Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Формирование волевых качеств у детей в образовательном процессе дошкольной образовательной организации

Работа №98585

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы94
Год сдачи2017
Стоимость4275 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
174
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ВОЛЕВЫХ
КАЧЕСТВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 7
1.1. Понятие волевых качеств в психологии 7
1.2. Психологическая характеристика волевых качеств
у детей дошкольного возраста 18
1.3. Педагогические условия по формированию волевых качеств у
дошкольников 22
ГЛАВА 2. ПРАКТИКА ФОРМИРОВАНИЯ ВОЛЕВЫХ КАЧЕСТВ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ 32
2.1. Психолого-педагогическая диагностика волевых качеств
у дошкольников 31
2.2. Практика формирования волевых качеств у старших дошкольников 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 56
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 61
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 64
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 65
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 66
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 67
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 69
ПРИЛОЖЕНИЕ 7 70


В современном мире резко возросла необходимость научного обеспечения процесса для становления личности в дошкольном возрасте так как именно он является на начальный этап формирования.
Волевому развитию дошкольника принадлежит особое место в процессе его личностного развития, потому что волевое поведение является одним из наиболее общих и существенных проявлений субъектности человека. Если будут отсутствовать условия для развития волевых качеств ребенка в дошкольном возрасте произойдет замедление процессов их развития у дошкольника: устойчивости и независимости от случайных внешних обстоятельств и создаваемых внутренних мотивов; способности владеть собой; активного отношения к окружающей действительности (целенаправленно их воплощать в жизнь, настойчиво преодолевать препятствия на пути к успеху, инициировать любые начинания), что приведет к деформации растущей личности, ее функций, таких как, преобразовательной и творческой.
Поэтому возникает проблема исследования вопросов формирования волевых качеств дошкольников в целом и индивидуальных линий развития волевого поведения ребенка, дошкольного возраста.
В психологической литературе, как в отечественной, так и зарубежной воле, и формированию волевым качествам уделяется большое внимание. Проблемы развития волевых качеств, структуры, функций обсуждаются в работах в многочисленных трудах российских и зарубежных психологов: Б.Г. Ананьева, В.И. Аснин, Л.И. Божович, Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина, А.В. Запорожца, Е.П. Ильина, Я.С. Неверовича, С.Л. Рубинштейна, В.И. Селиванова и др.
Волевое поведение они считают социальным образованием, как по содержанию, так и по механизмам его развития, а взаимодействие ребенка с окружающим миром будут является источником формирования волевых
При этом авторами В.В. Давыдов, Т.В. Драгунова, Д.Б. Эльконин, Л.В. Занков, Г.С. Костюк, Б.М. Теплов, Г.В. Бурменська, С.Д. Максименко отмечаются выраженные индивидуальные различия в успешности становления волевого поведения детей указанные вопросы не теряют своей актуальности . В своих исследованиях, В.И. Селиванов, В.К. Котырло, Г.Ю. Айзенк отмечают, что волевая регуляция качественно может отличаться в деятельности познавательного направления и такой, которая требует от ребенка определенных физических усилий.
Переориентация на детскую личность в детском саду системы образования предусматривает направленность педагогического процесса на достижение воспитанниками высокого уровня сформированности их волевых качеств. Следовательно, необходимо учитывать индивидуальное своеобразие личностных свойств каждого ребенка в образовательном процессе, так как они проявляются в ее деятельности через соответствующее поведение. Таким образом, перед педагогическим коллективом дошкольного учреждения стоит задача поиска средств воздействия на формирование воли каждого ребенка, которые были бы наиболее действенны. Эффективность таких средств будет зависит не только от общих возрастных особенностей развития волевого поведения, но и от учета специфических особенностей воли конкретного ребенка и условий, в которых он приобретет необходимых личностных качеств.
В связи с этим возникла необходимость исследовать особенности волевых качеств старших дошкольников, которые оказываются воздействие на разные виды детской активности и найти наиболее адекватные психолого-педагогические средства влияния на каждого ребенка дошкольного возраста с целью его волевого развития.
