Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Формирование лексической стороны речи у детей с врожденной расщелиной губы и нёба и общим недоразвитием речи

Работа №98592

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

специальное дефектологическое образование

Объем работы71
Год сдачи2018
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
121
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. АНАЛИЗ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ИСТОЧНИКОВ ПО ПРОБЛЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ: ФОРМИРОВАНИЕ ЛЕКСИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С РАСЩЕЛИНОЙ НЁБА И ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ . 7
1.1. Онтогенез лексической стороны у детей в норме 7
1.2. Психолого-педагогическая характеристика детей с расщелиной губы и
нёба 18
1.3. Характеристика лексической стороны речи у детей с расщелиной неба и
губы общим недоразвитием речи 28
ГЛАВА 2. КОНСТАТИРУЮЩИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ И ЕГО АНАЛИЗ 37
2.1. Организация и методика исследования 37
2.2. Анализ результатов обследования словаря у дошкольников с расщелиной
губы и нёба и общим недоразвитием речи 43
ГЛАВА 3. СОДЕРЖАНИЕ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ
НАПРАВЛЕННОЙ НА РАЗВИТИЕ СЛОВАРЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С РАСЩЕЛИНОЙ ГУБЫ И НЁБА И ОБЩИМ
НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ 55
3.1. Теоретические основы формирующего эксперимента 55
3.2. Формирующий эксперимент и его анализ 56
3.3. Контрольный эксперимент и его анализ 63
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 66
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 68

