Педагогические методы формирования элементарных навыков самообслуживания у детей раннего возраста
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ САМООБСЛУЖИВАНИЯ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА 6
1.1 Самообслуживание как составляющая часть трудового воспитания в дошкольном детстве 6
1.2. Возрастные особенности самообслуживания детей раннего возраста 11
1.3. Организация в образовательном процессе ДОУ условий,
способствующих формированию навыков самообслуживания у детей раннего возраста 16
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ НАВЫКОВ САМООБСЛУЖИВАНИЯ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА 43
2.1. Изучение начального уровня сформированности навыков
самообслуживания у детей раннего возраста 43
2.2. Реализация в образовательном процессе ДОУ условий для
формирования навыков самообслуживания у детей раннего возраста 51
2.3. Сравнительный анализ результатов исследования 62
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 70
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 76
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 82
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 90
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 91
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 98
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ САМООБСЛУЖИВАНИЯ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА 6
1.1 Самообслуживание как составляющая часть трудового воспитания в дошкольном детстве 6
1.2. Возрастные особенности самообслуживания детей раннего возраста 11
1.3. Организация в образовательном процессе ДОУ условий,
способствующих формированию навыков самообслуживания у детей раннего возраста 16
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ НАВЫКОВ САМООБСЛУЖИВАНИЯ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА 43
2.1. Изучение начального уровня сформированности навыков
самообслуживания у детей раннего возраста 43
2.2. Реализация в образовательном процессе ДОУ условий для
формирования навыков самообслуживания у детей раннего возраста 51
2.3. Сравнительный анализ результатов исследования 62
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 70
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 76
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 82
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 90
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 91
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 98
Актуальность данной темы заключается в необходимости изучения педагогических методов формирования навыков самообслуживания у детей раннего возраста, так как на сегодняшний день обеспечение целенаправленной и эффективной работы в ДОУ в данном направлении является насущной задачей для педагогов и родителей. Многие родители, излишнее опекая детей, искусственно замедляют их развитие. Соответственно, у многих детей отсутствует стремление к самообслуживанию - они не только покорно ждут, когда их оденут и покормят, но и настойчиво требуют этого от воспитателей и родителей. Самообслуживанием считается труд ребенка, направленный на обслуживание самого себя (одевание, раздевание, приём пищи, санитарно-гигиенические процедуры).
Ранний детский возраст является уникальным жизненным периодом, когда малыш, несмотря на немногочисленные умения и навыки активно стремится к самостоятельности. Планомерное формирование навыков самообслуживания в соответствии с адекватными возрастным особенностям детей педагогическими методами и приемами способствует решению задачи повышения самостоятельности, а также развитию представлений об окружающем мире, воспитанию правильной речи, активизации тонкой моторики и зрительно-моторной координации.
Навыки и умения самообслуживания формируются в тесном сотрудничестве всех участников образовательного процесса и при обеспечении единства требований детского сада и семьи.
Степень разработанности проблемы исследования. Дошкольное образование рассматривает самообслуживание как один из важнейших видов детского труда. Его изучением занимались такие ученые как Г.Н. Година, Д.В. Сергеева, Р.С. Буре, Л.И. Захаревич и др. Л.В. Куцакова разработала программно-методическое пособие, в основу которого положены теоретические концепции и практический опыт А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского, Т.А. Марковой, Р.И. Жуковской, А.В. Запорожца, М.И. Лисиной, Л.Ф. Островской, А.Д. Шатовой и других представителей отечественной педагогики и психологии.
Анализ научной литературы показал, что на данный момент для формирования умений и навыков самообслуживания в ДОУ для детей раннего возраста не созданы необходимые психолого-педагогические условия, не используется педагогические методы, способствующие их эффективному формированию. Тогда как развитие навыков самообслуживания, являющихся частью самостоятельности, важны для формирования уверенности в себе, в своих силах и возможностях любого ребенка, способствуя также охране и укреплению здоровья как физического, так и психологического.
Цель исследования: поиск эффективных педагогических методов формирования элементарных навыков самообслуживания у детей раннего возраста.