Проблема исследования заключалась в поиске эффективных педагогических условий формирования волевых качеств у детей в образовательном процессе дошкольной образовательной организации
Объект исследования: формирование волевых качеств у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: педагогические формы и методы формирования волевых качеств у детей старшего дошкольного возраста
Цель исследования - теоретически обосновать и проверить на практике педагогические формы и методы формирования волевых качеств у старших дошкольников в образовательном процессе дошкольной образовательной организации.
Задачи исследования:
- раскрыть понятия «воля», «волевые качества» в психологии;
- изучить возрастные психологические особенности волевых качеств у детей старшего дошкольного возраста;
- определить педагогические формы и методы по формированию волевых качеств у детей-дошкольников;
- осуществить педагогическую диагностику волевых качеств у старших дошкольников;
-внедрить в практику педагогические приемы по формированию волевых качеств у старших дошкольников.
Для решения поставленных задач были реализованы методы исследования: теоретические (теоретический анализ и обобщение);
эмпирические (анкетирование, педагогическое наблюдение, тестирование).
Для проведения исследования были применены следующие методики исследования:
- методика Р.М. Геворкян «Особенности проявления воли дошкольников».
- методика «Изучения волевой активности в зависимости от исполняемой ребенком определенной роли (контролера или исполнителя) в общении друг с другом» (Н.А. Цыркун) [50].
- методика «Для изучения проявлений борьбы мотивов (Н.А. Цыркун) для выявления особенностей произвольности и целенаправленности, настойчивости, как основных волевых качеств у старших дошкольников» [50].
- методика «Графический диктант» Д.Б. Эльконина (уровень развития произвольности).
Опытно-поисковая работа осуществлялась в муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении детский сад «Рябинка», город Екатеринбург. В исследовании приняли участие 21 воспитанник (возрастная группа 6-7 лет).
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из ведения, двух глав, заключения, содержит библиографию из 52 наименований.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Подводя итоги всему вышесказанному, хочется в очередной раз подчеркнуть значимость дошкольного детства как периода, определяющего дальнейший процесс личностного развития человека. Особую роль в данном периоде приобретает формирование таких личностных характеристик как волевые качества. Проведенное теоретическое и эмпирическое исследование проблемы, позволило сделать выводы, что развитие волевых качеств старших дошкольников возможно посредством игр и игровых технологий при эффективных педагогических условиях формирования волевых качеств у детей в образовательном процессе дошкольной образовательной организации.
Проблема нашего исследования заключалась в поиске эффективных педагогических условий, которые необходимы для формирования волевых качеств у детей в образовательном процессе дошкольной образовательной организации
Целью нашего исследования было теоретически обосновать и проверить на практике педагогические приёмы формирования волевых качеств у старших дошкольников в образовательном процессе дошкольной образовательной организации.
Нами были разработаны ряд задач позволяющим определить цель и проблемы нашего исследования. Для решения задач:
1. Был проведен анализ источников по раскрытию понятия «воля», «волевые качества» в психологии.
Рассмотренные теоретические основы формирования волевых качеств у детей дошкольного возраста, определило понятия волевых качеств присущих старшим дошкольникам по их функциональному проявлению. Воля - понимается, как элемент сознания личности, поэтому она не является врожденным качеством, а формируется и развивается в процессе становления личности. Использование такого подхода позволило условно разделить все волевые качества на группы и обозначить их значение в старшем дошкольном возрасте.
2. Рассмотрены возрастные психологические особенности волевых качеств у детей старшего дошкольного возраста. Безусловно, нами не были рассмотрены все точки зрения относительно этой проблемы, но все основные мнения и факты были учтены. Благодаря этому мы получили довольно полное представление о волевых качествах личности старших дошкольников.
3. Определены педагогические условия по формированию волевых качеств у детей-дошкольников.
