Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Формирование фонетико-фонематической стороны речи у дошкольников с псевдобульбарной дизартрией с использованием здоровьесберегающих технологий

Работа №98604

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

специальное дефектологическое образование

Объем работы69
Год сдачи2018
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
134
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ 6
1.1. Закономерности становления и развития фонетико-фонематической
стороны речи у детей в норме 6
1.2. Клинико-психолого-педагогическая характеристика детей с
псевдобульбарной дизартрией 14
1.3. Характеристика фонетико-фонематической стороны речи у детей с
псевдобульбарной дизартрией 19
1.4. Использование здоровьесберегающих технологий в логопедической
работе с детьми, имеющими речевое недоразвитие 22
ГЛАВА 2. КОНСТАТИРУЮЩИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ И ЕГО АНАЛИЗ 36
2.1. Организация и методология логопедического обследования 36
2.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента 39
ГЛАВА 3. ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У
ДОШКОЛЬНИКОВ С ПСЕВДОБУЛЬБАРНОЙ ДИЗАРТРИЕЙ С
ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ 46
3.1. Теоретическое обоснование и принципы логопедической работы по
формированию фонетико-фонематической стороны речи у детей с псевдобульбарной дизартрией 46
3.2. Содержание логопедической работы по формированию фонетико­
фонематических компонентов речи у дошкольников с псевдобульбарной дизартрией с использованием здоровьесберегающих технологий 49
3.3. Контрольный эксперимент и его анализ 54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 64