Объект: процесс формирования элементарных навыков самообслуживания у детей раннего возраста.
Предмет: педагогические методы формирования элементарных навыков самообслуживания у детей раннего возраста.
Задачи:
1. Изучить теоретическую литературу по проблеме формирования навыков самообслуживания и выделить педагогические методы, способствующие формированию навыков самообслуживания.
2. Изучить сформированность навыков самообслуживания детей при поступлении в МДОУ (после завершения периода адаптации).
3. Подготовить программу, способствующую формированию навыков самообслуживания у детей раннего возраста в ДОУ с учетом выделенных педагогических методов.
4. Апробировать программу на группе воспитанников раннего возраста и проверить ее эффективность.
Для решения поставленной задачи и достижения цели исследования в работе используются теоретический метод исследования и метод целенаправленного наблюдения с фиксацией полученных результатов, включающий анализ полученных результатов, обобщение и т.д.
Опытно-поисковая работа по изучению формирования навыков самообслуживания у детей раннего возраста проводилась в три этапа на базе МАДОУ №15 пос. Рефтинский с воспитанниками первой младшей группы. Количество детей - 16 (8 мальчиков и 8 девочек), возраст 2-2,5 года.
1 этап. В сентябре 2016г. было проведено изучение начального уровня сформированности навыков самообслуживания у детей раннего возраста, обработка и анализ полученных результатов.
2 этап. В октябре 2016г. на основании выводов по результатам первичного обследования была составлена программа формирования «Я - сам!» по формированию навыков самообслуживания у детей раннего возраста, учитывающая все необходимые психолого-педагогические условия. В период с ноября по май программа была реализована на выбранной группе детей.
3 этап. В мае 2017г. было проведено повторное обследование воспитанников группы, с целью определения их уровня сформированности навыков самообслуживания и проверки эффективности проведенных мероприятий.
Практическая значимость исследования состоит в том, что составлена программа по формированию навыков самообслуживания у детей раннего возраста: «Я - сам!».
Структура работы: работа состоит из 2 глав, 6 параграфов и приложений, содержит 59 источников литературы.
Ранний детский возраст является уникальным жизненным периодом, когда малыш, несмотря на немногочисленные умения и навыки активно стремится к самостоятельности. Планомерное формирование навыков самообслуживания в соответствии с адекватными возрастным особенностям детей педагогическими методами и приемами способствует решению задачи повышения самостоятельности, а также развитию представлений об окружающем мире, воспитанию правильной речи, активизации тонкой моторики и зрительно-моторной координации.
Навыки и умения самообслуживания формируются в тесном сотрудничестве всех участников образовательного процесса и при обеспечении единства требований детского сада и семьи.
Степень разработанности проблемы исследования. Дошкольное образование рассматривает самообслуживание как один из важнейших видов детского труда. Его изучением занимались такие ученые как Г.Н. Година, Д.В. Сергеева, Р.С. Буре, Л.И. Захаревич и др. Л.В. Куцакова разработала программно-методическое пособие, в основу которого положены теоретические концепции и практический опыт А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского, Т.А. Марковой, Р.И. Жуковской, А.В. Запорожца, М.И. Лисиной, Л.Ф. Островской, А.Д. Шатовой и других представителей отечественной педагогики и психологии.
Анализ научной литературы показал, что на данный момент для формирования умений и навыков самообслуживания в ДОУ для детей раннего возраста не созданы необходимые психолого-педагогические условия, не используется педагогические методы, способствующие их эффективному формированию. Тогда как развитие навыков самообслуживания, являющихся частью самостоятельности, важны для формирования уверенности в себе, в своих силах и возможностях любого ребенка, способствуя также охране и укреплению здоровья как физического, так и психологического.
Цель исследования: поиск эффективных педагогических методов формирования элементарных навыков самообслуживания у детей раннего возраста.
Объект: процесс формирования элементарных навыков самообслуживания у детей раннего возраста.
Предмет: педагогические методы формирования элементарных навыков самообслуживания у детей раннего возраста.
