Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Педагогические методы формирования элементарных навыков самообслуживания у детей раннего возраста

Работа №98581

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы100
Год сдачи2017
Стоимость4215 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
222
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ САМООБСЛУЖИВАНИЯ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА 6
1.1 Самообслуживание как составляющая часть трудового воспитания в дошкольном детстве 6
1.2. Возрастные особенности самообслуживания детей раннего возраста 11
1.3. Организация в образовательном процессе ДОУ условий,
способствующих формированию навыков самообслуживания у детей раннего возраста 16
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ НАВЫКОВ САМООБСЛУЖИВАНИЯ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА 43
2.1. Изучение начального уровня сформированности навыков
самообслуживания у детей раннего возраста 43
2.2. Реализация в образовательном процессе ДОУ условий для
формирования навыков самообслуживания у детей раннего возраста 51
2.3. Сравнительный анализ результатов исследования 62
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 70
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 76
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 82
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 90
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 91
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 98


Актуальность данной темы заключается в необходимости изучения педагогических методов формирования навыков самообслуживания у детей раннего возраста, так как на сегодняшний день обеспечение целенаправленной и эффективной работы в ДОУ в данном направлении является насущной задачей для педагогов и родителей. Многие родители, излишнее опекая детей, искусственно замедляют их развитие. Соответственно, у многих детей отсутствует стремление к самообслуживанию - они не только покорно ждут, когда их оденут и покормят, но и настойчиво требуют этого от воспитателей и родителей. Самообслуживанием считается труд ребенка, направленный на обслуживание самого себя (одевание, раздевание, приём пищи, санитарно-гигиенические процедуры).
Ранний детский возраст является уникальным жизненным периодом, когда малыш, несмотря на немногочисленные умения и навыки активно стремится к самостоятельности. Планомерное формирование навыков самообслуживания в соответствии с адекватными возрастным особенностям детей педагогическими методами и приемами способствует решению задачи повышения самостоятельности, а также развитию представлений об окружающем мире, воспитанию правильной речи, активизации тонкой моторики и зрительно-моторной координации.
Навыки и умения самообслуживания формируются в тесном сотрудничестве всех участников образовательного процесса и при обеспечении единства требований детского сада и семьи.
Степень разработанности проблемы исследования. Дошкольное образование рассматривает самообслуживание как один из важнейших видов детского труда. Его изучением занимались такие ученые как Г.Н. Година, Д.В. Сергеева, Р.С. Буре, Л.И. Захаревич и др. Л.В. Куцакова разработала программно-методическое пособие, в основу которого положены теоретические концепции и практический опыт А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского, Т.А. Марковой, Р.И. Жуковской, А.В. Запорожца, М.И. Лисиной, Л.Ф. Островской, А.Д. Шатовой и других представителей отечественной педагогики и психологии.
Анализ научной литературы показал, что на данный момент для формирования умений и навыков самообслуживания в ДОУ для детей раннего возраста не созданы необходимые психолого-педагогические условия, не используется педагогические методы, способствующие их эффективному формированию. Тогда как развитие навыков самообслуживания, являющихся частью самостоятельности, важны для формирования уверенности в себе, в своих силах и возможностях любого ребенка, способствуя также охране и укреплению здоровья как физического, так и психологического.
Цель исследования: поиск эффективных педагогических методов формирования элементарных навыков самообслуживания у детей раннего возраста.
Объект: процесс формирования элементарных навыков самообслуживания у детей раннего возраста.
Предмет: педагогические методы формирования элементарных навыков самообслуживания у детей раннего возраста.
Задачи:
1. Изучить теоретическую литературу по проблеме формирования навыков самообслуживания и выделить педагогические методы, способствующие формированию навыков самообслуживания.
2. Изучить сформированность навыков самообслуживания детей при поступлении в МДОУ (после завершения периода адаптации).
3. Подготовить программу, способствующую формированию навыков самообслуживания у детей раннего возраста в ДОУ с учетом выделенных педагогических методов.
4. Апробировать программу на группе воспитанников раннего возраста и проверить ее эффективность.
Для решения поставленной задачи и достижения цели исследования в работе используются теоретический метод исследования и метод целенаправленного наблюдения с фиксацией полученных результатов, включающий анализ полученных результатов, обобщение и т.д.
