ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ
ИССЛЕДОВАНИЯ 7
1.1. Развитие словаря у детей в норме 7
1.2. Психолого-педагогическая характеристика детей старшего
дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня и псевдобульбарной дизартрией 13
1.3. Характеристика словаря у детей старшего дошкольного возраста с
общим недоразвитием речи III уровня и псевдобульбарной дизартрией 19
ГЛАВА 2. КОНСТАТИРУЮЩИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ И ЕГО АНАЛИЗ 25
2.1. Организация и методика констатирующего эксперимента 25
2.2. Анализ результатов изучения неречевых функций у детей старшего
дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня и псевдобульбарной дизартрией 29
2.3. Анализ результатов изучения речевой памяти и словаря у детей
старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня и псевдобульбарной дизартрией 33
ГЛАВА 3. СОДЕРЖАНИЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ СЛОВАРЯ У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ И ПСЕВДОБУЛЬБАРНОЙ ДИЗАРТРИЕЙ 39
3.1. Теоретическое обоснование и принципы коррекционной работы по
формированию словаря у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня и псевдобульбарной дизартрией в условиях образовательной организации 39
3.2. Содержание логопедической работы по формированию словаря у
детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня и псевдобульбарной дизартрией в условиях образовательной организации 43
3.3. Контрольный эксперимент и его анализ 55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 62
В наше время наблюдается увеличение количества детей дошкольного возраста с различными нарушениями речи. Как отмечает Р. Е. Левина, одни недостатки касаются звукопроизношения, другие затрагивают процессы фонемообразования и выражаются не только в дефектах произношения, но и в затруднениях звукового анализа. Существуют такие нарушения, которые охватывают как фонетико-фонематическую, так и лексико-грамматическую стороны речи, что выражается в общем недоразвитии речи (ОНР).
Как показывает практика, на успешность обучения существенно влияет уровень развития словаря и речи в целом. Известно, что дети, имеющие богатый словарный запас, как правило, не испытывают трудностей в обучении грамоте. По словам М. М. Алексеевой и В. И. Яшиной, дети с низким уровнем сформированности словаря испытывают трудности в общении, в обучении чтению и письму, поскольку свободная речь (устная и письменная), в первую очередь, основывается на хорошо развитом лексиконе.
В литературе имеется немало исследований, посвященных лексической стороне речи и ее коррекции у обучающихся с ОНР (Р. И. Лалаева, Р. Е. Левина, Л. В. Лопатина, Н. В. Серебрякова, Т. Б.Филичева, Г. В.Чиркина и другие). Ими выявлены такие нарушения лексики, как недостаточность словарного запаса, резкое расхождение объема активного и пассивного словаря, неправильное употребление слов, многочисленные вербальные парафазии, несформированности семантических полей, также трудности актуализации словаря.
Проблема развития лексики у детей старшего дошкольного возраста актуальна тем, что от сформированности этого компонента структуры языка зависит успешность овладения ребенком программой детского сада, а в дальнейшем и программой общеобразовательной школы.
Таким образом, тема нашего исследования актуальна.
Объект исследования - лексическая сторона речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня и псевдобульбарной дизартрией.
Предмет исследования - содержание работы по формированию лексической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня и псевдобульбарной дизартрией.
Цель исследования - теоретически обосновать, разработать содержание и экспериментально проверить эффективность логопедической работы по формированию лексикой стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня и псевдобульбарной дизартрией.
Задачи:
1. Провести анализ научно-методической литературы по вопросам исследования словаря у детей старшего дошкольного возраста с ОНР и псевдобульбарной дизартрией.
2. Провести констатирующий эксперимент, направленный на определение уровня сформированности лексической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня и псевдобульбарной дизартрией.
3. Осуществить планирование коррекционной работы с учетом результатов констатирующего эксперимента, провести обучающий эксперимент, направленный на формирование лексической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня и псевдобульбарной дизартрией, оценить эффективность проведенной коррекционной работы.
Научно-методологической основой исследования являлись концепции общей и специальной психологии, педагогики, лингвистики и психолингвистики, рассматривающие проблемы, связанные с развитием речи детей дошкольного возраста (Л. С. Выготский, А. Н. Гвоздев, А. Н. Леонтьев, 5
Ф. А. Сохин, Г. А. Черемухина, Д. Б. Эльконин и др.); современные представления о возрастных этапах, закономерностях и условиях развития лексического строя речи в процессе онтогенеза и его значении для развития устной и письменной речи (А. Н. Гвоздев, Т. А. Гридина, Ф. А. Сохин, С. Н. Цейтлин, А. М. Шахнарович, Д. Б. Эльконин и др.); исследования развития словаря у дошкольников с общим недоразвитием речи (Г. В. Бабина, Г.С. Гуменная, Н. С. Жукова, В. А. Ковшиков, Р. И. Лалаева, Е. Ф. Соботович, Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина, С. Н. Шаховская).
База исследования: опытно-экспериментальный этап работы
реализовался на базе МБ ДОУ «Детский сад компенсирующего вида № 452» города Екатеринбурга.
Контингент испытуемых представлен детьми старшего дошкольного возраста в количестве 10 человек, обучающимися по программе Н. В. Нищевой «Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи (с 4 до 7 лет)».
Структура работы: введение, три главы, заключение, список литературы, приложение.
Изучение сформированности лексической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР и псевдобульбарной дизартрией является актуальной проблемой по настоящий день.