Задачи:
1. Изучить теоретическую литературу по проблеме формирования навыков самообслуживания и выделить педагогические методы, способствующие формированию навыков самообслуживания.
2. Изучить сформированность навыков самообслуживания детей при поступлении в МДОУ (после завершения периода адаптации).
3. Подготовить программу, способствующую формированию навыков самообслуживания у детей раннего возраста в ДОУ с учетом выделенных педагогических методов.
4. Апробировать программу на группе воспитанников раннего возраста и проверить ее эффективность.
Для решения поставленной задачи и достижения цели исследования в работе используются теоретический метод исследования и метод целенаправленного наблюдения с фиксацией полученных результатов, включающий анализ полученных результатов, обобщение и т.д.
Опытно-поисковая работа по изучению формирования навыков самообслуживания у детей раннего возраста проводилась в три этапа на базе МАДОУ №15 пос. Рефтинский с воспитанниками первой младшей группы. Количество детей - 16 (8 мальчиков и 8 девочек), возраст 2-2,5 года.
1 этап. В сентябре 2016г. было проведено изучение начального уровня сформированности навыков самообслуживания у детей раннего возраста, обработка и анализ полученных результатов.
2 этап. В октябре 2016г. на основании выводов по результатам первичного обследования была составлена программа формирования «Я - сам!» по формированию навыков самообслуживания у детей раннего возраста, учитывающая все необходимые психолого-педагогические условия. В период с ноября по май программа была реализована на выбранной группе детей.
3 этап. В мае 2017г. было проведено повторное обследование воспитанников группы, с целью определения их уровня сформированности навыков самообслуживания и проверки эффективности проведенных мероприятий.
Практическая значимость исследования состоит в том, что составлена программа по формированию навыков самообслуживания у детей раннего возраста: «Я - сам!».
Структура работы: работа состоит из 2 глав, 6 параграфов и приложений, содержит 59 источников литературы.
Целью нашего исследования являлась реализация в образовательном процессе ДОУ педагогических методов формирования элементарных навыков самообслуживания у детей раннего возраста. Методологической основой исследования стали общефилософские положения о единстве развития личности и среды, личности и деятельности, сущности познания, этапов усвоения, а также, теория и методика воспитания и обучения в дошкольном возрасте, концепции развивающего обучения и личностно-ориентированного обучения, представленные в работах Л.С. Выготского, П.Я. Гальперина, В.В Давыдова, Ж. Пиаже, А.В. Запорожца, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина, Л.Ф. Тихомировой и др. В основе нашего теоретического исследования научные положения и концепции таких ученых как Н.М. Аксарина, Л.Н. Галигузова, В.Г. Нечаева, Л.Н. Павлова, Г.Н. Година, Р.С. Буре и др.
Самообслуживание - это деятельность, направленная на самообеспечение личных нужд бытового характера, выполнение санитарно-гигиенических норм и т.д. Это обслуживание себя своими собственными силами, без использования помощи других. Самообслуживание включает постоянную заботу о чистоте тела, о порядке в костюме, готовность сделать для этого все необходимое без требования извне, из внутренней потребности соблюдать гигиенические правила. Самообслуживание является основным видом труда маленького ребенка, который способствует формированию самостоятельности, уверенность в своих силах, желание и умение преодолевать препятствия.
Навык - это приобретенное в результате обучения и повторения умение решать трудовую задачу, оперируя орудиями труда с заданной точностью и скоростью. Самообслуживание включает в себя сформированности следующих навыков: навыки опрятности, навыки приема пищи; навыки одевания и раздевания. Самообслуживание дополняет внутреннюю культуру ребенка: он стремится быть полезным, не обременять окружающих, помогает им обходиться своими силами в большом и малом; всегда требует определенных физических и умственных усилий, которые тем заметнее выступают в деятельности ребенка, чем он младше и чем менее он владеет навыками самостоятельного одевания, умывания, еды.