Опытно-поисковая работа по изучению формирования навыков самообслуживания у детей раннего возраста проводилась в три этапа на базе МАДОУ №15 пос. Рефтинский с воспитанниками первой младшей группы. Количество детей - 16 (8 мальчиков и 8 девочек), возраст 2-2,5 года.
1 этап. В сентябре 2016г. было проведено изучение начального уровня сформированности навыков самообслуживания у детей раннего возраста, обработка и анализ полученных результатов.
2 этап. В октябре 2016г. на основании выводов по результатам первичного обследования была составлена программа формирования «Я - сам!» по формированию навыков самообслуживания у детей раннего возраста, учитывающая все необходимые психолого-педагогические условия. В период с ноября по май программа была реализована на выбранной группе детей.
3 этап. В мае 2017г. было проведено повторное обследование воспитанников группы, с целью определения их уровня сформированности навыков самообслуживания и проверки эффективности проведенных мероприятий.
Практическая значимость исследования состоит в том, что составлена программа по формированию навыков самообслуживания у детей раннего возраста: «Я - сам!».
Структура работы: работа состоит из 2 глав, 6 параграфов и приложений, содержит 59 источников литературы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Целью нашего исследования являлась реализация в образовательном процессе ДОУ педагогических методов формирования элементарных навыков самообслуживания у детей раннего возраста. Методологической основой исследования стали общефилософские положения о единстве развития личности и среды, личности и деятельности, сущности познания, этапов усвоения, а также, теория и методика воспитания и обучения в дошкольном возрасте, концепции развивающего обучения и личностно-ориентированного обучения, представленные в работах Л.С. Выготского, П.Я. Гальперина, В.В Давыдова, Ж. Пиаже, А.В. Запорожца, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина, Л.Ф. Тихомировой и др. В основе нашего теоретического исследования научные положения и концепции таких ученых как Н.М. Аксарина, Л.Н. Галигузова, В.Г. Нечаева, Л.Н. Павлова, Г.Н. Година, Р.С. Буре и др.
Самообслуживание - это деятельность, направленная на самообеспечение личных нужд бытового характера, выполнение санитарно-гигиенических норм и т.д. Это обслуживание себя своими собственными силами, без использования помощи других. Самообслуживание включает постоянную заботу о чистоте тела, о порядке в костюме, готовность сделать для этого все необходимое без требования извне, из внутренней потребности соблюдать гигиенические правила. Самообслуживание является основным видом труда маленького ребенка, который способствует формированию самостоятельности, уверенность в своих силах, желание и умение преодолевать препятствия.
Навык - это приобретенное в результате обучения и повторения умение решать трудовую задачу, оперируя орудиями труда с заданной точностью и скоростью. Самообслуживание включает в себя сформированности следующих навыков: навыки опрятности, навыки приема пищи; навыки одевания и раздевания. Самообслуживание дополняет внутреннюю культуру ребенка: он стремится быть полезным, не обременять окружающих, помогает им обходиться своими силами в большом и малом; всегда требует определенных физических и умственных усилий, которые тем заметнее выступают в деятельности ребенка, чем он младше и чем менее он владеет навыками самостоятельного одевания, умывания, еды.
В раннем возрасте у ребенка ярко выраженная сенсомоторной потребность, а также высокая пластичность нервной системы, обуславливающая легкую обучаемость. Наиболее важными достижениями данного возраста являются: совершенствование координации движений, освоение всё более сложных комплексов действий; жесткая закрепляемость действий за предметами-орудиями, способами действия с ними; овладение предметами-орудиями приводит к усвоению ребенком общественного способа употребления вещей; гордость за собственные достижения, сознание «Я сам». При этом все новообразования раннего возраста напрямую зависят от положительного эмоционального состояния ребенка. Таким образом, этот возраст является периодом интенсивного развития самостоятельности у ребенка и самым благоприятным временем для формирования элементарных навыков самообслуживания.
Проанализировав и обобщив теоретические основы формирования навыков самообслуживания, мы выделили следующие психолого-педагогические условия как комплекс мер, способствующих повышению эффективности данного процесса, способствующих формированию навыков самообслуживания у детей раннего возраста: информационные (адекватное возрасту содержание обучения), технологические (соответствующие возрастным особенностям педагогические методы и приемы), личностные (воспитание качеств, умений и навыков), психологические (благоприятный психологический климат, сотрудничество участников образовательного процесса, соответствующая целям и задачам пространственно-развивающая среда).