4. Проведена педагогическая диагностика волевых качеств у старших дошкольников. Использовались методы анкетирования, педагогическое наблюдение, тестирование. Практика формирования волевых качеств у старших дошкольников проводилась через исследование проявления волевых качеств: самостоятельность, целеустремленность, настойчивость, вдержка, решительность, инициативность. Методиками исследования волевых качеств были определены: методика наблюдения Р.М. Геворкян и специальные экспериментальные методики, методика «Изучения волевой активности в зависимости от исполняемой ребенком определенной роли (контролера или исполнителя) в общении друг с другом» (Н.А. Цыркун), методика «Для изучения проявлений борьбы мотивов» (Н.А. Цыркун), методика «Графический диктант» Д.Б. Эльконина (уровень развития произвольности). Исследования проводились на начальном этапе, так же после проведения системы игр для формирования волевых качеств у старших дошкольников.
5. Разработана и внедрена в практику система игр по формированию волевых качеств у старших дошкольников.
Практика формирования волевых качеств у старших дошкольников определена через различные формы организации деятельности (непрерывно образовательная, самостоятельная и совместная) в рамках образовательного процесса и режимных моментов, прогулки.
Важным и главным приобретением дошкольника в развитие воли является определенный уровень организованности, произвольности поведения и деятельности, как способности подчинения своих требований «не хочу», а «надо» так необходимых для обучения и научения. Все виды деятельности ребенка и ведущее место игры в жизни ребенка окажут влияние на развитие произвольности поведения и формированию волевых качеств
Волевые качества должны прорасти «изнутри» ребенка дошкольника, а почвой для этих ростков может быть только, то что ребенок получил при взаимодействии со взрослыми (педогамии, родителями).
Таким образом, мы выяснили, что применение системы игр со старшими дошкольниками, способствуя формированию волевых качеств, но в каждой отличается своеобразием.



1. Абрамова, Г.С. Возрастная психология [Текст] / Г.С.Абрамова - М.: Просвещение, 2010. - 375 с.
2. Абрамова, Г.С. Возрастная психология: Учеб. пособие для студ. Вузов [Текст] / Г.С. Абрамова, - 4-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 1999. - 672с.
3. Айсмонтас, Б.Б. Педагогическая психология: Схемы и тесты. - [Текст] / Б.Б. Айсмонтас - М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2002. - 208 с.
4. Александрова, Н.И., Шульга, Т.И. Изучение волевых качеств школьников с помощью методики "нерешаемая задача" Вопросы психологии. [Текст] / Н. И. Александрова, Т. И. Шульга - 1987. - № 6. - 130-132с.
5. Ананьев, Б.Г. Избранные психологические труды в 2-х т./ Под ред. А. В. Бодалева. [Текст] / Б. Г. Ананьев - М.: Педагогика, 1980. Т. 1. - 230с; Т.2. - 287с/ Под ред. А.В. Бодалева.
6. Аникеева, Н. П. Воспитание игрой: кн. Для учителя [Текст] / Н. И. Аникеева - М.: Просвещение, 1987. - 144с
7. Батюта, М. Б. Возрастная психология: Учебное пособие [Текст] / М. Б. Батютя,- М.: Логос, 2013. - 306 с.
8. Белкина, В.Н. Психология раннего и дошкольного детства : учеб. пособие [Текст] / В. Н. Белкина - Ярославль : ЯГПУ, 1998. - 249 с.
9. Божович, Л.И. Проблемы формирования личности. [Текст] / Л. И. Божович - М., 2005. - 290 с.
10. Божович, Л. И. Проблемы формирования личности: под ред. Д.И,
Фельдштейна. [Текст] / Л. И. Божович - М.: Издательство "Институт
практической психологии", - Воронеж: НПО "МОДЭК", 1997. -352с
11. Болотова, А. К. Психология развития и возрастная психология: Учебное пособие [Текст] / А. К. Болотова, О. Н. Молчанова - М.: ИД ГУ ВШЭ, 2012. - 526 с.