Исследование лексической стороны речи у детей дошкольного возраста имеет как большое теоретическое, так и практическое значение. С точки зрения теории оно связано с установлением вида, этиологии и тех или иных ошибок, которые допускали дети в заданиях. А с позиции практики - их наличие способствует более точному, целенаправленному и дифференцированному воздействию.
Основываясь на данных изученной литературы была дана психологопедагогическая характеристика детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня и псевдобульбарной дизартрией, также были рассмотрены словарь у детей в норме и словарь у детей с ОНР.
В начале данной работы была поставлена задача определить уровень сформированности лексической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР и псевдобульбарной дизартрией. Посредством выполнения ряда диагностических проб мы выявили особенности развития словаря детей с ОНР. Констатирующий эксперимент, который показал, что, обладая, в целом, полноценными предпосылками для овладения мыслительными операциями, дети с ОНР III уровня имеют недоразвитие пассивного и активного словаря. Была выявлена ограниченность словарного запаса: в активном словаре детей преобладали имена существительные и глаголы, а применение слов, характеризующих качество, признаки, состояние предметов вызывало трудности. Наблюдалось расхождение активного и пассивного словаря, незнание или неточное употребление многих общеупотребительных слов, обозначающих зрительно сходные предметы или части предметов, неправильное использование синонимических и антонимических средств языка. Применялись многочисленные замены словообразовательными неологизмами.
Полученные данные о состоянии лексики определяли основные направления, которые учитывались при составлении комплекса коррекционно-развивающих упражнений, проводимых на фронтальных занятиях. После обучающего эксперимента был проведен контрольный эксперимент. Целью контрольного эксперимента выступало определение эффективности контрольной работы по развитию лексической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР и псевдобульбарной дизартрией.
Сравнительный анализ результатов констатирующего и контрольного экспериментов показал, что проведенная нами работа была эффективна. Активный словарь детей дошкольного возраста с ОНР увеличился в процессе проведения коррекционной работы по развитию лексической стороны речи.
Таким образом, после проведения целенаправленной логопедической работы, уровень сформированности лексической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР и псевдобульбарной дизартрией повысился, но коррекционная работа для обучающихся должна проводиться систематически, последовательно, целенаправленно.
На данном этапе работа по развитию лексической стороны еще не закончена, поэтому необходимо продолжать работать с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня и псевдобульбарной дизартрией в этом направлении.
1. Агранович, З. Е. Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей [Текст] / З. Е. Агранович. — СПб. : Детство-Пресс, 2001. — 48 с.
2. Алексеева, М. М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников [Текст] : учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / М. М. Алексеева, В. И. Яшина. — 3-е изд., стереотип. — М. : Издательский центр «Академия», 2000. — 400 с.
3. Архипова, Е. Ф. Стёртая дизартрия у детей [Текст] : учеб. пособ. для студ. высш. вузов / Е. Ф. Архипова. — М. : АСТ: Астрель: ХРАНИТЕЛЬ, 2006. — 319 с.
4. Бородич, А. М. Методика развития речи детей [Текст] / А. М. Бородич. — М. : Просвещение, 1981. — 256 с.
5. Гвоздев, А. Н. Развитие словарного запаса в первые годы жизни ребенка [Текст] / А. Н. Гвоздев. — Куйбышев, 1990. — 104 с.
6. Глухов, В. П. Из опыта логопедической работы по формированию связной речи детей с ОНР дошкольного возраста на занятиях по обучению рассказыванию [Текст] / В. П. Глухов // Дефектология. — 1994. — № 2. — С. 56-73.
7. Денисова, О. А. Детская логопсихология [Текст] : учеб. для вузов / О. А. Денисова, О. Л. Леханова, Т. В. Захарова. — М. : ВЛАДОС, 2018. — 161 с.
8. Жукова, Н. С. Формирование устной речи [Текст] : учеб-метод. пособие / Н. С. Жукова. — М. : Соц.-полит. журн., 1994. — 96 с.
9. Козырева, Л. М. Развитие речи. Дети 5-7 лет [Текст] / Л. М. Козырева. — Ярославль: Академия Холдинг, 2002. — 160 с.
10. Кондратенко, И. Ю. Формирование эмоциональной лексики у дошкольников с общим недоразвитием речи [Текст] : монография / И. Ю. Кондратенко. — СПб. : КАРО, 2006. — 240 с.
11. Коноваленко, В. В. Антонимы. Картинный дидактический материал [Текст] : пособие для педагогов и родителей / В. В. Коноваленко, С. В. Коноваленко. — М. : Издательство «ГНОМ и Д», 2002. — 104 с.
12. Кроткова, А. В. Особенности формирования лексикограмматического строя речи у дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня [Текст] / А. В. Кроткова, Е. Н. Дроздова // Логопед. — 2004. — № 1. — С. 26-34.
13. Лаврентьева, А. И. Система работы по развитию семантической стороны речи младших дошкольников [Текст] : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 / Лаврентьева Анна Игоревна. — М. , 1998. — 165 с.
14. Лалаева, Р. И. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников (формирование лексики и грамматического строя) [Текст] / Р. И. Лалаева, Н. В. Серебрякова. — СПб. : СОЮЗ, 1999. — 160 с.
15. Левина, Р. Е. Основы теории и практики логопедии [Текст] / Р. Е. Левина. — М. : Просвещение, 1968. — 144 с...