Для достижения цели эмпирического исследования в работе использовался метод целенаправленного наблюдения с фиксацией полученных результатов, включающий анализ полученных результатов, обобщение и т.д. Для изучения сформированности навыков самообслуживания мы выбрали следующие навыки: опрятности, приема пищи, одевания и раздевания. Для подготовки диагностического материала мы воспользовались положениями о сформированности навыков самообслуживания из программы «От рождения до школы», Н.Е. Веракса, Т.С. Комаровой, М.А. Васильева, а также использовали материал из книги E. В. Моржиной «Формирование навыков самообслуживания на занятиях и дома».
Опытно-поисковая работа по изучению формирования навыков самообслуживания у детей раннего возраста проводилась в три этапа на базе МАДОУ №15 пос. Рефтинский с воспитанниками первой младшей группы. Количество детей - 16 (8 мальчиков и 8 девочек), возраст 2-2,5 года.
Первичное наблюдение за детьми, поступившими в детский сад, показало очень слабо сформированные навыки самообслуживания: средний уровень присутствует у 31% детей, высокого уровня нет, низкий уровень у 69% детей. В основном, дети выполняют действия с помощью взрослого; стремление к самостоятельности выражено недостаточно, так как они ожидают помощи даже в освоенных микропроцессах. Лучше всего у детей раннего возраста сформированы навыки опрятности, а хуже всего навыки приема пищи. Из навыков опрятности быстрее сформировались навыки использования носового платка, а медленнее - расчески. В навыках приема пищи больше всего у детей, получается, пользоваться ложкой, а меньше - выражать благодарность. Среди навыков раздевания дети быстрее освоили умения снять ботинки, а медленнее всего с умением снять брюки и колготки. Лучше всего дети справились с умением надеть трусы и колготки, застегнуть молнию, а хуже всего с умением надеть футболку и обувь. У девочек все микропроцессы воспроизводятся лучше, чем у мальчиков. Полученные результаты можно объяснить тем, что в домашних условиях не все родители поддерживали у своих детей стремление к самостоятельности. Многие из родителей не сумели правильно объяснить детям наиболее адекватный алгоритм выполнения операций по освоению различных навыков. У большинства детей этого возраста слабо развита мелкая моторика рук, необходимая для успешного овладения данными микропроцессами.
Для оказания помощи детям раннего возраста в формировании навыков самообслуживания была подготовлена программа: «Я - сам!». Ее цель: создать психолого-педагогические условия для успешного формирования навыков самообслуживания у детей раннего возраста. Для реализации поставленной цели и задач использовались методы и приемы: практические, игровые, метод примера, приучение, упражнение, опыты и экспериментирование, моделирование. В программе предусматривалось активное участие родителей воспитанников: продуктивное сотрудничество и взаимодействие, регулярное психолого-педагогическое просвещение родителей в вопросах самообслуживания в форме деловых игр и тренингов, индивидуальных и групповых консультаций, публикаций в СМИ (в газете и на сайте детского сада) и на информационных стендах, в форме информационных буклетов. Обеспечение единства требований в детском саду и дома, активное использование положительных примеров и приемов успешной семейной педагогики. Совместные с детьми развлечения, праздники.
После проведения работы по программе «Я - сам!» мы провели повторное диагностическое наблюдение за детьми. После занятий у всех детей улучшились навыки самообслуживания по всем выбранным показателям: средний уровень сформированности навыков самообслуживания зафиксирован у 69% детей, высокий уровень у 31% детей, низкого уровня нет. Лучше всего у детей раннего возраста сформированы навыки одевания и раздевания, несколько хуже навыки опрятности и приема пищи. Также успешно дети справились с заданием снять расстегнутую куртку и застегнуть молнию, а хуже всего - закончить расстегивать молнию, надеть носки и колготки. В навыках опрятности у ребят лучше, получается, пользоваться полотенцем, а хуже всего с носовым платком. В навыках приема пищи больше всего у детей получается умение правильно вести себя за столом, менее успешно - умение пользоваться ложкой.
Полученные результаты связаны с успешным освоением программы детского сада, в которую в качестве совместной деятельности были включены занятия по целенаправленному обучению самообслуживанию и развитию мелкой моторики рук. Вся работа проводилась в тесном сотрудничестве с родителями воспитанников, в ходе, которой все участники образовательного процесса старались придерживаться единства предъявляемых требований.
