ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ НАРУШЕНИЙ ПИСЬМА У ДОШКОЛЬНИКОВ С ЛЕГКОЙ СТЕПЕНЬЮ ПСЕВДОБУЛЬБАРНОЙ
ДИЗАРТРИИ 7
1.1. Психофизиологическое содержание процесса письма 7
1.2. Психолого - педагогическая характеристика детей с легкой степенью
псевдобульбарной дизартрии 13
1.3. Характеристика готовности дошкольников с легкой степенью
псевдобульбарной дизартрии к обучению письму 18
ГЛАВА 2. КОНСТАТИРУЮЩИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ И АНАЛИЗ
ПОЛУЧЕННЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ 21
2.1. Организация констатирующего эксперимента 21
2.2. Методика исследования моторики и анализ полученных результатов .... 22
2.3. Результаты обследования звукопроизношения и анализ полученных
результатов 36
2.4. Методика исследования фонематических процессов и анализ полученных
результатов 38
2.5. Анализ взаимосвязи нарушений артикуляционной моторики,
звукопроизношения, фонематического слуха и восприятия у детей с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии 44
ГЛАВА 3. ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ НАРУШЕНИЙ ПИСЬМА У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ЛЕГКОЙ СТЕПЕНЬЮ ПСЕВДОБУЛЬБАРНОЙ ДИЗАРТРИИ 46
3.1. Теоретическое обоснование и принципы логопедической работы по
предупреждению нарушений письма у детей с легкой степенью
псевдобульбарной дизартрии 46
3.2. Планирование и организация логопедической работы по
предупреждению нарушения письма у дошкольников с легкой степенью
псевдобульбарной дизартрии 50
3.3. Контрольный эксперимент и анализ полученных результатов 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 63
Изучением дизартрии занимались Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева, М. В. Ипполитова, Е. Н. Винарская, Г. А. Каше, М. М. Кольцова, С. И. Лопатина, Р. И. Мартынова, Г. В. Чиркина и др.
В настоящее время дизартрия является распространенным нарушением. Многочисленные нарушения звукопроизношения, вызванные недоразвитием моторных функций, влияют на овладение письмом, ребенка с дизартрией. Так как письмо формируется на основе устной речи.
Большая часть предметов школьной программы опирается на процесс письма. Если ребенок не освоил этот навык достаточно, то обучение по другим предметам будет вызывать сложности. Как следствие этого: общая неуспеваемость, низкая самооценка, нежелание учиться.
Предупреждение нарушения письма должно проводиться с дошкольного возраста, особенно у детей с речевыми нарушениями (А. Н. Корнев, И. Н. Садовникова).
Состояние устной речи предполагает подготовленность ребенка к обучению грамоте и к овладению письменной речью.
С точки зрения современной отечественной психологии и дефектологии, письмо - сложная осознанная форма речи и речевой деятельности.
В содержание письма входят процессы зрительного, пространственного и фонематического восприятия, а также двигательные процессы - кинестетической и кинетической природы. (Л. С. Выготский).
При легкой степени псевдобульбарной дизартрии наблюдаются разнообразные виды нарушений: нарушения общей и мелкой моторики, просодики, фонематического восприятия, фонетической стороны речи, пространственных представлений, лексико-грамматической стороны речи, связной речи и так далее. (Р. И. Лалаева, А. В. Ястребова, А. Н. Корнев).
Концепция системного подхода к изучению устной и письменной речи получила развитие в работах отечественных исследователей (Г. А. Каше, Р. Е. Левиной, Л. Ф. Спировой, Г. В. Чиркиной, А. В. Ястребовой). Ими разработаны содержание, направления и методы по предупреждению нарушений письма у дошкольников.
Нормативные данные уровня готовности детей к обучению грамоте, разработанные (Л. И. Божович, А. Р. Лурия, Д. Б. Элькониным и другими), требуют хорошего общеречевого развития, приобретения широкой ориентировки в звуковой стороне речи, высокого уровня развития фонематического слуха, достаточного уровня аналитико - синтетической деятельности.
В процессе обучения грамоте многие ученые уделяют особое внимание формированию процессов фонематического слуха и восприятия. Своевременное развитие фонематических процессов гарантирует успешное овладение детьми различных форм письменной речи (А. Н. Гвоздев, В. И. Бельтюков, Н. Х. Швачкин, Г. М. Лямина и др.).
Из этого следует, что проблема профилактики нарушений письма у дошкольников с легкой формой псевдобульбарной дизартрии относится к числу актуальных, теоретически и практически значимых.
Объект исследования - состояние неречевых и речевых функций у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией.
Предмет исследования - процесс логопедической работы с детьми старшего дошкольного возраста с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии, направленный на предупреждение нарушений письма.
Цель данной работы - на основе анализа теоретических и экспериментальных данных по вопросам подготовки к обучению письму детей старшего дошкольного возраста с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии разработать содержание логопедической работы, направленное на предупреждение нарушений письма, и проверить ее эффективность.