В раннем возрасте у ребенка ярко выраженная сенсомоторной потребность, а также высокая пластичность нервной системы, обуславливающая легкую обучаемость. Наиболее важными достижениями данного возраста являются: совершенствование координации движений, освоение всё более сложных комплексов действий; жесткая закрепляемость действий за предметами-орудиями, способами действия с ними; овладение предметами-орудиями приводит к усвоению ребенком общественного способа употребления вещей; гордость за собственные достижения, сознание «Я сам». При этом все новообразования раннего возраста напрямую зависят от положительного эмоционального состояния ребенка. Таким образом, этот возраст является периодом интенсивного развития самостоятельности у ребенка и самым благоприятным временем для формирования элементарных навыков самообслуживания.
Проанализировав и обобщив теоретические основы формирования навыков самообслуживания, мы выделили следующие психолого-педагогические условия как комплекс мер, способствующих повышению эффективности данного процесса, способствующих формированию навыков самообслуживания у детей раннего возраста: информационные (адекватное возрасту содержание обучения), технологические (соответствующие возрастным особенностям педагогические методы и приемы), личностные (воспитание качеств, умений и навыков), психологические (благоприятный психологический климат, сотрудничество участников образовательного процесса, соответствующая целям и задачам пространственно-развивающая среда).
Для достижения цели эмпирического исследования в работе использовался метод целенаправленного наблюдения с фиксацией полученных результатов, включающий анализ полученных результатов, обобщение и т.д. Для изучения сформированности навыков самообслуживания мы выбрали следующие навыки: опрятности, приема пищи, одевания и раздевания. Для подготовки диагностического материала мы воспользовались положениями о сформированности навыков самообслуживания из программы «От рождения до школы», Н.Е. Веракса, Т.С. Комаровой, М.А. Васильева, а также использовали материал из книги E. В. Моржиной «Формирование навыков самообслуживания на занятиях и дома».
Опытно-поисковая работа по изучению формирования навыков самообслуживания у детей раннего возраста проводилась в три этапа на базе МАДОУ №15 пос. Рефтинский с воспитанниками первой младшей группы. Количество детей - 16 (8 мальчиков и 8 девочек), возраст 2-2,5 года.
Первичное наблюдение за детьми, поступившими в детский сад, показало очень слабо сформированные навыки самообслуживания: средний уровень присутствует у 31% детей, высокого уровня нет, низкий уровень у 69% детей. В основном, дети выполняют действия с помощью взрослого; стремление к самостоятельности выражено недостаточно, так как они ожидают помощи даже в освоенных микропроцессах. Лучше всего у детей раннего возраста сформированы навыки опрятности, а хуже всего навыки приема пищи. Из навыков опрятности быстрее сформировались навыки использования носового платка, а медленнее - расчески. В навыках приема пищи больше всего у детей, получается, пользоваться ложкой, а меньше - выражать благодарность. Среди навыков раздевания дети быстрее освоили умения снять ботинки, а медленнее всего с умением снять брюки и колготки. Лучше всего дети справились с умением надеть трусы и колготки, застегнуть молнию, а хуже всего с умением надеть футболку и обувь. У девочек все микропроцессы воспроизводятся лучше, чем у мальчиков. Полученные результаты можно объяснить тем, что в домашних условиях не все родители поддерживали у своих детей стремление к самостоятельности. Многие из родителей не сумели правильно объяснить детям наиболее адекватный алгоритм выполнения операций по освоению различных навыков. У большинства детей этого возраста слабо развита мелкая моторика рук, необходимая для успешного овладения данными микропроцессами.
Для оказания помощи детям раннего возраста в формировании навыков самообслуживания была подготовлена программа: «Я - сам!». Ее цель: создать психолого-педагогические условия для успешного формирования навыков самообслуживания у детей раннего возраста. Для реализации поставленной цели и задач использовались методы и приемы: практические, игровые, метод примера, приучение, упражнение, опыты и экспериментирование, моделирование. В программе предусматривалось активное участие родителей воспитанников: продуктивное сотрудничество и взаимодействие, регулярное психолого-педагогическое просвещение родителей в вопросах самообслуживания в форме деловых игр и тренингов, индивидуальных и групповых консультаций, публикаций в СМИ (в газете и на сайте детского сада) и на информационных стендах, в форме информационных буклетов. Обеспечение единства требований в детском саду и дома, активное использование положительных примеров и приемов успешной семейной педагогики. Совместные с детьми развлечения, праздники.
