ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТВОРЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ВООБРАЖЕНИЯ В ИНТЕГРИРОВАННОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 7
1.1. Определение понятия творческого воображения в психолого-педагогической литературе 7
1.2. Методические основы развития творческого воображения в
интегрированной художественной деятельности у детей старшего дошкольного возраста 14
1.3. Развитие творческого воображения в интегрированной художественной деятельности у детей старшего дошкольного возраста на занятиях аппликацией 33
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ В ИНТЕГРИРОВАННОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 39
2.1. Диагностическое исследование по определению уровня
развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста на конструирующем этапе опытно - поисковой работы 39
2.2. Организация занятий направленных на формирование
развития творческого воображения в интегрированной художественной деятельности детей старшего дошкольного возраста (формирующий этап опытно - поисковой работы... 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 62
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 66
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 68
В последнее время в нашем обществе все более остро встает вопрос о воспитании творческой личности. В связи с этим возникает особая необходимость в изучении развития творческих процессов и нахождения путей их оптимизации [53, с. 49].
Искусство заключает в себе большой потенциал для развития личности. В исследованиях Б.М. Неменского, Н. А. Ветлугиной, Т.С. Комаровой, Р. М. Чумичевой, Т.Н. Дороновой, Е.А. Флериной и др. доказано, что общение с произведениями искусства имеет познавательное значение, помогает развитию и совершенствованию чувств, активно способствует росту эстетического сознания личности.
С 1 сентября 2013 г. вступил в силу Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», который внёс ряд существенных изменений в систему образования Российской Федерации и, в частности, в дошкольное образование в статье 26, пункте 1.1 «Дополнительные пред профессиональные общеобразовательные программы в области искусств реализуются в целях выявления одаренных детей в раннем детском возрасте, создания условий для их художественного образования и эстетического воспитания, приобретения ими знаний, умений и навыков в области выбранного вида искусств, опыта творческой деятельности и осуществления их подготовки к поступлению в образовательные учреждения.
На современном этапе развития нашего государства, на фоне экономических и политических изменений, целью учебного - воспитательного процесса является всестороннее развитие ребёнка. Перед дошкольными образовательными организациями, стоит задача дать своим воспитанникам знания, привить навыки и умения, способствующие творческому развитию воображения дошкольников. Воспитание человека, всесторонне развитого человека - задача сложная, актуальная.
Психологи Н.А. Ветлугина, Г. Г. Григорьева доказали, что воображение широко включено в творческую деятельность человека на различных этапах его жизни. Особенно значимым становится выявление специфики воображения, закономерностей его развитие и становления при изучении дошкольного детства, так как именно в этот период, как указывал Л. С. Выготский, закладываются основы развития данного процесса. На значения воображения, в жизни ребенка указывали практически все психологи, изучавшие онтогенез психического развития. Некоторые из них В. Штерн, Д. Дьюи утверждали, что воображение ребенка богаче воображения взрослого, другие Л.С. Выготский, С. Л. Рубинштейн указывали на относительность детского воображения, которое можно оценивать только в сравнении с темпом развития других психических процессов.
Работа по творческому развитию воображения воспитанников должна осуществляться в течение всего дня начиная с прихода детей в детский сад. Принимая детей в группу, воспитателю следует спрашивать детей о том, что они видели по дороге в детский сад, предлагать описать виденное, подчеркнуть, что особенно понравилось. Такое содержательное общение необходимо детям. Оно будет стимулировать желание увидеть красоту окружающей жизни. Чтобы решать задачи творческого развития, педагог должен знать, что такое творчество вообще и какова специфика детского творчества.
Основная цель педагога - это развитие творческого потенциала ребенка, создание условий для его самореализации. Поэтому важно, чтобы работа воспитателя строилась на научной основе и проводилась по определенной программе, учитывающей современный уровень развития различных видов искусства, с соблюдением принципа постепенности, последовательного усложнения требований, дифференцированного подхода к знаниям и умениям детей старшего дошкольного возраста.
