Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Педагогические условия развития детского коллектива в дошкольной организации

Работа №98580

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы92
Год сдачи2017
Стоимость4355 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
182
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ДЕТСКОГО КОЛЛЕКТИВА 6
1.1. Понятие коллектива в социальной психологии и педагогике 6
1.2. Социально-педагогическая характеристика коллектива детей
дошкольного возраста 14
1.3. Развитие детского коллектива в дошкольной организации 21
1.4. Управление развитием детского коллектива 26
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ДЕТСКОГО КОЛЛЕКТИВА 32
2.1. Педагогическая диагностика детского коллектива 32
2.2. Педагогические условия развития коллектива детей старшего
дошкольного возраста 42
2.3. Сравнительный анализ результатов исследования 55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 64
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 70
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 72
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 74
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 75
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 77
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 83
ПРИЛОЖЕНИЕ 7 85
ПРИЛОЖЕНИЕ 8 87
ПРИЛОЖЕНИЕ 9 88
ПРИЛОЖЕНИЕ 10


Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определяет ориентиры в социально-коммуникативном развитии воспитанников дошкольных образовательных организаций, направленные на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности.
Отношение человека к труду, обществу, людям и самому себе, во многом определяет коллектив, в нем происходит процесс формирования его творческой индивидуальности. Коллектив является наиболее существенной социальной средой, в которой воспитываются потребности, проявляются задатки, дарования, формируются способности личности [20].
Значительная часть времени дошкольника, его игровой, познавательной, творческой деятельности, его общения и отношений складывается и протекает в условиях детского сада, поэтому исключительную роль в формировании подрастающего человека играет детский коллектив дошкольной организации.
В коллективе дошкольников с его многосторонними связями, благодаря совместной деятельности его членов достигается всестороннее развитие личности, приобретается первый опыт активного участия в жизни общества [45].
Для большинства дошкольников детский коллектив - это одна и та же группа дошкольного учреждения. Воспитатели тоже, как правило, в течение нескольких лет работают с одним коллективом воспитанников, поэтому, естественно, что среди большого количества организационно-педагогических вопросов, которые приходится решать в современной дошкольной образовательной организации, проблема развития детского коллектива занимает одно из ведущих мест. Создание сплоченного детского коллектива, его развитие и совершенствование являются одной из важнейших задач деятельности воспитателя группы детей дошкольного возраста.
Проблемой развития детского коллектива занимались многие отечественные педагоги и психологи. Теоретические основы концепции воспитания в коллективе были разработаны Н.К. Крупской и А.С. Макаренко.
Учение А.С. Макаренко включает в себя детальную технологию формирования коллектива по этапам, в нем определены принципы, вычленены этапы (стадии) развития коллектива [17]. В многочисленных статьях и выступлениях Н.К. Крупской раскрыты теоретические основы и показаны конкретные пути формирования детского коллектива. Детский коллектив рассматривался ею как среда развития ребенка, а коллективная деятельность имела большое значение при организации и единении детей в коллективе [18]. Последовательное развитие идей А.С. Макаренко и Н.К. Крупской получило в педагогическом опыте и трудах С.Т. Шацкого, Т.Е. Конниковой, В.А. Сухомлинского, Л.И. Новиковой.
В условиях дошкольной организации обычно складываются коллективы, объединяющие детей старшего дошкольного возраста по общим интересам, взаимным симпатиям. В силу особой для детей дошкольного возраста привлекательности игры, старшие дошкольники оказываются в ней способными к большей сговорчивости, уступчивости, терпимости, чем в действительной жизни. Играя, дети вступают в такие отношения, до которых в других условиях еще «недоросли», а именно: в отношения подчинения, требовательности, взаимного контроля и помощи [55].
Тема исследования: педагогические условия развития детского коллектива в дошкольной организации.
Объект исследования: процесс развития коллектива детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: педагогические условия развития коллектива детей старшего дошкольного возраста в дошкольной организации
Цель исследования: теоретически обосновать и проверить на практике педагогические условия развития коллектива детей старшего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
- Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме развития коллектива детей дошкольного возраста;
- описать социально-педагогические характеристики коллектива детской группы в дошкольной организации;
- рассмотреть особенности развития детского коллектива старших дошкольников;
- раскрыть педагогические условия развития детского коллектива в дошкольной организации;
- провести педагогическую диагностику коллектива старших дошкольников.