После проведения работы по программе «Я - сам!» мы провели повторное диагностическое наблюдение за детьми. После занятий у всех детей улучшились навыки самообслуживания по всем выбранным показателям: средний уровень сформированности навыков самообслуживания зафиксирован у 69% детей, высокий уровень у 31% детей, низкого уровня нет. Лучше всего у детей раннего возраста сформированы навыки одевания и раздевания, несколько хуже навыки опрятности и приема пищи. Также успешно дети справились с заданием снять расстегнутую куртку и застегнуть молнию, а хуже всего - закончить расстегивать молнию, надеть носки и колготки. В навыках опрятности у ребят лучше, получается, пользоваться полотенцем, а хуже всего с носовым платком. В навыках приема пищи больше всего у детей получается умение правильно вести себя за столом, менее успешно - умение пользоваться ложкой.
Полученные результаты связаны с успешным освоением программы детского сада, в которую в качестве совместной деятельности были включены занятия по целенаправленному обучению самообслуживанию и развитию мелкой моторики рук. Вся работа проводилась в тесном сотрудничестве с родителями воспитанников, в ходе, которой все участники образовательного процесса старались придерживаться единства предъявляемых требований.
Таким образом, овладение детьми раннего возраста навыками самообслуживания будет успешнее, благодаря использованию в образовательном процессе ДОУ педагогических методов и психолого-педагогических условий, способствующих их формированию: информационных, технологических, личностных, психологических, нашла свое подтверждение в результатах исследования. После проведения занятий по курсу «Я - сам!» у всех детей зафиксирована положительная динамика в развитии навыков самообслуживания, что свидетельствует о жизнеспособности разработанной программы и возможности ее использования в группах раннего возраста.
Следовательно, при создании необходимых условий, повседневность труда по самообслуживанию создает благоприятные условия для того, чтобы ребенок активно усваивал необходимые для обслуживания себя своими собственными силами без помощи взрослого навыки, приобретал практический опыт самостоятельности в поведении. Своевременное освоение процессов самообслуживания дает ребенку возможность самоутвердиться, почувствовать себя самостоятельным и умелым. Соответственно, овладение навыками самообслуживания напрямую влияет на самооценку ребенка, является важным шагом на пути к его независимости. Обучение навыкам самообслуживания позволяет эффективно решать задачи расширения представлений и знаний детей об окружающих вещах, сенсорного воспитания, развития речи, тонкой моторики и зрительно-моторной координации, а также умения выполнять действия по подражанию и словесной инструкции, ориентироваться на образец, соблюдать определенную последовательность действий.
Самообслуживание - это деятельность, направленная на самообеспечение личных нужд бытового характера, выполнение санитарно-гигиенических норм и т.д. Это обслуживание себя своими собственными силами, без использования помощи других. Самообслуживание включает постоянную заботу о чистоте тела, о порядке в костюме, готовность сделать для этого все необходимое без требования извне, из внутренней потребности соблюдать гигиенические правила. Самообслуживание является основным видом труда маленького ребенка, который способствует формированию самостоятельности, уверенность в своих силах, желание и умение преодолевать препятствия.
Навык - это приобретенное в результате обучения и повторения умение решать трудовую задачу, оперируя орудиями труда с заданной точностью и скоростью. Самообслуживание включает в себя сформированности следующих навыков: навыки опрятности, навыки приема пищи; навыки одевания и раздевания. Самообслуживание дополняет внутреннюю культуру ребенка: он стремится быть полезным, не обременять окружающих, помогает им обходиться своими силами в большом и малом; всегда требует определенных физических и умственных усилий, которые тем заметнее выступают в деятельности ребенка, чем он младше и чем менее он владеет навыками самостоятельного одевания, умывания, еды.