В существующей ситуации в логопедии закрепляется принцип устранения нарушений речевого развития у детей на раннем этапе жизни. Несомненно, что любое нарушение речи в той или иной степени отражается на последующем речевом развитии. Именно в этот период создаются благоприятные условия для развития устной речи, закладывается фундамент для письменных форм речи (чтения и письма) и последующего речевого и языкового ребёнка (Л. С. Волкова).
Логично предположить, что создано достаточно монографий, посвященных одной из клинически сложных форм речевой патологии - ринолалии и ее коррекции. В Российской Федерации разработкой методологических подходов к ринолалии занимались такие авторы как А. Г. Ипполитова, Т. Н. Воронцова, Н. Н. Сереброва, И. И. Ермакова.
Ринолалия - нарушение тембра голоса и звукопроизношения, обусловленное анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата, при котором фиксируется назализованный тембр голоса, артикуляция и фонация существенно отличаются от нормы. С точки зрения речевой патологии одним из наиболее вероятных нарушений является общее недоразвитие речи (ОНР).
Изучая отклонения речевого развития у детей с нормальным слухом и интеллектом, профессор Р. Е.Левина впервые выделила и описала особую категорию детей с проявлениями системной несформированности всех языковых структур (фонетики, грамматики, лексики), которую и обозначила термином «общее недоразвитие речи» [23].
Формирование лексических представлений имеет большое значение для развития познавательной деятельности ребёнка, т.к. слово, его значение является средством не только речи, но и мышления (Л. С. Выготский, А. А. Леонтьев) [9].
Являясь базисом речевой организации человека, лексика выполняет важную функцию в овладении в полном объеме языком как средством общения, познании окружающего мира, социальной адаптации. Без присвоения лексики невозможно включиться культурную практику общения. Ограниченность словарного запаса создаёт трудности при взаимодействии ребёнка с ОНР со сверстниками и взрослыми. Естественно затрудняется понимание обращённой речи и построение собственных высказываний.
Процесс овладения лексикой при ринолалии зависит от сформированности операций выбора и комбинирования фонетических и фонематических языковых единиц [4].
Проблема развития лексики у старших дошкольников является актуальной проблемой в современной действительности. Сформированность лексики как компонента структуры языка является необходимостью при переходе в школу. Статистически определено, что дисграфия и дислексия чаще всего появляются в результате общего недоразвития всех компонентов языка, и возникают, как правило, у детей с III уровнем речевого недоразвития.
В фундаментальных трудах неоднократно исследовалась проблема развития лексической системы у детей с речевой патологией (В. П. Глухов, Н. С. Жукова, И. Ю. Кондратенко, Р. И. Лалаева, Л. В. Лопатина,
Е. М. Мастюкова, Н. В. Серебрякова, Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина), выделены особенности развития лексики детей указанной категории. Разработаны методические рекомендации, способствующие формированию лексики у детей с нарушениями речи.
Рассмотренные расстройства имеют устойчивый и сложно поддающийся коррекции характер.
Пропедевтика и раннее исправление общего недоразвития речи у детей с расщелиной губы и нёба, развитие лексической стороны речи представляет собой основу полноценного развития личности ребенка. Несомненно, представленная проблема актуальна.
Объектом исследования является сформированность лексической стороны речи у дошкольников с врожденной расщелиной губы и нёба и общим недоразвитием речи.
Предмет исследования - определение содержательного компонента работы в коррекции нарушений лексической стороны речи у дошкольников с врожденной расщелиной губы и нёба.
Цель работы - провести коррекционную работу по формированию лексической стороны речи и определить ее эффективность у дошкольников с врожденной расщелиной губы и нёба и общим недоразвитием речи.
Задачи исследования:
1. Изучить научно-методическую литературу по данной проблеме.
2. Провести констатирующий эксперимент, направленный на выявление механизма проявлений общего недоразвития речи у дошкольников с врожденной расщелиной губы и нёба.
3. Определить направления и содержание коррекционной работы по устранению недостатков лексической стороны речи у дошкольников с врожденной расщелиной губы и нёба.
4. Определить эффективность выделенных направлений коррекционной работы по устранению недостатков лексической стороны речи у дошкольников с врожденной расщелиной губы и нёба.
Теоретическая значимость исследования.
Полученные данные об особенностях речевого развития детей дошкольного возраста с расщелиной губы и нёба и ОНР расширили и дополнили теоретические представления о речевой сфере детей. В работе также было описана структура формирования развития лексики у обучающихся данной категории.
Структура выпускной квалификационной работы: дипломная работа состоит из введения, трёх глав, заключения, списка литературы, приложений.
Во введении обоснована актуальность выбранной темы, поставлена цель, задачи, предмет, объект.
В первой главе «Анализ теоретических источников по проблеме исследования: формирование лексической стороны речи у детей с
расщелиной нёба и общим недоразвитием речи» нами раскрываются основные понятия, такие как: речь, общие недоразвитие речи, дошкольный возраст, ринолалия, лексическая сторона речи. В этой главе рассмотрен онтогенез лексической стороны речи в норме, дата психолого-педагогическая характеристика детям с расщелиной губы и нёба, а также дана характеристика лексической стороны речи у детей с общим недоразвитием речи.
Во второй главе «Констатирующий эксперимент и его анализ» описаны цель, задачи и методы констатирующего эксперимента, проведён анализ результатов экспериментального исследования состояния функций речи.
В третьей главе «Содержание коррекционной работы направленной на развитие словаря детей дошкольного возраста с расщелиной губы и нёба и общим недоразвитием речи» описаны цель, задачи, принципы формирующего эксперимента. Разработано и описано содержание и структура коррекционно-логопедической работы с детьми с расщелиной губы и нёба и ОНР. Описаны результаты контрольного эксперимента, дана оценка эффективности работы по развитию словаря детей дошкольного возраста с расщелиной губы и нёба и общим недоразвитием речи.
В заключении сформулированы выводы по результатам исследования на основе теоретического анализа психолого-педагогической литературы и экспериментальной работы.
В приложении представлены таблицы результатов констатирующего и контрольного экспериментов, а также лексический материал, который применялся в коррекционной работе.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Использование в совокупности психологического и лингвистического подходов в изучении лексики у детей с ринолалией дало возможность выявить состояние их активного и пассивного словаря и его качественные особенности.
Выявлено, что у детей с данной речевой патологией страдает процесс отбора слов и оперирования ими в речевой деятельности, процесс накопления слов, динамической структуризации слов. Лексический уровень овладения языком у детей с врожденной расщелиной губы и неба и общим недоразвитием речи обладает рядом специфических особенностей:
1. Сужением объема активного и пассивного словаря. Номинативный пассивный словарь у детей с ринолалией в большинстве своем соответствует пониманию обиходно-бытовой тематики. Активный словарный запас детей, страдающих ринолалией, значительно отстает от их пассивного словаря. Анализ активного словаря так же подтверждает недостаточную сформированность к предикативной стороны речи.
2. Недостаточной сформированностью лексического значения слова: изменение структуры лексического значения, недостаточный уровень осознания лексического значения слова, ограниченное использование синтагматических связей, преобладание денотативных компонентов над лексико-семантическими.
3. Значительными затруднениями при выполнении заданий на классификацию и группировку являлись отсутствие выделения основных смысловых частей с одновременным объединением вокруг элементов содержания, крайне малый объем представления об окружающем мире и малый опыт общения со взрослым на познавательные темы.
Коррекционная работа проводилась в системе индивидуальных логопедических занятий. В ходе занятий отрабатываемый лексический материал включался в разнообразные системные связи семантического
характера:
• совершенствование денотативного значения слов;
• развитие значения структуры слов;
• родовидовые отношения, синонимические и антонимические отношения, отношения родственных слов, что способствовало формированию парадигматических отношений;
• увеличение объема и качества номинативного словаря, формирования умения называть действия, умения подбирать определения к слову.
Формирование лексической системности проводилось во взаимодействии с развитием логических операций - классификации, группировки, анализы, синтезы, сравнения и обобщения. Динамика обучения показала, что проведенная нами система коррекционных мероприятий сочетается с позицией системного и структурно-онтогенетического подхода, позволяет осуществить речевую реабилитацию детей с риноларией. Эффективность коррекционной работы достигалась дифференцированным подходом, учитывающем структуру речевого дефекта и особенности личности каждого ребенка.
В результате экспериментального обучения у всех испытуемых наблюдалась положительная динамика в системном развитии лексики. У экспериментальной группы детей значительно увеличился активный и пассивный словарь, улучшился отбор слов и оперирования ими в речи, создались благоприятные условия для программирования связного высказывания.
Целенаправленная работа по формированию системной лексики не только способствовало обогащению словаря, но и оказало положительное влияние на развитие речи в целом.
Таким образом, продолжая работу по развитию словаря у детей с риноналией можно добиться значительных результатов и поспособствовать максимальное приближение уровня речевого развития к норме.