В соответствии с целью исследования и поставленными задачами в работе использовались следующие методы исследования: теоретический анализ психолого-педагогической литературы в аспекте изучаемой проблемы; эмпирические методы исследования (педагогическое наблюдение, опрос); сравнительный количественный и качественный анализ результатов исследования.
База исследования: Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 49 «Чебурашка» Малышевского городского округа Свердловской области. Опытно-поисковая работа проводилась в общеразвивающей группе детей 6-7 лет, в составе 20 человек.
Структура работы: Исследование состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Детский коллектив в дошкольной организации - часть непосредственной социальной среды, в которой осуществляется ежедневная жизнедеятельность ребенка, посещающего детский сад и которая в значительной степени обуславливает его социальное поведение, определяет конкретные мотивы его деятельности, влияет на формирование его личности.
Коллектив детей в дошкольной образовательной организации определяется как простейший вид социальной группы с непосредственными личными контактами и определенными эмоциональными отношениями между всеми ее членами, специфическими ценностями и нормами поведения, которые складываются во всех сферах жизни [21].
Необходимость развития детского коллектива обусловлено тем, что именно в коллективе, представляющем собой наиболее раннюю ступень социальной организации, у ребенка развивается общение и разнообразные виды деятельности формируются первые отношения со сверстниками, столь важные для становления его личности, происходит усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности [21].
Теоретические основы концепции воспитания в коллективе и через коллектив были разработаны Н.К. Крупской и А.С. Макаренко.
A. С. Макаренко рассматривал коллектив, как органическую часть социалистического общества. Формирующая функция коллектива определяется тем, что его члены выступают в качестве активных субъектов общественно значимой коллективной деятельности и взаимоотношений. Творческое развитие идей А.С. Макаренко получило в работах
B. А. Сухомлинского, Т.Е. Конниковой, Л.И. Новиковой, А.В. Мудрика и др.
Развитие детского коллектива является одной из важнейших задач педагога дошкольной образовательной организации, реализующего Основную общеобразовательную программу - образовательную программу дошкольного образования, разработанную в соответствии с ФГОС ДО [32].
Коллектив детей дошкольного возраста с момента образования проходит ряд этапов в развитии. Каждый из этапов имеет соответствующий уровень активности коллектива, его единства, сплоченности, систему коммуникаций и связи между детьми, их взаимодействия, появления авторитетных товарищей и лидеров. На каждом из этапов отмечается постепенное усложнение и изменение характера межличностных отношений дошкольников [41].
Осуществляя руководство детским коллективом, педагог всегда решает двуединую задачу - способствует развитию мотивов единения и общности детей в коллективе и создает условия для реализации индивидуальности и творческой самобытности каждой личности. Инициатива, творческая позиция личности, нарастания самостоятельности и самоуправления детей, ценностное содержание их совместной деятельности являются индикаторами воспитательного потенциала детского коллектива [41].
Коллектив может развиваться только при правильном влиянии на неё воспитателя и хорошо сформированном педагогическом общении. На этапе старшего дошкольного возраста педагог является старшим помощником, наставником, другом. Воспитатель играет большую роль в формировании детского коллектива в дошкольной организации, оказывает существенное влияние на его развитие. Он является одним из авторитетных взрослых людей для детей этого возраста [24].
Педагогическая диагностика характеристик развития коллектива детей старшего дошкольного возраста позволила определить статусную структуру детского коллектива, уровень сплоченности его членов, социометрический статус детей, их удовлетворенность в общении, выявить лидеров. В ходе педагогического наблюдения определены проявления инициативы, желания и готовность к совместной деятельности, преобладающий эмоциональный фон. Результаты педагогической диагностики были взяты за основание подбора педагогических условий развития коллектива детей старшего дошкольного возраста. Ими являются:
1) Система игр, направленная на развитие умений договариваться друг с другом, взаимодействовать, согласовывать и совместно выполнять игровые действия;
2) Коллективные (общие) дела;
3) Групповой сбор, как форма коллективной деятельности.
