ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ
СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 6
1.1. Творческие способности младших школьников в психолого-педагогической литературе 6
1.2. Развитие творческих способностей младших школьников
в контексте ФГОС: приемы и методы 17
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ
ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В
КОНТЕКСТЕ РЕАЛИЗАЦИИ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС 33
2.1. Определение содержания диагностического исследования по изучению развития творческих способностей младших
33
школьников
2.2. Практика развития творческих способностей младших
школьников в гимназии № 116 г.Екатеринбурга 40
2.3. Сравнительный анализ результатов исследования развития
творческих способностей младших школьников 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 63
ПРИЛОЖЕНИЕ 69
Современный мир подвержен постоянным изменениям, темпы развития общества принуждают человека к постоянному совершенствованию, познанию новшеств, приспособлению к новым жизненным условиям. На рынке труда, в данный момент времени, более востребованы личности, готовые быстро вникать в новую ситуацию иметь творческий подход в решении возникших проблем.
Возникает потребность в изучении самой природы творчества, разнообразия его проявлений, путей развития творческих способностей, которые начинаются еще с детства.
Для подготовки будущего специалиста с развитыми творческими способностями, необходимо развивать их уже в младшем школьном возрасте. В этот период развития дети более любознательны, открыты всему новому, способны импровизировать, позитивно относятся к старшим, которые выступают образцом для подражания, полны желания создавать собственный творческий продукт. Всё вышесказанное актуализирует необходимость обращения к проблеме развития творческих способностей младших школьников.
Актуальность темы обусловлена и подчеркивается в существенных документах в области образования. Так, Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» (утвержденная Президентом Российской Федерации от 4 февраля 2010 г. № Пр-271) подчеркивает, что в современном обществе «...важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни.Задача учителя - помочь ребятам найти себя в будущем, стать самостоятельными, творческими и уверенными в себе людьми» [21, с.1].
В федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования, также подчеркивается деятельность обучающихся, направленная на «...освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.» [30, с.6].
Проблема исследования: каковы эффективные приемы и методы развития творческих способностей младших школьников в контексте реализации требований ФГОС.
Изучению творческих способностей младших школьников посвящено целый ряд работ отечественных и зарубежных ученых, где раскрываются множество аспектов изучаемого феномена; это ученые: Е.Л. Яковлева, Я.А. Пономарев, Б.М. Теплов, В.Н. Дружинин, Е.П. Варламов, Дж. Гилфорд, А. Маслоу, Э. Торренс, Н.М. Гнатко, Д.Б.Богоявленская, А.А. Мелик-Пашаев и другие.
В экспериментальных психологических исследованиях (Р.М.Грановской, Б.Б. Коссова, А.А. Леонтьева, В.Н. Дружинина и др.) рассматривается развитие творческих способностей обучающихся, их особенности формирования в учебной и внеурочной деятельности, влияние среды на формирование творческих способностей. На наш взгляд, на сегодняшний день, недостаточно раскрыт вопрос, в научной литературе, о приемах и методах развития творческих способностей младших школьников.
Актуальность проблемы исследования позволила сформулировать тему исследования: «Развитие творческих способностей младших школьников в контексте реализации требований ФГОС ».
Объект исследования: развитие творческих способностей младших школьников как психолого-педагогическое явление.
Предмет исследования: приёмы и методы развития творческих способностей младших школьников в контексте реализации требований ФГОС.
Цель исследования: теоретически обосновать и опытно-поисковым путём апробировать приемы и методы развития творческих способностей младших школьников в контексте реализации требований ФГОС.
Задачи исследования:
1. Раскрыть развитие творческих способностей младших школьников как психолого-педагогическое явление.
2. Выявить приемы и методы развития творческих способностей младших школьников в контексте реализации требований ФГОС.
3. Раскрыть практические аспекты развития творческих способностей младших школьников в контексте требований ФГОС НОО в гимназии №116 г. Екатеринбурга.
Для решения поставленных задач, были использованы следующие методы исследования: теоретические - анализ, синтез, систематизация, обобщение; эмпирические - наблюдение, тестирование.
Выпускная квалификационная работа состоит из: введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, состоящего из 50-ти источников, 4-х приложений. Общий объем выпускной квалификационной работы составляет 76 страниц, из них 62 страницы основного текста, 8 страниц приложения. Работа содержит 13 таблиц и 2 диаграммы.
В современном обществе ребенок постоянно находится в ситуации избытка информации, необходимости структурировать имеющиеся данные и, выбирая главное, следовать по пути развития. Особую важность приобретают развитые творческие способности, позволяющие вовремя выявить противоречия в ситуации и найти оптимальные способы выхода из трудностей. Таким образом необходимо с раннего детства, а особенно в младшем школьном возрасте заниматься развитием творческих способностей ребенка, что подчеркивается и в федеральном государственном образовательном стандарте ФГОС НОО.
В ходе исследования на тему: «Развитие творческих способностей младших школьников в контексте реализации требований ФГОС», мы решили следующие задачи:
1. Раскрыли развитие творческих способностей младших школьников как психолого-педагогическое явление.