В раннем возрасте у ребенка ярко выраженная сенсомоторной потребность, а также высокая пластичность нервной системы, обуславливающая легкую обучаемость. Наиболее важными достижениями данного возраста являются: совершенствование координации движений, освоение всё более сложных комплексов действий; жесткая закрепляемость действий за предметами-орудиями, способами действия с ними; овладение предметами-орудиями приводит к усвоению ребенком общественного способа употребления вещей; гордость за собственные достижения, сознание «Я сам». При этом все новообразования раннего возраста напрямую зависят от положительного эмоционального состояния ребенка. Таким образом, этот возраст является периодом интенсивного развития самостоятельности у ребенка и самым благоприятным временем для формирования элементарных навыков самообслуживания.
Проанализировав и обобщив теоретические основы формирования навыков самообслуживания, мы выделили следующие психолого-педагогические условия как комплекс мер, способствующих повышению эффективности данного процесса, способствующих формированию навыков самообслуживания у детей раннего возраста: информационные (адекватное возрасту содержание обучения), технологические (соответствующие возрастным особенностям педагогические методы и приемы), личностные (воспитание качеств, умений и навыков), психологические (благоприятный психологический климат, сотрудничество участников образовательного процесса, соответствующая целям и задачам пространственно-развивающая среда).
Для достижения цели эмпирического исследования в работе использовался метод целенаправленного наблюдения с фиксацией полученных результатов, включающий анализ полученных результатов, обобщение и т.д. Для изучения сформированности навыков самообслуживания мы выбрали следующие навыки: опрятности, приема пищи, одевания и раздевания. Для подготовки диагностического материала мы воспользовались положениями о сформированности навыков самообслуживания из программы «От рождения до школы», Н.Е. Веракса, Т.С. Комаровой, М.А. Васильева, а также использовали материал из книги E. В. Моржиной «Формирование навыков самообслуживания на занятиях и дома».
Опытно-поисковая работа по изучению формирования навыков самообслуживания у детей раннего возраста проводилась в три этапа на базе МАДОУ №15 пос. Рефтинский с воспитанниками первой младшей группы. Количество детей - 16 (8 мальчиков и 8 девочек), возраст 2-2,5 года.
Первичное наблюдение за детьми, поступившими в детский сад, показало очень слабо сформированные навыки самообслуживания: средний уровень присутствует у 31% детей, высокого уровня нет, низкий уровень у 69% детей. В основном, дети выполняют действия с помощью взрослого; стремление к самостоятельности выражено недостаточно, так как они ожидают помощи даже в освоенных микропроцессах. Лучше всего у детей раннего возраста сформированы навыки опрятности, а хуже всего навыки приема пищи. Из навыков опрятности быстрее сформировались навыки использования носового платка, а медленнее - расчески. В навыках приема пищи больше всего у детей, получается, пользоваться ложкой, а меньше - выражать благодарность. Среди навыков раздевания дети быстрее освоили умения снять ботинки, а медленнее всего с умением снять брюки и колготки. Лучше всего дети справились с умением надеть трусы и колготки, застегнуть молнию, а хуже всего с умением надеть футболку и обувь. У девочек все микропроцессы воспроизводятся лучше, чем у мальчиков. Полученные результаты можно объяснить тем, что в домашних условиях не все родители поддерживали у своих детей стремление к самостоятельности. Многие из родителей не сумели правильно объяснить детям наиболее адекватный алгоритм выполнения операций по освоению различных навыков. У большинства детей этого возраста слабо развита мелкая моторика рук, необходимая для успешного овладения данными микропроцессами.
Для оказания помощи детям раннего возраста в формировании навыков самообслуживания была подготовлена программа: «Я - сам!». Ее цель: создать психолого-педагогические условия для успешного формирования навыков самообслуживания у детей раннего возраста. Для реализации поставленной цели и задач использовались методы и приемы: практические, игровые, метод примера, приучение, упражнение, опыты и экспериментирование, моделирование. В программе предусматривалось активное участие родителей воспитанников: продуктивное сотрудничество и взаимодействие, регулярное психолого-педагогическое просвещение родителей в вопросах самообслуживания в форме деловых игр и тренингов, индивидуальных и групповых консультаций, публикаций в СМИ (в газете и на сайте детского сада) и на информационных стендах, в форме информационных буклетов. Обеспечение единства требований в детском саду и дома, активное использование положительных примеров и приемов успешной семейной педагогики. Совместные с детьми развлечения, праздники.