4) Сотрудничество детей друг с другом (совместное планирование, распределение ролей, обязанностей, взаимопомощь).
Педагогическая диагностика показывает, что в ходе ежедневной коллективной игровой деятельности, в осуществлении общих дел, групповом сборе, сотрудничестве детей происходит становление членов коллектива группы детей, формируются межличностные отношения, а, следовательно, - детский коллектив развивается.
Таким образом, цель и задачи исследования в целом реализованы.


1. Акулова, О.В. Театрализованные игры [Текст] / О.В. Акулова // Дошкольное воспитание. - 2005 - № 5 - C. 24-26.
2. Беликов, В.А. Философия образования личности: деятельностный аспект: монография / В.А. Беликов. - М.: Владос, 2004. - 357 с.
3. Богославский, В.В. Общая психология [Текст] / В.В. Богославский и др. - М.: Просвещение, 1981. - 351 с.
4. Божович, Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте [Текст] / Л.И. Божович. - СПб.: Питер, 2008. - 398 с.
5. Буре, Р.С. Социально-нравственное воспитание дошкольников / Методическое пособие / Р.С. Буре. - М.: Мозаика-Синтез, 2011. - 76 с.
6. Возрастная психология: Детство, отрочество, юность: Хрестоматия: Учеб. пособие для студ. пед. вузов. / Сост. и науч. ред. В.С. Мухина,
A. А. Хвостов. - М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 624 с.
7. Воспитание детей в игре: Пособие для воспитателя дет. сада / Сост. Бондаренко А.К., Матусик А.И. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Просвещение, 1983. - 45 с.
8. Воронова, В.Я. Творческие игры старших дошкольников [Текст] /
B. Я. Воронова. - М.: Просвещение, 1981. - 112 с.
9. Воспитателю о детской игре: Пособие для воспитателей детского сада/ Под ред. Т.А. Марковой. М.: Просвещение, 1982. - 128 с.
10. Выготский, Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка [Текст] // Л.С. Выготский. Психология развития. - СПб.: Питер, 2001. - 512 с.
C. 56-79.
11. Гришина, Г.Н. Любимые детские игры. [Текст] / Г.Н. Гришина. - М.: ТЦ «Сфера», 1999. - 96 с.
12. Дошкольная педагогика [Текст]. Учеб. пособие для студ. пед. инс-тов/ под ред. В.И. Логиновой, П.Т. Саморуковой. - М.: Просвещение, 1983. - 304 с.
13. Жичкина, А.Е. Значимость игры в развитии человека [Текст] / А.Е. Жичкина // Дошкольное воспитание. 2002. - № 4. - С. 2-7.
14. Иваненко, М. Педагогическое сопровождения социально - личностного развития / М. Иваненко // Дошкольное воспитание. - 2007. - № 4. - С. 15-19.
15. Каширин, В.П. Педагогика и психология: учеб.пособие для студентов
высш.учеб.заведений [Текст] / В.П. Каширин, В.А. Сластенин. -
.М.: Академия, 2001. - 480 с.
16. Козлов, И.Ф. Педагогический опыт А.С. Макаренко / И.Ф. Козлов. - М.: Новая школа, 2000. - С. 45,67-69, 111-114.
17. Козлова, С.А. Дошкольная педагогика: учебник для студ. сред. проф. учеб. заведений / С.А. Козлова, Т.А. Куликова. - 9-е изд., доп.; Гриф МО. - М.: Академия, 2008. - 415 с.
18. Коломинский, Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах [Текст] / Я.Л. Коломинский. М.: Изд-во: АСТ, 2010. - 448 с.
19. Коломинский, Я.Л. Психология детского коллектива: Система личных взаимоотношений / Я.Л. Коломинский. - Минск, 1984. - 345 с.
20. Конникова, Т.Е. Коллектив и формирование личности школьника / Т.Е. Конникова. - М.: Просвещение, 2000. - С.53-58.
21. Крупская, Н.К. Пед. соч. т. 6 [Текст] / Н.К. Крупская. - М.,1959. - 421 с.