Речь - это ведущее средство общения человека, при помощи которого он может выражать свои мысли, передавать опыт, согласовывать свои действия. Необходимой основой и орудием человеческого мышления является способность человека к речи. Такие сложные мыслительные операции, как анализ и синтез, сравнение и обобщение, формируются и развиваются по мере того, как ребенок овладевает речевыми навыками.
Многие исследователи (Г. А. Каше, В. К. Орфинская, Т. Б. Филичева, М. Ф. Фомичева, Р. И. Лалаева, Г. В. Чиркина, Н. Х. Швачкин и др.) указывают на то, что фонетические и фонематические процессы речи является важным показателем общей речевой культуры, соответствия речи нормам произношения.
В настоящее время отмечается тенденция к увеличению количества детей-дошкольников с псевдобульбарной дизартрией. Среди этой группы детей распространенным является нарушение фонетико-фонематической стороны речи. Исходя из этого, проблема исследования и коррекции фонетико-фонематических нарушений у детей дошкольного возраста с псевдобульбарной дизартрией является актуальной и занимает особое место в сфере медико-психолого-педагогической реабилитации, т.к. определяет необходимость создания специальных условий, которые будут направлены на эффективную коррекцию и компенсацию нарушенного речевого развития ребенка с учетом его индивидуальных особенностей и возможностей.
Решение проблемы псевдобульбарной дизартрии должно быть связано с применением в логопедической практике различных форм здоровьесберегающих технологий. Это обусловлено тем, что в настоящее время отмечается стойкая тенденция к значительному снижению показателей здоровья и темпов развития детей-дошкольников. Так снижение
первоначального уровня здоровья дошкольников, начинающих подготовку к
3
обучению в школе, негативно сказывается на возможностях успешного получения образования.
Данная работа будет направленна на решение вопросов коррекции звукопроизношения, формирование фонематических процессов: слуха и восприятия у дошкольников с псевдобульбарной дизартрией с использованием здоровьесберегающих технологий.
Своевременное проведение логопедической работы, также направленной на повышение показателей здоровья, позволит устранить причины нарушений потенциальной неуспеваемости детей в школе, затруднения в отношениях с окружающими, снизить риск дезадаптации детей в новых социальных условиях.
Объект исследования - фонетико-фонематическая сторона речи у дошкольников с псевдобульбарной дизартрией; здоровьесберегающие технологии.
Предмет исследования - содержание работы по формированию фонетико-фонематической стороны речи у дошкольников с псевдобульбарной дизартрией с использованием здоровьесберегающих технологий.
Цель исследования - выявить эффективность использования здоровьесберегающих технологий в логопедической работе по формированию фонетико-фонематической стороны речи у дошкольников с псевдобульбарной дизартрией.
Задачи исследования:
1. Определить закономерности становления фонетико­-фонематической стороны речи у детей с нормальным речевым развитием.
2. Дать клинико-психолого-педагогическую характеристику детей с псевдобульбарной дизартрией.
3. На основе изучения теоретических источников рассмотреть особенности нарушений фонетико-фонематической стороны речи у детей с псевдобульбарной дизартрией.
Изучить литературу по вопросу использования здоровьесберегающих технологий в логопедической работе с детьми.
5. Провести констатирующий эксперимент и проанализировать полученные результаты обследования детей с псевдобульбарной дизартрией.
6. Посетить индивидуальные и групповые занятия логопеда, с целью наблюдения за использованием здоровьесберегающих технологий в логопедической работе с детьми.
7. Провести работу по формированию фонетико-фонематической стороны речи у дошкольников с псевдобульбарной дизартрией с использованием здоровьесберегающих технологий.
8. Проанализировать результаты проведенной работы в ходе контрольного эксперимента.
9. Выявить динамику проведенной работы на основе сравнения результатов констатирующего и контрольного эксперимента.
Реализация цели и задач исследования осуществлялись с помощью следующих методов:
1. Теоретический (анализ логопедической, психолого­-педагогической и специальной литературы по проблеме исследования).
2. Эмпирический (проведение констатирующего, формирующего и контрольного педагогических экспериментов, наблюдение).
3. Количественный и качественный анализ полученных данных.
4. Сравнительный (сравнение результатов констатирующего и контрольного экспериментов).
База исследования: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение - детский сад компенсирующего вида № 452; г. Екатеринбург, ул. Электриков, 18а.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложения.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В ходе обзора литературы по проблеме исследования таких авторов как Е. Ф. Архипова, В. И. Бельтюков, Н. И. Жинкин, Н. Х. Швачкин были определены основные закономерности становления фонетико­фонематической стороны речи у детей с нормальным речевым развитием.
Теоретическое и практическое изучение проблемы показало, что фонетико-фонематические нарушения являются распространенными, ведущими в структуре речевого дефекта у детей с псевдобульбарной дизартрией. Как указывают Р. И. Лалаева, Т. Б. Филичева взаимозависимость процессов формирования правильного произношения звуков и распознавания звуков на слух и является причиной стойких нарушений звукопроизношения у детей с псевдобульбарной дизартрией.
Исследования А. Н. Корнева, Е. А. Стребелевой, А. А. Твардовской, А. В. Ястребовой и других авторов позволили сделать вывод, что наряду с недостаточностью звукопроизносительной и звукоразличительной сторон речи у детей с дизартрией отмечается нарушения внимания, памяти, эмоционально-волевой сферы и замедленное формирование ряда высших корковых процессов, что накладывает отпечаток на развитие ребенка в целом.
При решении задачи по вопросу использования здоровьесберегающих технологий в логопедической работе с детьми, опираясь на данные Конституции ВОЗ, НИИ педиатрии, было выяснено, что в настоящее время отмечается устойчивая тенденция к существенному снижению показателей здоровья и темпов развития детей дошкольного возраста. Поэтому эти особенности также учитываются при построении системы коррекционной работы, что позволяет достигнуть наибольшей эффективности в формировании фонетико-фонематической стороны речи.
При проведении констатирующего эксперимента были изучены особенности развития обследуемых детей в пренатальном, перинатальном и постнатальном периодах, состояние моторной сферы, звукопроизношения, фонематических процессов, лексической и грамматической сторон речи.
При анализе полученных данных нами было выяснено, что у всех детей имеются осложнения в анамнезе, и как следствие, нарушения деятельности центральной нервной системы. При проведении обследования было отмечено, что все дети имеют нарушения мимической мускулатуры.
Нарушения звукопроизношения в большинстве случаев носит полиморфный характер. Результаты обследования фонематического слуха показали, что различение фонем, близких по способу и месту образования и акустическим признакам затруднено у всех детей (наибольшую трудность для детей составляет различение фонем по звонкости-глухости). Нарушения фонематического восприятия выражаются в основном в затруднениях сложных форм звукового анализа и синтеза.
При наблюдении индивидуальных и групповых занятий логопеда было выяснено, что учитель-логопед не всегда на в своей работе прибегает к здоровьесберегающим технологиям: используется лишь те элементы здоровьесберегающих технологий, которые включены в традиционную форму работы (пальчиковая, дыхательная, артикуляционная гимнастика). А применение таких технологий как биоэнергопластика, кинезиология, Су- Джок терапия, упражнения логоритмики и логопедический массаж отсутствует.
Исходя из полученных результатов констатирующего эксперимента, были определены основные направления логопедической работы по формированию фонетико-фонематической стороны речи у дошкольников с псевдобульбарной дизартрией, в которой будут использоваться здоровьесберегающие технологии.
Логопедическая работа с детьми экспериментальной группы длилась в течение двух месяцев. Было проведено 85 занятий в индивидуальной форме. Результаты работы были также проанализированы.
В ходе сравнения результатов констатирующего и контрольного экспериментов была выявлена преимущественная положительная динамика развития всей моторной сферы, просодической стороны речи детей экспериментальной группы, что говорит об эффективности использования здоровьесберегающих технологий в логопедической работе как подготовительного этапа при формировании фонетико-фонематической стороны речи у дошкольников с псевдобульбарной дизартрией.
Таким образом, цели и задачи выпускной квалификационной работы выполнены.