Задачи:
• изучить научно-методическую литературу по подготовке к обучению письму детей старшего дошкольного возраста с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии;
- в ходе констатирующего эксперимента изучить состояние неречевых и речевых функций, необходимых для овладения письмом (моторики, звукопроизношения, фонематических процессов), у детей старшего дошкольного возраста с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии;
• на основании анализа методической литературы и анализа результатов констатирующего эксперимента разработать и апробировать направления и приемы коррекционной работы по подготовке к обучению письму детей старшего дошкольного возраста с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии;
• сделать анализ эффективности содержания коррекционного воздействия на основе сравнения полученных результатов в контрольном обследовании детей экспериментальной группы.
Базой исследования является «Детский сад комбинированного вида №123» города Екатеринбурга Свердловской области.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
Дети, имеющие клинический диагноз псевдобульбарная дизартрия, является одной из самых многочисленных среди детей, имеющих нарушения речи.
Анализ констатирующего эксперимента у обучающихся с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии показал, что исследуемая группа детей с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии характеризуется наличием нарушений в моторной сфере. Для детей с дизартрией характерна двигательная неловкость, скованность, недостаточная точность движений, наличие гиперкинезов.
Отдельно нужно отметить нарушения артикуляционной моторики, которые выражены неточными движениями языка, губ, щек, челюсти, что приводит к нарушениям звукопроизношения.
Недостатки звукопроизношения влияют на формирование фонематических процессов.
В третьей главе на основе анализа методической литературы по вопросу предупреждения нарушений письма у дошкольников с ФФНР и псевдобульбарной дизартрией были определены принципы, этапы и содержание коррекционной работы.
С учетом результатов констатирующего эксперимента был разработан и проведен обучающий эксперимент, в рамках которого проведено 120 индивидуальных занятий и 10 фронтальных занятий в соответствии с календарным планом образовательного учреждения.
По окончанию обучающего эксперимента был проведен констатирующий эксперимент, в ходе которого была проведена оценка эффективности проведенной коррекционной работы. Проанализировав результаты контрольного эксперимента, можно сделать вывод о том, что в рамках обучающего эксперимента нам удалось повысить уровень сформированности моторики, фонетической стороны речи и фонематических процессов у дошкольников с ФФНР и легкой степенью псевдобульбарной дизартрии. При выполнении заданий у обучающихся наблюдается меньшее количество ошибок.
1. Архипова, Г. Ф. Коррекционно-логопедическая работа по преодолению стёртой дизартрии [Текст] / Г. Ф. Архипова. - М. : «Астель», 2008. - 256 с.
2. Архипова, Е. Ф. Логопедический массаж при дизартрии [Текст] / Е. Ф. Архипова. - 2-е изд., испр. - М. : АСТ : Астрель, 2012. - 123 с.
3. Архипова, Е. Ф. Стертая дизартрия у детей [Текст] / Е. Ф. Архипова. - М. : АСТ : Астрель : ХРАНИТЕЛЬ, 2007. - 319 с.
4. Бельтюков, В. И. Об усвоении детьми звуков речи [Текст] / В. И. Бельтюков. - М. : Просвещение, 1964. - 91с.
5. Богомолова, А. И. Нарушение произношения у детей [Текст] : пособие для логопедов / А. И. Богомолова. - М. : Просвещение, 1979. - 208 с.
6. Божович, Л. И. Психологические вопросы готовности ребенка к школьному обучению. Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста [Текст] / А. Н. Леонтьев, А. В. Запорожец. - М. : Екатеринбург, 2000. - 36 с.
7. Верясова, Т. В. Система упражнений по развитию ручного и артикуляционного праксиса [Текст] / Т. В. Верясова. - М. : Просвещение, 2005.- 144 с.
8. Волкова, Г. А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики. [Текст] : учеб.-метод. пособие / Г. А. Волкова. - М. : Просвещение, 2005.- 144 с.
9. Волкова, Л. С. Логопедия [Текст] : учеб. для студентов педагогических институтов / Л. С. Волкова, Р. И. Лалаева, Е. М. Мастюкова - М. : Просвещение, 1989 - 528 с.
10. Волкова, Л. С. Методическое наследие. В 5 кн. - М.,2003. -Кн. 5 Фонетико-фонематическое и общее недоразвитие речи [Текст] / Л. С. Волкова - М. : Просвещение, 1989. - 480 с.
11. Волосовец, Т. В. Основы логопедии с практимумом по звукопроизношению [Текст] : учеб. пособие / Т. В. Волосовец - М. : Академия, 2002. - 199 с.
12. Гвоздев, А. Н. О фонологических средствах языка [Текст] / А. Н. Гвоздев. - М. : изд-во АПН РСФСР, 1949. - 168 с.
13. Гвоздев, А. Н. Усвоение ребёнком звуковой стороны русского языка [Текст] / А. Н. Гвоздев. - СПб. : Акцидент, 1995. - 64 с.
14. Гвоздев, А. Н. Вопросы изучения детской речи [Текст] / А. Н. Гвоздев. - М. : Просвещение, 1961. - 336 с.
15. Голубева, Г. Г. Коррекция нарушений фонетической стороны речи у дошкольников [Текст] : методическое пособие / Г. Г. Голубева. - СПб.: Союз, 2000. - 64 с...