Созданная в детском саду предметно - развивающая среда способствует познавательному развитию, развитию интереса к миру искусства, навыков в изобразительной деятельности. Поэтому на занятиях воспитателю нужно создавать наиболее комфортную, творческую обстановку для ребенка.
Таким образом, в результате анализа данной проблемы, было выявлено противоречие между: особой необходимостью в изучении развития творческих процессов и нахождения путей их оптимизации.
Сформулированные противоречия позволили определить проблему исследования, в каких видах детской деятельности возможно создать наиболее эффективные условия для развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста. Это определило выбор темы исследования «Организационно - педагогические условия развития у дошкольников творческого воображения в интегрированной художественной деятельности».
Цель исследования - теоретически обосновать, разработать и апробировать в условиях дошкольной организации содержание методической работы по развитию творческого воображения на занятиях аппликацией.
Объект исследования - процесс развития творческого воображение у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования - комплекс занятий по развитию творческого развития воображения у детей старшего дошкольного возраста в интегрированной художественной деятельности.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- проанализировать литературу по теме исследования, выявить сущность понятия «творческое воображение»;
- провести анализ литературы и выявить теоретическое и методическое обоснование творческого воображения детей старшего дошкольного возраста в интегрированной художественной деятельности;
- разработать содержание занятий в интегрированной художественной деятельности, направленное на развитие творческого воображения старших дошкольников в ходе опытно - поисковой работы.
Для решения поставленных задач и проверки гипотезы были использованы следующие методы исследования теоретический анализ состояния исследуемой проблемы; изучение передового педагогического опыта; беседы с воспитанниками; наблюдение; обобщение педагогического опыта; анализ продуктов детского творчества; опытно - поисковая работа; сравнительно - сопоставительный анализ учебно - воспитательной работы. База исследования: Свердловская область, г. Туринск МАДОУ «Детский сад комбинированного вида № 4 «Василек»». В опытно - поисковой работе в качестве испытуемых приняли участие 25 воспитанников подготовительной к школе группе № 2 в возрасте от 6 - 7 лет.
Структура выпускной квалификационной работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложения.
Творческое начало рождает в ребенке живую фантазию, живое воображение. Творчество по природе своей основано на желании сделать что- то, что до тебя еще никем не было сделано, или хотя то, что до тебя существовало, сделать по-новому, по-своему, лучше. Иначе говоря, творческое начало в человеке - это всегда стремление вперед, к лучшему, к прогрессу, к совершенству и, конечно, к прекрасному в самом высоком и широком смысле этого понятия.
В результате проделанной работы, нами сделан вывод, что выбранная тема актуальна, так как творческое развития воображения действительно занимает важное место во всей системе учебно-воспитательного процесса. В последнее время в нашем обществе все более остро встает вопрос о воспитании творческой личности. В связи с этим возникает особая необходимость в изучении развития творческих процессов и нахождения путей их оптимизации. Психологи доказали, что воображение широко включено в творческую деятельность человека на различных этапах его жизни.
Старший дошкольный возраст является наиболее сензитивным для развития творческого воображения, что обусловлено возрастными и физиологическими особенности ребенка. Как подчеркивал Л. С. Выготский, эти два процесса развиваются взаимосвязано. Мышление обеспечивает избирательность в преобразовании впечатления, а воображение дополняет, конкретизирует процессы мыслительного решения задач, позволяет преодолеть стереотипы. И решение интеллектуальных проблем становится творческим процессом. Фантазируя, дети выделяют объективные закономерности окружающего. Именно в реальном мире находится источник образов воображения.
Для развития творческого воображения необходима комфортная психологическая обстановка и создание положительного эмоционального настроя. Занятия по развитию творческого воображения должны строиться в игровой форме, обеспечивающей максимальную свободу проявления фантазии ребенка. Любые проявления самостоятельного и оригинального мышления у ребенка должны подкрепляться и поощряться (даже не совсем удачные, что способствует созданию «ситуации успеха» и мотивирует ребенка к дальнейшему развитию воображения. Важна собственная деятельность детей, все этапы занятия должны по возможности предусматривать личное участие детей, желательно, каждого ребенка в творческом действии.