Таким образом, овладение детьми раннего возраста навыками самообслуживания будет успешнее, благодаря использованию в образовательном процессе ДОУ педагогических методов и психолого-педагогических условий, способствующих их формированию: информационных, технологических, личностных, психологических, нашла свое подтверждение в результатах исследования. После проведения занятий по курсу «Я - сам!» у всех детей зафиксирована положительная динамика в развитии навыков самообслуживания, что свидетельствует о жизнеспособности разработанной программы и возможности ее использования в группах раннего возраста.
Следовательно, при создании необходимых условий, повседневность труда по самообслуживанию создает благоприятные условия для того, чтобы ребенок активно усваивал необходимые для обслуживания себя своими собственными силами без помощи взрослого навыки, приобретал практический опыт самостоятельности в поведении. Своевременное освоение процессов самообслуживания дает ребенку возможность самоутвердиться, почувствовать себя самостоятельным и умелым. Соответственно, овладение навыками самообслуживания напрямую влияет на самооценку ребенка, является важным шагом на пути к его независимости. Обучение навыкам самообслуживания позволяет эффективно решать задачи расширения представлений и знаний детей об окружающих вещах, сенсорного воспитания, развития речи, тонкой моторики и зрительно-моторной координации, а также умения выполнять действия по подражанию и словесной инструкции, ориентироваться на образец, соблюдать определенную последовательность действий.



1. Аксарина, Н.М. Воспитание детей раннего возраста [Текст] / Н.М. Аксарина. - М. : Медицина, 2009. -159 с.
2. Безрукова В.С. Основы духовной культуры. Энциклопедический словарь педагога [Электронный ресурс] // Екатеринбург, 2000. - 937с. URL: https://refdb.ru/look/2054801.html (дата обращения: 21.09.2017).
3. Бернс, Р. Развитие Я - концепции и воспитание [Текст] / Р. Бернс. - М. : Прогресс, 2004. - 420 с.
4. Божович, Л.И. К развитию аффективно - потребностной сферы человека [Текст] // Проблемы общей, возрастной и педагогической психологии / Под ред. В.В. Давыдова. - М. : Педагогика, 2010. - № 4. - С. 168¬179.
5. Борытко, Н.М. В пространстве воспитательной деятельности: Монография [Текст] / Науч. ред. Н.К. Сергеев. - Волгоград: Перемена, 2001. - С. 127.
6. Буре, Р.С. Организация труда детей и методика руководства [Текст] /Р.С. Буре // Дошкольное воспитание. - 2013. - № 4
7. Буре, Р.С. Учите детей трудиться. [Текст] / Р.С. Буре, Г.Н. Година. — М. : Просвещение, 1983г. - 144с.
8. Буре, Р.С. Воспитание детей дошкольного возраста в труде, 3-е изд., испр., доп. [Текст] / Р.С. Буре, Л. В. Загик. - М. : Просвещение,1983. - 167с.
9. Буре, Р.С. Воспитатель и дети. [Текст] / Р.С. Буре, Л.Ф. Островская. - М. : Просвещение, 1985. - 144с.
10. Веракса, Н.Е. Развитие ребенка в дошкольном детстве Пособие для педагогов дошкольных учреждений [Текст] / Н.Е. Веракса, А.Н Веракса. - М. : Мозаика-Синтез, 2006. - 150с.
11. Волоков, В.С. Детская психология: Логические схемы [Текст] /В.С. Волоков, Н.В. Волкова. - М. : Владом, 2009. - 256 с.
12. Выготский, Л.С. Детская психология [Текст] / Л.С. Выготский. - М. : ВЛАДОС, 2009. - 302 с.
13. Галигузова, Л.Н. Педагогика детей раннего возраста: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Дошкольная педагогика и психология», «Педагогика и методика дошк. образования» [Текст] / Л.Н. Галигузова, С.Ю. Мещерякова. - М. : ВЛАДОС, 2010. - 301с.
14. Година, Г.Н. Воспитание положительного отношения к труду // Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников [Текст] / Под ред. А.М. Виноградовой. - М. : Просвещение, 1998. - 159с.