После проведения работы по программе «Я - сам!» мы провели повторное диагностическое наблюдение за детьми. После занятий у всех детей улучшились навыки самообслуживания по всем выбранным показателям: средний уровень сформированности навыков самообслуживания зафиксирован у 69% детей, высокий уровень у 31% детей, низкого уровня нет. Лучше всего у детей раннего возраста сформированы навыки одевания и раздевания, несколько хуже навыки опрятности и приема пищи. Также успешно дети справились с заданием снять расстегнутую куртку и застегнуть молнию, а хуже всего - закончить расстегивать молнию, надеть носки и колготки. В навыках опрятности у ребят лучше, получается, пользоваться полотенцем, а хуже всего с носовым платком. В навыках приема пищи больше всего у детей получается умение правильно вести себя за столом, менее успешно - умение пользоваться ложкой.
Полученные результаты связаны с успешным освоением программы детского сада, в которую в качестве совместной деятельности были включены занятия по целенаправленному обучению самообслуживанию и развитию мелкой моторики рук. Вся работа проводилась в тесном сотрудничестве с родителями воспитанников, в ходе, которой все участники образовательного процесса старались придерживаться единства предъявляемых требований.
Таким образом, овладение детьми раннего возраста навыками самообслуживания будет успешнее, благодаря использованию в образовательном процессе ДОУ педагогических методов и психолого-педагогических условий, способствующих их формированию: информационных, технологических, личностных, психологических, нашла свое подтверждение в результатах исследования. После проведения занятий по курсу «Я - сам!» у всех детей зафиксирована положительная динамика в развитии навыков самообслуживания, что свидетельствует о жизнеспособности разработанной программы и возможности ее использования в группах раннего возраста.
Следовательно, при создании необходимых условий, повседневность труда по самообслуживанию создает благоприятные условия для того, чтобы ребенок активно усваивал необходимые для обслуживания себя своими собственными силами без помощи взрослого навыки, приобретал практический опыт самостоятельности в поведении. Своевременное освоение процессов самообслуживания дает ребенку возможность самоутвердиться, почувствовать себя самостоятельным и умелым. Соответственно, овладение навыками самообслуживания напрямую влияет на самооценку ребенка, является важным шагом на пути к его независимости. Обучение навыкам самообслуживания позволяет эффективно решать задачи расширения представлений и знаний детей об окружающих вещах, сенсорного воспитания, развития речи, тонкой моторики и зрительно-моторной координации, а также умения выполнять действия по подражанию и словесной инструкции, ориентироваться на образец, соблюдать определенную последовательность действий.
Подобные работы
- ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ НАВЫКОВ САМООБСЛУЖИВАНИЯ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4380 р. Год сдачи: 2022 - Формирование элементарных навыков самообслуживания у детей трехлетнего возраста
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - Развитие навыков самообслуживания у детей дошкольного возраста во взаимодействии дошкольной образовательной организации с семьей
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4370 р. Год сдачи: 2019 - ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ САМООБСЛУЖИВАНИЯ У ДЕТЕЙ 2-3 ЛЕТ
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4280 р. Год сдачи: 2019 - ОРГАНИЗАЦИЯ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА К УСЛОВИЯМ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4215 р. Год сдачи: 2020 - Психолого-педагогические условия формирования социальных навыков у детей раннего возраста
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4340 р. Год сдачи: 2017 - Просветительская работа с родителями по формированию навыков самообслуживания у младших дошкольников
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2020 - ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ИГРОВЫХ УМЕНИЙ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4240 р. Год сдачи: 2020 - ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ 2-3 ЛЕТ НАВЫКОВ САМООБСЛУЖИВАНИЯ ПОСРЕДСТВОМ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4270 р. Год сдачи: 2019



