качественная и абсолютная успеваемость обучающихся и итоги сдачи демонстрационного экзамена, которые выше средних показателей по колледжу.
11. Результаты теоретического исследования, а также педагогический мониторинг и анализ его результатов позволяют сделать вывод о том, что технология модульного обучения и стандарты Worldskills по соответствующей компетенции обеспечивают более высокий уровень обученности студентов, чем традиционное обучение и создают условия для гарантированного достижения актуального уровня профессиональной компетентности студентов среднего профессионального образования.
1. Российская Федерация. Закон. Об образовании в Российской Федерации [Электронный ресурс] : федер. закон Рос. Федерации от 29 дек. 2012 г. № 273-ФЗ : [принят Гос. Думой 21.12.2012 ; одобрен Советом Федераций 26.12.2012]. - URL : https://rg.ru/2012/12/30/obrazovanie-dok.html (дата обращения: 11.03.2017).
2. Российская Федерация. Министерство образования и науки. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 38.02.04 Коммерция (по отраслям) [Электронный ресурс] : приказ М-ва образования и науки Рос. Федерации от 15 мая 2014 г. № 539. - URL : http://base.garant.ru/- 70687350/ (дата обращения: 11.03.2017).
3. Российская Федерация. Министерство труда. Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих Электронный ресурс] : [утв. постановлением М-ва труда Рос. Федерации от 21 авг. 1998 г. № 37]. - URL : http://base.garant.ru/180422 (дата обращения: 11.03.2017).
4. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования [Электронный ресурс]. - URL : http://- base.garant.ru/70810642/ дата обращения: 11.03.2017).
5. Агранович, М. Л. Состояние и развитие системы среднего образования в Российской Федерации .[Текст] : нац. докл. 2005 г. / M. Л. Агранович, О. Н. Кожевникова. - М. : Аспект-Пресс, 2006. - 138 с.
6. Акаева, Е. Л. Мониторинг профессионального становления будущего учителя на основе компетентностного подхода [Текст] / Е. Л. Акаева // Педагогическая диагностика. - 2006. - № 3. - С. 13-18.
7. Алексеев, Н. Г. Проектирование и рефлексивное мышление
[Электронный ресурс] / Н. Г. Алексеев // Развитие личности. - 2002. - № 2. - С. 85-102. - URL : http://rl-online.ru/articles/2-02/111.html (дата
обращения: 18.03.2017).
8. Аристархова, М. А. Управление коммерческой деятельностью на промышленном предприятии: [Текст] : автореф. дис. ... д-ра экон. наук : 08.00.05 / М. А. Аристархова : Урал. гос. экон. ун-т. - Екатеринбург, 1999.- 38 с.
9. Базавова, Т. В. Мониторинг качества профессионального образования в техникуме на основе компетентностного подхода [Текст] : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.08 / Т В. Базавова ; Федер. ин-т развития образования. - М., 2007. - 244 с.
10. Байденко, В. И. Болонский процесс: результаты обучения, компетент- ностный подход [Текст] / В. И. Байденко. - М. : Исслед. центр проблем качества подгот. специалистов, 2009. - 154 с.
11. Байденко, В. И. Новые методы и подходы к организации образовательного процесса [Текст] : подход, ориентиров. на цели : офис проекта ДЕЛФИ, Москва, февр. 2001 / В. И. Байденко, Д. ван Зантворт. - М. : Исслед. центр проблем качества подгот. специалистов, 2001. - 79 с.
12. Байчаров, А. М. Развитие коммерческой деятельности производствен¬ных предприятий в современных условиях: на материалах Карачаево- Черкесской Республики [Текст] : автореф. дис. ... канд. экон. наук : 08.00.05 /
A. М. Байчаров ; Моск. ун-т потребительской кооперации. - М., 1996. - 25 с.
13. Балашов, Ю. К. Профессиональная подготовка кадров в условиях капитализма [Текст] / Ю. К. Балашов, В. А. Рыжов. - М. : Высш. шк., 1987 . - 174 с.
14. Беспалько, В. П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения [Текст] / В. П. Беспалько. - М. : Педагогика, 1989. - 192 с.
15. Беспалько, В. П. Слагаемые педагогической технологии [Текст] /
B. П. Беспалько. - М. : Педагогика, 1989. - 191 с.
...