Изучив психолого-педагогическую литературу по теме нашего исследования, мы пришли к выводу, что проблема формирования самостоятельности у детей дошкольного возраста на занятиях аппликаций сегодня становится все более актуальной. Это связано с тем, что изобразительная деятельность и, в частности, аппликация заключают в себе большие возможности для развития этого качества личности. Была рассмотрена аппликация как продуктивный вид деятельности, который имеет художественно-образное начало и носит моделирующий характер. Моделируя предметы окружающего мира в процессе изобразительной и конструктивной деятельности, ребенок подходит к созданию реального продукта, в котором представления о предмете, явлении, ситуации получают материальное воплощение в условно-плоскостном изображении. Аппликация может быть: предметной, сюжетной и декоративной.
Работая с детьми дошкольного возраста, общаясь с ними, играя, занимаясь мы понимаем, что все дети наделены способностями. Разными: у кого-то получается возводить интересные постройки из кубиков, кто-то обладает нежным голоском, у кого-то хорошая пластика и он прекрасно выполняет танцевальные движения. Нужно постараться увидеть эти способности, рассмотреть их и дать возможность этим талантам и способностям проявиться, развиться. Поддержать творческое начало ребенка очень важно, ведь при этом происходит развитие личности, формируются его нравственно-волевые качества, эстетические чувства, отношение к труду.
Ведущей деятельностью в дошкольном возрасте становится игровая, однако игра является весьма привлекательной и желаемой для детей, что учитывалось при составлении данной программы, включающей в себя множество разнообразных игр и упражнений. Игра создает атмосферу непринужденности, помогает детям расслабиться. В игре легче и проще усваиваются новые и совершенствуются уже имеющиеся знания, умения и навыки, легче раскрываются творческие способности участников. Так как детям старшего дошкольного возраста присуща активная двигательная деятельность, в которой происходит как формирование и закрепление новых навыков, ролей и форм поведения, так и разрядка эмоционального состояния, физического напряжения, сплочение детского коллектива.
Взгляд на воспитание ребенка сделал актуальной проблему образования и воспитания дошкольников средствами интеграции разных видов искусств, как к мощному синтетическому средству развития их творческих способностей. Интеграция - это уровень взаимодействия, взаимосвязи.
В ходе интегрированных занятий изобразительной деятельностью в музыкальном сопровождении, построенных в игровой форме заложен огромный потенциал для развития не только творческого воображения, но и всестороннего творческого развития личности ребенка.
Возможности интегрированных занятий в развитии творческого воображения старших дошкольников становятся безграничными, при условии, что педагог сумеет правильно выстроить весь цикл занятий.
Ко всему вышесказанному напрашивается вывод: для успешного развития творческого воображения в старшем дошкольном детстве необходимо соблюдение ряда условий. К таким условиям относятся:
- психологически комфортная обстановка и положительный эмоциональный настрой на основе личностно ориентированного подхода во взаимодействии с детьми;
- игровая (доступная и интересная для ребенка) форма организации занятий;
- разнообразие способов взаимодействия взрослого и ребенка в художественно-творческой деятельности;
- интеграция различных видов художественной практической деятельности.
Соблюдение выделенных условий позволяет ребенку раскрыть свои способности в игре, дать свободу фантазии в различных направлениях. Возможности интегрированных занятий в развитии творческого воображения старших дошкольников становятся действительно безграничными, при условии, что педагог сумеет правильно выстроить воспитательно-образовательный процесс.
Учёными выявлено, что приобщая старшего дошкольника к богатейшему опыту человечества, накопленному в искусстве, в том числе изобразительном, можно заложить прочную основу для формирования эстетического вкуса и научить детей видеть, чувствовать и понимать прекрасное.
Таким образом, цель и задачи выпускной квалификационной работы решены, гипотеза подтвердилась.