2. Выявили приемы и методы развития творческих способностей младших школьников в контексте реализации требований ФГОС.
3. Практически исследовали приёмы развития творческих способностей младших школьников в контексте реализации требований ФГОС НОО в гимназии № 116 г. Екатеринбурга.
В ходе исследования была изучена и проанализирована психолого- педагогическая литература. Она позволила определить, что же такое «способности» и «творческие способности», выделить особенности обучающихся младшего школьного возраста с точки зрения развития у них творческих способностей, выявить эффективные приемы и методы развития творческих способностей младших школьников в контексте реализации требований ФГОС.
Так, способность - природная одарённость, талантливость.
Способности - определённые индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого, которые не сводятся к наличному, имеющемуся уже у человека запасу навыков и знаний, а обуславливают лёгкость и быстроту их приобретения (Теплов Б.М.). Творческие способности - определённые индивидуально-психологические особенности человека, позволяющие приходить к новым, при этом обоснованным решениям проблем. Способность создавать вещи неотразимые, убедительные, значительные.
Зарубежные и отечественные ученые давно занимаются разработкой темы развития творческих способностей. Дж. Гилфорд, А. Маслоу,
Э. Торренс, Н.М. Гнатко, Д.Б.Богоявленская, Е.П. Варламова, В.Н. Дружинин, А.А. Мелик-Пашаев, Я.А. Пономарёв, Б.М. Теплов, Е.Л. Яковлева и др. раскрывают различные аспекты изучаемой проблемы.
Исследователи творческих способностей предлагают большое количество методик, тестов, заданий по диагностике творческих способностей. Дж. Гилфорд и Э. Торренс отмечают их основные показатели: легкость (беглость), гибкость, оригинальность, разработанность (тщательность, детализация образов). Мы использовали для фиксации результатов наблюдения за проявлениями творческих способностей детей в процессе деятельности таблицу «Критериальная характеристика творческой самореализации школьников в учебно-творческой, познавательной деятельности» по Л.Н. Дроздиковой, тест-игра «Изобретатель» (по Л.Ю. Субботиной).
ФГОС НОО привлекает наше внимание к решению проблем «... освоения способов решения проблем творческого и поискового характера», нацеливая нас на поиск эффективных методов и приемов по развитию творческих способностей младших школьников. Изучив предлагаемые учеными методы и приемы, мы обратили внимание, что они большое внимание уделяют процессу воображения, в частности приемам преобразования действительности в воображении: комбинированию, акцентуированию, типизации и др. Ученые предлагают использовать такие методы, как «Мозговой штурм», синектика, проблемное обучение, метод проектов, технологию ТРИЗ.
В рамках выпускной квалификационной работы представлено исследование творческих способностей младших школьников, методов и приемов, позитивно влияющих на их развитие.
Анализ первичных результатов исследования творческих способностей младших школьников показал что, у учащихся контрольной группы в целом уровень развития творческих способностей выше, чем у учащихся экспериментальной группы. Так, например, по тесту-игре «Изобретатель» Л.Ю. Субботиной высокий уровень проявления творческих способностей в контрольной группе был выше на 20%, а низкий уровень имели на 20% детей меньше. По диагностике Л.Н. Дроздиковой высокий уровень развития творческой самореализации наблюдался на 17% выше в контрольной группе, средний уровень - на 10% выше, а низкий уровень был ниже на 27%.
Данные первого констатирующего этапа свидетельствуют о недостаточном уровне развития творческих способностей учащихся, что обуславливает необходимость проведения формирующего этапа опытно-поисковой работы.
В ходе опытно-поисковой работы мы применяли методы и приемы, которые требуют большей или полной самостоятельности и рассчитаны на поисковую деятельность, неординарный, нетрадиционный подход и творческое применение знаний. На уроках литературного чтения это были приемы: словесное развертывание образов произведения, творческая
театрализация, изобразительное творчество. Создав творческую атмосферу, привлекали детей к выразительному чтению, комментированному чтению, выполнению творческих заданий. Постановка на уроке учебной проблемы побуждала их к поиску решений. С помощью приема «интерпретация сказки» каждый ученик имеет возможность творчески проявить свои индивидуальные особенности, выступая в роли, изменяя характер героев. Повышение творческой активности наблюдали при использовании драматизации, школьники охотно выбирали роль и с различных точек зрения рассматривали проблему.
На уроках изобразительного творчества использовали приемы рисования определенного отрывка произведения с последующим обсуждением, что также побуждало обучающихся к творческому высказыванию.
На уроках окружающего мира мы использовали приемы технологии ТРИЗ, доказавшие свою эффективность. Математические примеры и задания, обыгранные в проблемной ситуации, также нацеливали младших школьников на творческую деятельность по их разрешению. Использование на уроках технологии приемов по изменению свойств объекта или технологии изготовления приводит к подъему творческой мысли, нестандартному взгляду на привычные вещи.
В процессе опытно-поисковой работы мы наблюдали, как применение специальных методов и приемов по развитию творческих способностей положительно сказывается на общем психологическом настрое на учебную деятельность школьников, умении строить высказывания, генерировать новые идеи, разрешать противоречия.