1. Антипова, Ж. В. Формирование словаря у дошкольников с общим недоразвитием речи [Текст] / Ж. В. Антипова. - М. : Владос, 1998. - 251 с.
2. Архипова, Е. Ф. Логопедическая работа с детьми раннего возраста [Текст] / Е. Ф. Архипова. - М. : АСТ, Астрель, 2007. - 354 с.
3. Ахманова, О. С. Основы компонентного анализа [Текст] / О.С. Ахманова. - М. : Изд-во МГУ,1969. - 98с.
4. Белякова, Л. И. Речевой онтогенез и значение гиперсензитивных периодов [Текст] / Л.И. Белякова. - М., 2001.- 304 с.
5. Ванюхина, Г. А. Принцип языкового филогенеза в организации артикуляционных игр младших дошкольников [Текст] / Г. А. Ванюхина. - М. : Логопед. - 2005. - 123 с.
6. Виноградов, В. В. Избранные труды: Лексикология и
лексикография [Текст] / В.В. Виноградов. - М. : Наука, 1997. - с.34-39.
7. Волкова, Г. А. Методики психолого-педагогического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики [Текст] /Г. А. Волкова. - СПб. : Детство - Пресс, 2003. - 168 с.
8. Воспитание и обучение детей с расстройствами речи /
С. С. Ляпидевский, В. И. Селиверстов. - М. : Просвещение, 1968. - 329 с.
9. Выготский, Л. С. Педагогическая психология [Текст] /
Л. С. Выготский. - М. : Педагогика-Пресс, 1999. - 536 с.
10. Гвоздев, А. Н. Вопросы изучения детской речи [Текст] / А. Н. Гвоздев. - М. : Владос, 1961. - 312 с.
11. Детская речь: психолингвистические исследования [Текст] / Т. Н. Ушакова, Н. В Уфимцева. - М. : Владос, 2001. - 222 с.
12. Ермакова, И. И. Коррекция речи при ринолалии у детей и подростков [Текст] / И. И. Ефименкова. - М. : Просвещение, 1984. - 143 с.
13. Ефименкова, Л. Н. Формирование речи у дошкольников [Текст] / А. А. Залевская. - М. : Просвещение, 2000. - 149 с.
14. Кольцова, М. М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка [Текст] / М. М. Кольцова. - М. : Педагогика, 1973. - 142 с.
15. Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи [Текст] / Под ред. Ю. Ф. Гаркуша. - М. : Педагогическое общество России, 2006. - 233 с...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