1. Акулова Е. В. Формируем у детей самостоятельность и ответственность [Текст] / Е. Акулова // Дошкольное воспитание. - 2009. - №9 - с. 52-53
2. Акулова Е. Творческое развитие воображения [Текст] / Е. Акулова // Дошкольное воспитание. - 2009. -№9 - с. 52-53
3. Амоков А. Б. Искусство аппликации: книга для занятий с детьми младшего и среднего возраста [Текст] / А. Б. Амоков. - Москва, Школьная Пресса, 2002. - 48 с.
4. Ашиков В. Совместная творческая деятельность педагога в программе «Семицветик» [Текст] / В. Ашиков // Дошкольное воспитание.- 1999.- №1. - с. 38-46
5. Аширова А. М. Особенности развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста [Текст] / А. М. Аширова // Теоретические и прикладные аспекты современной науки . -2014. -№4-3. - с.107.
6. Белякова О. В. Волшебная бумага [Текст] /О. В. Белякова. - Ростов- на-Дону: Феникс, 2006. - 254 с.
7. Бердюгина О. М. Развитие творческого воображения у детей
старшего дошкольного возраста в интегрированной художественной
деятельности [Текст]: материалы всероссийской научно-практической
конференции. - Екатеринбург: УрГПУ . -2015. - №12 - с. 99-104.
8. Богатеева З. А. Занятия аппликацией в детском саду [Текст]: учебное пособие / З. А. Богатеева. - Москва: Просвещение,1988. - 224 с.
9. Васильева М. О развитии творческого потенциала дошкольников [Текст] / М.Васильева // Дошкольное воспитание - 2009.- №21- с. 9-16
10. Ваш ребенок: От года до шести [Текст] / пер. с итал. Б. Богомолова, С. Мещерякова, С. Френкель. - Москва: Астрель, 2002. - 480 с.
11. Венгер Л. А. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет [Текст]: книга для воспитателей детского сада / Л. А. Венгер, Н.Б. Венгер, Э. Г. Пилюгина. - Москва : Просвещение, 1988. - 144 с.
12. Венгер Н. Ю. Путь к развитию творчества [Текст] / Н. Ю. Венгер // Дошкольное воспитание. -1982. -№11. - с. 32-38.
13. Воеводина А. И. Особенности развития старших дошкольников в условиях интегрированной художественной деятельности [Текст]: материалы II Международной научной конференции.-2012. -№20.- с.67-71.
14. Волков Б. С. Детская психология. Логические схемы [Текст] / Б. С. Волков, Н. В. Волкова. - Санкт-Петербург: ГИЦ ВЛАДОС, 2007. - 252 с.
15. Выготский Л. Н. Воображение и творчество в дошкольном возрасте [Текст] / Л. Н. Выготский. - Санкт-Петербург: Союз,1997. - 96 с.
16. Глухова М. Ф. Специфика ориентации будущего педагога в проблеме развития самостоятельности детей в общении [Текст] / М. Ф. Глухова // Подготовка учителя в педагогическом колледже. Проблемы технологии. - Волгоград: Волгогр. гос. пед. ун-т, 1996. - с. 124-130
17. Горев П. М. Научное творчество: Методы конструирования новых идей [Текст]: учебное пособие / П. М. Горев, В. А. Михайлов, В. П. Утемов. - Киров: МЦИТО,-2014.-с. 98-101.
18. Григорьева О. А. Особенности развития творческого воображения старших дошкольников [Текст] / О.А. Григорьева // Дошкольное воспитание.- 2014, №20.-с.568-569.
19. Гусакова М. А. Аппликация [Текст]: учебное пособие / М. А.
Гусакова. - Москва: Просвещение, 1987. - 128 с.
20. Дубровская Н. В. Приглашение к творчеству [Текст] / Н. В. Дубровская.- Санкт-Петербург: Детство-Пресс, 2002. - 128 с.
21. Дудецкий А. Я. Теоретические основы воображения и творчества
[Текст] / А. Я. Дудецкий. - Смоленск: СГПИ , 2004. - 153 с.
22. Дьяченко О. М. Развитие воображения дошкольника [Текст] / О. М. Дьяченко. - Москва: Международный Образовательный и Психологический Колледж, 1996. - 197 с.