12. Борисова, О.Ф. Самостоятельность как база формирования социальных компетенций дошкольника. // Детский сад от А до Я. [Текст] / О. Ф. Борисов - 2008. - №1 - С. 124-132.
13. Бреслав, Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве. [Текст] / Г. М. Бреслав - М.: «Институт практической психологии», 1997. - 190 с.
14. Выготский, Л.С. Психология развития ребенка [Текст] / Л.С. Выготский. - Москва: Эксмо, 2003. - 12с.
15. Владимирова, И.М. Развитие волевых качеств дошкольника (Методические рекомендации педагогам дошкольных образовательных учреждений и родителям). - [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.gmpmpk.ru/helpparents/150--vladimirova-im-razvitie-volevyh-kachestv-doshkolnika-metodicheskie-rekomendacii-pedagogam-i-roditeljam
16. Волков, Б.С. Детская психология: Логические схемы , [Текст] / Б.С. Волков, Н.В. Волкова. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС2008. - 236 с.
17. Вопросы психологии волевой активности личности и коллектива: Межвузовский сборник науч. трудов [Текст] / Отв. Ред. В.Г. Хроменик. / Отв. Ред. В.Г. Хроменик - Рязань: Рязанский государственный педагогический институт,2002. -122с
18. Выготский, Л.С. Вопросы детской психологии. [Текст] / Л. С. Выготский - СПб.: СОЮЗ, 2013.-224 с.
19. Выготский, Л. С. Собрание сочинений: В 6-ти т. Т. 2: Вопросы общей психологии [Текст] / Л.С. Выготский, гл. ред. А. В. Запорожец. - М.: Педагогика, 2005. - 238 с.
20. Выготский, Л.С. Психология развития ребенка [Текст] / Л.С. Выготский. - Москва: Эксмо, 2003. - 512 с.
21. Григорьева, Г.Г. Игровые приемы в обучении изобразительной деятельности// Дошкольное воспитание. [Текст] / Г.Г. Григорьев -1979.-№12. с.9-12.
22. Захаров, А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка. [Текст] / А. И. Захаров - М.: ЧеРо, 2002. - 220 с.
23. Иванников, В. В. Психологические механизмы волевой регуляции. [Текст] / В. В. Иванников - СПб.: «Питер», 2006. - 289 с.
24. Иванников, В.В. Психологические механизмы волевой регуляции. [Текст] / В. В. Иванников - СПб.: «Питер», 2006.
25. Ильин, Е.П. Психология воли. [Текст] / Е.П.Ильин - СПб.: «Речь», 2002. - 390 с.
26. Ильин, Е. П. Психология воли : [Учебное пособие для вузов] [Текст] / Е.П.Ильин. - СПб.: Питер, 2000. - 280 с.
27. Кенеман, А.В., Хухлаева, Д.В. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста. Учеб, пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Дошкольная педагогика и психология». Изд. 2-е ,испр. и доп. [Текст] / А. В. Кенеман, Д. В. Хухлаева - М.: Просвещение, 2000. - 272 с.
28. Ключников, С. Тренировка воли . Наука и религия. [Текст] / С. Ключников / - 2002. - № 5.- С.42. - Продолжение. Начало в № 10 и 11, - 2001; №2 и 4, - 2002.
29. Ключникова, Е.А. Методика диагностики сформированности волевых качеств личности детей старшего дошкольного возраста : [опыт эксперим. разработки] Методист: науч.-метод. журн. [Текст] / Е.А. Ключникова, Е.А. Чернявская / - 2004. - № 5. - С. 57-61.
30. Коломинский, Я.Л. Развитие волевой сферы ребенка. [Текст] - / Я. Л. Коломинский СПб., 2004. - 270- 280с.
31. Крысько, В.Г. Общая психология в схемах и комментариях: учеб.пособие. [Текст] / В. Г. Крысько - СПб.: Питер, 2006. - 254 с.
32. Кулагина, И.Ю. Возрастная психология: Развитие человека от рождения до поздней зрелости: Учеб. пособие [Текст] / И. Ю. Кулагина, В. Н. Колюцкий - М. : ТЦ «Сфера», при участии «Юрайт-М», 2001. - 464 с.