22. Леонтьев, А.Н. Психологические основы дошкольной игры [Текст] /
A. Н. Леонтьев. - М.: Просвещение, 1980. - 231 с.
23. Логинова, В.И. Дошкольная педагогика [Текст] / Под ред.
B. И. Логиновой, Г.П. Саморуковой. - М.: Просвещение,1988. - 154 с.
24. Макаренко, А.С. Коллектив и воспитание личности / [Текст]
А.С. Макаренко. - М.: Педагогика, 1972. - 334 с.
25. Макаренко, А.С. О воспитании / [Текст] А.С. Макаренко. -
М.: Политиздат, 1988. - 121 с.
26. Макаренко, А.С., Педагогические сочинения: В 8 т. Т. 8./ Сост.
М.Д. Виноградова, А.А. Фролов. - М.: Педагогика, 1986. - 336 с.
27. Максакова, А.И. Учите играя [Текст] / А.И. Максакова,
Г.А. Тумакова. - М.: Просвещение, 1983. - 67 с.
28. Маркова, Т.А. Воспитание дружеских взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста, / В.Г. Нечаева, Т.А. Маркова, Р.И. Жуковская, Л.А. Пеньевская. // Формирование коллективных отношений детей старшего дошкольного возраста. - М., 1968. - С. 36-132.
29. Марковская, И.М. Социометрические методы в психологии [Текст] Учебное пособие. / И.М. Марковская. - Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 1999.¬46 с.
30. Менджерицкая, Д.В. Воспитание детей в игре [Текст] / Д.В. Менджерицкая. - М.: Просвещение, 1982. - 27 с.
31. Менджерицкая, Д.В. Воспитателю о детской игре [Текст] / Д.В. Менджерицкая. - М.: Просвещение, 1982. - 128 с.
32. Методика «Капитан корабля» [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://psmetodiki.ru/index.php/doshkol/mezhlichnostnye-otnoseniea/13-metodika-rfpitan-korablya
33. Мигунова, Е.В. Театральная педагогика в детском саду [Текст] / Е.В. Мигунова. - М., 2009. - 83 с.
34. Михайленко, Н.Я. Как играть с ребенком [Текст] / Н.Я. Михайленко, Н. А. Короткова. - М.: Педагогика, 1990. - 160 с.
35. Михайленко, Н.Я. Дошкольное воспитание [Текст] / Н.Я. Михайленко, Н.А. Короткова. - М.: Просвещение, 1993. - 245 с.
36. Мищенко, А.И. Педагогика [Текст] Уч. пособие для студентов педвузов / В.А. Сластенин и др. - М.: Школа-Пресс, - 1997. - 512 с.
37. Мухина, B.C. К проблеме социального развития ребенка (в дошкольном детстве) [Текст] / B.C. Мухина. // Психологический журнал. - 2000. - № 5. - С.41-44.
38. Нежнов, П.Г. Роль конфликтов в возникновении групповых нравственных норм. / П.Г. Нежнов, С.Г. Якобсон. - М., 1977. - 246 с.
39. Немов, Р.С. Психология образования. [Текст] / Р.С. Немов. - М., 2000. - 402 с.
40. Никандров, Н.Д. Проблема ценностей в российском обществе и цели воспитания. [Текст] / Н.Д. Никандров. // Школа. - 2002. - № 4. - С.6.
41. Новикова, Л.И. Педагогика детского коллектива. Вопросы теории [Текст] / Л.И. Новикова. - М.: Педагогика, 1978. - 144 с.
42. Нормативно-правовые документы, регламентирующие введение федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования [Текст] / сост. В.В. Новгородова, И.А. Тарасова, К.В. Громова; ГАОУ ДПО СО «Институт развития образования» - Екатеринбург: ГАОУ ДПО СО «ИРО», 2014. - 325 с.
43. Отношения между сверстниками в группе детского сада [Текст] / Под ред. Т.А. Репиной. - М., 1978. - 210 с.
44. Петровский, А.В. Социальная психология коллектива [Текст]: Учебное пособие для студентов пед. ин-тов / А.В. Петровский, В.В. Шпалинский. М.: Просвещение, 1978. - 176 с.