23. Калдина Д. Н. Лепка и аппликация с детьми 6-7 лет [Текст]: конспекты занятий / Д. Н. Калдина. - Москва: Мозаика-синтез, 2011. - 41 с.
24. Карпенко Л. А. Энциклопедический словарь [Текст] / Л. А. Карпенко, под общ. ред. А. В. Петровского. - Москва: ПЕР СЭ, 2005. - 176 с.
25. Комарова Т. С. Игра и изобразительное творчество [Текст] / Т. С. Комарова // Дошкольное воспитание. - 2005. - №4. - с.35-39.
26. Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду. Программа и методические рекомендации [Текст] / Т. С. Комарова. - Москва: Мозаика-синтез, 2010. - 56 с.
27. Комарова Т. С. Интегрированные занятия с детьми 5-7 лет [Текст] / Т. С. Комарова. - Москва: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2001. - 19 с.
28. Кравцова Е. Е. Разбуди в ребенке волшебника [Текст] / Е. Е. Кравцова. -Москва: Просвещение, 1996. - 160 с.
29. Курганова Н.А. Формирование творческого воображения как направления интеллектуально-личностного развития дошкольников [Текст] / Н. А. Курганова Н.А. // НДОУ Детский сад №125. -2010. -№10. - с. 135-136.
30. Манаева Е. И. Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе аппликации [Электронный ресурс] URL: http: //nsportal .ru/detskiy-sad/applikatsiya.html
31. Махунина В. С. Возрастная психология: Детство, отрочество, юность [Текст] / В. С. Махунина, А. А. Хвостов. - Екатеринбург: Академия, 2005. - 624 с.
32. Мелькумова Н. А. Аппликация как средство развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста [Текст] / Н. А. Мелькумова // Молодой ученый. - 2015.-№3. - с. 808 - 813.
33. Николаева О.Ф. Социоигровой подход к развитию творческого мышления старшего дошкольника [Текст] / О. Ф. Николаева // Вестник ЧГПУ. -2010. -№10. - с. 143-144.
34. Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка [Текст] / С. И. Ожегов, под. ред. Н. Ю. Шведовой. - 22-е изд. - Москва : Мир и образование, 1990. - 917 с.
35. Первушина Е. В. Способности ребенка. Как выявить и развить? [Текст] / Е. В. Первушина. - Санкт-Петербург: Невский проспект; Вектор,2007. - 287 с.
36. Пигарев К. С. Русская литература и изобразительное искусство [Текст] / К. С. Пигарев. - Москва: Наука,1972. - 125 с.
37. Погодина С. Роль изобразительного творчества в становлении ребенка как личности [Текст] / С. Погодина // Дошкольное воспитание. 2009.- №9 - с. 74-80.
38. Полушина Н. А. Искусство и дети [Текст] / Н. А. Полушина. - Москва: Просвящение,1982. - 254 с.
39. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155" "
(Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 N 30384 [Электронный ресурс]. - Режим доступа:http://www.consultant.ru/
40. Разумный В. Н. Эстетическое воспитание [Текст]: сущность, формы, методы / В. Н. Разумный. - Москва: Мысль,1969. - 188 с.
41. Сакулина Н. П. Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию [Текст] / Н. П. Сакулина, Т. С. Комарова. - Москва: Просвещение, 1979. - 280 с.
42. Смирнова Е. О. Дошкольная педагогика и психология [Текст]: учебник для вузов / Е. О. Смирнова. - Москва: ГИЦ, 2006. - 368 с.
43. Столяренко Л. Д. Психология и педагогика в вопросах и ответах [Текст]: учебное пособие / Л. Д. Столяренко, С. И. Самыгин. - Мосвка: Кнорус, 1999. - 480 с.
44. Суботский Е. В. Ребенок открывает мир [Текст] / Е. В. Суботский. - Москва: Просвещение, 1991. - 207 с.
45. Щеблыкин И. К. Аппликационные работы в начальных классах [Текст]: книга для учителя / И. К. Щеблыкин, В. И. Романина, И. И. Кагакова. - 2-е изд., испр. и доп. - Москва: Просвещение, 1990. - 191 с.