15. Голицина, Н.С Перспективное планирование воспитательно - образовательного процесса в дошкольном учреждении. [Текст] / Н.С. Голицина. - М. : Скрипторий, 2010. - 56с.
16. Гурина, И. В. Первые шаги от 0 до 3 лет. Засыпаем, кушаем, маму с папой слушаем. [Текст] /И. В. Гурина, В.И. Логинова. - СПБ. : Акцидент, 2008. - 256 с.
17. Гуськова, Т. Можно ли воспитать ребенка самостоятельным? [Текст] / Т. Гуськова // Дошкольное воспитание. - 1988. - № 8. - С.65-69.
18. Детская психология: Учеб. Пособие [Текст] / Под. ред.
Я.Л.Коломинского, Е. А. Панько. - Минск : Университетское, 1988. - 399с.
19. Зацепина М.Б. Воспитание и обучение детей во второй младшей группе детского сада [Текст] /Сост. М. Б. Зацепина. - М. : Мозаика-Синтез; 2008 ISBN 978-5-86775-391-7
20. Зебзеева, В.А. Организация режимных процессов в ДОУ [Текст] / В.А. Зебзеева. - М. : Сфера, 2011. - 250 с.
21. Иващенко, Ф.И. Психология трудового воспитания [Текст]. / Ф.И. Иващенко. - Минск: Университетское, 2008. - 146с.
22. Ковальчук, Я.И. Индивидуальный подход в воспитании ребенка. Пособие для воспитателя дет. сада [Текст] / Я. И. Ковальчук. - М. : Просвещение, 1981. - 127 с.
23. Козлова, С.А. Дошкольная педагогика [Текст] / С.А. Козлова, Т.А.Куликова. - М.: Академия, 2011.- 330 с.
24. Конина, Е.Ю. Формирование культурно-гигиенических навыков у детей. Игровой комплект [Текст] / Е.Ю.Конина - М. : Айрис-пресс, 2009. - 122 с.
25. Котова, Е.В. В мире друзей: Программа эмоционально-личностного развития детей [Текст] / Е.В. Котова.- М. : ТЦ СФЕРА, 2010. - 80 с.
26. Куцакова, Л.В. Нравственно-трудовое воспитание ребенка- дошкольника [Текст] /Л.В. Куцакова. - М.: ВЛАДОС, 2009. - 143с.
27. Лебеденко, Е. Н. Развитие самосознания и индивидуальности. Выпуск 1. Какой Я? [Текст] / Е. Н. Лебеденко - М.: Прометей; 2013. - 64с.
28. Лисина, М.И. Психология самопознания у дошкольников. [Текст] / М.И. Лисина А.И. Сильвестру. - Кишинев: Штиинца, 2014. - 342с.
29. Луговая, Л. Этот удивительный ранний возраст [Текст] / Л. Луговая // Дошкольное воспитание. - 1991. - № 2. - С. 70.
30. Мещеряков, Б.Г. Большой психологический словарь [Текст] / Б.Г. Мещеряков, В.П. Зинченко. - СПб. : Прайм-Еврознак, 2003. — 632 с. — ISBN 5-93878-086-1.
31. Минаева, В.М. Развитие эмоций дошкольников. Занятия. Игры. Пособие для практических работников дошкольных учреждений [Текст] / В.М. Минаева. - М. : АРКТИ, 2011. - 48с.
32. Моржина, Е.В. Формирование навыков самообслуживания на занятиях и дома [Текст] / Е.В. Моржина - М. : Теревинф, 2010. - 157 с.
33. Моурлот, Л.И. Развитие ручной и пальцевой моторики у детей дошкольного возраста: Учебно-методическое пособие [Текст] / Л.И. Моурлот, Л.А. Ремезова - Самара: СГПУ, 2007 - 122 с.
34. Мухина, В.С. Детская психология: учеб. для пед. институтов [Текст] / Под ред. Л.А. Венгера - М. : Просвещение, 1985. - 345с.
35. Нечаева, Г.В. Воспитание дошкольника в труде [Текст] / Г.В Нечаева. - М. : Просвещение, 2009. - 153с.
36. Нравственное и трудовое воспитание дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. Заведений [Текст] / С.А. Козлова, Н.К. Дедовских, В. Д. Калишенко и др. // Под ред. С. А. Козловой. - М. : Издательский центр «Академия», 2012. - 231с.
37. Образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» / Под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой [Электронный ресурс]//URL:http: //www.firo .ru/wp-content/uploads/2014/02/Ot-rojdenia-do-shkoli.pdf (дата обращения: 20.08.2017).
38. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка [Электронный ресурс] // URL: http://ozhegov.info/slovar/ (дата обращения: 02.05.2017).
39. Павлова, Л.Н. Организация жизни и культура воспитания детей в группах раннего возраста [Текст] / Л.Н. Павлова - М. : Айрис - пресс, 2014. - 208с.
40. Педагогическая психология: Учеб. для студ. высш учеб заведений / Под ред. Н.В. Клюевой. - М. : Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. - 400 с. ISBN 5¬305-00083-1.
41. Педагогическая энциклопедия. В 4 томах [Текст] / Ред. И.А. Каиров,
Ф.Н. Петров. - М. : Советская энциклопедия, 1964 - 1968. - 3532с
42. Пономаренко, А.Н. Развитие ребенка первого-третьего года жизни. [Текст] / А.Н. Пономаренко // Педагогика. - 2009 . - С. 203
43. Психолог в детском дошкольном учреждении: Методические
рекомендации к практической деятельности [Текст] /Под ред. Т.В. Лаврентьевой. - М. : Новая школа, 2015. - 144с.
44. Репина, Т.А. Социально-психологическая характеристика группы детского сада. [Текст] / Т.А. Репина. - М. : Педагогика, 1988. - 231 с.
45. Рычашкова, Н. Упражнения на закрепление правил культурного поведения [Текст] / Н. Рычашкова // Дошкольное воспитание. - 1 989. - № 3.
46. Словарь русского языка: В 4-х т. [Текст] / АН СССР, Ин-т рус. яз.; Под ред. А. П. Евгеньевой. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Русский язык, 1981-1984.
47. Смирнова, Е.Т. Гигиенические условия воспитания детей в дошкольных учреждениях села [Текст] / Смирнова Е.Т. - М.: Просвещение, 1980. - 176 с.
48. Степанова, Г. Социальное развитие дошкольника и его педагогическая оценка в условиях детского сада [Текст] / Г. Степанова // Дошкольное воспитание. - 1999. - №10. - С. 29-33.
49. Теленчи, В.Н. Гигиенические основы воспитания [Текст] /
В.Н.Теленчи. - М.: Просвещение, 2013. - 280с.
50. Теплюк, С. Истоки самостоятельности [Текст] / С. Теплюк //
Дошкольное воспитание. - 1991. - № 7. - С. 67.
51. Титов, В.А. Педагогика начальной школы: монография / В.А. Титов. - М. : Приор-издат. - 224с. ISBN: 5-9512-0100-4
52. Точин, А.Е. Трудовое воспитание детей в семье / А.Е. Точин. - Минск: Нараствета, 2014. - 96 с.
53. Урунтаева, Г.А. Дошкольная психология: Учеб. пособие для студ. пед. заведений. - 4-е изд., стереотип [Текст] / Г.А. Урунтаева. - М. : Издательский центр «Академия», 2009. - 336с.
54. Ушинский, К.Д. Собрание сочинений [Текст] / К.Д. Ушинский. - М.-Л.: Изд. Ак. Пед. Н., 1948 - т. 1: Ранние работы и статьи. 1846-1856 гг. - 738 с. - Б. ц.
55. Федякова И.А. Психолого-педагогические условия формирования субъектных свойств личности младшего школьника [Электронный ресурс] // URL: http://festival.1september.ru.(дата обращения: 29.11.2016).
56. Цукерман, Г.А. О детской самостоятельности [Текст] / Г.А. Цукерман, Н.В Елизаров // Вопросы психологии. - 1990. - № 6. - С. 10-21.
57. ФГОС ДО [Электронный ресурс] // URL:
http://d25101.edu35.ru/ourchhome/obraz-standarty/128-fgos-do (дата обращения: 11.01.2017).
58. Черепанова, И.Б. Дети взрослеют в труде [Текст] / И.Б. Черепанова. - М.: Педагогика, 2012. - 174 с.
59. Эриксон Э. Г. Детство и общество. Изд. 2-е, перераб. и доп. [Текст] / Э.Г. Эриксон . - СПб.: Ленато, ACT, Фонд «Университетская книга», 1996.— 592 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