45. Психология и педагогика в вопросах и ответах. [Текст]: Серия: Учебники, учебные пособия / Л.Д. Столяренко, С.И. Самыгин. - Ростов-на- Дону: Феникс, 1999. - 576 с.
46. Развитие общения дошкольников [Текст]: / Под ред. А.В. Запорожца, М.И. Лисиной. - М., 1974 - 308 с.
47. Развитие общения дошкольников со сверстниками [Текст] / Под ред. А.Г. Рузской. - М.: Педагогика, 1989. - 244 с.
48. Репина, Т.А. Социально-психологическая характеристика группы детского сада [Текст] / Т.А. Репина. - М.: Педагогика, 1988. - 164 с.
49. Репина, Т.А. Социально-психологическое изучение общения дошкольников в игре и их межличностные взаимоотношения [Текст] / Т.А. Репина. - М., 1986. - 190 с.
50. Рояк, А.А. Психологическая характеристика трудностей взаимоотношений со сверстниками детей дошкольного возраста [Текст] /
A. А. Рояк // Вопросы психологии. - 2004. - № 4. - С. 18-20.
51. Руководство играми детей в дошкольных учреждениях [Текст] / Под ред. Васильевой М.А. - М.: Просвещение, 1986. - 109 с.
52. Сарджвеладзе, Н.И. Личность и ее взаимодействие с социальной средой [Текст] / Н.И. Сарджвеладзе. - Тбилиси: Мецниереба, 1989. - 103 с.
53. Сластенин, В.А. и др. Педагогика [Текст]: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 576 с.
54. Сластенин, В.А. Методика воспитательной работы [Текст] /
B. А. Сластенин. - М.: Просвещение, 2002. - 142 с.
55. Смирнова, Е.О. Межличностные отношения дошкольников: Диагностика, проблемы, коррекция [Текст] / Е.О. Смирнова, В.М. Холмогорова. - М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2003. - 160 с.
56. Смирнова, Е.О. Особенности общения с дошкольниками [Текст]: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Е.О. Смирнова. - М.: Издательский центр «Академия», 1999. - 237 с.
57. Смирнова, Е.О. Развитие отношения к сверстнику в дошкольном возрасте [Текст] / Е.О. Смирнова, В.Г. Утробина //. Вопросы психологии. - 2006. - С.36-38
58. Субботский, Е.В. Психология отношений партнёрства у дошкольников [Текст] / Е.В. Субботский. - М., 1976. - 169 с.
59. Сухомлинский, В.А. Методика воспитания коллектива [Текст] / В.А. Сухомлинский. - М.: Просвещение, 2000. - 53 с.
60. Сушков, И.В. Социально-личностное развитие [Текст] / И.В. Сушков // Ребенок в детском саду. - 2002. - №1. - С. 22-24.
61. Титова, Н.И. Учебно-педагогическая коммуникация - средство построения сообщества дошкольников [Текст] / Н.И. Титова. // Управление дошкольным образовательным учреждением. - 2012. - №3. - С. 12-18.
62. Усова, А.П. Роль игры в воспитании детей [Текст] / А.П. Усова. Под редакцией А.В. Запорожца. - М.: Просвещение, 1976. - 96 с.
63. Учебно-методический комплекс дисциплины: методические
рекомендации для преподавателей [Текст] / Сост.: Н.А. Кочергина, Бийский педагогический государственный университет им. В.М.Шукшина. - Бийск: БПГУ им В.М. Шукшина, 2008. - 50 с.
64. Хушбахтов, А.Х. Терминология «педагогические условия» [Текст] // Молодой ученый. - 2015. - №23. - С. 1020-1022.
65. Щетинина, В.В. Диагностика опыта сотрудничества у детей 5-7 лет [Текст]: учеб.-метод. пособие / В.В. Щетинина, Е.В. Бабич. - Тольятти: ТГУ, 2010. - 71 с.
66. Электронные словари [Электронный ресурс] / Режим доступа: http: //'№№№.вокабула.рф/словари
67. Эльконин, Д.Б. Психология игры. [Текст] / Д.Б. Эльконин. -
М.: Просвещение, 1978. -279 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