1. Акименко, В. М. Новые логопедические технологии [Текст] : уч.- метод. пособие / В. М. Акименко. - Ростов н/Д : Феникс, 2009. - 105 с.
2. Алябьева, Е. А. Логоритмические упражнения без музыкального сопровождения [Текст] : метод. пособие / Е. А. Алябьева. - М. : СФЕРА, 2006. - 64 с.
3. Аманатова, М. М. Развитие фонематических процессов на логопедических занятиях [Текст] / М. М. Аманатова // Логопедия. 2007. - № 1. - С. 27-34.
4. Архипова, Е. Ф. Логопедический массаж при дизартрии [Текст] / Е. Ф. Архипова. - М. : Астрель, 2008. - 128 с.
5. Архипова, Е. Ф. Ранняя диагностика и коррекция проблем развития. Первый год жизни ребенка [Текст] / Е. Ф. Архипова. — М. : «МОЗАИКА- СИНТЕЗ», 2012. — 34 с.
6. Балобанова, В. П. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения [Текст] / В. П. Балобанова, Л. Г. Богданова, Л. В. Венедиктова. - СПб. : Детство-пресс, 2001. - 240 с.
7. Беккер, К. П. Логопедия [Текст] : пер. с нем. / К. П. Беккер, М. Совак. — М. : Медицина, 1981. — 288 с.
8. Бельтюков, В. И. Об усвоении звуков речи детьми [Текст] / В. И. Бельтюков. - М. : Просвещение, 1964. - 91 с.
9. Бельтюков, В. И. Об усвоении ребенком звуковой (фонемной) системы звуков [Текст] / В. И. Бельтюков, А. Д. Салахова // Вопросы психологии. - 1975. - № 4. - С. 71-76.
10. Бехтерев, В. М. Мозг и его деятельность [Текст] / В. М. Бехтерев ; под ред. А. В. Гервера. — М. : Гос. изд-во, 1928. — 327 с.
11. Бим-Бад, Б. М. Педагогический энциклопедический словарь [Текст] / Б. М. Бим-Бад. - М., 2002. С. 191
12. Богина, Т. Л. Охрана здоровья детей в дошкольных учреждениях [Текст] : метод. пособие / Т. Л. Богина. - М. : Мозаика-Синтез, 2006. - 160 с.
13. Борисенко, М. Г. Развитие общей моторики [Текст] / М. Г. Борисенко, Н. А. Лукина. - СПб. : Паритет, 2003. - 160 с.
14. Бушлякова, Р. Г. Артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой [Текст] / Р. Г. Бушлякова. - М. : Изд-во «Детство- Пресс», 2011. - 240 с.
15. Волкова, Г. А. Логопедическая ритмика [Текст] : учеб. для студ. высш. учеб. заведений / Г. А. Волкова. - М. : ВЛАДОС, 2002. - 272 с...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