33. Леонтьев, А.Н. Потребности, мотивы, эмоции. [Текст] / А. Н. Леоньтьев - М., 1970. - 303 с.
34. Левина, Н.А. Система работы по эмоционально-волевому развитию : ст. и подгот. Группы [Текст] / Н.А. Левина - Волгоград: Корифей, 2009. - 96 с.
35. Левина, Н.А. Система работы по эмоционально-волевому развитию : ст. и подгот. группы [Текст] / Н.А. Левина - Волгоград: Корифей, 2009. - 96 с.
36. Маклаков, А.Г. Общая психология. [Текст] / А. Г. Маклаков - СПб.: 2008. - 583 с.
37. Мухина, В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов [Текст] / В.С. Мухина - 4- е изд. - М.: Издательский центр "Академия", 1999. - 456с.
38. Немов, Р.С. Общая психология: учебник. [Текст] / Р. С. Немов - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. - 400 с.
39. Непомнящая, Н. И. Формирование воли: [у дошкольников] [Текст] / Н.И.Непомнящая / Психология дошкольника: Хрестоматия [Текст] / Сост.Г.А.Урунтаева - 2002. - С.262-268.
40. Головей Л.А., Рыбалко Е. Ф. Практикум по возрастной психологии [Текст] / Под ред. Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко - СПб.: «Речь», 2006. - 320 с.
41. Радугин А. А. Психология и педагогика: учеб. Пособие [Текст] / Сост. и отв. ред. А.А. Радугин. - М.: Центр, 2002. - 256 с.
42. Давыдов, В. В., Запорожец А. В., Лурия А. Р., Матюшкин А. М., Петровский А. В. Психологический словарь: термины и понятия общей психологии, социальной, возрастной и педагогической психологии и другое. [Текст] / В.В. Давыдов, А.В. Запорожец, А.Р. Лурия, А.М. Матюшкин, А.В. Петровский - Москва: Педагогика, 1993. - 448с.
43. Реан, А.А., Бордовская Н. В., Розум С. И. Психология и педагогика: учебник [Текст] / А. А. Реан, Н. В. Бордовская, С. И. Розум. - СПб .: Питер, 2001. - 432 с.
44. Самыгин, С.И. Психология и педагогика: Учебное пособие [Текст] / С. И. Самыгин, Л. Д. Столяренко. - М.: КноРус, 2012. - 480 с.
45. Смирнова, Е. О. Детская психология : учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений. [Текст] / Е. О. Смирнова - М.: Гуманитар. изд. центр «ВЛАДОС», 2006. - 366 с.
46. Смирнова, Е.О. Развитие воли и произвольности у детей дошкольного возраста. Детская психология [Текст] / Е.О. Смирнова - М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2006. - 366с.
47. Смирнова, Е.О. Дошкольник в современном мире [Текст] / Е.О. Смирнова - М.: Дрофа, 2006. - 270 с.
48. Столяренко, А.М. Психология и педагогика: учеб. пособие. [Текст] / А. М. Столяренко - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. - 423 с.
49. Тыхтылова, Е.А. Влияние уровня волевой активности на формирование индивидуальности старших дошкольников Психология обучения. [Текст] / Е.А. Тыхтылова / - 2009. - № 9. - С. 34-43.
50. Цыркун, Н. А. Развитие воли у детей дошкольного возраста : пособие для педагогов учреждений, обеспечивающих получение дош.образования [Текст] / Н. А. Цыркун — Мозырь : ООО ИД «Белый Ветер», 2008.
51. Шаповаленко, И.В. Психология развития и возрастная психология: Учебник для бакалавров. [Текст] И. В. Шаповаленко - М.: Юрайт, 2013. - 567 с.
52. Эльконин, Д.Б. Психология игры. - 2-е изд. [Текст] / Д. Б. Эльконин - М.: Гумант. центр ВЛАДОС, 1999. - 360 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