После проведенного анализа повторных результатов, исследования творческих способностей младших школьников, нами было отмечено, что, в целом, у обучающихся экспериментальной группы, в работе с которыми использовали приемы и методы развития творческих способностей, уровень развития творческих способностей стал несколько выше, чем у учащихся контрольной группы. Так, например, в группе, где школьники имели возможность участвовать в творческой деятельности (экспериментальная группа) на 30% увеличилось количество респондентов с высоким уровнем развития творческих способностей, по диагностике Л.Ю. Субботиной. На 10% увеличилось количество обучающихся со средним уровнем развития творческих способностей. Низкий уровень на контрольном этапе не наблюдался. По диагностике Л.Н.Дроздиковой «Критериальная характеристика творческой самореализации» на 27% увеличилось количество респондентов с высоким уровнем творческой самореализации личности, На 6% увеличилось количество обучающихся со средним уровнем творческой самореализации личности. Низкий уровень творческой самореализации личности в экспериментальной группе, на контрольном этапе, снизился на 23%.
Данные контрольного этапа свидетельствуют об эффективности нашей работы по развитию творческих способностей учащихся, актуальности проводимого исследования, целесообразности применяемых приемов и методов. После проведенной работы, в процессе наблюдения за детьми, мы отметили положительную мотивацию к творческой деятельности, самоорганизацию при выполнении творческих заданий, стремление довести работу до конца, получить результат, а также отметили развитие творческих способностей.
Таким образом, цель исследования достигнута, а поставленные задачи решены.
Данное исследование не является исчерпывающим, в дальнейшем ещё работа по развитию творческих способностей младших школьников будет продолжена.
1. Агафонова, О.П. Метод проектов как средство формирования субъектной позиции младших школьников [Текст] / О.П. Агафонова // Журнал «Академический вестник Института образования взрослых Российской академии образования «Человек и образование». - 2010.- №6. - С. 30-32
2. Белкин, А. С. Ситуация успеха [Текст] / А. С. Белкин. - М. : Просвещение, 1991. -176 с.
3. Блинова, Л.Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития: Учеб. Пособие [Текст] / Л.Н.Блинова. - М. : Изд-во НЦ ЭНАС, 2001. - 136 с.
4. Васючкова, Э.С. Среда формирования творческих способностей у
детей [Электронный ресурс] // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств.2007. URL:
http:ZZwww.cyberleninka.ru/articleZn/sreda-formirovaniya-tvorcheskih- sposobnostey-u-detey (дата обращения: 17.04.2017)
5. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте [Текст] / Л.С. Выготский.- СПб. : СОЮЗ, 1997. - 96 с.
6. Головей, Л. А. Практикум по возрастной психологии [Текст] : учеб. пособие для студентов педвузов / Л.А.Головей, Е.Ф. Рыбалко. - СПб. : Речь, 2001. - 694 с.
7. Дружинин, В.Н. Психология. Учебник для гуманитарных вузов [Текст] / В.Н. Дружинин. - СПб. : Питер, 2001. - 656 с.
8. Дубровина, И.В. Психологические механизмы или приемы создания образов воображения [Текст] / И.В.Дубровина // Журнал « Практическая психология и логопедия». - 2008. - №4. - С.46-49.
9. Зайцева, К.П. Формирование коммуникативных способностей младших школьников в учебно-воспитательной деятельности в условиях преемственности ФГОС НОО и ФГОС ДО [Текст] / К.П.Зайцева // Журнал «Современные исследования социальных проблем» . -2015. -№12. - С. 22-28.
10. Ильин, Е.П. Психология творчества, креативности, одаренности [Текст] / Е.П. Ильин. - Спб. : Изд-во «Питер», 2012. - 434с.
11. Кондратьева, Н.В. Педагогические условия развития творческих
способностей младших школьников в условиях реализации ФГОС второго поколения [Текст] / Н.В. Кондратьева // «Вестник Челябинского
государственного педагогического университета».- 2016. - № 4. - С.20-25.
12. Крестьянинова, Е.Н. Коммуникативное творчество в современном обществе [Текст] / Е.Н. Крестьянинова // «Приволжский научный вестник». - 2012. -№ 2 - С.34-42.
13. Крылова, Н.Б. Школьный уклад: повышение качества жизни школы. [Текст] / Н.Б. Крылова // библиотека журнала «Директор школы». - 2010.- № 6 - С.51-57.
14. Кудрявцев, В.Т. Ребёнок - дошкольник: новый подход к диагностике творческих способностей [Текст] / В.Т.Кудрявцев // Журнал «Дошкольное воспитание».- 1995.- № 9. - С. 54-57, № 10. - С. 32-34.
15. Кудрявцев В.Т. Креативная тенденция в психическом развитии
ребенка [Электронный ресурс] // Первые чтения памяти В.В. Давыдова. 1998. URL: http: //www. experiment.lv/rus/biblio/pervie 4tenij a/p4 kudrj avcev 1. htm
(дата обращения 18.04.2017).
...